РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СВЯТОЧНОЙ ПРОЗЫ В ШКОЛЕ
REALIZATION OF CULTUROLOGICAL APPROACH IN LEARNING CHRISTMAS PROSE AT SCHOOL
Н.В. Уминова N.V. Uminova
Культурологический подход, святочный рассказ, жанровый анализ, методика преподавания литературы в школе.
Святочная проза является богатым источником культуро-ведческой информации и позволяет учащимся познавать факты материальной и духовной культуры народа, историю, мифологические и религиозные представления, философию, мораль. Специфика произведений святочной словесности заключается в переплетении культурных традиций: совмещении пластов язычества, православия и светской жизни. Данное переплетение необходимо учитывать в процессе изучения святочных рассказов на уроках литературы.
Culturological approach, Christmas story, genre analysis, methods of teaching literature at school. Christmas prose is a rich source of information taken from cultural studies allowing students to learn facts about material and spiritual culture, history, mythology, religious beliefs, philosophy and ethics of a nation. The specific of the works of Christmas literature is in the entwinement of cultural traditions, namely, in combining layers of paganism, Orthodox and secular life. This entwinement should be considered in the process of studying Christmas stories during classes of Literature.
Значительное место в концепции современного литературного образования отведено культурологическому аспекту: осмыслению литературных явлений в контексте широкого эстетико-философского обобщения с привлечением сведений из отечественной истории, теории и истории искусства. Культурологический подход в преподавании литературы в школе обеспечивает практическую реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации образования, направленных на формирование у подрастающего поколения ценностных ориентаций - вхождение учащихся в пласты национальной культуры, народной и религиозной, постижение ими высших духовных категорий.
Святочная проза является богатым источником культуроведческой информации и позволяет учащимся познавать факты материальной и духовной культуры народа, историю, мифологические и религиозные представления, философию, мораль.
В современных школьных программах достаточно широко представлены произведе-
ния святочной прозы, лучшие образцы которой принадлежат Ф.М, Достоевскому, Н.С. Лескову,
А.П, Чехову, А.И. Куприну, Л. Андрееву, И. Шмелеву. Глубокому и всестороннему осмыслению идейно-художественного своеобразия святочного рассказа способствует и обращение в школьной практике к произведениям Г.Х. Андерсена, О'Генри, Ч. Диккенса.
Специфика произведений святочной словесности заключается в переплетении культурных традиций: совмещении пластов язычества, православия и светской жизни.
К числу признанных исследователей жанра святочного рассказа относят Е.В. Душечки-ну, A.A. Кретову, Н.В. Капустина, И.А. Есаулова,
О.Н. Калениченко, H.H. Старыгину, X. Барана, М.А. Кучерскую, Н.В. Самсонову.
Переплетение различных культурных традиций в текстах обозначенного жанра рождает терминологическую путаницу. Кроме определения «святочный рассказ», существуют и такие, как «рождественский», «новогодний», «крещенский». Некоторые исследователи (Н.В. Капустин,
В.Н, Захаров, X. Баран, М.Я. Кучерская) разводят термины «святочный» и «рождественский», объясняя это традициями жанра: святочный рассказ восходит к фольклорному жанру былички, а рождественский - к западноевропейской традиции, к творчеству Ч. Диккенса.
Е.В. Душечкина, которую справедливо считают первооткрывателем святочной темы в литературоведении, настаивает на неразведении определений «святочный», «рождественский», «новогодний». По мнению исследовательницы, «термины эти, как показывает сравнение текстов... вполне взаимозаменяемы, и часто текст с преобладающими святочными мотивами называется «"рождественским рассказом" и наоборот- текст с доминирующими рождественскими мотивами называется "святочным". Рассказ же, обозначенный как "новогодний", мог включить в себя семантику и Рождества, и народных святок» [Душечкина, 1995, с. 200]. Таким образом, Е.В. Душечкина предлагает использовать самый употребительный из всех названных терминов- «святочный рассказ», поскольку речь идет «об одном корпусе текстов» [Душечкина, 1995, с. 200]. Позицию Е.В. Душечкиной разделяет и A.A. Кретова [Кретова, 1999]. Данное мнение кажется нам наиболее убедительным, поскольку действительно в святочных текстах взаимодействуют элементы различных культур- языческой, христианской и светской, чаще всего четкое их разделение не представляется возможным.
