Научная статья на тему 'Реализация принципа направленного сопряженного воздействия в процессе физической подготовки юных спортсменов'

Реализация принципа направленного сопряженного воздействия в процессе физической подготовки юных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1336
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК / НАПРАВЛЕННОЕ СОПРЯЖЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / PHYSICAL ATTRIBUTES / PHYSICAL FITNESS / MOTOR SKILLS / DUAL DIRECTIONAL EFFECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонюк Сергей Дмитриевич, Курносов Константин Валентинович

Проблема формирования физических качеств у юных спортсменов обычно рассматривается односторонне, при этом упор делается на профилирующие двигательные качества данного вида спорта. Разносторонняя физическая подготовка порой недооценивается, и в ней практически не реализуется принцип направленного сопряженного развития физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF CONJUGATION DIRECTIONAL EFFECTS IN PHYSICAL TRAINING FOR YOUNG ATHLETES

The problem of the formation of physical qualities in young athletes is usually considered one-sided, with a focus on those motor profiling quality of the sport. Versatile physical training sometimes underestimated and it is not practical realization of the principle of dual directional.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа направленного сопряженного воздействия в процессе физической подготовки юных спортсменов»

УДК 796/799

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАПРАВЛЕННОГО СОПРЯЖЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

© Сергей Дмитриевич АНТОНЮК

Тамбовская областная детская юношеско-спортивная школа, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор, начальник отдела по научному и методическому обеспечению, e-mail: [email protected] © Константин Валентинович КУРНОСОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедрa адаптивной физической культуры, e-mail: м[email protected]

Проблема формирования физических качеств у юных спортсменов обычно рассматривается односторонне, при этом упор делается на профилирующие двигательные качества данного вида спорта. Разносторонняя физическая подготовка порой недооценивается, и в ней практически не реализуется принцип направленного сопряженного развития физических качеств.

Ключевые слова: физические качества; физическая подготовка; двигательный навык; направленное сопряженное воздействие.

Принцип направленных сопряженных воздействий в педагогических науках был внедрен в практику известным специалистом в области теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки В.М. Дьячковым в 1960-х гг. Изначально он применял этот подход в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов. В настоящее время принцип направленного сопряженного воздействия на физическое и психическое развитие учащихся в процессе физического воспитания начинает применяться в школьной практике. В общих чертах метод представляет собой взаимосвязанное (сопряженное) применение средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения, воспитания и оздоровления учащихся [1].

В процессе сопряженного психофизического воздействия двигательная активность включает в себя не только освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка, но и познавательный и личностный аспекты развивающейся личности. При этом личностный аспект ориентирован на осознание собственного Я в условиях постоянного физического и психического развития. Одно и то же физическое упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, а также (наиболее оптимально

в игровой форме) для интеллектуального развития. При соответствующем подборе игр и упражнений физическое воспитание способствует формированию здоровых привычек, позволяет осуществлять самоконтроль при стрессовых ситуациях, сопровождается тенденцией к отказу от агрессивного поведения [1; 2].

Таким образом, суть принципа направленного сопряженного психофизического воздействия заключается в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физическое качество быстроты), которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения). При этом сопряженное воздействие используется как последовательно (физические упражнения создают предпосылки для последующего развития физических качеств), так и параллельно (упражнения одновременно воздействуют на физическую и психическую сферы).

Известно, что между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребенка существует теснейшая связь. В скелетной мускулатуре находятся нервные клетки, которые при мышечных сокращениях посылают в мозг стимулирующие импульсы. С одной стороны,

эти импульсы сигнализируют о совершаемых человеком движениях. С другой стороны, нервные клетки одновременно повышают общий тонус коры головного мозга. Характерной иллюстрацией является факт, что многие люди во время интенсивных размышлений произвольно или непроизвольно начинают двигаться. Некоторые лучше думают при ходьбе, другие крутят волосы или барабанят пальцами [3].

По методологии В.М. Дьячкова, сопряженность необходимо рассматривать как оптимальную взаимосвязь физических и психических нагрузок различной преимущественной направленности, развивающих или поддерживающих уровень физических качеств и развитие психических свойств человека. Необходимо добавить, что речь может идти не только о физических, но и психических качествах [1].

