Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
437
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / PUBLIC ASSOCIATIONS / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / LEGISLATIVE INITIATIVE / РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА / RUSSIAN PUBLIC INITIATIVE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ключников А. Ю.

Рассматривается актуальная в настоящее время проблема реализации общественными объединениями права законодательной инициативы в Российской Федерации. Формулируется понятие законодательной инициативы, предложения по совершенствованию российского законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, анализируется практическая реализация права законодательной инициативы на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of the right of legislative initiative of public associations in the Russian Federation

In this article author considers actual now problem of the right of a legislative initiative in the Russian Federation is considered. The concept of a legislative initiative about suggestions for improvement of the Russian legislation in the sphere of public associations is formulated, practical realization of the right of a legislative initiative at the federal level and at the level of subjects of the Russian Federation is analyzed.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.7

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Ю. Ключников

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 24 ноября 2014 г.

Аннотация: рассматривается актуальная в настоящее время проблема реализации общественными объединениями права законодательной инициативы в Российской Федерации. Формулируется понятие законодательной инициативы, предложения по совершенствованию российского законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, анализируется практическая реализация права законодательной инициативы на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Ключевые слова: общественные объединения, законодательная инициатива, российская общественная инициатива.

Abstract: in this article author considers actual now problem of the right of a legislative initiative in the Russian Federation is considered. The concept of a legislative initiative about suggestions for improvement of the Russian legislation in the sphere of public associations is formulated, practical realization of the right of a legislative initiative at the federal level and at the level of subjects of the Russian Federation is analyzed.

Key words: public associations, legislative initiative, Russian public initiative.

Общественные объединения как важнейшие элементы гражданского общества являются наиболее естественными его представителями, призванными содействовать защите конституционных прав человека и гражданина, осуществлять общественный контроль по отношению к органам Z государственной власти и местного самоуправления в связи с осуществле-lo нием последними своих полномочий, поскольку «демократия это возможен ность не только выбирать власть, но и постоянно эту власть контролировать, 041 оценивать результаты ее работы»1, быть каналом связи и взаимодействия

между гражданским обществом и государственной властью. 24 Еще в своем первом ежегодном Послании Федеральному Собранию _ РФ В. В. Путин говорил о неоспоримой роли народа в качестве субъекта властвования, который может действовать только в условиях реального, подлинного народовластия и развитого гражданского общества. Но в «России построен лишь каркас гражданского общества»2. В последующие

1 Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. // Рос. газета. 2012. 12 дек.

2 Какую Россию мы строим : выступление В. В. Путина на представлении ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 г. // Там же. 2000. 11 июля.

© Ключников А. Ю., 2015

годы с переменным успехом были предприняты определенные меры по заполнению указанного «каркаса», однако говорить о серьезных успехах пока не приходится. По мнению В. В. Путина, «...современной России необходима широкая общественная дискуссия, причем с практическими . результатами, когда общественные инициативы становятся частью госу- ^ дарственной политики, и общество контролирует их исполнение... Все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические пла- л ны должны проходить гражданское, так называемое «нулевое», чтение с 4 участием НКО, других институтов гражданского общества»3.

Для решения этих задач необходимо прежде всего расширить права и гарантии деятельности общественных объединений. Несмотря на численный рост общественных формирований начиная с 1995 г. (с момента принятия Федерального закона «Об общественных объединениях»)4, до сих пор должным образом не реализуются все те возможности, которые ц могут и должны иметь общественные объединения полноценного граж- Я данского общества. К числу таких полномочий, в первую очередь, следу- п ет отнести право законодательной инициативы, которым они ранее об- "о ладали, но в соответствии с действующей российской Конституцией его о утратили, хотя во многих демократических государствах общественные формирования выступают одними из активных субъектов права законо-

о р

СП Q

X

дательной инициативы. о

Таким образом, в России общественные объединения как неотъем- о

е

лемый элемент гражданского общества не являются непосредственными участниками законотворчества, поэтому остается нереализованным огромный потенциал общественных объединений как канал связи гражданского общества и государства, как форма привлечения граждан к Н управлению делами государства и общества. Естественно, признание ц общественных объединений самостоятельным элементом политической о системы и гражданского общества, общественными формированиями, в отражающими интересы определенных социальных слоев и претенду- . ющих на консолидацию общества, требует наделения общественных объединений правом законодательной инициативы, как это было в условиях социалистического строя5. Наличие права законодательной инициативы общественности в советский период было относительным, так как законодательные инициативы от общественных объединений выдвигались в основном профсоюзами в лице ВЦСПС, да и то либо совместно с ЦК КПСС, либо при прямой или косвенной поддержке Совета министров6,

25

3 Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. // Там же. 2013. 12 дек.

