Гуманитарные исследования. История и филология. 2024. № 16. С. 71-81. Humanitarian Studies. History and Philology. 2024. No. 16. P. 71-81.
Научная статья УДК 81 '23
doi: 10.24412/2713 -0231 -2024-16-71 -81
РЕАЛИЗАЦИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕМОНСТРАТИВНОСТИ В ПЕРСОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ
Ирина Александровна Тисленкова
Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается коммуникативная актуализация отрицательной демонстративности в повседневном общении. Целью исследования является определение понятия отрицательной коммуникативной демонстративности, выявление вербальных и невербальных средств её выражения и описание её функций в персональном дискурсе. В работе используются междисциплинарный подход и метод психолингвистического анализа речевой продукции говорящийх. Материалом для анализа послужили высказывания участников телевизионных интервью, блогеров TikTok и Youtube и героев телесериалов. В результате исследования устанавливается, что отрицательная коммуникативная демонстративность является коммуникативной тональностью, характеризующаяся преувеличенным негативным представлением себя, акцентированностью доминирующей деструктивной эмоции, выражаемых средствами семиотической полимодальности. Подчёркивается, что в ситуации социальной фрустрации данная тональная разновидность используется для негативной самоподачи с целью конструирования альтернативной личной уникальности и привлечения к ней внимания, объяснения причины социальной несостоятельности, компенсации кризиса нереализованности и дезадаптации. При личностной фрустрации отрицательная коммуникативная демонстративность выполняет функцию катарсиса, при проблемной - функцию рефлективной самоинтерпретации. Языковыми средствами выражения отрицательной коммуникативной демонстративности, которыми продуцент речи характеризует себя являются: речевые стратегии самостигматизации, конфронтации, акцентированного преувеличения; гипербола, гиперболизированные и субстандартные тропы с негативной коннотацией, лексический повтор отрицательных частиц «не», «нет», отрицательно-оценочных лексем, отрицательные местоимения, абстрактные существительные с негативной коннотацией, метафора с уничижительным значением, антитеза, клишированные фразы, эмотивный синтаксис, частое употребление местоимения «я» и модального глагола «хотеть». Неязыковые единицы реализации отрицательной демонстративной тональности включают демонстративный образ, демонстративное действие, демонстративный объект, демонстративную идею, демонстративную просодику, чрезмерную жестикуляцию и гипертрофированную мимику.
Ключевые слова: дискурс, отрицательная демонстративная тональность, коммуникативная тональность, самостигматизация, гиперболические тропы
Для цитирования: Тисленкова И. А. Реализация отрицательной коммуникативной демонстративности в персональном дискурсе // Гуманитарные исследования. История и филология. 2024. № 16. С. 71-81. https://doi.org/10.24412/2713-0231-2024-16-71-81
Original article
IMPLEMENTATION OF NEGATIVE COMMUNICATIVE DEMONSTRATIVENESS IN PERSONAL DISCOURSE
Irina A. Tislenkova
Volgograd State Technical University,Volgograd, Russia, [email protected]
© Тисленкова И. А., 2024
Abstract. The article discusses the communicative actualization of negative demonstrativeness in everyday communication. The purpose of the study is to define the concept of negative communicative demonstrativeness, to identify verbal and non-verbal means of its expression and to describe its functions in personal discourse. The work uses an interdisciplinary approach and a method of psycholinguistic analysis of the speaker's speech output. The material for the analysis was the statements of participants in television interviews, TikTok and Youtube bloggers and characters of TV series. As a result of the study, it is established that negative communicative demonstrativeness is a communicative tonality characterized by an exaggerated negative representation of self, accentuation of the dominant destructive emotion expressed by means of semiotic polymodality. It is emphasized that in the situation of social frustration, this tonal variety is used for negative self-presentation in order to construct an alternative personal uniqueness and attract attention to it, explain the causes of social insolvency, compensate for the crisis of unrealization and maladaptation. In the situation of personal frustration, negative communicative demonstrativeness performs the function of catharsis, in problematic - the function of reflexive self-interpretation. The linguistic means of expressing negative communicative demonstrativeness, with which the speech producer characterizes himself are: speech strategies of self-stigmatization, confrontation, accentuated exaggeration; hyperbole, hyperbolized and substandard tropes with negative connotation, reiteration of negative particles «not», «no», negative evaluative lexemes, negative pronouns, abstract nouns with negative connotation, metaphor with pejorative meaning, antithesis, cliched phrases, emotive syntax, frequent use of the pronoun «I» and the modal verb «want». Non-linguistic units to realize the negative demonstrative tonality include demonstrative image, demonstrative action, demonstrative object, demonstrative idea, demonstrative prosody, excessive gesticulation and hypertrophied facial expressions.
Keywords: discourse, negative demonstrative tonality, communicative tonality, self-stigmatization, hyperbolic tropes
For citation: Tislenkova I. A. Implementation of negative communicative demonstrativeness in personal discourse. Humanitarian Studies. History and Philology. 2024;16:71-81. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2713-0231-2024-16-71-81
Введение
Для человека информационной эпохи обыденной реальностью является растущее давление социальных преобразований, приводящих к трудности осуществления в постоянно изменяющихся условиях своей положительной социальной роли, соответствующей его инвариантным биопсихологическим возможностям [Фрик 2020: 258]. Перманентная гонка за соответствием высоким стандартам социума и подтверждение достигнутого стали ведущими характеристиками повседневной жизни.
