Н.д. КРУЧИНКИНА (Саранск)
реализация принципа аналогии в языковом оформлении
функциональной структуры типовых событий
Описано действие принципа аналогии в номинативной деятельности языкового означивания событий реальной действительности. Представлено понимание действия этого принципа в выборе соответствующих симметричных семантико-грамматических инвариантов выражения функциональных структур типовых событий с определенным ролевым статусом конституентов. Подобная презентация использования аналогии составляет новизну видения.
Ключевые слова: пропозитивный номинант, принцип аналогии, типовое событие, функциональная структура, воспроизводимость.
Принцип аналогии относится к числу универсальных принципов отражения фактов, явлений, событий в виде их прототипов, моделей, проекций. На важность этого принципа, универсальность его применения указывает отражение понятия аналогии в дефинициях философского, логического и лингвистического словарей. Поэтому выявление в инвариантах пропози-тивных знаков следов действия принципа аналогии [2, с. 8], названного в наших более ранних работах симметричным проецированием функциональной структуры событий на инвариант пропозитивно-го выражения [3, с. 121 - 125; 4, с. 35 - 37], мы считаем весьма важным и новым в системном описании закономерностей формирования пропозитивных знаков пропо-зитивного номинанта как означающего соответствующего событийного означаемого [2, с. 6 - 9].
Важность соотнесения описания фактического материала с фундаментальными интегративными принципами не только самой лингвистики, но и семиотики, логики и философии поднимает любое исследование на высокий теоретический уровень. В том случае, когда обнаружение этих принципов, как это было в на-
шем случае, исходит не из теоретических работ известных ученых, а из конкретного материала и глубокого осмысления причин действия принципов комбинаторики, категоризации, концептуализации, когда при этом проверяется регулярность действия принципов и закономерностей в идентичных условиях, они воспринимаются уже как принципы и закономерности формирования любых конструктов пропозитив-ного уровня. Поиск и нахождение для аргументации своих теоретических положений мнений солидных ученых данной области исследования, смежных и интегративных областей теоретического знания -это уже, как нам представляется, этап подтверждения адекватности своих собственных теоретических выводов.
Философский словарь определяет аналогию как «соответствие элементов, совпадение ряда свойств или какое-либо иное отношение между предметами (явлениями и процессами), дающие основание для переноса информации, полученной при исследовании одного предмета - модели, на другой - прототип» [9, с. 26]. Философский словарь вполне справедливо отмечает важную эвристическую роль аналогии в науке, в научных открытиях (Там же).
Логический словарь видит в аналогии «подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях» [1, с. 36].
лингвистами действие принципа аналогии обнаруживается в многоуровневой системе систем - языке [5: 31]. Ф. де Сос-сюр называет аналогию одновременно и принципом, и явлением [8, с. 197, 199]. Мы находим такую интерпретацию аналогии вполне логичной и теоретически объяснимой.
На наш взгляд, процесс обнаружения аналогии или конструирования, моделирования по аналогии связан с парадигматическим планом, планом языка, а с позиций когнитивной лингвистики - с соотношением между языковым сознанием номинатора, воспринимающего внеязыковые события - номинаты, и его языковой компетенцией. Языковая компетенция номинатора в этом плане состоит в умении найти функционально аналогичное инвариантное пропозитивное выражение категориального значения номината.
© Кручинкина Н.Д., 2010
Действие в языке принципа аналогии имеет следствием регулярную воспроизводимость образца в его инварианте. В нашем случае таким образцом, прототипом является номинат, функциональная структура которого воспроизводится в номинанте.
Во внутриязыковом плане действие принципа аналогии проявляется в образовании вторичных значений по определенным семантическим алгоритмам. Ф. де соссюр поэтому связывает использование принципа аналогии с дериватив-ными процессами в языке. с позиций языкового и речевого мотивированного словообразования аналогия Ф. де соссю-ром интерпретируется как «явление целиком грамматическое и синхроническое» [8, с. 200], потому что, по его мнению, «в явлении аналогии все грамматично» (там же, с. 199). Регулярное воспроизведение одной пропозитивной модели семантически мотивировано: оно используется в применении «к таким группам слов, в которых обнаруживаются однотипные значения» [11, с. 16].
Часто лингвисты даже в фундаментальных работах не упоминают действие принципа аналогии, когда исследуют проблемы инвариантности, полисемии, связанной с семантической деривацией первичных значений, формирования синтаксической структуры на основе единых закономерностей синтаксической комбинаторики. И даже те ученые, которые в словарных статьях отражают понятие аналогии, часто не развивают идею принципа аналогии дальше общих дефиниций.
