УДК575.141:355.23
Ахметова Эльвира Жумабекоена
Преподаватель кафедры военно-педагогических и общественных наук Военного института ВВ МВД Республики Казахстан, [email protected], Петропавловск
реализация принципа непрерывного профессионального образования в педагогической подготовке ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Аннотация. В данной статье обоснована востребованность открытого, непрекращающего-ся характера образования в современном обществе интенсивного знания. В условиях военного вуза с его проблемой профессиональной подготовки преподавателей из числа офицеров, не имеющих опыта педагогической деятельности, такое образование становится актуальным. Построенное на компетентностной основе, оно предполагает такую систему профессиональной подготовки, которая направлена на реализацию принципа «образование в течение жизни» и способствует формированию педагогической культуры преподавателя военного вуза.
Ключевые слова: общество интенсивного знания, принцип «образование в течение жизни», самообразование, компетентностный подход, педагогическая культура, статус педагога.
Akhmetova Elvira Zhumabekovna
Instructor, the Chair of military pedagogical and social sciences, Military Institute of the Interior Army of the Ministry of Interior Affairs of Republic of Kazakhstan, VNO. [email protected], Petropavlovsk
realization of principle of continuous professional EDUCATION IN PEDAGOGICAL PREPARATION OF TEACHERS OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAS INSTITUTIONS
Abstract. In the article claimness of a public, constant character of education in the modem society of intensive knowledge is substantiated. In the conditions of a modern higher institution with its problem of professional training of teachers of the officers without experience of pedagogical activities such an education becomes urgent. Formed on the competent basis, it supposes such system of professional training that is directed to realization of the principle «Education during the life» and favours to the formation of pedagogical culture of a teacher of a higher military institution.
Keywords: a society of intensive knowledge, a principle «Education during the life», self-education, a competent approach pedagogical culture, status of a teacher.
В современном обществе интенсивного знания актуализирован принцип «образование в течение жизни», т.к. в таком обществе экономику интенсивного труда и интенсивного капитала сменяет экономика интенсивных знаний, которая предполагает особый процесс продуцирования нового знания, его распространения, передачу.
Философскую основу данного принципа отражает понимание сущности образования: 1) образование «является проблемой без всякого разрешения» (И. Кант); 2) образование всегда «несовершенного вида», не совершено, не завершено (С. И. Гессен); 3) «Образование не достигает точки насыщения» - высечено на камне у входа в Центр подготовки кадров компании ШМ (Эндикот, штат Нью-Йорк).
Таким образом, диалектика образования получает свое выражение не в каком-то итоговом знании лндивида, но в той открытости для развития, которая проявляется в его образе мысли: «образование - это всегда самообразование, т.е. в каждом конкретном случае для индивида возможность раскрытия его сущностных сил» [3, с. 25].
Самообразование - движущая сила становления личности по Б. С. Гершунскому, который предлагает следующую структурную динамику становления личности: грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет. Причем «грамотный человек - это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего обра-
зовательного потенциала» [1]. Иначе говоря, каждый человек в любом возрасте и на любом этапе своего жизненного пути может повысить свой образовательный уровень, но только при условии, если он грамотен.
Другим условием является психологическая готовность человека к образованию в течение всей жизни как следствие достаточно устойчивых смысловых отношений к процессу профессионального самоопределения, становления и развития. На практике это означает, что специалист должен быть все время готов не только к переквалификации, переподготовке, продолжению профессионального образования и обновлению багажа своих профессиональных знаний, умений, навыков, но и к непрерывному совершенствованию своей мотивационной сферы и развитию своей личности.
Реализация принципа непрерывного образования (самообразования), как и создание условий для этого, особенно актуальны в системе педагогической подготовки офи-церов-преподавателей, ввиду наличия следующих негативных факторов:
- недостаточно учитываются требования профессиональной педагогики к системе подготовки военных преподавателей к учебно-методической работе на разных уровнях военно-профессионального образования;
- подготовка офицеров-преподавателей в военных вузах ведется на стихийно-эмпирическом уровне, без научного планирования, педагогического проектирования, учета особенностей её проведения на разных уровнях военно-профессиональной подготовки;
- кафедры, призванные стать средой для формированию педагогического мастерства преподавателей в военных вузах, перегружены задачами организации образовательного процесса и управления его качеством в условиях перехода к кредитной технологии обучения, что предопределяет их неготовность к ведению прогностической, инновационной, исследовательской деятельности в области формирования профессиональных компетенций офицеров-преподавателей;
- необходимость учета и использования при формировании педагогического мастерства результатов, полученных педагогической наукой, чаще декларируется, чем эффективно реализуется на самом деле.