Каждое физическое упражнение или психическое действие всегда требуют проявления большего или меньшего комплекса различных компонентов мастерства. Управление динамикой подготовленности человека представляет собой сложный интегрированный педагогический процесс, направленный на объединение в единую систему подготовки отдельных ее компонентов. Чем больше средства подготовки соответствуют основной деятельности человека, тем выше сопряженность [4].

В последние годы исследования методического содержания сопряженного подхода занимают большое место в теории и методике физического воспитания, а также двигательных психокоррекционных тренингах [3].

Для нас определенный интерес представляет реализация принципа направленного сопряженного воздействия в спортивной тренировке. Согласно общепринятому базисному определению Л.П. Матвеева, спортивная тренировка - важнейшая составная часть подготовки спортсмена, она представляет собой специализированный управляемый педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных сторон подготовленности, обеспечивающих спортсмену достижение наивысших результатов в конкретной спортивной дисциплине [3].

Следует учитывать, что каждая из сторон спортивной подготовленности зависит от

степени совершенства других ее сторон, объединяясь в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. По мнению физиолога П.К. Анохина, который помимо общих вопросов физиологии занимался и проблемами спортивной физиологии степень включения различных компонентов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие происходят по закономерностям формирования необходимых функциональных систем.

Особо следует отметить, что ведущие специалисты по теории и методике физического воспитания и спортивной тренировке юных спортсменов Л.П. Матвеев (1977), Ю.Ф. Курамшин (2004), В.П. Филин (1987) и другие единодушны в одном, что, проявляясь в деятельности, физические качества (способности) неотделимы от двигательных умений и навыков. Освоение рациональных двигательных действий обеспечивает более эффективную реализацию физических способностей. Развитие физических способностей, также как и формирование двигательных навыков, во многом зависит от образования определенных отношений на уровне нервной и мышечной систем. Однако для физических способностей (качеств) гораздо большее значение имеют морфофункциональные перестройки в организме в целом.

Понятие скоростно-силовые способности впервые было предложено спортивным физиологом B.C. Фарфелем в середине 1960-х гг., он показал, что скоростно-силовые способности являются своего рода соединением силовых и скоростных способностей человека. В основе их лежат функциональные свойства мышечной, нервной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений [5].

Скоростно-силовые способности спортсменов характеризуют те виды спортивной деятельности, где наряду с большими величинами развитого в движении усилия требуется и высокая скорость. Этот вид способностей проявляется в различных видах прыжков, метаниях, при выполнении акцентированных ударов, быстрых защит и неожиданных передвижениях в боксе, рывок штанги и пр. [5].

Существенное значение, особенно в спортивных единоборствах, играют и коор-

динационные способности спортсменов. Исследования последних лет показали, что различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте, трудовой и военной деятельности достаточно специфичны. Поэтому в спортивной практике вместо существующего ранее основного термина «ловкость», оказавшегося очень многозначным и нечетким, ввели в теорию и практику физической культуры и спорта термин «координационные способности» и стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию. Правильно осмыслить эти вопросы можно с позиции системного подхода и многоуровневой теории управления движениями, разработанной выдающимся российским психофизиологом

Н.А. Бернштейном (1966).

При этом А. В. Родионов указывает, что специфика спортивной деятельности в видах единоборств состоит в том, что она протекает в условиях лимита времени при необходимости преодолевать активное сопротивление соперника с помощью совершенных, в достаточной степени автоматизированных и в то же время вариативных технических навыков [4].

Чрезвычайное многообразие технических приемов в спортивных единоборствах и еще большее многообразие всевозможных конфликтных ситуаций, постоянно возникающих в ходе поединка, определяют особенности действий и операций и процесса их совершенствования. В таких условиях спортсмен должен уметь быстро оценивать складывающиеся ситуации и реагировать на них точными и эффективными действиями, что предъявляет к его двигательным навыкам основное требование - сохранение стабильности результата при наличии большой вариативности условий, складывающихся ситуаций [3].