4 Об общественных объединениях : федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.

5 См.: Авакьян С. А. Общество как объект конституционно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. М., 2004. С. 5.

6 См.: Беляева Н. Ю. Законодательные инициативы общественных объединений // Сайт Института философии РАН. URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/ GU/7.html (дата обращения: 20.10.2014).

т.е. непосредственно властью, однако инициатива и контроль со стороны общества были более реализуемы, чем в настоящее время.

В науке конституционного права немало исследований, посвященных общественным объединениям, их организации и функционированию на территории Российской Федерации, однако вопрос о роли общественных объединений в законодательном процессе затрагивался лишь вскользь. В указанных исследованиях отсутствуют определения права законодательных инициатив общественных объединений, не раскрывается суть данных процессов. Полагаем рассматриваемая проблема, безусловно, является актуальной и требует глубокого научного осмысления.

Согласно Большому юридическому словарю «законодательные инициативы» понимаются как официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой; как первая стадия законодательного процесса, которая влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своем заседании7. То есть понятие «право законодательной инициативы» имеет непосредственное отношение только к органам законодательной власти и иным субъектам данного права, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 104), а также уставами, конституциями субъектов РФ8. На федеральном уровне процедура создания законов определяется регламентами Государственной Думы9 и Совета Федерации Федерального Собрания РФ10.

На федеральном уровне среди субъектов права законодательной инициативы общественные объединения отсутствуют. На региональном уровне ситуация несколько демократичней, но и она требует существенных изменений в плане укрепления гарантий анализируемого права общественных объединений.

Понятие «законодательные инициативы» можно рассматривать как одну из форм «правовых инициатив граждан», т.е. предложений граждан, их объединений и различных организаций по совершенствованию законодательства. В этом смысле они являются важным механизмом ре-сч ализации права граждан на участие в управлении делами государства, которое гарантировано гражданам в соответствии со ст. 32 Конституции России. Правовые инициативы в широком смысле можно рассматривать 26 как индивидуальные и коллективные обращения граждан в государст-

во

7 См.: Сухарев А. Я. Большой юридический словарь. М., 2010.

8 См., например: Устав Брянской области // Сайт Конституции Российской Федерации. ИКЬ: http://constitution.garant.rU/region/ustav_bryans/chapter/6/ (дата обращения: 20.10.2014).

9 О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-11 ГД с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 4718-6 ГД.

10 О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации : постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ с изм. и доп. // Там же. 2014. № 356-СФ.

венные органы, предусмотренные ст. 33 Конституции РФ11. Аналогичные процедуры можно наблюдать в ряде европейских стран, где существует понятие «народная инициатива», представляющая собой некий механизм реализации права законодательной инициативы непосредственно населением. Для реализации данного права необходимо собрать в поддержку законопроекта определенное число подписей (50 тыс. — в Италии; 100 тыс. — в Швейцарии; 200 тыс. — в Австрии; 500 тыс. — в Испании)12. По сути, весь этот процесс представляет собой не что иное, как непосредственное волеизъявление народа, реализацию его права на участие в законодательном творчестве. Указанный зарубежный опыт использован при создании в России института «российской общественной инициативы». В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. говорится, что необходимо «уделить большее внимание развитию прямой демократии, непосредственного на- ц родовластия, в том числе речь идет о праве народной законодательной Я инициативы»13. За несколько месяцев до этого, 23 августа 2012 г., Пред- п седатель Правительства РФ Д. А. Медведев подписал концепцию форми- "В рования механизма публичного представления предложений граждан о

Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет для рассмотрения в Правительстве РФ пред-

>

а

о

Р

СП Q

X

О

ложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской ° Федерации в течение одного года14. о

Согласно данной Концепции процедура осуществления «российской Л

общественной инициативы» предусматривает следующие этапы: 0

а) публичное представление предложения путем направления его о гражданином с использованием специализированного интернет-ресурса; О

б) рассмотрение предложения рабочей группой и принятие решения ц о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного о правового акта; в

в) разработка и общественное обсуждение проекта нормативного пра- . вового акта (осуществляются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации);

г) принятие федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта либо внесение Правительством РФ в Государст

27

11 См.: Беляева Н. Ю. Законодательные инициативы общественных объединений // Сайт Института философии РАН. URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/ GU/7.html (дата обращения: 20.10.2014).

12 См.: Сухарев А. Я. Большой юридический словарь. М., 2010.

