Научная статья на тему 'Реализация механизмов интеграции образования при обучении студентов математике'

Реализация механизмов интеграции образования при обучении студентов математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липатникова И. Г., Нефедова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация механизмов интеграции образования при обучении студентов математике»

№ 1, 2009

6. Обобщите весь собранный материал и попытайтесь установить пищевые связи.

7. Учитывая сведения о соотношении между численностью видов в разных экологических группах и степенью загрязненности водоема, попытайтесь установить состояние исследуемого объекта. Отмечается ли загрязненность в нем? Если да, то какая: средняя или сильная степень загрязнения?

8. Узнайте, какие промышленные и бытовые отходы попадают в данный водоем. Какое значение имеет борьба с загрязнениями внешней среды?

Далее предлагается перечень литературных источников, из которых студенты могут получить необходимые сведения.

Конструктивная система профессиональной подготовки состоит в организации интегративных форм учебных занятий по курсу «Теория и методика обучения предмету (биологии и химии) с дополнительной специальностью» на основе концепции самообразования и творческого развития личности будущего педагога. В ходе выполнения заданий по педагогической практике происходит формирование у студентов рефлексивной культуры, делается акцент на самоанализ, востребование приобретаемых знаний и умений, активность и самосознание в процессе обучения. В результате предполагается повышение научного уровня и успешности обучения студентов с целью формирования профессионально-методического мировоззрения.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИКЕ

И. Г. Липатникова, заведующий кафедрой теории и методики обучения математике Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург), профессор,

А. С. Нефедова, магистрант Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург)

В настоящее время актуальной является проблема формирования у обучаемых целостного научного мировоззрения, общей системы знаний об объектах, законах и закономерностях, методах познания, универсальных способах деятельности. В связи с этим возникает необходимость применения интегрального подхода к обучению.

Следует заметить, что существует множество трактовок понятия «интеграция», в основе которых лежит процесс взаимопроникновения одних областей знания (методов, способов деятельности и т. п.) в другие или процесс объединения определенных знаний.

В нашем исследовании за основу взято определение, предложенное А. Я. Да-нилюк. Автор под интеграцией образования понимает осуществление обучаемым под руководством преподавателя последовательного перевода сообщений с одного учебного языка на другой, в процессе которого происходят усвоение знаний, формирование понятий, рождение личностных и культурных смыслов. Отметим, что в данном контексте интеграция отражает сущность понятия интерпретации информации — придание информации смысла и перевод с одного языка на другой. При этом успешность формирования способности к интерпретации

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

зависит от развития компонентов (понятийного, операционального, языкового и аналитического) в структуре когнитивных образований. Раскроем сущность выделенных компонентов.

Понятийный компонент — система понятий, их свойств, отношений и связей между ними. Понятийные структуры отвечают за специфический тип организации знаний и обеспечивают возможность переработки информации с учетом различных способов кодирования: словесно-логического, визуального и практического. При этом условия хранения и переработки информации, способы формирования понятий, предпочтения тому или иному представлению информации индивидуальны, зависят от личностных качеств субъекта.

Операционалъный компонент — «совокупность действий и процедур, сориентированных на оперирование понятиями и объектами той или иной предметной области при решении характерных для нее задач» (Е. Лодатко). Данный компонент является ведущим в развитии личности, поскольку через деятельность происходят обучение и развитие. Вместе с тем именно от личностных особенностей зависят умения человека видеть проблему, ставить цель, выбирать способы интерпретации, разрешения проблемы, уровень изучаемого материала и т. п.

Языковой компонент — владение языковым аппаратом теории. Этот компонент отражает индивидуальные особенности и возможности осуществления субъектом перевода с одного языка на другой. Выбор информации и представление ее в новой форме происходят в зависимости от опыта обучаемого с опорой на известные когнитивные схемы. Благодаря расширению языкового пространства, формированию новых когнитивных схем расширяются возможности личности к интерпретации, повышаются ее мобильность и познавательный потенциал.

Аналитический компонент — «аппарат», позволяющий осуществлять ана-

лиз и синтез, абстрагирование, обобщение, рассуждение по аналогии, устанавливать взаимосвязи, выявлять логическую структуру информации. Все перечисленные операции выполняются согласно особенностям и уровню развития личности.

Формирование каждого из вышеперечисленных компонентов зависит от личностных особенностей обучаемого и способствует изменению его личностных качеств. В учебном процессе необходимо осуществлять их совместное, целостное формирование.

Адаптируем перечисленные компоненты к механизмам интеграции, отражающим проблему формирования смысловой интерпретации, и проиллюстрируем реализацию механизмов интеграции на примере изучения темы «Интегральная сумма».

Метаязык — механизм соединения различных знаковых структур, в результате чего вся система воспринимается субъектом с точки зрения некоторого единства. Процесс мышления происходит одновременно в различных информационных кодах, на сознательном и подсознательном уровнях. Сочетание различных способов кодирования позволяет сформировать наиболее полный и целостный образ изучаемого явления.

При изучении выбранной темы используются словесный, символьный и графический способы представления информации: «Рассмотрим фигуру О, ограниченную отрезками прямых х = а, х = Ь, у = 0 и графиком функции у =/(х), т. е. G = {(х, у): а < х < Ь, 0 < у < / (х)}» (два различных способа символьного представления). Предлагается иллюстрация данного понятия (графическое представление). «Такую фигуру называют криволинейной трапецией» (словесное представление). Понятие криволинейной трапеции уже известно студентам из школьного курса математики. На основе имеющихся знаний об изучаемом понятии формируется его целостное представление. При этом обеспечивается формирование единого языкового про-

№ 1, 2009

странства в изучаемой области знания (в данном случае — в математике). Обучаемый имеет возможность выбрать информацию для переработки, предложить различные трактовки результатов решения задач; расширяется понятийная база, возникают новые связи между понятиями и способами деятельности.

