Реализация международно-правовых норм в сфере противодействия торговле людьми в Российской Федерации
САКАЕВА Олеся Ильдаровна,
младший научный сотрудник отдела международного публичного права ИЗиСП
Проблема торговли людьми берет свое начало со времен рабовладения. Первые попытки ее решения предпринимались международным сообществом еще в начале XIX в., однако лишь к началу XXI в. было выработано согласованное на международном уровне определение торговли людьми, позволяющее отграничить данное преступление от смежных составов рабства, порабощения и работорговли. Такое определение нашло свое закрепление в принятом Генеральной Ассамблеей ООН 15 ноября 2000 г. Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющем Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (далее — Палермский протокол).
Сужение сферы применения Па-лермского протокола до противодействия торговле людьми, носящей транснациональный характер и совершенной организованной преступной группой, в юридической литературе относят к его недостаткам1. В целом соглашаясь с данной точкой зрения, отметим, что в современных условиях глобализации, упрощения процедур пересечения границ и увеличения миграционных потоков
1 См.: Hathaway J. C. The Human Rights Quagmire of "Human Trafficking" // Virginia Journal of International Law. 2008. Vol. 49. Iss. 1. P. 11; Торговля людьми, включая их незаконную перевозку морем в этих целях // Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 2007. С. 441.
торговля людьми все больше приобретает транснациональный характер и представляет собой проявление организованной преступности, малоуязвимой для непосредственного антикриминального воздействия. Содержащееся же в Палерм-ском протоколе определение торговли людьми, во-первых, не содержит указания на обязательное наличие элемента транснациональности и (или) причастности организованной преступной группы; во-вторых, согласованные государствами в качестве своего рода общего стандарта нормативные определения составов преступлений предназначены, как справедливо отмечает Г. В. Игнатен-ко, для использования при установлении или корректировке внутригосударственного уголовно-правового решения о составе преступления2.
В Российской Федерации соотношение международно-правовых и внутригосударственных норм в первую очередь определяется ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой си-стемы3. Общая инкорпорация определенных международно-правовых норм в российскую правовую систему вместе с тем не отрицает необхо-
2 См.: Игнатенко Г. В. Международное право и внутригосударственное право: проблемы сопряженности и взаимодействия. М., 2012. С. 220.
3 См.: Тиунов О. И. Международно-правовые стандарты в сфере прав человека как
фактор глобализации правового пространства // Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / под ред. Р. М. Валеева. М., 2011. С. 467.
димости принятия имплементацион-ного законодательства в целях реализации тех международных договоров или отдельных договорных положений, которые не являются самоисполнимыми.
Так, в постановлении Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» подчеркивается невозможность непосредственного применения судами РФ международных договоров, «нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом». Обязанность криминализации торговли людьми в национальном законодательстве государств — участников предусматривается ст. 5 Палермского протокола. С момента принятия указанного протокола около 100 государств приняли новые или усовершенствовали уже имеющиеся нормы национального законодательства о противодействии торговле людьми4.
Если государством избран иной, помимо отсылки, способ внутригосударственной правовой имплемен-тации нормы международного права, то влияние такой нормы на соответствующую норму внутреннего законодательства не всегда очевидно. Однако в случае с введением посредством Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ состава торговли людьми в УК РФ прослеживается учет законодателем фор-
4 См.: Gallagher A. T. Human Rights and Human Trafficking: Quagmire or Firm Ground? A Response to James Hathaway // Virginia Journal of International Law. 2009. Vol. 50. Iss. 1. P. 813.
мулировок Палермского протокола, подписанного от имени Российской Федерации тремя годами ранее5.
До этого российское законодательство предусматривало ответственность лишь за торговлю несовершеннолетними. Сначала это была ст. 1252 УК РСФСР, затем ст. 152 УК РФ, которая утратила силу одновременно с дополнением УК РФ ст. 1271 «Торговля людьми», содержащей квалифицированный состав торговли людьми в отношении заведомо несовершеннолетнего. Диспозиция ст. 1271 УК РФ, основываясь на формулировках Палермского протокола, определяла торговлю людьми как «куплю-продажу человека либо его вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение в целях эксплуатации». Палермский протокол был ратифицирован Российской Федерацией 26 мая 2004 г.6
В силу принципа pacta sunt servanda в национальном законодательстве государств, ставших участниками Палермского протокола, должна быть предусмотрена ответственность за торговлю людьми. Вместе с тем дословное воспроизведение в тексте закона формулировок международного договора не является обязательным. Норма международного права есть результат и выражение согласования воль госу-дарств7, что подразумевает под собой создание таких норм (в том числе норм-дефиниций) путем взаимных уступок. Признаки, на включение которых в качестве элементов состава преступления договорились государства, могут быть конкретизированы и дополнены в процессе имплементации норм между-
5 Палермский протокол был подписан от имени Российской Федерации 12 декабря 2000 г. См. распоряжение Президента РФ от 9 декабря 2000 г. № 556-рп.
