УДК 316
Васильев Дмитрий Васильевич
РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ РОССИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Vasilyev Dmitry Vasilyevich [email protected]
APPLICATION OF SCIENTIFIC CONCEPTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND AXIOLOGICAL THEORIES IN RUSSIA AS A FACTOR OF EFFICIENT RESOLUTION OF GLOBAL ISSUES OF THE CONTEMPORARY WORLD
Аннотация:
В научной статье проводится систематизация вклада российских ученых для решения глобальных проблем в современном мире. Рассмотрены механизмы успешной реализации в России научных концепций об устойчивом развитии цивилизации и аксиологических теорий. Показан вклад по реализации данных концепций в РФ и на международном уровне.
Ключевые слова:
система духовно-нравственных ценностей, аксиологические концепции, ноосферная футурология, учение В.И. Вернадского о ноосфере, устойчивое развитие ноосферной цивилизации, меха-низмы реализации в России научных концепций об устойчивом развитии цивилизации и аксиологических теорий.
Summary:
The article systematizes a contribution the Russian researchers made to the resolution of the global problems of the contemporary world. The author considers mechanisms of application of the scientific concepts of sustainable development and axiological theories in Russia. The contribution to the implementation of these conceptions in Russia and at international level is revealed.
Keywords:
moral values system, axiological concepts, noosphere futurology, teaching of V.I. Vernadsky about noosphere, sustainable development of noosphere civilization, mechanisms of implementation of scientific concepts of sustainable development and axiolog-ical theories in Russia.
В современном мире существует множество проблем: ограниченность сырьевых ресурсов; экологическая, демографическая и проблема социально незащищенных слоев населения, наличие международных конфликтов, проблема поддержания здоровья у населения и другие. Решение данных вопросов одинаково важно для всех государств мирового сообщества, так как планета представляет собой сложную систему с взаимосвязанными между собой частями в виде природных явлений, социальных отношений. Каждая проблема может оказывать прямое и косвенное влияние на мир. Поэтому очень важен продуктивный диалог между государствами по обеспечению стабильного устойчивого развития современной цивилизации с помощью совместного решения проблем, стоящих перед мировым сообществом. В этом диалоге России очень важно занимать свое достойное место, иметь международный авторитет и признание, представлять свою позицию по решению актуальных проблем современности и предлагать необходимые пути их решения. В диалоге культур между странами должно происходить взаимодействие систем ценностей.
Общечеловеческие духовно-нравственные ценности являются общими для всех народов и государств. Они выражаются в определенных формах, свойственных культурам народов, соответствующих историческому пути развития. К общечеловеческим ценностям относятся: доброта, бережное отношение к природе, любовь, красота, стремление к прекрасному, дружба, сострадание, понимание, взаимопомощь и другие. Признание общечеловеческих духовно-нравственных ценностей для всего человечества является важным фактором, необходимым для взаимодействия и сотрудничества государств. В связи с этим, актуальной задачей современности является построение международных отношений, основанных на взаимном сотрудничестве, взаимопонимании, взаимодействии культур народов с целью обеспечения стабильного развития, благополучия для всех людей планеты. Необходимо создание условий для мирного прогрессивного развития культуры каждого народа и сохранение окружающей природной среды для жизни и здоровья людей.
Для решения глобальных проблем и обеспечения экологического равновесия в ноосфере необходимо рассматривать научные концепции устойчивого развития, связанные с учением В.И. Вернадского во взаимосвязи его с аксиологическими теориями о системах духовно-нравственных ценностей. Вначале раскроем смысл и значение первых концепций, затем перейдем к рассмотрению вторых. Научные знания о взаимосвязи природы и отраслей народного хозяйства, законах развития природы и хозяйственной деятельности человека выражаются в учении о ноосфере.
В.И. Вернадский выделил ноосферу как целостную оболочку Земли, основанную на хозяйственной деятельности человека по преобразованию природной среды, обозначив ее как сферу разума. Он утверждал, что воздействие человека на природу носит планетарный характер, раскрывая взаимосвязь хозяйственной деятельности человека и природной среды. В.И. Вернадский обозначил законы развития природы и законы взаимодействия между природой и цивилизацией, которые необходимо учитывать для
поддержания баланса и равновесия в ноосфере. В его учении природа и природные компоненты являются важными для обеспечения жизни и деятельности человека. Воздействие человека на природу, по теории В.И. Вернадского, осуществляется с помощью сложной системы технологий и коммуникаций, в которой орудия и продукты труда имеют значимость для благополучия и комфорта человека. Обеспечение стабильного существования ноосферы является важной задачей, необходимой для полноценного и благополучного развития общества [1]. Только при сотрудничестве между странами, основанном на взаимном признании и уважении культур народов возможна организация совместной деятельности по поддержанию ноосферы в порядке. «Сфера разума» является общей для всех стран и народов, поэтому нуждается в сознательном отношении государств, народов и каждого человека.