Акцентуация содержания — механизм привлечения одних элементов и отбрасывания других, что позволяет создавать целостное образовательное пространство.

Реализация данного механизма проявляется на этапе осуществления выбора индивидуальной микроцели деятельности (выбора одной из разноуровневых задач и ее решения), построения индивидуальной образовательной траектории по ее достижению. При совершении выбора цели студенты с учетом индивидуальных возможностей, способностей, личностного опыта выделяют именно те факторы, которые, на их взгляд, влияют на него в большей степени. На основе выбранной цели осуществляются анализ и отбор теоретического материала и последующий выбор задач для самостоятельного решения.

В данном случае формируются умения анализировать, рефлексировать (аналитический компонент), принимать решение, выбирать способы деятельности (операциональный), формируются определенные понятия (понятийный и языковой) в зависимости от выбранной микроцели.

Задание правил поведения — механизм, обеспечивающий целостность учебного процесса благодаря заранее установленным правилам и требованиям.

В процессе изучения темы студентам предлагается следовать определенному алгоритму для выбора индивидуальной микроцели занятия и работы по ее достижению. Опираясь на алгоритм, они выбирают уровень и способ изучения материала.

Алгоритмы задают правила деятельности при усвоении студентами учебного материала. Целостность учебного

процесса при этом заключается в том, что какие бы микроцели и способы их достижения ни были выбраны, будет достигнут определенный результат — сформированность нового знания хотя бы на минимальном уровне.

Креолизация учебных языков — механизм проникновения языка преподавателя, языка научных текстов в сознание обучаемого, в результате чего образуется единый язык.

При общении с преподавателем, однокурсниками, в процессе работы с научным текстом язык обучаемого изменяется, он обогащается словарным запасом, принятыми в данной области оборотами речи, фразеологизмами.

Образование единого языка происходит в результате выполнения определенной деятельности, ориентированной на формирование связей между понятием и его представлением (символьным, словесным и графическим), раскрытие причин предлагаемых обозначений, подтверждение или опровержение возможно существующих предположений о понятии и др.

Ниже приведен пример задания, обеспечивающего единство внутреннего представления и общепринятого.

Студентам предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Почему, на ваш взгляд, сумма называется интегральной?

2. Интегральная сумма обозначает-

П

ся X f)^г. Объясните, что означает

I=1

каждый символ в предлагаемой записи.

3. Постройте интегральную сумму для функции f (х) = х2, заданной на отрезке [-1; 2], любым способом и изобразите построение графически. Сравните полученный результат с теми, которые получили ваши одногруппники. Какой вывод можно сделать?

В математике преимущественно используются понятия, определяющиеся однозначно. На основе имеющегося опыта у обучаемых может быть такое же представление и об интегральной сумме. В результате выполнения второго зада-

';:В1Шша ИНТЕГРАЦИЯ

ния помимо графической интерпретации понятия они получают опровержение того факта, что интегральная сумма определяется однозначно.

Нетрудно заметить, что каждый из описанных механизмов влияет на развитие понятийного, операционального, язы-

кового и аналитического компонентов в структуре интеллекта. Соответственно применение методов интеграции к процессу обучения способствует целостному формированию данных компонентов

и, как следствие, целостному восприятию изучаемого материала.

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ КУРСАНТОВ

И. Г. Липатникова, заведующий кафедрой теории и методики обучения математике Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург), профессор,

Т. Б. Ванеева, преподаватель Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России (г. Екатеринбург)

Изменения, происходящие в образовательной политике государства, существенным образом повлияли на требования к подготовке будущих специалистов в вузе. В специфических условиях военизированного вуза, в котором курсанты должны быть подготовлены к решению профессиональных задач в экстремальных ситуациях, когда все действия направлены на предотвращение возможной катастрофы или на ликвидацию ее последствий, вопрос развития общеучебных умений приобретает особую значимость.

К сожалению, сложившаяся за долгие десятилетия организация учебного процесса, стили и методы преподавания наук в вузе, способы и формы познавательной деятельности курсантов, ориентированные в основном на подготовку к экзаменам, не позволяют реализовать и развивать интеллектуальный потенциал специалиста. В связи с этим остро ощущается проблема преемственности между школой и вузом, поиска новых подходов к организации учебного процесса в вузе, направленного на активизацию сознательной и самоуправляемой познавательной деятельности курсантов, на развитие их познавательного потенциала.

В понятие познавательного потенциала мы вкладываем:

— объем и качество информации, которой располагает личность;

— познавательные мотивы деятельности, на основе которых происходит развитие индивидуальных возможностей, способностей, познавательной активности, познавательного интереса;

— сформированность общеучебных умений.

Результативность обучения полностью зависит от степени внутреннего согласования в развитии составляющих познавательного потенциала.

Проблема развития познавательного потенциала охватывает все компоненты учебного процесса: содержательный, процессуальный и личностный. Кроме того, заметим, что характерной чертой этих компонентов является их интегратив-ность, иначе говоря, взаимопроникновение.

Раскрывая проблему преемственности между школой и вузом, остановимся подробнее на сформированности общеучебных умений у будущих курсантов. Общеучебные умения мы рассматриваем как важнейший деятельностный компонент познавательного потенциала об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.