Процессы глобализации и цифровизации повлекли за собой выход этносов из культурной обособленности, интеграцию и унификацию, отрыв от морали родной культуры, рост свободы и открытости социокультурной сферы и, как следствие, модификацию поведенческих паттернов людей, поставив под сомнение ранее существовавшие незыблемые сценарии, механизмы и нормы взаимодействия [Круглов, Никифорова, Никифоров 2020]. В связи с тем, что опосредованная коммуникация заняла большую часть социальной интеракции, исчезла необходимость эмпатии, учета чужой точки зрения, достоверности, а на первый план вышло открытое удовлетворение психологических потребностей эго и обозначение идентичности средствами явной коммуникативной демонстративности [Hart et al. 2023; Карасик, Слышкин 2021].
Люди постоянно пытаются вписаться в эталон успешности, подразумевающий высокий уровень материального благосостояния, изобилие, комфорт, статусное потребление и престижные развлечения, а также доказать свое превосходство над окружающими. Однако это удается лишь 1.10 % населения принадлежащему к состоятельному слою, в то время, как 90.0 % живут в бедности и не имеют такой возможности [Богатые и бедные в России 2023, www]. Возникающая при этом фрустрация, находит своё выражение в отрицательной демонстративности, когда интернализованная стигма используется в качестве компенсирующего коммуникативного демонстратива. Сегодня практически каждый человек балансирует на грани дезадаптации и периферийности, что находит отражение в негативной модальности его речи [Джураев 2023: 59]. Помимо социальной неудовлетворенности, отрицательная демонстративная тональность отражает и личностную фрустрацию, возникающую на определённых этапах жизни человека.
Пандемически распространяющуюся демонстративную тональность связывают с произвольной акцентированной публичной самоманифестацией и преданием огласке обстоятельств личной жизни [Рерке, Салахова, Бубнова 2023; Кириллова, Зубанова, Синецкий 2019]. Многие исследователи подчеркивают неформальный, протестный характер самовыражения, усиленный противостоянием традиционным социальным воззрениям в связи с тем, что в информационном обществе одобряется образ человека без предрассудков, бунтаря и нонконформиста [Грушевская 2021; Дубских 2019]. Цифровое общество провозглашает ориентацию на то, что нравится и отсутствие страха отторжения [Хуснутдинова, Поскакалова 2023: 128]. Повсеместно приветствуется оригинальность, своеобразие и эпатаж [Синельникова 2009]. Интернет-блогеры призывают выражать свою индивидуальность, не притворяясь и не скрывая своих мыслей, даже если это противоречит нормам. Например,
(1) Буду собой. Кто-то будет любить. Не будет - да пошли они! Вот и все [Моргенштерн peaky.crystal 2021].
(2) Никогда не бойтесь быть собой, оригинал всегда дороже копии ... [Никогда не бойтесь быть собой 2023, www].
(3) Не бойся выглядеть так, как ты хочешь [Не бойся выглядеть так, как ты хочешь 2023, www].
Конфиденциальность личной информации меняется на свою противоположность средствами СМИ и социальных сетей. Коммуникативная демонстративность может быть направлена на себя и на адресата в зависимости от мотивов говорящего [Krämer, Winter 2008]. То есть, она облекается в форму нарративной или манипулятивной демонстративной тональности. В настоящее время коммуниканты прибегают к разным видам коммуникативной демонстративности для поддержания необходимой им идентичности [Leary 2019; Тисленкова 2021; Тисленкова 2022]. Однако, отрицательная разновидность демонстративной тональности персонального дискурса остается неизученной.
Цель исследования - раскрыть понятие отрицательной коммуникативной демонстративности, выявить средства её выражения и функции в персональном дискурсе. Методы исследования. В процессе работы использовались междисциплинарный подход и метод психолингвистического анализа речевой продукции коммуникантов. Материалом для выявления языковых и неязыковых средств актуализации отрицательной коммуникативной демонстративности стали высказывания участников телевизионных интервью, блогеров TikTok и Youtube и героев телесериалов 1979, 2014-2023 гг.
Основная часть
Понятие коммуникативной демонстративности
Демонстративная тональность речи является неотъемлемой характеристикой ежедневного взаимодействия, в котором она играет ведущую роль в формировании образа говорящего. Демонстративность представляет собой коммуникативную тональность, определяющую специфику процесса речевого взаимодействия и служащую механизмом самопрезентации и манипуляции чувствами адресата. Данная тональность характеризуется преувеличением говорящим своего доминирования, подчеркиванием преобладающей эмоции с помощью средств семиотической полимодальности [Тисленкова 2024]. Коммуникативная демонстративная тональность функционирует в личностно- и статусно-ориентированном общении [Лисенкова 2020]. Разные научные парадигмы представляют «демонстративность», связывая её с понятиями, составляющими ядро рассматриваемой коммуникативной категории, организованной по принципу бинарной оппозиции: самопрезентация (явная или скрытая), акцентированность (положительная или отрицательная) и преувеличение (произвольное или непроизвольное) [Идеографический словарь 2018; Словарь русских синонимов 1999]. Коммуникативная демонстративность обладает такими конститутивными признаками, как интенциональность, детерминированная социальными потребностями и
интересами говорящего; интерпретативность, подразумевающая множество возможных вариантов толкования; эмоциональность и оценочность [Большой психологический словарь 2009]. Маркерами демонстративной тональности выступают просодические средства, которые позволяют коммуниканту правильно понимать, в какой атмосфере протекает общение, включая его в реальный контекст социальной коммуникации: тон, мелодика, интонация: по способу представления реципиенту и адресатной реакции, могут выделяются явный и скрытый виды демонстративности.
