Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024; 32(sl) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-sl-555-561
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2024 УДК 614.2
Вишневская Н. Г.', Снегирева Ю. Ю.2, Филимонова И. В.3
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
И КАДРОВЫЙ АСПЕКТЫ
'ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия; 2ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени H.A. Семашко» Минобрнауки России, 105064,
г. Москва;
3ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия
В статье рассмотрены ключевые аспекты развития российского здравоохранения через призму реализации Национального проекта «Здравоохранение»: повышение качества жизни россиян с помощью поиска действенных механизмов; получение социального эффекта за счёт использования новых возможностей государства и имеющегося потенциала. В настоящее время обеспечение доступности медицинской помощи для жителей отдалённых местностей, в том числе за счёт развития профилактических мероприятий и использования современных средств диагностики, имеет первостепенное значение для сохранения численности населения и обеспечения благополучия граждан. Сделан вывод о том, что за годы реализации региональных проектов развития здравоохранения были достигнуты значительные позитивные результаты, которые позволили положительным образом повлиять на результативность и качество медицинской помощи, улучшить показатели общей заболеваемости населения.
Ключевые слова: развитие здравоохранение; сохранение населения; национальные проекты; приоритетные направления развития; здоровье и благополучие; повышение продолжительности жизни
Для цитирования: Вишневская Н. Г., Снегирева Ю. Ю., Филимонова И. В. Реализация Национального проекта «Здравоохранение»: территориальный, организационный и кадровый аспект. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024;32(спецвыпуск 1):555—561. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-S1-555-561
Для корреспонденции: Снегирева Юлия Юрьевна; e-mail: [email protected].
Vishnevskaya N. G.', Snegireva Yu. Yu.2, Filimonova I. V.3 IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT «HEALTHCARE»: TERRITORIAL, ORGANIZATIONAL AND PERSONNEL ASPECTS
'Ufa University of Science and Technology, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia;
2N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, 105064, Moscow, Russia; 'Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
The article examines the key aspects of the development of Russian healthcare through the prism of the implementation of the National Project «Healthcare»: improving the quality of life of Russians through the search for effective mechanisms; obtaining a social effect through the use of new state capabilities and existing potential. Currently, ensuring the availability of medical care for residents of remote areas, including through the development of preventive measures and the use of modern diagnostic tools, is of paramount importance for maintaining the population and ensuring the well-be-ing of citizens. In conclusion, it is concluded that over the years of the implementation of regional health development projects, significant positive results have been achieved, which have allowed a positive impact on the effectiveness and quality of medical care, and improve the overall morbidity of the population.
Keywords: health care development, population preservation, national projects, priority areas of development, health and well-being, increasing life expectancy.
For citation: Vishnevskaya N. G., Snegireva Yu. Yu., Filimonova I. V. Implementation of the National project «Healthcare»:
territorial, organizational and personnel aspects. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2024;32(Spe-
cial Issue 1):555-561 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-sl-555-561
For correspondence: Yulia Yu. Snegireva; e-mail: [email protected]
Source of funding. This study was not supported by any external sources of funding.
Conflict of interest. The authors declare no apparent or potential conflicts of interest related to the publication of this article.
Received 06.03.2024 Accepted 07.05.2024
Введение
Приоритетные национальные проекты в условиях развития современного общества, достижений в науке и инновациях выступают в роли эффективного стимулирующего триггера для развития отечественной экономики, инструментом повышения качества жизни российского населения и инвестициями в человеческий капитал. Национальный проект «Здравоохранение»1 разработан и реализуется с целью совершенствования медицинской по-
мощи в российской системе здравоохранения. Ключевыми задачами на пути к поставленной цели являются повышение качества жизни россиян с помощью поиска действенных механизмов, получение социального эффекта за счёт использования
1 Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319209 (дата обращения: 13.03.2024).
новых возможностей государства и имеющегося потенциала.
