УДК 316.346.32-053.6 Власова Эльмира Джамалутдиновна
кандидат политических наук, доцент кафедры социологии филиала Российского государственного социального университета в г. Пятигорске
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
Vlasova Elmira Djamalutdinovna
PhD in Political Sciences, Assistant Professor, Sociology Department, Pyatigorsk branch of Russian State Social University
THE IMPLEMENTATION OF THE STATE YOUTH POLICY IN RUSSIA
Аннотация:
В статье рассматриваются основные проблемы формирования и реализации организациями государственного сектора молодежной политики в Российской Федерации. При этом проводится сравнение с аналогичными процессами в СССР. Основное внимание уделяется вопросу системности, выявляются основные проблемы и препятствия для реализации молодежной политики государственными институтами. Предлагается обратить внимание в работе с молодежью на возможности общественных институтов.
Ключевые слова:
молодежная политика, государственные организации, проблемы, реализация, формирование, препятствия, комсомол, молодежная организация, институт, общественные институты.
Summary:
The article considers the main problems of development and implementation of youth policy by governmental organizations in the Russian Federation. This process is compared with the similar activities in the USSR. Special attention is paid to the issue of consistency in the implementation of the state youth policy. The author identifies the main challenges and obstacles to the youth policy implementation by the state institutions. It is proposed to focus on the resources of public institutions in the work with the youth.
Keywords:
youth policy, government organization, challenges, implementation, formation, obstacles, Komsomol, youth organization, institution, public institutions.
В отечественной практике существовали различные подходы к формированию и реализации системы взаимодействия общества с молодежью.
В Советском Союзе руководство государства на различных уровнях придавало большое значение работе с молодежью, признавая ее значительную роль в развитии общества. На этот счет имеется внушительное значительное количество работ высших государственных деятелей. Данные сборники являлись своего рода инструкциями для органов, непосредственно осуществлявших в соответствующий период развития Советского государства работу с молодежью [1; 2].
Однако при этом необходимо учитывать наличие в СССР серьезной государственной структуры, занимавшейся делами молодежи, - Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, который являлся политической молодежной организацией.
Ряд исследователей определял ВЛКСМ как «ведомство по делам молодежи» [3]. Действительно, комсомол активно и, что не менее важно, профессионально охватывал своей деятельностью блок вопросов, касающихся молодежи в СССР, имея при этом влияние практически на все структуры государства и общества, при том что на данную организацию не возлагались все функции государства в молодежной сфере. Влияние комсомола как массовой организации проявлялось во всех сферах жизни и осуществлялось по разным каналам, которые имелись в Советском Союзе.
Избрание представителей комсомола в руководящие органы КПСС имело решающее значение, так как позволяло этим представителям ставить на партийных форумах серьезные вопросы, касающиеся молодого поколения, и влиять на принимаемые решения. Таким образом, комсомол объединял основные силы общества в решении молодежных проблем.
Результатом деятельности ВЛКСМ являются успехи в формировании молодого поколения советского народа, признававшиеся и в СССР, и в зарубежных странах [4]. Причина этому - координация действий общественных подсистем в реализации молодежной политики; данную координацию осуществлял комсомол, который, благодаря эффективной реализации своих широких возможностей, фокусировал через свою систему усилия общественных структур, всех государственных и общественных институтов.
Анализ системы руководства СССР показывает, что в составе советского правительства вплоть до распада СССР не существовало министерства, занимавшегося вопросами молодежи. Непосредственно данные функции выполнял комсомол, в создании соответствующего министерства не было надобности.
После распада Советского Союза и роспуска ВЛКСМ в 1991 г. потребность в решении проблем, связанных с молодежью, стала острее. В период 1990-х гг. наряду с людьми пожилого возраста молодежь стало принято относить к незащищенным слоям населения [5].