Рассмотрим отрицательную разновидность демонстративной тональности с целью выявления её основных признаков и способов выражения в персональном дискурсе.
Отрицательная коммуникативная демонстративность
Психологи отмечают, что человек проявляет себя во внешнем мире через самораскрытие. В бытовом и бытийном разновидностях персонального дискурса говорящий транслирует направленность своей личности, в которую входят самооценка, черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение, идеалы, интересы, желания, влечения и склонности [Едамова 2023]. Коммуникативная демонстративность выступает механизмом семиотизации личности, отражая внутреннее переживание самоценности продуцента речи [Серебренникова 2023]. Отрицательная демонстративность - эмоционально-стилевая форма коммуникации, характеризующаяся представлением своего негативного образа, преувеличением его значимого качества, акцентированностью доминирующей деструктивной эмоции, выражаемых средствами семиотической полимодальности.
В ситуации фрустрирующего воздействия общества у людей значительно уменьшается самоценность «Я» и замещается на её субституты [Гудзовская., Добрынина, Мышкина 2023]. Отрицательная коммуникативная демонстративность находит выражение в актах информационной аутоагрессии, когда продуценты публикуют в социальных сетях и СМИ унижающий самих себя контент с целью создания личной уникальности, привлечения к ней внимания и снятия с себя ответственности за социальную несостоятельность [Яцухно 2023]. Демонстративами могут выступать действия, явления, предметы, понятия, слова, тексты, изображения, звуки, так как они имеют символическое значение и используются человеком для утверждения себя в отношениях с другими, обозначения своего статуса, приверженности определенным символическим структурам [Левада 2001: 8]. Чаще всего коммуниканты самовыражаются через демонстрацию следующих стигм: модификации тела и гендера, токсикоманической зависимости, инфантильности, гипертрофированных эмоциональных всплесков, девиантного поведения и психческого заболевания. Самостигматизация рассматривается как патологическая форма адаптации и используется коммуникантами с целью манипуляции [Svetlichnaya, Voronov, Smirnova 2023].
Основным аспектом отрицательной демонстративности является акцентированное выделение своих недостатков в таких ситуациях общения, как: встречи и мероприятия, онлайн-среда и бытовая коммуникация. Речевые жанры включают самопрезентацию, автобиографический рассказ, интервью, публикации в блогах (посты, комментарии, сторис, хештеги, инфографика, ревью и рекомендации) [Уварова, Нарзиева 2022; Мансурова 2022]. Например,
(1) Я люблю краску под кожей. Она меня вдохновляет рисовать <...>. Чувствуешь, что ты освободился от какого-то бремени (2.28-2.33 мин, 4.20-4.24 мин) [Страшная красота 2021, www].
В примере (1) средством выражения отрицательной демонстративности является устрашающий рисунок на голове говорящего, отсутствие ушных раковин и носа. 35-летний коммуникант позиционирует себя художником своего тела и отстаивает свободу самовыражения. В то же время экстремальная модификация внешности используется продуцентом для дистанцирования от окружающих и компенсации социальной нереализованности.
(2) Меня зовут Яна. Кто меня называет старым именем - те идут в бан! (8.036-8.41 мин) [Я - женщина 2022, www].
В интервью (2) блогер Андрей Петров прибегает к отрицательной демонстративной тональности, реализуемой визуальным представлением себя в качестве лица противоположного пола, призванной ошеломить адресата. Посредством демонстративного образа (женское платье, длинные волосы, маникюр, макияж «смоуки айз» и татуировка Barbie на груди) коммуникант показывает себя особенной личностью, достойной принятия и уважения. Языковыми демонстративами являются томный голос, преувеличение, восклицательный характер предложения, модифицированный фразеологизм «идти в бан», выражающий пренебрежение к несогласным с его жизненной позицией людям. Демонстративная тональность является способом коррекции неопределенного положения в обществе, порожденного отсутствием стандартных к 26-летнему возрасту достижений.
(3) Я большая страшная панда. Только меня никто не боится (7.30-7.32 мин) [Фурри прогулка в Сокольниках 2023, www].
В высказывании молодого человека (3) негативная коммуникативная демонстративность актуализирована с помощью демонстративного образа (костюм животного ярко оранжевого и розового цветов, включающий перчатки с когтями), демонстративного действия - ролевого девиантного поведения и языкового демонстратива, выраженного гиперболизированным отрицательным эпитетом (большая страшная панда), призванным скрыть недостаточное признание в обществе, одиночество и неадекватную самооценку.
(4) Вот ты говоришь - я похудел. (вдруг громко кричит) Да потому что тогда я весил 100 килограмм - свинья поганая, а сейчас более-менее чуть-чуть постройнел!!! (1.41-1.49 мин) [Истерика Гогена на съемке 2023, www].
Гоген Солнцев употребляет отрицательную демонстративность, объективированную в демонстративном действии (немотивированной эксплозии), просодических демонстративах (громкая речь с напором, высокий тембр голоса), чрезмерной жестикуляции, которыми он принуждает реципиента считаться с собой. Среди языковых средств выделяются гипербола, выраженная интенсифицирующими наречиями «более-менее», «чуть-чуть», антитеза (тогда-сейчас), инверсия, субстандартная метафора, которыми говорящий описывает себя, как человека, подверженного слабостям. Отрицательная коммуникативная демонстративность маскирует профессиональную невостребованность, невозможность творческой реализации традиционным путем в театре и кино.