6 См. Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ.
7 См.: Тункин Г. И. Теория международного права / под общ. ред. Л. Н. Шестакова. М., 2009. С. 188.
народного права в национальное законодательство.
Установив же в соответствии с положениями Палермского протокола цель эксплуатации в качестве обязательного признака субъективной стороны, законодатель фактически декриминализировал часть преступных деяний, особенно те из них, которые совершаются в отношении несовершеннолетних8. Неопределенность положений данной статьи, обусловившая неоднозначность их толкования правоприменителями, привела к тому, что деяния, связанные с продажей матерью своего ребенка, в ряде случаев не были квалифицированы как деяния, подпадающие под понятие «торговля людьми», ибо были совершены без цели эксплуата-ции9. Так, вне сферы уголовно-правового воздействия остались факты купли-продажи младенцев для незаконного усыновления. Об этом свидетельствует вызвавшее в 2006 г. широкий общественный резонанс дело Л. В., которая за покупку «детей-отказников» у матерей и продажу их бездетным семейным парам из Германии и России была признана виновной по ч. 3 ст. 327 «Подделка документов» УК РФ и ч. 1 ст. 330 «Самоуправство» УК РФ10. Позже приговор
8 См.: Голованова Н. А. Международные стандарты и уголовное законодательство России об искоренении насилия в отношении детей // Международно-правовые стандарты в уголовной юстиции Российской Федерации: науч.-практ. пособие / отв. ред. В. П. Ка-шепов. М., 2012. С. 110; Рарог А. И., Хелль-манн У., Головненков П. Торговля людьми в российском и немецком уголовном праве // LexRussica. 2008. № 5. С. 1168.
9 См.: Заключение Комитета по вопросам семьи, женщин и детей от 4 марта 2008 г. № 3.6-12/7 «По проекту Федерального закона № 476214-4 "О внесении изменений в статью 1271 Уголовного кодекса Российской Федерации"».
10 См.: Пояснительная записка к проекту
федерального закона № 430557-4 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Россий-
ской Федерации».
был пересмотрен, и за похищение человека (ст. 126 УК РФ) Л. В. было назначено наказание в виде семи лет лишения свободы условно с испытательным сроком в пять лет.
Сложившаяся в законодательстве РФ ситуация, не способствовавшая борьбе с торговлей детьми и не соответствовавшая международно-правовым стандартам в области защиты детей, получила правовое разрешение только в конце 2008 г. в результате внесения в диспозицию ч. 1 ст. 1271 УК РФ изменений11, четко определяющих, что купля-продажа и иные сделки в отношении человека образуют состав торговли людьми независимо от преследуемой ими цели. Что касается сопутствующих торговле людьми действий (вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение), то они по-прежнему образуют состав торговли людьми только в случае их совершения с целью эксплуатации.
Указанные изменения не носили комплексного характера и стали своеобразной полумерой. Это становится ясно на примере с продажей младенца для усыновления. Как купля-продажа такого ребенка, так и, к примеру, перевозка не преследуют цели его эксплуатации. Ю. Е. Пу-довочкин ставит под сомнение обоснованность включения в понятие торговли людьми действий, состоящих в вербовке, перевозке и укрывательстве, поскольку они характеризуют не саму торговлю, а поведение, сопровождающее, предшествующее или следующее за ней12. Однако если законодательное решение об уравнивании опасности действий соучастников с опасностью действий исполнителя может быть объяснено признанием повышенной степени опасности таких действий
11 См. Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. № 218-ФЗ.
12 См.: Пудовочкин Ю. Ответственность за торговлю людьми по российскому уголовному праву // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 3. С. 105.
и следованием положениям Протокола о торговле людьми, то использование специальной цели эксплуатации в диспозиции нормы неоправданно в случае с торговлей детьми. В то же время практически невозможно представить себе ситуацию торговли взрослыми людьми без цели их эксплуатации. Поэтому в научной литературе присутствуют обоснованные предложения о восстановлении ответственности за торговлю несовершеннолетними в самостоятельной статье УК РФ и установлении цели эксплуатации несовершеннолетнего в качестве квалифицирующего признака13.