В результате становление преподавателей в военном вузе оказывается в современных условиях малоэффективным, тогда как принцип «образование в течение жизни» должен найти свое место в решении данной проблемы.
С учетом вышесказанного профессиональное становление преподавательского состава Военного института ВВ МВД Республики Казахстан (г. Петропавловск) представляет собой целостную систему направлений педагогической подготовки с сохранением открытого, незавершенного характера образования/ военно-профессиональное и педагогическое развитие; повышение научной квалификации и уровня подготовки в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); аксиологической составляющей профессиональной деятельности.
Если педагогическая компетентность и методическое мастерство дают возможность преподавателю наиболее эффективно формировать знания слушателей, учить их мыслить и правильно решать управленческие задачи, то научная квалификация обеспечивает достижение фундаментальности знаний курсантов.
Высокий уровень информационно-коммуникационной подготовки способствует интеграции учебной и научной работы с войсковой практикой и одновременно обеспечивает совершенствование педагогического мастерства, в том числе эффективное использование имеющихся средств информатизации и новых информационных технологий.
Военно-профессиональное совершенствование с использованием различных форм подготовки позволяет преподавателям углубить знания, расширить и закрепить практические навыки, исследовать проблемные вопросы военного искусства, расширить сферу научного поиска.
Особо отметим необходимость совершенствования аксиологической составляющей профессиональной деятельности, результатом чего становится «умение реализовать определенные ценности и жизненные смыслы в профессиональной сфере и индивидуально-уникальным путем с получением неизменно превосходного результата» [2, с. 273]. Деятельность самообразования мотивирована органическим единством с
ценностями личности преподавателя, т.е. при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности. Причем базовой ценностью становится качество преподавательской деятельности.
Все направления педагогической подготовки реализуются посредством компе-тентностного подхода, ввиду природы самой компетентности: она такова, что, хотя и является продуктом обучения, но прямо не вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза своего деятельностного и личностного опыта.
С точки зрения компетентностного подхода, обучающийся рассматривается как полноправный субъект управления процессом своего образования, т.е. речь идет о реализации принципа саморазвития. Отсюда вытекает одна из глобальных трудностей для преподавателя военного вуза: организация и педагогическое сопровождение управления
курсантом процессом собственного образования предполагает сформированность у самого преподавателя такой же способности стать педагогом самому себе.
Суть этой трудности точно уловил В. В. Сериков: «Мы шаг за шагом идем к тому, что человек будет заниматься собственным образованием в любой точке пространства и в любой момент времени своей жизни. И это существенно изменит обучающую деятельность педагога. Вполне возможно, что умение организовать обучение самого себя и своих коллег войдет в структуру общекультурных компетенций человека в любой профессиональной сфере» [4, с. 97].
Учитывая особенность данной ситуации, в Военном институте формируется система образования взрослых с ее ключевым умением стать педагогом самому себе, т.е. человеком с развитыми рефлексивными способностями постоянно решать проблемы самосовершенствования, самообразования, саморазвития.
Педагогическая культура...
есть что? - другими словами - сущность понятия
I
интегральное качество личности педагога-профессионала и вместе с теп обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога
I
направлена на что? - цель, назначение педагогической культуры
I
на творческую самореализацию личности преподавателя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения (ср.: «когда работа из обязанности превращается в потребность, происходит превращение труда в культуру» [6, с. 91]
I
достижение цели осуществляется как? - уточнение средств достижения цели
I
посредством преломления сложившегося опыта педагогической науки в своей деятельности, поисков меры между своими потребностями, опытом, знаниями, с одной стороны и состоянием и развитием учебного процесса - с другой
I
достижение цели основывается на чем? - анализ условий достижения цели
I
на овладение технологией педагогического общения, педагогическими инновациями и импровизацией, методами и формами организации деятельности обучающихся, а также технологией управления собственной профессиональной деятельностью
I
итогом становится что? - прогнозирование результатов
I
освоение, передача и создание носителем такой культуры педагогических ценностей (ср.: «умение реализовать определенные ценности и жизненные смыслы в профессиональной сфере и индивиду -ально-уникальным путем с получением неизменно превосходного результата» [2, с. 273])
Рис. 1. Денотатный граф к понятию «Педагогическая культура»
Предлагаемая целостная система направлений профессионального становления преподавателя военного вуза способствует, как подтверждают наши наблюдения, формированию педагогической культуры в том понимании этого феномена, которое отражено в составленном нами денотатном графе (рис. 1).
