ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НЕДОПУЩЕНИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ В ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН ЕАЭС
Аннотация. В статье рассматривается реализация принципа недопущения дискриминации в области труда и занятий в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в аспекте широкоформатного влияния концепции достойного труда Международной организации труда на трудовое законодательство указанных стран. На основании сравнительно-правового анализа трудового законодательства государств — членов ЕАЭС, действовавшего до и после принятия концепции достойного труда МОТ, а также рассмотрения актов сотрудничества стран ЕАЭС и МОТ делается вывод о значительном воздействии концепции достойного труда на правовое регулирование принципа недопущения дискриминации в области труда и занятий. Приводятся точки зрения исследователей из государств — членов ЕАЭС и отмечается, что необходима дальнейшая активная работа по совершенствованию трудового законодательства государств — членов ЕАЭС по продвижению международных трудовых стандартов. Принцип недопущения дискриминации в области труда и занятий является необходимой составляющей устойчивого экономического развития и углубления евразийских интеграционных процессов. Ключевые слова: достойный труд, недопущение дискриминации, ЕАЭС, МОТ.
Артем Александрович ЛЕНЬШИН,
аспирант кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) artemle@yahoo.com 125008, Россия, г. Москва, пр-д Черепановых, д. 38, к. 1, кв. 1
DOI: 10.17803/2311-5998.2017.38.10.241-246
A. A. LENSHIN,
post-graduate student of the chair of labour law and social security law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) artemle@yahoo.com 125008, Russia, Moscow, Cherepanovikh Str, 38, bld. 1, apt. 1
REALIZATION OF PRINCIPLE ON THE ELIMINATION OF DISCRIMINATION IN RESPECT OF EMPLOYMENT AND OCCUPATION IN THE EAEU STATES
Review. The article considers the realization of principle on the elimination of discrimination in respect of employment and occupation in the EAEU States in the aspect of wide angle effect of International labour organization ILO Decent work concept on labour legislation of these states. On the basis of comparative legal analysis of EAEU States labour legislation, which existed before and after the adoption of ILO Decent work concept, as well as
"0 И Б У Н А
□
Л □
Д О
О
УЧЕНОГО
>
© А. А. Леньшин, 2017
'И 1
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кугафина(МГЮА)
the examination of cooperation acts between the EAEU States and the ILO, is concluded about significant influence of ILO Decent work concept on the legal regulation of principle on the elimination of discrimination in respect of employment and occupation. Also, author examines the points of view of researchers from EAEU States and notes that required further active work on improvement of EAEU States labour legislation for the promotion of international labour standards. The principle on the elimination of discrimination in respect of employment and occupation is a necessary component of sustainable economic development and deepening of the Eurasian integration processes.
Keywords: decent work, elimination of discrimination, EAEU, ILO.
Одним из основополагающих принципов, провозглашенным в Декларации 1998 г «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»1 (принята в г. Женеве 18.06.1998), является недопущение дискриминации в области труда и занятий. Искоренение дискриминации в сфере труда было краеугольным камнем деятельности МОТ с момента ее создания в 1919 г В контексте недопущения дискриминации в области труда действуют две фундаментальные конвенции: Конвенция МОТ № 1112 и Конвенция МОТ № 1003. Так, в соответствии со ст. 1 Конвенции МОТ № 111 под дискриминацией понимается «всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения, и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, а также всякое другое различие, исключение или предпочтение, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, как они могут быть определены заинтересованным членом МОТ по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами». Дискриминация может возникнуть при самых разных обстоятельствах и может проявляться во многих формах.
В контексте совершенствования правового регулирования вопросов в сфере трудовых отношений в соответствии с международными стандартами трудовое законодательство Республики Казахстан было значительно модернизировано в части недопущения дискриминации в области труда и занятий4. Взаимодействие МОТ и Республики Армения по продвижению концепции достойного труда МОТ,
1 Российская газета. № 238. 16.12.1998.
2 Конвенция МОТ № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» // Ведомости ВС СССР 01.11.1961. № 44. Ст. 448.
3 Конвенция МОТ № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» // Ведомости ВС СССР. 08.05.1956. № 10. Ст. 202.
4 Программа по достойному труду в Республике Казахстан на 2010—2012 гг. // Сайт Минз-дравсоцразвития Республики Казахстан. URL: https://www.mzsr.gov.kz/node/241707 (дата обращения: 21.06.2017).
в
ЕСТНИК А А о ✓l'a
УНИВЕРСИТЕТА Реализация принципа недопущения
имени o.e. кугафина(мгюа) дискриминации в трудовом законодательстве стран ЕАЭС
предусмотренному страновой программой по достойному труду5, способствовало развитию правового регулирования недопущения дискриминации в области труда и занятий. Улучшение законодательной базы в социально-трудовой сфере, в том числе в части недопущения дискриминации в области труда и занятий, было предусмотрено Программой сотрудничества между Республикой Беларусь и МОТ6. В рамках одной из задач страновой программы по достойному труду в Кыргызской Республике7 предусмотрена разработка и внедрение эффективной политики по планомерному усовершенствованию трудового законодательства в соответствии с международными трудовыми стандартами. Стоит отметить, что Программой сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ8 среди приоритетов предусмотрено продвижение международных трудовых норм. Представляется, что правовое регулирование в части недопущения дискриминации в области труда и занятий получило значительное развитие.