Понятие торговли детьми было возвращено в законодательство РФ в апреле 2013 г.: «Торговля детьми — купля-продажа несовершеннолетнего, иные сделки в отношении несовершеннолетнего, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение»14. Несложно заметить, что приведенная норма основана на положениях диспозиции соответствующей статьи УК РФ о торговле людьми.
Подобной законодательной преемственности не наблюдается в отношении определения эксплуатации детей. Так, согласно ст. 1 Феде-
13 См.: Иногамова-Хегай Л. В. Торговля людьми как тягчайшее нарушение конституционного права личности на свободу // Конституционные основы уголовного права: матер. I Всерос. конгресса по уголовному праву, посвященного 10-летию УК РФ. М., 2006. С. 232—235; Пудовочкин Ю. Указ. соч.; Зайдиева Д. Я. Уголовно-правовая охрана личной свободы человека: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 9, 15, 17; Бель-цов Д. В. Особенности уголовной ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних // Российский следователь. 2007. № 20. С. 15—17; Егорова Л. Ю. Торговля несовершеннолетними: проблемы квалификации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 10—11, 23.
14 См. Федеральный закон от 5 апреля
2013 г. № 58-ФЗ.
рального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» незаконное изъятие у несовершеннолетних органов и (или) тканей является одной из форм эксплуатации детей. Из текста же примечания 2 к ст. 1271 УК РФ, содержащего определение понятия «эксплуатация человека», указание на эксплуатацию в форме изъятия органов или тканей было исключено в июле 2004 г. и осталось лишь в числе квалифицированных видов торговли людьми (п. «ж» ч. 2 ст. 1271 УК РФ). Кроме того, в числе форм эксплуатации детей Федеральный закон называет «незаконное усыновление (удочерение) несовершеннолетнего из корыстных побуждений», в то время как примечание 2 к ст. 1271 УК РФ такой формы эксплуатации человека не содержит. Несоблюдение законодателем системности правового регулирования при определении юридически значимых категорий в сфере противодействия торговле людьми, на наш взгляд, является еще одним подтверждением объективной невозможности учета специфики криминализации торговли детьми в рамках одной нормы УК РФ.
Учета возрастных факторов уязвимости в контексте проблемы торговли людьми требуют и международные стандарты в области защиты прав детей. Так, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. обязывает государства принимать все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме. В принятом для достижения целей этой Конвенции Факультативном протоколе, касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 г.15 (далее — Факультативный протокол), торговля детьми рассматривается как любой акт или сделка, посредством которых
15 Ратифицирован Российской Федерацией 7 мая 2013 г.
ребенок передается любым лицом или любой группой лиц другому лицу или группе лиц за вознаграждение или любое иное возмещение. Ни о какой цели эксплуатации речь не идет, что позволяет сделать вывод о различии терминов «торговля людьми» и «торговля детьми» в международном праве.
В определении «торговля людьми», содержащемся в Палермском протоколе, также присутствует специальное положение, направленное на установление повышенных гарантий безопасности ребенка от практики торговли людьми: «вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение ребенка для целей эксплуатации считаются «торговлей людьми» даже в том случае, если они не связаны с применением какого-либо из средств воздействия, указанных в подпункте «а» настоящей статьи» (угроза силой или ее применение; другие формы принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, подкуп). Подпункт «Ь» ст. 3 Палерм-ского протокола обязывает не принимать во внимание согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию, если было использовано любое из указанных средств воздействия.
Толкование положений Палерм-ского протокола, на наш взгляд, не дает оснований поддерживать мнение авторов, считающих согласие взрослого потерпевшего обстоятельством, которое в международном уголовно-правовом смысле исключает преступность торговли людьми16.
16 См.: Алихаджиева И. С. О повышении эффективности нормы УК РФ об ответственности за торговлю людьми // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2006. № 1. С. 312—316; Стукалов В. В. Согласие потерпевшего как обстоятельство, исключающее преступность торговли людьми, в международном, зарубежном и российском уголовном законодательстве // Общество и право. 2010. № 5. С. 143.
Основным объектом рассматриваемого преступления выступает свобода человека. Этим объясняется нахождение состава торговли людьми в гл. 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» УК РФ, гл. III «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» УК Украины, гл. 22 «Преступления против личной свободы, чести и достоинства» УК Республики Беларусь, гл. 19 «Преступления против свободы и достоинства личности» УК Азербайджанской Республики и т. д.
