Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА СОВЕСТИ / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ГАРАНТИИ / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитина Анна Евгеньевна

В статье рассматриваются проблемы реализации права на свободу совести, возникшие в результате освоения виртуальной действительности. Проблема совершенствования законодательства в области защиты права на свободу совести - одна из актуальных. Она обусловлена тем, что каждый день количество интернет-пользователей растёт, и неизбежно возникает вопрос о том, какое взаимодействие между виртуальным миром и религией можно считать допустимым. Кроме того, в связи с развитием информационно-коммуникационной сети интернет появляются различные формы злоупотребления правом на свободу совести. Делается вывод о том, что реализация права на свободу совести в виртуальной действительности возможна, однако его механизм нуждается в законодательном урегулировании. Цель исследования заключается в научном анализе положений, позволяющих реализовать право на свободу совести в Российской Федерации в виртуальной действительности, разработке научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства о свободе совести с целью гарантирования его в информационно-коммуникационной сети интернет. В статье использовалась совокупность общенаучных методов: анализа и синтеза, формальнологического, структурного и системного, которые позволили выявить особенности реализации права на свободу совести в информационно-коммуникационной сети интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE RIGHT TO FREEDOM OF CONSCIENCE IN THE INFORMATION AND COMMUNICATION NETWORK INTERNET

The article deals with the problems of the realization of the right to freedom of conscience, arising from the acquisition of virtual reality. The problem of improving legislation in the field of protection of the right to freedom of conscience is one of the urgent problems. Besides, the number of «Internet users» is growing, so there is the question - what kind of interaction between the virtual world and religion can be considered legal. In addition, various forms of abuse of the right to freedom of conscience appear because the development of the «Internet». In the conclusion, the author believes that the realization of the right to freedom of conscience in virtual reality is possible, but its mechanism needs legislative regulation. The purpose of the issue is to provide a scientific analysis of the provisions guaranteeing the realization of the right to freedom of conscience in the Russian Federation, to develop scientifically based proposals and recommendations for improving the legislation on freedom of conscience in order to guarantee it in the Internet. In the article the author uses a complex of general scientific methods: analysis and synthesis, formal-logical, structural and systematic, which allowed to identify the features of the implementation of the right to freedom of conscience in the Internet.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

УДК 342

ао1: 10.35750/2071-8284-2021-3-31-36

Анна Евгеньевна Никитина

адъюнкт

ОЯСЮ: 0000-0003-0383-3609, [email protected]

Омская академия МВД России Российская Федерация, 644092, Омск, пр. Комарова, д. 7

Реализация права на свободу совести в информационно-коммуникационной

сети интернет

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы реализации права на свободу совести, возникшие в результате освоения виртуальной действительности. Проблема совершенствования законодательства в области защиты права на свободу совести - одна из актуальных. Она обусловлена тем, что каждый день количество интернет-пользователей растёт, и неизбежно возникает вопрос о том, какое взаимодействие между виртуальным миром и религией можно считать допустимым. Кроме того, в связи с развитием информационно-коммуникационной сети интернет появляются различные формы злоупотребления правом на свободу совести. Делается вывод о том, что реализация права на свободу совести в виртуальной действительности возможна, однако его механизм нуждается в законодательном урегулировании.

Цель исследования заключается в научном анализе положений, позволяющих реализовать право на свободу совести в Российской Федерации в виртуальной действительности, разработке научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства о свободе совести с целью гарантирования его в информационно-коммуникационной сети интернет.

В статье использовалась совокупность общенаучных методов: анализа и синтеза, формальнологического, структурного и системного, которые позволили выявить особенности реализации права на свободу совести в информационно-коммуникационной сети интернет.

Ключевые слова: свобода совести, свобода вероисповедания, гарантии, Конституция Российской Федерации, интернет

Для цитирования: Никитина А. Е. Реализация права на свободу совести в информационно-коммуникационной сети интернет // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2021. - № 3 (91). - С. 31-36; ёо1: 10.35750/2071-8284-2021-3-31-36.

Anna E. Nikitina

Graduate

ORCID: 0000-0003-0383-3609, [email protected]

Omsk Academy of the MIA of Russia 7, Komarova Ave., Omsk, 644092, Russian Federation

Realization of the right to freedom of conscience in the information and communication network Internet

Abstract: The article deals with the problems of the realization of the right to freedom of conscience, arising from the acquisition of virtual reality. The problem of improving legislation in the field of protection of the right to freedom of conscience is one of the urgent problems.

