Научная статья на тему 'Реализация метода DEA для диагностики финансового состояния предприятий'

Реализация метода DEA для диагностики финансового состояния предприятий Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
779
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Рукавицына Т. А., Смолин В. В.

Рассматривается реализация метода DEA (Data Envelopment Analysis) для диагностики финансового состояния государственного предприятия Красноярского края (ГПКК) «Iуоернские аптеки» (ГА). Исследуемые фили-алы сети 1 llrLKal А» описываются наоором входных и выходных параметров. входные параметры характеризу-ют потенциал филиалов и их маркетинговые возможности, а выходные параметры показывают результаты деятельности азилиалов. Лиедлагается схема пазиаботки иекомендаиии по vлvчшeнuю деятельности ГПКК «ГА».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEA METHOD IMPLEMENT ATION FOR FINANCIAL ANALYSIS OF A FIRM

Data Envelopment Analysis (DEA) method implementation for financial analysis of a «Province pharmacies» firm are considered. Researched pharmacy network affiliates are described with a set of inputs and a set of outputs. Inputs reflect the affiliate s production potential and marketing abilities. Outputs show the results of affiliate s activity. The scheme for developing the recommendations to improve the company s activities is offered.

Текст научной работы на тему «Реализация метода DEA для диагностики финансового состояния предприятий»

сами, что позволит существенно сократить время реагирования при возникновении критических ситуаций и позволит создать оптимальных уровень запасов.

На основе описанной методики предполагается разработать программное средство, позволяющее автоматизировать процесс активного реагирования на критические ситуации возникновения дефицита и затоваривания.

Библиографический список

1. Сергеев, В. И. Логистика : учеб. пособие / В. И. Сергеев. СПб. : СПбГИЭА, 1995.

2. Бауэрсокс, Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок : пер. с англ. / Д. Дж. Бауэрсокс, Д. Дж. Клосс. М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001.

3. Christopher, M. Logistics and supply chain management: strategies for reducing costs and improving services / М. Christopher. UK : Pitman Publishing, 1992.

4. Практикум по логистике : учеб. пособие / под ред. Б. А. Аникина. М. : Инфра, 1999.

A. V. Kuzminov

TECHNIQUE OF ACTIVE REACTION AT AUTOMATED MANAGEMENT BY STOCKS

Existing approaches to storekeeping are considered. It is offered technique of active reaction on their basis, which allows solve a problem of regulation of stocks more operatively. As result, the algorithm of active reaction of storekeeping is deduced

УДК 658.512.001.56

Т. А. Рукавицына, В. В. Смолин

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА DEA ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассматривается реализация метода DEA (Data Envelopment Analysis) для диагностики финансового состояния государственного предприятия Красноярского края (ГПКК) «Губернские аптеки» (ГА). Исследуемые филиалы сети ГПКК «ГА» описываются набором входных и выходных параметров. Входные параметры характеризуют потенциал филиалов и их маркетинговые возможности, а выходные параметры показывают результаты деятельности филиалов. Предлагается схема разработки рекомендации по улучшению деятельности ГПКК «ГА».

Проблема оценки эффективности функционирования и диагностики финансового состояния предприятий очень остро встает в последние годы во многих сферах производства и сбыта продукции. Часто возникают задачи сравнения между собой и упорядочивания структурных подразделений и предприятий или организаций в целом по некоторому свойству, не поддающемуся непосредственному измерению [1]. При этом общее представление о степени проявления анализируемого латентного свойства складывается как результат определенного суммирования целого ряда частных (и поддающихся измерению) характеристик, от которых зависит, в конечном счете, это свойство. Несомненно, главным понятием является понятие эффективности. Эффективность - это наиболее общее, определяющее свойство любой целенаправленной деятельности, которое с познавательной точки зрения раскрывается через категорию цели и объективно выражается степенью достижения цели с учетом затрат ресурсов и времени. Поэтому оценка эффективности функционирования предприятий и организаций является очень важной для принятия верных управленческих решений.