Стоит отметить, что до принятия концепции достойного труда МОТ трудовое законодательство Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Беларусь и Российской Федерации обладало достаточно широкой регламентацией запрещения дискриминации в области труда и занятий, в отличие от трудового законодательства Республики Армения.
Так, Закон «О труде в Республике Казахстан»9, КЗоТ Республики Беларусь10, Трудовой кодекс Кыргызской Республики11 и КЗоТ Российской Федерации12 содержали положения о запрете дискриминации в сфере труда. Устанавливалось, что каждый имеет равные возможности в реализации своих трудовых прав и никто не мог быть ограничен в трудовых правах, а также не может получать какие-либо преимущества в их реализации в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к гражданству, общественным объединениям, и иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами ра-
5 The Decent Work Country Programme for the Republic of Armenia 2007—2011 // UN in Armenia. URL: http://www.un.am/up/library/Decent%20Work_Country%20Prog_eng.pdf (дата обращения: 21.06.2017).
6 Belarus — ILO co-operation programme // United Nations. Office in Belarus. URL: http://un.by/ en/ilo/techcoop/ (дата обращения: 19.03.2016).
7 The Decent work country programme for the Kyrgyz Republic 2006—2009 // International Labour Organization URL: http://www.ilo.org/public/english/bureau/program/dwcp/download/ kyrgyzstan.pdf (дата обращения: 21.06.2017).
8 Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2017—2020 годы // Не опубликована.
9 Закон Республики Казахстан от 10.12.1999 № 493-I «О труде в Республике Казахстан» // Ведомости Парламента РК. 1999. № 24. Ст. 1068. >
10 Кодекс законов о труде Республики Беларусь от 23.06.1972 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 5—6. Ст. 38.
11 Трудовой кодекс Кыргызской Республики от 04.11.1997 № 70 // Ведомости Жогорку Ке-неша Кыргызской Республики. 1998 г. № 1. Ст. 1.
12 Кодекс законов о труде Российской Федерации (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) // Свод за- ° конов РСФСР Т. 2. С. 123.
УЧЕНОГО
>
'И ^^ 1
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
ботника и результатами его труда. Кодекс законов о труде Республики Армения13 не имел аналогичных положений.
КЗоТ Российской Федерации (ч. 2 ст. 16) и Трудовой кодекс Кыргызской Республики (ст. 88) регламентировали случаи, не являющиеся дискриминацией, а именно различия, исключения, предпочтения и ограничения при приеме на работу, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Трудовым кодексом Кыргызской Республики 1997 г. помимо всего прочего предусматривалась судебная защита. Так, суд, признав факт дискриминации доказанным, выносил решение об устранении дискриминации, а также о возмещении нанесенного материального и морального вреда (ч. 2 ст. 11).
В рамках анализа действующего трудового законодательства государств — членов ЕАЭС представляется возможным сделать вывод о том, что концепция достойного труда МОТ эффективно повлияла на развитие правового регулирования запрещения дискриминации в области труда и занятий. Так, в трудовом законодательстве Республики Казахстан14, Кыргызской Республики15, Республики Армения16 и Российской Федерации17 запрещение дискриминации в сфере труда и занятий закрепляется как принцип трудового законодательства, трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Необходимо отметить, что в трудовом законодательстве Республики Беларусь18 запрещение дискриминации в сфере труда не закрепляется как принцип трудового законодательства, но его правовая регламентация также значительно трансформировалась после принятия концепции достойного труда МОТ.
Трудовое законодательство стран ЕАЭС раскрывает понятие дискриминации, случаи, не являющиеся дискриминацией, а также предусматривает возможность защиты нарушенных прав. Трудовой кодекс Российской Федерации отдельно закрепляет, что не являются дискриминацией случаи, связанные с обеспечением национальной безопасности, поддержанием оптимального баланса трудовых ресурсов, содействием в первоочередном порядке трудоустройству российских граждан и решением иных задач внутренней и внешней политики государства (ч. 2 ст. 3).
Необходимо отметить, что вопросы реализации принципа недопущения дискриминации в области труда и занятий в законодательстве стран ЕАЭС входят в предмет исследований ученых указанных стран. Так, отдельные авторы
13 Кодекс законов о труде Республики Армения от 16.06.1972 // ^ии^из. 1972. № 12.
14 Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23.11.2015 № 414^ // Казахстанская правда. 2015. № 226.
