Трачук О.В.
Федеральное агентство по образованию, г. Москва, Россия
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательные учреждения наделены правом на осуществление приносящей доход деятельности на основании Генеральных разрешений на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям и разрешения на открытие лицевого счета по учету средств полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства (далее - Генеральные разрешений) согласно статье 47 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г № 3266-1 «Об образовании» [1], пункту 2 Приказа Минфина РФ от 1 сентября 2008 г. № 88н «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» [2] .
В юридической науке до последнего времени велась дискуссия о распределении интеллектуальных прав в ситуации, когда в качестве заказчика результатов интеллектуальной деятельности выступает Российская Федерация. Одни авторы
полагают, что исключительное право на научно-техническое знание может закрепиться только за государством [3]. Другие считают, что исключительное право необходимо закреплять за исполнителем, создавшим результаты интеллектуальной деятельности [4].
Ее эффективность, как, впрочем, и получение творческих результатов, во многом зависит от работы патентных отделов и (или) иных подразделений вузов, в обязанности которых входит сохранение и развитие научного потенциала учебных заведений, вовлечение исключительных прав на интеллектуальный результат в гражданский оборот [5].
В отличие от российских высших учебных заведений гражданско - правовые способы коммерческого использования зарубежными высшими учебными заведениями принадлежащих им исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности ежегодно опосредует оборот в сотни миллионов долларов [6]. По приблизительным подсчетам он составляет не многим более 1-2 миллионов долларов, что на 30% меньше сумм, получаемых от коммерческого использования исключительных прав на результаты интеллектуальной
деятельности в одном лишь Нью-йоркском университете, и, соответственно, 40% и 52 % в Оксфордском университете и Университете Гарварда [7]. И как справедливо отмечает Т. А. Владыкина, что «причина такого остывания российских вузов от их зарубежных стран отнюдь не в ослаблении интереса отечественных учебных к проведению широкомасштабных научных исследований» [8]. В одном только Томском университете за последние 5 лет выполнено более 400 грантов ведущих научных фондов - Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда, 9 грантов европейской программы TEMPUS с ведущими университетами Европы, в том числе с Оксфордским университетом [9].
С 15 августа 2009 года вступили в действие нормы Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее - Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ) [10]. В соответствии, с которыми высшие учебные заведения получили право быть учредителями хозяйственных обществ, а также предъявляемые требования предусмотрены новым п. 8, введенным в ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [11] (ст. 2 Федерального закона 02.08.2009 № 217-ФЗ). А именно, в соответствии с введенным в ст. 27 указанного закона п. 8 высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения (далее -вузы) получили право быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ без согласия
собственника их имущества. Создаваемые вузами хозяйственные общества подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в соответствии с нормами Федерального закона от 8 августа 2001 г № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [12].
До вступления Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ, позволившим высшим образовательным учреждениям создавать хозяйственные общества для практического внедрения результатов своей интеллектуальной деятельности (программ ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства) возникали вопросы и ранее о том кому принадлежат исключительные права на интеллектуальные результаты высшими учебными заведениями, созданный за счет средств соответствующего бюджета и доходов от коммерческой деятельности [13].
В настоящее время условия, которые следует соблюдать при создании хозяйственных обществ определены в Рекомендациях по созданию бюджетными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, утвержденные Письмом Минобрнауки РФ от 07.08.2009 № ВМ-788/04 [14], к которым относится:
• практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности (РИД), исключительные права, на которые принадлежат вузам, создающим эти общества;
• в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества вузы должны вносить только право использования РИД, исключительные же права на них должны быть сохранены за вузами. Внесение права использования РИД в уставный капитал
хозяйственного общества следует производить на основании решения учредителя (учредителей) о создании хозяйственного общества путем заключения лицензионного договора между вузом и хозяйственным обществом после внесения записи о государственной регистрации хозяйственного общества в ЕГРЮЛ;
Внесенное в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, право использования РИД не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договорам, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 8 ст. 27 Федерального закона № 125-ФЗ).
