УДК 378 НИКОЛАЕВ В.A.
доктор педагогических наук, профессор, кафедра методики и технологии социальной педагогики и социальной работы, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail [email protected] ГРИНЕВА Е.А.
старший преподаватель, кафедра методики и
технологии социальной педагогики и социальной
работы, Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева
E-mail [email protected]
ОЛЕВСКАЯ И.А.
старший преподаватель, кафедра гражданско-правовых дисциплин Московский областной филиал аккредитованного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-юридический университет» E-mail [email protected]
UDC378 NIKOLAEV V.A.
Doctor of Education, professor, department of Methods and Technology of Social Pedagogy and Social Work, Orel State
University
E-mail [email protected] GRINEVA E.A.
Senior lecturer, department of Methods and Technology of Social Pedagogy and Social Work, Orel State University E-mail [email protected] OLEVSKAYA I.A.
Senior lecturer, department of Civil Disciplines Moscow regional branch of the accredited private educational institution of higher education "Moscow Financial and Law
University" E-mail [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL IDEA IN MODERN EDUCATION
Статья посвящена разработке национальной идеи в системе отечественного образования. Актуальность построения системы образования на национальной основе вытекает из опыта мировых держав, опирающихся на народные традиции, качества национальной психологии. Важнейшими условиями самобытности нации является сохранение языка, национальных традиций, народной культуры, прогрессивных черт национальной психологии. Разрушение национальной культуры, устоев русской нации привело к утрате национальных корней, деформации менталитета современных россиян. Национальная система образования включает элементы: методологические основания, цель, основные идеи, принципы построения, ведущие тенденции; совокупность образовательно-воспитательных программ, построенных на основе базисного и национально-регионального компонентов; образовательно-воспитательные учреждения.
Ключевые слова: национальная система образования, национальная психология, народная культура, содержание образования, учебно-воспитательная работа, образовательные учреждения.
The article is devoted to the development of the national idea in the system of national education. The urgency of building an education system on a national basis follows from the experience of world powers, based on folk traditions, the qualities of national psychology. The most important conditions for the nation's identity are the preservation of the language, national traditions, folk culture, progressive features of national psychology. The destruction of the national culture, the foundations of the Russian nation led to the loss of national roots, the deformation of the mentality of modern Russians. The national education system includes elements: methodological grounds, purpose, basic ideas, principles of construction, leading trends; a set of educational and educational programs built on the basis of basic and national-regional components; educational and educational institutions.
Keywords: national education system, national psychology, folk culture, educational content, teaching and educational work, educational institutions.
Мировой опыт убеждает в том, что возрождение могущества ряда государств, даже после десятилетий упадка, в многом связано с опорой на исконно национальные ценности. К ним традиционно относятся: язык, национальная психология, народная культура и др. Как показывают исследования историков прогресс России в начале ХХ века во многом был связан с ориентацией государства на лучшие русские качества: трудолюбие, доброта, соборность,
религиозность, честность и др. Духовно-идеологической основой этих качеств является православная вера, которая воплощается в народной культуре, традициях, обычаях, нравах, образе жизни, межличностных отношениях, отношении к государству, труду, семье, самим себе.
Об этом же свидетельствует опыт ряда передовых государств (Германия, Япония, Южная Корея и др.), которые восстановили свою экономику, национальную иден-
© Николаев В.А., Гринева Е.А., Олевская И.А. © Nikolaev V.A., Grineva E.A., Olevskaya I.A.
тичность, хотя сильно пострадали после второй мировой войны. Опираясь на ведущие качества менталитета, национальную культуру, которые передаются последующими поколениями как программа жизнедеятельности отдельных людей, так и нации, в целом эти государства сумели выйти в число передовых экономик мира. Освоение народной культуры, традиций народа обеспечивает восстановление менталитета нации, прогрессивных черт национальной психологии. Это во многом обеспечивает бесконфликтную жизнедеятельность среди представителей своей нации, т.е. выступает в роли «защитного пояса» личности. Современная массовая культура, в отличие от народной, национальной культуры пробуждает преимущественно инстинкты, а не позитивные эстетические чувства. В результате заимствованные, неадаптированные культурные ценности других народов, размывают основы национальной психологии и поэтому не могут интегрировать позитивные национальные качества. Другим защитным поясом, который условно называют биологическим, является окружающая природа, климатические условия, которые в сочетании с народной культурой, обеспечивают сохранение ведущих ментальных качеств, социальное развитие личности.