В России к настоящему времени на основе учения о ноосфере В.И. Вернадского сложились научные теории, в соответствии с которыми организуется активная деятельность по решению проблем человечества. В настоящее время рядом ученых разрабатываются концепции, основанные на переходе общества на стратегию устойчивого развития ноосферной цивилизации. В их теориях уделяется внимание сохранению ноосферы на основе соблюдения законов общественного развития, законов развития природы и ноосферы. Эти подходы основаны на соблюдении гармонии между обществом и природой.
Научные аспекты перехода к стратегии устойчивого развития обосновываются учеными Л.С. Гординой, В.Н. Василенко, Г.М. Имановым, Г.Н. Бичевым. В их исследовании футурологически обоснована необходимость обеспечения равной безопасности поколений народов в регионах планеты, предложены ноосферные инструменты преодоления экологического кризиса, механизмы по созданию оптимальных условий общественного развития [2]. Российские ученые А.Д. Урсул, Т.А. Урсул, В.Г. Тупало, А.А. Энгель утверждают, что необходимо признание ноосферного статуса и функции научных знаний, внедрение их в систему образования, реализация концепций, обеспечивающих экологическое равновесие, в деятельности общественных организаций [3].
Рассмотрим аксиологические концепции Г.П. Выжлецова и В.П. Тугаринова. Необходимость использования этих теорий при организации хозяйственной деятельности связана с тем, что при высоком уровне духовно-нравственных ценностей в обществе и социальных общностях происходит сознательная, ответственная и хорошо организованная деятельность по сохранению природы, природных богатств, по созданию условий для благополучия и успешной деятельности населения. Г.П. Выжлецов, В.П. Тугаринов в своих теориях ценностей отразили взаимосвязь ценностей всех сфер общественной жизни в единую систему. Геннадий Павлович выделил следующие уровни ценностей сфер общественной жизни: духовные, социальные, экономические, ценности материальной культуры. Он рассматривает систему ценностей на основе того, что в человеке взаимосвязаны три составляющие: жизнь, сознание и духовность. Духовность он рассматривает, как внутреннюю основу ядра культуры [4]. Тугаринов выделил следующие уровни ценностей различных сфер общественной жизни: материальные, социально-политические, духовные. Заслуга Василия Петровича состоит в том, что он обращает внимание на ценности, которые связаны с целями общественного развития на конкретном историческом этапе. Тугаринов исходил из того, что все ценности, необходимые для людей, должны быть неразрывно связаны с личностью и быть ей полезны. Каждая сфера народного хозяйства обладает свойственными ей ценностями, необходимыми для ее функционирования. При организации хозяйственной деятельности необходимо опираться на эти ценности, учитывая их во взаимосвязи, способствовать их гармоничной реализации в системе общественных отношений. Ценности должны функционировать в гармонии и взаимосвязи, в соответствии с ними будет осуществляться хозяйственная деятельность человека [5].
На основе анализа рассмотренных научных концепций целесообразно выделить определенные механизмы, приближающие общество к достижению устойчивого развития ноосферной цивилизации с гармонией общественной жизни и природы. К этим механизмам относятся следующие:
1. Создание саморегулирующихся культурных ландшафтов в форме городов, заводов, объектов хозяйственной деятельности и культурного отдыха.
2. Сохранение и приумножение культурного наследия.
3. Природоохранная и организующая деятельность государства.
4. Создание безотходных и малоотходных производств.
5. Международное сотрудничество по решению глобальных проблем, сохранению и приумножению культурного наследия, обеспечению устойчивого развития.
6. Формирование ноосферного сознания устойчивого развития у населения с помощью образования и просвещения.
7. Утверждение и соблюдение норм права, направленных на устойчивое развитие ноосферы, благополучие населения и сохранение окружающей природной среды.
Рассмотрим реализацию в России некоторых механизмов. Примером успешной реализации механизма по созданию саморегулирующихся культурных ландшафтов является комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, комплекс дамб и смежных гидротехнических сооружений. Данная искусственная система представляет собой техногенное сооружение, которое выполняет сразу несколько функций. К ним относятся: распределение стока Финского залива и Невы, что препятствует наводнениям; транспортное сообщение с организованной системой дорожного движения; природоохранная функция, обеспечивающая очистку сточных техногенных вод, а также свободное перемещение водных обитателей между Финским заливом и Невой. Санкт-Петербург является примером реализации механизма сохранения культурного наследия. В городе в первозданном виде сохранились исто- 35 -
рические памятники, в том числе Екатерининский дворец, Зимний дворец, памятник Петру I, достопримечательности Кронштадта и Петергофа, прекрасные сооружения набережных, каналов, мостов и многое другое. Сама атмосфера преданности традициям прошлого и открытость к инновациям располагает к высокой эстетической, моральной и научной оценке достижений Санкт-Петербурга.
