УДК 657.1; 657.622; 657.633.5
Тычинина н.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
реализация методики учетного обеспечения устойчивого развития организации
Разработаны ключевые направления реализации методики учетного обеспечения на базе процедур, способствующих повышению качества предоставляемой пользователям информации для осуществления регулярного наблюдения и прогнозирования деятельности организации, це-леориентированной на устойчивое развитие.
ключевые слова: методика, учетное обеспечение, устойчивое развитие организации.
Реализация адекватной целям управления методики бухгалтерского учета и отчетности позволит модифицировать учетное обеспечение для целей управления устойчивым развитием организации и решить проблему повышению качества предоставляемой пользователям информации для осуществления регулярного мониторинга и аналитической диагностики направлений и источников устойчивого развития организации.
Процедуры, технологии и способы формирования адекватной целям управления информации положены в основу реализации методики учетного обеспечения управления устойчивым развитием организации.
Возможность адаптации рабочего плана счетов бухгалтерского учета, многомерная и многоуровневая настройка аналитики по счетам и субсчетам бухгалтерского учета с целью информационно-аналитического обеспечения управления и удовлетворения потребностей менеджмента, связаны с практической модификацией учетного обеспечения устойчивого развития организации [1].
Для целей анализа и оценки устойчивого развития организации предложена модель формирования информации, которая использует отдельные прикладные механизмы системы «1С: Предприятие 8» и реализуемую систему трехуровневой кодировки документов (по уровням управления, по видам учета, по функциональным зонам), позволяющую образовать тактический и стратегический контур подготовки информационной базы для наполнения качественно новых внутренних и внешних форм отчетности.
Регламентированная последовательность действий при раскрытии фактов хозяйственной жизни в системе бухгалтерского учета
и отчетности, закрепленная в локальных нормативных документах и стандартах организации, представляют собой процедуру формирования учётного обеспечения устойчивого её развития.
Организация, целеориентированная на устойчивое развитие, исходя из требований управления, особого подхода к формированию внутренней и внешней отчетности, локальных нужд и потребностей анализа и контроля, согласно действующих законодательных и иных нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета, может корректировать структуру и дополнять счета/субсчета, соблюдая единые подходы к методике учетного обеспечения.
Адаптация учетного обеспечения к потребностям управления устойчивым развитием организации должна коррелировать с изменением локального рабочего плана счетов бухгалтерского учета и дополнением его отдельными новациями.
Для этой цели рекомендованы направления модификации учетного обеспечения через корректировку системы счетов синтетического учета, ввода дополнительных субсчетов-экранов, уточнение объектов аналитики, которые обеспечивают группировку информации по выделенным направлениям устойчивого развития (рост конкурентоспособности, инновационное развитие потенциала организации, рост доходности капитала) и источникам его финансирования (собственные, заемные, привлеченные).
Группировка счетов по экономическому содержанию, многомерное расширение счетов первого порядка субсчетами-экранами и объектами аналитики, обобщающих и систематизирующих информацию по направ-
лениям и источникам устойчивого развития организации, представлены в таблице 1. Для этого в учетном обеспечении организации, ориентированной на устойчивое развитие, рекомендовано разработать следующие организационные аспекты:
1. Целесообразно дополнить счета учета наличия и движения основных средств субсчетами-экранами 01.011 и 08.004.01, позволяющими выделить первоначальную (восстановительную) стоимость прогрессивного и инновационного оборудования, выполнить группировку и представление информации в учетных регистрах, внешней и внутренней отчетности о состоянии восстановленных прогрессивных и инновационных видах основных фондов, затратах по их приобретению.
Для формирования информационной базы по предложенным субсчетам-экранам рекомендовано адаптировать справочники аналитического учета, стандартные и регламентированные документы, регламентные операции, тематические журналы, стандартную и специализированную отчетность системы «1С: Предприятие 8» по участку «Основные фонды организации». В таблице 2 представлены рекомендуемые типовые корреспонденции по учету наличия и движения прогрессивных и инновационных видов основных средств.
