Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ТИПОЛОГИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ / ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБНОГО ОБУЧЕНИЯ / РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА / PROJECT METHOD / TYPOLOGY OF THE PROJECT METHOD / STAGES OF DESIGN TECHNOLOGY / ORGANIZATION OF TRIAL TRAINING / PROJECT DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайгушев Николай Яковлевич, Веденеева Ольга Анатольевна, Веденеева Анна Олеговна

В статье на основе анализа специальной литературы разработать и применить проект на уроке немецкого языка в старшей школе. Авторами обосновывается роль проектной деятельности в активизации познавательного интереса обучающихся, расширении их кругозора, развитии навыков самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач. Использование метода проектов в преподавании иностранного языка позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство понимания, выражения своих идей, понимания и понимания идей других людей. Это один из наиболее эффективных способов привлечь внимание учащихся к языковому контенту и вовлечь их в познание окружающего мира через иностранный язык. Основная задача учителей - вызвать интерес, мотивировать ребенка и вовлечь его в среду деятельности. Авторы выделяют этапы проектного метода на уроке немецкого языка; определяют особенности реализации метода проектов при обучении немецкому языку в общеобразовательной школе с учетом специфики возрастных характеристик; показана организация пробного обучения для учащихся 10 класса, с опорой на изучаемый «Deutsch 10» - «Немецкий язык. 10» И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, Л.В. Садомова, М.А. Лытаева материал, с учётом специфики возрастных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT METHOD IN HIGH SCHOOL IN TEACHING THE GERMAN LANGUAGE

Based on the analysis of special literature, the article develops and applies the project in a German lesson in high school. Modernization of education entails the need to search for new approaches to teaching a foreign language that are aimed at individual personality development, creative initiative, developing independence skills, the formation of students' universal ability to set and solve problems for solving problems arising in life - professional activity, self-determination, everyday life. Classes in project activities stimulate students' cognitive interest, broaden their horizons, develop independent work skills: the ability to identify and formulate a problem, find and select the necessary information, and use it to solve assigned tasks. Using the project method in teaching a foreign language allows students to use a foreign language as a means of understanding, expressing their ideas, understanding and understanding the ideas of other people. This is one of the most effective ways to draw students' attention to language content and engage them in the knowledge of the world through a foreign language. The main task of teachers is to arouse interest, motivate the child and involve him in the environment of activity.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/86PDMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Сайгушев Н.Я., Веденеева О.А., Веденеева А.О. Реализация метода проектов в старшей школе при обучении немецкому языку // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/86PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Saigushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Vedeneeva A.O. (2020). The implementation of the project method in high school in teaching the German language. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/86PDMN320.pdf (in Russian)

УДК 37.01 ГРНТИ 14.35.07

Сайгушев Николай Яковлевич

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Профессор

Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=427658 Google Академия: https://scholar.google.ru/citations?user=IUAXDJ8AAAAJ&hl

Веденеева Ольга Анатольевна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0816-8217 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=286733 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57188841317 Google Академия: https ://scholar. google. ru/citations?hl=ru&user=ctO 13 hQAAAAJ

Веденеева Анна Олеговна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Студент

E-mail: [email protected]

Реализация метода проектов в старшей школе при обучении немецкому языку

Аннотация. В статье на основе анализа специальной литературы разработать и применить проект на уроке немецкого языка в старшей школе. Авторами обосновывается роль проектной деятельности в активизации познавательного интереса обучающихся, расширении их кругозора, развитии навыков самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач. Использование метода проектов в преподавании иностранного языка позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство понимания, выражения своих идей, понимания и понимания идей других людей. Это один из наиболее эффективных способов привлечь внимание учащихся к языковому контенту и вовлечь их в познание окружающего мира через иностранный язык. Основная задача учителей - вызвать интерес, мотивировать ребенка и вовлечь его в среду деятельности. Авторы выделяют этапы проектного

метода на уроке немецкого языка; определяют особенности реализации метода проектов при обучении немецкому языку в общеобразовательной школе с учетом специфики возрастных характеристик; показана организация пробного обучения для учащихся 10 класса, с опорой на изучаемый «Deutsch 10» - «Немецкий язык. 10» И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, Л.В. Садомова, М.А. Лытаева материал, с учётом специфики возрастных характеристик.