Право на свободу относится к числу неотъемлемых от человеческой личности прав и свобод17, принадлежит каждому от рождения, не приобретается и не отчуждается18. Таким образом, отказ от права на свободу, равно как и согласие лица на совершение в отношении него деяния, нарушающего право на свободу, не может рассматриваться в качестве юридически действительного, исключающего преступность и наказуемость деяния. Допущение возможности выражения лицом добровольного (свободного от влияния принуждения или заблуждения) согласия на совершение в отношении него торговли людьми противоречило бы как пониманию сущности данного преступления, обязательным элементом которого является сочетание принудительного перемещения и последующей эксплуатации19,
17 См.: Тиунов О. И. Международное гуманитарное право: учебник. 2-е изд. М., 2009. С. 17.
18 См.: Кузнецова С. Н. Система прав человека: основания классификации // Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / под ред. Р. М. Валеева. М., 2011. С. 125; Gallagher A. T. The International Law of Human Trafficking. Cambridge University Press, 2010. P. 27—28.
19 См.: Report of the Special Rapporteur
on violence against women, its causes and
consequences, Ms. Radhika Coomaraswamy,
on trafficking in women, women's migration and violence against women, submitted in accordance with Commission on Human
так и правилам толкования международных договоров20.
Криминализация торговли людьми в национальном законодательстве государства, безусловно, является важной составляющей борьбы с рассматриваемым преступлением, но не единственной. Рассмотренные протоколы демонстрируют комплексный подход к пониманию борьбы с торговлей людьми, проявляющийся в трех основных аспектах: 1) предупреждение данного преступления; 2) наказание виновных; 3) защита жертв торговли людьми.
Аналогичный подход прослеживается в региональных актах, направленных на борьбу с торговлей людьми, среди которых Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 г. (Россия не участвует), Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека 2005 г. (вступило в силу для России 12 февраля 2007 г.) и др.
В целях гармонизации законодательства государств — участников СНГ также были приняты два модельных закона: «О противодействии торговле людьми» и «Об оказании помощи жертвам торговли людьми»21. Юридическая природа модельных актов предопределяет невозможность их непосредственного действия в рамках правовых систем государств. Они призваны служить «нормативно-ориентирующим стандартом»22 при разработке национального законодательства, регули-
Rights resolution 1997/44. E/CN.4/2000/68. Р. 9; Gallagher A. T. Op. cit. P. 25.
20 См.: Travaux Préparatoires of the Negotiations for the Elaboration of the United Nations Convention against Transnational Organized Crime and the Protocols thereto. United Nations Publication. N. Y., 2006. Р. 342, 344.
21 Принятый 3 апреля 2008 г. на 30-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ.
22 См.: Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996. С. 88.
рующего соответствующие правоотношения. Как справедливо отмечает В. С. Овчинский, парадоксальной выглядит ситуация, когда указанные модельные законы приняты по инициативе и активном участии Российской Федерации, но в самой России аналогичные федеральные законы не принимаются23, хотя попытка разработки соответствующих законопроектов была предпринята Межведомственной рабочей группой при Комитете Государственной Думы по законодательству еще в 2002— 2003 гг.24 На постсоветском пространстве законы о противодействии торговле людьми приняты в Белоруссии, Узбекистане, Украине.
Задача принятия подобных актов в Российской Федерации продиктована необходимостью обеспечения системности и комплексности правового регулирования противодействия торговле людьми. В настоящее время в законодательстве России присутствуют лишь разрозненные меры, в той или иной степени способствующие предупреждению торговли людьми, и, как справедливо отмечает Т. Я. Хабриева, «практически нет норм, закрепляющих права жертв торговли людьми»25.
Для эффективной профилактики торговли людьми данную проблему необходимо рассматривать в широком смысле — как проблему, связанную с бедностью, гендерным неравенством, теневой экономикой, коррупцией, незаконной миграцией и т. д.26 В соответствии с этим требу-
23 См.: Овчинский В. С. Криминология кризиса. Продолжение. URL: http://www. crime.vLru/index.php?p=2089&more=1&c=1 &tb=1&pb=1.
24 Доклад «О состоянии борьбы с торговлей людьми в Российской Федерации» / под ред. Е. Б. Мизулиной. М., 2006. С. 7.
25 Хабриева Т. Я. Миграционное право России: теория и практика. М., 2008. С. 219.