В данной работе рассматривается функционирование государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки» (ГПКК «ГА»). ГПКК «ГА» разделено на 36 филиалов, которые, в свою очередь, включают в себя несколько аптек или аптечных пунктов [2]. Основными направлениями деятельности ГП КК «ГА» являются:

- реализация населению по рецептам и без рецептов врача готовых лекарственных препаратов и их изготовление, учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам;

- отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения;

- оптовая реализация лекарственных средств лечебно профилактическим учреждениям (ЛПУ).

Эти направления деятельности являются наиболее стратегически важными в фармацевтической деятельности ГП КК «Губернские аптеки».

Цель работы состоит в повышении эффективности функционирования ГПКК «Губернские аптеки» при проведении диагностики финансового состояния с использованием метода DEA (Data Envelopment Analysis).

Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:

- определение типа модели метода DEA;

- выявление переменных объекта исследования;

- обработка полученных результатов и наглядное представление их для ЛПР;

- предоставление рекомендаций лицу, принимающему решение (ЛПР), для повышения эффективности функционирования ГПКК «ГА».

Постановка задачи. Проект содержит данные о 36 филиалах аптечной сети. Каждый филиал оценивается:

- по трем входам и одному выходу;

- по трем входам и трем выходам. Входами филиалов являются: коммерческие расходы, численность сотрудников и общая площадь.

Выходами филиалов являются:

- выручка от реализации;

- выручка от реализации, разбитая по сегментам рынка.

Все потребители ГПКК «ГА» поделены на 3 группы:

- потребители лекарственных средств (ЛС) льготного отпуска;

- ЛПУ, приобретающие ЛС оптовыми партиями по оптовой цене у аптек;

- потребители ЛС розничного отпуска

Все 36 филиалов принадлежат к одной торговой сети. Задача руководства сети - оценить эффективность каждого филиала в общем и по сегментам рынка и выработать стратегию улучшения работы филиалов сети.

Метод «Data Envelopment Analysis». Данный метод является, по сути, способом оценки производственной функции, которая в практической реальности неизвестна. Метод DEA основан на построении границы эффективности, которая и является аналогом производственной функции для случая, когда выпуск является не скалярным, а векторным, т. е. когда выпускается несколько видов продукции. Эта граница имеет форму выпуклой оболочки или выпуклого конуса в пространстве входных и выходных переменных, описывающих каждый объект в исследуемой совокупности. Как это следует из названия метода, граница эффективности как бы огибает, или обертывает точки, соответствующие исследуемым объектам в многомерном пространстве (envelopment - «обертывание»). Граница эффективности используется в качестве эталона («точки отсчета») для получения численного значения оценки эффективности каждого из объектов в исследуемой совокупности. Степень эффективности объектов определяется степенью их близости к границе эффективности в многомерном пространстве входов/выходов. Способ построения границы эффективности - многократное решение задачи линейного программирования.

Поясним основную идею метода DEA на примере процесса производства одного вида продукции y из двух видов ресурсов Xj и х2 (рис. 1) [3].

Если считать эффект масштаба постоянным, можно использовать двухмерный график, по осям координат которого откладываются удельные затраты ресурсов, т. е. объемы ресурсов Xj и х2 в расчете на 1 ед. выпускаемой продукции. В результате получаем единичную изокванту, представленную на рис. 1.

Пусть объект (фирма) P использует ресурсы в объемах, соответствующих точке P на рис. 1. Тогда его техническая (технологическая) неэффективность будет выра-

жаться длиной отрезка QP. Точка Q является проекцией точки P на границу эффективности, при этом проецирование производится по направлению к началу координат. Длина отрезка QP представляет собой величину, на которую могут быть пропорционально сокращены объемы затрат ресурсов х1 и х2 без уменьшения объема выпуска y. Такой подход к определению эффективности называется ориентированным на вход (в оригинале - input-oriented). Тогда техническая эффективность объекта (фирмы) P будет определяться таким образомі

TEP =

0Q

op '

Точки А, В, С и Б (рис. 1) являются эффективными -на их основе и формируется граница эффективности. Точка Р не лежит на границе эффективности, следовательно, она не является эффективной.