Ключевые слова: метод проектов; типология метода проектов; этапы проектной технологии; организация пробного обучения; разработка проекта

Введение

В сфере реализации ФГОС в учебно-образовательном процессе делается акцент на формирование универсальных учебных действий.

Проектная методика полностью соответствует требованиям ФГОС, т. к. она развивает следующие умения и навыки: самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность, мотивацию к изучению иностранного языка, саморегуляцию и самоорганизацию учащихся, способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников, проецировать и проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение, опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике, совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально и проявлять себя в группе.1

Цель исследования: на основе анализа специальной литературы разработать и применить проект на уроке немецкого языка в старшей школе.

Материалы и методы

Вопросом применения метода проекта в образовательной деятельности занимались исследователи Ю.Х. Журавлев, Л.Я. Зорина, В.В. Краевский, И.Я. Лернер и другие ученые, которые считают, что педагогическое проектирование является непременным условием осуществления регулятивной функции педагогики и выделяется в настоящее время в особый вид педагогической деятельности [2; 3]. В нашей работе использован комплекс методов исследования, среди них: анализ научной литературы по исследуемой проблеме, дефиниционный анализ словарных толкований, анкетирование, метод классификации.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №38 г. Магнитогорска. В анкетировании принимали участие учащиеся 10 класса в количестве 20 человек.

Метод проектов в действующих учебно-методических комплексах

В книге для учителя по немецкому языку И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой "Deutsch 10„ для повышения результативности обучения используются личностно ориентированные приёмы и технологии обучения [4]. К последним относятся: обучение в сотрудничестве (работа в малых группах, когда школьники активно взаимодействуют), метод проектов (далее МП), ролевая игра, а также здоровьесберегающие технологии. В этом плане большое значение имеют

1 Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г.

игровые формы работы: инсценированные готовые диалоги перед классом, составление и разыгрывание аналогичных диалогов, выступление в роли персонажей учебника и т. п.

Это так же важно, как организовать оценку успеваемости учащихся, например, в форме самодеятельности. Для этой цели можно использовать практически все учебные материалы: рифмы, сказки, песни, диалоги, которые учащиеся могут поставить самостоятельно или использовать марионеток. Для этой цели также разрабатываются проекты: учащиеся планируют, готовят и (если возможно) выполняют индивидуальные и социально значимые групповые творческие вопросы на немецком языке (если это возможно). Он предлагает им не только будущее, но уже сравнительно реальное применение: создание корреспонденции, поделки с подписями на немецком языке, организация выставок (например, знакомство с языковой страной) гостей - по приглашению родителей, учеников, изучающих одинаковые или разные языки и т. д. Для учителей важно продолжать эту работу четко и последовательно, принимая во внимание конкретные учебные ситуации, а также развивать инициативу и творческий потенциал учащихся. Все эти формы и технологии обучения должны помочь преодолеть трудности, связанные с отсутствием языковой среды и естественной потребностью в общении на иностранных языках в школьных условиях [5].

Основная цель любого проекта - рассмотреть, что было достигнуто. Это означает написание речи на иностранном (немецком) языке, чтение стихов, сценку (воспроизведение и редактирование диалогов), пение песен, игру с ними, рассказы о вас, ваших друзьях, о родственниках. Он включает в себя сочетание эстетики и произведений на иностранном языке, которые изучались, а также функциональные мероприятия (позже, в том числе ремесла, дизайн, оформление помещений).

Кроме того, проектная работа ориентирована на индивидуальную работу школьников: поиск и отбор дополнительной информации и ее структуры напрямую.

Совмещение работы в сочетании с этим учащимся помогает создать взаимную поддержку, терпение и чувство ответственности.