• в уставный капитал хозяйственных обществ могут быть внесены только изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноу-хау). Этот перечень является закрытым;
• при привлечении соучредителей при создании хозяйственных обществ доля вуза в уставном капитале создаваемого общества должна составлять более 25% для акционерных обществ и более одной трети
для обществ с ограниченной ответственностью.
В Рекомендациях также указано, что в целях практической реализации положений Федерального закона № 217-ФЗ вузу, планирующему создать хозяйственное общество, необходимо осуществить следующие действия:
• привести в соответствие Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» [15] бюджетный учет РИД, права на которые в силу положений действующего законодательства или заключенного учреждением договора принадлежат вузу. При постановке РИД на бюджетный учет должна быть определена стоимость соответствующего РИД на основании затрат на его создание (приобретение);
• провести оценку права использования РИД, которое будет являться вкладом в уставный капитал хозяйственного общества, а также оценку иного имущества, вносимого в уставный капитал хозяйственного общества. Такая оценка не может быть ниже расходов, понесенных учреждением при приобретении, создании соответствующих РИД и обеспечении условий для их использования в запланированных целях. При этом необходимо учитывать, что в случае, если вуз планирует оценить стоимость права использования РИД на сумму более 500 тыс. руб., должен быть привлечен независимый оценщик;
• определить, будет ли вуз являться единственным учредителем хозяйственного общества либо будут привлечены соучредители. Доля (акции) соучредителей в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Оставшаяся часть доли (акций) соучредителей в уставном капитале хозяйственного общества может быть оплачена исключительными правами на РИД, правом
использования РИД, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) РИД, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества;
• принять решение о создании хозяйственного общества или провести собрание учредителей, на котором будет принято решение о создании хозяйственного общества. В решении о создании хозяйственного общества должны быть отражены следующие вопросы: создание хозяйственного общества определенной организационно-правовой формы и с определенным названием; установление местонахождения общества; определение размера уставного капитала хозяйственного общества и размера доли каждого участника в уставном капитале хозяйственного общества; установление порядка оплаты долей участниками общества; утверждение устава хозяйственного общества; назначение единоличного исполнительного органа (если это не относится в соответствии с уставом хозяйственного общества к компетенции наблюдательного совета); формирование (при наличии в соответствии с уставом) коллегиального исполнительного органа и наблюдательного совета (совета директоров); осуществление государственной регистрации общества;
• заключить лицензионный договор с созданным хозяйственным обществом и зарегистрировать лицензионный договор в Роспатенте (в том случае, если РИД, право на использование которого передается, подлежит государственной регистрации).
При этом вышеуказанные средства следует направлять только на правовую охрану РИД, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности научных и образовательных учреждений. Для реализации этой нормы вузами должны быть внесены соответствующие изменения в их уставы и генеральные разре-
шения главных распорядителей бюджетных средств, которым они подведомственны.
Однако возникает ряд вопросов в связи с реализаций прав на результаты интеллектуальной деятельности возникает:
Вправе ли вузы вносить в качестве вклада уставной капитал хозяйственного общества, создаваемого* в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 г. 217-ФЗ, денежные средства, полученные от приносящей доход деятельности, а также имущество, приобретенное на такие средства?
Вправе ли вузы расходовать денежные средства, полученные от приносящей доход деятельности, на приобретение дополнительных долей в уставном капитале (акций) хозяйственного общества, участником которого оно является, а также вносить их в качестве дополнительного вклада в имущество общества, если такое решение будет принято всеми участниками?
Итак, в соответствие с положениями Федерального закона от 02.08.2009 г. 217-ФЗ, денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении вузов, могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации [16].
При этом ГК РФ не устанавливает специального порядка на внесение бюджетными учреждениями вкладов в уставной капитал юридических лиц. Так как внесение бюджетными учреждениями вкладов в
уставной капитал юридического лица является актом распоряжения имуществом, то, соответственно, порядок внесения имущества бюджетным учреждением вкладов в уставной капитал юридического лица определяется статьей 298 ГК РФ «Распоряжение имуществом учреждения», согласно которой бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Таким образом, имущество, закрепленное за бюджетным учреждением собственником или приобретенное этим учреждением за счет средств, выделенных собственником или приобретенное этим учреждением за счет средств такого имущества, ни при каких условиях не может быть внесено в уставной капитал хозяйственного общества.
