УДК378:371.015
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
© 2009 Ю.В.Гольцева
Челябинский государственный педагогический университет
Статья поступила редакцию 20.01.2009
Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов. Автором рассмотрены особенности реализации модульной программы в процессе формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов, а также описана взаимосвязь компонентов модульной программы и этапов педагогической технологии формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов.
Ключевые слова: модуль; модульная программа; педагогическая технология; психологическое консультирование; формирование профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов.
Востребованность профессии психолога в современной социокультурной ситуации России является ответом на социальный заказ, связанный с развитием и максимальным использованием ресурсов человека в различных видах социальной практики. Множество сложнейших проблем в разных областях человеческой деятельности сегодня невозможно решить без участия специалистов-психологов. В частности, в сфере образования невозможно обойтись без педагогов-психологов, обладающих глубокой теоретической подготовкой, широкой гуманитарной эрудицией и свободно владеющих практическими умениями и навыками. Многообразие задач и видов практической деятельности педагога-психолога предъявляет повышенные требования к уровню квалификации специалистов.
В настоящее время психологическое консультирование как раздел практической психологии стал актуальным, так как данная деятельность представляет собой процесс психологической помощи человеку в становлении его как продуктивной, развивающейся личности, способной к самопознанию и самоподдержке, выбору оптимальной стратегии поведения и их использованию в реальном межличностном взаимодействии, преодолении
Гольцева Юлия Валерьевна, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и предметных методик. E-mail: [email protected]
возникающих трудностей, ответственному и сознательному отношению к своей жизни.
Тенденция развития психологического консультирования в практике психологической помощи человеку отражается и в современных государственных стандартах высшего профессионального образования. Так, в новых учебных планах происходит увеличение количества часов на предметную подготовку будущих педагогов-психологов, в том числе и по психологическому консультированию.
Актуальность исследования проблемы формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов определяется: о тенденциями в образовании, связанными с необходимостью формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов; о повышением требований к уровню сфор-мированности профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов в связи с изменениями социально-экономических условий в стране; о недостаточной разработанностью проблемы целенаправленного формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов в теории и практике педагогики высшей школы.
Изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике позволило нам сделать вывод о том, что необходимый уровень сформированности профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов требует целенаправленных усилий по его достижению. С этой целью нами была разработана и внедрена педагогическая технология формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов. При этом мы придерживались определения понятия «педагогическая технология», данным ЮНЕСКО, в котором под педагогической технологией понимается педагогически и экономически обоснованный процесс достижения гарантированных, потенциально воспроизводимых запланированных педагогических результатов, включающих формирование знаний и умений, путем раскрытия специально переработанного содержания, строго реализуемого на основе НОТ и поэтапного тестирования.
В качестве теоретико-методологической базы для разработки педагогической технологии формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов нами были определены системный, деятельностный, и личностно-ориентированный подходы, специфичность использования которых заключается в их согласованном сочетании.
Системный подход был рассмотрен нами как общенаучная основа исследования проблемы формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов и позволил: 1) определить основные структурные единицы процесса формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов; 2) установить взаимосвязь этапов формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов; 3) выявить определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на формирование профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов.
Деятельностный подход выступил теоретико-методологической стратегией процесса формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов и в рамках нашего
исследования позволил изучить специфические особенности деятельности всех участников педагогического процесса.
С помощью личностно-ориентированного подхода мы: 1) произвели отбор содержания образования; 2) определили роль, позицию студента и преподавателя в процессе формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов.
Общая идея педагогической технологии формирования профессиональных умений психологического консультирования представляет следующее. Процесс учебной деятельности студентов моделирует этапы психологического консультирования. На каждом ее этапе студенты осваивают определенный способ деятельности, входящий в структуру психологического консультирования.
В структуре технологии формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов мы выделили три учебных этапа: ориентировочный, операционно-деятельност-ный, результативно-корректировочный. Для выделения данных этапов педагогической технологии формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов нами был изучен процесс обучения будущих педагогов-психологов: содержание деятельности студентов и преподавателя, а также формы, методы и средства обучения.
На первом - ориентировочном этапе уточняются основные понятия, как общетеоретические, так и узкопрофессиональные, касающиеся психологического консультирования. Будущие педагоги-психологи получают недостающие исходные знания и представления о предстоящей деятельности психолога-консультанта на том или ином этапе психологического консультирования.