В условиях негативных последствий пандемии СОУП)-19 обеспечение доступности медицинской помощи для жителей отдалённых местностей, в том числе за счёт развития профилактических мероприятий и использования современных средств диагностики, имеет первостепенное значение для сохранения численности населения и обеспечения благополучия граждан. Направления по формированию сети медицинских организаций первичного звена позволят значительно сократить время ожидания приёма врача, упростить запись к медицинским специалистам, устранить нехватку медицинских кадров.
Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в повседневную практику медицинских организации в сфере здравоохранения призвано создать эффективную систему защиты прав пациентов.
Развитие экспорта медицинских услуг положительным образом оказывает воздействие на отечественный рынок медицинских услуг, формируя свободную конкуренцию, которая стимулирует прогресс в сфере медицины и способствует повышению уровня оказания медицинской помощи как для наших соотечественников, так и для иностранных граждан, пользующихся услугами российского здравоохранения.
Проектами также запланировано снижение смертности от болезней системы кровообращения и новообразований, которые являются сегодня самыми частыми причинами смерти.
Развитие детского здравоохранения, являющегося приоритетным направлением в сфере здравоохранения как в России, так и во всём мире, предусматривает усовершенствование оказания медицинской помощи детям для повышения её доступности и обеспечения профилактики первичной заболеваемости.
Цель исследования заключается в рассмотрении целей и задач региональных проектов развития здравоохранения, анализе достигнутых результатов и перспектив развития в этом направлении.
Материалы и методы
Теоретическую основу исследования составили нормативные правовые документы, регулирующие развитие здравоохранения, работы отечественных авторов, рассматривающих результаты и тенденции в развитии современного здравоохранения [1-3]. Практическая часть исследования опирается на статистические показатели реализации региональных проектов развития здравоохранения2, данные Всероссийского центра изучения общественного мне-
2 Региональные бюджеты по государственной программе «Развитие здравоохранения» 2022 г. и 2023-2024 гг. URL: https:// www.hwcompany.ru/blog/expert/
regionalnye_budgety_razviriye_zdravookhranenya_2022 (дата обращения: 13.03.2024).
ния, представившего результаты опроса об отношении россиян к реализации национальных проектов3, и итоги реализации региональных проектов здравоохранения, опубликованные Министерством здравоохранения РФ4.
В ходе исследования автором были применены методы системного и сравнительного анализа.
Результаты
Для достижения национальных целей развития России, ориентированных на сохранение численности населения, охрану общественного здоровья и благополучие, повышение средней продолжительности жизни наших соотечественников до 78-летне-го возраста до конца 2024 г. и 80-летнего возраста — к 2030 г., в России реализуется одна из ключевых национальных программ социальной ориентации — Национальный проект «Здравоохранение».
По каждому из региональных проектов развития здравоохранения на основе динамики предыдущего периода продолжительностью 5-10 лет были поставлены к достижению региональные целевые значения, которых необходимо добиться до конца реализации приоритетных проектов. В 2019 г. были подписаны региональные соглашения о старте реализации сегментов национального проекта «Здравоохранение» в субъектах РФ. Основной целью региональных проектов также ставится повышение ожидаемой продолжительности жизни населения регионов.
Национальный проект «Здравоохранение» за 6 лет своей реализации призван сохранить более 200 тыс. человеческих жизней, в рамках реализации запланированных мероприятий предполагается осуществить снижение смертности на 17%. Основные мероприятия по снижению показателей смертности направлены на профилактику и борьбу с сердечнососудистыми и онкологическими заболеваниями. Показатели смертности от этих заболеваний должны снизиться на 24 и 8% соответственно.
Паспорт приоритетного национального проекта «Здравоохранение» был разработан Министерством здравоохранения РФ, реализуется в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включает в себя федеральные проекты, указанные на рис. 1.
Региональные проекты развития здравоохранения главный акцент ставят на развитии первичной медико-санитарной помощи. Также в рамках реализации региональных проектов развития здравоохранения планируется обеспечение доступности для
'Национальные проекты-2023: итоги и ожидания // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/
nacionalnye-proekty-2023-itogi-i-ozhidanija (дата обращения: 13.03.2024).