Пункт 2 статьи 298 ГК устанавливает, что в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, следовательно, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
В связи с чем, доходы, полученные бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и приобретенного за счет этих доходов имущество вузы могут самостоятельно (то есть без согласия собственника имущества) внести в уставной капитал создаваемого ими хозяйственного общества.
Однако в то же время статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) [17] воспрещается расходовать бюджетные средства на цели в ней не перечисленные, а статья 63 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» [18] предусматривает, «что средства, полученные от приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными бюджетными учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозиты в кредитных организациях».
Думается, что вышеуказанные законодательные нормы необходимо применять следующим образом.
Федеральный закон от 02.08.2009 г. 217-ФЗ четко устанавливает, что денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении высшего учебного заведения, могут быть внесены в качестве вклада в уставной капитал создаваемого хозяйственного общества в порядке, установленном ГК РФ.
Это означает, что при создании хозяйственного общества вузы могут вносить в уставной капитал имущество при условии соблюдения порядка, уставленного ГК РФ (невозможность распоряжения имуществом, закрепленным за ним собственником или за счет средств, выделенных по смете, и, наоборот, самостоятельное рас-
поряжение имуществом, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также этими денежными средствами).
При этом возникавшая коллизия между Федеральным законом от 02.08.2009 г. 217-ФЗ, и статьей 70 БК РФ, статьей 6 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» должна разрешится в пользу Федерального закона от 02.08.2009 г. 217-ФЗ, поскольку при равной юридической силе этих федеральных законов приоритет должен отдаваться акту, принятом позже и регулирующему специальные вопросы создания бюджетными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности.
Кроме того, «Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются данные высшие учебные заведения, часть прибыли хозяйственных обществ, полученная данными высшими учебными заведениями (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе». В то же время Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина РФ от 13.11.2008№ 128н [19], не предусмотрено составление и представление отдельного баланса, включающего отдельные показатели деятельности учреждения.
Обоснование данной позиции подтверждено и Конституционным Судом Российской Федерации, который указал, что «ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой» [20].
Любые возможные противоречия меж-
ду общими и специальными законами «должны устраняться в процессе правоприменения, так как Конституцией Российской Федерации не определены и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида» [21]. При этом «применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем установлено иное», а также «приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы» [22].
Также следует отметить, что Федеральный закон от 2.02. 2009 г. № 217-ФЗ позволяет вносить денежные средства и иное имущество бюджетных учреждений в уставной капитал хозяйственных обществ только в случае создания этих хозяйственных обществ. Возможности внесения денежных средств в уставной капитал созданного хозяйственного общества в качестве дополнительного вклада данный закон не предусматривает. Поэтому в отношении возможности распоряжения любого имущества денежными средствами, полученными от приносящей доход деятельности, отличающиеся от внесения вклада в уставной капитал хозяйственного общества при его создании, должны применяться нормы, действующие ранее законодательства, без учета положений Федерального закона от 02.02.2009 г. № 217-ФЗ).
В частности, действующее бюджетное законодательство предоставляет учреждениям право самостоятельного распоряжения соответствующими доходами и необходимость их учета на отдельном балансе,
а бюджетное законодательство оставляет неурегулированным до конца вопросы о порядке распоряжения бюджетными учреждениями самостоятельно заработанными денежными средствами.
Как нам видится этому вопросу должен быть посвящен федеральный закон, определяющий особенности использования бюджетными учреждениями средств от приносящей доход деятельности (части 10 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф3
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» [23].
До принятия специального закона действует временный порядок, согласно которому соответствующие средства бюджетных учреждений могут использоваться учреждениями на обеспечение своей деятельности на основании генерального раз-
решення, в котором указывается источники образования и направления указанных средств и устанавливающие из нормативные правовые акты Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации (муниципальные нормативные акты), положения устава бюджетного учреждения (пункт 3 части 11 статьи 5 указанного выше закона).
