УДК 378.1
Панаева Е.А., Ерёмина А.П.
Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия Е-mail: elganaeva@mail.ru ; verkoshantseva_n@mail.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА
Решение социокультурных и социоэкономических проблем долгосрочного характера, отвечающих новым вызовам времени, требует подготовки эффективного менеджера, способного достигать целей в условиях экономического кризиса, изменчивости внешней среды, комплексности инноваций. Поэтому актуализируется деятельностный подход в подготовке будущего менеджера, что, в свою очередь, диктует необходимость усиления практической направленности подготовки и обуславливает интеграцию ресурсов образовательных организаций, обеспечивающих качество проектирования и реализации образовательных программ. Эффективным средством профессиональной подготовки будущего менеджера (по направлению «Педагогическое образование») становится сетевая образовательная программа.
На основе анализа теоретических исследований и практического опыта реализации сетевых образовательных программ определены организационная, содержательная, технологическая доминанты в реализации программ подготовки будущего менеджера. В статье представлен опыт реализации модуля «Государственное и муниципальное управление» сетевой образовательной программы «Менеджмент в образовании» в Оренбургском государственном педагогическом университете. Стержнем модуля становится содержание производственной практики - практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (управленческой), реализуемой в логике деятельностного подхода в формате сетевого взаимодействия, совместно с муниципальным бюджетным учреждением «Центр психолого-педагогической, медицинской, методической и социальной помощи «Импульс-Центр» г.Оренбурга.
Использование возможностей реализации сетевой образовательной программы в профессиональной подготовке будущего менеджера (по направлению «Педагогическое образование») позволяет организационно, содержательно, технологически обеспечить образовательный процесс, направленный на подготовку эффективного менеджера.
Ключевые слова: качество образования, качество подготовки, подготовка будущего менеджера, профессиональная подготовка, управленческая практика, сетевая образовательная программа.
Высокий уровень профессионального становления, способность ставить задачи профессиональной деятельности, решать их в соответствии с имеющимся личным и профессиональным опытом, основанным на управленческих концепциях и достижениях, определяют сегодня требования к профессии менеджера в сфере образования. Принятие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» наполнило работу будущего менеджера направления подготовки «Педагогическое образование» новым содержанием, изменением подходов к управлению образованием, и соответственно новыми требованиями к качеству профессиональной подготовки. [11].
Профессиональной подготовке и вопросам оценки ее качества посвящены работы В.А. Болотова, Ю.В. Дроботенко, Е.Г. Матвиевской, И.Ю. Соколовой, И.И. Соколовой, Е.В. Писку-новой, А.П. Тряпициной [6], [8], [10], [14]. Методологические подходы подготовки руководителей исследуются Е.А. Ганаевой, И.А. Иваненко,
А.Г. Каспржаком, Э.Р. Саитбаевой. [5], [9], [12], [15].
Большинство современных исследований в области подготовки будущего менеджера направлены на поиск новых способов и средств повышения ее качества, среди которых нами выделена сетевая образовательная программа. Изучение актуальных документов среднесрочного и долгосрочного развития российского образования (стратегических направлений, форсайт-исследований, задач концепции модернизации педагогического образования) приводит нас к осознанию значимости реализации сетевых образовательных программ.
Сетевые модели в подготовке специалистов исследованы А.И. Адамским, Н.С. Бугровой, Н.Н.Давыдовой, Н.Н. Жуковицкой, Г. Можае-вой, А.А. Пинским, Л.В. Понер и др. [2], [7], [11]. Кроме того, формы трансграничного сотрудничества в странах Европейского союза описаны в исследовании [4]. Исследователи раскрыли содержание сетевого взаимодействия,
способы его формирования, модели сетевого взаимодействия образовательных организаций, направления подготовки кадров к сетевым коммуникациям.