В современном мире существует множество возможностей для реализации МП, такие как: создание компьютерных презентации, видеопроекторы, интерактивные доски, онлайн ресурсы, социальные сети и т. д. Большое количество российских школ оборудованы всем необходимым для того чтобы у учащихся была полная свобода выбора при подготовке проекта. Но для создания качественного продукта - этого недостаточно. Важную роль в МП играет творческая составляющая. Важно не просто донести информацию, а сделать это так, чтобы аудитория запомнила выступление и впитала все знания, которые ученик будет доносить до нее, как можно лучше.

МП можно реализовать на основе учебно-методического комплекса (УМК) по немецкому языку И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой в любой год обучения немецкому языку. В качестве долгосрочных проектов всегда выступают:

• подготовка к празднику в конце первого полугодия;

• подготовка к прощальному празднику в конце учебного года, предусматривающему инсценированные сказки.

В третьем классе учебник предлагает школьником небольшие и легкие проекты по темам «Времена года» и «Зимние праздники» [6]. Для создания такого рода проектов требуется большая подготовка от учителя, ведь ученики младших классов не готовые к такому виду деятельности как создание проекта могут не сразу понять все требования и правильно приступить к работе. Необходим контроль и помощь. Творчество здесь стоит на первом месте, так как учащиеся еще не владеют навыками правильного поиска информации и ее отбора.

https:// mir-nauki. com

Учитывая возрастные особенности учеников третьего класса стоить помнить, что игровой вид деятельности является доминирующим. В четвертом классе это могут быть проекты по темам «Летние увлечения», «Время каникул!», «Школьная жизнь», «Мой любимый дом» [7]. Данные проекты, отличны тем, что их структура детально не прорабатывается, а только намечается и затем формируется на основании интересов учащихся. В связи с этим необходимо помнить, что у учащихся четвертого класса уже достаточно разнообразный круг интересов, поэтому стоит прислушиваться к их предложениям по тематике данного проекта. Уже во втором полугодии пятого класса имеются темы, при прохождении которых уместно использовать МП. При изучении таких тем как «Eine alte deutsche Stadt», «Wir malen, bauen, basteln», «Wir bauen unsere Stadt», «Bei unseren Freunden zu Hause». Можно предложить учащимся принять участие в проектах прикладного характера. Результатом этих проектов может быть не только устный доклад с презентацией, но также поделка, плакат или даже макет. Этот приём активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.

Начиная с шестого класса, в учебнике «Шаги» И.Л. Бим до девятого класса включительно в каждой теме учебника есть раздел «Проект». Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в материалах учебника. Необходимо отметить, что проекты в пятом и шестом классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников. В пятом классе может быть представлена работа над такими краткосрочными проектами, как «Самый известный средневековый замок», «Моё домашнее животное», «Мой дом - моя крепость», «Профессия мечты», «Я и моя семья» [8]. Так же именно в рамках этих тем можно предложить ученикам изменить формулировки готовых и уже реализованных проектов. В ходе этих изменений можно выявить оригинальные и новые решения уже знакомой всем проблемы. В седьмом классе школьникам могут быть предложены проекты по темам: «Любимый город», «Моя Родина», «Немецкий город», «Транспорт большого города», «Деревня будущего», «Охрана природы» [9].

Общеизвестно, что к концу седьмого-началу восьмого класса интерес учащихся к иностранному языку резко падает. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у б0 % учащихся к восьмому классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения МП подтверждает выводы ученых. Считаем, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к немецкому языку именно в этом возрасте [10]. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом соответственно увеличивается время на их подготовку - они становятся среднесрочными. При работе над темами «Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor», «Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland» ученики представляют свои проекты в различных формах на немецком языке [11].

