Научная статья на тему 'Реализация практико-ориентированной модели сетевой образовательной программы подготовки будущего менеджера'

Реализация практико-ориентированной модели сетевой образовательной программы подготовки будущего менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY OF PREPARATION / PREPARATION OF THE FUTURE MANAGER / PROFESSIONAL TRAINING / MANAGEMENT PRACTICE / NETWORK EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганаева Елена Аркадьевна, Ерёмина Анастасия Павловна

Решение социокультурных и социоэкономических проблем долгосрочного характера, отвечающих новым вызовам времени, требует подготовки эффективного менеджера, способного достигать целей в условиях экономического кризиса, изменчивости внешней среды, комплексности инноваций. Поэтому актуализируется деятельностный подход в подготовке будущего менеджера, что, в свою очередь, диктует необходимость усиления практической направленности подготовки и обуславливает интеграцию ресурсов образовательных организаций, обеспечивающих качество проектирования и реализации образовательных программ. Эффективным средством профессиональной подготовки будущего менеджера (по направлению «Педагогическое образование») становится сетевая образовательная программа. На основе анализа теоретических исследований и практического опыта реализации сетевых образовательных программ определены организационная, содержательная, технологическая доминанты в реализации программ подготовки будущего менеджера. В статье представлен опыт реализации модуля «Государственное и муниципальное управление» сетевой образовательной программы «Менеджмент в образовании» в Оренбургском государственном педагогическом университете. Стержнем модуля становится содержание производственной практики практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (управленческой), реализуемой в логике деятельностного подхода в формате сетевого взаимодействия, совместно с муниципальным бюджетным учреждением «Центр психолого-педагогической, медицинской, методической и социальной помощи «Импульс-Центр» г.Оренбурга. Использование возможностей реализации сетевой образовательной программы в профессиональной подготовке будущего менеджера (по направлению «Педагогическое образование») позволяет организационно, содержательно, технологически обеспечить образовательный процесс, направленный на подготовку эффективного менеджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганаева Елена Аркадьевна, Ерёмина Анастасия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The decision of the socio-cultural and socio-economic problems of a continuing nature, meet new challenges, requires the preparation of an effective Manager, able to achieve their goals in conditions of economic crisis, changes in the external environment, complexity of the innovation. So actualize activity approach in training of the future Manager, which in turn dictates the necessity of strengthening practical orientation of training and determine the integration of resources of educational institutions, ensuring the quality of design and implementation of educational programs. Effective means of professional training of a future Manager (in the direction “Pedagogical education”) becomes the network’s educational program. Based on the analysis of theoretical research and practical experience in the implementation of the network of educational programs defined organizational, informative, technological dominance in the implementation of training programs for the future manager. This leads to a change in the role of a manager in education, updating training model, theoretical, technological and resource support for the educational process. Network training program is the most important means of improving the quality of training of the future manager. The article describes the experience of the implementation of the module “State and municipal management” network of educational program “Management in Education” in the “Orenburg State Pedagogical University.” The core of the module becomes a content production practices practices of obtaining professional skills and professional experience (management), implemented in the logic of the activity approach in the form of networking, together with the municipal budgetary institutions “Center for psychological and educational, medical, methodical and social assistance” Pulsed center “Orenburg. The use of possibilities of realization of network educational programs in the professional training of a future Manager (in the direction “Pedagogical education”) allows organizational, informative, technologically, to provide the educational process aimed at training effective Manager.

Текст научной работы на тему «Реализация практико-ориентированной модели сетевой образовательной программы подготовки будущего менеджера»

УДК 378.1

Панаева Е.А., Ерёмина А.П.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия Е-mail: elganaeva@mail.ru ; verkoshantseva_n@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА

Решение социокультурных и социоэкономических проблем долгосрочного характера, отвечающих новым вызовам времени, требует подготовки эффективного менеджера, способного достигать целей в условиях экономического кризиса, изменчивости внешней среды, комплексности инноваций. Поэтому актуализируется деятельностный подход в подготовке будущего менеджера, что, в свою очередь, диктует необходимость усиления практической направленности подготовки и обуславливает интеграцию ресурсов образовательных организаций, обеспечивающих качество проектирования и реализации образовательных программ. Эффективным средством профессиональной подготовки будущего менеджера (по направлению «Педагогическое образование») становится сетевая образовательная программа.

На основе анализа теоретических исследований и практического опыта реализации сетевых образовательных программ определены организационная, содержательная, технологическая доминанты в реализации программ подготовки будущего менеджера. В статье представлен опыт реализации модуля «Государственное и муниципальное управление» сетевой образовательной программы «Менеджмент в образовании» в Оренбургском государственном педагогическом университете. Стержнем модуля становится содержание производственной практики - практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (управленческой), реализуемой в логике деятельностного подхода в формате сетевого взаимодействия, совместно с муниципальным бюджетным учреждением «Центр психолого-педагогической, медицинской, методической и социальной помощи «Импульс-Центр» г.Оренбурга.