13 Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. // Рос. газета. 2012. 12 дек.

14 См.: Концепция формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года // Сайт Правительства РФ. URL: http://archive.government.ru/docs/20405/ (цата обращения: 20.10.2014).

венную Думу, либо представление проектов распоряжений и указов Президенту РФ.

Однако уже сегодня наблюдается ряд недостатков и пробелов данной Концепции. В частности, в ней закрепляется запрет на установление завышенных требований к содержанию и оформлению предложений, однако формулировка «завышенные требования» крайне расплывчата и фактически может послужить основанием для немотивированных отказов в принятии предложений.

Следующим нерешенным вопросом является срок, в течение которого инициативы должны набрать 100 тыс. голосов. Так, в Концепции фигурирует годичный срок, однако нет указаний на зависимость этого срока от скорости набора голосов. Может сложиться ситуация, когда предложения наберут необходимое число голосов за несколько дней, и ждать окончания годичного срока, безусловно, не будет иметь здравого смысла. Спорным является также вопрос о наделении исполнительной власти фактически руководящими функциями по контролю и реализации предложений. Такое решение не соответствует международному опыту регулирования института гражданских законодательных инициатив. Так, в большинстве западных стран инициативы подаются именно в законодательные органы, которые, в свою очередь, рассматривают их как законопроекты. В России в результате реализации указанной выше процедуры то или иное предложение может принять форму как подзаконного акта, так и быть направлено Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу в качестве законопроекта.

Указ Президента РФ «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»15, лишь конкре-,_ тизировал процедуры, описанные в концепции от 23 августа 2012 г., но о I не устранил указанные выше недостатки.

К сожалению, полноценный федеральный закон, регламентирующий российскую гражданскую законодательную инициативу, до сих пор сч не принят. Уже сложился прецедент, когда граждане собрали более чем 100 тыс. подписей за отмену Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод че-28 ловека, прав и свобод граждан Российской Федерации»16. Однако, как выясняется на практике, Государственная Дума не имеет законодательных полномочий рассматривать данные гражданские инициативы. Таким образом, институт народной законодательной инициативы на федеральном уровне в России остается концептуально недоработанным, что

15 О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» : указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 10. Ст. 1019.

16 О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации : федер. закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ с изм. и доп. // Там же. 2012. № 53. Ст. 7597.

является дополнительным аргументом в пользу его актуальности в современных условиях.

По мнению автора, под «законодательной инициативой общественных объединений» следует понимать деятельность общественных объ- Г единений по совершенствованию законодательства путем официального ^ внесения законопроектов в федеральные и региональные законодательные органы Российской Федерации с целью их дальнейшего рассмотре- Л ния, принятия и вступления в законную силу. Говоря об основных чертах о будущего процесса реализации права законодательной инициативы об- к щественными объединениями, отметим, что это право должны иметь воз- § можность реализовывать любые общественные объединения независимо р от организационно-правовой формы, а федеральные и региональные ор- § ганы законодательной власти должны работать с законопроектами, вне- 3 сенными общественными объединениями. Ц

На федеральном уровне процедура создания законов определяется ря- я дом нормативно-правовых актов, основными из которых являются: Консти- р туция РФ, ряд законов, в частности Федеральный закон от 4 марта 1998 г. о № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конститу- о ции Российской Федерации»17, а также Регламент Государственной Думы § Федерального Собрания Российской Федерации и Регламент Совета Феде- о рации Федерального Собрания Российской Федерации. Так, в соответствии о со ст. 104 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Рос- О сийской Федерации право законодательной инициативы осуществляется ь в форме внесения в Государственную Думу проектов законов Российской о Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов; законопроектов о внесении измене- 0 ний и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы и РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы о либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении Ы на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР, Г поправок к законопроектам18. При определении субъектов права законодательной инициативы Регламент Государственной Думы ссылается на ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, которая содержит их полный перечень. В число субъектов права законодательной инициативы при создании федераль- 29

ных законов входят: Президент РФ, Совет Федерации, члены (депутаты)-

Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Из этого перечня видно, что в действующей Конституции в отличие от Конституции СССР 1978 г., общественным объединениям федерального уровня этого права не предоставлено.

17 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 10. Ст. 1146.

18 О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-11 ГД с изм. и доп. // Там же. 2012. № 1120-6 ГД.

Какие-либо попытки общественных объединений вернуть статус субъекта права законодательной инициативы на федеральном уровне в настоящее время не увенчались успехом. Это во многом обусловлено и численным превосходством правящей партии в федеральном и региональных парламентах, заскорузлостью думских комитетов, а также отсутствием должной активности и мобильности общественных объединений.

