Научная статья на тему 'Реализация принципа профессиональной направленности при дистанционном обучении физике будущих специалистов инженерного профили'

Реализация принципа профессиональной направленности при дистанционном обучении физике будущих специалистов инженерного профили Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ / ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзабекова Ольга Викторовна

В статье выявлен новый подход в реализации принципа профессиональной направленности в процессе обучении физике будущих инженеров, основанный на решении типовых профессиональных задачах инженеров различного профиля с применением физических знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирзабекова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа профессиональной направленности при дистанционном обучении физике будущих специалистов инженерного профили»

учреждениях и индивидуальными потребностями каждого потенциального потребителя образовательных услуг.

Таким образом, выявленные противоречия подтверждают актуальность исследования, и позволяют наметить пути решения в проблеме реализации принципа профессиональной направленности при обучении предметным знаниям, а в частности знаниям по физике, будущих инженеров

• Необходимо построить систему знаний таким образом, чтобы, не расширяя объема, в то же время дать человеку весь накопленный запас, то есть использовать инвариантный подход [3, с. 53].

• Необходимо формирование методов мышления, обеспечивающих самостоятельность в применении знаний в будущей профессиональной деятельности специалиста, т. е. ориентированных на инварианты.

• Необходимо так организовать процесс обучения предметным знаниям, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности каждого обучаемого.

Теоретической основой решения поставленных задач являются следующие положения.

1) Объем знаний по физике должен быть необходимым и достаточным для того, чтобы будущий инженер смог использовать его для решения типовых профессиональных задач. Это означает, что цели обучения предметным знаниям, а в частности, знаниям по физике, должны быть представлены в виде системы типовых задач или системы адекватных им умений (видов деятельности), сформулированных в обобщенном виде, которые встретятся будущему специалисту в его профессиональной деятельности, но которые он должен научиться решать в вузе.

2) Знания по физике должны быть усвоены обучаемыми в ситуациях моделирующих будущую профессиональную деятельность. Это означает, что обучаемый должен уметь распознавать или воспроизводить элементы физических знаний в конкретных ситуациях. Подчеркнем, что усвоению подлежат обобщенные способы выполнения данной деятельности, что позволит студенту решить каждую конкретную ситуацию, включающую деятельность по распознаванию или воспроизведению физического объекта, явления, научного факта или физического закона.

3) При обучении должны быть использованы открытые, дистанционные формы обучения (ДО), основанные на использовании информационных коммуникационных технологиях.

Таким образом, для реализации принципа профессиональной направленности при дистанционном обучении физике необходимо прежде всего выявить типовые профессиональные задачи инженеров различного направления подготовки, решаемые с помощью физических знаний. Следует отметить, что в дидактической литературе существуют различные трактовки термина «профессиональная задача». Как правило, «профессиональная задача» - это задача с «производственным содержанием», в которой “субъекта и условия его деятельности сильно идеализированы, а формулировка задачи

только содержит техническую терминологию и не описывает реальную ситуацию” [4, с. 66]. То есть в таких задачах профессиональная стуация исключается из реальных условий с большей или меньшей степенью абстрагирования. Классическими примерами таких задач являются задачи по физике, в которых описывается объект (поезд, ракета, электрическая цепь и т. д.), с одной стороны, и предмет (свойства, отношений, структуры, функций и т. д.) - с другой. Чтобы решить задачу, надо на основе её условий выделить предмет действия, произвести с ним определенные операции (иногда только мысленные) на основе известной ученику (ранее изученной) закономерности, не указанной, однако, в условиях задачи. Все это с полным основанием можно перенести и на задачи с производственным содержанием, используемые в вузовской практике обучения.

И все же, профессиональная задача, которую должен научиться решать будущий инженер содержит какую либо реальную производственную проблему, связанную с процессом, явлением, техническим объектом или технологией производства. Для ее решения инженер выбирает пути, средства решения и осуществляет процедуру решения. В учебной профессиональной задаче “изменяются условия деятельности, но средства и процедура решения должны оставаться такими же, как и при решении реальной производственной задачи”[4, с. 68]. При таком подходе возможно осуществить перенос полученных в учебной деятельности навыков в реальную профессиональную деятельность.