(5) Проведите меня к немууу! <...> Бог - это ты! Бог - это я! Мы все едины! <...> Джигурда - гений. Гений! Ему все можно (0.19-0.22 мин, 0.28-0.38 мин) [Джигурда 2022, www].
В примере (5) 62-летний артист использует совокупность демонстративов отрицательной коммуникативной тональности. Демонстративное действие заключается в перформансе, эпатажных высказываниях (Бог - это я! Джигурда - гений) и непредсказуемом поведении, сопровождаемом эмоциональной расторможенностью, активной жестикуляцией и гипертрофированной мимикой. Демонстративный образ включает молодежную чёрную байкерскую одежду, татуировки, металлические кольца и украшения, длинные волосы, в то время как демонстративная просодика образуется хрипотой, рычанием. Отрицательная демонстративная тональность речи формирует имидж дерзкого самоуверенного человека и скрывает отсутствие успеха в шоу-бизнесе.
(6) Это было в январе этого года. Мне поставили шизу. Он сказал мне, что только в стационар надо ложиться, что только такое лечение (1.01.26-1.02.49 мин) [Сплитика 2023, www].
Треш-стример Сплитика (6) строит свою коммуникацию исключительно на отрицательной демонстративной тональности, совершая унизительные действия над собой в прямом эфире. Негативными демонстративами являются демонстративный образ зомби с агрессивным макияжем, чёрной мешковатой одеждой и православным нательным крестом на
шнурке; демонстративное действие, состоящее в публичном озвучивании своего несуществующего психиатрического диагноза (Мне поставили шизу); демонстративная идея саморазрушения. Тональность маскирует подростковую дезадаптацию.
Отрицательная демонстративность как проявление личностной фрустрации обнаруживается в речи говорящих в период нормативных кризов развития. Так, старший возраст является основанием для конфликта поколений, возникающего вследствие понижения социального статуса пожилых коммуникантов, утраты доминирующего положения в семейной иерархии. Конфликтный характер общения зрелого человека с молодежью предопределяет функционирование отрицательной демонстративной тональности в их речи. Например,
(7) Пожилой отец (взрослому сыну): В этом доме ты единственный, кто не имеет права на выражение собственного мнения. Я в последний раз говорю: если Марианна в этом доме, значит, я так хочу. Единственный, кто здесь командует - это я [Богатые тоже плачут 1979, www].
В примере (7) негативная коммуникативная демонстративность реализуется речевой статегией конфронтации, менторским тоном, частым употреблением местоимения «я», инверсией, акцентированным преувеличением (я в последний раз говорю, единственный), условным предложением и модальным глаголом «хотеть», которая помогает отцу искусственно удерживать свой авторитет в семейных отношениях. Демонстративная тональность здесь выполняет компенсирующую функцию.
(8) Я ничего не хочу. Это самое безумное и самое страшное, что можно сказать в таком месте, как Америка. У меня нет амбиций. На самом деле нет. (5.38-5.49 мин) [Джим Керри лучшая мотивация 2019, www].
В речи 61-летнего коммуниканта (8) негативная коммуникативная демонстративность, актуализируемая отрицательным местоимением «ничего», лексическим повтором отрицательных частиц «не», «нет» и гиперболизированными отрицательными эпитетами (самое безумное и самое страшное), описывает образ человека кризисного периода поздней зрелости, его переживание, связанное с отходом от дел, пассивностью, отсутствием желания продолжить профессиональную самореализацию и выполняет функцию катарсиса. Кризис поздней юности сопряжен с противоречивой самооценкой и поиском самоценности. Например,
(9) Я - конченое ничтожество. Я - никчемная тварь. <...> Но я красив в этом. Я уникален, и в этом моя суть. И в этом моё место. Да! (бьет себя в грудь) Я такой, какой я есть! И я восхищаюсь собой, хоть сам - ничтожество и конченый навозный червяк. (0.200.47 мин) [Идущий к Реке 2019].
В монологе (9) демонстративная тональность реализуется в употреблении отрицательных гиперболических эпитетов (конченый, никчемный), абстрактных существительных с негативной коннотацией (ничтожество, тварь), метафоры с уничижительным значением (навозный червяк), антитезы, клишированной фразы (Я такой, какой я есть!). Данное тональное средство создает у реципиента портрет юноши-максималиста неуверенного в себе и не обладающего устойчивым самосознанием и идентичностью.
Отрицательная демонстративная тональность как результат проблемной фрустрации находит отражение в автореферентном критическом дискурсе в ситуации невозможности решения проблемы. Индивид высказывает отрицательную оценку своей личности, поступков, промахов или мыслей. Например,
(10) Я - негодяй. Ненавидьте меня: я - подлец! Я - подонок. Я все проиграл. Всё! Все, что мог бы отдать детям. (0.09-00.24 мин) [Осторожно. Модерн 2014, www].
В примере (10) лексическими демонстративами выступают повторяющиеся отрицательно-оценочные лексемы, с помощью которых молодой человек осуждает своё пристрастие к азартным играм. Отрицательная коммуникативная демонстративность выполняет функцию рефлективной самоинтерпретации себя.