Таким образом, основным способом участия в законотворчестве общественных объединений и граждан, не обладающих нормативно закрепленным правом законодательной инициативы, может быть внесение их инициатив в Государственную Думу через реально действующих субъектов права законодательной инициативы. То есть общественные объединения и граждане, желающие представить свои законодательные инициативы, могут действовать через любых законных субъектов такого права в соответствии со ст. 104 Конституции РФ, но это довольно труднореализуемая возможность.

Не будучи удовлетворены таким опосредованным участием в федеральном законотворчестве, общественные объединения неоднократно пытались добиться введения некоего альтернативного способа реализации своего права законодательных инициатив путем проведения общественных экспертиз наиболее важных законопроектов. Данные инициативы обусловлены тем, что трудно представить такой законопроект, по которому невозможно было бы организовать общественную экспертизу. Особенно это касается базовых законов или законов «общего характера», содержание которых затрагивает интересы общественных объединений разной направленности. Если процедура изменения Конституции сложна и требует времени, то введение в процедурные нормы законов и регламентов положений об обязательном участии общественных объединений в экспертизе по каким-либо вопросам могла бы быть закреплена в обыч-0 , ном порядке. В частности, подобно тому, как в Законе «Об экологической экспертизе» закреплены положения об общественной экологической экю спертизе (гл. 4 ст. 19—25)19, в Регламенте Государственной Думы можно о было бы закрепить порядок проведения обязательной общественной экспертизы законопроектов по требованию определенного числа обществен-ных объединений, сферу деятельности которых охватывает данный зако-

30 нопроект. Таким образом, для этого необходима только соответствующая политическая воля.

Одним из основных «общественных экспертов» сейчас является Общественная палата Российской Федерации. В 2004—2005 гг. в процессе разработки федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» немало говорилось о том, что она должна представлять собой некий механизм участия общественных объединений в указанных законом случаях в выработке управленческих, политических решений20.

19 Об экологической экспертизе : федер. закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 48. Ст. 4556.

20 См.: Бутусова Н. В. Конституционно-правовой статус Российского государства. М. ; Воронеж, 2006. С. 171-172.

Объединяя представителей различных общественных объединений, общественных формирований, деятельность которых затрагивает, по сути, все сферы жизнедеятельности общества, она должна была стать надежным каналом связи между Центром и регионами, между гражданами, Г гражданским обществом и государством21. Однако, как опасались многие ^ правоведы, Общественная палата Российской Федерации, как и Обще- Г ственные палаты ряда субъектов, со временем превратилась из формы л самоорганизации населения в большей мере в «палаты при власти», и 4 участие этих общественных формирований в законотворческой деятельности не компенсирует утраченного общественными объединениями права законодательной инициативы.

На уровне субъектов Федерации ситуация с реализацией права законодательной инициативы общественными объединениями обстоит несколько лучше, чем на федеральном. В соответствии со ст. 6 Феде- Ц рального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти

причем не исключается возможность включения в их состав и общественных объединений.

о р

СП Q

X

J=

субъектов Российской Федерации»22 решение вопроса о круге субъектов § права законодательной инициативы предоставляется самим субъектам, о

О

Анализ уставов (основных законов) всех 85 существующих субъек- о тов РФ, показал, что лишь в 32 из них закреплено право граждан на за- о

е

конодательную инициативу. Однако его реализация возможна либо путем сбора подписей в поддержку указанного законопроекта (Республика Тыва — 1 тыс. человек (ст. 108)23, Краснодарский край — 100 тыс. человек (ст. 55)24, Брянская область - 3 тыс. человек (ст. 49)25, Воронежская об- О ласть — 40 тыс. человек (ч. 1 ст. 82)26), либо путем проведения референ- ц дума. На практике как первое, так и второе довольно проблематично без о должной организации, без так называемого «административного ресур- в са» и требует немалых затрат времени и сил. Г

21 Палата больших надежд // Рос. газета. 2005. 17 марта.

22 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и

исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федера-_

ции : федер. закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ с изм. и доп. // Собр. законода- 31 тельства Рос. Федерации. 2012. № 30. Ст. 3039. -

23 Конституция Республики Тыва // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.rU/region/cons_tiva/chapter/9/ (дата обращения: 02.11.2014).

24 Устав Краснодарского края // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_krasnod/chapter/7/ (дата обращения: 02.11.2014).

25 Устав Брянской области // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_bryans/chapter/6/ (дата обращения: 02.11.2014).