Besides, the number of «Internet users» is growing, so there is the question - what kind of interaction between the virtual world and religion can be considered legal. In addition, various forms of abuse of the right to freedom of conscience appear because the development of the «Internet». In the conclusion, the author believes that the realization of the right to freedom of conscience in virtual reality is possible, but its mechanism needs legislative regulation.

The purpose of the issue is to provide a scientific analysis of the provisions guaranteeing the realization of the right to freedom of conscience in the Russian Federation, to develop scientifically based proposals

© Никитина А. Е., 2021

and recommendations for improving the legislation on freedom of conscience in order to guarantee it in the Internet. In the article the author uses a complex of general scientific methods: analysis and synthesis, formal-logical, structural and systematic, which allowed to identify the features of the implementation of the right to freedom of conscience in the Internet.

Keywords: freedom of conscience, freedom of religion, guarantees, the Constitution of the Russian Federation, Internet

For citation: Nikitina A. E. Realization of the right to freedom of conscience in the Internet // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - № 3 (91). - P. 31-36; doi: 10.35750/2071-8284-2021-3-31-36.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на свободу совести, является одним из приоритетных направлений в деятельности государства. Согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания1. Право на свободу совести, являясь основой социально-духовной сферы жизни общества, представляет собой совокупность различных правомочий: закрепление возможности как лично, так и коллективно исповедовать религию или не исповедовать никакой [7, с. 16]. Кроме того, названное право включает в себя возможность менять, выражать своё мировоззрение лично или сообща с другими, принимать участие в богослужении и отправлении религиозных обрядов и церемоний [1, с. 31].

Поправки к Конституции Российской Федерации 2020 года отразили государственный подход к особенностям реализации права на свободу совести. Так, в ч. 2 ст. 67.1 Конституции Российской Федерации признаётся исторически сложившееся государственное единство народа с учётом тысячелетней истории, сохраняется память предков, передавших идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства2. Таким образом, закрепляя в тексте Конституции Российской Федерации формулировку «вера в Бога», законодатель признаёт значимость религиозно-нравственных ценностей при укреплении государственной целостности. Тем самым подчёркивается, что право на свободу совести находится под государственной защитой. Создание благоприятных условий для его осуществления является предпосылкой функционирования правового и демократического государства.

Цифровизация общественных отношений способствовала появлению специфики в формах осуществления права на свободу совести, а именно переходу от традиционных форм реализации права на свободу совести (участие

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (в ред. ФКЗ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2 Там же.

лично, распространение печатных религиозных и атеистических книг и т. п.) к новым формам: всё чаще право на свободу совести реализуют посредством информационно-телекоммуникационной сети интернет. Особенно популярны среди пользователей виртуальной действительности такие возможности, как ведение диалогов, дискуссий, содержащих информацию религиозного и атеистического характера; возможность спорить с другими пользователями, отстаивать свою идеологию и т. п. [2, с. 52].

К сожалению, значительная часть сети интернет используется с нарушением действующего законодательства в области реализации права на свободу совести: появляются различные виды мошенничеств под предлогом провести какой-либо религиозный обряд (церемонию) в виртуальной действительности. Кроме того, российская правовая действительность недостаточно подробно закрепила механизм реализации права на свободу совести в интернете, что негативно сказывается на правоохранительной деятельности. В частности, радикально настроенные граждане, проповедующие экстремистскую идеологию, имеют возможность выражать свою позицию в виртуальной действительности. Тем самым численность их аудитории может достигать несколько сотен тысяч пользователей различных возрастов. Молодёжь наиболее подвержена такому воздействию, так как именно она является основным пользователем новых информационных и коммуникационных технологий. Интернет-ресурсы, содержащие отдельные элементы экстремисткой деятельности сопоставимы с возможностями средств массовой информации [3, с. 70]. Так, деятельность сайтов, содержащих деструктивную, противоправную информацию, ориентированную на нарушение различных прав и свобод посредством информационно-телекоммуникационной сети интернет, частично регламентирована Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Вместе с тем названный документ недостаточно гарантирует реализацию права на свободу совести посредством сети интернет. Кроме того, следует осуществлять

мониторинг не только деятельности сайтов, но и отдельно взятых граждан, чьи действия непосредственно направлены на ущемление прав и законных интересов иных интернет-пользователей [4, с. 233]. Так, под предлогом «обмена убеждениями» в интернете радикально настроенные граждане получили возможность вербовать новых сторонников, навязывать свои религиозные и иные убеждения, увеличивать количество их сторонников, а также вести пропаганду идеологии. В настоящее время названной проблеме государство уделяет недостаточно внимания.