Обратим внимание на завершающее звено денотатного графа -результат формирования педагогической культуры. Здесь важно понять следующее: преподаватель выступает носителем культурных ценностей, главная из которых - область преподаваемых знаний; вместе с тем он -еще и носители культуры - общей и профессионально-педагогической - в сфере своей деятельности.
В соответствии с целями профессиональной подготовки преподавателей ее основными задачами являются:
- совершенствование знаний: основ военной науки и, в первую очередь, в области теории и практики военного искусства; основ государственного управления и формирования военной политики государственной власти; правовых положений, связанных с основными концептуальными и доктринальными взглядами по вопросам обороны страны и обеспечения ее национальной безопасности, функционированием системы высшего профессионального военного образования в целом;
- формирование умений: создавать творческую атмосферу образовательного процесса; использовать при изложении предметного материала взаимосвязь смежных дисциплин, представленных в учебном плане, а также научно-исследовательского и учебного процессов в вузе; применять знания культурного наследия прошлого и настоящего, современных достижений науки и культуры в качестве средств воспитания курсантов и слушателей;
- овладение: методами научных исследований в сфере основной профессиональной подготовки; основами научно-методической работы; навыками самостоятельной методической проработки профессионально-ориентированного материала (структурирование и преобразование научного знания в учебный материал); основами учебно-методической работы высшего профессионального образования, методами и приемами разработки задач, упражнений, тестов по различным
темам; способами создания требовательнодоброжелательной обстановки в учебном процессе; методами формирования навыков организации самостоятельной работы, профессионально-аналитического лишения и развития творческих способностей курсантов; культурой жизненного самоопределения, методами эмоциональной саморегуляции; основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах.
Решающую роль профессионально подготовке играет самостоятельная работа преподавателя. Наряду с другими формами профессиональной подготовки, она планируется и проводится с целью квалифицированного руководства процессом обучения (самообучения) слушателей Она является важнейшей повседневной обязанностью преподавательского состава, определяющим условием повышения качества обучения и воспитания слушателей. Ее основные задачи заключаются в приобретении новых знаний, совершенствовании навыков самостоятельного научного исследования актуальных вопросов военного искусства и тактики, повышении педагогического мастерства.
Значительное место в самостоятельной работе занимают изучение материалов по психологии и педагогике, теории и практике обучения, опыта обучения и воспитания в военных вузах Республики Казахстан, а также передовых достижений в этой области зарубежной военной школы.
Самостоятельная работа является основной формой подготовки в области информационных ресурсов, так как сложность вопросов, связанных с разработкой и внедрением информационных технологий, требует высокого интеллектуального напряжения и решения целого комплекса проблем, включающих технологические и экономические аспекты, тесно связанные между собой.
В плане информационной подготовки «амостоятельная работа включает: изучение информационной инфраструктуры учебного заведения, ее возможностей в качестве средства обучения и инструмента для решения педагогических задач; освоение моделей операций и боевых действий, методик оперативных расчетов на применение сил и средств в операциях; разработку проектов
новых информационных технологий (обучающих систем).
Успех самостоятельной работы определяется способностью преподавателей постоянно учиться. Важнейшими условиями успеха являются настойчивость и инициатива преподавателей, их повседневное стремление к самосовершенствованию.
Итак, научно-методическая подготовка преподавателей направлена на становление статуса педагога, меняющегося в условиях реализации принципа «образование в течение жизни»:
- от преподавателя к тьютеру, важнейшие функции которого -образовательная / диагностика и консультирование;
- от преподавателя к старшему методологу (ср.: «Преподаватель остался старшим в паре, но старшим методологом, а не старшим информатором» [5, с. 17].
Кроме того, профессиональная подготовка направлена на формирование профессионально-педагогической мобильности преподавателя военного вуза как интегративного качества личности, обусловливающего способность быстро менять свое положение в социальной, культурной и профессиональной среде под влиянием изменяющихся ситуаций и обстоятельств деятельности субъектов.
Библиографический список
1. Гершунский Б. С. Философия образования. - М., 1998. - 300 с.
2. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. -СПб.: Детство Пресс, 2001.
3. Сенько Ю. В. Образование всегда накануне себя // Педагогика. - 2004. - № 5. - С. 22-29.
4. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
5. Татур Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. - М.: Университетская книга; Логос, 2006. - 256 с.
6. Фонарев Л. Р. Формы становления гиччо-сти в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. - 1997. - № 2.