Заключение
Таким образом, отрицательная коммуникативная демонстративность является коммуникативной тональностью, характеризующаяся преувеличенным негативным представлением себя, акцентированностью доминирующей деструктивной эмоции, выражаемых средствами семиотической полимодальности.
В ситуации социальной фрустрации данная тональная разновидность используется для негативной самоподачи с целью конструирования альтернативной личной уникальности и привлечения к ней внимания, объяснения причины социальной несостоятельности, компенсации кризиса нереализованности и дезадаптации. При личностной фрустрации отрицательная коммуникативная демонстративность выполняет функцию катарсиса, при проблемной - функцию рефлективной самоинтерпретации. Языковыми средствами выражения отрицательной коммуникативной демонстративности, которыми продуцент речи характеризует себя являются: 1) речевые стратегии самостигматизации, конфронтации, акцентированного преувеличения; 2) гипербола, гиперболизированные и субстандартные тропы с негативной коннотацией, лексический повтор отрицательных частиц «не», «нет», отрицательно-оценочных лексем, отрицательные местоимения, абстрактные существительные с негативной коннотацией, метафора с уничижительным значением, антитеза, клишированные фразы, эмотивный синтаксис, частое употребление местоимения «я» и модального глагола «хотеть».
Неязыковые единицы реализации отрицательной демонстративной тональности включают демонстративный образ, демонстративное действие, демонстративный объект, демонстративную идею, демонстративную просодику (изменение тембра и тона голоса, вокализация), чрезмерную жестикуляцию, гипертрофированную мимику.
Список литературы
1. Богатые и бедные в России. Росстат. URL: https://sun967.userapi.com/impg/GYK2MDgPFeGZ7xlrcIHECuTeqTQlPfxjReKeWA/uhhJyK7nyTs.jpg?siz e=581x313&quality=96&sign=fa38a45453b6eb31094ea7a91282b37e&type=album (дата обращения: 19.05.2024).
2. Богатые тоже плачут [Видеозапись фильма] / Реж. К. Перес, П. Васкес, Л. Мансо. Televisa, 1979 г. (дата обращения: 19.05.2024).
3. Большой психологический словарь / под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. 4-е изд., расш. М. : АСТ; СПб. : Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.
4. Грушевская В. Ю. Особенности самопрезентации в видеоблогах, популярных в молодежной среде // Бренное и вечное: мифология цифровой цивилизации : материалы межд. научной конф. Великий Новгород : Изд-во «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», 2021. С. 202-210.
5. Гудзовская А. А., Добрынина Е. И., Мышкина М. С. Социальная идентичность как контекст креативности в ситуации фрустрации // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14. №. 2. С.193-210.
6. Джигурда: «Меня родители спрятали от КГБшной дурки в гражданской дурке» // Легенда. 15.06.2022. URL: https://yandex.ru/ (дата обращения: 19.05.2024).
7. Джим Керри лучшая мотивация / Эта речь взорвала интернет. URL: https://www.youtube.com/watch?v=R_xkCc9SKkI (дата обращения: 19.05.2024).
8. Джураев Д. Маргинализация современной молодежи в контексте социальных изменений // Евразийский журнал социальных наук, философии и культуры. 2023. Т. 3. №. 1 (2). С. 58-66.
9. Дубских А. И. Интернет-пространство как сфера реализации отрицательной самопрезентации юмористическими средствами // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. №. 2 (199). С. 14-20.
10. Едамова А. Ю. Аутентичные отношения: обзор зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12. №. 1. С. 109-118.
11. Идеографический словарь русской социальной лексики: общество и человек / под ред. Леонтьевой Т. В. Екатеринбург : Ажур, 2018. 554 с.
12. Идущий к Реке. Монолог. 05.05.2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XEw0iNSQKk8 (дата обращения: 19.05.2024).
13. Истерика Гогена на съемке! Гоген Солнцев, смешные моменты 2022. 28.10.2022. URL: https://www.youtube.com/watch?v=iqRBDlOzVps (дата обращения: 19.05.2024).
14. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Тенденции развития современного дискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 1. С. 14-31.
15. Кириллова Н. Б., Зубанова Л. Б., Синецкий С. Б. и др. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования : монография. Екатеринбург : Уральское отделение НОКО, 2019. 290 с.
16. Круглов В. В., Никифорова В. Д., Никифоров А. А. Цифровизация как инструмент планетарной глобализации // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2020. №. 1. С. 49-54.
17. Левада Ю. А. Люди и символы символические структуры в общественном мнении. Заметки для размышления // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. №. 6. С. 7-13.
18. Лисенкова А. А. Трансформация идентичности в цифровую эпоху // Вопросы философии. 2020. №. 3. С. 65-74.
19. Мансурова Г. Р. Особенности я-концепции личности, проявляющиеся в интернет-коммуникации // Ученый XXI века. 2022. №. 5-1 (86). С. 52-54.
20. Моргенштерн peaky.crystal. 20.05.2021. URL: https://www.tiktok.eom/@peaky.crystal/video/69643 86561769196801 ?is_from_webapp= 1 &sender_device= pc&web_id=7257549894146524677 (дата обращения: 19.05.2024).
21. Не бойся выглядеть так, как ты хочешь. @style_lolita. 03.06.2023. URL: https://vt.tiktok.com/ZSLmo2fQp/ (дата обращения: 19.05.2024).
22. Никогда не бойтесь быть собой, оригинал всегда дороже копии ... . @_vradnaya_ya_. 28.04.2023. URL: https://www.tiktok.com/search?q=%5B%40_vradnaya_ya_&t=1690010964847 (дата обращения: 19.05.2024).
