УДК 340
Гутарова Н.А.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ШОТЛАНДИИ
В статье рассматривается деволюционный путь реализации права народов на самоопределение на примере Шотландии. Проанализированы как история англо-шотландских отношений, так и современный характер отношений между Великобританией и Шотландией.
The article is dedicated the devolution way of realization Nation-Self-determination right on example of Scotland. Article contains brief analysis of history of british-scottish relationship, as well as contemporary way of relations between United Kingdom and Scotland.
Ключевые слова: Право народов на самоопределение, Шотландия, Великобритания, деволюция.
Key words: Nation-Self-determination right, Scotland, Great Britain, devolution.
Реализация права народов на самоопределение может происходить различными путями. При этом основной проблемой является реализация права народов на самоопределение в цивилизованных формах в рамках действующего правопорядка. Предметом настоящей статьи является исследование и анализ шотландского опыта реализации данного права, который, на наш взгляд, представляет значительный интерес как с теоретической, так и с прикладной точек зрения.
В теории международного права существует мнение, что право народов на самоопределение складывается из элементов, характеризующих внешнюю и внутреннюю стороны. Данная позиция опирается на толкование ряда международных документов. Так, ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах определяют, что все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования. В свою очередь, Декларация «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» гласит: «Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к
независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение».
На основании резолюций Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XV) от 14.12.1960г., 2131 (XX) от 21.12.1965г. и 2160 (XXI) от 30.11.1966г. была окончательно сформулирована двухуровневая структура права народов на самоопределение. В общем виде внешняя сторона самоопределения была сформулирована как возможность реализации права на территориальное самоопределение и политическую независимость. Внутренняя сторона права народов на самоопределение представляет собой следующий объем правомочий:
1) право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность их национальной территории;
2) право свободно и без внешнего вмешательства избирать свою политическую, социальную и экономическую систему, культурное развитие;
3) право свободно и в своих интересах распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств;
4) право обращаться за всякой поддержкой и получать ее в своей борьбе, которая соответствует целям и принципам Устава ООН.
Опираясь на толкование множества международных документов, юристами-международниками в разное время было предложено несколько классификаций правомочий, образующих комплекс права на самоопределение.
Например, современный российский ученый И.Р. Султанов считает, что «под внутренним самоопределением следует понимать не только возмож-
ности, ограниченные статьей 1 Международного пакта о гражданских и политических правах, но и весь, более широкий спектр прав, представленных комплексом статей этого пакта:
1) предоставление свободы слова (ст. 19);
2) право мирного собрания (ст. 21);
3) право на ассоциации (ст.22);
4) право на голосование (ст. 25(В)) [1, с. 71].
Наиболее адекватной, на наш взгляд, отражающей политико-правовые реалии реализации права народов на самоопределение представляется классификация, предложенная советским юристом-международником Г.Б. Старушенко, который долгие годы разрабатывал проблемы объекта права на самоопределение. В рамках внешней стороны права народов на самоопределение он выделил следующие правомочия:
а) право на отделение и образование независимого государства;
б) право на отделение с целью присоединения к другому государству;
в) право на объединение с государством, в состав которого входил данный народ в унитарном государстве, на началах федерации, автономии и др.
Внутренняя же сторона, по его мнению, являлась суммой ряда важных внутригосударственных слагаемых, таких как:
а) возможность субъекта ПНС определять свой государственный и общественный строй;
б) свободно распоряжаться своими естественными ресурсами;
в) решать все другие внутренние вопросы (культуры, религии и т.п.) [2, с. 144 - 145].
Разграничение комплекса правомочий, формирующих право народов на самоопределение, на, условно говоря, внутреннюю и внешнюю стороны, казалось бы, носит исключительно теоретический характер. Однако, изучая процессы реализации права на самоопределение на конкретных примерах тех или иных регионов, можно прийти к выводу, что от вектора политико-правовых усилий, направленных на оформление либо внешней стороны, либо внутренней, зависит принципиальный путь реализации права на самоопределение.
Одним из наиболее интересных примеров в этом плане является Шотландия, которая в своем стремлении к независимости прошла ряд этапов, характеризующихся проявлениями как внешней, так и внутренней сторон права народов на самоопределение.
