ситуаций, и социальной среды для достижения определенной педагогической цели, при этом логическая последовательность организационной педагогической деятельности должна проходить от более простых форм к более сложным, т.е. от организации информации к организации ситуации и, далее, к организации среды — исправительной среды, применительно к пенитенциарной педагогике.
Американский психолог Дж. Роттер в середине XX века создал теорию, объясняющую поведение человека в контексте социальных ситуаций, подчеркивая тот факт, что основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях, а также целенаправленность человеческого поведения. Для пенитенциарной педагогики очень важным является определение роли, форм и способов организации ситуаций в педагогическом процессе организации исправительной среды.
В пенитенциарном учреждении организация социальных ситуаций является процессом упорядочения взаимоотношений между самими осуждёнными, а также между осуждёнными и сотрудниками пенитенциарного учреждения. Основой данного процесса являются законодательные требования и моральные нормы взаимоотношений, принятых в цивилизованном сообществе, а также режим пенитенциарного учреждения, под которым понимается установленный порядок исполнения и отбывания наказания.
Задача научения правопослушным правилам поведения в условиях существования в коллективе заключается в организации поведения осуждённого в каждой конкретной ситуации его жизни как в пенитенциарном учреждении, так и в ситуациях, которые могут возникнуть после его освобождения.
Рассмотренные этапы организации исправительной среды пенитенциарного учреждения (I — организация информации; II — организация ситуации) являются необходимыми технологическими звеньями данного педагогического процесса, отражающими его динамическую структуру [2, с. 73-79].
Третий этап — организация исправительной среды пенитенциарного учреждения предполагает деятельность субъектов и объектов воспитательного процесса по этапному формированию воспитывающего информативного потенциала, воспитательных ситуаций, а также социально-педагогических факторов, обеспечивающих исправление осуждённых.
Таким образом, технология организация исправительной среды, являющейся по своей сути содержательным компонентом социально-педагогической системы пенитенциарного учреждения, — это только часть технологического процесса исправления осуждённых.
Оптимизация исправительного процесса состоит в его технологизации, выраженной в создании социально-педагогической системы пенитенциарного учреждения и формирования всех компонентов данной системы, путем технологизации каждого из них.
Анализируя социально-педагогические факторы исправительной среды пенитенциарного учреждения можно отметить, что оптимальной формой изменения личности преступника и его поведения следует признать изменение социальной среды пенитенциарного учреждения в целях педагогизации исправительного процесса.
В основе педагогического стимулирования осуждённых (система негативных и позитивных стимулов) всегда должны содержаться реальные потребности воспи-туемых, побуждающие их к поведению, адекватному целям исправления.
Библиографический список
1. Асмолов, А.Г. Психология личности — Москва, 1990.
2. Ветошкин, С.А. Система воспитательной работы в пенитенциарном учреждении.— Екатеринбург: «СВ-96», 2000.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / В.В. Давыдова— Москва, 1991.
4. Гербеев, Ю.В. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными — Рязань: РВШ МВД, 1985.
5. Орлов, А.Б. Особенности воспитательной работы в ИТУ с женщинами -наркоманками. — Москва, 1991.
6. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. — Москва, 2000.
Статья поступила в редакцию 20.11.08
УДК 378.144/146
Н.А. Плугина, канд. пед. наук, доц., докторант МаГУ, г. Магнитогорск, Челябинская область
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ИНТЕГРАТИВНЫХ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ
В работе описаны некоторые аспекты деятельности в сфере высшего профессионального образования, в частности, показана методика формирования интегративных понятий на примере понятия «вещество», приведен анализ составленного программированного упражнения в соответствии с общими требованиями к составлению программированных упражнений, их вопросам и ответам.
Ключевые слова: программированные упражнения, интегративные понятия,
программированный контроль, оценка рефлексивных умений студентов.