В отличие от СССР, где решение проблем молодежи координировал один комсомол, за период с 1990 по 2010 г. в структуре управления государством осуществляли свою деятельность:
- уполномоченный при Президенте СССР по делам молодежи;
- Госкомитет РСФСР по делам молодежи;
- полномочный представитель Правительства РФ по делам молодежи;
- Комитет по делам молодежи при Правительстве РФ;
- Департамент по делам молодежи Министерства труда и социального развития;
- Госкомитет по делам молодежи; Государственный (и без слова «государственный») комитет РФ по молодежной политике;
- Департамент по молодежной политике;
- Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ;
- Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию и ныне - Департамент дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики с Федеральным агентством по делам молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации.
При этом рассмотрение вопросов молодежной политики не привело к разработке какой-либо системы. В то же время надежды на официальную власть имеют под собой основание, поскольку вопросы молодежной политики представители государства рассматривают в неразрывной связи с общими государственными задачами [6].
Существенно расширилось законодательство о молодежи и ее политическом участии в 19962001 гг. Был принят ряд правовых актов. К положительным результатам реализации молодежной политики можно отнести создание центров трудоустройства молодежи, социальных служб, предоставляющих молодежи услуги: социально-психологическая поддержка, правовая помощь, оказание медико-социальных услуг, профилактика наркомании, алкоголизма, помощь молодой семье и т. д.
В 2001 г. была сформирована концепция государственной молодежной политики (ГМП) в Российской Федерации, которую одобрила правительственная комиссия по делам молодежи.
За несколько лет была сформирована система институтов ГМП на федеральном уровне и практически во всех субъектах Федерации. Разрабатывалась также система мероприятий, призванных воздействовать на процессы политической социализации молодого поколения, на интенсивность его вовлеченности в различные формы политического участия.
При этом существует ряд серьезных препятствий для эффективной реализации указанной концепции.
Принято считать, что государству принадлежит особая роль в молодежной политике, так как именно у государства имеется набор ресурсов и возможностей, позволяющих в полной мере реализовывать весь необходимый пакет мер в любом направлении государственной политики.
Исследователи выделяют основные функции государства в молодежной политике:
- институционализация системы ценностных ориентаций современной российской молодежи, которая должна быть юридически закреплена и зафиксирована в основных нормативно-правовых актах, документах, программах;
- нормативно-правовое регулирование деятельности и взаимодействия между собой в сфере молодежной политики различных институтов, принимающих участие в реализации молодежной политики;
- осуществление контроля за деятельностью институтов гражданского общества, профилактики и исправления социальных отклонений, эффективного взаимодействия различных ее субъектов в рамках созданной государством нормативно-правовой базы для реализации молодежной политики путем создания системы соответствующих органов;
- разработка целевых программ и проектов, направленных на социализацию, воспитание и формирование систем ценностных ориентаций современной российской молодежи;
- пропаганда систем ценностных ориентаций через средства массовой информации [7].
Однако в данном случае для эффективной работы государства в указанном направлении
существует серьезное законодательное препятствие. Справедливо указывается, что молодежная политика в государстве должна существовать в рамках единой национальной идеологии, так как должна в свою очередь основываться система ценностных ориентаций молодежи [8]. Однако, согласно Конституции РФ, никакая идеология не может быть признана государственной идеологией [9]. Таким образом, данный правовой барьер серьезно тормозит более масштабное участие государства в создании и реализации системы ценностных ориентаций современной российской молодежи. Если исходить из того, что основной целью молодежной политики является достижение молодежью определенного состояния, при котором ее потенциал будет полностью реализо-
ван в ее собственных целях и в целях общества, а это состояние достигается путем формирования системы ценностных ориентаций молодежи, то фактически можно говорить о парализованности государства в области практической деятельности по реализации молодежной политики.
Очевидно, что внесение соответствующих изменений в Конституцию РФ могло бы дать новый импульс к расширению реального участия государства в практической деятельности по реализации молодежной политики. Однако с учетом нынешних внешне- и внутриполитических реалий сложно рассчитывать на принятие поправок к Конституции РФ с целью устранения данной проблемы.