Как известно, Шотландия полностью утратила свою независимость в начале ХУШ в. Этому
предшествовал долгий период непростых англошотландских отношений, которые послужили предпосылкой эволюции национального самосознания шотландцев и формирования институтов государственности.
История взаимоотношений Шотландии и Англии насчитывает несколько сотен лет, начиная с 1066 г. - времени норманнского завоевания Англии. С тех пор усиливается культурное и политическое влияние Англии, что сначала затрагивает традиции королевского двора, а затем и епископальные принципы шотландской Церкви. В Шотландии интенсивно формируется новая феодальная система, опирающаяся на франкоязычную англо-норманнскую аристократию. Осуществляется ряд серьезных изменений, создается новая шотландская система юриспруденции и административного контроля в лице монарха, развивается сфера образования, укрепляется независимость Церкви от Англии и Рима, оформляется национальная система мер и весов.
Во время правления короля Шотландии Александра II (1214-1249 гг.) происходят процессы формирования представительных органов законодательной власти, что приводит к созданию Шотландского парламента (первое упоминание в 1235 г.). Парламент Шотландии вместе с королем являлся верховным органом законодательной и судебной власти. Важнейшей функцией парламента было утверждение законов, переданных на его рассмотрение королем, которые становились обязательными к исполнению на всей территории Шотландии. Наибольшее значение законодательная компетенция Парламента имела для установления налогов: только Парламент мог разрешить королю взимание налогов с населения страны. Помимо этого, Парламент мог рассматривать вопросы внешней и внутренней политики и утверждал международные договоры, заключенные королем. Парламент также являлся высшей судебной инстанцией государства и обладал определенными законодательными полномочиями в церковных вопросах [3]. Таким образом, Парламент Шотландии, обладавший широким кругом полномочий, приобрел значение важнейшего консолидирующего фактора (наравне с Королем) для всего шотландского народа, для которого на тот момент Парламент являлся своего рода символом народного единства, административной и политической независимости страны.
В ХШ-Х1У вв. Англия предпринимала неоднократные попытки завоевать Шотландию, однако в 1328 г. Англия и Шотландия заключают Договор о
мире, признающий полный суверенитет Шотландии. Но уже в 1331 г. в Шотландии разгорается новая междоусобная война, в которую успешно вмешивается Англия и устанавливает вассалитет над Шотландией. Напряженные отношения между Англией и Шотландией сохраняются вплоть до времени правления Якова VI Стюарта, а именно до 1603 г., когда умирает бездетная Королева Англии Елизавета I. Унаследовав английский трон, Яков становится королем Английским и Шотландским (Яков I) и начинает осуществление политики по искоренению кельтской культуры в Шотландии. Происходит планомерное объединение двух государств, символом которых становится объединенный флаг Union Jack [4]. Дело Якова I продолжает его сын Карл I (1625-1641 гг.). Он совершает ряд шагов в этом направлении, важнейшим из которых становится реформирование шотландской церкви, все еще являвшейся пресвитерианской, по типу английской. Эта политика вызвала протест шотландской оппозиции, которая в 1638 г. подписывает Национальное Соглашение о противостоянии намерению провести изменения шотландской церкви. В последующих Епископских войнах (1639 г.) шотландскому народу удается сохранить и защитить от реформирования Шотландскую пресвитерианскую церковь - один из основных социальных институтов. Но формальное объединение Шотландии и Англии в 1642 г. приводит к установлению системы военного управления в крупных городах Шотландии.
С начала XVIII в. Шотландский парламент становится ареной споров по вопросу объединения с Англией в единое государство. Представители шотландской стороны высказывали предложения по объединению на основе принципа федерализма с сохранением Шотландского Парламента. Но из-за разногласий между сторонниками и противниками объединения, а также при определенном влиянии субсидий и экономических выгод со стороны Английской короны, в 1707 г. два государства приняли «Акт об унии», согласно которому они объединились в Королевство Великобританию. Был упразднен Парламент Шотландии и сформирован объединенный британский парламент с подавляющим большинством английских представителей. Взамен шотландцы получили равные торговые права с англичанами, пресвитерианская Шотландская церковь объявлялась неприкосновенной, а шотландские законы и судебная система сохраняли независимость от английских [5]. Все эмблемы и флаги двух стран были также объединены.
