УДК 377.8 ББК 74.57
Галкина Любовь Алексеевна
соискатель кафедра педагогики Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград Galkina Lyubov Alekseevna Applicant for a Degree Chair of Pedagogics Volgograd State Social-pedagogical University Volgograd [email protected] Реализация основных направлений профессиональной подготовки социальных педагогов к работе с одарёнными детьми в системе профессионального образования Realization of the basic directions of professional training of social teachers to work with gifted children in the system of professional education В статье рассматриваются основные направления и этапы развития профессионально-личностной готовности будущих социальных педагогов к работе с одарёнными детьми, раскрываются её компоненты и уровни сформированно-сти. Представлены результаты апробации модели подготовки будущих социальных педагогов к работе с одарёнными детьми в системе профессионального образования.
The article examines the main directions and stages of development of professional-personal readiness of future social teachers to work with gifted children, disclosed its components and levels of formation. Presents the results of the approbation of the model training of future social teachers to work with gifted children in the system of professional education.
Ключевые слова: общая одаренность, одаренные дети, профессионально-личностная готовность, модель подготовки будущих социальных педагогов.
Key words: general talent, gifted children, professional and personal readiness, the model of training of future social teachers.
Анализ состояния педагогической теории и образовательной практики в контексте подготовки социального педагога к работе с одарёнными детьми позволил выявить существенные противоречия между:
- социальным заказом общества в подготовке одарённых, творчески и оригинально мыслящих людей, необходимостью развития общей одарённости у детей и отсутствием однозначного представления о её сущности, основных
показателях и составляющих;
- наличием достаточного опыта подготовки специалистов к социально-педагогической деятельности, широким описанием методов обучения и развития одарённых детей и отсутствием условий, структуры и компонентов профессиональной подготовки социальных педагогов к работе с одарёнными детьми;
- требованиями совершенствования теоретической и практической подготовки социальных педагогов, способных продуктивно работать со всеми категориями детей группы риска, к которым относятся и одарённые дети, и неудовлетворительным уровнем их профессиональной готовности в области работы с одарёнными детьми, отсутствием специальных исследований, посвящённых изучению критериев и уровней их готовности к работе с данным контингентом детей;
- разнообразием педагогических средств подготовки социальных педагогов к работе с одарёнными детьми и преобладанием в профессиональной подготовке социальных педагогов в системе профессионального образования обучения в основном технологиям работы с детьми с различными видами лишь негативного отклоняющегося поведения, отсутствием научного обоснования интегративных образовательных технологий и стратегий подготовки к работе с одарёнными детьми, а также существованием ряда проблем непосредственно в профессиональной деятельности социальных педагогов: несогласованность действий педагога-психолога и социального педагога, отсутствие должности социального педагога во многих школах, недостаточность работы по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одарённых детей.
Необходимость разрешения выделенного ряда трудностей и противоречий в этой сфере делает актуальными поиск и обоснование образовательных стратегий и технологий подготовки будущих социальных педагогов к работе с одарёнными детьми в системе профессионального образования, обуче-
ние их реализации основных направлений работы социального педагога с одаренными детьми.
Работа по формированию готовности будущих социальных педагогов к работе с одарёнными детьми проходила 3 этапа: 1 этап - диагностикоорганизационный (констатирующий эксперимент); 2 этап - реализационный (апробация модели, формирующий этап эксперимента); 3 этап - аналитический (контрольный эксперимент).
Для подтверждения гипотезы исследования нами была проведена опытноэкспериментальная работа в 2007-2012г. в социально-педагогическом колледже
— структурном подразделении МБОУ ВПО «Волжский институт экономики, педагогики и права» со всеми студентами, обучающимися по специальности «Социальная педагогика» с дополнительной подготовкой в области психологии. Всего в исследовании принимало участие 137 студентов в возрасте от 16 до 19 лет.
Целью первого этапа исследования — констатирующего эксперимента — было выявление у будущих социальных педагогов уровня их профессионально-личностной готовности к работе с одарёнными детьми.