Далее, можно выделить еще ряд существенных аспектов, свидетельствующих о том же.
В государственной деятельности, равно как и в деятельности институтов гражданского общества, специалисты отмечают необходимость учета такого фактора, как преемственность поколений [10, с. 235].
Однако следует сказать, что преемственность поколений в государственной деятельности проявляется на этапе зрелого возраста, а не молодого. То есть в отношении молодежи преемственность поколений не может проявляться на государственном уровне: государство на практике начинает оперировать данной категорией на более поздних возрастных этапах.
Далее, следует отметить, что формирование, принятие большинства основополагающих документов, проектов и их реализация находятся в руках государства. Однако, в силу отсутствия в настоящее время в России четко сформулированной и определенной национальной идеи, осуществление молодежной политики государством в Российской Федерации сводится к созданию определенных программ и документов и формализованным разовым мероприятиям, что не позволяет реализовать должным образом соответствующие задачи и цели.
При этом до настоящего времени в Российской Федерации не принят федеральный закон «О государственной молодежной политике в Российской Федерации». В настоящее время государственная молодежная политика Российской Федерации основывается на законодательных актах более чем двадцатилетней давности, принятых в совершенно других, нежели сейчас, условиях социально-политической и экономической реальности. В целом можно отметить, что основные положения этих законодательных актов носят декларативный характер [11; 12; 13].
К этому следует добавить неоднократную, по словам В.А. Лукова, «ликвидацию и реорганизацию федерального органа государственной власти, отвечающего за государственную молодежную политику; довольно слабое финансирование соответствующих федеральных мероприятий» [14, с. 16]. Также исследователи отмечают то, что государственная молодежная политика с 90-х гг. прошлого века по настоящее время находится на периферии деятельности государства [15, с. 18]. Отмечается некоторое противодействие принятию федерального закона о государственной молодежной политике в РФ [16; 17, с. 235].
Основным же показателем эффективности деятельности государства в области молодежной политики являются более или менее значительные сдвиги в положении большинства представителей молодого поколения через формирование духовных и материальных ценностей, развитие способности самореализовать свои чаяния и устремления. Исследователи отмечают отсутствие таких сдвигов [18; 19, с. 235].
Прежде всего отмечается, что на практике участие государственных и муниципальных органов власти в реализации молодежной политики имеет зачастую формализованный характер, ограничивающийся декларациями и разовыми мероприятиями, не подразумевающими системного подхода, как правило приуроченными к знаменательным датам. Местными бюджетами также закладываются те или иные денежные средства на их проведение, а не на финансирование определенных программ по молодежной политике. Оценивать степень эффективности такой деятельности в качестве шагов в направлении выполнения задач государственной молодежной политики достаточно сложно. Определенно, они имеют некоторое значение как досуговые мероприятия для молодежи, однако вряд ли это можно оформить в качестве одной из основных целей молодежной политики.
Документация в области молодежной политики на местах в целом дублирует положения принятых ранее федеральных нормативно-правовых актов [20].
Результатом такого подхода мы имеем на сегодняшний день обострение молодежных проблем - потеря социальных гарантий; утрата чувства собственной безопасности; снижение жизненного уровня; неудовлетворенность материальным положением, жилищными условиями, работой [21].
Таким образом, можно говорить о том, что краеугольным камнем государственной молодежной политики руководства СССР стало создание государственной молодежной организации. В обязанности данной организации входил активный и профессиональный охват всех вопросов, касавшихся молодежи в СССР: формирования системы ценностей, выбора жизненного пути, трудоустройства, получения образования, выполнения поставленных партией задач по восстановлению, а затем развитию народного хозяйства, вопросам культуры, подготовки руководящих кадров и т. д. Самостоятельность организации и предоставление ей широких полномочий и возможности влия-
ния практически на все процессы, происходившие в обществе, позволяло ВЛКСМ активно и эффективно способствовать объединению усилий всех общественных подсистем в деле решения проблем молодежи во всех сферах советского общества. Совокупность данных аспектов давала возможность проводить эффективную государственную молодежную политику в СССР.