Рис. 1. Технология производства с двумя входами и одним выходом

Проецирование точек, соответствующих неэффективным объектам, на границу эффективности считается правомерным, исходя из принципа: если объект А способен произвести определенный объем выпуска из определенного объема ресурсов, то и объект В также должен быть способен произвести такой же объем выпуска из такого же объема ресурсов.

Видно, что значение технической эффективности не может превышать единицы (рис. 1). При проецировании неэффективного объекта на границу эффективности для него формируется целевой гипотетический объект, который является эффективным. Этот целевой гипотетический объект в математическом смысле представляет собой линейную комбинацию реальных эффективных объектов (под реальным объектом в данном случае, естественно, подразумевается точка в многомерном пространстве). Число объектов, входящих в эту комбинацию, зависит от ряда факторов, в том числе от количества входных и выходных переменных, описывающих объекты, и от значений этих переменных. Значения входных и выходных переменных целевого объекта и служат целями для неэффективного объекта.

Рассмотрим суть метода DEA на примере. Пусть имеются данные для К входных параметров и М выходных параметров для каждого из N однородных объектов (та-

кими объектами могут быть, например, фирмы, банки, университеты) [3]. Для г-го объекта они представлены вектор-столбцами х1 и у, соответственно. Тогда матрица X размерности К х N и матрица У размерности М х N представляют собой матрицы входных и выходных параметров для всех N объектов. Модель формулируется в виде задачи линейного программирования в такой форме: тш 0> х (9),

- у,. + У Х> 0,

0х, - XХ> 0,

Х>0,

где 0 - скаляр; X - вектор констант размерности N х 1.

Значение 0, полученное при решении задачи, и будет мерой эффективности г-го объекта. При этом эффективность не может превышать единицы. Аналогичная задача решается N раз, т. е. для каждого объекта.

Те объекты, для которых значение показателя эффективности q оказалось равным единице, находятся на границе эффективности. Для объектов, у которых показатель эффективности q оказался меньше единицы, могут быть выданы рекомендации, заключающиеся в выведении таких объектов на границу эффективности за счет пропорционального сокращения объемов затрачиваемых ими ресурсов при сохранении значений выходных переменных на прежнем уровне. Поэтому приведенная модель называется моделью, ориентированной на вход Рекомендуемые значения входных переменных рассчитываются по формуле

хрекоменд = 0х,

где 0 - показатель эффективности г-го (неэффективного) объекта; х. - вектор значений входных переменных для г-го объекта.

Практическая реализация и анализ результатов применения метода DEA. Оценка общей эффективности и эффективности работы филиалов по сегментам рынка.

В результате применения метода DEA можно получить для каждого филиала ГПКК «ГА» один - интегральный - показатель эффективности функционирования социально-экономических систем, а также конкретные рекомендации по изменению значений тех или иных переменных, описывающих состояние филиала, с целью повышения уровня его экономической эффективности. Также можно оценить эффективность функционирования филиалов ГПКК «ГА» по сегментам рынка.

Результаты расчетов для ориентированной на вход модели для нескольких филиалов представлены в табл. 1. Система переменных модели включает:

- входные (коммерческие расходы, численность сотрудников, общую площадь);

- выходные (выручку от реализации).

Значение 0, меньшее 1, показывает, что филиалы работают неэффективно. В результате этого для таких филиалов установлены цели, которые заключаются в пропорциональном сокращении их входных факторов на величину 0 при сохранении выходных значений (выручка от реалии реализации) на прежнем уровне. Рекомендуемые значения входов приведены в табл. 1.

Объекты с 0 = 1 являются эталонными, с которыми сравниваются остальные филиалы.

Фактические и рекомендуемые значения входа «коммерческие расходы» представлены на рис. 2.

