Научная статья на тему 'Реализация принципа обеспечения прав личности в проекте оперативно-разыскного кодекса'

Реализация принципа обеспечения прав личности в проекте оперативно-разыскного кодекса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО КОДЕКСА / THE CRIME DETECTION DRAFT CODE / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВА ЛИЧНОСТИ / INDIVIDUAL RIGHTS / CRIME DETECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шатохин Иван Дмитриевич

Проанализированы некоторые положения проекта Оперативно-разыскного кодекса, связанные с реализацией принципа обеспечения прав личности при осуществлении оперативно-разыскной деятельности. Выделен ряд вопросов, требующих внимания и, возможно, дальнейшей дискуссии для более совершенного обеспечения указанного принципа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enforcement of principle of providing individual rights in the Crime Detection draft Code

The article estimates some provisions of the Crime Detection draft Code relating to implementation of principle of providing individual rights when performing crime detection activities. The author specifies a range of issues requiring special attention, and, probably, further discussion for more proper enforcement of the aforesaid principle.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа обеспечения прав личности в проекте оперативно-разыскного кодекса»

4 О судебной практике по делам о вымогательстве (статья 163 Уголовного кодекса Российской Федерации) : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 56 // Рос . газета . 2015 . 28 дек .

5 Криминология / под ред . В . Н . Кудрявцева и В . Е . Эми-нова . М ., 2009. С . 136-137.

6 Тарасова И. А., Тарасова Н. В. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с предпринимательской деятельностью, и их предупреждение // Российское законодательство в современных условиях : в 2 т . Брянск, 2009. Т. 2 . С . 308-315.

7 Большой юридический словарь / под ред . А . Я . Сухарева М , 2008 С 356

8 Криминология / под ред . В . Н . Кудрявцева и В . Е . Эми-нова . С.138 .

9 Третьяк М. В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика вымогательства : дис . ... канд . юрид . наук . Ставрополь, 2002. С . 135-151.

10 Корягина О. В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика вымогательства : дис . ... канд . юрид . наук . Иваново, 1998 . С . 144 .

11 См , напр : Васильев А. М. Типология и особенности криминологической характеристики личности преступника, совершившего сопряженное с исчезновением человека преступление // Криминологический журнал БГУЭП . 2015 . № 4 . С.629-639.

12 См . , напр .: Рыжкова И. Д. Вымогательство: теоретико-правовой анализ и криминологическая характеристика : дис . канд юрид наук М , 2008 С 94-98

13 См . , напр .: Сафонов В. Н. Организованное вымогательство: уголовно-правовой и криминологический анализ : монография . СПб . , 2000. С . 154-164.

14 Рыжкова И. Д. Указ соч С 4

15 Чернобрисов Г. Г. Уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации : дис . ... канд . юрид . наук . М . , 2011. С 7

16 Корягина О. В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика вымогательства : дис . канд юрид наук Иваново, 1998 С 5

17 Буранова А. Г. Криминологическая характеристика современного вымогательства // Закон и право . 2009. № 2 .С . 76-79.

18 См . , напр . : Скорилкина Н. А. Групповые формы вымогательства : автореф . дис .... канд . юрид . наук . М . , 1995. С . 11-14 .

19 Сафонов В. Н. Указ . соч . С . 111-137.

20 Архив Воркутинского городского суда Республики Коми . Уголовное дело № 1-201 за 2012 г.

21 Архив Кировского районного суда г Санкт-Петербурга . Уголовное дело № 1-854за 2012 г.

22 Архив Приморского районного суда г Санкт-Петербурга . Уголовное дело № 1-552 за 2014 г.

23 Хилюта В. В. Вымогательство в целях получения имущества в особо крупном размере // Законность . 2015 . № 4 . С . 45-46.

24 Купцова К. О. Предупреждение вымогательства: криминологические и уголовно-правовые проблемы : дис . канд . юрид . наук . М . , 2012 . С . 91-106 .

25 Архив Московского районного суда г Санкт-Петербурга . Уголовное дело № 1-36 за 2011 г .

УДК 340 © И. Д. Шатохин, 2016

Реализация принципа обеспечения прав личности в проекте оперативно-разыскного кодекса

И. Д. Шатохин

Проанализированы некоторые положения проекта Оперативно-разыскного кодекса, связанные с реализацией принципа обеспечения прав личности при осуществлении оперативно-разыскной деятельности. Выделен ряд вопросов, требующих внимания и, возможно, дальнейшей дискуссии для более совершенного обеспечения указанного принципа.