В десятом и одиннадцатом классах ученикам предлагают защитить проекты по темам: «Жизнь молодежи», «Роль театра», «Наука», «Музыка - это язык, который понятен всем» [12; 13]. В этом возрасте учащиеся уже обладают достаточными навыками для подготовки полноценного проекта с использованием всех доступных средств. Проекты учащихся десятых и одиннадцатых классов отличаются лаконичностью изложения, полным соответствием тематике и правильно построенной защитой презентации. Учащиеся уже готовы к полноценным научным исследованиям, но не следует забывать о том, что именно в старших классах ведется активная подготовка к единому государственному экзамену и не следует нагружать их большими объёмами новой информации. Учитель должен организовать проектную деятельность так, чтобы учащиеся в процессе подготовки использовали все свои накопленные знания и навыки и смогли вспомнить все прошедшие ими темы и структуры.

https:// mir-nauki. com

Из вышеизложенного можно констатировать факт, что каждый год обучения с использованием проектной деятельности очень важен в формировании всех необходимых умений и навыков у школьников. МП также обеспечивает прочное усвоение учебного материала, наравне с интеллектуальным и нравственным развитием обучающихся [14].

Проектная работа позволяет ученикам продемонстрировать свои творческие способности и применить свои навыки в общении на иностранном языке в сложных ситуациях. Проект предлагает студентам возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Это действие, которое позволяет вам выразить себя как индивидуально, так и в группе и направлено на решение интересной проблемы. Результат этой деятельности - найденный способ решить проблему - является практичным, ценным и важным для участников.

Разработка проекта, обучение, тренировка для учителя - это интегрированный музыкальный инструмент, с помощью которого вы можете развивать и развивать специальные навыки: создавать проблемы, определять цели, планировать действия, анализировать свою деятельность. Чтобы дать представление, обобщить и сделать выводы [15].

Из анализа УМК по немецкому языку М.М. Аверина «Горизонты. Немецкий язык» стало ясно, что в каждой части учебника присутствуют как долгосрочные проекты, так и краткосрочные. Проекты могут быть представлены как в конце темы, так и в разделах «Большая перемена» и «Маленькая перемена», где материал рассчитан на обобщение и посторенние пройденных тем.

В пятом классе, то есть на самом первом году обучения немецкому как второму иностранному языку, можно предложить поучаствовать ученикам в таких проектах, как «Семьи в России», «Мое домашнее животное» или «Мое любимое домашнее животное», и также раздел «Маленькая перемена» содержит в себе проект под названием «Немецкоязычные страны» [16]. Все эти проекты могут быть представлены в свободной форме: плакат, презентация или доклад. Вид отчетности может выбрать учитель или же сами ученики.

В шестом, седьмом и восьмом классах темы проектов становятся более серьезными и более структурированными. Если на первом году обучении все проекты направлены на развитие творческих способностей учащихся, то на этих этапах раздел «Проект» направлен на развитие и обогащение словарного запаса. «Комната моей мечты», «Рождество», «Планирование пятидневного путешествия по Германии, Австрии и Швейцарии» [17]. Именно эти темы будут сопровождать учеников на втором году обучения немецкому языку. Седьмой и восьмой класс отличаются особой сложностью. Проектная деятельность отражена в таких темах, как «Дружба», «Составление телепрограммы», «Знаменитые личности», «Программы по обмену», «Советы по подготовке к экзамену», «Поиск информации о школе им. Карла Штроля в интернете» [17; 18]. В заданиях к этим проектам указан способ их реализации. А также имеется большое количество вспомогательного материала. Ученики смогут без труда подготовиться к защите без помощи родителей или учителя. Также в рамках этих курсов предлагается очень интересный и полезный для учеников долгосрочный проект под названием «Энергосбережение и охрана окружающей среды» [17]. Результаты этого вида деятельности можно будет повесить на стену в кабинете для мотивации учащихся. Как уже упоминалось ранее, мотивация к учению зачастую пропадает именно в этом возрасте, а прекрасно выполненная работа, которая будет «гордо» располагаться на стене в кабинете, может давать сильнейший стимул в дальнейшем изучении немецкого языка.

