Научная статья на тему 'Реализация профилактики как основная технология предотвращения возникновения наркотической зависимости у подростков и молодежи в РФ'

Реализация профилактики как основная технология предотвращения возникновения наркотической зависимости у подростков и молодежи в РФ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
924
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация профилактики как основная технология предотвращения возникновения наркотической зависимости у подростков и молодежи в РФ»

© Е.К. Новак, 2004

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА =

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КАК ОСНОВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

И МОЛОДЕЖИ В РФ

Е.К. Новак

Кризис, вызванный сегодняшними радикальными изменениями в политике, экономике и социальной сфере России, породил деструктивные процессы в обществе. В их числе — широкое приобщение детей и молодежи к потреблению наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ), способных вызвать наркотическую зависимость.

Психобиологические эффекты алкоголя и наркотиков определяют многочисленные разнообразные формы их негативного влияния на отдельные личности и на социум в целом.

В индивидуальном плане мы имеем дело с закреплением роли конкретного наркотика в качестве важного, а затем основного регулятора состояния, самочувствия, настроения, поведения. Это, в свою очередь, приводит к формированию психической, а затем и физической зависимости от данного химического вещества, то есть к развитию наркологического заболевания. Употребление наркотических веществ в период интенсивного роста организма приводит к необратимым последствиям для физического развития подростка. Так же не менее серьезную травму наркотизация наносит личности подростка, так как именно в этот период происходит становление самопознания, формируются жизненные ценности, идеалы, убеждения, определяются планы на будущее. В результате у подростка, употребляющего наркотические средства, возникает антиобщественная, аморальная система мотивов поведения и ценностей.

Кроме того, наркологические болезни — важнейшая группа (категория) со-

циальных болезней. Их социальность многомерна. Они развиваются у подростка как члена макросоциума (общества, этноса) и одновременно — как члена микросоциума (семьи, дружеской группы, рабочего коллектива и т. д.). Речь идет о любой сформулированной системе межличностных отношений, характерных для определенного рода общения, трудовой или общественной деятельности, и включающих в качестве существенно значимого элемента потребление наркотиков в виде «ритуалов» различных дружеских групп, компаний или деятельности менеджеров, работников торговли, рабочих тех или иных специальностей и т. д.

Следует также подчеркнуть, что личностные адаптивные и эмоциональные реакции, фиксирующиеся формы взаимоотношений и индивидуального поведения, ролевые сдвиги у членов социального окружения зависимого подростка трансформируются в систему прочных патологических связей между ним и его окружением, прежде всего — его семьей, которая принимает характер особой стойкой деформации поведения и психоэмоционального состояния членов окружения.

Таким образом, очерчивается широкий круг социальных проблем, с одной стороны, непосредственно или опосредованно обусловливающих массовое и индивидуальное злоупотребление алкоголем или наркотиками, формирование и течение наркотических заболеваний, а с другой стороны, обусловленных неадекватными в социальном плане отношениями с ПАВ или различными негативными проявлениями и последствиями собственно наркологической пато-

логии. Все эти проблемы требуют внимания со стороны общества и организации целенаправленной работы по их разрешению.

Для развития полноценной личности необходимо формирование устойчивого отрицательного отношения к употреблению наркотиков, умения сказать «нет», создания «здоровой» подростковой и молодежной среды. Одним из актуальных направлений в сфере является профилактика.

Профилактическая работа включает в себя мероприятия по организации медико-психо-социальной помощи, реализацию различных социальных технологий в целях предотвращения употребления подростками и молодежью наркотических веществ, формированию здорового образа жизни.

Профилактическая работа подразделяется на два вида: 1) Первичная профилактика, задача которой предотвращение у подростков патологических состояний наркотической зависимости, формирование устойчивых позитивных представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к противостоянию негативным проявлениям социума (наркотизации, токсикологической зависимости). В данном направлении можно выделить профилактические программы, направленные на предупреждение вовлечения в пробы и потребление алкоголя и (или) наркотиков, а также в злоупотребление ими, — и более широко нацеленные на превенцию любых форм отклоняющегося поведения, включая аддиктивные болезни и те или иные состояния зависимости. Здесь мишенями целенаправленного воздействия будут в основном дети и подростки — как в целом, так и те составляющие их группы, в которых риск приобщения к приему наркотиков особенно велик. Выделяя группы риска, мы имеем в виду детей, у которых отягощена, особенно в наркологическом плане, наследственность; которые растут в неблагополучных, дисфункциональных семьях; которые воспитываются в семьях с наличием лиц, злоупотребляющих алкоголем или больных алкоголизмом или наркоманией; которые отягощены в органическом, личностном, поведенческом плане, в том числе интеллектуально недостаточные или (и) дефици-тарные в плане своевременного личностного и социального развития, угрожающие в отношении формирования патохарактерологической, психопатической структуры лич-

ности. Работа здесь ведется в учебных заведениях, специализированных учреждениях и т. д.