Рис. 2. Рекомендации по входу «Коммерческие расходы»

Результаты расчетов для ориентированной на вход модели с учетом сегментации рынка представлены в табл. 2. Система переменных модели включает:

- входные (коммерческие расходы, численность сотрудников, общую площадь);

- выходные (розничную реализацию, реализацию лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ) и прочим юридическим лицам, льготный отпуск).

Значение 0, меньшее 1, показывает, что филиалы по сегментам рынка работают неэффективно. Это значит, что для таких филиалов также установлены цели, которые заключаются в пропорциональном сокращении их входных факторов на величину 0 и при сохранении выходных значений на прежнем уровне. Рекомендуемые значения входов приведены в табл. 2.

Таблица 1

Исходные данные, результаты оценки эффективности и рекомендуемые значения показателей

Филиал Данные отчета о прибылях и убытках Эффективность 0 Рекомендации

выход входы входы

Выручка от реализации Коммерческие расходы Численность сотрудников Общая площадь Коммерческие расходы Численность сотрудников Общая площадь

ЦРА 123 27 086 5 329 179 2 599 0,91 4 851 138 2 366

ЦРА 3 20 032 4 000 110 1 551 1 4 000 110 1 551

ЦРА 350 27 881 4 499 134 4 017 0,985 4 426 131 2 709

Аптека 300 15 659 2 751 98 2 503 0,903 2 486 74 1 521

ЦРА 183 18 275 3 905 132 2 567 0,743 2 901 86 1 775

ЦРА 50 18 801 2 984 89 1 826 1 2 984 89 1 826

ЦРА 6 4 966 1 102 56 423 0,909 991 27 384

На графически представленной границе эффективности за 2006 г. точки, принадлежащие границе, являются эталонными объектами, с которыми сравниваются все остальные объекты и по которым рассчитываются рекомендации (рис. 3). Для 2006 г. таких объектов пять. Все неэффективные точки расположены за границей эффективности (см. рис. 3).

ный в работе инструментарий на основе метода DEA позволил повысить эффективность диагностики финансового состояния предприятия, что выразилось в возможности делать ЛПР рекомендации на основе визуальных результатов.

Рис. 3. Граница эффективности за 2006 г.: входные переменные: Х1 - коммерческие расходы;

Х2 - численность сотрудников; Х3- общая площадь; выходные: У - выручка от реализации

При оценивании эффективности работы за 2 года можно проследить изменение границы эффективности. Если изобразить на одном графике обе границы эффективности, то можно наблюдать, как изменяется граница во времени (рис. 4). На графике видно, что границы эффективностей пересекаются.

Таким образом, в работе произведена оценка эффективности сети аптек Государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки». Предложен-

Рис. 4. Границы эффективности за 2005 и 2006 гг.

Для расчетов была выбрана модель DEA с ориентацией на вход, выявлены переменные объекта исследования, предложены рекомендации ЛПР по повышению эффективности работы аптек, графически представлены границы эффективности.

Библиографический список

1. Моргунов, Е. П. Многомерная классификация на основе аналитического метода оценки эффективности сложных систем : дис. ... канд. техн. наук. / Е. П. Моргунов. Красноярск, 2003.

Таблица 2

Исходные данные по сегментам рынка, результаты оценки эффективности и рекомендуемые значения показателей

Филиал Данные отчета о прибылях и убытках Эффек- тивность 0 Рекомендации

выходы входы входы

Розни- чная реалии- зация Реалии-зация ЛПУ и прочим юр. лицам Льгот- ный отпуск Коммер- ческие расходы Числен- ность сотруд- ников Общая площадь Коммер- ческие расходы Числен- ность сотруд- ников Общая площадь

ЦРА 123 17 895 1 607 7 550 5 329 179 2 599 0,951 5 068 162 2 472

ЦРА 3 14 546 620 4 759 4 000 110 1 551 1 4 000 110 1 551

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЦРА 350 12 382 3 595 11 676 4 499 134 4 017 1 4 499 134 4 017