В практической деятельности инженеров различного профиля возникают профессиональные задачи, решаемые с применением знаний физики, химии, биологии, математики, метрологии и других наук. Нас интересовали задачи, решаемые только с помощью физических знаний. С этой целью нами были использованы широко известные способы выявления типовых задач, среди которых такие как моделирование, экстраполяция, экспертные оценки, анализ модели специалиста, методы психологического анализа профессиональной деятельности: наблюдение, беседы, анкетирование и другие. Помимо этого был проведен анализ случайной выборки реферативных журналов, дипломных работ студентов, анализ курсов специализации инженерных кадров и т. д.

Применение выше перечисленных методов и обобщение конкретных формулировок профессиональных задач инженеров различного профиля позволило выделить следующие типы профессиональных задач:

1) создание объекта с заданными свойствами;

2) разработка технологии (метода) создания объекта с заданными свойствами или выполнение деятельности с определенными объектами в определенных условиях;

3) устранение отклонений от нормы значений параметров состояний объекта;

4) хранение и транспортировка объекта без изменения заданных свойств;

5) передача информации;

6) обработка информации;

7) нахождение или оценка значения физических величин, описывающих свойства объекта в определенном состоянии;

8) управление технологическим процессом, работой технического объекта;

9) эксплуатация технического объекта;

10) управление поведением биологического объекта;

11) получение вещества в заданном состоянии с требуемыми свойствами;

12) разработка технологии (метода) получения вещества в заданном состоянии с требуемыми свойствами;

13) создание оптимальных условий для роста биологического объекта (гидробионта).

Данные типы задач соответствуют типам задач, выделенным Г. П. Стефановой [5] и Л. П. Скрипко [6], типовые задачи 10 и 13 - управление поведением биологического объекта и создание оптимальных условий для роста биологического объекта (гидробионта) являются новыми (выделенными нами).

Здесь хотелось бы отметить, что формулировки типовых профессиональных задач специалистов различного профиля совпадают, однако конечный продукт деятельности и его свойства, несомненно, отличаются. Так, например, профессиональная типовая задача по определению или оценки значения физических величин, описывающих свойства объекта в определенном состоянии (7), для инженера-технолога со специализацией «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов» может заключаться в нахождении температуры помутнения, отвердевания топлив различной марки, в определении объема выделенных углеводородов при разгрузке топлив и т. п. Для инженера со специализацией «Эксплуатация транспортных средств» задачи такого типа таковы: определение уровня масла в рубашке двигателя внутреннего сгорания; определение концентрации СО, С02 содержащихся в продуктах сгорания; определение длины тормозного путь при ДТП и так далее.

Таким образом, указанные выше задачи можно назвать типовыми профессиональными задачами. Для того чтобы установить необходимый и достаточный для решения типовых профессиональных задач объем физических знаний, были выявлены обобщенные методы решения данных задач. Для этого мы воспользовались системой действий [5, с. 67], представленной на рисунке.

Обобщенная схема деятельности по выделению методов решения типовых задач

Приведем примеры применения данной обобщенной схемы для выявления содержания метода решения профессиональных задач.

Пример 1. Разработаем обобщенный метод решение задачи «Управление поведением биологического объекта (гидробионта)».

1. Выделить цель деятельности - управлять биологическим объектом.

2. Установить, содержит ли формулировка цели деятельности элементы: деятельность, конечный продукт, его свойства - в формулировке содержится деятельность (управлять), не указаны конечный продукт и его свойства (поведение гидробионта). В связи с чем, возникает потребность переформулировать цель деятельности. Для этого необходимо выяснить содержание терминов «управлять», «поведение биологического объекта». Так под «управлением» понимается воздействие такими управляющими параметрами, которые обеспечивали бы наилучшее с точки зрения заданного критерия протекание процесса или, иначе, наилучшее поведение системы, ее развитие к цели по оптимальной траектории [7]. Под выражением «поведение биологического объекта» способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов [8]. Из чего следует, что под выражением «управлять биологическим объектом» можно понимать: воздействие на биологический объект управляющими элементами с целью изменения действий последнего, соответствующих заданным критериям (условиям). Таким образом конкретизированная цель деятель-

ности содержит деятельность - воздействие, конечный продукт - изменение действий биологического объекта, свойства конечного продукта - соответствие заданным критериям.

