преступления? / Н.В. Азарёнок, А.А. Давлетов // Российский судья. - 2017. - № 1. - С. 33-37.
2. Об этом подробно в статье Азарёнок Н.В., Давлетов А.А. Пределы ознакомления защиты с материалами, представленными в суд для решения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу / Н.В. Азарёнок, А.А. Давлетов // Российский следователь. - 2016. - № 15. -С. 8-12.
3. Александрова Л.А. Проблема предрешения судьей вопроса о виновности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства / Л.А. Александрова // Библиотека криминалиста. Научный журнал. - №5(28). -2016. - Стр. 164-170.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ*
Воробьева Е. И., 2 курс магистратуры юридического факультета, Кубанский государственный университет.
Научный руководитель: Курячая М. М., кандидат юридических наук, доцент Кубанского государственного университета
Аннотация: автор рассматривает проблемы и противоречия, которые связаны с конституционными основами формирования гражданского общества в России.
Ключевые слова: гражданское общество, конституционные основы, современное гражданское общество, общественные объединения, общественные организации.
Summary: the author considers problems and contradictions which are connected with the constitutional bases of formation of civil society in Russia.
Keywords: civil society, constitutional bases, modern civil society, public associations, public organizations.
Гражданское общество, как правило, система самоорганизующаяся и саморазвивающаяся, которая функционирует и развивается гораздо успешнее и эффективнее при наличии благоприятных условий. Инициатива в формировании гражданского общества на протяжении всей истории России принадлежала государству. Основой формирования гражданского общества в России является коллектив. Таким образом, можно говорить о своеобразном понимании гражданского общества отличного от западноевропейских представлений. Особенностью является культурная составляющая и политическое сознание российской нации [1].
* Подготовлено при поддержке финансируемого РФФИ научного проекта 17-03-00688
89
С возникновением государства и переходом широкого круга «общественных дел» в сферу его естественной компетенции общество не перестает быть самостоятельной субстанцией, оно полноправно выбирать способы и формы взаимодействия с государством. Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления (ст.1), а также определяет единственный источник власти - ее многонациональный народ (ст.3). Также Конституция РФ закрепляет право граждан на участие в управлении делами государства (ст.32). Реализовать свое участие в управлении делами государства можно в разных формах: например, принять участие в референдуме[6] или использовать возможности электронной демократии[7], а можно и через процедуру общественного контроля[5]. В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ закрепляется ряд конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые составляют правовую основу его статуса. Согласно ч.2 ст.17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Также права и свободы человека и гражданина в Конституции РФ закреплены следующим образом: личные права и свободы, политические права и свободы и социально - экономические права и свободы. Подобная последовательность прав и свобод человека и гражданина не случайна, так как она закреплена Всеобщей декларацией прав человека 1948г.
Особое внимание составляют политические права и свободы гражданина, так как они составляют основу для формирования гражданского общества и гражданской инициативы. В Конституции РФ закреплены следующие политические права и свободы человека и гражданина: свобода мысли и слова (ст.29), право на объединение (ст.30), право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст.31), право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст.32), право граждан РФ на обращения в государственные органы и органы МСУ (ст.33).
В.В. Путин, будучи Президентом РФ, неоднократно подчеркивал необходимость формирования зрелого гражданского общества, в котором в равной степени учтены и защищены интересы всех групп населения.
Однако некоторые авторы (Т. Ворожейкина) констатируют, что конституционные нормы на практике не реализуются в должной мере, так как власть не соблюдает законы, а это уже не правовое государство. К сожалению, российское общество далеко от гражданского общества. И такая тенденция будет до тех пор, пока общество будет пассивным и подверженным манипуляциям со стороны власти[9]. Социологические исследования, направленные на выявление мнения граждан РФ о работе институтов гражданского общества подтверждают позицию данного автора. По данным опроса Всероссийского исследовательского центра общественного мнения на 10 октября 2014г. 84% респондентов за
последние годы не участвовали в деятельности общественных организаций, более того 31% россиян они просто не интересны, а каждый шестой не имеет достоверных и необходимых сведений о работе общественных организаций[3]. Более ранний опрос этого же исследовательского центра на 14 августа 2014г. показал, что 59% россиян не смогли вспомнить название ни одной общественной организации, 34% респондентов считают смысл их существования бессмысленным, так как государство вполне может выполнять их функции[4]. Таким образом, общество не понимает смысл существования гражданского общества, а, следовательно, и участвовать в его создании не собирается.
Статистические данные, предоставленные государственными органами, в корне рознятся с общественным мнением. По данным федеральной службы государственной статистики на 1 января 2015г. всего зарегистрированных общественных объединений 101847 шт., из них общественных организаций 54169 шт. Если остановиться только на изучении документации, то можно прийти к выводу, что в Российской Федерации институты гражданского общества развиты достаточно хорошо и проблем в этой сфере нет [10].
В заключение хотелось бы отметить, что для гражданских обществ характерны три особенности. Во-первых, наличие множества общественных объединений, или, в более общем плане, центров социальной власти. (Как уже упоминалось в России на 1 января 2015г. зарегистрировано 101847 общественных объединений). Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти. В силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся контролю со стороны государства. Примером этому служит ситуация, которая сложилась после вступления в силу Федерального закона от 20.07.2012 г. № 121-ФЗ «Об внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента» Министерство Юстиции сформировало реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента по состоянию на 17.02.2015г.[8] Смириться с этой несправедливостью не захотело большинство НКО, занесённых в подобный реестр, в их числе была и краснодарская краевая общественная организация выпускников вузов. Далее в Октябрьском суде г. Краснодара состоялись заседания по делу Краснодарской краевой общественной организации выпускников российских вузов, которой грозил штраф до 500 тысяч рублей [2]. В-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция - все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.
Список использованных источников:
1. Воробьева Е.И. Национальные региональные общества как институты гражданского общества (на примере Краснодарского края) // Сборник научных трудов по итогам II Международной научно-
практической конференции «Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции» г. Волгоград, 10.10.2015 С.23-25
2. Воробьева Е.И. Признание НКО иностранными агентами// Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2015» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/7155/uid69501_report.pdf (Дата обращения 15.04.2017 г.).
3. Всероссийский исследовательский центр общественного мнения «ВЦИОМ» «Общественные организации: не был, не состоял, не участвовал...» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http: //wciom.ru/index.php?id=459&uid=115017 (Дата обращения 15.04.2017 г.).
4. Всероссийский исследовательский центр общественного мнения «ВЦИОМ» «Нужны ли нашему обществу - общественные организации?» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http: //wciom.ru/index.php?id=459&uid=114932 (Дата обращения 15.04.2017 г.).
5. Громыко С.В., Курячая М.М. Проблемы совершенствования процедур общественных обсуждений и публичных слушаний в механизме общественного контроля в Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. № 3.
6. Курячая М.М. Право на референдум в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7. С. 23-26.
7. Курячая М.М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 41-44.
8. Министерство юстиции «Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента по состоянию на 17.02.2015г. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://unro.minjust.ru/NKOForeignAgent.aspx (Дата обращения 15.04.2017 г.).
9. Монографии Российской академии естествознания: «Проблемы становления гражданского общества России» [Электронный ресурс]// URL: http://www.rae.ru/monographs/164-5178 (Дата обращения 15.04.2017 г.).
10. Федеральная служба государственной статистики «Число общественных объединений и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января 2013г.»// [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http: //www.gks .ru/bgd/regl/b 13_13/IssWWW. exe/Stg/d 1/02-10. htm (Дата обращения 15.04.2017 г.).