Зарубежный опыт обоснования модели сетевой кооперации в подготовке управленцев в образовании представлен исследованиями Европейской сети исследований и подготовки управленцев в образовании (European Network for Research and Teaching in Education Management)0. Профессиональная подготовка в европейских моделях характеризуется направленностью программ на подготовку руководителей-лидеров, профессионализацией школьного руководства через Европейские и национальные рамки квалификаций [1], [3].
Анализ теоретических исследований и практического опыта реализации сетевых образовательных программ позволил нам определить организационную, содержательную и технологическую доминанты системы подготовки будущего менеджера в реализации сетевой образовательной программы. Остановимся на результатах проектирования и реализации модуля «Государственное и муниципальное управление» сетевой образовательной программы в подготовке будущего менеджера. Реализация модуля проводилась на базе ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (далее ОГПУ) совместно с НИУ «Высшая школа экономики» (далее НИУ ВШЭ) и МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской, методической и социальной помощи города Оренбурга «Импульс - Центр» (далее - Импульс-Центр).
Организационная доминанта системы подготовки будущего менеджера предполагает наличие нескольких участников реализации сетевой образовательной программы, и нормативное закрепление совместной деятельности в реализации программы, а именно: заключение договора, наличие образовательной программы разработанной и утвержденной несколькими организациями, согласие обучающегося (ст. 15 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Отличительной особенностью является смена подхода к процессу проектирования сетевой образовательной программы от «проектирования от дисциплин» к проектированию
«от результата», направленного на изменение способа реализации программы подготовки с акцентом на достижение измеримых результатов. Результат становится решением выявленной проблемы и сутью тех преобразований, который вносит субъект.
Организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых компетенций и качеств личности, необходимых для решения задач будущей профессиональной деятельности и саморазвития. Это достигается за счёт системной интеграции предметной (управленческой), психолого-педагогической, коммуникативной и методической подготовки, а также усиления практической направленности программы. Практика позволяет будущему профессионалу набрать достаточный опыт для выработки профессионального мышления, способности к принятию решений в новых ситуациях с помощью специально организованной рефлексии.
Проведение маркетингового исследования перед началом реализации программы, целью которого было изучение спроса на программу со стороны работодателя и определение образовательных потребностей магистрантов, выявило заинтересованность работодателя и дефицит управленческой практики в подготовке будущего менеджера, что сформулировано в образовательном заказе со стороны Управления образованием г.Оренбурга на разработку проектов в рамках реализации Программы развития Импульс-Центра. Таким образом, в реализацию модуля была включена управленческая практика, занявшая значимую часть учебной работы в подготовке будущего менеджера.
Содержательная доминанта системы подготовки будущего менеджера «потребовала» реализации модульного построения образовательной программы и управленческой практики как составной ее части.
В основе содержательных изменений лежит принцип избыточности: избыточности модулей, дисциплин, заданий, форм и методов текущей и промежуточной аттестации. Возможности одного коллектива всегда ограничены, избыточность дает возможность включения содержания, ориентированного на различные потребности менеджера, как личные, так и профессиональные. Так, возможность апробировать на выходе разные
Педагогические науки
формы выпускных квалификационных работ магистрантов (проектная или исследовательская работа) позволила определить итоговый продукт освоения модуля - защиту групповых проектов, разработанных магистрантами на практике.
Стержнем модуля стало содержание производственной практики - практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (управленческой), в основании которой лежат трудовые функции профессионального стандарта, профессиональные и дополнительные компетенции программы, в свою очередь определившие и наполняемость учебных дисциплин. Темы лекционных, семинарских и практических занятий «работали» на подготовку магистрантов к выполнению заданий практики.
Технологическая доминанта системы подготовки будущего менеджера заключена в выборе образовательных технологий реализации сетевых образовательных программ.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо одна из ведущих технологий [13], задействованных при изучении модуля «Государственное и муниципальное управление». Основными приемами, используемыми в изучении модуля стали: при проведении лекционных занятий - приемы «Ключевые фразы темы», «Вопросы, очерчивающие содержательное поле проблемы»; практических занятий - приемы «Понятийно-терминологическая карта», «Синквейн», «Кластер», «Денотантный граф»; при выполнении самостоятельных заданий - приемы «Кластер», «Денотантный граф». «Инсерт», «ЗХУ» и другие.