Кроме того, ряд исследователей (О.Н. Калиниченко, Е.В. Душечкина, A.A. Кретова) пишут о многообразии типов и модификаций жанра: канонический святочный рассказ, святочная новелла, святочная пародия, святочная сказка, анти-святочный рассказ и др. То есть понятие «святочный рассказ» отличается определенной условностью и значительной широтой, под этим термином в соответствии с современными литературоведческими концепциями мы будем понимать не только канонический святочный рассказ, но и его типологические разновидности, обозначенные выше, а понятие «святочная проза» употреблять как синонимичное.
Как любой жанр, святочный рассказ обладает определенным комплексом устойчивых свойств, проявившихся как в организации, струк-
туре, форме текстов, так и в смысловой составляющей произведений. Безусловно, формальные и смысловые жанрообразующие признаки взаимосвязаны и обусловлены по большей части тенденциями празднования Святок, Рождества и Нового года.
К формальным жанрообразующим признакам святочного рассказа относятся календарная приуроченность двойного характера (приуроченность событий к Святкам и приуроченность выхода в свет произведения), элементы фантастики, специфическая композиция, во-первых, как правило, соотносимая со схемой хаос-чудо - гармония, во-вторых, отражающая ситуацию святочной беседы, стилистическая ориентация на устную речь.
Лучшие образцы святочной прозы подтверждают гипотезу о христианской направленности русской литературы. Показательно, что H.H. Старыгина первичным жанрообразующим признаком (содержательным) святочного рассказа считает «воплощение христианского душевного расположения» [Старыгина, 2.000, с. 79], которое находит выражение в общей эмоциональной атмосфере произведения (любовь, милосердие, сострадание, смирение, упование на Бога в сложных житейских ситуациях).
Православный характер святочных текстов определяет еще одну их особенность - морали-стичность и назидательность. Главными идеями исследуемого жанра являются покаяние, очищение «падшей» человеческой природы, ее возрождение через добро, милосердие и сострадание.
На основании текстуальной работы с образцами исследуемого жанра и анализа литературоведческих источников нами были выделены центральные темы и мотивы произведений святочной прозы. Христианская мифология определила следующие содержательные элементы святочных рассказов.
— Тема семьи. Данная тема определяет такие ключевые мотивы, как «мать и дитя», «воссоединение семьи», «домашний очаг», «семейный уют», «единение близких людей». Часто тема семьи поднимается авторами святочных рассказов на иной, более обобщенный уровень: все человечество становится единой семьей, братьями.
— Мотив «рождественская звезда». С обозначенным мотивом связаны идеи духовного пути как возможность очищения и самопознания, смирения и упования на Бога даже в самых трудных жизненных ситуациях.
— Мотив дарения. Ключевая идея мотива -божественный дар любви, который должны открыть для себя люди.
— Мотив «ребенок-спаситель» - один из центральных и особо значимых мотивов, поскольку церковь учит, что именно через младенчество Иисуса откроется высшая мудрость. Нередко сданным образом связаны мотивы страдания, плача (образы несчастных, обездоленных детей). С одной стороны, Рождеству свойственна атмосфера радости, умиленности, особенное состояние размягченности сердца, с другой - мотивы скорби и печали. Это и скорбь по убиенным младенцам, и преддверие страстей Господних, и центральная евангельская идея - через слезы и покаяние происходит очищение человеческой души.
— Мотив воспоминаний. «...Памятная дата провоцирует человека на мысленное воспроизведение событий и обстоятельств, имевших место в прошлом вто же самое календарное время. Эта особенность переживания календаря лежит в основе церковных календарных праздников» [Душечкина, 1995, с. 148]. Воспоминания о рождении Иисуса Христа отсылают читателя к вышеперечисленным мотивам: семьи, ребенка, домашнего очага и т. д.
— Мотив чуда. Праздник Рождества установлен в воспоминании о чудесном рождении Иисуса Христа, чудо, однажды свершившееся в этот день, многократно отзывается в судьбах людей, вселяя в них веру и надежду. Рождественское чудо имеет различные проявления: и счастливое стечение обстоятельств, и внутреннее преображение человека.