26 См.: Торговля людьми в Калининградской области: постановка проблемы, противодействие, профилактика / под ред. Т. С. Волчецкой. Калининград, 2007. С. 125.
ется законодательное закрепление как общих, способствующих устранению коренных причин торговли людьми, так и специальных мер, направленных в числе прочего на повышение осведомленности населения о проблеме торговли людьми, профилактику виктимного поведения потенциальных жертв, противодействие спросу, порождающему эксплуатацию людей, и др.
Особую актуальность в современных условиях приобретает обеспечение информационной безопасности личности, в том числе от практики торговли людьми. Как справедливо отмечают авторы научного комментария к Модельному закону «О противодействии торговле людьми», развитие новых технологий информации придало новые аспекты феномену торговли людьми27. Учитывая психолого-возрастные особенности, наиболее уязвимой социальной группой являются дети. Так, в Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» обращается внимание на то, что развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. Ряд общих мер защиты несовершеннолетних от потенциально опасной информации предусматривает вступивший в силу 1 сентября 2012 г. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Также следует признать положительной практику подключения
27 См.: Винокуров С. И., Пристанская О. В. Научный комментарий к Модельному закону «О противодействии торговле людьми». Приложение к постановлению МПА СНГ от
23 ноября 2012 г. № 38-19. С. 112.
общеобразовательных учреждений России к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Министерством образования и науки РФ. Однако с учетом трансграничного характера сети Интернет требуется развитие международного сотрудничества государств по разработке и глобальному внедрению технологий, обеспечивающих безопасное нахождение детей во Всемирной сети, в том числе специально направленных на защиту их от опасности стать жертвами торговцев людьми.
Использование сети Интернет распространено и в целях вербовки совершеннолетних лиц. В условиях отсутствия в Российской Федерации специального законодательства в сфере высоких технологий вопрос об определении субъектов юридической ответственности и необходимости дифференциации ответственности участников интернет-отношений за производство и размещение информации, способствующей вовлечению потенциальных жертв в сферу торговли людьми, по-прежнему требует законодательного решения.
В связи с тем, что вербовку часто осуществляют через фирмы, занимающиеся трудоустройством, туристическим бизнесом, брачные агентства и т. п., следует установить повышенные требования к отдельным видам деятельности (работ, услуг), при осуществлении которых имеются возможности для торговли людьми и (или) их эксплуатации. Так, Программа сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2011—2013 гг.28 содержит рекомендацию установить и активизировать лицензионный контроль, государственный надзор, а также мониторинг предпринимательской деятельности структур, занимающихся: а) международной брачной посреднической деятельностью и модельным бизнесом, тру-
28 См. Решение Совета глав государств СНГ от 10 декабря 2010 г.
доустройством граждан за рубежом, организацией отдыха и туризма; б) организацией обучения, оздоровления и трудоустройства несовершеннолетних, международного усыновления детей, а также выезда молодежи для участия в спортивных и культурно-массовых мероприятиях за рубежом.
Особое внимание должно уделяться выезжающим за границу детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, как наиболее уязвимым категориям. Применительно к Российской Федерации, заслуживает внимания Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"», который устанавливает механизм, позволяющий контролировать организацию выезда таких детей на отдых и оздоровление за границу, и способствует решению проблемы их невозвращения в Россию. В частности, расширены контролирующие функции органов опеки и попечительства, а также установлена обязанность предъявления повышенных требований к юридическим лицам, организующим такие поездки.
В сфере противодействия торговле людьми следует признать положительным законодательный опыт Республики Беларусь. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. деятельность по трудоустройству граждан за границей, а также деятельность, связанная со сбором и распространением информации о физических лицах в целях их знакомства (деятельность брачного агентства), относятся к категории лицензируемых. Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О противодействии торговле людьми» запрещает публиковать объявления о трудоустройстве и учебе граждан за пределами Белоруссии без их согласования с Министерством внутренних дел и Министерством образова-
ния соответственно. Указанные ведомства обязаны размещать в средствах массовой информации и сети Интернет информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, имеющих лицензии на такую деятельность. Кроме того, МВД Республики Беларусь должно вести и публиковать перечень организаций, признанных Верховным судом Республики Беларусь причастными к торговле людьми.