При определении данного уровня мы руководствовались оценкой критериев сформированности всех компонентов специфического блока модели подготовки будущих социальных педагогов к работе с одарёнными детьми. На основе критериев были выделены четыре уровня сформированности данной готовности: 1) оптимальный (системно-творческий) - его отличают высокие показатели сформированности всех компонентов готовности, имеются большие склонности и способности к работе с одарёнными детьми, достаточный объём знаний, умений и потенциальных возможностей в этой сфере, креативность, авторство при решении разнообразных профессиональных задач, 2) допустимый (локально-алгоритмизированный) - средние показатели сформированности всех компонентов готовности, качественное исполнительство конкретных профессиональных задач в области работы с одарёнными детьми в стандартных
ситуациях, но исключительно по имеющимся готовым технологиям и методикам, слабо выражен творческий характер деятельности, испытывают определённые затруднения в нестандартных ситуациях, 3) критический (непоследовательно-ситуативный) - характеризуется низкими показателями сформированности всех компонентов готовности, неполным исполнительством профессиональных задач в локальных педагогических ситуациях, слабым проявлением желаний и готовности к работе с одарёнными детьми, имеющиеся способности и склонности в этой области нуждаются в дальнейшем развитии, профессиональные действия разрозненные и не выходят за пределы конкретной ситуации и 4) недопустимый (интуитивный) - отличается крайне низкими показателями сформированности всех компонентов готовности, узким исполнительством конкретных профессиональных задач, отсутствием желания работать с одарёнными детьми, а при неизбежности этого совершение без систематичных и мало осознаваемых действий, руководствуясь при этом не имеющимися педагогическими разработками в данной области, а часто опираясь лишь на собственный опыт и интуицию.
Для определения уровней сформированности профессионально-личностной готовности будущих социальных педагогов к работе с одарёнными детьми использовался комплекс диагностических методик: «Определение готовности студентов к социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми» (разработана на основе методики «Определение готовности студентов к социально-педагогической деятельности», построенной в соответствии с квалификационной характеристикой социального педагога В. А. Сластенина, В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, М.Н. Костиковой и на основе методики МПЦ И.К. Шалаева) [6, с. 197-200], полученные результаты по операционнодеятельностному компоненту были проверены с помощью метода решения практических ситуаций с качественной обработкой ответов с помощью контент-анализа; также были применены частично модифицированные нами методики «Склонность учителя к работе с одарёнными учащимися» и «Анализ представлений учителей о готовности к работе с одарёнными учащимися» Е.И.
Бараевой [5, с. 185-188], «Ваше понимание профессиональной роли педагога», «Насколько у вас сформированы качества педагога?» Л.Д. Сто-ляренко [3, с. 404-407], «Диагностика рефлексивности» А.В. Карпова [2, с. 5659], «Определение склонности к педагогической деятельности» [1, с. 82-85] и «Диагностика способности к саморазвитию и факторов, содействующих или затрудняющих его» (автор-составитель В.А. Деркунская) [1, с. 101-103], «Умеете ли вы влиять на других?» Г. Райтаровой [3, с. 405-406], «Готовность к саморазвитию» Т.А. Ратановой и Н.Ф. Шляхты [1, с. 104-105], «Оцените свой творческий потенциал» Е.И. Рогова [4, с. 15-17], «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А.А. Реана) [3, с. 407-408].
После проведения данных диагностических методик были получены следующие результаты: никто из студентов в экспериментальной и контрольной группах не достиг оптимального уровня профессионально-личностной готовности к работе с одарёнными детьми по всем компонентам, к допустимому уровню в экспериментальной и контрольной группах относятся примерно одинаковое количество студентов - 75% и 72,2% соответственно, к критическому уровню -25% (ЭГ) и 22,2% (КГ), к недопустимому уровню в контрольной группе относятся 5,6% студентов.
После выявления уровней готовности будущих социальных педагогов к работе с одарёнными детьми мы опытно-экспериментальным путём апробировали модель формирования готовности будущих социальных педагогов к работе с данной категорией детей.