Как показывает реальная жизнь национальных республик, государств, важнейшими условиями национальной идентичности является сохранение языка, национальных традиций, этнической культуры, ведущих национально-психологических качеств. Ведущими качествами национальной психологии славянских народов традиционно являются соборность, религиозность, трудолюбие, гостеприимство, доброжелательность, честность, эмоциональность, свободолюбие, патриотизм, чувство собственного достоинства и др. Они развивались как следствие проживания наших предков в условиях довольно сурового климата, частых угрозах и нападений армий воинственных государств, а также благодаря сохранению этнических основ народной и национальной культуры. Современная жизнь убеждает в том, что их забвение активизирует стремление к массовой культуре, приводит к утрате национального самосознания, деградации лучших качеств менталитета. В результате народ лишается своих лучших черт, этнической самобытности и начинает постепенно деградировать.
Недостаточное внимание государства к знакомству молодежи с народной, национальной культурой, устоями, традициями русских привело к утрате национальных корней, деформации русского менталитета. У части молодых людей появился ряд отрицательных качеств: нежелание работать, добиваться чего-либо за чужой счет, безнравственность, цинизм, антипатриотизм, социальная апатия, жестокосердие к окружающим людям, снижение уровня знаний, интеллекта, культуры. По данным социологов часть русских людей имеет сегодня этнически нивелированное сознание [4]. Исторический опыт передовых стран убеждает в том, что это негативно сказывается на исторической, экономической, политической перспективах. Продолжение политики национального нигилизма грозит русскому народу потерей национальной самобытности. Не случайно, в последние десятилетия Россия как мировая держава перестает играть какую-либо значимую роль в мировом сообществе. С нами перестают считаться даже бывшие братские государства, начинают относиться как к
государству третьего мира. И дело не только в санкциях или экономическом отставании. Гораздо важнее, что мы как нация перестали себя уважать.
Для изменения такого положения отечества на мировой арене, нашему обществу нужны активные, деятельные, образованные гражданине-патриоты, обладающем лучшими чертами национального характера. Опыт национальных школ убеждает в том, что воспитание такой личности в большой степени достигается в условиях диалога народной культуры и традиционных и инновационных форм образовательно-воспитательной работы. Развитие творческой индивидуальности невозможно без освоения общечеловеческого культурного наследия. Исследованиями (Г.Н. Волков, О.В. Лебедева, Л.П. Мартемьянова и др.) установлено, что приобщение к ценностям мировой культуры проходит значительно эффективней, если оно опирается освоение народной культуры [1].
Сегодня в России наблюдается подъем интереса, потребности людей в осознании своей национальной принадлежности. Это позитивно сказывается на стремлении широких масс населения в возрождении, освоении и осмыслении народной и национальной культуры. Вырос рейтинг теле и радио передач, освещающих национальные песенные, музыкальные, праздничные, игровые народные традиций. Этот интерес обусловлен не только годами забвения, но адекватностью народной культуры темпераменту и характеру нации. Актуализация народной культуры, по нашим данным [3], способствует пробуждению лучших национальных качеств.
По данным исследований, освоение народной культуры, истории, традиций способствует познанию сущности национальной психологии, развитию национального самосознания. Этот процесс целесообразно начинать с детского возраста. Известно, что нация сохраняется, пока в детях живы национальные черты. Развивая идеи К. Д. Ушинского о народности воспитания [5], педагогическая наука (А. Э. Измайлов, В. А. Николаев, М. И. Стельмахович, Я.И. Ханбиков и др.) установила, что национальная школа, в частности, русская должна стать школой познания русской культуры и цивилизации [3]. Содержание учебно-воспитательной работы должно включать знакомство с основными жанрами народной культуры, историей государства, науки [2]. По данным исследований, насыщение учебных предметов национальными компонентами содержания, способно превратить школы в национальные образовательные учреждения [6].
Результаты исследований (В.К. Шаповалов, М. Г. Харитонов и др.) убеждают в перспективности этнокультурной направленности образования. Ориентация школы на национальную культуру является важнейшим условием сохранения, развития и освоения детьми этнической культуры, формирования национального самосознания [7]. Национальная школа способна воспитать личность с положительной этнической самоидентификацией в духе гражданского и национального патриотизма, национальной гордости и достоинства.