2. Счета учета наличия и движения нематериальных активов и инноваций целесообразно дополнить соответственно субсчетами-экранами 04.011 и 08.005.01, которые позволят группировать, обобщать
Таблица 1. Расширение счетов первого порядка субсчетами-экранами, отражающими направления и источники устойчивого развития организации
Субсчета-экраны Наименование субсчета-экрана Направления устойчивого развития
Субсчета-экраны, обслуживающие направления устойчивого развития организации Рост конкурентоспособности организации Рост доходности инвестиционного капитала Динамичное и инновационное развитие потенциала организации
01.011 Инновационные виды оборудования (прогрессивное оборудование) - + +
04.011 Инновации, прогрессивные ресурсосберегающие технологии - + +
08.004.01 08.005.01 Приобретение инновационных видов оборудования Приобретение инноваций, прогрессивных ресурсосберегающих технологий - + +
10.011 10.ТЗР Инновационные виды материальных ресурсов ТЗР по инновационным видам материальных ресурсов - - +
41.011 Инновационные виды товаров ТЗР по инновационным видам товаров + - +
43.011 Инновационные виды выпускаемой продукции + +
и систематизировать информацию о стоимости, наличии и движении инноваций, прогрессивных ресурсосберегающих технологиях, формировать представление о новациях по данному направлению развития предприятия. В системе «1С: Предприятие 8» по участку «Инновации, нематериальные активы и расходы на НИОКР» выполняется настройка соответствующих возможностей аналитики, документации, результирующей информации.
3. Формирование информационной базы о состоянии и структуре современных инновационных видов материальных ресурсов, товаров, выпускаемой продукции рекомендовано осуществлять с помощью отдельных субсчетов-экранов 10.011, 41.011, 43.011, которые наполнят ключевые аспекты внутренней и внешней отчетности организации. Данные сформированной отчетности, в свою очередь, позволят рассчитать показатели производственной зоны, необходимые
Таблица 2. Бухгалтерские записи по учету поступления прогрессивных видов основных средств
в системе «1С: Предприятие 8»
Содержание хозяйственной операции Корреспондирующие счета Сумма, т.р. Документы системы «1С: Предприятие 8»
Дебет Кредит
На основании решения собрания учредителей (собственников) нераспределенная прибыль направлена на создание Фонда развития организации 84.01 84.02 84.01.01 «Фонд развития созданный» 500 Операция бухгалтерского учета, типовая операция программы
В соответствии с Планом развития организации, средства Фонда развития направлены на приобретение прогрессивных видов основных средств 84.01.01 «Фонд развития созданный» 84.01.02 «Фонд развития в обращении» 312 Операция бухгалтерского учета, типовая операция программы
Поступление прогрессивного вида основных средств 08.004.01 60 305 Поступление товаров и услуг
Утены услуги по транспортировке, установке и запуску объекта основных средств 08.004.01 60 7 Услуги сторонних организаций
Начислен НДС 18% 19 60 54,9 Счет-фактура полученный
Объект прогрессивного вида основных средств введен в эксплуатацию 01.011 08.004.01 312 Ввод в эксплуатацию основного средства
Оплачено поставщику в полном объеме 60 51 359,9 Платежное поручение, выписка
Зачтен НДС 68 19 54,9 Запись книги покупок
В соответствии с Планом развития организации списывается часть Фонда развития, использованная на приобретения прогрессивного вида основных средств 84.01.02 «Фонд развития в обращении» 84.01.03 «Фонд развития капитализированный» 312 Операция бухгалтерского учета, типовая операция программы
для исследования устойчивого развития организации.
4. Рекомендуемые субсчета-экраны 26.011, 44.011, 97.011, обслуживающие направления устойчивого развития предприятия, группируют и накапливают информацию о специально-ориентированных моделях формирования издержек в соответствии с направлениями расходов.
Соответствующие шаблоны типовых операций системы «1С: Предприятие 8» позволят обобщить информацию о данных расходах по дебету субсчетов-экранов 26.011, 44.011, 97.011. А специализированный документ «Закрытие месяца», в соответствии с индивидуальной настройкой параметров учета, в специальной обработке «Учетная политика» позволит осуществить списание расходов по кредиту данных счетов.