На втором - операционно-деятель-ностном этапе осуществляется управление действиями студентов по решению моделирующих осваиваемую деятельность задач при опоре на технологические карты (ориентирующие средства).
На третьем - результативно-корректировочном этапе проводится анализ результатов решения практических задач психологического консультирования: осуществляется оценка выполненной студентом работы, выявление уровня осознания освоения студентом способа деятельности, устранение затруднений и ошибок.
Конструирование содержания подготовки будущих педагогов-психологов в области психологического консультирования проводилось нами на основе модульной программы, одной из форм структурирования содержания образования выступают модули обучения.
Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где им обозначают относительно самостоятельную часть какой-нибудь системы, несущей определенную функциональную нагрузку. В теории обучения модуль -это определенная «доза» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего специалиста (Ю.Т.Тимофеева).
Таким образом, обучающий модуль - это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных
в результате овладения обучаемыми данным 1
модулем .
При разработке модульной программы нами учитывались специфические принципы модульного обучения: модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического обеспечения 2. При разработке структуры модуля мы опирались на подробное описание ее Н.П.Ря-бининой3, Н.М.Яковлевой4. Структура разработанного нами модуля включала в себя:
о Информационный компонент, состоящий из информационно-теоретического и информационно-методического субкомпонентов, первый из которых предоставлял студентам базовую теоретическую информацию об изучаемой проблеме, второй же раскрывал методику организации и проведения психологической консультации.
Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С.Кукушкина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006.
Юцявичене ПА. Принципы модульного обучения // Советская педагогика. - 1990. - 1.
3 Рябинина Н.П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования школьников: дисс. ... докт. пед. наук. - М.: 1998. - С. 112 - 119.
4 Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. - Челябинск: ЧГПИ, 1991.
Информационные компоненты, несущие на себе определенную смысловую нагрузку, для более четкой организации учебного материала разбиваются на более мелкие структурные компоненты - смысловые ряды и учебные элементы. Под смысловым рядом понимается законченная структурная единица модуля, несущая единую смысловую нагрузку. Учебный элемент -мельчайший компонент модуля, соответствующий содержанию смыслового ряда, конкретизирующий его и отражающий только один элемент информации. о Операционный компонент, предусматривающий возможности для закрепления информации, получаемой за счет информационных компонентов модуля, а также организации деятельности студентов по формированию профессиональных умений психологического консультирования. Операционный компонент состоит из ряда субкомпонентов, содержащих задания для студентов аналитического характера, задания на развитие коммуникативных умений, умений психологического воздействия, задания для самоконтроля. Представленная логика формирования модуля использовалась нами при отборе содержания образования в процессе формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов и нашла воплощение в программе спецкурса «Технология процесса консультирования». Разработанный нами спецкурс «Технология процесса консультирования» может стать дисциплиной, систематизирующей теоретические и методические знания, обеспечивающей формирование профессиональных умений психологического консультирования и владение технологией психологического консультирования. Практико-ориентированный спецкурс «Технология процесса психологического консультирования» состоит из 30 часов и может проводиться для студентов IV и V курсов. Ниже представлены субкомпоненты и смысловые ряды разработанной модульной программы на примере модуля I.
Технология процесса консультирования. Программа спецкурса для будущих педагогов-психологов.
МОДУЛЬ I. Психологическое консультирование как вид практической психологической помощи человеку.
1.1. Информационно-теоретический субкомпонент.
Смысловой ряд 1. Сущность психологического консультирования.
1.1.1. Определение психологического консультирования.
1.1.2. Виды практической психологической помощи человеку.
1.1.3. Отличие психологического консультирования от психотерапии и психокоррекции.
1.1.4. Роли психолога-консультанта и клиента в психологическом консультировании.
1.1.5. Цели и задачи психологического консультирования.
1.1.6. Условия результативности психологического консультирования.
Смысловой ряд 2. Виды психологического консультирования.
1.2.1. Организационное (деловое) консультирование.
1.2.2. Семейное консультирование.
1.2.3. Психолого-педагогическое консультирование.
1.2.4. Профессиональное консультирование.
1.2.5. Интимно-личностное психологическое консультирование.
1.2.6. Служба «телефон доверия». Смысловой ряд 3. Профессионализм психолога-консультанта.
1.3.1. Кодекс профессиональной этики психолога-консультанта.
1.3.2. Профессионально важные личностные качества психолога-консультанта.
1.3.3. Ответственность психолога-консультанта перед клиентом за результаты психологического консультирования.
1.2. Информационно-методический субкомпонент.