Таковы рождественские мотивы святочных рассказов, напрямую связанные с христианской мифологией и отражающие евангельские события.
Святочная проза включает в себя и приметы народной обрядности, представляющие языческую традицию. Признанными исследователями календарных народных праздников в аспекте
отражения в них языческих веровании являются
В.Я. Пропп, В.И. Чичеров, A.A. Иванова, Ф.А. Ход-жаев, Л.Н. Крючкова, И.И. Шангина, H.A. Новоселова, М.А. Забылин, С.А. Михайлов и др. Обрядовая сторона народных Святок, по мнению названных ученых, подчинена главной идее: обеспечить будущий хороший урожай, приплод скота и счастливую жизнь в семье. При этом благополучие человека, по представлениям предков, зависело от правильно выстроенных отношений с потусторонним, сверхъестественным миром (божественные существа и умершие родственники). Данная мировоззренческая основа во многом и определила семантику обрядовых действий периода Святок.
Опираясь на обозначенные исследования, можно выделить святочные темы и мотивы, связанные с языческой традицией народных Святок.
— Встреча с нечистой силой. Это самый распространенный мотив, так как Святки считались временем наибольшего разгула инфернальных сил, поэтому считалось, что во время святочных вечеров человеку следовало быть особенно бдительным. С этим мотивом напрямую связана тема испытаний в святочных текстах.
— Встреча с покойником или привидением. Исследователи жанра связывают данный мотив с поминальной обрядностью Святок. Эта тема возвращения умерших, явления святочных духов во многом обусловила своеобразие фантастики святочного рассказа.
— Тема судьбы, выраженная в мотивах гадания и святочного сна, также объясняется семантикой праздника: Святки, расположенные на рубеже старого и нового времени, были периодом, когда люди испытывали особенно остро желание узнать свою судьбу.
— Мотивы ряженья, переодевания, маскарада, святочной путаницы, шутки, розыгрыша связаны в целом с темой комического.
Кроме того, можно выделить ряд схожих идей и мотивов, связанных как с обрядовой стороной народных Святок, так нехристианской мифологией.
— Тема семьи, обозначенная выше, звучит и в обряде колядования (цель - сплотить семью, прославляя каждого из ее членов).
— Мотив одаривания восходит не только к евангельским событиям, но является непременной чертой народного святочного ритуала (это и колядки, и широко известное в народе правило, что необходимо угостить праздничным обедом кого-нибудь из бедных соседей или нищего).
— Солнечная идея происхождения праздника (по языческим представлениям, солнце до 22 декабря находилось в процессе умирания, но с этого дня оно возрождается для новой жизни) пересекается с христианской аллегорией, выраженной в евангельском образе света. Этим объясняются общие моменты в фольклорном и рождественском мироощущении - идеи смены и обновления, победы жизни над смертью, уверенность в торжестве добра.
Таким образом, поскольку народное сознание органично впитало в себя и языческую, и христианскую традиции, существует некое единство фольклорно-обрядового праздничного зимнего цикла и праздника Христианского Рождества.
Светские традиции (или новогодние), оказавшие влияние на жанр святочного рассказа, исследованы в современном литературоведении недостаточно глубоко. Однако новогодние тексты также обладают своей спецификой. Главной их темой становится время. Раскрытие данной темы идет в философском ключе: мысли о быстротечности и неделимости времени, мотивы воспоминаний и надежды. Кроме того, «елочный» мотив в текстах русских писателей на первых порах также носил светский характер, символом Рождества елка становится гораздо позже (под влиянием западноевропейской традиции). Образ елки во многих святочных рассказах был связан с мотивами спасения и счастья.
Таковы основные темы, мотивы и образы святочных рассказов, истоками которых являются различные культурные традиции. Тем не менее нельзя не согласиться, что на практике четко разделить истоки того или иного мотива часто не представляется возможным, поскольку в результате совмещения различных календарных традиций возник сложный праздничный симбиоз: традиции переплелись, оказывая друг на друга влияние.