Социологическими исследованиями отмечен ряд факторов, сдерживающих развитие национальной школы. Анализ учебных планов выявил ряд противоречий в актуальности возрождения национальных школ и современным положение дел. В частности, а) в целях воспитания и
образования национальные ориентиры выражены не вполне отчетливо; б) доля национальных и региональных компонентов в содержании образования и воспитания крайне незначительна; в) формы и методы учебной и внеучебной работы часто не соответствуют особенностям национальной психологии; г) нет преемственности в постижении национальной идеи в различных образовательных учреждениях; д) имеет место неподготовленность педагогов к созданию и реализации национально ориентированной системы образования и др.
Социальный заказ общества, потребность возрождения России как мировой державы с одной стороны и неготовность системы образования к учету национальных особенностей с другой обусловили актуальность разработки национальной идеи в системе современного российского образования.
Национальная система образования включает в себя использование национально-регионального компонента образования в формулировании целей, создания идеалов, определении идеологических, методологических оснований, содержании, средствах, методах образовательно-воспитательной деятельности образовательных учреждениях всех уровней, подготовке педагогических кадров, семейном воспитании.
Цель данного исследования - разработка национальной идеи для системы образования в Российской Федерации.
Исходя из проблемы и цели исследования определены его задачи:
- определить сущность понятия «национальная система образования», выявить его составляющие: цели, задачи, содержание, средства;
- рассмотреть идеологические, методологические основы национальной системы образования;
- проанализировать прогрессивные в современных условиях качества менталитета русского народа для уточнения целей воспитания, специфики его содержания и особенностей функционирования;
- обобщить опыт создания и деятельности национальных образовательных учреждений, действующих на основе традиционного народного воспитания;
- сформулировать идеи, закономерности, принципы, понятия как составляющие содержания национальной системы образования и воспитания;
- выявить и раскрыть качества педагога, способного организовать процесс обучения и воспитания в рамках национальной системы образования,
- определить структуру и содержание деятельности всех институтов образования и воспитания ребенка от рождения до получения высшего образования в рамках национальной системы образования;
- разработать концепцию и содержательное наполнение национально-региональными компонентами основных школьных дисциплин.
Национальная система образования включает следующие элементы:
методологические основания, идеи, принципы построения, тенденции развития;
совокупность образовательно-воспитательных программ, построенных на основе базисного и национально-регионального компонентов;
систему образовательно-воспитательных учреждений, реализующих эти программы.
Методологические основания российской национальной системы образования:
духовно-нравственной основой российского национального образования должны стать основные мировые религии;
содержание национального образования определяется единством обучения и воспитания, сердцевиной которых является национальная культура с использованием передовых научных достижений человечества;
основой становления совершенной личности должно стать изучение родного языка, истории, культуры;
естественно-математических дисциплины следует ориентировать на развитие интеллектуальных и творческих сил ребенка с обеспечением глубокой научно-методологической подготовки;
значительное место в системе национальной системы образования должно занимать трудовое обучение и воспитание как основа будущего благосостояния в соответствии с возможностями и потребностям ребенка;
значительное внимание следует уделять укреплению здоровья, гармоничному физическому развитию каждого ребенка, в соответствии с его возможностями, приобщению к здоровому образу жизни;
эстетическое воспитание, пронизывающее все стороны деятельности образовательных учреждений, с целью формирования эстетических идеалов, соответствующих национальным традициям;
создание наиболее благоприятных условий для развития индивидуальности, талантов каждого ребенка, развития в нем лучших национальных качеств для обеспечения его продуктивного, бесконфликтного, гармоничного существования в современном обществе;
обеспечение гуманного взаимодействия здоровых детей и детей с особыми образовательными возможностями, ограниченными возможностями здоровья возможностей в рамках инклюзивного образования.
Ведущие идеи национальной российской школы: величие России и гражданского долга перед ней каждого гражданина страны;
специфика целей, содержания, средств обучения и воспитания согласуется с особенностями национальной культуры,
самостроительство личности с ее ориентацией на активную гражданскую позицию, традиционные национальные, региональные, семейные ценности и нормы;
всестороннее развитие ребенка с учетом его задатков, возможностей как необходимое условие подготовки к жизни, воспитание совершенной личности;
гуманизм как ведущий принцип образовательно-воспитательной работы, предполагающий преимущественно незаметное воспитательное влияние на ребенка;
опора на оптимистически-дифференцированный подход в образовательной деятельности, предполагающий освоение материала на практическом, базовом и продвинутом уровнях;
половая дифференциация образования и воспитания; активная связь образовательных учреждений с обществом, другими образовательными учреждениями, социальным окружением;
активная связь с природой;
гармония с самим собой, обеспечение хорошего физического и психического здоровья;
подготовка ребенка к бесконфликтному включению во все основные виды трудовой деятельности;
Цель национальной системы образования России состоит развитии личности гражданина-патриота, освоившего духовное, культурное, научное наследие народов России, достижения мировой цивилизации, способного к творческому самоопределению в обществе, полноценному труду, сотрудничеству во всех сферах жизнедеятельности, бесконфликтному взаимодействию. Задачи национальной школы:
формирование нравственно-духовной зрелости личности каждого ребенка;
развитие национального самосознания, воспитание уважения к своему народу, его истории, культуре, а также другим нациям и народностям России, окружающему миру;
воспитание личности с положительной этнической самоидентификацией, развитым национальным самосознанием;
формирование гражданского и национального патриотизма,
формирование любви к малой родине, всей России, уважительного отношения ко всем российским народам;
полноценное интеллектуальное развитие на уровне высших пределов возможностей, задатков, способностей;
глубокое освоение достижений мировой науки и культуры.