Ключевые слова: проект оперативно-разыскного кодекса, оперативно-разыскная деятельность,

права личности.

Обсуждаемый на страницах Научного вестника Омской академии МВД России проект Оперативно-разыскного кодекса, разработанный профессором В . Ф. Луговиком 1 и внесенный в Государственную Думу РФ депутатом А . А . Агеевым 2, представляет интерес для всего юридического сообщества, соприкасающегося с пробле-

мами оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД), поскольку эта научная разработка открывает новое направление совершенствования правового регулирования ОРД и формирования оперативно-разыскного права как самостоятельной отрасли права . Мы проанализировали некоторые положения данного проекта через призму реа-

лизации принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, поскольку проблема обеспечения этого принципа в ОРД сегодня стоит весьма остро Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные жалобы на нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) в Конституционный Суд Российской Федерации 3, а также ряд постановлений Европейского Суда по правам человека (далее — ЕСПЧ), вынесенных по жалобам российских граждан 4.

Прежде всего следует поддержать автора проекта в его подходе к закреплению принципов ОРД, собранных в отдельной главе, что придает им особый статус дефинитивных предписаний. Достаточно подробно в проекте раскрывается содержание принципа законности (ст. 9), куда справедливо включены запретительные нормы из ст. 5 действующего Закона об ОРД. В целом соглашаясь с авторским подходом, считаем необходимым рассмотреть возможность уточнения перечня таких запретов . Наши сомнения касаются, например, целесообразности оставления запрета на фальсификацию результатов ОРД, поскольку такой запрет закреплен в ст. 303 УК РФ, а потому его дублирование в оперативно-разыскном кодексе может быть избыточным . Можно также обратить внимание на возможность уточнения редакции нормы о запрете провокации преступления, формулировка которой обоснованно критикуется учеными 5 . Анализируя содержание ст 9 проекта, мы признаем, что принципы законности и соблюдения прав личности между собой тесно связаны, тем не менее положения, изложенные в чч . 2 и 4, в большей степени относятся к обеспечению прав личности, потому их нужно перенести в следующую статью

Много нового и позитивного содержится в ст. 10 проекта, раскрывающей содержание принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина В отличие от ч 1 ст 5 действующего Закона об ОРД, в которой закреплена обязанность соблюдения прав при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее — ОРМ) и лишь ограниченного перечня таких прав, в проекте предложена более точная формулировка, требующая соблюдения любых прав граждан в процессе всей ОРД В порядке уточнения можно предложить дополнить это положение словами «гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Кодексом». В то же время определенные сомнения вызывает целесообразность закрепления в ст. 10 проекта запрета на применение пыток, за которые предусмотрена уголовная ответственность в ст 302 УК РФ, а потому такой запрет, как и запрет на фальсификацию результатов ОРД, избыточен

Представляется спорным выделение в качестве самостоятельного принципа ОРД права на истребование информации о проведении ОРМ (ст 11 проекта) В действующем Законе об ОРД это право закреплено в ст. 5, откуда следует, что оно рассматривается законодателем как составной элемент содержания принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а потому необходимо оставить его на прежнем месте, тем более что никаких содержательных изменений в регламентации этого права не предложено Новацией стало вычленение из текста нормы, закрепленной в ч 4 ст 5 Закона об ОРД, определения понятия лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, и перенос его в ч 2 ст 1 проекта, раскрывающую основные понятия, используемые в Кодексе . Содержание этого понятия осталось прежним, включающим в себя лишь лиц, в отношении которых «в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления»

В то же время на недостаток этой законодательной нормы было обращено внимание в одном из первых комментариев к Закону об ОРД В В Ни-колюком и В В Кальницким, которые обосновали необходимость ее расширительного толкования и отнесли к субъектам права на ознакомление с результатами ОРД любых лиц, чья вина «не подтверждена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда» 6 . Их позиция, по существу, была подтверждена и в решениях Конституционного Суда РФ, где отмечено, что при неподтверждении данных о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, следовательно, и при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела, ОРМ подлежат прекращению, что позволяет проверяемому лицу истребовать сведения о полученной о нем информации, а в случае отказа — обжаловать его в суд 7. Таким образом, право на ознакомление с полученной при проведении ОРМ информацией появляется у любого лица, в отношении которого такие мероприятия проводились, но виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, и независимо от того, принимались или нет в его отношении реабилитирующие процессуальные решения Смысл приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ следовало бы закрепить и в проекте Кодекса, чтобы исключить произвольное толкование права на доступ к информации в ОРД