Таким образом, актуальным остаётся вопрос о возможности реализовать право на свободу совести в виртуальной действительности, о наличии гарантий и механизме его реализации.

Необходимо отметить, что нормативных предписаний, регулирующих особенности механизма реализации свободы совести в сети интернет, в настоящее время в законодательстве не предусмотрено. Исключением является статья 24.1 Федерального закона № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», в которой предусматривается возможность осуществления миссионерской и иной деятельности, связанной с распространением информации о своём вероучении среди лиц, не являющихся участниками религиозного объединения, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети интернет и иными законными способами3. Одновременно в указанном законе оговорены случаи, при которых такая деятельность запрещена. В зависимости от объекта посягательства их условно можно разделить на две большие группы: 1) нарушение основ конституционного строя, безопасности государства (например, нарушение общественной безопасности и общественного порядка; осуществление экстремистской деятельности и др.); 2) нарушение прав и законных интересов (например, принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; склонение к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования и т. п.)4. Государство детально урегулировало осуществление миссионерской деятельности в сети интернет, но в остальных случаях реализация иных элементов права на свободу совести посредством названного ресур-

3 О свободе совести и о религиозных объединениях (в ред. Федерального закона от 06 июля 2016 г. № 374-ФЗ): Федеральный закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.

4 Там же.

са законодательством, к сожалению, закреплена недостаточно [5, с. 71].

В виртуальном пространстве содержание права на свободу совести не меняется. В нём также установлены основные элементы содержания права на свободу совести: 1) исповедование религии; 2) неисповедование религии; 3) безразличное отношение к религии; 4) совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; 5) осуществление обучения религии и религиозного воспитания; 6) свободный выбор, изменение, право иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.

Право на свободу совести уже реализуется, если гражданин осуществляет хотя бы один из названных элементов права на свободу совести.

Выражение отношения к религии в информационно-коммуникационной сети интернет

Актуальным является вопрос о возможности выражения своего отношения к религии в интернете, что подразумевает следующие элементы: исповедование, неисповедование религии или безразличное отношение к ней. Как отмечает И. В. Осин: «исповедовать религию означает, по сути, гарантированную государством возможность открыто действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями, поскольку исповедание веры есть открытое её признание, следование ей, что подразумевает определённое поведение, деятельность» [7, с. 25]. Выражение отношения к религии включает различные аспекты данного явления: открытое заявление о своём отношении к данному явлению, следование правилам и традициям определённой религии или течения атеизма, признание их ценностей и т. п. Между тем выражение отношения к религии каждым в интернете стало возможным благодаря стремительному развитию коммуникационных интернет-технологий: в различных социальных группах можно открыто заявить о своих религиозных или атеистических убеждениях, обсудить с собратьями аспект вероучения, договориться о встрече и т. п.

В определённых случаях реализация права в интернете может привести к злоупотреблению этим правом. Так, ярким примером является решение Ленинского районного суда г. Уфы (дело №1-125/2017), который вынес обвинительный приговор по делу Алексея М., опубликовавшего у себя на странице картинку, отражающую его религиозное мировоззрение, с надписями: «God bless the USA. Keep calm and f*** Russia» и «Я официально призываю к насильственной смене власти». Суд приговорил Алексея М. к двум го-

дам трём месяцам колонии поселения за совершение преступления, предусмотренного ст. 280, 282 УК РФ («публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»; «возбуждение ненависти либо вражды») за призывы к истреблению мусульман5.

Как видим, в виртуальном пространстве содержатся тонкие границы в осуществлении права на свободу совести, нарушение которых ведёт к злоупотреблению и привлечению к административной и уголовной ответственности.

Совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в сети интернет

Каждая религия подразумевает собственное содержание религиозных богослужений, обрядов и церемоний [6, с. 55]. Безусловно, все они совершаются в материальной действительности: могут совершаться в собственных, арендованных либо используемых на иных законных основаниях зданиях, жилых помещениях; на земельных участках, принадлежащих церкви на праве собственности или предоставленных ей на ином имущественном праве и в иных местах, в том числе общественных. Нередки случаи совершения богослужений посредством сети интернет. Примером такого явления является наличие интернет-часовен. В частности, на сайте «Церковь онлайн» всем людям независимо от положения, отношения к религии, расы, пола и др. факторов предоставлена возможность реализовать право на свободу совести - выбрать часовню, молитву, помолиться и поставить интернет-свечу6. Плюсы в данном случае очевидны: можно реализовать своё право на свободу совести независимо от места, времени, финансовых трудностей, лишь бы был доступ в интернет. Анализируя комментарии к названной интернет-часовни, можно предположить, что люди активно реализуют своё право посредством виртуальной реальности и благодарны создателям сайта за такую возможность. Вместе с тем нужно констатировать, что участились случаи взиманий денежных сумм за отправление религиозного обряда или церемонии в информационно-телекоммуникационной сети интернет, что ещё раз

5 Мониторинг СМИ: Итоги-2017: как в России преследовали за экстремизм. «Борьба с ересью», «сильно оскорблённые», «кто не с нами, тот экстремист» - о резонансных и абсурдных делах, рассмотренных российскими судами в уходящем году [Электронный ресурс] // Сайт «Credo press». - URL: https://credo.press/178241. (дата обращения: 24.03.2021).

6 Церковь-онлайн - посетить часовню поставить свечку бесплатно [Электронный ресурс] // Сайт «Виртуальная часовня всех святых онлайн». - URL: https:// yablogger.info/virtualnyie-chasovni-vseh-svyatyih.html. (дата

обращения: 13.02.2021).

подчёркивает необходимость законодательного регулирования этих вопросов.

В качестве положительной тенденции следует отметить подготовленность церковных учреждений к общению с верующими посредством интернета. Например, Кафедральный собор Рождества Христова г. Омска имеет свой интернет-сайт, содержащий информацию о расписании служб, истории возникновения собора. Названный собор готов ответить верующим на интересующий их вопрос в любое удобное для них время в виртуальной действительности, что является новеллой в духовно-нравственных от-ношениях7. Аналогичная практика складывается у большинства церковных учреждений.

Осуществление обучению религии и религиозного воспитания в информационно-телекоммуникационной сети интернет

Составным компонентом деятельного религиозного учреждения является осуществление религиозного воспитания, которое включает в себя: формирование у верующих знаний о религии, культивирование у них поведения, соответствующего определённым религиозным установкам, создание условий для коммуникаций верующих. Обучение религии и религиозное воспитание не являются обязательной деятельностью, но они вносят большой вклад в мировоззренческую основу её последователей, в том числе детей и молодёжи. Родители принимают решение о необходимости такого воспитания и обучения. Действительно, на наш взгляд, религиозное обучение и воспитание позволяет усвоить духовно-нравственные отношения, а также способствует формированию у человека высоконравственных качеств.

Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. Эти процессы нашли отражение в виртуальной действительности. Следует говорить об увеличении количества сайтов, на которых так или иначе содержатся материалы, относящиеся к религиозному воспитанию, цель которых - размещение новостей, публикаций, направленных на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях духовно-нравственного воспитания среди пользователей. Ярким примером являет-

7 Кафедральный собор Рождества Христова [Электронный ресурс]. - URL: Ьйр://христорождественский.рф/ istoriya. (дата обращения: 24.03.2021).

ся сайт «Информационное агентство "Информ религия"», на котором можно получить интересующую информацию о различных конфессиях и т. п.8 Кроме того, названное информационное агентство дублирует просветительскую информацию в социальной сети «ВКонтакте», где 90 % пользователей - молодёжь в возрасте от 10 до 30 лет. Другими новостными просветительскими сайтами являются «Православие.ру»9, «Интерфакс. Религия»10, «Русская народная линия»11 и др., обобщающие информацию о вероучении, актуальных новостях и т. п. Возникает вопрос: можно ли рассматривать деятельность таких сайтов как осуществление религиозного воспитания, и является ли она законной? Их наличие в информационно-коммуникационной сети интернет является показателем потребности у граждан в религиозном образовании, получаемом в виртуальной действительности.