1.2.1. Место практической психологии в современном обществе.
1.2.2. Изменение отношения клиентов к психологическому консультированию как виду практической психологической помощи на современном этапе развития общества.
1.2.3. Повышение мотивации и изменение потребностей клиентов в психологическом консультировании.
Разработанная нами педагогическая технология формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов обладает основными признаками педагогических технологий. К ним относится, например, системность. Так, этапы педагогической технологии и компоненты модульной программы связаны между собой и соподчинены общей цели -формированию профессиональных умений
психологического консультирования у будущих педагогов-психологов.
Другой признак педагогической технологии формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов - алгорит-мичность. Педагогическая технология предполагает выделение отдельных содержательных участков, которые совершаются в определенном порядке, по алгоритму. Например, проведение психологической консультации с опорой на технологическую карту (алгоритм действий). Таким образом, содержание каждого этапа педагогической технологии формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов отражено в конкретном модуле программы спецкурса «Технология процесса психологического консультирования». Поэтому при необходимости можно использовать информационно-теоретический или информационно-методический компоненты любого модуля для укрепления знаний и методических умений студентов по конкретной теме.
Операционный компонент модуля предусматривает возможности для закрепления знаний, получаемых за счет информационных компонентов модуля, а также организации практической деятельности студентов по психологическому консультированию. В связи с этим в операционном компоненте модуля предусматриваются следующие субкомпоненты: субкомпонент самоконтроля (вопросы для самоконтроля), субкомпонент индивидуальной работы (задания для индивидуального исследования, основную литературу для самостоятельной работы), субкомпонент научно-исследовательской работы (задания аналитического характера), субкомпонент практической деятельности по психологическому консультированию (практические задания по психологическому консультированию).
Приведем примеры заданий. Субкомпонент индивидуальной работы предусматривает задания для индивидуального самостоятельного исследования. Так, например, по теме «Виды и формы психологического консультирования» студенты получают задание составить сводную таблицу классификации видов и форм психологического консультирования, выделив при этом обобщенные критерии. По данным критериям студенты получают возможность сравнивать виды психологического консультирования между собой, находить общее и различия между ними. Примером задания аналитического характера
может быть следующее: составить и проанализировать сравнительную таблицу этапов и фаз психологического консультирования разных авторов (по Б.Д.Карвасарскому, В.В.Сто-лину, Р.В.Овчаровой, Г.С.Абрамовой и др.). Сделав такую таблицу, студенты получают возможность наглядно увидеть авторскую трактовку этапов психологического консультирования у разных авторов, однако суть и содержание деятельности психолога-консультанта в процессе психологического консультирования остается неизменной.
Практическим заданием по психологическому консультированию в рамках темы «Тестирование в практике психологического консультирования» является задание подобрать тесты, которые можно использовать в процессе психологического консультирования. Выполняя данное задание, студент сначала знакомится с требованиями, предъявляемыми к тестированию на психологической консультации и особенностями использования тестов в психологическом консультировании, а затем подбирает тесты и методики, соответствующие этим требованиям.
Таким образом, разработанная педагогическая технология основана на модульной реа-
лизации процесса формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов. Модульное построение курса дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса, особенно в условиях целевой интенсивной подготовки педагогов-психологов в области психологического консультирования. К числу преимуществ этого метода обучения относятся: обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними; системный подход к построению курса и определению его содержания; гибкость структуры модульного построения курса; эффективный контроль за усвоением знаний студентами.
Кроме того, модульное формирование курса дает возможность осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на его изучение, по отдельным видам учебного процесса расширяет долю практических и лабораторных занятий, что особенно актуально для формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов.
THE REALIZATION OF MODULE PROGRAM IN THE PROCESS OF FORMING PROFESSIONAL SKILLS IN PSYCHOLOGICAL CONSULTATION OF FUTURE TEACHER-PSYCHOLOGISTS
© 2009 J.V.Goltseva° Chelyabinsk State Pedagogical University
The article is devoted to the problem of forming professional skills in psychological consultation of future teacher-psychologists. The author considers the peculiarities of realization of module program in the process of forming professional skills in psychological consultation of future teacher-psychologists. Moreover, the correlation of components of module program and stages of educational technologies of professional skills in psychological consultation of future teacher-psychologists.
Key words: module; module program; educational technology; psychological consultation; formation of professional skills in psychological consultation of future teacher-psychologists.
Goltseva Julia Valerevna, the senior teacher of faculty of pedagogics, psychology and subject techniques.