Рассматривая проект с позиций реализации конституционных прав личности, отметим, что

в нем недостаточно внимания уделено гарантиям прав лиц, ставших объектами ОРД, несмотря на то что они, в силу преимущественно негласного характера этой деятельности, лишены возможности самостоятельной защиты своих прав В связи с этим представляется целесообразным более полно и конкретно перечислить в ст. 10 проекта Кодекса права лиц, чьи интересы могут быть затронуты в процессе осуществления ОРД В частности, эта статья не содержит положений о праве граждан на обжалование действий и решений органов, осуществляющих ОРД, которое закреплено в ч 3 ст 5 действующего Закона об ОРД, и лишь в ст 11 проекта предусмотрена возможность обжалования в судебном порядке отказа в предоставлении запрошенных сведений. В то же время ст. ст. 45 и 46 Конституции РФ гарантируют государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, а также право на обжалование в суд решений и действий органов государственной власти, в связи с чем в Оперативно-разыскном кодексе должен быть закреплен эффективный механизм реализации этих гарантий Предусмотренное же в ст 26 проекта правомочие суда на рассмотрение жалоб вряд ли можно отнести к эффективной гарантии судебной защиты, поскольку порядок обжалования действий и решений органов, осуществляющих ОРД, здесь не установлен Кроме того, спорным, на наш взгляд, является признание в главе 4 участниками ОРД суда и прокурора, которые осуществляют функцию контроля и надзора

Нельзя не согласиться с предложением В . Ф. Луговика о закреплении в качестве самостоятельного принципа равенства всех перед законом (ст. 17 проекта), который в действующем Законе об ОРД отнесен к условиям проведения ОРМ Поскольку принцип равенства перед законом гарантирован ст. 19 Конституции РФ, он должен распространяться на ОРД в целом, а не только на условия проведения ОРМ. Главная особенность содержания этого принципа заключается в наличии в нем исключений, указанных в ч . 2 ст. 17 проекта и требующих уточнений В частности, в перечне лиц, в отношении которых установлены особые условия осуществления ОРД, упоминаются прокуроры, которые не наделены действующим законодательством каким-либо оперативно-разыскным иммунитетом, в отличие от депутатов, судей и адвокатов Кроме того, содержащееся отсылочное положение о том, что особые условия осуществления ОРД устанавливаются федеральными законами, не в полной мере согласуется со ст 2 проекта, где отражено, что порядок осуществления ОРД устанавливается предлагаемым Кодексом, а новые законы подлежат включению в его содержание Иными слова-

ми, федеральные законы, устанавливающие особые условия осуществления ОРД, подлежат включению в Кодекс

Важное значение в правовом механизме обеспечения прав личности при осуществлении ОРД имеет регламентация полномочий оперативных сотрудников, которая должна исключать их расширительное толкование на практике В связи с этим особого внимания заслуживает содержание ст 21 проекта, закрепляющей эти полномочия, которая в качестве новации добавляет к праву на изъятие документов, предметов, материалов и сообщений их истребование. Это положение, предполагающее ограничение прав граждан, вызывает ряд вопросов, требующих внесения соответствующих уточнений Во-первых, неясно, в каких случаях можно осуществлять истребование, а в каких — изъятие Во-вторых, при декларировании права на истребование документов нуждается в оговорке вопрос об ограничениях правомочий оперативных служб, поскольку действующим российским законодательством установлены специальные режимы ограничения доступа к большому объему сведений, относящихся к частной жизни граждан, а также составляющих профессиональную тайну 8 . В-третьих, из текста проекта непонятно, чем отличается право на истребование документов от права наведения справок и сбора документов, упомянутых ниже . В-четвертых, положения о праве на истребование и наведение справок повторяются в ч .4 ст. 42 проекта, устанавливающей общие правила проведении ОРМ, а потому неясен смысл такого дублирования