В формирующем этапе эксперимента принимали участие 65 студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» с дополнительной подготовкой в области психологии второго, третьего и четвёртого курса обучения и 46 студентов контрольной группы, также обучающихся по специальности «Социальная педагогика». Студенты были поделены на экспериментальную и контрольную группы в свободном порядке после проведения констатирующего этапа эксперимента.
Основными направлениями деятельности по формированию готовности будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми были следующие:
- формирование теоретической готовности - в процессе передачи студентам знаний о признаках и различных аспектах проявления одаренности, критериях, формах, принципах выявления и работы с одарёнными детьми, о личностных особенностях одарённых детей и их родителей, стратегиях и технологиях работы с одарёнными детьми; ознакомления с условиями и рекомендациями для успешной работы с ними, основными подходами к проблеме воспитания и обучения одарённых детей, направлениями совершенствования системы работы с одарёнными детьми в рамках преподавания основных профилирующих дисциплин;
- формирование практической готовности - за счет развития умений оказывать социально-педагогическую помощь и поддержку одаренным младшим школьникам и их родителям, навыков работы социального педагога с одарёнными детьми и их родителями на семинарских занятиях и в ходе прохождения психолого-педагогической практики и работы в студенческом научном обществе;
- формирование личностной готовности - в ходе применения дискуссионных методов, проведения тренингов, коллоквиумов, бесед, консультаций осуществлялось развитие у студентов следующих личностных качеств, необходимых для работы с одаренными детьми: креативности, рефлексивности, эмпатичности, дивергентности мышления, педагогического такта, общительности и т.д.
Апробация модели профессиональной подготовки социальных педагогов к работе с одарёнными детьми в системе профессионального образования проводилась в форме экспериментальной проверки в ходе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов разработанной теоретической модели и включала ряд этапов. Реализация теоретико-процессуального этапа осуществлялась в рамках проведения нами занятий по следующим дисципли-
нам: «Социальная педагогика», «Психология», «Психология развития», «Основы специальной психологии», «Основы превентивной психологии», «Психокоррекция и развитие». Также, по нашему мнению, целесообразно проводить подготовку к работе с одарёнными детьми в ходе прохождения курса «Методика и технология работы социального педагога», так как ознакомление с особенностями работы социального педагога с данной категорией детей предусмотрено государственным стандартом по специальности «Социальная педагогика», а также в курсе изучения дисциплины «Психодиагностика»; кроме сообщения теоретических сведений об основных направлениях, способах и методах работы с одарёнными детьми в форме интерактивных и активных методов проводился разбор практических и творческих заданий и ситуаций, моделирующих взаимодействие с одарёнными детьми. Стимулирующий этап достигался в ходе применения дискуссионных методов, проведения тренингов, коллоквиумов, бесед, консультаций, ознакомления с результатами проведенных диагностических методик на выявление познавательной и внутренней профессиональной мотивации студентов и имеющихся у них стремлений к личностному росту и готовности к саморазвитию; используя методы разъяснения, лекции, этической беседы, приведения примеров и разбора ситуаций формировалось осознание у будущих социальных педагогов необходимости развития у них стремления успешно активизировать и развивать способности детей, способствовать реализации их потенциальных возможностей; акмеологический этап был реализован посредством решения различных социально-педагогических задач на семинарах, коллоквиумах, в ходе практической отработки методов и моделей работы социального педагога с одарёнными детьми, требующих применения основных личностных качеств, необходимых для работы с данной категорией детей, а также в ходе прохождения пси-холого-педагогической практики и работы в студенческом научном обществе. После реализации формирующего этапа эксперимента со студентами был вновь проведен комплекс диагностических методик, позволивший проследить
динамику формирования их профессионально-личностной готовности к работе с одарёнными детьми.
