Научная статья на тему 'Реализация общенациональных мегапроектов на основе государственно-частного партнерства'

Реализация общенациональных мегапроектов на основе государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕГАПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВО / РЕГИОНЫ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вивчарук К. С.

статья рассматривает государственно-частное партнерство как механизм реализации общенациональных мегапроектов России. Освещен ряд мегапроектов и рассмотрено влияние частных компании на их развитие и реализацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация общенациональных мегапроектов на основе государственно-частного партнерства»

обязательство России в связи с вступлением ее в ВТО хотя и косвенно, но должно соблюдаться в строительных организациях. По мнению специалистов данной сферы деятельности в России очень часто нарушаются авторские права граждан страны, да и других стран. Это необходимо учитывать менеджерам строительных организаций при использовании отдельных источников и, особенно, если это связано с оценкой отдельных работ и услуг.

Как следует из материалов, представленных Торгово-промышленной палатой России, только 10% бизнесменов считают себя готовыми работать в условиях ВТО. Экономике России необходимы мероприятия, начиная от разработки особенностей отраслевой политики и создания механизмов временной господдержки предприятий до срочной организации подготовки специалистов по вопросам ВТО, включая вопросы внешней торговли, инвестиций и антидемпингового законодательства [3].

Литература

1. http://www.consultant.ru/law/hotdocs/15550.html

2. http://www.rg.ru/2012/03/28/vto-semji.html

3. http://www.rostovstroy.ru/archive/articles/3835.html

К. С. Вивчарук

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ МЕГАПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

IMPLEMENTATION OF THE NATION MEGA-PROJECTS THROUGH PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP

Аннотация: статья рассматривает государственно-частное партнерство как механизм реализации общенациональных мегапроектов России. Освещен ряд мегапроектов и рассмотрено влияние частных компании на их развитие и реализацию.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, мегапроект, государство, регионы, развитие.

Abstract: this article describes private-public partnership as a mechanism for implementation of the Russian national mega-projects. Number of mega-projects is highlighted and influence of the private companies on their development and implementation are considered in this article.

Keywords: Public-Private Partnership, megaproject, government, regions, development.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в России существует примерно два десятилетия, но активное развитие оно получило только в последние 2-3 года. В первую очередь, это было связано с кризисом и сокращением доходной части федерального бюджета, что привело к уменьшению финансирования инвестиционных проектов. В то же время важное место среди антикризисных мер должны занимать работы над решением крупномасштабных задач - мегапроектов, имеющих большое значение для ключевых областей экономики, как металлургия, энергетика, оборонная промышленность и др. Для решения данных задач в условиях бюджетных ограничений, особое значение имеет механизм государственно-частного партнерства, которое объединяет усилия и ресурсы государства и частного сектора для осуществления значимых проектов.

© К.С. Вивчарук, 2012

В настоящее время в России на федеральном уровне реализуется более 15 инфраструктурных проектов в области электроэнергетики, транспорта, здравоохранения и образования. Из-за масштаба и объема вложенных средств их часто называют «Мегапроекты России» [1]. Под мегапроектами понимают проекты, имеющие государственное значение, стоимостью не менее 25 млрд. руб. Проекты такого масштаба, уже заявленные к реализации на принципах государственно-частного партнерства, оцениваются в сумму, составляющую порядка 10% от ВВП РФ [2]. Большую часть расходов на реализацию этих проектов взяло на себя государство. Наиболее действенным механизмом реализации мегапроектов является партнерство бизнеса и власти.

Несмотря на то, что ряде регионов приняты законы о ГЧП, определяющие понятие и его формы, ни в Конституции, ни в Федеральном законе не закреплено общепринятого правового определения государственно-частного партнерства. Одним из возможных определений понятия ГЧП, которое представляется возможным рассматривать в качестве основы для законодательного закрепления понятия ГЧП, является определение ГЧП как юридически оформленных отношений органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанных на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемых в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение [12]. Сферы применения такого партнерства имеют широкий характер: производство, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, научные разработки, подготовка и переподготовка кадров и другое. Оно может осуществляться как на федеральном, региональном уровне, уровне города, так и на муниципальном уровне.