Далее, анализ показывает, что ситуация кардинально меняется с распадом Советского Союза и ликвидацией ряда организаций, входивших в его политическую систему, в том числе ВЛКСМ.
В политической системе Российской Федерации можно видеть - при серьезном обострении проблем молодежи - резкое снижение внимания государства к молодежной политике, чему причиной общее кризисное состояние государства и общества в начале 1990-х гг.
Главной чертой действий государственных, общественных и общественно-политических структур в отношении молодежи в данный период является разобщенность действий, каждая из них декларирует озабоченность проблемами молодежи, однако системная работа с молодежью в стране на государственном уровне отсутствует.
Также следует отметить характерную черту указанных должностей и организаций: многие из них совмещают решение вопросов, связанных с молодежью, с деятельностью в других сферах, в большей или меньшей степени связанных с молодым поколением, но тем не менее самостоятельных. Этот момент прослеживался и в субъектах Федерации: в 2009 г. в субъектах Российской Федерации функционировало 34 структуры по проблемам молодежи, чья деятельность ограничивалась бы строго молодежной сферой [22, с. 4]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что:
- молодежная политика на государственном уровне в современной России в целом не является эффективной;
- в настоящее время не представляется возможным полный охват государством формирования и реализации молодежной политики в России.
Таким образом, учитывая субъективные факторы формирования и реализации молодежной политики, можно говорить о том, что молодежная политика не должна быть полем деятельности исключительно или в значительной степени государства. Ее разработка и осуществление должны предполагать участие и координированность действий и государственных, и иных структур, способных в значительной степени оказать позитивное влияние на данный процесс.
В связи с этим следует обратить внимание на возможности общественных институтов в области реализации молодежной политики.
Ссылки:
1. Криворученко В.К. В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, И.В. Сталин о молодежи. М., 1995.
2. Криворученко В.К. Молодежная политика: взгляд ученого и практика // Государство и гражданское общество: политика, экономика, право. 2013. № 2.
3. Там же.
4. Там же.
5. Орлов М.Б., Чилипенок Ю.Ю., Клочкова Т.Н. Молодежь и профсоюзы: проблемы и перспективы взаимодействия // Труд и социальные отношения. 2010. № 6 (72). С. 21-28.
6. Криворученко В.К. Молодежная политика ...
7. Елишев С. Формирование ценностных ориентаций современной молодежи посредством государственной молодежной политики [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline.ru ; http://constitution.garant.ru (дата обращения: 26.03.2015).
8. Там же.
9. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru (дата обращения: 26.03.2015).
10. Луков В.А., Погорский Э.К., Тихомиров Д.А. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 4. С. 231-236.
11. Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 № 5090-I «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 20.03.2015).
12. Распоряжение Правительства РФ N 1760-Р «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://duma.tomsk.ru/ (дата обращения: 20.03.2015).
13. ФЗ № 98-ФЗ от 28.06.1995 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://referent.ru (дата обращения: 20.03.2015).
14. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью : учеб. пособие. М., 2010. 327 с.
15. Тарасов А.А. Есть ли у молодежи будущее? // Свободная мысль, 1996. № 7. С. 18.
16. Елишев С. Указ. соч.
17. Луков В.А., Погорский Э.К., Тихомиров Д.А. Указ. соч.
18. Елишев С. Указ. соч.
19. Луков В.А., Погорский Э.К., Тихомиров Д.А. Указ. соч.
20. Елишев С. Указ. соч.
21. Щенина О.Г. Молодежная политика в современной России [Электронный ресурс]. URL: http://www.c-society.ru (дата обращения: 20.03.2015).
22. Кочетков А.В. Теория правового регулирования государственной молодежной политики в России : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2010.