В данном случае можно сказать, что политико-правовая действительность, в условиях которой происходило объединение двух государств, явилась реализацией внешней стороны права на самоопределение в форме объединения двух государств. Однако важно заметить, что происходило объединение двух неравноправных сторон, так как в описываемый период Шотландия фактически представляла собой автономию внутри Англии, и, следовательно, в данном случае реализация внешней стороны права на самоопределение проходила по третьей модели, обозначенной Г.Б. Старушенко (реализация права на объединение с государством, в состав которого входил данный народ в унитарном государстве, на началах федерации, автономии и др).
Таким образом, реализация права народа на самоопределение в данном случае привела к ослаблению важнейших социально-политических институтов шотландского общества. Сохраняются лишь отдельные проявления национальной идентичности.
Акт не был популярен среди населения Шотландии, и уже скоро стало очевидно, что он не являлся равноправным. Англия принимала законы, где статус Шотландии стал определяться как графство Англии. Однако шотландцы предприняли ряд мер, которые, выражаясь современным языком, были направлены на радикальную реализацию внешней стороны права народов на самоопределение. Результатом нескольких восстаний стало ужесточение политики центральной власти, что выразилось в запрещении гэльского языка, разоружении населения, строительстве путей сообщений, контролируемых так называемой английской Черной Охраной, введении новых налогов на соль и солод.
В 1746 г. был принят репрессивный в отношении шотландского народа закон, запрещавший шотландцами владеть оружием, носить килт [6] и любую одежду и атрибуты цветов тартана [7], волынки признавались «оружием войны» и были запрещены. Запрещались также любые частные армии вождей кланов. Эта репрессивная политика привела к массовой миграции и опустошению целых районов Шотландии. Сельскохозяйственные угодья приходили в запустенье, их коренные жители выселялись. Шотландское население пыталось найти поддержку у церкви, однако, не обретя ее, образовало Свободную Церковь Шотландии. Вместе с тем, несмотря на потерю суверенитета и переход на английский язык, скоттам удалось сохранить свою национальную идентичность, национальные инсти-
туты и традиции, что было невозможным в части их государственно-правового развития.
Таким образом, реализация права народов на самоопределение в этот период осуществлялась путем открытого противостояния. История Шотландии красноречиво свидетельствуют о тупиковом характере такого пути развития внутригосударственных отношений. Фактически в середине XVIII в. шотландцы оказались перед угрозой полной утраты своей национальной идентичности.
С конца первой четверти XIX в. шотландские националисты направляют свои усилия на расширение внутренней стороны самоопределения. Это вполне закономерно приводит к значительному укреплению национального самосознания, оформлению органов законодательной и исполнительной власти, расширению их компетенции, обретению значительной экономической самостоятельности, что в свою очередь сделало возможным активную интеграцию данного региона в ведущие области международно-правового общения напрямую без посредничества центральных властей.
Происходило это следующим образом. В описываемый период наблюдалось значительное ослабление репрессивного подхода в решении национального вопроса Шотландии. Постепенно отменялись запреты, касавшиеся национальной одежды и волынок, законным владельцам возвращались их владения. Однако шотландское представительство в британском парламенте было все еще незначительным. Ситуация начала меняться лишь в середине XIX в., когда число представителей Шотландии было несколько увеличено.
В целом в XIX в. происходило сближение Англии и Шотландии, но в дальнейшем после Первой мировой войны в Шотландии усиливается национальное самосознание, что постепенно приводит к оформлению общественно-политического движения за самоуправление. В 1926 г. начался выпуск газеты «The Scots Independent», а в 1934 г. в результате слияния Национальной партии Шотландии и Шотландской партии была организована Шотландская национальная партия (гэльск. Partaidh Naiseanta na h-Alba; англ. Scottish National Party; ШНП) — левоцентристская политическая партия Великобритании, выступающая за независимость Шотландии. В условиях, когда в 1945 г. Шотландия, находившаяся в состоянии экономического кризиса, сохраняла некие признаки былой самостоятельности, а именно: отличную от английской систему образования, местного самоуправления и судопроизводства, свою пресвитерианскую церковь и даже денежную
единицу, эквивалентную английскому фунту стерлингов [8, с. 128-129], национальная партия постепенно переросла в реальную электоральную силу.