5. Детальная идентификация источников устойчивого развития предприятия позволит осуществлять регулярный мониторинг их состояния и направлений использования. Для этой цели рекомендовано дополнить рабочий план счетов организации забалансовым счетом 012 «Амортизационный фонд», который позволит принимать адекватные управленческие решения на основе информационной базы о составе и структуре накопленного фонда на приобретение нематериальных активов и основных средств. Ежемесячные суммы амортизационных отчислений отражают в кредит данного счета, а в дебет счета - суммы фонда, использованные на капитальные вложения [2].
В традиционной российской системе учета амортизационный фонд формируется лишь номинально. Считаем целесообразным из средств поступивших доходов от обычных видов деятельности выделять рассчитанные за отчетный период суммы амортизации основных средств и нематериальных активов, с зачислением данных сумм на специально созданный субсчет-экран 55 «Специальные счета», «Депонирование средств амортизационного фонда». Предложенный субсчет экран позволяет осуществлять контроль и мониторинг состояния и использования средств амортизационного фонда на обновление основных средств и нематериальных активов. Углубить аналитику субсчета-экрана 55 позволит дополнительно прикрепленное субконто «Группа основных
средств и НМА», предварительно созданное в Конфигураторе как одноименный справочник аналитического учета. Предложенная новация дает возможность отследить следующие аналитические аспекты:
- состав амортизационного фонда по группе основных средств или нематериальных активов;
- суммы начисленного, отложенного, использованного и направленного на использование амортизационного фонда;
- суммы амортизационного фонда в соответствии с Планами развития организации на текущий год и среднесрочную перспективу;
- ответственного за исполнение и отметку за исполнение учетных процедур амортизационного фонда.
6. Экономическое обоснование выделенных направлений развития и необходимых для этой цели средств финансирования мероприятий по восстановлению и обновлению основных средств, нематериальных активов, внедрению инноваций, расходов на НИОКР, рекомендовано отражать в Планах устойчивого развития организации. Планы развития организации разрабатывают в соответствии с периодами планирования: на стратегическую перспективу, среднесрочный период и отчетный год. Ежегодно указанная система мероприятий должно найти отражение в Планах бухгалтерии на год, на месяц, и согласовываться с утвержденной учетной политикой организации на отчетный период. Ответственность за разработку и контроль исполнения данной процедуры возложена на главного бухгалтера организации [3].
С целью реализации Планов устойчивого развития организации рабочий план счетов следует дополнить субсчетом-экраном первого уровня 84.01 «Фонд развития», который обобщает и систематизирует информацию о состоянии и использовании средств нераспределенной прибыли. На основании решения собрания учредителей (собственников) данные средства могут быть направлены на финансовое обеспечение развития организации и иных процедур по созданию или воспроизведению нового имущества.
Мониторинг состояния и движения по субсчету предлагается осуществлять на субсчетах-экранах второго уровня:
84.01.01 «Фонд развития созданный»,
84.01.02 «Фонд развития в обращении»,
84.01.03 «Фонд развития капитализированный» (таблица 2).
7. В соответствии с Планами развития организации, контроль наличия и движения заемных средств, как источника устойчивого развития в части финансирования приобретения основных средств и нематериальных активов, осуществляется в рамках использования традиционных синтетических счетов 66 «Краткосрочные кредиты и займы» и 67 «Долгосрочные кредиты и займы». Данные счета следует дополнить аналитическим аспектом в виде субконто «Целевое использование», организованного в виде справочника в Конфигураторе.
Предложенная новация позволит отслеживать:
- цель кредита/займа;
- суммы заемных средств в соответствии с Планами развития организации на текущий год и долгосрочную перспективу;
- ответственного за исполнение и отметку за исполнение учетных процедур по привлечению заемных средств.
Учетное обеспечение управления устойчивым развитием организации включает в себя три блока, отражающих специфические особенности состава и содержания данной компоненты: «Методика», «Организационная структура и управленческие процедуры», «Технология». Она пронизывает и объединяет учетное, аналитическое, аудиторское обеспечения, интегрирует аналитические, учетные, внеучетные, данные, обеспечивая
группировку информации через использование информационно-коммуникационных и облачных технологий.