Девятый класс не показывает нам особого разнообразия тем проектной деятельности, но это вполне объяснимо, так как материал учебника направлен на закрепление пройденного материала и на оптимизацию лексического запаса. Близится итог курса, и именно на этом этапе необходимо уделить большое внимание индивидуальной работе, а не на групповой работе над

проектами. Но все же вниманию учащихся здесь представлены две темы: «Наш город в 22-ом веке» и «Собственное изобретение или открытие» [19]. Эти проекты могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными. Учитель сам может определить количество участников и вид результативного продукта.

В десятом и одиннадцатом классе ученикам предлагают защитить проекты по темам: «Социальные сети», «Профессиональный язык и повседневная речь», «Немецкие и русские газеты, журналы и статьи», «Путеводитель» [20; 21].

Таким образом, можно утверждать, что МП, реализованный в данном УМК, имеет положительный результат, а это важная составляющая личностно-ориентированного обучения и показатель сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных.

Организация пробного обучения в старших классах

Целью проведения пробного обучения являлась разработка урока-проекта при обучении учащихся десятого класса немецкому языку в школе, а также проверка его эффективности на практике.

Таким образом, в ходе пробного обучения решались следующие задачи:

• повторить лексику по теме «Kunst kommt vom Könnt. Auch Musikkunst?»;

• развить нравственные качества ученика путём приобщения к творчеству различных писателей и поэтов;

• научить выражать собственное мнение о прочитанной книге на немецком языке;

• научить грамотно составлять план своего выступления.

Постановка целей и задач пробного обучения обусловили тщательную теоретическую и методическую подготовительную работу, которая заключалась в следующем:

• проанализировать учебный материал, используемый в десятом классе;

• выбрать тему проекта;

• разработать задания проекта;

• провести пробное обучение на основе разработанного проекта.

Опираясь на результаты анализа учебника «Deutsch 10» - «Немецкий язык 10» И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, Л.В. Садомова, М.А. Лытаева, мы решили в ходе пробного обучения работать по теме «Kunst kommt vom Könnt. Auch Musikkunst?».

В таблице 2 представлены этапы и средства данного проекта (см. таблицу 2).

Таблица 2

Этапы и средства проектной деятельности

Этап Средства

Подготовительный этап Анкета.

Организационный этап Поиск и формулировка проблемы. Постановка цели. Проработка теоретических положений.

Реализация проекта Подбор материала. Рекомендации к выступлению.

Представление презентации и защита проекта Речевые клише.

На подготовительном этапе было проведено анкетирование учащихся 10 класса 38 школы г. Магнитогорска в количестве 20 человек, целью которой явилось выявление отношения учащихся к чтению поэзии и их коммуникативных потребностей. Нам было важно узнать степень заинтересованности учащихся в чтении поэзии как зарубежных авторов на изучаемом языке, так и литературы на родном языке.

После проведения анкетирования нами были получены результаты, представленные в таблице 3 (см. таблицу 3).

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

• не все учащиеся любят читать;

• не у всех есть свой любимый автор;

• учащиеся предпочитают читать зарубежную литературу в переводе;

• с таким видом деятельности как «проект» учащиеся не знакомы;

• у учащихся есть желание создать проект по теме «Kunst kommt vom Könnt. Auch Musikkunst?»

Таблица 3

Результаты анкетирования

Вопросы Варианты ответа Количество учащихся

Любите ли вы читать? да 10

нет 10

Есть ли у вас любимый автор? да 5

нет 15

Какую литературу предпочитаете? Зарубежную 12

Отечественную 8

Читаете ли книги на иностранном языке? да 5

нет 15

Знаете ли вы что такое «проект»? да 8

нет 12

Создавали ли вы раньше «проект»? да 6

нет 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хотелось бы вам создать проект по теме, которую вы сейчас проходите на уроке немецкого языка? да 12

нет 8

На основании сделанных выводов было решено изучить с учащимися десятого класса основы проектной деятельности и создать проект на тему: «Die Position der ausländischen Literatur in der modernen Welt».