В последнее время в качестве рубежного контроля В отличие от обычных тестов, программированные
знаний студентов все чаще стали использовать тестовые упражнения в связи со спецификой их составления (вы-задания. Безусловно, тестирование имеет ряд достоинств, бором вопросов и ответов, а также их последовательность) в частности позволяет быстро проверить знания студен- способствуют развитию мышления студентов, что яв-
тов, тренирует механическую память и т.п., но вместе с ляется одной из основных задач высшего образования.
тем необходимо отметить и его основные недостатки, к Однако не менее важным является интеграция, преоб-которым мы относим наличие формальных вопросов или разование и, в частности, свертывание мыслительных
заданий, а так же вариантов ответов. Чаще всего ответы операций, их направленность на решение познавательна такие задания просто угадываются. Таким образом, ных задач.
говорить о развитии познавательных и рефлексивных Основным источником интеграции, главным систе-
умений студентов не приходится. мообразующим элементом и предметом учебно-позна-
вательной деятельности, на наш взгляд, являются интегративные понятия
Под интегративным понятием мы понимаем такое понятие, которое интегрирует в себе информацию из самых разных наук, изучается в различных учебных дисциплинах и при обобщении знаний о котором, возможен выход на уровень идейного содержания общенаучной картины мира.
Интегративные понятия имеют в своей структуре как минимум два компонента — понятийно-содержательный и процедурно-деятельностный. Эти компоненты отражены в таких необходимых и диалектичных признаках любого понятия как: обобщенность, необратимость, свернутость, системность, осознаваемая этап-ность, рефлексивность Г11.
В учебном курсе «Концепции современного естествознания» изучаются следующие интегративные понятия: свет, вещество, теория относительности, квантование, дополнительность, естественнонаучная картина мира и др. Два первых понятия относятся к структурным материальным объектам, а четыре последних — к идеальным, определяющим «фундамент» современной науки. По интегративным понятиям свет, специальная теория относительности, дополнительность и др. уже разработаны программированные упражнения и задания. Фундамент естествознания во многом определяют физические понятия. Но: «Все содержание физики, в конце концов, сосредоточено в трех основных разделах: в учении о веществе, учении о силовых полях и учении о свете как важном частном случае предыдущего» (акад. С.И. Вавилов, «Развитие идеи о веществе»).
В качестве примера рассмотрим некоторые приемы интегративного формирования понятия «вещество». Нами вместе с Г.Г. Гранатовым составлено программированное контрольно-развивающего упражнение.
Программированное упражнение
1. В каких основных формах обычно материя чувственно представляется человеку:
а) живая и неживая;
б) физическая, химическая и биологическая;
в) вещество и поле;
г) вещество и свет.
2. Каковы структурные уровни организации материи во Вселенной?:
а) земля, воды, воздух, огонь, эфир;
б) молекулярно-генетический, организменно-клеточ-ный, популяционно-биогенетический, биосферный, космологический;
в) микротела, макротела, мегатела, системы галактик, движение виртуальных частиц (вакуума);
г) атом, химический элемент, молекула, химическое соединение.
3. Какому понятию в современной физике противопоставляется научное понятие вещество?:
а) поле;
б) материя;
в) свет;
г) квантованный вакуум.
4. Материя существует в виде:
а) структурных объектов (естественных и искусственных);
б) их свойств;
в) процессов и явлений;
г) всех перечисленных.
5. Какие агрегатные состояния вещества выделяют в современной физике:
а) жидкое и газообразное;
б) твердое;
в) плазма;
г) все перечисленные.
6. Внешние формы окружающих нас макротел определяется в основном:
а) электромагнитным взаимодействием;
б) термодинамическими условиями;
в) гравитационным взаимодействием;
г) всем перечисленным.
7. Вещество в подавляющем пространстве Вселенной представлено в основном в состоянии:
а) газообразном;
б) жидком;
в) твердом;
г) плазмы.
8. Кванты каких полей присутствуют и определяют в основном взаимодействия частиц и частей внутри макротел?:
а) электромагнитных;
б) ядерных и сильных;
в) трех вышеперечисленных;
г) гравитационных.