Механизм по сохранению культурного наследия раскрывается во всех сферах общественной жизни России. РФ в международном сотрудничестве, в деятельности международных организаций представляет интересы населения, открывает перед мировым сообществом своеобразный облик российской культуры с присущей ей системой духовно-нравственных ценностей. Российская культура представляет собой объединение культур народов Российской Федерации, имеет долгий путь совместного развития и взаимодействия культур, в результате которого сформировалась культура народов современной России.
Каждый народ нашей страны имеет свою уникальную культуру. Дружба народов и взаимодействие культур является важнейшей ценностью, необходимой для стабильного развития, благополучия нашего государства и обеспечения вклада в мирное развитие мирового сообщества. Духовнонравственные ценности российской культуры отражены в произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, архитектуры, в достижениях науки и общественной мысли. В современной России для организации благоприятных условий для жизни и деятельности людей необходимо учитывать особенности культуры, традиций, образа жизни, мировоззрения, системы ценностей населения и российскую действительность, основанную на сложной многообразной картине особенностей хозяйства в разных регионах страны.
Механизм международного сотрудничества по решению глобальных проблем, сохранению и приумножению культурного наследия и обеспечению устойчивого развития представлен участием России в деятельности международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, АТЭС и других.
Международные организации проводят важнейшие актуальные конференции. По инициативе российских ученых на третьем Международном ноосферном форуме «Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI в.», который проходил 1-3 ноября 2011 г. в Санкт-Петербурге, был принят проект Ноосферной декларации безопасности граждан глобального общества. Проект был разработан профессором В.Н. Василенко, должен выполнять функцию мониторинга безопасности настоящего и будущих поколений народов во взаимосвязи с биосферой Земли. Он разработан согласно теории ноосферной футурологии. В проекте раскрывается системный подход к ноосфере с соблюдением правил пользования природой, законов развития ее и общества, прав личности во всех государствах, признания и реализации системы духовно-нравственных ценностей при международном сотрудничестве. Он был подготовлен для предоставления Россией на конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20», которая состоялась 13-17 июня 2012 г. в Бразилии в Рио-де-Жанейро [6]. В конференции приняли участие представители многих стран. На саммите российскими учеными вместе с учеными других стран были определены совместные действия государств, направленные на решение глобальных проблем человечества, инновационное развитие и модернизацию производств в рамках природоохранной деятельности, формирование правовой основы организации деятельности людей, обеспечение устойчивого развития цивилизации на основе международного сотрудничества и формирования целостной оптимально функционирующей ноосферы - основы стабильности и процветания человечества в будущем.
Таким образом, Россия занимает активное место на мировой арене по системному решению важнейших задач, стоящих перед человечеством. Россия организует работу по реализации идей гармоничного развития общества в ноосфере на государственном уровне и на уровне международного сотрудничества. Российское общество опирается на научные концепции устойчивого развития ноосферной цивилизации. Важно совмещение этих теорий с аксиологическими концепциями. Их успешная реализация осуществляется с помощью рассмотренных механизмов. Российская культура является примером мирного взаимодействия и развития культур разных народов. Общество России в международном сотрудничестве представляет интересы ее народов и реализует свою позицию, участвуя в деятельности международных организаций (ООН, ЮНЕСКО). РФ переходит вместе с мировым сообществом на новый уровень организации хозяйственной деятельности, в котором учитывается системное развитие ноосферы.
При международном сотрудничестве по данному направлению перед Россией и государствами мира открываются перспективы для реализации оптимального развития цивилизации с обеспечением сбалансированного взаимодействия между обществом и природой.
Ссылки:
1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / редкол.: А.Л. Яншин, С.Р. Микулинский, И.И. Мочалов; сост. М.С. Бастракова и другие. М., 1988.
2. Гордина Л.С., Василенко В.Н., Иманов Г.М., Бичев Г.Н. Россия и земляне перед выбором. Ноосферная этикоэкологическая Конституция человечества: основы безопасности государств и мониторинг устойчивого развития цивилизации. СПб., 2011.
3. Урсул А.Д., Урсул Т.А., Тупало В.Г., Энгель А.А. Устойчивое развитие, безопасность, ноосферогенез. М., 2008.
4. Выжлецов Г.П. Общечеловеческие ценности и культура России // Возрождение культуры России: истоки и современность. СПб., 1993.
5. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960.
6. Василенко В.Н. Ноосферная футурология: мониторинг безопасности граждан глобального общества // Философия и общество. 2012. № 4. Октябрь-Декабрь.