Аптека 300 8 544 510 6 559 2 751 98 2 503 0,98 2 698 80 2 134

ЦРА 183 9 203 1 600 7 471 3 905 132 2 567 0,872 3 383 115 2 240

ЦРА 50 11 630 772 6 397 2 984 89 1 826 1 2 984 89 1 826

ЦРА 6 2 548 443 1 873 1 102 56 423 1 1 102 56 423

2. План стратегического развития финансово-хозяй- 3. Coelli, T. An introduction to efficiency and productivity

ственной деятельности ГПКК «ГА» на 2007-2009 гг. analysis / T. Coelli, D. S. Prasada Rao, G. E. Battese. Boston :

Kluwer Academic Publishers, 1998.

T. A. Rukavitsyna, V. V. Smolin

DEA METHOD IMPLEMENTATION FOR FINANCIAL ANALYSIS OF A FIRM

Data Envelopment Analysis (DEA) method implementation for financial analysis of a «Province pharmacies» firm are considered. Researched pharmacy network affiliates are described with a set of inputs and a set of outputs. Inputs reflect the affiliate’s production potential and marketing abilities. Outputs show the results of affiliate’s activity. The scheme for developing the recommendations to improve the company’s activities is offered.

УДК 332.1:001.76

В. А. Колмаков, Т. Р. Улицкая

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Рассматривается актуальная на современном этапе проблема активизации инновационной деятельности предприятий РКО, определяется содержание и структура экономического и инновационного потенциалов предприятий отрасли

В настоящее время промышленные предприятия пришли к пониманию необходимости осуществления инновационной деятельности, которая рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и обеспечения финансовой устойчивости. Вместе с тем, необходимость инновационного развития предприятий предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Несмотря на серьезную проработку современными исследователями проблем, возникающих при управлении социально-экономическими системами, многие прикладные, а также отдельные теоретические вопросы требуют своего разрешения и, как следствие, проведения дополнительных исследований. В условиях инновационного развития, прежде всего, это относится к процессу формирования и использования инновационного потенциала.

Инновационный потенциал в рыночной экономике определяется как рыночными условиями, так и государственными приоритетами в оказании поддержки развитию науки, техники, образования. Он находится в прямой и обратной связи с внешней средой нововведений: чем более восприимчива эта среда к новшествам, тем больше стимулов для развития инновационных способностей предприятий, активизации его инновационной деятельности.

В СССР наукоемкий, высокотехнологичный, а потому дорогостоящий космический комплекс поглощал огромные ресурсы государства, но не имел задачи и был лишен возможности занятия бизнесом с целью самостоятельной, хотя бы частичной окупаемости вложенных средств. Предприятия - источники инноваций - не имели экономичес-

кой мотивации для их создания и распространения. Известно, что многие результаты технологических прорывов советской науки (в первую очередь, в области исследования космического пространства, обеспечивших стремительное развитие информационных технологий и средств коммуникаций) не были использованы в коммерческих целях. В результате, основные сферы всемерной и широкомасштабной коммерциализации космической деятельности (космическая связь, навигация, информатика и т. п., где отечественной науке и технике в свое время принадлежало бесспорное лидерство) к моменту осознания их важности для целей повышения благосостояния общества и получения коммерческой выгоды на мировом рынке оказались полностью в руках зарубежных компаний.

В связи с этим возникает естественная задача исследования механизмов развития, которые не только соответствуют современным представлениям о научно-техническом прогрессе, но и особенностям текущего состояния и возможным перспективным направлениям развития российской экономики. Данная задача особенно актуальна в настоящее время в виду того, что одним из условий экономического развития является формирование механизмов создания и распространения инноваций, их интеграция с рыночными субъектами в лице производственных структур, которые нацелены на получение конкурентных преимуществ путем создания и/или использования новейших знаний и полученных на их основе научно-технических, технологических, организационно-управленческих достижений [1].

Решение вышеуказанной задачи на уровне отрасли и конкретного предприятия возможно только при наличии у него определенного инновационного потенциала. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.