Таким образом, содержательными жанрообразующими признаками святочных рассказов являются: учительско-морализаторский характер повествования, связанный с нравственной проблематикой произведений, устойчивые темы, мотивы, образы, возникшие под влиянием различных культурных традиций. Идеи обновления, уверенности в торжестве добра, победы жизни над смертью, нашедшие отражение в текстах исследуемого жанра, являются общими для «святочного», «рождественского» и «новогоднего» мироощущения.
Культурологический подход в изучении произведений святочной прозы на уроках литературы способствует осмыслению учащимися слияния различных традиций в текстах исследуемого жанра. Обозначим культурологические аспекты изучения программных образцов святочной словесности (5 - 11 классы) (табл.)
Атмосфера православного Рождества, мотивы соборности, света, тепла, образ Рождественской звезды. Переплетение христианских, народных и светских традиций празднования Святок.
Формы реализации культурологического подхода различны: оживление личных впечатлений учащихся о традициях празднования Рождества, народных Святок; временная актуализация занятий; выставка книг и периодических изданий, включающих произведения святочной тематики; культурологический комментарий отдельных мотивов, образов, тем произведений; иллюстрирование; задания сопоставительного характера и др.
Культурологический аспект определяет один из центральных методических приемов изучения святочной прозы - интеграцию учебной информации. Привлечение сведений из национальной истории и культуры, знаний православных основ способствует более глубокому проникновению в идейно-художественную ткань произведения святочной тематики. Элементы интеграции в качестве обязательного компонента уроков создают базу для формирования целостной картины мира в сознании учащихся. Таким образом, культурологический подход обеспечивает духовно-личностную составляющую школьного урока литературы.
Таблица
Класс Произведение Аспект изучения
5 класс Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (сказочная повесть) Преломление языческих и христианских мотивов: этнографические приметы рождественского сочельника (обрядовая еда, колядки и т. д.), образы нечистой силы, мотивы гадания, ряженья; центральная идея повести - духовное преображение человека
5 класс А.И. Куприн «Чудесный доктор» Образы страдающего ребенка, Ангела, многозначность понятия «рождественское чудо»
5 класс А.И. Куприн «Тапер» Образ светского Рождества, традиция детских дворянских вечеров
6 класс А.П. Чехов «Мальчики» Тема семейного очага, идея сохранения традиций
6 класс Н.С. Лесков «Неразменный рубль» Духовно-нравственная проблематика рассказа как воплощение христианского миропонимания писателя, чудо духовного преображения человека
7 класс Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке» Решение святочной темы в русле христианских традиций (обра зы страдающего ребенка, бездушного города, Христовой елки; мотивы холода и тепла, тьмы и света; тема смерти-избавления)
7 класс Г.Х. Андерсен «Девочка с серными спичками» Схожее звучание отдельных мотивов сказки Г.Х. Андерсена и рассказа Ф.М. Достоевского и индивидуально-авторское решение темы несчастного ребенка в бездушном городе накануне Рождества
7 класс О' Генри «Дары волхвов» Мотив дарения, авторское осмысление рождественского чуда (любовь и преданность)
8 класс Н.С. Лесков «Зверь» — Ч. Диккенс «Рождественская песнь в прозе» Единство духовно-нравственной проблематики произведений, линия внутреннего преображения человека
9 класс A.C. Пушкин «Евгений Онегин» Образ народных Святок (мотивы гадания, сна и др.) как средство раскрытия внутреннего состояния героини
10 класс Л.Н, Толстой «Война и мир» Мотивы святочной игры, ряженья, шутки, гадания как отражение настоящей жизни героев
11 класс И. Шмелев «Лето Господне» (главы «Рождество», «Святки», «Крещенье») Атмосфера православного Рождества, мотивы соборности, света, тепла, образ Рождественской звезды. Переплетение христианских, народных и светских традиций празднования Святок
Библиографический описок
1. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. СПб.: СП б ГУ, 1995. 256 с.
2. Капустин Н.В. «Чужое слово» в прозе А.П. Чехова: жанровые трансформации. Иваново: ИГУ, 2003. 262 с.
3. Кретова A.A. «Будьте совершенны...» (Религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н.С. Лескова и его современников). М.; Орел, 1999. 304 с.
4. Старыгина H.H. Лесков в школе. М.: ВЛАДОС, 2000. 360 с.
S X
н
и
ш
PQ