26 Устав Воронежской области // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_voroneg/chapter/6/ (дата обращения: 02.11.2014).

Непосредственная реализация общественными объединениями права законодательной инициативы на уровне субъектов Федерации предусмотрена лишь в конституциях/уставах семи субъектов РФ, где закреплено данное право: Кабардино-Балкарская Республика (ст. 106)27, Республика Карелия (ст. 42)28, Удмуртская Республика (ст. 37)29, Белгородская (ст. 30)30, Костромская (ст. 17)31, Самарская (ст. 77)32 области и Чукотский автономный округ (ст. 62)33. В ряде уставов субъектов Федерации законодатели указывают, что граждане, проживающие на территории субъекта, в «предусмотренных законодательством случаях» являются непосредственным источником законодательной инициативы. Однако большинство попыток найти нормы права, содержащие данные «случаи», так и не увенчались успехом (Устав Тамбовской области — ст. 4834, Устав Ярославской области — ст. 6935, Устав Иркутской области — ст. 5336).

Таким образом, на уровне субъектов РФ общественные объединения в большинстве случаев также не имеют полноценного права законодательной инициативы, в результате не могут влиять на правотворческую деятельность региональных парламентариев.

В связи с этим в сложившейся ситуации представляется необходимым внесение изменений в ряд нормативных актов Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Конституция Кабардино-Балкарской Республики // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_kabardin/ chapter/5/ (дата обращения: 02.11.2014).

28 Конституция Республики Карелия // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.rU/region/cons_karel/chapter/3/ (дата обращения: 02.11.2014).

29 Конституция Удмуртской Республики // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.rU/region/cons_udmurt/chapter/5/ (дата обращения: 02.11.2014).

,— 30 УСтав Белгородской области // Сайт Конституции Российской Федерации.

-Si URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_belgorod/chapter/3/ (дата обращения: 02.11.2014).

ю 31 Устав Костромской области // Сайт Конституции Российской Федерации.

^ URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_kostrom/chapter/3/ (дата обращения: 02.11.2014).

- 32 Устав Самарской области // Сайт Конституции Российской Федерации.

32 URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_samar/chapter/9/ (дата обращения:

- 02.11.2014).

33 Устав Чукотского автономного округа // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_chukot/chapter/9/ (дата обращения: 02.11.2014).

34 Устав (Основной закон) Тамбовской области // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_tambov/chapter/10/ (дата обращения: 02.11.2014).

35 Устав (Основной закон) Ярославской области // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_yaroslav/ (дата обращения: 02.11.2014).

36 Устав Иркутской области // Сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_irkut/chapter/10/ (дата обращения: 02.11.2014).

На наш взгляд, следует конкретизировать механизм взаимодействия государства и общественных объединений в выработке политических решений, затрагивающих интересы общественных объединений. В частности, применительно к праву законодательной инициативы существует настоятельная необходимость расширения перечня субъектов этого права, предусмотренного ст. 104 Конституции РФ, за счет включения в их число общественных объединений. Внесение этих поправок потребует изменений и дополнений ст. 17 Федерального закона «Об общественных объединениях». Сделав это, можно будет избежать целого ряда разночтений в понимании места и роли общественных формирований в каждом отдельно взятом субъекте Федерации. Должны быть внесены дополнения и в соответствующие законодательные акты, Регламенты Государственной Думы и законодательных органов власти субъектов РФ в части закрепления за общественными объединениями права законодательной инициативы, а также права на проведение общественных экспертиз, вновь принимаемых законов. Во всех уставах (конституциях) субъектов РФ следует закрепить норму о праве законодательной инициативы общественных объединений, которая даст возможность непосредственного участия народа в законотворчестве, поскольку общественные объединения наиболее близки к реальной действительности и простым гражданам, а значит, способны более точно и оперативно улавливать и выражать интересы различных слоев, социальных групп. В совокупности с институтом российской общественной инициативы предлагаемые изменения дадут гражданам России реальную возможность реализации своего конституционного права на участие в управлении делами государства, а следовательно, укрепят демократические основы нашей государственности.

Воронежский государственный университет

Ключников А. Ю., аспирант кафедры конституционного права России и зарубежных стран

E-mail: [email protected] Тел.: 8 (473) 232-23-70; 8-910-732-23-70

Voronezh State University Klyuchnikov Ä. Yu., Post-graduate Student of the Russian and Foreign Constitutional Law Department

E-mail: [email protected]

Tel.: 8 (473) 232-23-70; 8-910-732-23-70 _

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.