Следует отметить, что данные о торговле людьми, органами и тканями человека входят в перечень информации, подлежащей передаче в Межгосударственный информационный банк, что обусловлено транснациональным характером рассматриваемого преступления. Создание совместного банка данных о транснациональных преступных группах, их лидерах, юридических и физических лицах, причастных к торговле людьми, а также об исчезнувших лицах, которые, вероятно, стали жертвами торговли людьми, — одно из основных направлений сотрудничества по противодействию торговле людьми в Соглашении о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека 2005 г. Обмен информацией, как и любое другое направление сотрудничества, требует гармонизации подходов государств к криминализации и пенализации общественно опасных деяний в сфере торговли людьми.
Таким образом, важность качественной реализации норм международного права, направленных на повышение эффективности противодействия торговле людьми, заключается не только в совершенствовании национального правового регулирования данной проблемы, но и в достижении цели гармонизации (сближения, унификации) законодательства государств, что, в свою очередь, выступает основой для объективно необходимого сотрудничества государств и иных субъектов международного права в сфере противодей-
ствия торговле людьми, обеспечения международной безопасности и правопорядка. Актуальность решения рассматриваемой задачи подтверждена в положении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. о прогнозируемом росте угроз, связанных с торговлей людьми и иными формами транснациональной организованной преступности.
Библиографический список
Gallagher A. T. Human Rights and Human Trafficking: Quagmire or Firm Ground? A Response to James Hathaway // Virginia Journal of International Law. 2009. Vol. 50. Iss. 1.
Gallagher A. T. The International Law of Human Trafficking. Cambridge University Press, 2010.
Hathaway J. C. The Human Rights Quagmire of "Human Trafficking" // Virginia Journal of International Law. 2008. Vol. 49. Iss. 1.
Travaux Préparatoires of the Negotiations for the Elaboration of the United Nations Convention against Transnational Organized Crime and the Protocols thereto. United Nations Publication. N. Y., 2006.
Алихаджиева И. С. О повышении эффективности нормы УК РФ об ответственности за торговлю людьми // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2006. № 1.
Бельцов Д. В. Особенности уголовной ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних // Российский следователь. 2007. № 20.
Винокуров С. И., Пристанская О. В. Научный комментарий к Модельному закону «О противодействии торговле людьми». Приложение к постановлению МПА СНГ от 23 ноября 2012 г. № 38-19.
Голованова Н. А. Международные стандарты и уголовное законодательство России об искоренении насилия в отношении детей // Международно-правовые стандарты в уголовной юстиции Российской Федерации: науч.-практ. пособие / отв. ред. В. П. Ка-шепов. М., 2012.
Доклад «О состоянии борьбы с торговлей людьми в Российской Федерации» / под ред. Е. Б. Мизулиной. М., 2006.
Егорова Л. Ю. Торговля несовершеннолетними: проблемы квалификации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
Зайдиева Д. Я. Уголовно-правовая охрана личной свободы человека: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
Игнатенко Г. В. Международное право и внутригосударственное право: проблемы сопряженности и взаимодействия. М., 2012.
Иногамова-Хегай Л. В. Торговля людьми как тягчайшее нарушение конституционного права личности на свободу // Конституционные основы уголовного права: матер. I Все-рос. конгресса по уголовному праву, посвященного 10-летию УК РФ. М., 2006.
Кузнецова С. Н. Система прав человека: основания классификации // Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / под ред. Р. М. Ва-леева. М., 2011.
Овчинский В. С. Криминология кризиса. Продолжение. URL: http://www.crime.vl.ru/ index.php?p=2089&more=1&c=L&tb=1&pb=1.
Пудовочкин Ю. Ответственность за торговлю людьми по российскому уголовному праву // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 3.
Рарог А. И., Хелльманн У., Головненков П. Торговля людьми в российском и немецком уголовном праве // LexRussica. 2008. № 5.
Стукалов В. В. Согласие потерпевшего как обстоятельство, исключающее преступность торговли людьми, в международном, зарубежном и российском уголовном законодательстве // Общество и право. 2010. № 5.
Тиунов О. И. Международное гуманитарное право: учебник. 2-е изд. М., 2009.
Тиунов О. И. Международно-правовые стандарты в сфере прав человека как фактор глобализации правового пространства // Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / под ред. Р. М. Валеева. М., 2011.
Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.
Торговля людьми в Калининградской области: постановка проблемы, противодействие, профилактика / под ред. Т. С. Вол-чецкой. Калининград, 2007.
Торговля людьми, включая их незаконную перевозку морем в этих целях // Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 2007.
Тункин Г. И. Теория международного права / под общ. ред. Л. Н. Шестакова. М., 2009.
Хабриева Т. Я. Миграционное право России: теория и практика. М., 2008.