Прогрессивная роль государственно-частного партнерства в развитии экономики России неоспорима, но в то же время для регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока оно имеет особое значение. Это вытекает, с одной стороны, из тех задач, которые предстоит решить по социально-экономическому развитию этих регионов в период до 2020 г., а с другой стороны - из уровня развития этих территорий [6]. Сегодня здесь реализуются крупные проекты, направленные на модернизацию дальневосточной экономики. Мегапроекты могут развиваться на основе государственно-частного партнерства, при котором государство опережающими темпами формирует комплексную инфраструктуру, прежде всего, транспортную, энергетическую, а бизнес приходит и развивает производство [13].

Для регионов Севера, где экстремальные природно-климатические условия являются объективной причиной удорожания проектов, государственно-частное партнерство помогает решать и реализовывать проекты с высокой долей риска, капитала и уровнем инноваций. Крупнейшие инфраструктурные проекты освоения Севера, предложенные к реализации в стратегических документах социально-экономического развития России на период до 2030 г. - это проекты развития нефтепроводной, газопроводной, транспортной, энергетической инфраструктуры. Среди них особое геополитическое значение имеет нефтепровод Восточная Сибирь -Тихий Океан и газопровод «Северный поток», обеспечивающие нефтяным и газовым ресурсам севера новые выходы на европейские и азиатские рынки.

Другой класс мегапроектов, организованных на принципах государственного-частного партнерства, - это комплексные территориальные многоотраслевые индустриальные мегапроекты, такие как «Комплексное развитие Южной Якутии», «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», «Комплексное развитие Забайкалья», «Урал Промышленный - Урал Полярный». Они имеют своей целью создание нового северосибирского широтного индустриального пояса. Сроки, темпы и масштабы осуществления мегапроектов освоения и развития Севера находятся в непосредственной взаимосвязи с предстоящим освоением природных ресурсов и реализацией геополитических интересов России в Арктическом регионе [7].

В рамках инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» планируется сформировать пять кластеров: энергетический, химический, атомный, угольный и металлургический. Речь в этой связи идет о строительстве следующих крупнейших промышленных объектов: Канкунской ГЭС, Эльконского горнометаллургического комбината по добыче и обогащению урановой руды, ЮжноЯкутского горно-металлургического объединения, Инаглинского угольного комплекса, Селигдарского горно-химического комбината, Якутского газоперерабатывающего и газохимического комплекса, Алданского завода синтетических моторных топлив. Основными инвесторами данного мегапроекта являются Федеральная гидрогенерирующая компания «ГидроОГК», урановый холдинг «Атомредметзолото», инвестиционная группа «АЛРОСА», угледобывающий холдинг «Колмар» и ОАО «Газпром» [15].

Мегапроект «Урал Промышленный - Урал Полярный» включает в себя строительство мостов, железной и автомобильной дорог, что намного ускорит социально-экономическое развитие северной территории; открытие путей для реализации производимой в округе продукции в центральные части России и далеко за её пределами. Реализация проекта предусматривается на условиях государственно-частного партнерства с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, региональных бюджетов и крупных инвестиций частного бизнеса. "Урал промышленный - Урал Полярный" - яркий пример реализации концепции государственно-частного партнерства в Уральском федеральном округе. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства железнодорожного транспорта, администрации Ямала, ОАО «Газпром», ОАО «РЖД».

Разработка новых месторождений, рост добычи углеводородов будут реализованы в рамках мегапроекта «Ямал». Официальный старт мегапроекту» был дан 3 декабря 2008 года, когда под Ухтой был сварен первый стык магистрального газопровода Бованенково - Ухта. Полуостров Ямал является одним из важнейших стратегических нефтегазоносных регионов России. Промышленное освоение месторождений Ямала и прилегающих акваторий имеет принципиальное значение для обеспечения роста российской добычи газа после 2010 г. [8].