При выборе средств сопряженных воздействий В.М. Дьячков, А.В. Родионов рекомендуют опираться на следующие данные:

1) знания об общих закономерностях тактической деятельности, особенных закономерностях, характерных для тактической деятельности в упражнениях, и единичных закономерностях, характерных для тактической деятельности спортсменов;

2) данные о динамике тренированности спортсменов и содержании средств тактической деятельности на различных этапах подготовки;

3) данные об эмпирически сложившихся соотношениях между отдельными средствами тактической подготовки у конкретных спортсменов;

4) данные об эффективности реализации эмпирических средств тактической подготовки в процессе боевой соревновательной деятельности [1; 4].

Рациональность двигательных действий в спортивной практике имеет также качественную и количественную стороны. Качественная сторона рациональности - целесообразность движений, количественная - их экономичность. Экономичность двигательной деятельности является весьма специфичным признаком, характеризующим координационные способности. Можно, например, отличаться высокой экономичностью в беге на средние и длинные дистанции, но не проявлять этого признака при осуществлении баллистических или спортивно-игровых двигательных действий.

Анализ современной литературы и ряда исследований (Н.И. Дворкина, 2004, В.М. За-циорский, 1982, А.В. Родионов и др.), посвященных сопряженному развитию физических качеств, показал, что для того чтобы добиться высокого уровня физической подготовленности, и соответственно, высокого спортивного результата, в спортивных единоборствах необходимо комплексное изучение скоростно-силовых качеств и различных сторон координационной подготовки.

1. Дьячков В.М. Методы совершенствования в технике движений квалифицированных спортсменов // Пути совершенствования спортивного мастерства. М., 1966.

2. Дьячков В.М. Экспериментальное обоснование и разработка системы тренировки скоростно-силовых видов спорта: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1963.

3. Матвеев Л.П. Спортивная ориентация и постановка долгосрочных целей в подготовке спортсмена. М., 1995.

4. Родионов А.В. Принцип психофизического сопряжения в подготовке спортсменов-единоборцев высокой квалификации // Теория и практика физической культуры. 2001. № 11. С. 34-36.

5. Зациорский В.М. Воспитание физических

(двигательных) качеств // Теория и методика Поступила в редакцию 19.12.2012 г.

физического воспитания. М., 1987.

UDC 796/799

IMPLEMENTATION OF CONJUGATION DIRECTIONAL EFFECTS IN PHYSICAL TRAINING FOR YOUNG ATHLETES

Sergey Dmitriyevich ANTONYUK, Tambov Regional Children Youth Sport School, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Professor, Head for Scientific and Methodical Supply Department, e-mail: [email protected]

Konstantin Valentinovich KURNOSOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Adaptive Physical Culture Department

The problem of the formation of physical qualities in young athletes is usually considered one-sided, with a focus on those motor profiling quality of the sport. Versatile physical training sometimes underestimated and it is not practical realization of the principle of dual directional.

Key words: physical attributes; physical fitness; motor skills; dual directional effects.

УДК 796/799

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ 13-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДЗЮДО

© Вера Борисовна БОЛДЫРЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных дисциплин, e-mail: [email protected] © Александр Александрович ГОЛОВКОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, магистрант специальности «Физическая культура»,

e-mail: [email protected] © Алексей Николаевич ТАТАРИНЦЕВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат технических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта, e-mail: [email protected]

Рассмотрено влияние физических нагрузок на организм 13-14-летних юношей, занимающихся дзюдо, проведен сравнительный анализ показателей их уровня развития координационных способностей.

Ключевые слова: дзюдо; физическая подготовленность; координационные способности; спортивная тренировка; двигательные качества.

В последнее десятилетие существенно изменяется методика тренировки, совершенствуется техническое и тактическое мастерство борцов, повышается уровень развития физических и психических качеств. Борьба становится более агрессивной и темповой, что требует повышения технико-тактической, психологической и физической подготовленности спортсменов, одним из основных качеств которой являются координационные способности [1].

Развитие и совершенствование координационных способностей следует рассматривать как один из важных разделов подготовки спортсменов разного уровня мастерства, что обусловлено переменой деятельности единоборства, а сопротивление, оказываемое соперником, значительно затрудняет проведение технических действий. Во время спортивного поединка атакующие и защитные действия могут быть использованы в различных комбинациях и последовательности, по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.