Состав, структура, специфика функционирования информационного пространства являются серьезными и значимыми факторами, влияющими на устойчивое развитие организации, так как важность, уместность и существенность информации за последнее время в связи с развитием инновационных информационно-коммуникационных систем значительна. Информационные потоки, пронизывающие современную организацию, характеризуются специфическими особенностями, позволяющими успешно использовать информационную компоненту для обеспечения дальнейшего стабильного её развития. Среди специфических особенностей информационной компоненты можно выделить большие объемы разнородной информации, дискретность информации, многообразие источников и потребителей информации, многократное повторение циклов получения и преобразования информации в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.п.). Ключевыми функциями информационной компоненты учетного обеспечения устойчивого развития организации выступают актуализация, аналитичность, эффективность и содержательность информации.
Информационная компонента учетного обеспечения должна создаваться с учетом ряда требований: интегрируемости, масштабируемости, адаптивности, реактивности, безопасности, объективности, рациональности. Системы учетной информации организации формируют
Шифр-код документа: 1.1-2.1-3.1
Рисунок 1. Трехуровневая система кодирования документа
основу информационной компоненты учетного обеспечения для удовлетворения потребностей менеджмента, контроля, анализа и оценки устойчивого её развития.
Для наполнения информационной компоненты и группировки информации во внутренней и внешней отчетности, и дальнейшего использования полученных данных в управлении организацией, целесообразно введение системы трехуровневого кодирования документов. Данная новация расширяет аналитические возможности внутренних и внешних отчетов, повышает качество обработки, репрезентативность информации при организации документооборота, демонстрирует надежность, полноту и многомерность учетного обеспечения для целей управления устойчивым развитием организации. Обозначение позиции трехуровневой системы кодирования документов с помощью условного символа образует шифр (код) (рисунок 1).
Для осуществления регулярного наблюдения и прогнозирования деятельности организации, целеориентированной на устойчивое развитие, группировка и систематизация информации производится по уровням управления, видам учета и функциональным зонам, и реализована в виде трехуровневой системы кодирования документов:
- документы стратегического, тактического уровней управления, уровня знаний, эксплуатационного уровня, и формируют первый уровень кодирования;
- документы управленческого, финансового, статистического, налогового учета образуют второй уровень кодирования;
- документы, распределенные по функциональным зонам предприятия (производственной, финансовой, маркетинговой, управления персоналом, организационной, НИОКР и инноваций, логистики) составляют третий уровень кодирования.
Согласно предложенной группировке в информационной компоненте учетного обеспечения организации формируется внутренняя и внешняя отчетность, которая позволяет проводить регулярное наблюдение, анализ и оценку деятельности организации, целеориентированной на устойчивое развитие, по каждому уровню кодирования документов.
В связи с возникающими потребностями системы управления в адекватной информации необходимо выработать единые подходы к процедурам ведения финансового и управленческого учета, составу, содержанию и порядку составления внутренней и внешней отчетности. В этих условиях уместно сформулировать новые требования к учетно-аналитическим процедурам формирования данных для целей управления.
Выделенные направления развития учетного обеспечения носят универсальный характер, и могут быть рекомендованы к использованию организациями, целеориентиро-ванными на устойчивое развитие.
15.12.2014
Список литературы:
1. Попова Л. В. Структура модели учетно-налоговой системы, адаптированной к МСФО / Л. В. Попова // Управленческий учет, 2012. - № 2. - С. 99-106.
2. Совершение методологии бухгалтерского учета и экономического анализа / под ред. В. И. Петровой. - М. : Финансы и статистика, 1985. - 239 с..
3. 2. Асташкевичер Е.Т. Бухгалтерский учет на машиностроительном предприятии / Е.Т. Асташкевичер. - М.: Машиностроение, 1970. - 432с.
Сведения об авторе:
Тычинина Наталья Александровна, доцент кафедры экономического управления организацией Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 342475, е_таП: [email protected]