4 Национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография» // Министерство здравоохранения Российской Федерации. URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie (дата обращения: 13.03.2024).
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024; 32(51) БО!: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-sl-555-561
Национальный проект «Здравоохранение»
Развитие детского здравоохранения, создание
современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям
обеспечение доступности и сои нише современной инфраструктуры о качан и я медицинской помощи детям в детских поликлиниках, детских поликлинических отделениях и детских больницах
Обеспечение медицинских организаций системы
здравоохранения квалифицированными кадрами
Развитие национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий
ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и обеспечение высокого уровня квалификации молодых специалистов, приходящих в отрасль здравоохранения
внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов и клинических рекомендаций
Рис. 1. Региональные проекты развития здравоохранения и их цели.
граждан, в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдалённых местностях, медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; охват населения профилактическими медицинскими осмотрами не реже 1 раза в год [1].
Для нашей страны сегодня на первый план выходит проблема разработки и реализации государственной политики, направленной на:
• увеличение доли человеческого капитала в объёме национального богатства;
• повышение отдачи от накопленного человеческого капитала [2].
В этой связи интерес представляет квалификационный рост медицинских работников в рамках реализации региональных проектов развития здравоохранения и совершенствование системы здравоохранения по приоритетным направлениям: профилактика, диагностика, протоколы лечения, система контроля качества и пр.
Необходимо отметить, что наряду с реализацией региональных проектов развития здравоохранения, в регионах с 2016 г. запущен пилотный проект «Бережливая поликлиника» с целью повышения доступности медицинской помощи за счёт оптимизации внутренних процессов работы медицинских
775,3 864.8
Южный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
11риволжекий федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Москва
Рис. 2. Региональные бюджеты по финансовому обеспечению региональных проектов развития здравоохранения, 2021-2022 гг.
организации с минимизациеи потерь времени и ресурсов. Для его запуска были созданы рабочие группы, в задачу которых входит определить проблемные места медицинской организации и вместе с медицинским персоналом разработать пути решения.
Реализация национального проекта «Здравоохранение» взяла старт с января 2019 г., и до начала 2024 г. уже достигнуты большие результаты: по итогам 2023 г. удалось достичь 25 основных показателей национального проекта «Здравоохранение», являющегося самым масштабным инструментом повышения ожидаемой продолжительности жизни населения России. Общий объём региональных бюджетов по государственной программе «Развитие здравоохранения» по планируемым показателям на 2022 г. составил 2394 млрд руб. (рис. 2).
Лидирующие позиции по увеличению бюджетов здравоохранения занимают Белгородская область с увеличением объёмов финансирования сферы здравоохранения на 61%, Республика Крым (рост на 47%), Мурманская область (рост на 36%), Курская
область (рост на 34%) и Новосибирская область (рост на 26%). В Москве объёмы государственной программы «Развитие здравоохранения» также имеют тенденции к росту на 11%, в Московской области — на 8%. В то же время наблюдается и уменьшение бюджетного финансирования региональных проектов развития здравоохранения: в Республике Марий Эл снижение составило 44%, в Республике Ингушетия — 27%, в Еврейской автономной области — 22%, в Томской области — 10%, в Сахалинской области — 8%.
В рамках проектов развития здравоохранения в регионах предусмотрено финансирование различных программ и мероприятий, имеющих прикрепление к разным ведомствам. Так, по государственной программе «Развитие здравоохранения» финансовое обеспечение предоставляется по статьям расходов в направлении работы по молодёжной политике, мероприятиям в сфере образования и т. д. Основная часть расходов, не относящихся непосредственно к здравоохранению, идёт на реализацию направлений социальной политики и предусматривает различные выплаты как медицинскому персоналу, так и некоторым категориям населения. Непосредственно на развитие и функционирование системы здравоохранения в рамках реализации региональных проектов выделяется от 19 до 88% от общего финансирования государственной программы.
