Научная статья на тему 'Реализация конституционно-правового статуса гражданина в сети Интернет'

Реализация конституционно-правового статуса гражданина в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1073
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CONSTITUTIONAL LEGAL STATUS / CONSTITUTIONAL RIGHTS OF THE PERSON AND CITIZEN / ACCESS TO INFORMATION / INTERNET / RIGHT FOR ACCESS TO INFORMATION / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ПРАВО НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паламарчук Сергей Александрович

В статье рассматривается проблема реализации гражданином широкого комплекса своих конституционных прав посредством работы в сети Интернет. Проведен анализ того, каким образом могут быть реализованы основные права человека и гражданина в современном информационном пространстве Российской Федерации с учетом новых возможностей, предоставляемых информационно-коммуникационной сетью Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE CITIZEN’S CONSTITUTIONAL LEGAL STATUS ON THE INTERNET

The paper deals with the problem of realization by the citizen of a wide complex of the constitutional rights by means of working on the Internet. The analysis of how can be realized fundamental human rights and the citizen in modern information space of the Russian Federation taking into account the new opportunities given by the information and communication Internet is carried out.

Текст научной работы на тему «Реализация конституционно-правового статуса гражданина в сети Интернет»

УДК 342.7 ББК 67.400.32

Паламарчук Сергей Александрович Palamarchuk Sergey Alexndrovich

аспирант Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Graduate Student of the South-Russian Institute of Management - branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Тел.: 8(908) 519-01-56.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Implementation of the citizen's constitutional legal status on the Internet

В статье рассматривается проблема реализации гражданином широкого комплекса своих конституционных прав посредством работы в сети Интернет. Проведен анализ того, каким образом могут быть реализованы основные права человека и гражданина в современном информационном пространстве Российской Федерации с учетом новых возможностей, предоставляемых информационно-коммуникационной сетью Интернет.

Ключевые слова: конституционно-правовой статус, конституционные права человека и гражданина, доступ к информации, сеть Интернет, право на доступ к информации.

На сегодняшний день реализация гражданином широкого комплекса конституционных прав (экономических, социальных, культурных), таких, например, как право на образование, право на свободу предпринимательства, право на свободный доступ к культурным ценностям, право на свободный поиск информации, в значительной степени зависит от уровня его правосознания и возможности доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет. Приходится признать, что сегодня студенты, освоившие курс средней школы, имеют весьма неполное представление как о своих правовых возможностях, так и о богатом спектре информационных услуг, сетевых технологиях, способах осуществления нелинейного, перекрестного, комплексного поиска информации. Следовательно, повышение уровня правовой и информационной грамотности молодых специалистов и людей более старшего возраста является одной из ключевых задач современного демократического государства, стремящегося оставаться конкурентоспособным на международной арене, а так-

The paper deals with the problem of realization by the citizen of a wide complex of the constitutional rights by means of working on the Internet. The analysis of how can be realized fundamental human rights and the citizen in modern information space of the Russian Federation taking into account the new opportunities given by the information and communication Internet is carried out.

Keywords: constitutional legal status, constitutional rights of the person and citizen, access to information, Internet, right for access to information.

же завершить переход к полноценному информационному обществу. К таковым мы, безусловно, относим Российскую Федерацию. Россия вынуждена преодолевать значительное отставание от развитых западных стран в области информационных технологий (в том числе и с точки зрения внедрения глобальных информационных компьютерных сетей), вызванное допущенными руководством СССР грубыми ошибками в оценке такой важной и динамично развивавшейся в ХХ веке науки, как кибернетика. Она была признана «буржуазной лженаукой» [1, с. 15], а ее значительный потенциал по созданию технических, электронных компьютерных устройств, изучению систем искусственного интеллекта, внедрению в промышленность автоматизированных систем управления оказался отброшен и проигнорирован.

Согласно докладу Организация объединенных наций право на доступ в Интернет признается неотъемлемым правом человека [2]. Поэтому его ограничения, которые наблюдаются в некоторых странах (о чем мы погово-

рим подробнее, исследуя вопросы цензуры в сети Интернет), например в Китае, Сирии, несомненно, можно отнести к грубым нарушениям прав человека в XXI веке. В свою очередь во многих экономически развитых государствах доступ в сеть Интернет признан жизненно необходимым правом. Например, парламент Эстонии в 2000 году принял закон, объявивший доступ в Интернет основным правом человека. Конституционный совет Франции пришел к аналогичному решению в 2009 году, Конституционный суд Коста-Рики -в 2010 году. Финляндия приняла постановление в 2009 году о том, что каждый пользователь должен получать доступ в Интернет хотя бы со скоростью в размере одного мегабита в секунду (быстрый уровень) [3]. Согласно результатам опроса, проведенного британской вещательной корпорацией в марте 2010 года, 79 % респондентов из 26 стран считают, что право на доступ в сеть Интернет является основополагающим правом человека [4].

В России пока не действуют запреты на доступ к интернет-сайтам или другим информационным ресурсам, например, как в Китае, но существует проблема недостаточно развитых технических характеристик сетевых коммуникаций. Поэтому далеко не во всех регионах возможно достигнуть скорости даже в 1 мегабит в секунду, более того, в некоторых местах проводная связь просто отсутствует, а беспроводные технологии только начинают внедряться. Государство обращает пристальное внимание на ситуацию в провинции, стремится преодолеть пока ярко выраженное цифровое неравенство между жителями отдаленных субъектов Федерации и населением политических и экономических центров -Москвы и Санкт-Петербурга.