Д.Н. Шмелев относится к тем лингвистам, которые конкретизируют использование принципа аналогии в языковых процессах. Интерпретируя особенности номинативного процесса, он видит своеобразное использование принципа аналогии, в частности, в полисемии в виде регулярных моделей вторичных значений лексем, сформированных, например, по метонимическому алгоритму переименования их первичных значений. Проявление аналогии в регулярной воспроизводимости одной модели семантической деривации означает, в понимании Д.Н. Шмелева, «последовательный охват определенной группы слов общей формулой семантического переноса» [11, с. 16].
Семантический аспект использования принципа аналогии оказывается весьма продуктивным, т.к. его применение позволяет номинатору систематизировать моделирование процесса означивания однотипных денотатов. В нашем случае установление определенной регулярности действия данного принципа одновременно дает возможность и реципиенту наиболее экономично декодировать симметричное оформление инвариантов событийно-пропозитивных знаков [5, с. 31 - 32; 10, с. 150 - 160].
Принцип аналогии используется номинатором при синтаксическом оформлении отражаемых в номинантах событийных отношений, когда необходимо прямо и функционально адекватно означить ядерную основу наблюдаемых событий и обеспечить многоуровневую языковую аналогию: Малыш спит. Ребенок плачет. Девочка моет тарелку. Мальчик идет в школу. Мальчик в школе. Мужчина ставит машину в гараж. Бабушка дает внуку яблоко. Le bébé dort. L’enfant pleure. La fillette lave l’assiette. Le garçon va à l’ecole. Le garçon est à l’école. L’homme met la voiture au garage. La grand-mère donne une pomme à son petit-fils.
Это имеет место в пропозитивных номинантах и при формировании синтаксических структур с несвободным сочетанием слов. Функциональное синтаксическое оформление категориальных синтаксических отношений в пропозитивных номинантах с несвободными сочетаниями слов осуществляется номинатором (говорящим) по аналогии с синтаксическими структурами со свободным сочетанием слов идентичного функционального содержания: дать конфету / дать приказ, дать совет; бросить мяч / бросить вызов, бросить взгляд; поймать рыбу / поймать взгляд; donner un bonbon / donner un ordre, un conseil; couper le pain / couper le silence; jeter la balle / jeter le regard.
Столь же продуктивно действие принципа аналогии в лексической экспликации функционально идентичных событийных отношений. При речевом воспроизведении отраженных языковым сознанием номинатора процессов идеального характера используются те же глагольные лексемы, которые в своем инварианте передают значение функционально идентичного материального процесса: Мать дает конфету дочери. / Отец дает совет сыну. Офи-
цер отдает приказ солдату. Мальчик бросает другу мяч. / Судьба бросает ему вызов. Рыбак поймал, большую рыбу. / Он поймал взгляд прекрасной незнакомки. La mère donne un bonbon à sa fille. / Le père donne un conseil à son fils. L’officier donne un ordre au soldat. La cuisinière a. coup_é le _pain. / Une voix a coupé le silence. Un cri a coupé le silence.
Регулярность воспроизведения языковым сознанием функциональных синтаксических структур в форме пропозитивных номинантов разной степени функциональносемантической усложненности связана с когнитивно-концептуальной и языковой компетентностью номинатора картирования событий [6, с. 37; 10, с. 32].
Осознание аналогии при усвоении своего родного языка, а впоследствии и иностранных языков сначала помогает примитивному (аналоговому, инвариантному) воспроизведению идентичных в функциональном плане структур. По этому поводу можно привести слова Е.С. Кубряковой о том, что «применение аналогии означает использование в речевой деятельности структурного образца и создание на его основе новых единиц» [5, с. 31].
На первом этапе речетворческой деятельности в этом плане номинатор обучается формированию функциональносинтаксических структур с функциональной и позиционной симметрией конститу-ентов пропозитивных знаков (пропозитив-ных номинантов) по отношению к отражаемым событиям [3, с. 121 - 125]. В примерах Бабушка посылает письмо внуку. La mère donne un bonbon à sa fille воспроизводится типовое событие адресации в его референциально зримом и прямом инвариантном синтаксическом и лексическом выражении. К такому же уровню номинации относится и означивание типового события каузации в пропозитивных номинантах Рыбак поймал большую рыбу. La cuisinière a coupé le pain. Когда речь идет о воспроизведении функционально-синтаксических структурных образцов с одинаковым событийным отношением между конститу-ентами, номинатор для формирования более высокого уровня речевой синтаксической и концептуальной событийной компетентности может и должен быть обучен речевым механизмам языковых трансформаций.
Существование аналогии позволяет избежать хаоса в языке, иметь научную тео-
рию, нормативную грамматику. Объективное существование принципа аналогии в реальной системной действительности позволяет языковой личности применять этот принцип в креативной номинативной деятельности. Аналогия, связанная с регулярностью, воспроизводимостью, прогнози-руемостью, деривационными отношения -ми между образцом и дериватом, позволяет соотносить аналогию с моделированием [9, с. 26].