Сетевой формат реализации модуля определил использование технологий электронного обучения. Материалы курса были доступны в электронной информационной среде вуза (http:// moodle.ospu.su/), через которую было организовано он-лайн и офф-лайн взаимодействие с преподавателями модуля и экспертами. Они обеспечивали выбор заданий магистрантами, содержали критерии оценивания ответов. Для поиска необходимой информации магистранты чаще обращались поисковому сервису Google, выполняя задания для самостоятельной работы, магистранты использовали мессенджер Viber, как в общении друг с другом, так и с преподавателем.
В рамках реализации модуля апробировался деятельностный подход к организации и проведению практики, обеспечивающий «присвоение» смыслов управленческой деятельности, побуждал мотивацию к профессии.
Формат сетевого взаимодействия управленческой практики позволил использовать следующие формы ее организации: участие в единых методических днях муниципалитета; участие в качестве членов жюри конкурса «Педагогический дебют»; участие в работе стажерских площадок «Импульс-центра», в том числе - в рамках заседаний Школы молодого руководителя. Данные формы организации предложены в рамках инвариантной части программы практики, являющейся обязательной для всех обучающихся. Обучающиеся изучали ресурсную базу «Импульс-центра» с целью выявления стратегических зон для последующего проектирования. Магистрантам была предоставлена возможность посещения заседаний психологической службы города, заседаний методического объединения социальных педагогов, психолого-медико-педагогической комиссии города Оренбурга. Отметим, что задания предполагали формирование оценочного суждения магистрантов.
Вариативная составляющая программы управленческой практики предполагала сбор материалов и приобретение опыта деятельности в конкретном направлении работы организации, соответствующего личным и профессиональным запросам обучающихся. Например, при взаимодействии с «Импульс-Центром» магистранты анализировали его деятельность в рамках психолого-педагогического, методического или социального направления. Другая группа обучающихся принимала участие в разработке проектов программы развития ОГПУ 2016-2021.
В ходе выполнения программы практики и в рамках компетенций, формируемых в результате прохождения производственной практики, для выполнения заданий студентом-магистрантом использовались научно-исследовательские технологии.
Результатом работы групп стала проектная разработка и ее последующая защита. Процедура защиты творческого группового проекта включала мультимедийную презентацию с ар-
гументацией защищаемых идей. Темы проектов (Школа приемных родителей, Поддержка позитивной социализации детей, Одаренные дети, и проч.) были согласованы с работодателем (руководителем «Импульс-центра») и приняты им в дальнейшую разработку с последующей реализацией.
Таким образом, реализация практико-ориентированной модели сетевой образовательной программы подготовки будущего менедже-
ра отвечает современным запросам государства, работодателя, преподавателя и обучающихся. Сетевая образовательная программа, как продукт взаимодействия образовательных организаций на межрегиональном образовательном пространстве и внутри региона, со школами и организациями Оренбургской области, позволит подготовить конкурентоспособного и востребованного менеджера в сфере образования.