Реализация национальных проектов, запущенных президентом России с 2019 г., осуществляется уже в течение 5 лет, и можно подводить промежуточные итоги, в том числе оценивать результаты региональных проектов развития здравоохранения. Важным моментом при оценке проводимых в обществе реформ выступает общественное мнение.
Всероссийский центр изучения общественного мнения в конце 2023 г. представил результаты мониторингового опроса об отношении россиян к реализации национальных проектов. В ходе исследования было опрошено 1600/1600/2000 респондентов в возрасте 18 лет, опрос проводился с 26 ноября по 5 декабря 2023 г. Данные опроса свидетельствуют о том, что за последние 3 года имеет тенденцию к росту средний уровень осведомлённости населения о реализуемых мероприятиях национальных проектов и оценка вклада государства в осуществление отдельных планов по этим проектам. Иными словами, за столь малый период времени национальные проекты стали ближе и понятнее большому числу наших соотечественников, о чём в некоторой степени говорит запрос со стороны общества на продолжение их реализации.
Так, сегодня в числе лидирующих по осведомлённости гражданами о реализуемых национальных проектах следующие:
• демография — 77% опрошенных;
• малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы — 76%;
• безопасные качественные дороги — 74%;
• здравоохранение — 73%;
• образование — 72%.
Рассматривая среднюю информированность по отдельным направлениям национальных проектов
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024; 32(sl) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-sl-555-561
за последние 3 года, следует отметить её рост с 57 до 62%. В то же время осведомлённость граждан о мероприятиях в сфере здравоохранения, в частности, о диспансеризации населения достигла 92%, увеличившись на 6 п.п.
Оценка вовлечённости государства в сферы реализации национальных проектов также показывает позитивные тенденции: средний показатель «стали уделять больше внимания» по различным направлениям работы властных структур и компетентных органов с 2020 г. увеличился с 35 до 48%.
Лидером среди наиболее полезных для российского общества национальных проектов, по версии россиян, стало «Здравоохранение», набрав 31% и опередив «Безопасные качественные дороги» с показателем 29% и «Жилье и городская среда» с оценкой в 19%. Отметим, что пользу от реализации национального проекта «Здравоохранение» чаще отмечают молодые люди в возрасте 18-34 лет, составив 37-45%, россияне с хорошим финансовым достатком (38%), граждане, не имеющие детей (36%), и население Центрального федерального округа (36%).
Несмотря на то, что реализация мероприятий в рамках национальных проектов находит положительный отклик среди наших сограждан, ещё предстоит приложить много усилий для повышения благосостояния и качества жизни российских граждан. В этом солидарны и участники исследования: доля желающих, чтобы национальные проекты продолжили в ближайшие 5 лет своё существование, колеблется в пределах от 72% до 98%, показывая явное преимущество. Отметим, что в числе самых востребованных национальных проектов находится «Здравоохранение» с показателем 98%.
Следовательно, все реализуемые сегодня национальные проекты имеют важность для населения нашей страны, но национальный проект «Здравоохранение» представляет особую важность, ведь благодаря мероприятиям этого проекта, проводимым регионами, удаётся найти решение самых сложных вопросов в отрасли здравоохранения и в вопросах охраны здоровья и повышения качества жизни.
Обсуждение
Национальный проект «Здравоохранение» сегодня является одним из ключевых государственных программ развития здравоохранения в стране и в регионах, помогает оснастить современным оборудованием медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, сделать эффективнее работу медицинских специалистов, доступнее и качественнее медицинскую помощь.
Модернизация организаций первичного звена отечественного здравоохранения -ведущее направление проекта развития здравоохранения. За первые 4 года реализации региональных проектов открыли свои двери для оказания медицинской помощи свыше 1760 фельдшерско-акушерских пунктов и
врачебных амбулаторий. До конца 2025 г. в рамках реализации национального проекта планируется дополнительно ввести в эксплуатацию еще более 3800 фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий, осуществив ремонт и модернизацию 2800 таких объектов. За 2022-2023 гг. в эти медицинские организации было закуплено более 55 тыс. единиц оборудования медицинского назначения и поставлено 11,1 тыс. специализированных автомобилей.