Закрепляя в ст 21 проекта право оперативных служб на изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, порядок реализации этого права автор предусматривает в отдельной статье, относя изъятие к мерам обеспечения оперативно-разыскного производства, что представляется нам вполне обоснованным . В то же время норма, устанавливающая объекты возможного изъятия, включена в статью, регламентирующую оперативный осмотр (ст 52), что, на наш взгляд, вносит элементы неопределенности в правовое регулирование изъятия. Во-первых, становится непонятным, может ли проводиться изъятие при проведении других, кроме оперативного осмотра, ОРМ (таких, например, как оперативный эксперимент, оперативная закупка, контроль почтовых отправлений и контролируемая поставка). Во-вторых, перечень подлежащих изъятию предметов, включающий в себя «только те предметы, вещества и продукцию, которые могут иметь отношение к решению задач ОРД», сформулирован неоднозначно и допускает возможность изъятия практически любых предметов В-третьих, неопределенность порождает нелогичное описание

объектов изъятия в разных статьях проекта, в частности, в ст. 38 к объектам изъятия, кроме предметов, оказались отнесены документы, материалы и электронные носители информации, о которых не упоминается в других статьях. Оценивая положения, касающиеся регламентации изъятия, следует, прежде всего, исходить из того, что эта обеспечительная мера ограничивает право собственности, гарантированное ст. 35 Конституции РФ, а потому полномочия оперативных служб должны иметь строго установленные пределы

Наше внимание в тексте ст. 21 проекта привлекло также положение о праве оперативных служб на осуществление контроля за лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности за совершение умышленных преступлений. Однако при этом не раскрывается понятие и содержание такого контроля, поэтому неясно, предполагает ли такой контроль проведение ОРМ и в какой степени данный контроль может ограничивать права личности . В перечне оснований для проведения ОРД, изложенном в ст. 44 проекта, о таком контроле не упоминается, что порождает неопределенность в реализации этого права Кроме того, формулировка категорий лиц, за которыми допускается оперативно-розыскной контроль, представляется нам чрезмерно широкой, поскольку распространяется, в том числе, даже на лиц, не осужденных по приговору суда, а также на лиц, чья судимость снята или погашена либо чьи деяния декриминализированы, и т д

Завершая краткий анализ некоторых положений проекта Оперативно-разыскного кодекса, констатируем, что авторские предложения, касающиеся реализации принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД, в нем проработаны значительно глубже, в отличие от норм действующего Закона об ОРД Однако ряд новаций, касающихся регламентации принудительных мер в ОРД, требует доработки механизмов обеспечения этого принципа Не претендуя на бесспорность высказанных пожеланий, полагаем, что они могут стать предметом дальнейшей научной дискуссии о путях совершенствования правового регулирования ОРД

1 Луговик В. Ф. Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации: авторский проект. Омск, 2014. 96 с .

2 Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации : проект федерального закона № 831609-6. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» ; Луговик В. Ф., Лихарев В. В. Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации : проект /под общей ред . А . А . Агеева . М . , 2015. 64 с .

3 Организация подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий (с использованием правовых позиций Конституционного Суда России) : метод, пособие / под ред. А. Е. Чечетина . М. , 2014. С. 4.

4 См . , напр. : Постановление Европейского Суда по правам человека от 10 марта 2009 г. по делу «Быков против России» Доступ из справ -правовой системы «Консультант-Плюс» ; Постановление Европейского Суда по правам человека от 2 октября 2012 г. по делу «Веселов и другие против России» Доступ из справ -правовой системы «Консультант-Плюс» ; Постановление Европейского Суда по правам человека от 28 ноября 2013 г. по делу «Новоселов против России». Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» ; Постановление Европейского Суда по правам человека от 24 апреля 2014 г. по делу «Лагутин и другие против России». Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» ; Постановление Европейского Суда по правам человека от 4 декабря 2015 г. по делу «Захаров против России». Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс» ; и др

5 Вагин О. А. Конституционные проблемы оперативно-розыскной деятельности: научный доклад // Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности : сб . мат-лов Всерос . «круглого стола» (3 ноября 2011 г.) . СПб . , 2012. С. 45-52.

6 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» : научно-практический комментарий / под ред проф В В Николюка и доц В В Кальницкого, А Е Чечети-на. Омск, 1996. С. 16 .

7 По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И. Г. Черновой : определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г. № 86-О. Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» ; Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С. В.Чудова на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» : определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2046-О. Доступ из справ . -правовой системы «Кон-сультантПлюс»

8 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» : научно-практический комментарий / под ред проф. А . Е. Чечетина. 12-е изд. , перераб. и доп. Барнаул, 2007. С. 64 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.