В последнее время все большее количество специалистов приходит к выводу, что зачастую сначала формируется специфический, конфликтный тип личности человека и если физиологически человек предрасположен к химической зависимости (изменение биохимии мозга), и создаются благоприятные условия, то тогда развивается это заболевание. К числу групп повышенного риска относятся подростки и молодые люди, находящиеся в ситуациях социального напряжения, тех или иных общественных кризисов или природных катастроф. 2) Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования у подростков и молодежи проявлений наркотической зависимости и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач.

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако, несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркоманий, токсикоманий и алкоголизма. На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями. Рассмотрим профилактическую деятельность в сфере работы по предупреждению наркотической зависимости у подростков и молодежи в ряде зарубежных стран. Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 80 % всех специализированных наркологических медикосоциальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные центры, приюты и т. д. Бюджетное здравоохранение Германии ориентировано в основном на прямую медицинскую

помощь — снятие наркотической интоксикации и специализированное наркологическое лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана достаточно разветвленная социально-реабилитационная сеть для помощи наркоманам. В этих странах обращается особое внимание на организацию альтернативного приему наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В профилактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрослым.

Вторым важным моментом зарубежного опыта в области предупреждения употребления ПАВ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, так как именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодежи быстро втягивается в наркотизацию, осложняющуюся сопутствующими наркотизации заболеваниями вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов. В ряде стран для детей и подростков «группы риска» развернута целая сеть учреждений социальной помощи — «жилые общины» для молодежи, женщин с детьми, «кризисные» молодежные временные убежища, ночные приюты. Другой формой работы за рубежом является организация помощи на рабочих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершеннолетних, включенных и не включенных в «группы риска». Примером этого могут служить институт социальных консультантов, входящих в штат многих учебных заведений в США, европейская программа «помощи на рабочих местах» (ЕАР) и др. Консультант выявляет в учебных заведениях проблемных детей, исследует причины возникновения проблем, вырабатывает совместно с администрацией, родителями и необходимыми медицинскими специалистами программу действий. Такой подход широко распространен во всем мире, а в нашей стране, к сожалению, делает только первые шаги. В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики: медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье. Образовательная модель

направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности. Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков. В настоящее время различными являются и формы законодательного отношения к наркотикам — от разрешения на легальную торговлю «легкими» наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за распространение наркотических средств (Китай, Ирак).

Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена — школы, профессиональные училища, менее активно — колледжи, лицеи и вузы. Введены новые учебные программы («Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеоло-гия»), косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики. В некоторых регионах отмечаются попытки локального внедрения авторских или адаптированных психосоциальных моделей (Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Калининградская области, ЯмалоНенецкий автономный округ и другие регионы). Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми, молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркозависимости у детей и молодежи. В связи с этим одним из важнейших аспектов антинарко-тической профилактической работы в сис-

теме образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ. Представляется важным анализ правового поля в России с точки зрения профилактики злоупотребления ПАВ. Все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики наркомании, ощущают потребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность. Современное развитие законодательной базы характеризуется тем, что место профилактики среди других юридических понятий не определено, то есть правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы профилактики наркомании практически отсутствует.

В соответствии с Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации (утверждена Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 5494-1 от 22 июня 1993 г.) одним из главных направлений государственной политики является предупреждение незаконного потребления наркотиков, лечение и реабилитация больных наркоманией. В связи с этим в Концепции подчеркивается необходимость определить группы населения с повышенным риском незаконного потребления наркотических средств и обеспечить юридически обоснованные мероприятия по предупреждению потребления наркотиков и выявлению их незаконных потребителей.

Федеральный закон № З-ФЗ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ст. 4, п. 2) особо отмечает, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Федеральным законом № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к органам и учреждениям системы профилактики отнесены органы управления образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирова-

ние законопослушного поведения несовершеннолетних, и образовательные учреждения, обеспечивающие выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в том числе употребляющих наркотики), и в пределах своей компетенции осуществляющих индивидуальную профилактическую работу с такими несовершеннолетними. На пути решения поставленных задач профилактики стоит целый ряд серьезных препятствий. Первое — Федеральный закон № З-ФЗ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусматривает оказание наркологической (в том числе реабилитационной) помощи исключительно в учреждениях системы здравоохранения. В то же время представляется необходимым обеспечить возможность оказания реабилитационной помощи несовершеннолетним и молодежи в учреждениях системы образования, получивших в установленном законом порядке лицензию на указанный вид деятельности.