В интернете функционирует множество сайтов, посвящённых проблеме необходимости религиозного образования в виртуальной действительности, которые условно можно разделить на три большие группы: «1) сайты, в которых приводятся аргументы в пользу внедрения в интернет основ религиозного воспитания; 2) сайты, в которых приводятся принципиальные позиции противников подобных экспериментов; 3) чисто информационные дискуссионные порталы, где обсуждаются все возможные точки на этот счёт» [9, с. 240]. На наш взгляд, наличие таких сайтов является дополнительной гарантией реализации права на свободу совести: такие ресурсы предлагают людям укрепить своё религиозное мировоззрение, а также способствуют получению интернет-пользователями систематического образования об основах религиозного или иного (атеистического) образования.

Таким образом, отсутствие механизма реализации названного элемента права на свободу совести в виртуальной действительности порождает ряд проблем, которые до сих пор в действующем законодательстве остаются неразрешёнными.

Свободный выбор, изменение, право иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения в интернете

Право каждого на свободу совести неоспоримо [8, с. 13]. Оно не может быть даровано

8 Мир религий [Электронный ресурс]. - URL: http://www.religio.ru/news/index.html. (дата обращения: 23.04.2021).

9 Церковь-онлайн - посетить часовню поставить свечку бесплатно [Электронный ресурс] // Сайт «Виртуальная часовня всех святых онлайн». - URL: https:// yablogger.info/virtualnyie-chasovni-vseh-svyatyih.html. (дата обращения: 13.02.2021).

10 Интерфакс-Религия [Электронный ресурс]. -URL: http://www.interfax-religion.ru/ (дата обращения: 23.04.2021).

11 Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба [Электронный ресурс]. - URL: http:// ruskline.ru/ (дата обращения: 23.04.2021).

или лишено государством, поскольку согласно ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации относится к личным правам и свободам. Соответственно, каждый человек имеет право выбирать, изменять, распространять в интернете информацию о личном отношении к религии, соблюдая действующее законодательство, не нарушая прав и свобод других граждан.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством каждый имеет право на реализацию названных элементов содержания права на свободу совести коллективно. Это значит, что люди, придерживающиеся одних и тех же взглядов, могут объединяться не только в реальной, но и в виртуальной действительности с целью реализации права на свободу совести. Между тем действующее законодательство предусматривает лишь две формы выражения коллективной формы реализации права на свободу совести: религиозная группа и религиозная организация. Если для первой формы характерна уведомительная процедура органов государственной власти о её создании, то религиозная организация регистрируется, существует и несёт ответственность по всем своим обязательствам на территории Российской Федерации как юридическое лицо.

В свете сказанного возникает вопрос: что представляют собой те религиозные сообщества, которые функционируют в сети интернет? Действующее законодательство не предусматривает юридических оснований существования интернет-сообществ, которые функционируют в виртуальной действительности, совершая при этом правонарушения по религиозным мотивам: не урегулирована процедура создания и функционирования таких сообществ, ответственность за нарушение ими действующего законодательства и т. д.

Таким образом, проблема возможности реализации права на свободу совести сегодня многоаспектна, сложна и до сих пор в полном объёме не изучена. Поскольку правовая действительность не отвечает на вопрос о регулировании мировоззренческой сферы в интернете, можно говорить о недостаточности правовых гарантий, об их малой эффективности при реализации права на свободу совести. Основной гарантией конституционной свободы совести в рамках её реализации в интернете следует считать введение в законодательство о свободе совести ограничений, препятствующих появлению различных форм правонарушений религиозной направленности, закрепление правовых пределов реализации свободы совести каждого, а также условий деятельности религиозных объединений в виртуальной действительности.

Список литературы

1. Ананьева К. Я., Хлыстов М. В. Религиозная организация как форма юридического лица // Юридическая наука. - 201б. - № 4. - С. 31-38.

2. Бурьянов С. А. Международно признанное право на свободу совести в условиях цифровой глобализации / Интеллектуальная культура Беларуси: духовно-нравственные традиции и тенденции инновационного развития : сборник материалов V Международной науч. конф. / отв. ред. А. А. Лазаревич. - Минск: Четыре четверти, 2020. - С. 51-54.