Принципы национальной системы образования: национальной самобытности; системности и целостности; диалога культур;
гармонии индивидуальности и соборности; природосообразности; раннего начала воспитания и обучения; связи образования с жизнью и трудом; гуманистического отношения и взаимного уважения; оптимистичности и взаимного уважения. Ведущие тенденции развития национальной системы образования:
национальная система образования охватывает весь период становления личности от внутриутробного этапа до получения высшего образования;
совершенствование деятельности образовательно-воспитательных учреждений от дошкольного образования, до университетов на основе национальной и народной культуры;
учет и противодействие негативным факторам воспитания и развития личности от семьи до средств массовой информации
ранее начало обучения и развития личности путем использования адекватных возрастным особенностям методов и средств;
национальная система образования ориентирована на подготовку подрастающего поколения на уровне передовых, инновационных отраслей и технологий;
использование в учебном процессе наиболее прогрессивных традиционных и инновационных образовательных технологий, максимально содействующих освоению научных знаний и всестороннему развитию всех сфер личности;
ориентация преподавания основ наук на овладение детьми необходимыми научными знаниями, учебными умениями и навыками, на знакомство с методологией науки;
итогом изучения научных дисциплин является целостная научная картина мира, развитие психических процессов, задатков, наклонностей, интересов личности;
дифференцированно-уровневый подход при изучении различных учебных дисциплин;
знакомство детей с научным и жизненным подвигом отечественных и зарубежных ученых, исследователей.
Подходы к формированию содержания образования в национальных образовательных учреждениях:
приоритетность русского языка и литературы с правом изучения родного языка представителями наци;
знакомство с подлинной историей своего народа в контексте с историей России;
получение представления о народных традициях, духовной и материальной культуре, народных промыслах;
отражение в содержании соответствующих учебных предметов сведений о российских, а также местных ученых, писателях, выдающихся россиянах, земляках;
научно-прикладной подход в формировании содержания учебных дисциплин;
изучение основных мировых религий с ориентацией на их духовно-нравственные основы.
Особенности организации учебно-воспитательной работы в различных образовательных учреждениях национальной системы образования.
Задачи воспитания и обучения детей в детском саду: раннее развитие психических процессов и сфер личности на основе преимущественно фольклорного, материала, дидактических игр и игрушек;
элементарное обучение с использованием фольклорного материала, игровых форм и методов;
предварительное знакомство с народными традициями, праздниками, промыслами, фольклором;
воспитание доброжелательности, общительности, отзывчивости на чужое горе с использованием фольклорных произведений народной культуры;
формирование представления о семье, родственных отношениях;
доступное первоначальные сведения о своей нации, народе, России;
закладывание основ уважительного отношения к родителям, старшим, сверстникам;
начальная полоролевая социализация на основе народных традиций, игр, промыслов, адекватных полу видов деятельности;
знакомство с традиционными национальными формами приветствия, обращения, благодарности, взаимопомощи, сотрудничества;
развитие тонкой моторики с использованием народных средств;
дозированное включение элементов традиционных народных способов закаливания, укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни;
активное физическое развитие путем включения в народные подвижные игры, забавы, увеселения.