Поскольку приобретение дополнительных долей в уставном капитале хозяйственного общества, равно и как внесение дополнительного вклада в имущество хозяйственного общества не является использованием учреждением денежных средств на обеспечение своей собственной деятельности, в настоящее время отсутствуют правовые основания для получения генерального разрешения на расходования соответствующих денежных средств на цели внесения дополнительных вкладов в уставной капитал или в имущество хозяйственного общества.
Кроме того в статье 6 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» содержится прямой запрет федеральным бюджетным учреждениям направлять денежные средства, полученные от приносящей доход деятельности, на покупку ценных бумаг, к каковым относятся акции.
Таким образом, в настоящее время вузы не вправе расходовать денежные средства, полученные от приносящей доход деятельности, на приобретение дополнительных долей в уставном капитале (акций) хозяйственного общества, участником которого они являются, а также вносить их в качестве дополнительного вклада в имущество общества. При этом образовательные учреждения смогут осуществить реализацию права на результаты интеллектуальной собственности после внесения соответствующих изменений в их уставы и генеральные разрешения главных распорядителей бюджетных средств, которым они подведомственны.
1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., № 30, ст. 1797.
2. Приказ Минфина РФ от 1 сентября 2008 г.
№ 88н «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» // Российская газета от 8 октября 2008 г. № 210.
3. Отнюкова Г. Охрана и интересов государства при создании и использовании результатов научно-технической деятельности // Хозяйство и право. 2002. № 1.
4. Барышева Г. А. Интеллектуальный ресурс и вовлечение продукта науки в рыночный оборот: Дис. ... д-ра эконом. Наук. Томск, 2002.
5. Отчет по научно-исследователькой работе Уральского государственного технического университета - УПИ на тему: «Разработка
и реализация механизмов охраны объектов интеллектуальной собственности при коммерциализации научных разработок вуза Урала». Екатеринбург, 1999. С. 32 и след.
6. About it: Higher Educatio№ Policy: I№ter№atio№al Associatio№al of U№iversities. P., 2001 P. 34-36.
7. Lewis W. A. Eco№omic aspects of quality i№ educa-tio№. // Qualitative aspects of educatio№ pla№№i№g. U№ESCO - HEP. 2002. .P 87.
8. Высшие учебное заведение как субъект гражданского права. Дис. ... канд. Юрид. наук: 12.00.03. / Владыкина Т.А. - Екатеринбург, 2003. -179 с. С. 114.
9. Майер Г.В., Дунаевский Г.Е., Стегний В.Н. Указанная работа, с. 1010-103.
10. Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» // СЗ РФ от 3 августа 2009 г. № 31 ст. 3923.
11. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ Федерального «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская газета
от 29 августа 1996 г. № 164.
12. Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета от 10 августа 2001 г. № 153
13. Корюкин В.А. О собственности вуза на интеллектуальный результат // Вузовские вести. 2002. № 4. С.3-4. 14.
14. Журнал «Вестник образования», сентябрь 2009 г., № 18.
15. Инструкции по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» // Российская газета от 6 марта 2009 г. № 39.
16. Гражданский кодекс Российской Федерации // Российская газета от 8 декабря 1994 г. № 238-239.
17. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Российская газета от 12 августа 1998 г. № 153-154
18. Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» // Российская газета от 26 ноября 2008 г. № 242.
19. Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденная приказом Минфина РФ от 13.11.2008№ 128н // Российская газета от 24 декабря 2008 г. № 262
20. Пункт 3 мотивировочной части Определения Суда РФ от 05.11.1999 № 182-О // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2000 г., № 3.
21. Пункт 3 мотивировочной части Определения Суда РФ от 03.02.2000 г. № 22-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», 2000 г., № 3.
22. Пункт 2 мотивировочной части Определения Суда РФ от 05.10.2000 г. № 199-О // Журнал «Экспресс-Закон», февраль 2001 г., № 6.
23. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие
с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» // Российская газета от 28 апреля 2007 г. № 91.