23. Осторожно. Модерн. 22.04.2014. URL: https://www.youtube.com/watch?v=cWeZ4FWgW_ (дата обращения: 19.05.2024).
24. Рерке В. И., Салахова В. Б., Бубнова И. С. Теоретико-методологическая модель понятия «психологическая зрелость» личности // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2023. №. 2 (48). С. 138-146.
25. Серебренникова Е. Ф. Эго-персонология: когнитивные механизмы семиотизации // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. №. 3 (24). С. 129-133.
26. Синельникова Л. Н. Признаки дискурсивной матрицы гуманитарного пространства нового века // Политическая лингвистика. 2009. № 29. С. 56-68.
27. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / под ред. Абрамова Н. М. Русские словари, 1999. 575 с.
28. Сплитика. У меня три личности. URL: https://www.youtube.com/watch?v=z6FGAd3okjc&t=39s (дата обращения: 19.05.2024).
29. Страшная красота: житель Калининградской области отрезал себе уши и нос, чтобы выглядеть лучше. 21.08.2021. URL: https://www.youtube.com/watch?v=tuS5I7BGbpk (дата обращения: 19.05.2024).
30. Тисленкова И. А. Теоретические основы идентификации уровня профессионализма говорящего по речевым характеристикам в кадровом интервью // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2022. № 8 (3). С. 148-159.
31. Тисленкова И. А. Языковые средства актуализации высокого уровня профессионализма говорящего в нарративном интервью (на материале английского языка) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 8 (161). С. 146-152.
32. Уварова Л. Н., Нарзиева З. А. Психологическое здоровье личности и процесс самораскрытия // E-Scio. 2022. №. 6 (69). С. 39-44.
33. Фрик О. В. Социальные и психологические аспекты цифровой трансформации // Двадцать шестые апрельские экономические чтения : сб. трудов конф. Омск : Изд-во «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Омский филиал, 2020. С. 256-260.
34. Фурри прогулка в Сокольниках. Взяли интервью у фурри. 20.06.2023. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ETk3IieV1k8 (дата обращения: 19.05.2024).
35. Хуснутдинова М. Р., Поскакалова Т. А. От самопрезентации к самопроявлению: стратегии подростков видеоблогеров в социальных сетях // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2023. № 1. С. 127-136.
36. Я - женщина. 15.12.2022. URL: https://www.youtube.com/watch?v=OrW6gGJobdg (дата обращения: 19.05.2024).
37. Яцухно О. Н. Цифровая аутоагрессия в подростковом возрасте // Психологическая студия : сборник статей лицеистов, студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры психологии ВГУ имени П. М. Машерова. Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2023. Вып. 16. С.264-266.
38. Hart W., Cease Ch. K., Lambert J. T., Garrison K. Designing one's authentic identity: Self-proclaimed authentic people report self-presentation agendas to seem authentic to audiences // Personality and Individual Differences. 2023. Vol. 201 (3). P. 111941.
39. Krämer N. C., Winter S. Impression management 2.0: The relationship of self-esteem, extraversion, self-efficacy, and self-presentation within social networking sites // Journal of media psychology. 2008. Vol. 20. №. 3. P. 106-116.
40. Leary M. R. Self-presentation: Impression management and interpersonal behavior. Oxford : Routledge, 2019. 264 p.
41. Svetlichnaya T. G., Voronov V. A., Smirnova E. A. The phenomenon of stigmatization in the postmodern era: a structural analysis // Bioethics journal. 2023. Т. 16. №. 1. С. 25-38.
References
1. Bogatye i bednye v Rossii. Rosstat [Rich and poor in Russia. Rosstat]. (In Russ.). Available at: https://sun967.userapi.com/impg/GYK2MDgPFeGZ7xlrcIHECuTeqTQlPfxjReKeWA/uhhJyK7nyTs.jpg?siz e=581x313&quality=96&sign=fa38a45453b6eb31094ea7a91282b37e&type=album (accessed: 19.05.2024).
2. Bogatye tozhe plachut [The rich also cry]. Directed by C. Perez, P. Vasquez, L. Manso. Televisa. Televisa, 1979. (accessed: 19.05.2024).
3. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' [Large psychological dictionary]. Ed. Meshcheryakova V. G., Zinchenko V. P. 4th ed., Moscow, AST, Saint Petersburg, Praym-Evroznak, 2009, 811 p. (In Russ.).
4. Grushevskaya V. Yu. Osobennosti samoprezentatsii v videoblogakh, populyarnykh v molodezhnoy srede [Features of self-presentation in video blogs popular among young people]. Brennoe i vechnoe: mifologiya tsifrovoy tsivilizatsii [The Mortal and the Eternal: The Mythology of Digital Civilization]. Velikiy Novgorod, Novgorodskiy gosudarstvennyy universitet imeni Yaroslava Mudrogo, 2021, pp. 202-210. (In Russ.).
5. Gudzovskaya A. A., Dobrynina E. I., Myshkina M. S. Sotsial'naya identichnost' kak kontekst kreativnosti v situatsii frustratsii [Social identity as a context of creativity in a situation of frustration]. Sotsial'nayapsikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society]. 2023, vol. 14, no. 2, pp. 193-210. (In Russ.).