Использование возможностей реализации сетевой образовательной программы в профессиональной подготовке будущего менеджера (по направлению «Педагогическое образование») позволяет организационно, содержательно, технологически обеспечить образовательный процесс, направленный на подготовку эффективного менеджера.

Ключевые слова: качество образования, качество подготовки, подготовка будущего менеджера, профессиональная подготовка, управленческая практика, сетевая образовательная программа.

Высокий уровень профессионального становления, способность ставить задачи профессиональной деятельности, решать их в соответствии с имеющимся личным и профессиональным опытом, основанным на управленческих концепциях и достижениях, определяют сегодня требования к профессии менеджера в сфере образования. Принятие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» наполнило работу будущего менеджера направления подготовки «Педагогическое образование» новым содержанием, изменением подходов к управлению образованием, и соответственно новыми требованиями к качеству профессиональной подготовки. [11].

Профессиональной подготовке и вопросам оценки ее качества посвящены работы В.А. Болотова, Ю.В. Дроботенко, Е.Г. Матвиевской, И.Ю. Соколовой, И.И. Соколовой, Е.В. Писку-новой, А.П. Тряпициной [6], [8], [10], [14]. Методологические подходы подготовки руководителей исследуются Е.А. Ганаевой, И.А. Иваненко,

А.Г. Каспржаком, Э.Р. Саитбаевой. [5], [9], [12], [15].

Большинство современных исследований в области подготовки будущего менеджера направлены на поиск новых способов и средств повышения ее качества, среди которых нами выделена сетевая образовательная программа. Изучение актуальных документов среднесрочного и долгосрочного развития российского образования (стратегических направлений, форсайт-исследований, задач концепции модернизации педагогического образования) приводит нас к осознанию значимости реализации сетевых образовательных программ.

Сетевые модели в подготовке специалистов исследованы А.И. Адамским, Н.С. Бугровой, Н.Н.Давыдовой, Н.Н. Жуковицкой, Г. Можае-вой, А.А. Пинским, Л.В. Понер и др. [2], [7], [11]. Кроме того, формы трансграничного сотрудничества в странах Европейского союза описаны в исследовании [4]. Исследователи раскрыли содержание сетевого взаимодействия,

способы его формирования, модели сетевого взаимодействия образовательных организаций, направления подготовки кадров к сетевым коммуникациям.

Зарубежный опыт обоснования модели сетевой кооперации в подготовке управленцев в образовании представлен исследованиями Европейской сети исследований и подготовки управленцев в образовании (European Network for Research and Teaching in Education Management)0. Профессиональная подготовка в европейских моделях характеризуется направленностью программ на подготовку руководителей-лидеров, профессионализацией школьного руководства через Европейские и национальные рамки квалификаций [1], [3].

Анализ теоретических исследований и практического опыта реализации сетевых образовательных программ позволил нам определить организационную, содержательную и технологическую доминанты системы подготовки будущего менеджера в реализации сетевой образовательной программы. Остановимся на результатах проектирования и реализации модуля «Государственное и муниципальное управление» сетевой образовательной программы в подготовке будущего менеджера. Реализация модуля проводилась на базе ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (далее ОГПУ) совместно с НИУ «Высшая школа экономики» (далее НИУ ВШЭ) и МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской, методической и социальной помощи города Оренбурга «Импульс - Центр» (далее - Импульс-Центр).

Организационная доминанта системы подготовки будущего менеджера предполагает наличие нескольких участников реализации сетевой образовательной программы, и нормативное закрепление совместной деятельности в реализации программы, а именно: заключение договора, наличие образовательной программы разработанной и утвержденной несколькими организациями, согласие обучающегося (ст. 15 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»).

Отличительной особенностью является смена подхода к процессу проектирования сетевой образовательной программы от «проектирования от дисциплин» к проектированию

«от результата», направленного на изменение способа реализации программы подготовки с акцентом на достижение измеримых результатов. Результат становится решением выявленной проблемы и сутью тех преобразований, который вносит субъект.

Организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых компетенций и качеств личности, необходимых для решения задач будущей профессиональной деятельности и саморазвития. Это достигается за счёт системной интеграции предметной (управленческой), психолого-педагогической, коммуникативной и методической подготовки, а также усиления практической направленности программы. Практика позволяет будущему профессионалу набрать достаточный опыт для выработки профессионального мышления, способности к принятию решений в новых ситуациях с помощью специально организованной рефлексии.