На организационном этапе ученикам предлагалась проблема, которую нужно было выявить и сформулировать. Из ФГОС следует, что в современной школе любая проблема должна подаваться в скрытом виде, чтобы учащиеся с помощью различных методов анализа смогли ее найти самостоятельно. Для этого использовался метод наводящих вопросов. С помощью специально сформулированных вопросов, которые подготавливает учитель, учащиеся сами определили цель и погрузились в проект.

Вопросы, которые были заданы учащимся:

• Welche ausländischen Autoren kennen Sie?

• Welche russischen Autoren sind Ihrer Meinung nach in Deutschland beliebt?

• Wer ist besonders populär von den deutschen Schriftstellern und Dichtern durch die Übersetzung ihrer Werke ins Russische in Russland?

• Welcher bekannte russische Dichter hat deutsche Gedichte übersetzt?

• Lesen Sie lieber Literatur im Original oder in Übersetzung? Warum?

Учащимися была сформулирована тема: «Die Position der ausländischen Literatur in der modernen Welt».

Этап реализации проекта состоял из подведения учащихся к созданию собственного продукта. Были рассмотрены понятия «МП» и «учебное проектирование», а также виды и этапы подготовки доклада с показом мультимедийной презентации и последующим обсуждением. Презентация оформляется в «Microsoft Power Point» или «Prezi».

При создании мультимедийной презентации учащимся рекомендовалось избегать следующих ошибок, затрудняющих восприятие слушателей:

выбор светлого шрифта на темном фоне;

обилие текста в слайдах;

выбор мелкого размера шрифта;

чрезмерное увлечение цветовыми и анимационными эффектами;

отсутствие связи рисунков к текстам с их смысловой нагрузкой и др. [22]

Одним из требований к выступающим являлось то, что он не должен читать текст презентации слово в слово. Презентация всегда служит опорой для самостоятельного монолога. С помощью презентации можно ознакомить аудиторию с графиками, рисунками, расчетными таблицами или художественными произведениями. Информация, которую доносит выступающий до аудитории, должна быть более полной и глубокой. Ссылаться на презентацию в своем рассказе допускалось, но без злоупотреблений. Учащимся рекомендовалось тщательно продумать свое выступление, а также подготовиться к ответам на спонтанные вопросы после презентации. Это можно было сделать лишь хорошо, разобравшись в теме своего проекта.

Успешная защита проекта зависит от многих факторов, в том числе и качество речи выступающего. Именно на это было обращено большое внимание.

На этом этапе ученики также получили опорный материал с речевыми клише (см. таблицу 4), которые помогут в создании проекта, и разделились на две группы путём жеребьёвки для рассмотрения темы с разных сторон:

• русская литература в Германии;

• немецкая литература в России.

Таблица 4

Речевые клише

Этап выступления Речевые клише

Begrüßung und Vorstellung Guten Tag, Damen und Herren, und herzlich willkommen in unserem Vortrag!

Mein Name ist...

Ich bin hier für ... verantwortlich

Thema Ich möchte heute über das Thema ... sprechen

Erstens, ... Zweitens, ... Drittens, ... Anschließend, ...

Этап выступления Речевые клише

Zum Schluss, ... Am Anfang werde ich über ... sprechen

Nur einige Worte zu.

Wie ich eben schon gesagt habe, ...

Wie ich am Anfang erwähnt habe, ...

Nur einige Worte zu.

Wie Sie auf dieser Folie/Abbildung sehen, ist.

Zum Schluss gebe ich noch einige Informationen zu.

Abschließend kann ich sagen, dass.

Vielen Dank für ihre Aufmerksamkeit!

Fragen Was möchten Sie gern wissen? Bitte fragen Sie!

Vielen Dank für die Aufmerksamkeit!

Работу по созданию проекта ученики выполняли дома. Также были даны некоторые рекомендации к выступлению с проектом.