9. Назовите наиболее общие и основополагающие группы веществ, которые выделяются в химии:
а) простые и сложные;
б) чистые и смеси;
в) одноатомные и многоатомные;
г) органические и неорганические.
10. Предметный объем современного понятия «вещество» :
а) охватывает все науки;
б) распространяется на физику и химию;
в) имеет отношение только к химии и биологии (живое и неживое);
г) является интегративным естественнонаучным.
11. Какая категория шире по объему, чем вещество?:
а) биомасса;
б) космическое вещество;
в) плазма;
г) структурная материя.
12. Дедуктивной базой для установления структуры и моделей вещества являются идеализированные объекты:
а) квантовой механики и физики элементарных частиц;
б) теории химической эволюции;
в) идеи генетики;
г) модели и принципы всех перечисленных теорий.
13. Структуру и свойства вещества определяют в основном следующие типы химических связей: 1) ковалентная; 2) ионная; 3) металлическая; 4) кулоновс-кая коллективная (непарная). Наличие каких типов связей, кроме водородной, предполагают в каждом из четырех агрегатных состояний вещества:
а) газообразном;
б) жидком;
в) твердом;
г) плазменном.
14. Простейшими, элементарными элементами любого вещества являются:
а) фундаментальные частицы — различные типы кварков и лептонов;
б) электроны, протоны, нейтроны, мезоны и др.;
в) атомы, молекулы, ионы, радикалы;
г) кванты соответствующих полей.
15. От чего зависит структура вещества?:
а) чистое вещество независимо от его происхождения и способа получения имеет всегда один и тот же состав и структуру;
б) строение вещества определяется тем, какие атомы входят в его состав;
в) строение вещества определяется расположением его атомов;
г) строение вещества зависит от того, какие атомы входят в его состав и как они расположены.
16. Дискретно или непрерывно (континуально) устроено вещество?:
а) вещество непрерывно — т.е. любой кусок вещества можно бесконечно дробить на все меньшие и меньшие кусочки, так и не дойдя до такой крошечной крупинки, которая дальше бы не делилась;
б) вещество имеет зернистую структуру и все в мире состоит из большого числа разных атомов;
в) атомы живого и неживого вещества обладают внутренней структурой: они состоят из положительно заряженного ядра и вращающихся вокруг него электронов;
г) любое вещество дискретно — состоит из атомов и молекул, которые сами состоят из элементарных частиц, масса покоя которых не равна нулю.
17. Основное отличие поля и вещества осуществляется по следующим признакам:
а) по массе покоя (у поля масса покоя равна нулю) и степени концентрации массы (и энергии);
б) по законам движения, по степени проницаемости;
в) по волновым и корпускулярным свойствам;
г) по ряду запретов вещества (недостижимость абсолютного нуля и скорости света в вакууме, не подчинение принципу суперпозиции).
18. Модель структуры чистого полупроводника может быть представлена, образно говоря как:
а) ионный остов кристаллической решетки в электронном газе;
б) хаотичная беспрерывная «толчея диполей», прижатых друг к другу в «ближнем порядке», прерываемом стихийно возникающими пустыми местами;
в) ионный остов кристаллической решетки в электронно-дырочном газе;
г) электронно-дырочный р-п переход, пропускающий электрический ток только в одном направлении.
19. Основная масса вещества во Вселенной существует:
а) в виде плазмы и «скрытой массы»;
б) в форме элементарных частиц, находящихся в динамическом равновесии с излучением;
в) в форме вещества, которое из плазменного состояния перешло в нейтральное и стало доминировать над излучением;
г) в форме частиц, которые можно разделить на две группы: частицы со спином ?, из которых состоит любое вещество во Вселенной (нейтроны, протоны, лепто-ны, гипероны) и частиц поля со спином 0, 1 и 2, которые создают силы, действующие между частицами вещества (фотоны и мезоны).
20. Какие микрочастицы определяют в основном массу в строении Земного вещества из экспериментальных данных с комическими лучами?:
а) в основном, состоит из протонов;
б) антипротонов и антинейтронов;
в) состоит из нейтронов;
г) состоит из электронов и позитронов.