Роль Ямала как единственного региона, способного в долгосрочной перспективе стабильно удовлетворять спрос на газ на внутреннем и внешнем рынках никогда не подвергалась сомнению. В 2007 г. ОАО «Газпром» совместно с Администрацией ЯНАО, используя результаты многолетних исследований по созданию научных основ проектирования, технологических, природоохранных и технических решений по обустройству месторождений и строительству газопроводов на полуострове Ямал, скорректировали проект «Программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий»

Полуостров Ямал отличается достаточно низкой развитостью транспортной инфраструктуры. Масштабное промышленное освоение региона невозможно без соответствующего развития авиационного и железнодорожного сообщения. В настоящее время доставка значительного объема грузов на Ямал осуществляется морским транспортом в период летней навигации через порт Харасавэй. Для обеспечения возможности круглогодичных грузопассажирских перевозок на полуостров Ямал необходимо было строительство новой железнодорожной линии «Обская - Бованенково» протяженностью 525 км. Строительство дороги осуществлялось компанией «Ямалтрансстрой», которая выиграла тендер газовой монополии на реализацию проекта «Новая железнодорожная линия Обская -Бованенково».

Мегапроект «Ямал» также предполагает строительство завода по производству сжиженного природного газа на основе Южно-Тамбейского газового месторождения, запасы которого оцениваются в 1,3 трлн. кубометров. В июле 2011 г. комиссия

правительства России по контролю за иностранными инвестициями одобрила сделку по покупке компанией Total 20% акций российской компании «Ямал-СПГ», владеющей лицензией на разработку крупного Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. Контролирующим акционером «Ямал СПГ» является компания «НоваТЭК» [9].

Мегапроекты России должны стать мощным стимулом для развития отечественной науки и модернизации российской промышленности. Значение богатейших запасов полезных ископаемых в регионах для нашей страны трудно переоценить. Социально-экономическое развитие России, рост благосостояния граждан невозможны без соответствующего энергетического обеспечения. Для выполнения закладываемых в энергетической стратегии до 2030 года темпов и параметров увеличения добычи природного газа государство активно вовлекает местные органы власти, крупнейшие российские и зарубежные компании, проводит тендеры среди компаний для выполнения определенных задач.

Литература

1. Братчикова В. Мегапроекты России: тендем государства и бизнеса // Парламентская газета на Дальнем Востоке. 2008. № 9(252).

2. Вижина И.А., Кин А.А., В.Н. Харитонова Проблемы государственно-частного партнерства в стратегических проектах Севера // Регион: экономика и социология. 2011. № 4.

3. Ишаев В.: Перспективы дальнейшего развития ДВ связаны с реализацией мегапроектов// http://skatr.ru.

4. Коваленко А. «Terra energia» // Эксперт. 2011. № 38.

5. Матвеев А.С. Государственно-частному партнерству - развиваться / Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации. 2010. № 11.

6. Спиридонов А.А. Государственно-частное партнерство: понятие и перспективы совершенствования законодательного регулирования, Актуальные проблемы социально-экономического развития Росси // http://pppcenter.ru

7. Запустить мегапроекты / Дальневосточный капитал. 2008. № 10.

8. Мегапроект «Ямал». Взгляд в будущее / Уральский федеральный округ. 2009. № 11-12.

Н.А. Довыденко

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ В РФ

STATISTICAL STUDY OF DIFFERENTIATION OF CONSUMPTION IN RUSSIA

Аннотация: в последние годы интерес к статистике потребления населения существенно вырос. Одним из наиболее важных направлений исследования потребления является изучение его дифференциации и выявление наиболее значимых факторов, влияющих на неравенство потребления. Анализ дифференциации потребления позволяет выявить глубину (степень) различий в потреблении отдельных групп населения, разработать основные концепции социально-экономического развития страны, а также обеспечить сопоставимость потребления и уровня жизни населения разных стран.

© Н.А. Довыденко, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.