Проведение маркетингового исследования перед началом реализации программы, целью которого было изучение спроса на программу со стороны работодателя и определение образовательных потребностей магистрантов, выявило заинтересованность работодателя и дефицит управленческой практики в подготовке будущего менеджера, что сформулировано в образовательном заказе со стороны Управления образованием г.Оренбурга на разработку проектов в рамках реализации Программы развития Импульс-Центра. Таким образом, в реализацию модуля была включена управленческая практика, занявшая значимую часть учебной работы в подготовке будущего менеджера.

Содержательная доминанта системы подготовки будущего менеджера «потребовала» реализации модульного построения образовательной программы и управленческой практики как составной ее части.

В основе содержательных изменений лежит принцип избыточности: избыточности модулей, дисциплин, заданий, форм и методов текущей и промежуточной аттестации. Возможности одного коллектива всегда ограничены, избыточность дает возможность включения содержания, ориентированного на различные потребности менеджера, как личные, так и профессиональные. Так, возможность апробировать на выходе разные

Педагогические науки

формы выпускных квалификационных работ магистрантов (проектная или исследовательская работа) позволила определить итоговый продукт освоения модуля - защиту групповых проектов, разработанных магистрантами на практике.

Стержнем модуля стало содержание производственной практики - практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (управленческой), в основании которой лежат трудовые функции профессионального стандарта, профессиональные и дополнительные компетенции программы, в свою очередь определившие и наполняемость учебных дисциплин. Темы лекционных, семинарских и практических занятий «работали» на подготовку магистрантов к выполнению заданий практики.

Технологическая доминанта системы подготовки будущего менеджера заключена в выборе образовательных технологий реализации сетевых образовательных программ.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо одна из ведущих технологий [13], задействованных при изучении модуля «Государственное и муниципальное управление». Основными приемами, используемыми в изучении модуля стали: при проведении лекционных занятий - приемы «Ключевые фразы темы», «Вопросы, очерчивающие содержательное поле проблемы»; практических занятий - приемы «Понятийно-терминологическая карта», «Синквейн», «Кластер», «Денотантный граф»; при выполнении самостоятельных заданий - приемы «Кластер», «Денотантный граф». «Инсерт», «ЗХУ» и другие.

Сетевой формат реализации модуля определил использование технологий электронного обучения. Материалы курса были доступны в электронной информационной среде вуза (http:// moodle.ospu.su/), через которую было организовано он-лайн и офф-лайн взаимодействие с преподавателями модуля и экспертами. Они обеспечивали выбор заданий магистрантами, содержали критерии оценивания ответов. Для поиска необходимой информации магистранты чаще обращались поисковому сервису Google, выполняя задания для самостоятельной работы, магистранты использовали мессенджер Viber, как в общении друг с другом, так и с преподавателем.

В рамках реализации модуля апробировался деятельностный подход к организации и проведению практики, обеспечивающий «присвоение» смыслов управленческой деятельности, побуждал мотивацию к профессии.

Формат сетевого взаимодействия управленческой практики позволил использовать следующие формы ее организации: участие в единых методических днях муниципалитета; участие в качестве членов жюри конкурса «Педагогический дебют»; участие в работе стажерских площадок «Импульс-центра», в том числе - в рамках заседаний Школы молодого руководителя. Данные формы организации предложены в рамках инвариантной части программы практики, являющейся обязательной для всех обучающихся. Обучающиеся изучали ресурсную базу «Импульс-центра» с целью выявления стратегических зон для последующего проектирования. Магистрантам была предоставлена возможность посещения заседаний психологической службы города, заседаний методического объединения социальных педагогов, психолого-медико-педагогической комиссии города Оренбурга. Отметим, что задания предполагали формирование оценочного суждения магистрантов.

Вариативная составляющая программы управленческой практики предполагала сбор материалов и приобретение опыта деятельности в конкретном направлении работы организации, соответствующего личным и профессиональным запросам обучающихся. Например, при взаимодействии с «Импульс-Центром» магистранты анализировали его деятельность в рамках психолого-педагогического, методического или социального направления. Другая группа обучающихся принимала участие в разработке проектов программы развития ОГПУ 2016-2021.

В ходе выполнения программы практики и в рамках компетенций, формируемых в результате прохождения производственной практики, для выполнения заданий студентом-магистрантом использовались научно-исследовательские технологии.

Результатом работы групп стала проектная разработка и ее последующая защита. Процедура защиты творческого группового проекта включала мультимедийную презентацию с ар-

гументацией защищаемых идей. Темы проектов (Школа приемных родителей, Поддержка позитивной социализации детей, Одаренные дети, и проч.) были согласованы с работодателем (руководителем «Импульс-центра») и приняты им в дальнейшую разработку с последующей реализацией.

