Научная статья на тему 'Реализация конституционных основ формирования гражданского общества в Российской Федерации: проблемы и противоречия'

Реализация конституционных основ формирования гражданского общества в Российской Федерации: проблемы и противоречия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
502
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское общество / конституционные основы / современное гражданское общество / общественные объединения / общественные организации / civil society / constitutional bases / modern civil society / public associations / public organizations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьева Е. И.

автор рассматривает проблемы и противоречия, которые связаны с конституционными основами формирования гражданского общества в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the author considers problems and contradictions which are connected with the constitutional bases of formation of civil society in Russia

Текст научной работы на тему «Реализация конституционных основ формирования гражданского общества в Российской Федерации: проблемы и противоречия»

преступления? / Н.В. Азарёнок, А.А. Давлетов // Российский судья. - 2017. - № 1. - С. 33-37.

2. Об этом подробно в статье Азарёнок Н.В., Давлетов А.А. Пределы ознакомления защиты с материалами, представленными в суд для решения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу / Н.В. Азарёнок, А.А. Давлетов // Российский следователь. - 2016. - № 15. -С. 8-12.

3. Александрова Л.А. Проблема предрешения судьей вопроса о виновности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства / Л.А. Александрова // Библиотека криминалиста. Научный журнал. - №5(28). -2016. - Стр. 164-170.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ*

Воробьева Е. И., 2 курс магистратуры юридического факультета, Кубанский государственный университет.

Научный руководитель: Курячая М. М., кандидат юридических наук, доцент Кубанского государственного университета

Аннотация: автор рассматривает проблемы и противоречия, которые связаны с конституционными основами формирования гражданского общества в России.

Ключевые слова: гражданское общество, конституционные основы, современное гражданское общество, общественные объединения, общественные организации.

Summary: the author considers problems and contradictions which are connected with the constitutional bases of formation of civil society in Russia.

Keywords: civil society, constitutional bases, modern civil society, public associations, public organizations.

Гражданское общество, как правило, система самоорганизующаяся и саморазвивающаяся, которая функционирует и развивается гораздо успешнее и эффективнее при наличии благоприятных условий. Инициатива в формировании гражданского общества на протяжении всей истории России принадлежала государству. Основой формирования гражданского общества в России является коллектив. Таким образом, можно говорить о своеобразном понимании гражданского общества отличного от западноевропейских представлений. Особенностью является культурная составляющая и политическое сознание российской нации [1].

* Подготовлено при поддержке финансируемого РФФИ научного проекта 17-03-00688

89

С возникновением государства и переходом широкого круга «общественных дел» в сферу его естественной компетенции общество не перестает быть самостоятельной субстанцией, оно полноправно выбирать способы и формы взаимодействия с государством. Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления (ст.1), а также определяет единственный источник власти - ее многонациональный народ (ст.3). Также Конституция РФ закрепляет право граждан на участие в управлении делами государства (ст.32). Реализовать свое участие в управлении делами государства можно в разных формах: например, принять участие в референдуме[6] или использовать возможности электронной демократии[7], а можно и через процедуру общественного контроля[5]. В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ закрепляется ряд конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые составляют правовую основу его статуса. Согласно ч.2 ст.17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Также права и свободы человека и гражданина в Конституции РФ закреплены следующим образом: личные права и свободы, политические права и свободы и социально - экономические права и свободы. Подобная последовательность прав и свобод человека и гражданина не случайна, так как она закреплена Всеобщей декларацией прав человека 1948г.

Особое внимание составляют политические права и свободы гражданина, так как они составляют основу для формирования гражданского общества и гражданской инициативы. В Конституции РФ закреплены следующие политические права и свободы человека и гражданина: свобода мысли и слова (ст.29), право на объединение (ст.30), право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст.31), право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст.32), право граждан РФ на обращения в государственные органы и органы МСУ (ст.33).

В.В. Путин, будучи Президентом РФ, неоднократно подчеркивал необходимость формирования зрелого гражданского общества, в котором в равной степени учтены и защищены интересы всех групп населения.