24.08.2017
Список литературы:
1. Andrej, Koren. Vodenje v vzgoji in izobrazevanju / Andrej Koren, Mateja Brejc. - 2014. - volume 12. - http://www.solazaravnatelje. si/ISSN/1581-8225/2014_s.pdf
2. Davydova, N.N. Management of a network interaction of educational organizations oriented to innovation development/ N.N. Davydova, E.M. Dorozhkin// Indian journal of science and technology. - 2016. - №29
3. Educational leaders as change agents: meeting an uncertain future/ Mualla Aksu, Ali Sabanci, & Türkan Aksu // Proceedings of the 21st Annual Conference of the European Network for Improving Research and Development in Educational Leadership and Management (ENIRDELM)/ - 2012. - https://www.researchgate.net/profile/Goekhan_Cantuerk/publication/286017862_Change_ vision_in_schools_School_leaders%27_role_towards_an_unknown_future/links/5665588708ae15e74634162a/Change-vision-in-schools-School-leaders-role-towards-an-unknown-future.pdf
4. Final Report "Delivering Education across Borders in the European Union" Authors: Uwe Brandenburg, Andrew McCoshan, Lukas Bischof, Anne Kreft, Ulrike Storost Leichsenring, Frederic Neuss, Britta Morzick, Sabine Noe Advisory Board: Peter Scott, Stamenka Uvalic-Trumbic, Hans de Wit Implementing Framework Service Contract EAC 02/2010 (lot 3) And Specific Contract EAC/2012/0152, European Union, 2013.
5. Kasprzhak, A.G. Decision-making styles of Russian school principals/ A.G. Kasprzhak, N.V.Bysik// Russian education and society . -2015. - 7. - p.590-613
6. Matviyevskaya, E. A system of pofessional development as educational basis to improve the standard of teacher's evaluation/ E. Matviyevskaya// Middle east journal of scientific research. - 2013. - 6. - p. 856-860
7. Mozhaeva, G. Network interaction in distance education: Analysis of Russian experience/ G. Mozhaeva// Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - 152. - p.1124-1127
8. Болотов В.А. Управление развитием образовательного учреждения через профессиональную подготовку его руководителя /
B.А. Болотов, С.С. Кравцов, И.Д. Чечель, С.А. Щенников, Н.П. Ростовцева //Управление образованием: теория и практика: сетевой научно-методический журнал Института управления образования РАО. - 2011. - Февраль. - №1[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iuorao.ru(дата обращения: 24.07.17).
9. Ганаева, Е.А. Проектирование индивидуальных образовательных стратегий профессионального развития руководителей образовательных организаций: культурно-антропологический подход/ Е.А. Ганаева, С.В. Масловская, А.П. Мальцев// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - №9. - С. 46-50
10. Дроботенко, Ю.Б. Изменения в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза: монография/ Ю.Б. Дробо-тенко. - Омск: ЛИТЕРА, 2015. - 170с.
11. Еремина, А.П. Сетевое взаимодействие региональных вузов как новая образовательная стратегия/ А.П. Ерёмина, Л.В. Меркулова // Письма в Эмиссия.Оффлайн ( The Emissia . Offline Letters): электронный научный журнал. - 2015. - № 10 - URL : http://www.emissia.org/offline/2015/2422.htm
12. Иваненко, И.А. Подготовка руководителей школ в условиях модернизации современного российского образования / И.А. Иваненко// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=14469 (дата обращения: 24.07.2017).
13. Ксенофонтова, А.Н. Технологическое обеспечение вузовского образования/ А.Н. Ксенофонтова//Современное общество и власть. - 2015. - № 4 (6). - С. 8.
14. Матвиевская, Е.Г. Подготовка руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования к эффективному управлению ресурсами: культурно-антропологический подход/Е.Г. Матвиевская, Е.А. Ганаева,
C.В. Масловская// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск. - №9. - 2016. - С. 78-83.
15. Саитбаева, Э.Р. Управленческая компетентность руководителей школ Оренбургской области/ Э.Р. Саитбаева, Д.В. Бочков// Современные проблемы науки и образования. - 2016. - 6. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27695142 (дата обращения 26.06.2017г.)
Сведения об авторах: Ганаева Елена Аркадьевна, заведующий кафедрой управления образованием Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор
Е-mail: elganaeva@mail.ru
Ерёмина Анастасия Павловна, старший преподаватель кафедры педагогики высшей школы института педагогики и психологии Оренбургского государственного педагогического университета
Е-mail: verkoshantseva_n@mail.ru
460014, г. Оренбург, ул. Советская д. 19