В российском здравоохранении в настоящее время активно развивается направление санитарной авиации, благодаря которому в отдалённых и труднодоступных населенных пунктах у пациентов появилась возможность получить своевременную медицинскую помощь. В 2023 г. медицинские специалисты совершили свыше 10,4 тыс. вылетов, в результате которых было эвакуировано более 13 тыс. граждан, нуждающихся в медицинской помощи.
В рамках направления борьбы с сердечно-сосу-дистыми заболеваниями в субъектах России оснащено 538 специализированных медицинских центров и отделений, подключено 15,2 тыс. единиц медицинского оборудования. Отметим, что реализация этого направления региональных проектов развития здравоохранения на 16,1% позволила увеличить число рентгенэндоваскулярных вмешательств. Реализация проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» предусматривает для пациентов, перенесших инфаркт, аортокоронарное шунтирование, нарушение мозгового кровообращения и другие болезни, что в течение следующих 2 лет им бесплатно выделяются необходимые лекарственные препараты, перечень которых пересматривается и расширяется.
Реализация проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» показала, что отлаженная система медицинской помощи и оснащение медицинской сферы современным инновационным оборудованием способствует росту пациентов, вылечившихся от рака. За период реализации этого направления в рамках региональных проектов были запущены 449 центров амбулаторной онкологической помощи. Планируется, что до конца 2024 г. будут функционировать 540 таких пунктов. За время мероприятий, направленных на развитие отечественного здравоохранения, построены и реконструированы 6 региональных онкологических диспансеров. На конец 2022 г. было завершено переоснащение 215 региональных медицинских организаций, оказывающих помощь больным с онкологическими заболеваниями, введено в эксплуатацию более 12,3 тыс. единиц медицинских изделий, в том числе 763 ед. «тяжёлого» оборудования, включая 191 аппарат компьютерной томографии, 122 линейных установки, 84 аппарата магнитно-резонансной томографии.
Развитие детского здравоохранения — ещё одна важная задача национального проекта по развитию здравоохранения в нашей стране. С целью сниже-
ния младенческой и детской смертности в рамках реализации региональных проектов за последние 2 года открылись 9 обновленных детских больниц, а к 2025 г. будет построено и реконструировано еще 35 объектов детского здравоохранения. Также более 40 человек медицинских специалистов осуществили профессиональную переподготовку в сфере перина-тологии, неонатологии и педиатрии в симуляцион-ных центрах.
Для систематизации медицинской информации в организациях здравоохранения идёт формирование единого цифрового контура, в рамках которого 18,9 млн человек уже смогли протестировать данную услугу в личном кабинете пациента «Моё здоровье» на портале «Госуслуги». Более 1 млн автоматизированных рабочих мест медицинских работников в 2022 г. было подключено к информационным системам во всех регионах страны.
Снижение нехватки медицинских кадров входит в ключевые цели реализации региональных проектов развития здравоохранения. С этой целью успешно развиваются программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер», в которых уже приняли участие свыше 51,7 тыс. медицинских работников. По состоянию на конец 2022 г. количество медицинских специалистов, участвующих в системе непрерывного образования, достигло 1,7 млн обучающихся. За последние 4 года реализации этого направления в рамках региональных проектов здравоохранения численность врачей в государственных медицинских организациях увеличилась до 694 тыс. человек, а средних медицинских работников — почти до 1,5 млн человек.
В настоящее время в России ведут работу 36 национальных медицинских исследовательских центров, сеть которых активно развивается. За 2023 г. в республиках, областях, округах и краях было проведено 129 тыс. консультаций и консилиумов медицинских специалистов с использованием телемедицинских технологий. Среди достижений в этой области отметим введение в действие более 650 систем контроля качества медицинской помощи, 50 новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, технические средства прошли клиническую апробацию. Объёмы оказанной населению в 2022 г. высокотехнологичной медицинской помощи превысили 1,1 млн операций.