15 Трудовой кодекс Кыргызской Республики от 04.08.2004 № 106 // Ведомости Жогорку Ке-неша Кыргызской Республики. 2006 г. № 4. Ст. 392.
16 Трудовой кодекс Республики Армения от 09.11.2004 № ЗР-124-Н // СДЗ РА. 2004. Т. 8.
17 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
18 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-3 // Ведамасц Нацыяналь-нага сходу Рэспублш Беларусь. 1999. № 26—27. Ст. 432.
в
ЕСТНИК А А а/||-
УНИВЕРСИТЕТА Реализация принципа недопущения
имени o.e. кугафина(мгюа) дискриминации в трудовом законодательстве стран ЕАЭС
в Республике Казахстан отмечают, что содержание трудового законодательства о запрещении дискриминации в сфере труда по многим позициям соответствует определению, изложенному в Конвенции МОТ «О дискриминации в области труда и занятий» 1958 г., ратифицированной Законом Республики Казахстан от 20.07.1999 № 444-119. Подчеркивается, что дискриминация в трудовых отношениях приводит к возникновению и усилению неравенства на рынке труда, появлению несправедливых преимуществ. Устранение дискриминации в области труда — стратегически важный шаг в направлении борьбы за искоренение любых форм дискриминации. Создание демократического рынка труда, снижение конфликтности сферы, повышение производительности труда — основные предпосылки роста любой экономики20. Представители Республики Беларусь отмечают, что, несмотря на развитие белорусского законодательства о труде в направлении расширения дискриминационных обстоятельств, существующие антидискриминационные меры должны стать реальностью для правоприменительной практики21. В Республике Армения трудовое законодательство по-прежнему нуждается в дальнейшем совершенствовании в части уточнения различных форм дискриминации и установления равной оплаты за труд равной ценности22. В Трудовом кодексе Кыргызской Республики в статье о запрете дискриминации особо указывается, что не допускается неравная оплата за равный труд23. По мнению российских исследователей, сложность проблемы дискриминации заключается в том, что несмотря на очевидное несовершенство обеих формулировок, содержащихся в ТК РФ и Конвенции МОТ № 111, вряд ли можно предложить что-нибудь лучше24.
19 Барлубаев Р. Б. Соотношение международно-правовых актов о труде и трудового законодательства Республики Казахстан // Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козылбаева. URL: https://goo.gl/4NWkqh (дата обращения: 21.06.2017).
20 Есиркепова М. М. Международные стандарты труда в Республике Казахстан: проблемы имплементации и защиты : атореф. дис. ... д-ра философии (PhD) // Евразийский университет имени Л. Н. Гумилева. URL: http://www.enu.kz/downloads/nauka/esirkepova-annotacia.pdf (дата обращения: 21.06.2017).
21 См., например: Лышко А. О., Сенкевич Е. А, Тарасевич Н. И. Запрет дискриминации
~0
в трудовых правоотношениях как фактор обеспечения реализации принципа свободы Б
труда // Белорусский государственный университет. URL: https://goo.gl/5S3NUd (дата обращения: 21.06.2017). >
22 См., например: Decent work country profile: Armenia / International Labour Office. Geneva : ILO, 2012.
23 Морозов П. Е., Чанышев А. С. Трудовое право стран Евразийского экономического союза : учебное пособие. М. : Проспект, 2016.
24 Лютов Н. Л. Дискриминация в области труда и занятий: проблемы определения // Тру- °
довое право в России и за рубежом. 2011. № 4. УЧЕНОГО
>
'И 1
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кугафина(МГЮА)
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Барлубаев Р. Б. Соотношение международно-правовых актов о труде и трудового законодательства Республики Казахстан // Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козылбаева. URL: https://goo.gl/4NWkqh (дата обращения: 21.06.2017).
2. Есиркепова М. М. Международные стандарты труда в Республике Казахстан: проблемы имплементации и защиты : автореф. дис. ... д-ра философии (PhD) // Евразийский университет имени Л. Н. Гумилева. URL: http://www.enu. kz/downloads/nauka/esirkepova-annotacia.pdf (дата обращения: 21.06.2017).
3. Крылов К. Д. Об основополагающих принципах и правах в мире труда // Трудовое право и право социального обеспечения. Актуальные проблемы. — М. : Проспект, 2000.
4. Лышко А. О., Сенкевич Е. А., Тарасевич Н. И. Запрет дискриминации в трудовых правоотношениях как фактор обеспечения реализации принципа свободы труда // Белорусский государственный университет. URL: https://goo. gl/5S3NUd (дата обращения: 21.06.2017).
5. Лютов Н. Л. Дискриминация в области труда и занятий: проблемы определения // Трудовое право в России и за рубежом. — 2011. — № 4.
6. Морозов П. Е., Чанышев А. С. Трудовое право стран Евразийского экономического союза : учебное пособие. — М. : Проспект, 2016.
7. Decent work country profile: Armenia / International Labour Office. — Geneva : ILO, 2012.