21. Укажите недостающий элемент в схеме строения вещества: элементарные частицы — атомы — ...?:
а) химическое соединение;
б) клетки;
в) кварки;
г) молекулы.
22. Взаимодополнением каких свойств реально обладают вещества?:
а) физическими и химическими;
б) непрерывностью и дискретностью — т.е. дуализмом;
в) системностью и самоорганизацией;
г) как и поле — двумя предыдущими.
23. Какое (ие) из перечисленных ниже свойств вещества не являются физическими:
а) агрегатное состояние, цвет, блеск, запах;
б) твёрдость, пластичность, хрупкость, эластичность;
в) растворимость в воде, реакционная способность, валентность;
г) температуры кипения и плавления, плотность, тепло- и электропроводность.
24. Что такое вещество? (выбрать его общее определение):
а) вещество — это то, из чего состоят физические тела;
б) вещество — вид структурной материи, обладающий массой покоя;
в) вещество — совокупность живой и неживой материи;
г) вещество — структурный компонент химического соединения.
25. Истоками идеи квантовая являются идеи атомизма, или дискретности вещества Левкипа и Демокрита (в V — IV вв. до н.э.). Какое из положений учения Демокрита и теперь, по сути, не противоречит представлениям и выводам современной квантовой теории:
а) не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства (т.е. бытия и небытия);
б) атомы бесконечны по числу и бесконечно разнообразны по форме;
в) различия между вещами происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке;
г) из «ничего» не происходит ничего; ничто не совершается случайно, а только по какому-либо основанию и в связи с необходимостью.
26. К неорганическим веществам относятся:
а) соли, кислоты, основания;
б) белки, жиры, углеводы;
в) простые и сложные эфиры;
г) спирты.
27. В чем на, Ваш взгляд, вероятнее всего, заключается основное, существенное отличие неживого вещества от живого?:
а) в высшей степени системности и «синергетической самоорганизации»;
б) в том, что вокруг живого вещества всегда существует особое информационное биопсиполе, а вокруг неживого — его нет;
в) живое вещество состоит из органических макромолекул, состоящих в основном из четырех биогенных химических элементов (Н, С, О, К) и, в частности, — из нуклеиновых кислот;
г) любое живое вещество или организм имеет душу и, когда душа его покидает, — оно умирает, превращается в неживое.
28. Твердые вещества по способности взаимодействовать с электрическим полем делятся на следующие классы:
а) аморфные и кристаллические;
б) сегнетоэлектрики;
в) ферромагнетики, парамагнетики, диамагнетики;
г) проводники, полупроводники и диэлектрики.
29. Интегративность понятия (категории) «вещество» обусловлена, главным образом, тем, что:
а) оно интегрирует в себе все необходимые признаки (и функции) понятия (обобщенность, необратимость, свернутость, этапность, системность, рефлексивность);
б) он междисциплинарно — формируется и функционирует в мышлении человека путем объединения, интеграции знания из всех естественных наук;
в) оно трансдисциплинарно и диалектично — для его освоения и гуманитарию и естественнику и «технарю» необходимо овладеть интегративным стилем и методом познания — «индукция, дедукция, критика»;
г) оно, наряду с понятием о свете и биосфере, лежит в ядре интегративного понятия о Земле.
30. В длительном расширении (около 13,5 млрд. лет) нашей Вселенной сменились четыре эры. В какой последовательности происходила смена этих эр?:
а) лептонная, фотонная, адронная, эра вещества;
б) адронная, лептонная, фотонная, эра вещества;
в) фотонная, адронная, лептонная, эра вещества;
г) лептонная, адронная, фотонная, эра вещества.
Задания на оценку интегративных познавательных
и, в частности, — рефлексивных умений студентов:
31. Отнесите каждый из этих 10 вопросов к соответствующим основным этапам развития понятия о веществе (I. Основание. II. Ядро. III. Следствия. IV. Общее критическое истолкование), — проставьте в третьем столбце «основные этапы развития понятий» соответствующие римские цифры.