Таким образом, реализация практико-ориентированной модели сетевой образовательной программы подготовки будущего менедже-

ра отвечает современным запросам государства, работодателя, преподавателя и обучающихся. Сетевая образовательная программа, как продукт взаимодействия образовательных организаций на межрегиональном образовательном пространстве и внутри региона, со школами и организациями Оренбургской области, позволит подготовить конкурентоспособного и востребованного менеджера в сфере образования.

24.08.2017

Список литературы:

1. Andrej, Koren. Vodenje v vzgoji in izobrazevanju / Andrej Koren, Mateja Brejc. - 2014. - volume 12. - http://www.solazaravnatelje. si/ISSN/1581-8225/2014_s.pdf

2. Davydova, N.N. Management of a network interaction of educational organizations oriented to innovation development/ N.N. Davydova, E.M. Dorozhkin// Indian journal of science and technology. - 2016. - №29

3. Educational leaders as change agents: meeting an uncertain future/ Mualla Aksu, Ali Sabanci, & Türkan Aksu // Proceedings of the 21st Annual Conference of the European Network for Improving Research and Development in Educational Leadership and Management (ENIRDELM)/ - 2012. - https://www.researchgate.net/profile/Goekhan_Cantuerk/publication/286017862_Change_ vision_in_schools_School_leaders%27_role_towards_an_unknown_future/links/5665588708ae15e74634162a/Change-vision-in-schools-School-leaders-role-towards-an-unknown-future.pdf

4. Final Report "Delivering Education across Borders in the European Union" Authors: Uwe Brandenburg, Andrew McCoshan, Lukas Bischof, Anne Kreft, Ulrike Storost Leichsenring, Frederic Neuss, Britta Morzick, Sabine Noe Advisory Board: Peter Scott, Stamenka Uvalic-Trumbic, Hans de Wit Implementing Framework Service Contract EAC 02/2010 (lot 3) And Specific Contract EAC/2012/0152, European Union, 2013.

5. Kasprzhak, A.G. Decision-making styles of Russian school principals/ A.G. Kasprzhak, N.V.Bysik// Russian education and society . -2015. - 7. - p.590-613

6. Matviyevskaya, E. A system of pofessional development as educational basis to improve the standard of teacher's evaluation/ E. Matviyevskaya// Middle east journal of scientific research. - 2013. - 6. - p. 856-860

7. Mozhaeva, G. Network interaction in distance education: Analysis of Russian experience/ G. Mozhaeva// Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - 152. - p.1124-1127

8. Болотов В.А. Управление развитием образовательного учреждения через профессиональную подготовку его руководителя /

B.А. Болотов, С.С. Кравцов, И.Д. Чечель, С.А. Щенников, Н.П. Ростовцева //Управление образованием: теория и практика: сетевой научно-методический журнал Института управления образования РАО. - 2011. - Февраль. - №1[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iuorao.ru(дата обращения: 24.07.17).

9. Ганаева, Е.А. Проектирование индивидуальных образовательных стратегий профессионального развития руководителей образовательных организаций: культурно-антропологический подход/ Е.А. Ганаева, С.В. Масловская, А.П. Мальцев// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - №9. - С. 46-50

10. Дроботенко, Ю.Б. Изменения в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза: монография/ Ю.Б. Дробо-тенко. - Омск: ЛИТЕРА, 2015. - 170с.

11. Еремина, А.П. Сетевое взаимодействие региональных вузов как новая образовательная стратегия/ А.П. Ерёмина, Л.В. Меркулова // Письма в Эмиссия.Оффлайн ( The Emissia . Offline Letters): электронный научный журнал. - 2015. - № 10 - URL : http://www.emissia.org/offline/2015/2422.htm

12. Иваненко, И.А. Подготовка руководителей школ в условиях модернизации современного российского образования / И.А. Иваненко// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=14469 (дата обращения: 24.07.2017).

13. Ксенофонтова, А.Н. Технологическое обеспечение вузовского образования/ А.Н. Ксенофонтова//Современное общество и власть. - 2015. - № 4 (6). - С. 8.

14. Матвиевская, Е.Г. Подготовка руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования к эффективному управлению ресурсами: культурно-антропологический подход/Е.Г. Матвиевская, Е.А. Ганаева,

C.В. Масловская// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск. - №9. - 2016. - С. 78-83.

15. Саитбаева, Э.Р. Управленческая компетентность руководителей школ Оренбургской области/ Э.Р. Саитбаева, Д.В. Бочков// Современные проблемы науки и образования. - 2016. - 6. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27695142 (дата обращения 26.06.2017г.)

Сведения об авторах: Ганаева Елена Аркадьевна, заведующий кафедрой управления образованием Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор

Е-mail: elganaeva@mail.ru

Ерёмина Анастасия Павловна, старший преподаватель кафедры педагогики высшей школы института педагогики и психологии Оренбургского государственного педагогического университета

Е-mail: verkoshantseva_n@mail.ru

460014, г. Оренбург, ул. Советская д. 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.