Кроме того, действующее законодательство допускает медицинское освидетельствование потребителей наркотических средств только по постановлению органов прокуратуры, органов дознания, следователя или судьи. В связи с этим в настоящее время возникают проблемы с оперативным освидетельствованием несовершеннолетних на предмет употребления наркотиков. Иногда приходится ждать недели, за это время наркотик выводится из организма и в результате экспертный анализ биологических сред подростка, подозреваемого в употреблении наркотиков, не дает положительного результата. Третье — российское законодательство запрещает потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, но не определяет меру ответственности за подобное нарушение закона. Отсутствие хотя бы административной ответственности для потребителя наркотиков создает целый ряд препятствий решению задач первичной профилактики наркозависимости, а также решению задач вторичной и третичной профилактики при осуществлении лечебных и реабилитационных программ для больных наркоманией.

Вместе с тем наркомания — это не личное дело каждого. В результате наркотизации у потребителя возникают серьезные проблемы со здоровьем, он легко заболевает такими тяжелейшими инфекционными заболеваниями, как гепатиты, ВИЧ-инфек-

ция и СПИД, венерические болезни, и столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или больные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно, если управляют транспортом или имеют доступ к оружию, они представляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему, наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства. Тем самым они становятся обузой для семьи и общества, потенциально наркоман всегда опасен. Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны знать, что им придется смириться с отступлениями от «правила неприкосновенности», так как в конечном счете речь идет о том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должны господствовать в демократическом обществе. Поэтому, чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется совершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды. Прежде всего должна быть введена административная ответственность за употребление наркотиков, обеспечена возможность оперативного обследования лиц, подозреваемых в употреблении наркотических средств, расширены правовые основы для профилактической работы и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ. Совместно с МВД России, Минздравом России, Минтрудом России, иными заинтересованными министерствами и ведомствами должны быть определены формы межведомственного взаимодействия в вопросах выявления, взаимного информирования и учета обучающихся и студентов, злоупотребляющих ПАВ, пресечения распространения наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях. Одной из значимых программ в сфере профилактики наркомании является региональная акция «Волга против наркотиков», которая проводилась летом 2003 года по инициативе департамента по делам молодежи Самарской области и губернатора Самарской области. Для непос-

редственной организации и проведения акции создана автономная некоммерческая организация пропаганды здорового образа жизни «Волга против наркотиков».

Организаторы не ставили перед собой глобальной цели — победить наркоманию. Эта акция — еще один способ побудить людей, в частности, молодежь и подростков, обратить внимание на проблему наркомании, сформировать установку на здоровый образ жизни, ответственное отношение к собственному здоровью, к жизни. Психологи, социальные педагоги, представители учреждений, общественных организаций и фондов, занимающихся проблемами наркомании, обменялись ценнейшими методическими материалами и наработками: для них запланировано посещение центров наркопрофилактики, круглые столы, мастер-классы, дискуссии по обмену опытом. Во всех городах — участниках акции юристы оказывали подросткам бесплатные юридических услуги. Тем не менее главная роль в акции отводится молодежи. Как показывает практика, работа по профилактике наркомании оказывается более эффективной в том случае, когда она осуществляется силами самих молодых. Так, молодежные творческие коллективы, выступая перед своими сверстниками, своей увлеченностью искусством способны доказать, что и с помощью творчества можно получать удовольствие от жизни. Волонтеры из студентов проводили конкурсы рисунков на асфальте, эстафеты, соревнования по стритболу, футболу, образовательные мероприятия по социальному проекту «Возьми с собой», направленному на предотвращение распространения ВИЧ/СПИДа среди молодежи. В процессе реализации были сформированы профилактические группы волонтеров, разработана структура взаимодействия субъектов социальной сферы. Региональная акция получила статус общефедеральной.