3. Выделить систему действий на ориентировочном этапе:

• установить, каковы должны быть действия (поведение) биологического объекта;

• установить, в каких условиях находиться биологический объект;

• установить, какие управляющие элементы могут быть использованы для изменения поведения данного биологического объекта в заданных условиях;

• установить пороговые параметры воздействия управляющих элементов на биологический объект;

• рассчитать параметры управляющих элементов, соответствующие пороговым характеристикам биологического объекта в заданных условиях;

• установить, последовательность использования управляющих элементов для изменения поведения объекта в определенный интервал времени;

• разработать принципиальную схему установки, соответствующую заданным условиям.

4. Выделить систему действий на исполнительном этапе:

• подобрать оборудование;

• смонтировать установку;

• привести ее в действие.

5. Выделить систему действий на контрольном этапе:

• установить, изменяется ли поведение биологического объекта под воздействием управляющего элемента.

Пример 2. Разработаем обобщенный метод решение задачи «Создание оптимальных условий для роста биологического объекта (гидробионта)».

1. Выделить цель деятельности - создание условий для роста

2. Установить, содержит ли формулировка цели деятельности элементы: деятельность, конечный продукт, его свойства - в формулировке содержится деятельность (создать), конечный продукт (условия) и его свойства (оптимальные для гидробионта).

3. Выделить систему действий на ориентировочном этапе:

• установить, какие условия являются оптимальными для роста данного биологического объекта и их количественные параметры;

® выявить, какие физические явления, процессы могут быть использованы для создания (обеспечения) данных условий;

• выявить условия для осуществления этих физических явлений, процессов;

• разработать принципиальную схему установки (устройства).

4. Выделить систему действий на исполнительном этапе:

• подобрать оборудование;

• смонтировать установку;

• привести ее в действие.

5. Выделить систему действий на контрольном этапе:

• установить, соответствуют ли созданные условия оптимальным для данного биологического объекта.

После того, как выделены действия, входящие в обобщенные методы решения каждой из типовых профессиональных задач, возможно выявить элементы физических знаний необходимые для их решения. И все же, этого недостаточно. Если мы хотим научить будущего инженера решать практически значимые в его профессиональной деятельности задачи с помощью физических знаний, то необходимо так организовать процесс дистанционного обучения, чтобы данный объем был усвоен обучаемыми. Поэтому крайней важной стороной в реализации принципа профессиональной направленности при дистанционном обучении физике студентов технических вузов является качественная сторона управления процессом усвоения физических знаний с использованием средств и возможностей дистанционных технологий обучения, в частности, новых информационных коммуникационных технологий.

Библиографический список

1. Шукшунов, В. Е. Инновационная деятельность в российском образовании [Текст] / В. Е. Шукшунов // Высшее образование в России. - 2001. - № 5-С. 19-24.

2. Микитянский В. В., Микитянская, Л. М. Модель перспективного инженерного образования [Текст] / В. В. Микитянский, Л. М. Микитянская //Вестник АГТУ. Материалы международной конференции, посвященной 75-летию со дня образования АГТУ. Специальное приложение к№ 6 (29). -2005. - С.100-107.

3. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. [Текст] / Н. Ф. Талызина - М.: Академия, 1998. -228 с.

4. Володарская, И. А., Арташкина, Т. А. Профессиональные задачи и качество усвоения знаний. [Текст] / И. А. Володарская, Т. А. Арташкина - Владивосток: Изд-во Дальневост. у-та. 1993. -196 с.

5. Стефанова, Г. П. Теоретические основы реализации принципа практической направленности подготовки при обучении физике: Монография. [Текст] / Г. П. Стефанова - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001.-254 с.

6. Скрипко, Л. П. Формирование обобщенных методов решения типовых профессиональных задач инженера-технолога при изучении курса физики в техническом вузе: дис... канд. пед. наук: Астрахань, 2006. - 177 с.

7. Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. -М.: Совет, энциклопедия, 1983. - 1600с.

8. Делнцын, В. В. Словарь-справочник ихтиолога [Текст] / В.В.Делицын, Л. Ф. Делицина, Н. И. Простаков. - Воронеж, 2005. - 216 с.