6. Dzhigurda: «Menya roditeli spryatali ot KGBshnoy durki v grazhdanskoy durke» [Dzhigurda: "My parents hid me from the KGB madhouse in a civilian madhouse"]. Legenda [Legend]. 15.06.2022. (In Russ.). Available at: https://yandex.ru/ (accessed: 19.05.2024).
7. Dzhim Kerri luchshaya motivatsiya / Eta rech' vzorvala internet [Jim Carrey is the best motivation / This speech blew up the Internet]. (In Russ.). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=R_xkCc9SKkI (accessed: 19.05.2024).
8. Dzhuraev D. Marginalizatsiya sovremennoy molodezhi v kontekste sotsial'nykh izmeneniy [Marginalization of modern youth in the context of social change]. Evraziyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk, filosofii i kul'tury [Eurasian Journal of Social Sciences, Philosophy and Culture]. 2023, vol. 3, no. 1 (2), pp. 58-66. (In Russ.).
9. Dubskikh A. I. Internet-prostranstvo kak sfera realizatsii otritsatel'noy samoprezentatsii yumoristicheskimi sredstvami [Internet space as a sphere for the implementation of negative self-presentation through humorous means]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University]. 2019, no. 2 (199), pp. 14-20. (In Russ.).
10. Edamova A. Yu. Autentichnye otnosheniya: obzor zarubezhnykh issledovaniy [Authentic Relationships: A Review of International Research]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya [Modern foreign psychology]. 2023, vol. 12, no. 1, pp. 109-118. (In Russ.).
11. Ideograficheskiy slovar' russkoy sotsial'noy leksiki: obshchestvo i chelovek [Ideographic dictionary of Russian social vocabulary: society and man]. Ed. by Leontyeva T.V. Ekaterinburg, Azhur, 2018, 554 p. (In Russ.).
12. Idushchiy k Reke. Monolog [Going to the River. Monologue]. 05.05.2019. (In Russ.). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=XEw0iNSQKk8 (accessed: 19.05.2024).
13. Isterika Gogena na s"emke! Gogen Solntsev, smeshnye momenty 2022 [Gauguin's hysteria on set! Gauguin Solntsev, funny moments 2022]. 28.10.2022. (In Russ.). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=iqRBDlOzVps (accessed: 19.05.2024).
14. Karasik V. I., Slyshkin G. G. Tendentsii razvitiya sovremennogo diskursa [Trends in the development of modern discourse]. Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoy lingvistiki [Current issues of philology and pedagogical linguistics]. 2021, no. 1, pp. 14-31. (In Russ.).
15. Kirillova N. B., Zubanova L. B., Sinetskiy S. B. i dr. Informatsionnaya epokha: novye paradigmy kul'tury i obrazovaniya [The Information Age: New Paradigms of Culture and Education]. Ekaterinburg, Ural'skoe otdelenie NOKO, 2019, 290 p. (In Russ.).
16. Kruglov V. V., Nikiforova V. D., Nikiforov A. A. Tsifrovizatsiya kak instrument planetarnoy globalizatsii [Digitalization as a tool for planetary globalization]. Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Seriya «Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment» [Scientific journal of NRU ITMO. Series "Economics and environmental management"]. 2020, no. 1, pp. 49-54. (In Russ.).
17. Levada Yu. A. Lyudi i simvoly simvolicheskie struktury v obshchestvennom mnenii. Zametki dlya razmyshleniya [People and Symbols Symbolic Structures in Public Opinion. Notes for Thought]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny [Monitoring public opinion: economic and social changes]. 2001, no. 6, pp. 7-13. (In Russ.).
18. Lisenkova A. A. Transformatsiya identichnosti v tsifrovuyu epokhu [Transforming Identity in the Digital Age]. Voprosyfilosofii [Questions of Philosophy]. 2020, no. 3, pp. 65-74. (In Russ.).
19. Mansurova G. R. Osobennosti ya-kontseptsii lichnosti, proyavlyayushchiesya v internet-kommunikatsii [Features of the self-concept of personality, manifested in Internet communication]. Uchenyy XXIveka [Scientist of the KSHI of the century]. 2022, no. 5-1 (86), pp. 52-54. (In Russ.).
20. Morgenshtern peaky.crystal [Morgenstern peaky.crystal]. 20.05.2021. (In Russ.). Available at: https://www.tiktok.com/@peaky.crystal/video/69643 86561769196801 ?is_from_webapp= 1 &sender_device= pc&web_id=7257549894146524677 (accessed: 19.05.2024).
21. Ne boysya vyglyadet' tak, kak ty khochesh'. @style_lolita [Don't be afraid to look the way you want. @style_lolita]. 03.06.2023. (In Russ.). Available at: https://vt.tiktok.com/ZSLmo2fQp/ (accessed: 19.05.2024).
22. Nikogda ne boytes' byt' soboy, original vsegda dorozhe kopii ... . @_vradnaya_ya_ [Never be afraid to be yourself, the original is always more valuable than a copy... @_vradnaya_ya_]. 28.04.2023. (In Russ.). Available at: https://www.tiktok.com/search?q=%5B%40_vradnaya_ya_&t=1690010964847 (accessed: 19.05.2024).
23. Ostorozhno. Modern [Be careful. Modern]. 22.04.2014. (In Russ.). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=cWeZ4FWgW_ (accessed: 19.05.2024).
24. Rerke V. I., Salakhova V. B., Bubnova I. S. Teoretiko-metodologicheskaya model' ponyatiya «psikhologicheskaya zrelost'» lichnosti [Theoretical and methodological model of the concept of "psychological maturity" of personality]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review [Scientific and pedagogical review. Pedagogical Review]. 2023, no. 2 (48), pp. 138-146. (In Russ.).