32. Понятие о веществе, пройдя путь от чисто физического до общенаучного приобрело в науке форму «зрелой» научной категории. Данное понятие проявляет и имеет все его необходимые признаки: I. Обобщенность; II. Необратимость; III. Свернутость; IV. Этап-ность; V. Системность, VI. Рефлексивность. На формирование какого из этих признаков (последовательно) направлен каждый из вопросов этого задания. Другими словами, какой из этих признаков доминирует, то есть в наибольшей мере «срабатывает» при анализе Вами ответов на каждый из этих вопросов. В столбце «необходимые признаки понятия» проставьте соответствующие римские цифры.
33. Любая проверка знаний несет в себе несколько функций: I. Познавательную (обучающую); II. Воспитывающую; III. Развивающую (мышление, например); IV. Контролирующую (оценочную); V. Корректирующую. Однако, в любой проверке есть какая-то одна доминирующая функция. Какая из этих пяти функций проверки доминировала в каждом пункте этого упражнения? В столбце «дидактические функции» проставьте соответствующие римские цифры.
Для эффективной обработки результатов выполнения упражнения, помимо контрольных компьютерных программ, удобно использовать «перфокарточки», в которых, кроме номеров вопросов и поля ответов, представлено поле вспомогательного столбца, содержащее краткую (свернутую) формулировку сути самого вопроса,- на нем по сути представлен информационно емкий план характеристики формируемого понятия (в нашем случае это второй столбец). Для проверки рефлексивных умений студентов в перфокарточке отводятся последние 3 столбца (по количеству соответствующих заданий).
Приведем образец заполненной перфокарты выполнения данного программированного упражнения (см. таблица 1).
Здесь второй столбец таблицы позволяет, оринти-руясь на верные ваврианты ответов, кратко раскрыть содержание понятия «вещество». Отметим также, что, в зависимости от цели и ситуации проведения данного программированного упражнения, дидактические функции его вопросов могут меняться. В частности, если данное упражнение проводится в качестве нулевого среза — для пропедевтики формирования понятия вещество, то, естественно, в этом случае будет доминировать в основном познавательная функция. Если же это упражнение проводится в конце изучения студентами учебного курса, то доминировать будет функция контроля. Также немаловажную роль здесь играет и стиль мышления студентов, в зависимости от его особенностей могут изменяться и другие дидактические функции вопросов данного упражнения. Исходя их этого, правильные ответы по данному пункту (33) будут изменяться, поэтому мы намеренно в перфокарточке их не приводим.
Г.Г. Гранатов выделяет общие требования к составлению программированных упражнений, их вопросам и ответам (их мы представили во втором столбце таблицы 2).
В третьем столбце таблицы 2 нами показана степень их реализации в приведенном выше программированном упражнении. В третьем столбце мы привели результаты самооценки составленного программированного упражнения (здесь «1» — требование полностью выполняется, «0,5» — требование выполняется частично; «0» — требование не выполняется).
Подробнее опишем расстановку баллов в третьем столбце таблицы.
Полное соответствие требованиям по пунктам 1-3 объясняется следующими фактами: 1) в учебно-методическом комплексе преподавателями кафедры разработана система программированных упражнений и заданий для курса «Концепции современного естествознания»; 2) что вопросы (и ответы) являются информационно емкими, сущностно — содержательными, краткими, ясными, понятными — их суть можно коротко сформулировать, не потеряв при этом смысловую нагрузку самого вопроса (см. второй столбец табл.1); 3) в основу каждого программированного упражнения, в том числе и данного, заложена определенная программа мысли — по постижению сущности вещества.
По четвертому требованию мы поставили 0,5, поскольку, на наш взгляд, необходима еще корректировка данного упражнения, в частности, необходимо разграничить пункты задания для его усвоения гуманитариями и естественниками и сделать программу разветвленной и на основе программированного упражнения, раскрыть структуру и содержание понятия неживое вещество для гуманитариев и естественников.