В рамках реализации региональных проектов развития здравоохранения следует остановиться и на направлении по развитию экспорта медицинских услуг: в настоящее время создан координирующий центр, который занимается методической поддержкой и координацией реализации проекта «Развитие экспорта медицинских услуг», разрабатывает меры по увеличению экспорта медицинской помощи, информирует граждан о медицинских услугах, оказываемых в организациях здравоохранения России. Объём экспортных медицинских услуг за 2020-2023 гг. в денежном выражении уже превы-
сил 300 млн долл., в рамках этого направления лечение получили свыше 6 млн граждан иностранных государств. С целью повышения осведомлённости о медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях в России, запущен в работу портал «Медицинский туризм в России». Среди востребованных профилей оказания медицинской помощи в региональных центрах следует выделить: профилактические комплексные осмотры (check-up), стоматологическую помощь, лечение по направлениям: офтальмология, травматология, ортопедия, акушерство и гинекология, в том числе использование репродуктивных технологий. В числе федеральных направлений лечения в рамках экспорта медицинской помощи — онкология, офтальмология, травматология и ортопедия, нейрохирургия, эндокринология.
Заключение
В системе российского здравоохранения за годы реализации региональных проектов развития здравоохранения были достигнуты значительные позитивные результаты. Использование региональных проектов для развития здравоохранения вызвано необходимостью воплощения в жизнь приоритетов стратегического значения, которые поставлены перед отечественным здравоохранением с целью формирования системы оказания медицинской помощи населению высокого уровня качества.
Однако остаются ещё актуальные проблемы в системе здравоохранения, основные из которых представляют определённые трудности и требуют применения системного похода в управлении здравоохранением, внедрения эффективных практик профилактической работы, результативности использования искусственного интеллекта, командной работы в медицинской отрасли.
Тем не менее приоритетный национальный проект «Здравоохранение», несмотря на то что не охватывает всех проблем системы здравоохранения, достоин высокой оценки как с позиции важности, так и благодаря достигнутым результатам. Для дальнейшей успешной реализации мероприятий национального и региональных проектов развития здравоохранения важную роль играет информационное обеспечение процесса оказания медицинской помощи и формирование эффективной системы управления системой здравоохранения.
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интереса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Суварова Н. Н. О реализации региональных проектов в рамках национального проекта «Здравоохранение» // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 2. URL: https:// web.snauka.ru/issues/2022/02/97730 (дата обращения: 13.03.2024).
2. Ярашева А. В., Макар С. В. Региональные особенности реализации национального проекта «Здравоохранение»: потребность и доступность квалификационного роста медицинских работников // Экономика. Налоги. Право. 2020. № 13. С. 102-111.
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024; 32(sl) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-sl-555-561
3. Лебедев Н. В., Сокольская Т. И. Анализ эффективности реализации проектного управления здравоохранением в регионе // Лидерство и менеджмент, 2022. Т. 9, № 3. С. 917-932.
Поступила 06.03.2024 Принята в печать 07.05.2024
REFERENCES
1. Suvarova N. N. On the implementation of regional projects within the framework of the national project «Healthcare». Modern scien-
tific research and innovation. 2022;(2). URL: https://web.snauka.ru/ issues/2022/02/97730 (date of access: 03.13.2024). (In Russ.)
2. Yarasheva A. V., Makar S. V. Regional features of the implementation of the national project «Healthcare»: the need and accessibility of the qualification growth of medical workers. Economy. Taxes. Law. 2020;( 13): 102-111. (In Russ.)
3. Lebedev N. V., Sokolskaya T. I. Analysis of the effectiveness of the implementation of project management of healthcare in the region. Leadership and management. 2022;9(3):917-932. (In Russ.)