25. Serebrennikova E. F. Ego-personologiya: kognitivnye mekhanizmy semiotizatsii [Ego-personology: cognitive mechanisms of semiotization]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of the Irkutsk State Linguistic University]. 2013, no. 3 (24), pp. 129133. (In Russ.).
26. Sinel'nikova L. N. Priznaki diskursivnoy matritsy gumanitarnogo prostranstva novogo veka [Signs of the discursive matrix of the humanitarian space of the new century]. Politicheskaya lingvistika [Political linguistics]. 2009, no. 29, pp. 56-68. (In Russ.).
27. Slovar' russkikh sinonimov i skhodnykh po smyslu vyrazheniy [Dictionary of Russian synonyms and similar expressions]. Ed. by Abramov N. M. Russkie slovari, 1999, 575 p. (In Russ.).
28. Splitika. U menya tri lichnosti [Splitika. I have three personalities.]. (In Russ.). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=z6FGAd3okjc&t=39s (accessed: 19.05.2024).
29. Strashnaya krasota: zhitel' Kaliningradskoy oblasti otrezal sebe ushi i nos, chtoby vyglyadet' luchshe [Terrible beauty: a resident of the Kaliningrad region cut off his ears and nose to look better]. 21.08.2021. (In Russ.). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=tuS5I7BGbpk (accessed: 19.05.2024).
30. Tislenkova I. A. Teoreticheskie osnovy identifikatsii urovnya professionalizma govoryashchego po rechevym kharakteristikam v kadrovom interv'yu [Theoretical foundations for identifying the level of professionalism of a speaker based on speech characteristics in a personnel interview]. Teoreticheskaya i prikladnaya lingvistika [Theoretical and Applied Linguistics]. 2022, no. 8 (3), pp. 148-159. (In Russ.).
31. Tislenkova I. A. Yazykovye sredstva aktualizatsii vysokogo urovnya professionalizma govoryashchego v narrativnom interv'yu (na materiale angliyskogo yazyka) [Language means of actualizing the high level of professionalism of the speaker in a narrative interview (based on the English language)]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [News of the Volgograd State Pedagogical University]. 2021, no. 8 (161), pp. 146-152. (In Russ.).
32. Uvarova L. N., Narzieva Z. A. Psikhologicheskoe zdorov'e lichnosti i protsess samoraskrytiya [Psychological health of the individual and the process of self-disclosure]. E-Scio. 2022, no. 6 (69), pp. 3944. (In Russ.).
33. Frik O. V. Sotsial'nye i psikhologicheskie aspekty tsifrovoy transformatsii [Social and psychological aspects of digital transformation]. Dvadtsat' shestye aprel'skie ekonomicheskie chteniya [Twenty-sixth April Economic Readings]. Omsk, Finansovyy universitet pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii, Omskiy filial, 2020, pp. 256-260. (In Russ.).
34. Furri progulka v Sokol'nikakh. Vzyali interv'yu u furri [Furry walk in Sokolniki. Interviewed furries]. 20.06.2023. (In Russ.). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=ETk3IieV1k8 (accessed: 19.05.2024).
35. Khusnutdinova M. R., Poskakalova T. A. Ot samoprezentatsii k samoproyavleniyu: strategii podrostkov videoblogerov v sotsial'nykh setyakh [From Self-Presentation to Self-Expression: Strategies of Teen Video Bloggers on Social Media]. Oykumena. Regionovedcheskie issledovaniya [Oikumena. Regional studies]. 2023, no. 1, pp. 127-136. (In Russ.).
36. Ya - zhenshchina [I am a woman]. 15.12.2022. (In Russ.). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=OrW6gGJobdg (accessed: 19.05.2024).
37. Yatsukhno O. N. Tsifrovaya autoagressiya v podrostkovom vozraste [Digital self-aggression in adolescence]. Psikhologicheskaya studiya [Psychological studio]. Vitebsk, VGU imeni P. M. Masherova, 2023, iss. 16, pp. 264-266. (In Russ.).
38. Hart W., Cease Ch. K., Lambert J. T., Garrison K. Designing one's authentic identity: Self-proclaimed authentic people report self-presentation agendas to seem authentic to audiences // Personality and Individual Differences. 2023. Vol. 201 (3). P. 111941.
39. Krämer N. C., Winter S. Impression management 2.0: The relationship of self-esteem, extraversion, self-efficacy, and self-presentation within social networking sites // Journal of media psychology. 2008. Vol. 20. №. 3. P. 106-116.
40. Leary M. R. Self-presentation: Impression management and interpersonal behavior. Oxford : Routledge, 2019. 264 p.
41. Svetlichnaya T. G., Voronov V. A., Smirnova E. A. The phenomenon of stigmatization in the postmodern era: a structural analysis // Bioethics journal. 2023. Т. 16. №. 1. С. 25-38.
Информация об авторе Тисленкова И. А.- кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Волгоградский государственный технический университет.
Information about the author Tislenkova I. A. — Ph. D. (Philology), Assistant Professor, Department of Foreign Languages,
Volgograd State Technical University.
Статья поступила в редакцию 10.07.2024; одобрена после рецензирования 20.07.2024; принята к публикации 01.10.2024.
The article was submitted 10.07.2024; approved after reviewing 20.07.2024; accepted for publication 01.10.2024.