УДК 378

Е. И. Кадигроб

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ УБЕЖДАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Модель развития умений убеждающего воздействия у студентов-дизай-неров в процессе профессиональной подготовки можно представить в виде схемы изображенной на рис. 1.

По нашему мнению основными компонентами модели выступают: целевой компонент (представленный социальным заказом, целью и задачами), теоретический компонент (включающий подходы, принципы и содержание), методический (состоящий из форм, методов, средств и педагогических условий) и критериально-оценочный компонент (включающий критерии, показатели и уровни развития умений убеждающего воздействия).

Моделирование начинается с определения назначения модели, т. е. с це-леполагания. Цель - ответ образовательного учреждения на социальный заказ общества к профессиональной подготовке специалистов.

Под профессиональной подготовкой мы понимаем динамический процесс, конечной целью которого является формирование комплекса профессиональных качеств личности [7, с. 32]. Профессиональная подготовка рассматривается нами не как подготовительный этап овладения профессией, а как целенаправленный процесс непосредственного овладения этой профессией.

Социальный заказ формируется из потребностей общества. Он сформулирован нами как: потребность общества в высококвалифицированных профессиональных кадрах и реализации данной потребности на современном этапе высшего образования.

Так как предметом моделирования, в нашем исследовании, является профессиональная подготовка студентов-дизайнеров, определимся с понятием дизайн.

Схема модели развития умений убеждающего воздействия студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки

Дизайн, по мнению В. Ф. Рунге и В. В. Сеньковского - это специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметнопространственной среды (в целом и ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом [6, с. 15].

А. В. Арефьева, основываясь на классификации Е. А. Климова и предложенной им схемой отношения дизайнера с окружающим миром, утверждает, что профессиональная деятельность дизайнера направлена на взаимодействие с системой окружающего мира, начиная от средовой организации это-

го мира до выстраивания психологических и коммуникативных отношений внутри человеческого общества [1, с. 17].

Дизайнер находится в системе социальных отношений, проявляющихся в различных формах взаимодействия, взаимовлияния людей в процессе их совместной деятельности.

Эффективная профессиональная деятельность дизайнера зависит от умения строить взаимодействие с другими людьми. Хороший специалист в области дизайна должен обладать: способностью устанавливать личный контакт с каждым клиентом, умением быть тонким психологом и располагать к себе доверие каждого обратившегося за его услугами.

По статистике, дизайнер интерьера тратит на общение с клиентом в среднем 70% своего рабочего времени. Такой подход определен стандартом профессии Международной ассоциации дизайнеров интерьера (1ГОА).

Любое воздействие предполагает своим следствием регуляцию деятельности, поведения или отдельных действий. На практике, для побуждения партнера к каким-либо конкретным действиям или изменению взглядов и позиций, применяются различные виды психологического воздействия: принуждение, манипуляция, внушение и т. п.

Выбор того или иного вида воздействия на партнера по профессиональному общению определяется не только особенностями ситуации или характеристиками партнера по общению, но и характером сложившихся общественных отношений.

Современный профессиональный дизайнер должен уметь подчеркивать проявления индивидуальности своего клиента, правильно работать с «плохим вкусом», неосведомленностью и другими негативными факторами, с которыми часто сталкиваются дизайнеры в своей работе. Одной из самых непростых задач в работе дизайнера является необходимость объяснить своему клиенту при общении с ним и совместной разработки концепции, почему именно этот проект, составленный дизайнером, в данном случае будет оптимальным. При этом профессиональный дизайнер должен руководствоваться постулатом: уважай мнение клиента, но не иди у него на поводу, там, где это не пойдет во благо, не навязай ему свое мнение, а убеди его, что оно наиболее полно соответствует поставленным задачам, сумей донести и обосновать правильность выбора каждой детали.

Наилучшим вариантом признан тандем «дизайнер - клиент», где клиент выступает соучастником творческого процесса. Лучшим результатом работы дизайнера является тот случай, когда заказчик считает, что «он сам все придумал», и при этом дизайнер доволен своей работой.

Таким образом, в системе профессиональных отношений дизайнера доминирует вид воздействия, который ведёт к достижению взаимного согласия и позволяет принимать решение в условиях свободы выбора. Таким видом является убеждающее воздействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.