Универсальность явления аналогии как в самой окружающей нас действительности, так и, соответственно, в ее отражении в системах разных наук о мире позволяет познавать мир категоризованно, системно, делает возможным осуществлять моделирование по определенным существенным признакам, на основе одних познанных фрагментов реальной действительности, других ее фрагментов, воспринимаемых как аналогичные [3, с. 121 - 125].
таким образом, аналогия проявляется при воспроизведении семантической, функциональной структуры событийных отношений, отраженных в языке в знаках пропозитивного оформления (пропозитив-ных номинантах). Во внутриязыковом плане аналогия используется как системное средство деривации по той или иной структурной, функционально - семантической или семантико-грамматической модели. соответственно во внутриязыковом аспекте аналогия позволяет номинатору наиболее экономно и адекватно осуществлять лингвокреативную деятельность, а реципиенту - ценой меньших усилий осуществлять декодирование получаемой информации.
объективно существующее явление аналогии в иерархической организации системного мира позволяет, при нахождении ее новых существенных признаков в организации подсистем материального и идеального мира, переходить в другую систему научных или наивных парадигм. В этом случае уместно вспомнить слова Ф. де Сос-сюра об аналогии как явлении и «психологического характера» [8, с. 199].
теоретические данные о влиянии принципа аналогии на выражение функциональных событийных отношений, отражаемых языковым сознанием, используются при обучении речевому пропозитив-ному выражению на родном или иностранном языке.
Учитывая особенности генезиса перехода языкового сознания от однословных синкретических пропозитивных номинантов к расчлененной репрезентации событий [6, с. 37; 7, с. 143 - 207], обычно авторы учебников начального этапа обучения связной речи на родном или иностранном языке начинают с формирования речевого воспроизведения наименее структурированных событий: например, со статического событийного отношения идентификации предмета: Это стол. Это стул. Это дом. C’est une table. C’est une chaise. C’est une maison. Затем происходит обучение формированию номинантов функционально все более структурированных событий: Мальчик читает книгу. Le garçon lit un livre. Мама покупает книгу дочери. La mère achète un livre à sa fille. В этом случае принцип аналогии сочетается с принципом последовательности.
литература
1. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник / отв. ред. Д.П. Горский. М. : Наука, 1976.
2. Кручинкина Н.Д. Пропозитивный номинант как тип языкового знака // Вестн. Рос. гос. ун-та им. И. Канта. Вып. 2. Сер. : Филологические науки. 2009. С. 6 - 9.
3. Кручинкина Н.Д. Симметричная пропо-зитивная реализация структуры события // Вопросы теории языка и методики преподавания иностранных языков : сб. тр. Междунар. науч. конф. : в 2 ч. Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2007. Ч. 1. С. 121 - 125.
4. Кручинкина Н.Д. Синтагматика и парадигматика пропозитивного номинанта. Саранск : Изд-во Морд. ун-та, 1998.
5. Кубрякова Е.С. Аналогия // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред.
В.Н. Ярцева. М. : Сов. энцикл., 1990. С. 31 - 32.
6. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д. : Изд-во «Феникс», 1998.
7. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. М. : Прогресс, 1984. С. 143 - 207.
8. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Труды по языкознанию. М. : Прогресс, 1977. С. 7 - 285.
9. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М. : Сов. энцикл., 1989.
10. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. М. : Наука, 1990.
11. Шмелев Д.Н. Введение // Способы номинации в русском языке. М. : Наука, 1982.
С. 3 - 44.
Analogy principle realization in language format of functional structure of events
There is described the analogy principle in nominative activity of the language format of reality events. This principle is explained through the correspondent symmetrical semantic and grammatical invariants of functional structures with the definite role status of its constituents. Such presentation of using the analogy is new.
Key words: propositional nominant, analogy principle, event, functional structure, replay.
л.Ю. щипицина
(Архангельск)
влияет ли канал коммуникации на язык? к проблеме лингвистического статуса компьютерноопосредованной коммуникации
Раскрывается проблема определения лингвистического статуса компьютерноопосредованной коммуникации. Предлагается считать данную форму коммуникации особой медийной разновидностью языка, отличающейся гетерогенностью в плане структуры (соединение линейного и нелинейного текстов) и формы существования текста (соединение вербальных и невербальных элементов в одно семиотическое целое, сочетание признаков устной и письменной речи).
Ключевые слова: вариант языка, структура, целостность, устный, письменный.
Компьютерно-опосредованная коммуникация, т.е. коммуникация людей с помощью компьютера и Интернета, является сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Электронная переписка, чтение новостей и другой разнообразной информации в Интернете, ведение сетевых дневни-
© Щипицина Л.Ю., 2010