3. Бучакова М. А. Вопросы ограничения права на свободу совести / Религиозная ситуация в российских регионах : тезисы докладов и сообщений VI Всерос.науч.-практич. конф. / ред. Л. В. Денисова, А. А. Морозов. - Омск: Омская академия МВД России, 2018. - С. 70-73.

4. Василенко В. И., Малышев В. В. Религиозный экстремизм и терроризм // Социология власти.

- 2012. - № 3. - С. 233-240.

5. Володина Н. В. Деятельность религиозных объединений в современной России на основе конституционного принципа светского государства // Современное право. - 2010. - № 9. - С. 71-7б.

6. Иванюк О. А. Свобода совести и свобода вероисповедания: соотношение понятий и границы законодательного регулирования // Журнал российского права. - 2010. - № 9 (1б5). - С. 4б-58.

7. Ивентьев С. И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека : монография. - Казань: Самиздат, 2012. - 355 с.

8. Осин И. В. Свобода совести как субъективное право // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 23. - С. 25-28.

9. Никитаев Д. М. Современные проблемы реализации принципа светскости государства в Российской Федерации : монография. - Москва: КноРус, 2021. -17б с.

10. Тетерятников Н. Ю. Особенности свободы совести в РФ / Права и свободы человека в современном мире : сборник материалов региональной науч.-практич. конф. / отв. ред. В. В. Пономарева. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2001. - С. 37-39.

References

1. Anan'yeva K. Ya., Khlystov M. V Religioznaya organizatsiya kak forma yuridicheskogo litsa // Yuridicheskaya nauka. - 201б. - № 4. - S. 31-38.

2. Bur'yanov S. A. Mezhdunarodno priznannoye pravo na svobodu sovesti v usloviyakh tsifrovoy globalizatsii / Intellektual'naya kul'tura Belarusi: dukhovno-nravstvennyye traditsii i tendentsii innovatsionnogo razvitiya: sbornik materialov V Mezhdunarodnoy nauch. konf. / otv. red. A. A. Lazarevich.

- Minsk: Chetyre chetverti, 2020. - S. 51-54.

3. Buchakova M. A. Voprosy ogranicheniya prava na svobodu sovesti / Religioznaya situatsiya v rossiyskikh regionakh: tezisy dokladov i soobshcheniy VI Vseros.nauch.-praktich. konf. / red. L. V. Denisova, A. A. Morozov. - Omsk: Omskaya akademiya MVD Rossii, 2018. - S. 70-73.

4. Vasilenko V. I., Malyshev V. V. Religioznyy ekstremizm i terrorizm // Sotsiologiya vlasti. - 2012. - № 3. - S. 233 - 240.

5. Volodina N. V. Deyatel'nost' religioznykh ob»yedineniy v sovremennoy Rossii na osnove konstitutsionnogo printsipa svetskogo gosudarstva // Sovremennoye pravo. - 2010. - № 9. - S. 71-7б.

6. Ivanyuk O. A. Svoboda sovesti i svoboda veroispovedaniya: sootnosheniye ponyatiy i granitsy zakonodatel'nogo regulirovaniya // Zhurnal rossiyskogo prava. - 2010. - № 9 (1б5). - S. 4б-58.

7. Ivent'yev S. I. Bozhestvennyye i dukhovno-nravstvennyye prava i svobody cheloveka: monografiya.

- Kazan': Samizdat. - 2012. - 355 s.

8. Osin I. V Svoboda sovesti kak sub»yektivnoye pravo // Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo.

- 2008. - № 23. - S. 25-28.

9. Nikitayev D. M. Sovremennyye problemy realizatsii printsipa svetskosti gosudarstva v Rossiyskoy Federatsii: monografiya. - Moskva: Izdatel'stvo «KnoRus», 2021. -17б s.

10. Teteryatnikov N. Yu. Osobennosti svobody sovesti v RF / Prava i svobody cheloveka v sovremennom mire: sbornik materialov regional'noy nauch.-praktich. konf. / otv. red.: V. V. Ponomareva. - Krasnoyarsk: Sibirskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii, 2001. - S. 37-39.

Статья поступила в редакцию 31.03.2021; одобрена после рецензирования 24.0б.2021; принята к публикации 09.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.