Поскольку, помимо непосредственной рефлексии, здесь задана программа мысли, в данном упражнении предусмотрена и отсроченная рефлексия — на это нацелены последние три вопроса программированного упражнения, — в связи с этим, по пятому пункту мы ставим полное соответствие требованию.
Требование шестого пункта не выполнено. Это объясняется тем, то данное понятие изучается во многих учебных дисциплинах (химия, физика, биология, астрономия и др.), причем в каждой из этих дисциплин понятие трактуется по-разному, содержание понятия раскрывается применительно к конкретной учебной дисциплине, поэтому ограничиться 20 вопросами у нас не получилось.
Требование седьмого пункта выполнено в полном объеме. «Весовые коэффициенты» и оценочная значимость первых двадцати семи вопросов упражнения одинакова, поскольку предполагается выбор только одного правильного ответа из четырех предложенных. Это позволяет быстро, используя поэлементный анализ, посчитать значение коэффициента полноты и глубины усвоения понятия [2]. Задания на формирование рефлексивных умений (последние три) оцениваются нами в зависимости от целей проведения работы (тут критерии оценки могут меняться).
Остальные требования выполнены нами полностью, поскольку: 1) количество вариантов ответа на основные пункты упражнения (с 1 по 27) одинаково и равно 4; 2) их содержание соответствует сути поставленного вопроса; 3) последовательность их расположения и логические взаимосвязи зависят от доминирующих функций, в частности, если доминирует функция контроля, то правильный ответ расположен вначале, если доминирует познавательная или развивающая функция, то, чаще всего, в конце; 4) в ответах отражены типичные ошибки, которые допускают студенты при ответе на поставленный вопрос.
Таблица І
Образец заполненной перфокарточки выполнения программированного упражнения
№ суть вопроса а 6 в г 31 ОСПОЙ II ые "этапы рачкит ИИ понята н з: необх О ДИМЫ е cipjmiu КН J ЮН Я ГИ Я 33 ДНДЕОГГ ичеі;ки е функи 11И
] 2 3 4 5 6
1. Формы чувственного представления материн + 1 1
2 Структурные уроннн Opi 9ННЗШ1ИК материн BP Вселен ний + г IJV
3. Понятие, к которому ІфУі ЩШ поставляете Л ПЩЦТНЁ вещества 1 J 1
4. Виды материи + 1 IV
5. Агрегатные юстопннл RtmecTEia 4 г 1
6. ВііЄШПИЄ формы макротел + L 1
7. Рясітрелеление ВСІІІССТПа ВО Вселенной + 1 1
Я. Полл, кванты которым определяют ВЗДИМОЛЄЙСТВИЯ частиц ВНуТрИ макротел + IЛ 1
9, Группы неществ J3 химии + 1,11 IV
10, Предметный объем понятна вещество + 1 1
11. Родовые отношения вещества 1 1 i,v
12. Дедуктивная 5ата структуры и моделей вещества + 11 11,111
13. Соотнесение агрегатного состояния вещества it химически* связсй 4 2,4 1,3 4 II ИЛИ
14. Простейшие 1.1 ем emu вещества - 11 или
IS. Факторы, влияющие еш строение и структуру вещеетш + 11 IKV
16, Дискретность НЛП HCIipCpWHHUCTb в структуре вещеттва + II ИЛИ
17, Пришаки отличил ноли от вещества 1 11J11 пли
IS. Модель структуры чистого полупроводника + 11,111 пдп
19, Распределение массы к веществе но Вшсннцн 4 11 ИЛИ
20. Определен»» M3CCLJ Земного вещества череч микрочастицы 1 11,111 или
21. Схема строения материи + 11 п,ш
22, Свойства веществ - ІГ1 1JV
23. Нефизнческне свойства веществ + m IVhV
24. Определение пешествл - ш I.IV.V
25. Сравнение положений ученнл Демокрита предъявлениями и выводам и сонре ие кн он кнан і оной 1 L4JJ1 М 11 1 IV,] II V,VI
26. Неорганические вещества + IV V
27, Отличие ЖИВОГО М НСЖИВОІ41 вешсства - IV ли V,V|
2 S. КлвссяФпкаищ вешестл по способности взаимодействовать с электрическим полем IV.] II V
29, Интсгратнвностъ понятия вещество + EVJII v.vi
зо. 'Эры эволюции Вселенной + IV V
Таблица 2
Общие требования к программированным упражнений, их вопросам и ответам.