Для докладчиков полезно знать, что и презентация, и защита не всегда находятся в «теплой, дружеской обстановке». Что касается выживания, которое предполагает отбор нескольких «оптимальных» проектов (по мнению жюри), выявляются жаркие дискуссии и противоречия, использующие тактику «черной оппозиции», с помощью которой так называемый гигант Ошибки и дефекты конструкции с помощью широкой брони. Методы манипуляции находятся в центре внимания. Помещение говорящего в состояние раздражения, основанное на его психологическом воздействии, использовании его высокомерия, стыда, эмоций и других тонких черт человеческой психики).

На представление презентации и защита проекта ученикам также был выдан вспомогательный материал, который поможет слушателям задавать вопросы выступающим (см. таблицу 5).

Таблица 5

Вспомогательный материал

Art von Frage Frage

Klarstellung (was und wie habe ich gehört?) Bitte klären Sie...

Wiederholen Sie bitte...

Entwicklung (neue oder zusätzliche Informationen erhalten) Könnten Sie zusätzliche Informationen über...

Bitte kommentieren Sie...

Was? Wo? Wie? Wann? Wozu?

Verhalten Wie denken Sie darüber?

Was ist Ihre Meinung dazu?

Процедура презентации и защиты проекта проходила в четыре этапа:

• Вступительное слово ведущего (учителя): приветствие, сообщение цели, основных правил проведения, регламента, формы обсуждения и пр.

• Выступление всех групп.

• Обсуждение проекта.

• Оценивание и рефлексия.

Оценка проектной работы выставляется за проект в целом. Еще на этапе подготовки учащиеся утвердили критерии, по которым проходило общее оценивание проектов:

• вовлеченность участников в проект;

• качество выполнения проектного продукта;

качество представленной мультимедийной презентации; артистизм и выразительность выступления; грамотность;

точность, глубина и полнота ответов на вопросы.

Анализ и оценка пробного обучения

Для определения результатов по использованию МП в ходе пробного обучения ученикам была предоставлена итоговая анкета, целью которой явилась рефлексия учащихся о проделанной совместной работе с использованием проекта «Die Position der ausländischen Literatur in der modernen Welt». Результаты анкетирования представлены в таблице 6 (см. таблицу 6).

По результатам анкетирования можно сделать выводы:

• интерес к чтению книг в оригинале вырос;

• интерес к проектной деятельности вырос.

Таблица 6

Результаты анкетирования

Вопросы Варианты ответа Количество учащихся

Заинтересовали ли вас книги на иностранном языке? да 14

нет 6

Заинтересовали ли вас отечественные писатели и их произведения? да 10

нет 10

Понятна ли вам работа в форме проекта? да 20

нет 0

Хотелось бы вам создавать еще проекты по немецкому языку? да 15

нет 5

Хотелось бы вам создать проект по любой другой школьной дисциплине? да 20

нет 0

Понравилось ли вам работать в команде? да 18

нет 2

Также для оценки результатов работы на каждом этапе проекта были определены следующие критерии:

• владение лексикой;

• знание структур;

• грамматическая правильность речи;

• темп коллективной работы;

• командный дух.

В ходе формулирования темы проекта ученики показали достаточно высокий уровень владения лексикой по теме. Грамматические конструкции в основном были просты и односложны. Небольшие ошибки в ходе работы были исправлены учителем. Сами проекты были представлены без грамматических и лексических ошибок. Материал был очень хорошо проработан каждой из групп. Ученики справились не только с содержательной стороной

проекта, но и смогли достойно защитить его перед остальным классом. Работу в группе также можно оценить на «отлично».

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что:

• наблюдалась активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

• прослеживался коллективный характер принимаемых решений при выполнении заданий проекта;

• доброжелательный характер общения и взаимопомощи, высокий уровень взаимодополняемости участников проекта;

• так как данный проект можно отнести к межпредметным проектам, привлекались знания из других областей, а именно, знания по литературному анализу стихотворений;

• эстетика оформления результатов проведенного проекта представлена на высоком уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проект завершен. Изучение темы будет расширено и углублено на других уроках, но главное уже состоялось: произошло приближение к сокровенному, знание приобрело эмоциональную наполненность, стало личностно значимым.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что проектная деятельность реализовывает все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, которые возникают перед педагогом, и именно поэтому проекты в обучении иностранным языкам в настоящее время являются наиболее актуальными. Современное образование предъявляет множество требований к методам обучения - они должны быть как личностно-, так и практико-ориентированными. Метод проектов удовлетворяет им в полной мере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г.

2. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие / В.В. Краевский. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 394 с.

3. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

4. Бим И.Л. Немецкий язык. Книга для учителя. 6 класс: пособие для общеобразоват. организаций / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Р.Х. Жарова. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2015 - 102 с.

5. Рабочая программа предмета «немецкий язык» для 7 «Г» класса на 2011 2012 учебный год (1/2).

6. Бим И.Л. Немецкий язык. Книга для учителя. 3 класс: пособие для общеобразоват. организаций / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Р.Х. Жарова. - 7-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2015 - 95 с.

7. Бим И.Л. Немецкий язык. Книга для учителя. 4 класс: пособие для общеобразоват. организаций / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Р.Х. Жарова. - 4-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2014 - 95 с.

https:// mir-nauki. com

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21. 22.

Бим И.Л. Немецкий язык. Книга для учителя. 5 класс: пособие для общеобразоват. организаций / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Р.Х. Жарова. - 5-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2015 - 110 с.

Бим И.Л. Немецкий язык. Книга для учителя. 7 класс: пособие для общеобразоват. организаций / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Р.Х. Жарова. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2014 - 95 с.

Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

Бим И.Л. Немецкий язык. Книга для учителя. 8 класс: пособие для общеобразоват. организаций / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Р.Х. Жарова. - 9-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2014 - 80 с.

Бим И.Л. Немецкий язык. Книга для учителя. 10 класс: пособие для общеобразоват. организаций / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Р.Х. Жарова. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2015 - 112 с.

Бим И.Л. Немецкий язык. Книга для учителя. 11 класс: пособие для общеобразоват. организаций / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Р.Х. Жарова. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2015 - 78 с.

Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 368 с.

Аверин, М.М. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2017. - 136 с.

Аверин, М.М. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2017. - 160 с.

Аверин, М.М. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.

Аверин, М.М. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 101 с.

Аверин, М.М. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015. - 131 с.

Аверин, М.М. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. - М.: Просвещение, 2018. - 176 с.

Аверин, М.М. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 11 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. - М.: Просвещение, 2018. - 168 с.

Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. -144 с.

86PDMN320

Saigushev Nikolai Yakovlevich

Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia

E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=427658 Google Академия: https://scholar.google.ru/citations?user=IUAXDJ8AAAAJ&hl

Vedeneeva Olga Anatolyevna

Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0816-8217 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=286733 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57188841317 Google Академия: https ://scholar. google. ru/citations?hl=ru&user=ctO 13 hQAAAAJ

Vedeneeva Anna Olegovna

Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia

E-mail: [email protected]

The implementation of the project method in high school in teaching the German language

Abstract. Based on the analysis of special literature, the article develops and applies the project in a German lesson in high school. Modernization of education entails the need to search for new approaches to teaching a foreign language that are aimed at individual personality development, creative initiative, developing independence skills, the formation of students' universal ability to set and solve problems for solving problems arising in life - professional activity, self-determination, everyday life.

Classes in project activities stimulate students' cognitive interest, broaden their horizons, develop independent work skills: the ability to identify and formulate a problem, find and select the necessary information, and use it to solve assigned tasks. Using the project method in teaching a foreign language allows students to use a foreign language as a means of understanding, expressing their ideas, understanding and understanding the ideas of other people. This is one of the most effective ways to draw students' attention to language content and engage them in the knowledge of the world through a foreign language. The main task of teachers is to arouse interest, motivate the child and involve him in the environment of activity.

Keywords: project method; typology of the project method; stages of design technology; organization of trial training; project development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.