Однако некоторые авторы (Т. Ворожейкина) констатируют, что конституционные нормы на практике не реализуются в должной мере, так как власть не соблюдает законы, а это уже не правовое государство. К сожалению, российское общество далеко от гражданского общества. И такая тенденция будет до тех пор, пока общество будет пассивным и подверженным манипуляциям со стороны власти[9]. Социологические исследования, направленные на выявление мнения граждан РФ о работе институтов гражданского общества подтверждают позицию данного автора. По данным опроса Всероссийского исследовательского центра общественного мнения на 10 октября 2014г. 84% респондентов за

последние годы не участвовали в деятельности общественных организаций, более того 31% россиян они просто не интересны, а каждый шестой не имеет достоверных и необходимых сведений о работе общественных организаций[3]. Более ранний опрос этого же исследовательского центра на 14 августа 2014г. показал, что 59% россиян не смогли вспомнить название ни одной общественной организации, 34% респондентов считают смысл их существования бессмысленным, так как государство вполне может выполнять их функции[4]. Таким образом, общество не понимает смысл существования гражданского общества, а, следовательно, и участвовать в его создании не собирается.

Статистические данные, предоставленные государственными органами, в корне рознятся с общественным мнением. По данным федеральной службы государственной статистики на 1 января 2015г. всего зарегистрированных общественных объединений 101847 шт., из них общественных организаций 54169 шт. Если остановиться только на изучении документации, то можно прийти к выводу, что в Российской Федерации институты гражданского общества развиты достаточно хорошо и проблем в этой сфере нет [10].

В заключение хотелось бы отметить, что для гражданских обществ характерны три особенности. Во-первых, наличие множества общественных объединений, или, в более общем плане, центров социальной власти. (Как уже упоминалось в России на 1 января 2015г. зарегистрировано 101847 общественных объединений). Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти. В силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся контролю со стороны государства. Примером этому служит ситуация, которая сложилась после вступления в силу Федерального закона от 20.07.2012 г. № 121-ФЗ «Об внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента» Министерство Юстиции сформировало реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента по состоянию на 17.02.2015г.[8] Смириться с этой несправедливостью не захотело большинство НКО, занесённых в подобный реестр, в их числе была и краснодарская краевая общественная организация выпускников вузов. Далее в Октябрьском суде г. Краснодара состоялись заседания по делу Краснодарской краевой общественной организации выпускников российских вузов, которой грозил штраф до 500 тысяч рублей [2]. В-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция - все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.

Список использованных источников:

1. Воробьева Е.И. Национальные региональные общества как институты гражданского общества (на примере Краснодарского края) // Сборник научных трудов по итогам II Международной научно-

практической конференции «Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции» г. Волгоград, 10.10.2015 С.23-25

2. Воробьева Е.И. Признание НКО иностранными агентами// Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2015» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/7155/uid69501_report.pdf (Дата обращения 15.04.2017 г.).

3. Всероссийский исследовательский центр общественного мнения «ВЦИОМ» «Общественные организации: не был, не состоял, не участвовал...» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http: //wciom.ru/index.php?id=459&uid=115017 (Дата обращения 15.04.2017 г.).

4. Всероссийский исследовательский центр общественного мнения «ВЦИОМ» «Нужны ли нашему обществу - общественные организации?» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http: //wciom.ru/index.php?id=459&uid=114932 (Дата обращения 15.04.2017 г.).

5. Громыко С.В., Курячая М.М. Проблемы совершенствования процедур общественных обсуждений и публичных слушаний в механизме общественного контроля в Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. № 3.

6. Курячая М.М. Право на референдум в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7. С. 23-26.

7. Курячая М.М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 41-44.

8. Министерство юстиции «Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента по состоянию на 17.02.2015г. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://unro.minjust.ru/NKOForeignAgent.aspx (Дата обращения 15.04.2017 г.).

9. Монографии Российской академии естествознания: «Проблемы становления гражданского общества России» [Электронный ресурс]// URL: http://www.rae.ru/monographs/164-5178 (Дата обращения 15.04.2017 г.).

10. Федеральная служба государственной статистики «Число общественных объединений и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января 2013г.»// [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http: //www.gks .ru/bgd/regl/b 13_13/IssWWW. exe/Stg/d 1/02-10. htm (Дата обращения 15.04.2017 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.