В 1946 г. отколовшаяся от ШНП группа Шотландская конвенция во главе с Дж. Маккормиком развернула кампанию за «Национальный Кове-нант». Ее целью стало создание представительного органа для Шотландии. В 1947 г. в Глазго была созвана Шотландская национальная ассамблея, а в 1949 г. два из пяти млн. шотландцев подписали декларацию о Ковенанте, переданную в Палату общин, но не произведшую должного впечатления на парламентариев и лейбористское правительство К. Эттли, придерживавшееся централистских взглядов. Сменивший его у власти консервативный кабинет У. Черчилля пошёл на «косметическую» реформу в национальном вопросе, расширив в 1954 г. функции Управления по делам Шотландии и его секретаря. Главные же проблемы регионов - социальные, экономические и местного самоуправления - так и оставались нерешёнными [8].
С начала 60-х гг. во всем мире усиливается движение за гражданские права и свободы, на фоне этого растет политико-культурное самосознание населения регионов, претендующих на самостоятельность, в том числе активизируются и региональные националистические объединения. Так, если в 1962 г. в рядах ШНП насчитывалось менее двух тыс. человек, то число ее членов в 1968 г. уже превысило 120 тыс. человек. В 1967 г. первый её представитель прошёл в Палату общин, а на муниципальных выборах 1968 г. ШНП получила уже треть голосов избирателей [8]. ШНП выдвинула требование государственной независимости как условие модернизации шотландской экономики, чему способствовало открытие нефтяных месторождений шельфа Северного моря близ побережья Шотландии. Эта идея получила широкую поддержку в массах и в феврале 1974 г. Шотландская национальная партия получила 21,9% голосов в Шотландии и 7 мест в британской палате общин, в октябре 1974 г. в Шотландии - 30,4% голосов, в британской палате общин - 11 мест.
В 1973 г. Королевская конституционная комиссия по вопросам деволюции [9] (Комиссия Кил-брендона) опубликовала два документа: доклад большинства, отвергавшего возможность отделения какой-либо части Соединённого Королевства и отрицавшего принцип федерализма, рассматривавшего в качестве единственного возможного решения проблемы создание автономий в рамках унитарного государства; и меморандум меньшинства, настаи-
вавшего на децентрализации государства, но не по национальному признаку. Опираясь на результаты деятельности комиссии, новое лейбористское правительство в 1975 г. опубликовало «Белую книгу» о необходимости ограниченной автономии для Шотландии и Уэльса. На основе её предложений в конце 1976 г. кабинет Дж. Каллагена внес в Палату общин законопроект о деволюции, оформившийся спустя два года в «Билль о Шотландии и Уэльсе». Согласно этому документу, планировалась организация региональных ассамблей, а для Шотландии - некоторая исполнительная и законодательная свобода. Но регионам не предоставлялись финансовые полномочия, а Вестминстер мог законодательствовать по любому вопросу. Консерваторы, не поддерживающие идею референдума, добились установление ценза, затруднившего принятие билля - требовалось согласие 40% зарегистрированных избирателей. Референдум прошёл в Шотландии (как и в Уэльсе) 1 марта 1979 г. В Шотландии явка составила - 62,9%; «за» высказались 51,5% проголосовавших, но это составило лишь 32,5% от общего количества граждан, располагавших правом голоса [8].
На протяжении 1980-х и 1990-х годов Шотландия продолжала бороться за свое место в общем политическом контексте Соединенного Королевства. Страна сохраняет национальные особенности в религии, правовом устройстве, языке (называемом шотландским) и системе образования. В Шотландии имеется своя оригинальная культура, высокоразвитая и недавно еще более расширенная система университетов, а также своя пресса [10].
В 1990-х годах в Шотландии начался новый всплеск националистических выступлений, появились новые радикальные националистические группы: «Шотландский наблюдатель» и «Наблюдатель за белыми поселенцами» [11]. В поддержку Шотландской национальной партии оформилось два молодежных крыла - «Молодые шотландцы за независимость» и «Федерация студентов-националистов». Идеи обретения независимость приобретают все большую популярность и поддержку населения. 30 июля 1997 г. Королевская конституционная комиссия по вопросам деволюции с участием представителей региональных партий разрабатывает проект учреждения в Шотландии и Уэльсе законодательных и исполнительных органов власти, создание которых было предусмотрено «Актом о референдуме в Шотландии и Уэльсе». В соответствии с данным Актом референдум в Шотландии был проведен 11 сентября 1997 г. На референдум было вынесено два вопроса: об учреждении Шотландского Парла-
мента (был одобрен 44,7% голосов), о наделении Шотландского Парламента полномочиями по изменению размера ставки подоходного налога в пределах 3% в большую или меньшую сторону от установленного общенациональным Парламентом (был одобрен 36,4% голосов).