Задачи воспитания и обучения в начальной школе: формирование национального самосознания, ува-
жения к своему народу, его истории, другим нациям и народностям;
знакомство с выдающимися земляками, их жизнью, становлением, достижениями;
уделение приоритетного внимания в процессе обучения развитию психических процессов на уроках, во внеурочной деятельности с использованием средств народной культуры;
активное насыщение различных учебных предметов фольклорным материалом (пословицами, скороговорками, сказками и пр.);
включение в учебный план новых учебных дисциплин, направленных на изучение народной культуры, истории народа, выдающихся земляков;
развитие эстетических чувств через постижение фольклорных образов, эстетики народной поэзии;
знакомство с народными промыслам, их освоение на уроках технологии;
формирование правильного звукопроизношения с помощью упражнений на основе фольклорных произведений (песен, потешек, прибауток, закличек и др.);
развитие креативности в процессе инсценирования сказок, сочинения, загадок, былин, легенд и пр.;
развитие навыков сотрудничества, взаимопомощи, ответственности за коллектив в ходе участия в командных народных играх;
активное физическое, приобщение к здоровому образу жизни путем включения в учебный процесс подвижных народных игр, народных традиций закаливания;
использование в уроки музыки произведений музыкального, песенного, фольклора, инструментальных произведений, духовных песнопений;
знакомство с правилами традиционного общения, взаимоотношений, поведения, приветствий, свойственных представителю нации.
Задачи обучения и воспитания в основной и средней школе:
высокая степень грамотности, свободное владение литературным языком;
получение навыков каллиграфического почерка; знакомство с лучшими произведениями русской классической прозы и поэзии;
нравственно-эстетический подход в изучении произве-
дений отечественных классиков, с целью познания себя как гражданина, представителя народа, своего места в жизни;
знакомство с основами научного познания в ходе изучения естественно-математических дисциплин, изучение путей научного исследования;
получение представления о вкладе отечественных ученых в исследование конкретных научных проблем различных наук, их достижения в этой сфере, практическое воплощение результатов их исследований, об их научном и гражданском подвиге;
знакомство с эмоционально-ценностной стороной различных учебных предметов, особенно гуманитарных, художественных что является существенным условием их популярности;
отражение в содержании естественно-математических дисциплин задач, составленных на основе народных традиций, фольклорных произведений, сведений из истории народов России;
включение в преподавание учебных предметов естественно-математического цикла народных задач развивающего характера;
активное применение на уроках физической культуры подвижных народных игр, забав, единоборств;
на уроках изобразительного искусства демонстрация красоты, симметрии народных узоров, орнаментов, украшений, традиционных архитектурных решений;
развитие художественного вкуса, приобщения к творчеству путем составления новых узоров, моделирования одежды с национальными элементами, проектирование современных зданий с использованием элементов народного стиля;
на уроках технологии изготовление традиционных произведений народных промыслов (роспись по ткани, холсту, керамике, металлу, резьба по дереву, вышивка, вязание и др.), изготовление и ремонт бытовых приборов, мебели;
на основе регионального компонента содержания образования включение вспомогательных учебных предметов, кружков, факультативов: «Светочи России, «Святыни России», «Отечественные религии», «Народная культура», «История региона», «Народная педагогика, «Национальный танец», «Интеллектуальное развитие средствами народной культуры» и др.
Библиографический список
1. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары. Чувашское книжное изд-во, 1989. 335 с.
2. ИзмайловА.Э. Этика и педагогика семейной жизни: (В представлениях и идеалах народной мудрости). Ташкент: Укитувчи, 1986 . 206 с.
3. Николаев В.А. Усольцева Е.В. Формирование этнопедагогической культуры будущего логопеда в условиях вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017, №3, июль-сентябрь. С. 80-83
4. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Учеб. пособ. М.: Механик,1996, 208 с.
5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1974. Т.1. С.51 - 123.
6. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань, 1967. 232 с.
7. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Авт. дис... докт. пед. наук. М., 1997. 36 с.
References
1. Volkov G.N. Pedagogy of life. Cheboksary. Chuvash Publishing House, 1989. 335 p.
2. IzmailovA.E. Ethics and pedagogy of family life: (In the ideas and ideals of popular wisdom). Tashkent: Ukituvchi, 1986. 206 s.
3. Nikolaev V.A. Usoltseva E.V. Formation of ethnopedagogical culture of the future speech therapist in the conditions of the university // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education. 2017, №3, July-September. Pp. 80-83
4. Sikevich Z.V. Russian national identity (sociological essay). Training Help. M .: Mechanic, 1996, 208 p.
5. Ushinsky KD On the nationality in social education / / Izbr. ped. op. In 2 tons. M .: Pedagogy, 1974. V. 1. C.51 - 123.
6. Khanbikov Ya.I. From the history of the pedagogical thought of the Tatar people. Kazan, 1967. 232 p.
7. Shapovalov V.K. Ethnocultural orientation of Russian education: Auth. dis ... dr. ped. sciences. M., 1997. 36 p.