№ Требования Реалиііа НИИ
1 2 3
(№inilf ТргЙПЯіІІШІІ к'СПСТІЇЯЛСМІШ ппогпачмнрппамммк уПП9ЖНСІІ1ІИ
1 Н количестве II КЯчеСМКе 1 ірОІрЙММИрОНЇШНЬІХ упражнений должна Быть строго продуманная система; 1
2 вопросы и варианты ответов должны быть информационно емкими, сущности о - содержательными* краткими, ясными, понятными: 1
■5 J они должны быть л «личными, взаимосвязанными, отражаю щнші ПроеїтнруемуЮ программу мыслительной деятельности:
- оіражать все этапы формируемых понятий и ориентироваться на обобщенные шпаны информирования; 1
- активизировать “работу4 веек их признаков (обобщенность, необратимость, свернутость, эталность, системность, рефлексивность) и соответствующие функции гюїзнания; при ттоы к каЖДОм вопросе (н іи пункте) упражнения и варинн ілх ответов к нему дол на і а быть направленность па реализацию □ основном одтюй доминирующей функции формируемого ПОНЯТИЯ (ООООІ1ЦШ1ІЄ, упрочение. сворачинжгие сущностной информации, осознание зтапЕюсти, систематизация, активизация рефлексии). 1
- активизировать различные дидактические функции контроля (стимул ируюшую, развивающую и связанные с ней -познавательную, воспитывающую, корректирующую). Предыдущие вопросы, издания и варианты ответов должны содержать некоторую необходимую, но не полную информацию для полусознательного -полу интуитивного (не случайного) выбора нужного ответа: 1
4 вопросы и варианты ответов должны проектировать возможность создания на их информационном материале не только линейных, но и НСЛИНСИНЫХ, р(ЗД№ТОЛеННЫХ адаПТИрОВЯННЫХ программ их выполнения (с различными целями}. 0,5
5 помимо непосредственной рефлексии, обсуждаемые упражнения должны проектировать отсроченную рефлексию, осуществляемую I! самом их конце. 1
ТртГиіИІІІІИІІ К KtlllllUCilM 11 [ЛИ IIJllMllllDK^Iillhll упражнений
они должны быть немногочисленными (их число может, н зависимости от условий и функций, меняться от 4-5 по 15-20); 0
1 и* «несиьые коэффициенты#, оценочной значимость .ДОЛЖНЫ быть, 1Й релким исключением, примерно равными - для ускорения и упрощения оценки и самооценки (для оперативной обратной святи]. ]
Тнфоыння к ваонантам оінсгли:
g но вышеуказанной причине их не должно быть больше четырем, и их количество но каждому вопросу или пункту должны быть, как правило, одинаковым: 1
9 ич содержание или числовые значения величин не долже<ы быть надуманными, случайными, не соответствующими реальности или сути вопроса; 1
Ш последовательность их расположения н логические взаимосвязи зависят от доминирующих функций; 1
[1 опн должны отражать типичные ошибки в ответах учащихся. 1
Таким образом, составленное нами программирован- необходимо обозначить направления для разработки единое упражнение соответствует практически всем общим ного программированного упражнения для формирования
требованиям к программированным упражнениям. Одна- интегративного понятия «вещество» (живое и неживое) в
ко, требуется его некоторая корректировка, в частности, рамках ядерной части интегративного понятия о Земле.
Библиографический список
1. Гранатов, Г.Г. Концепции современного естествознания (система основных понятий): учеб.-метод. пособие / Г.Г. Гранатов.-2-е изд.- М.: Флинта: МПСИ, 2008.
2. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А.В. Усова. — М.: Педагогика, 1986.
Статья поступила в редакцию 10.12.08.