В 1998 г. был принят Парламентский Акт Шотландии (Scotland Act) [12]. Согласно Парламентскому Акту учреждался Парламент, который состоял из 129 членов и был полномочен принимать собственные законы в пределах своей компетенции (к сравнению, Национальная Ассамблея Уэльса вправе принимать лишь вторичное законодательство, конкретизирующее акты британского парламента с учетом региональной специфики). В компетенции центральной власти оставались вопросы внешней политики, обороны, национальной безопасности, макроэкономического регулирования, а также фискальной политики. К вопросам ведения местной шотландской власти было отнесено законодательство, а также административное регулирование внутренней и частично внешней политики в областях здравоохранения, образования, отношений с органами местного самоуправления, социального обслуживания, жилищного строительства, экономического развития, транспорта, охраны окружающей среды, спорта, культуры, искусства, а также частично науки и статистики.
Акт о Шотландии предусматривает также создание шотландской администрации, которой руководит шотландский орган исполнительной власти (Scottish Executive). В состав последнего входят первый министр (First Minister), министры (по желанию первого министра также младшие министры), лорд-адвокат и генеральный солиситор Шотландии [13].
Таким образом, внешние проявления права народов на самоопределение в политико-правовой действительности Шотландии XX - начала XXI вв. сменились процессами, направленными на обретение, а затем расширение так называемой внутренней стороны права народов на самоопределение.
Важно отметить, что реализация права на самоопределение в данный период была осуществлена в рамках правового поля определенных международными актами и национальным законодательством. Возрождение важнейших социально-политических институтов Шотландии явилось следствием реализации процедур, предусмотренных законодательством Соединенного Королевства (избирательным правом, законодательством о партиях и др.).
Шотландия является уникальным примером эволюционного пути реализации права на самоопределение, на наш взгляд именно потому, что отправной точкой государственно-правового развития стал внутренний аспект самоопределения, в то время как подавляющее большинство регионов, стремящихся к оформлению своей государственности, основные усилия направляют на реализацию внешнего аспекта. Это приводит к ситуации, когда на пепелище разрушенной государственности, предпринимаются попытки организовать новый миропорядок, который не всегда отвечает потребностям народа, в интересах которого якобы реализовано право на самоопределение.
Так, на вопрос о том, должна ли Шотландия стать независимым государством, в 1997 г. положительно высказывалось 27% населения, в 2000 г. — 30%, а в 2004 г. — 32%, в 2008 г. идея независимости приобрела большую привлекательность, так как рост поддержки составил от 35 до 44%. В любом случае, подчеркнем, что население высказалось определенно за приобретение Шотландией больших инструментов для самоуправления — более 67%. Так, на вопрос, будет ли экономика Шотландии развиваться успешнее, если регион станет независимым, 40% согласились с этим, в то же время 39% заняли противоположную позицию. Что касается самоидентификации населения, то в 2007 г. трое из четырех жителей Шотландии при опросе называли себя шотландцами, один из пяти — британцем. Рост значения этнической идентичности наблюдается с 1974 г. с 65%, достигнув в 2000 г. 80%, в то время как представление жителями себя как британцев снизилось за этот же период с 31% до 19% [14]. Согласно данным на конец 2004 г., количество членов Шотландской национальной партии возросло (с 2003 г.) с девяти с половиной тысяч до почти одиннадцати тысяч человек. К концу июня 2006 г. количество членов достигло 12 066 человек [15].
Одним из важнейших факторов, сделавших возможным реализацию внутренней стороны права шотландского народа на самоопределение стал многовековой опыт самостоятельного развития институтов власти и управления, в том числе, организация представительных и исполнительных органов власти. В совокупности с такими элементами национальной идентичности как наличие собственной системы образования, собственной системы законодательства и судов, значительно возросшим уровнем национального самосознания, при активной работе национальной партии в высших органах
власти Великобритании и поддержке социальных институтов, таких как церковь и множество общественных объединений, данный фактор сделал возможным проведение референдума по вопросу независимости Шотландии, запланированным на 2011 г.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. История становления и развития Шотландской государственности красноречиво демонстрирует возможности реализации права народов на самоопределение цивилизованным путем без применения вооруженных сил и кровопролития.