Как показывают полученные результаты, количество представителей допустимого уровня в экспериментальной группе изменилось с 75% до 62,5%, в то время как в контрольной группе снизилось с 72,2% до 60%, при этом количество студентов с оптимальным уровнем сформированности готовности к работе с одарёнными детьми в экспериментальной группе возросло на 20,8%, в контрольном группе аналогичных изменений не произошло. Из этого следует, что положительная динамика в экспериментальной группе превосходит изменения по данному уровню в контрольной. Количество студентов с критическим уровнем готовности в экспериментальной группе изменилось с 25% до 16,7 %, т.е. уменьшилось на 8,3%, в то время как в контрольной группе аналогичный показатель увеличился с 22,2% до 40%, т.е. возрос на 17,8%. Количество студентов с критическим уровнем готовности в экспериментальной группе уменьшилось на 1,49 раза, в то время как в контрольной группе возросло в 1,8 раз. На начало эксперимента студентов с недопустимым уровнем готовности в экспериментальной группе не было, в контрольной группе их было 5,6%, на конец эксперимента мы констатируем их отсутствие в контрольной группе, т.к. также произошли позитивные изменения.
Позитивная динамика в экспериментальной группе превосходит аналогичные изменения в контрольной группе после проведения формирующего эксперимента вследствие создания ряда педагогических обстоятельств: создания особых педагогических условий, принципов и использования дополнительных средств на всех этапах педагогического процесса. Позитивная динамика подтвердила правомерность разработанной нами модели подготовки социальных педагогов к работе с одарёнными детьми в системе профессионального образования.
В заключение подчёркнем, что профессионально-личностная готовность будущих социальных педагогов к работе с одарёнными детьми - это структурно-уровневое личностное образование, отражающее целостность когнитив-
ного, операционно-деятельностного, мотивационного, личностного и рефлексивного компонентов и определяющее способность социального педагога к эффективной организации социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми. Выявление функций, критериев, показателей и уровней профессионально-личностной готовности позволяют выстроить модель подготовки социальных педагогов к работе с одарёнными детьми.
Перспективы исследования связаны с изучением особенностей подготовки к работе с одарёнными детьми специалистов иных помогающих профессий, на материале других дисциплин, на разных образовательных ступенях, а также с исследованием факторов и условий формирования профессиональноличностной готовности специалистов к работе с одарёнными детьми иных возрастных категорий и с другими видами одарённости.
Библиографический список
1. Деркунская, В.А. Личностно-профессиональное самопознание студента педагогического вуза [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.А. Деркунская. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 128с.
2. Профессиональное саморазвитие молодого педагога: практикум
[Текст]: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Л.Р. Шафигулина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 100с.
3. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях [Текст]: учеб. пособие для педагогов и психологов / ред-сост. Л.Д. Столяренко.
- Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 416 с.
4. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога Кн. 2 [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Рогов. - М.: АЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 477с.
5. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми [Текст]: учеб.-метод. пособие для педагогов / авт.-сост. Н.И. Панютина и др. -Волгоград: Учитель, 2007. - С. 4-32.
6. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учеб. пособие / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина; под ред. В.А. Сласте-нина. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 208с.
Bibliography
1. Derkunskaya, V.A. Personal-professional self-knowledge students of pedagogical institutes [Text]: textbook.-method. textbook / V.A. Derkunskaya. - M: Center of pedagogical education, 2007. - 128 p.
2. Professional self-development of the young teacher: workshop [Text]: text-book.-method. textbook / author -compiler L.R. Shafigulina. - Volgograd: Teacher, 2009. - 100p.
3. Psychodiagnostics and vocational guidance in educational institutions [Text]: textbook. for teachers and psychologists / edit-status. L.D. Stolyarenko. -Rostov on/D: Phoenix, 2005. - 416 p.
4. Rogov, E. I. Handbook of practical psychologist KN. 2 [Text]: textbook. / E. I. Rogov. - M: ALADOS-PRESS, 2008. - 477 p.
5. The system of work of the educational establishment with gifted children [Text]: method textbook for teachers / author - compiler N.I. Panyutina and others. -Volgograd: Teacher, 2007. - P. 4-32 .
6. Sheptenko, P.A. Methodology and technology of work of a social pedagogue [Text]: textbook / P.A. Sheptenko, G.A. Voronin, of edit V.A. Slastenina. - 2-e Izd., erased. - M: the Academy, 2007. - 208 p.