В Волгоградской области в сфере профилактики наркомании необходимо подчеркнуть взаимодействие специалистов образовательных учреждений, центров «Семья» и работников здравоохранения. Наряду с их участием в проведении профилактической работы в рамках школьных предметов и программ, на основании договоров между образовательными учреждениями и центрами «Семья» организуется проведение профилактических тренингов с учащимися и их родителями. Профилактическая работа ведет-

ся на основании совместных приказов ГУЗО и ГУНО о проведении межведомственной операции «Подросток». Наркологической службой департамента здравоохранения Волгоградской области регулярно проводятся следующие мероприятия: работа с ГУВД ведется согласно совместных планов работы врачей-наркологов и инспекторов ОППН по профилактике наркомании среди подростков; проведение совместной работы вра-чей-наркологов и инспекторов ОППН не реже 1 раза в неделю, с консультацией подростков и родителей; проводятся консультации родителей по вопросам наркомании в наркологических диспансерах, кабинетах — ежедневно (согласно графика работы врача); проводятся конкурсы детского рисунка в школах под девизом «Нет наркотикам» — с премированием участников, врачи-наркологи входят в состав комиссий по борьбе с пьянством, алкоголизмом и наркоманиями при администрации; принимают участие в заседаниях этих комиссий, семинарах по вопросам операции «Подросток»; проводится совместная работа с отделом по делам молодежи по трудоустройству трудных подростков. В рамках профилактики подразделением по делам несовершеннолетних при управлении образованием администрации Волгоградской области проводятся регулярные мероприятия «Основные принципы построения профилактики наркомании у школьников», куда входят следующие блоки: психосоциальные аспекты профилактики злоупотребления ПАВ, глубинно-психологические аспекты профилактики наркомании в школе, наркотизация школьников: состояние, проблемы, причины, мотивы, роль тренинговых техник и их направленность в авторской системе «ПНП» профилактики наркомании в школе. Среди общероссийских профилактических программ необходимо отметить программу реабилитационного центра «Круг спасения». Основные цели предлагаемой программы — это первичная и вторичная профилактика в отношении подростков и молодежи «группы риска», а также полный отказ зависимым от приема любых количеств наркотиков и алкоголя и качественное изменение личности наркомана/алкоголика и членов его семьи, изменение взаимоотношений с окружающим миром и обретение духовного опыта. Необходимым условием для комплексного достижения этих целей является решение следующих задач: 1. Химически зави-

симому (или имеющему риск зависимости) нужно признать необходимость помощи. Программа должна ему помочь взглянуть на себя со стороны и увидеть, в какую бездну внутренних противоречий и внешних конфликтов он оказался затянутым своим заболеванием. Зависимому необходимо понять, что он достиг своеобразного «дна» в своем нравственном, духовном и социальном падении и что отрицать заболевание стало невозможным. 2. Необходимо наличие осознанного желания прекратить употребление алкоголя и наркотиков. Черпая опыт членов сообщества, их силы и оптимизм, подросток может обрести уверенность в своих собственных силах и укрепиться в желании прекратить употреблять наркотики и в корне изменить свою собственную жизнь. Он должен прийти к выводу, что его трезвость — это основная цель его жизни на данном этапе, что без устойчивой трезвости невозможно решение никаких других жизненных задач и проблем.

Для этого подросток должен научиться воспринимать других как чувствующих людей и, возможно, имеющих такие же внутренние противоречия, как и он. Ему необходимо приобрести новый опыт межличностного общения, умение просить, получать и оказывать поддержку. Программа должна помочь зависимому разрешить любить самого себя, любить окружающих людей, любить весь мир, начать испытывать радость не от достигнутого результата, а от процесса движения к нему. Химически зависимые должны начать делать первые шаги в этом направлении, признавая себя такими, какие они есть.

Подросток должен получить теоретическую и практическую подготовку к ведению новой жизни. Ему необходимы некоторые психологические, медицинские и социальные знания, расширяющие его мировоззрение. Для скорейшей адаптации бывшего зависимого подростка к реальной жизни и для помощи в ликвидации последствий химической зависимости нужна глубокая работа с родными и близкими зависимого, изменение системы взаимоотношений в его семье. Учитывая определенную незрелость подростков «группы риска», следует развивать у них умение четкого планирования всех видов деятельности, умения выделять главные из множества вставших перед ним проблем, умения брать на себя ответственность за собственные поступки и решения, на-

учиться сохранять свои собственные границы, уважать границы других.

Опыт реализации данной программы в сочетании с профилактическими элементами «Программы 12 шагов» имеет положительные результаты не только в Российской Федерации, но и за рубежом, однако для организации комплексного процесса профилактики наркомании среди подростков и молодежи необходимо четкое структурирование системы социальной сферы, распре-

деление направлений работы и функций между субъектами (органами здравоохранения, реабилитационными центрами, подразделениями по делам несовершеннолетних). Кроме того, немаловажным является совершенствование законодательной базы и, как следствие, повышение эффективности работы административно-управленческих структур как основных субъектов профилактики наркомании среди подростков и молодежи России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.