Так, если реализация права народа на самоопределение в форме присоединения привела к ослаблению важнейших социально-политических институтов шотландского общества, а попытка реализовать данное право путем открытого противостояния привела к угрозе полной утраты своей национальной идентичности, то реализация внутренней стороны права на самоопределение путем укрепления национального самосознания, оформления органов законодательной и исполнительной власти, расширения их компетенции, обретения значительной экономической самостоятельности, оказалась более эффективной и не создала угрозы для иных индивидуальных и коллективных прав, закрепленных в международных правовых актах.
2. Реализация права народов на самоопределение может быть основана на сочетании норм международного права и внутригосударственного национального законодательства при помощи цивилизованных форм волеизъявления народа, в условиях реального функционирования демократических институтов.
3. Реализация внутренней стороны права народов на самоопределение неразрывно связана с внешней стороной данного права. Как правило, любое упоминание о праве народов на самоопределение чаще всего ассоциируется с элементами внешней стороны (прежде всего, с правом на отделение и образование независимого государства), неизбежными последствиями которых являются вооруженные конфликты, социальные катаклизмы, национализм, религиозный фанатизм и низкий уровень жизни.
Однако пример Шотландии демонстрирует нам, что именно реализация внутренней стороны права народов на самоопределение является предпосылкой цивилизованных путей решения внутригосударственных противоречий, связанных со стремлением отдельных субъектов или регионов к
административной, политической и иным формам самостоятельности.
Учитывая серьезные подготовительные шаги ведущих политических сил Шотландии в этом направлении, а также сохранение важнейших черт национальной самоидентификации, можно с большой вероятностью предполагать способность шотландского народа самоопределиться в рамках самостоятельного государства с позиции существующего правового поля.
Литература
1. Султанов И.Р. Право народов на самоопределение и опыт его реализации: политико-правовой анализ. М., 2001.
2. Старушенко Г. Б. Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике советского государства. М., 1960.
3. http://ru.wikipedia.org
4. В рассматриваемый период Шотландия имела флаг с косым белым крестом на голубом фоне (крест покровителя Шотландии святого Эндрю (St. Andrew), а Англия — с красным крестом на белом фоне (крест покровителя Англии святого Георга, St. George). Они прекрасно накладывались друг на друга. Их и наложили, но по английским законам два креста не должны были соприкасаться друг с другом. Поэтому решили обвести красный крест тонкой белой каймой. Данный вариант флага просуществовал до 1801 года.
5. www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geografiya/ SHOTLANDIYA.html
6. Килт (англ. Kilt) - предмет мужской одежды, традиционная одежда горцев Шотландии. Килт представля-
ет собой кусок ткани, обёрнутый вокруг талии и закреплённый с помощью пряжек и ремешков; традиционно килт носят вместе со специальной сумочкой для денег и других небольших вещей.
7. Тартан - орнамент, образованный саржевым переплетением нитей, заранее окрашенных в разные цвета, в результате чего образуется клетчатый узор, состоящий из горизонтальных и вертикальных полос, а также прямоугольных областей, заполненных диагональными полосками. Тартан может символизировать определенный клан, а также местность или организацию. Шотландские килты практически всегда имеют рисунок тартан.
8. Зинкевич Н. Борьба за автономию Шотландии и проблема деволюции в 1945-1979 гг. // Каразшсьш чи-тання (юторичш науки): Тези доповщей 63-1 м1жнародно1 науково! конференцп (м. Харшв, 23 квггня 2010 р.). - Х.: ХНУ iменi В. Н. Каразша, 2010.
9. Под деволюцией в юридической науке понимается передача центральными правительственными органами части своих полномочий местным органам власти.
10. www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geografiya/ SHOTLANDIYA.html
11. www.nationalismproject.org/articles
12. www.legislation.gov.uk/ukpga/1998/46/contents
13. Алебастрова И.А. Британские конституционные реформы: учреждение региональных органов власти // www.pvlast.ru/archive/index.49.php
14. Ерёмина Н.В. Факторы роста европейского эт-норадикализма на примере Шотландской национальной партии и североирландской партии «Шинн Фейн» // http://www.politex.info/content/view/670/30/
15. http://ru.wikipedia.org