В статье 2 Конституции РФ утверждается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Права и свободы человека неотъемлемы, принадлежат ему от рождения, и государство лишь юридически закрепляет этот факт. В основу всякого цивилизованного общества закладывается соблюдение и защита прав человека, что способствует укреплению мира и справедливости в нем. Получив свое конституционное закрепление, права и свободы человека и гражданина служат ориентиром и базисом для выстраивания законодательной системы демократических го-

сударств [5, с. 8]. Права и свободы человека и гражданина закрепляются в главе 2 Конституции РФ. Наша задача - проанализировать то, каким образом они могут быть реализованы в современном информационном обществе посредством информационно-коммуникационной сети Интернет.

В статье 22 Конституции РФ указаны основополагающие права человека: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которые естественным образом закрепляются за пользователями сети Интернет и социальных сетей. Прежде всего субъекты сетевых отношений должны быть защищены от любых форм киберпреступлений, включая неправомерное использование персональных данных, кражу паролей и так далее. Из этого вытекает право на безопасное соединение с интернет-ресурсами, защищенное от несанкционированного вмешательства. Очевидно, что реализация и защита этих прав возможны только при комплексном использовании правовых и технических методов.

В статье 29 Основного закона России гарантируется право на свободу мысли, свободу слова, свободу убеждений и выражение собственного мнения. Интернет сегодня позволяет гражданину по-новому реализовать свою свободу убеждений и выражение собственного мнения. Существенную роль здесь играет тот инструментарий, который предоставляют своим пользователям современные социальные сети.

Отметим, что Президент Российской Федерации уделяет серьезное внимание сети Интернет как мощному информационному ресурсу, с помощью которого граждане России могут реализовать гарантированное им Конституцией РФ право на свободу мысли и выражение собственного мнения. В частности, 4 марта 2013 года опубликован Указ Президента России «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"». Согласно этому Указу все предложения, возникающие у граждан по поводу социально-экономического развития страны, возможностей совершенствования государственного и муниципального управления, они могут направлять на рассмотрение Президенту РФ с помощью специально созданного интернет-

ресурса «Российская общественная инициатива». Для этого нужно соблюсти ряд требований: во-первых, гражданин России должен быть совершеннолетним; во-вторых, он должен зарегистрироваться на сайте государственных услуг и заполнить регистрационную форму; в-третьих, текст инициативы не должен содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни или здоровью граждан, призывы к осуществлению экстремистской деятельности; в-четвертых, заявителю нужно указать, на каком уровне (федеральном, региональном или муниципальном) он хочет увидеть реализацию своего предложения. Поступившая инициатива размещается на сайте только после процедуры прохождения предварительной экспертизы. Текст предложения проверяется на соответствие Конституции Российской Федерации, а также международным договорам. Также в функции экспертизы входит анализ полученного предложения на актуальность и обоснованность возможных вариантов устранения заявленной проблемы. Обязанность по проведению подобной экспертизы возложена на специальный Фонд развития информационной демократии и гражданского общества. После того как инициатива размещается на сайте, интернет-пользователи могут в течение года голосовать за нее, если считают это в достаточной степени необходимым. В случае, если размещенное предложение по истечении установленного срока не получает необходимого количества голосов пользователей, то оно снимается с рассмотрения. Если гражданин, разместивший инициативу, желает привлечь к ней внимание на федеральном уровне, то она должна набрать минимум 100 тысяч голосов пользователей сети Интернет [6].

Следует учитывать тот факт, что пользователи сами создают большинство данных, размещаемых на страницах в социальных сетях, в полной степени осуществляя право на свободу выражения мнения. С помощью специальных функций социальных сетей стало возможным даже выражение «интернет-протеста» по тем вопросам, которые вызывают большой общественный резонанс.

В качестве конкретного примера проявления активной гражданской позиции пользователями сети Интернет можно привести инициативу пользователей социальной сети

«ВКонгакте» по введению в России должности уполномоченного по правам животных, аналогичной должности уполномоченного по правам человека. Благодаря усилиям активиста-организатора К. Акчуриной и многих неравнодушных граждан инициатива собрала более 130 тыс. голосов и оказалась услышанной и на федеральном уровне, и Президентом России. «Безусловно, о существовании такой темы также известно и Президенту, но каким образом расставит глава государства акценты во время прямой линии 14 апреля 2016 года, сейчас я, естественно, не стал бы предрекать», -отметил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков в интервью с журналистом интернет-издания Лента.ру [7].

Безусловно, размещаемая от имени субъектов социальных сетей информация проходит со стороны так называемых модераторов процедуру фильтрации и блокировки на закрепленных в законе основаниях. Однако возможности фильтрации и блокировки тоже должны подчиняться строгим правилам. Прежде всего, пользователи должны четко представлять себе критерии, по которым их информация может быть заблокирована или даже удалена из социальной сети. Наиболее оптимально оговаривать эти критерии в регистрационных соглашениях между пользователем и социальной сетью, приводя ссылки на действующее законодательство, положения которого по ограничению информации в социальных сетях должны быть снабжены механизмами общественного контроля за их функционированием, а также видами ответственности уполномоченных лиц (прежде всего интернет-провайдеров) за намеренную или случайную блокировку разрешенной законом информации. Наконец, для пользователей социальных сетей должны быть прописаны ситуации, в который они могут обращаться либо в организации, предоставляющие услуги связи, либо в государственные органы с апелляционными жалобами на незаконное ограничение доступа к информации.

В части 3 ст. 37 Конституции РФ закрепляется одно из важнейших прав гражданина -право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Уже появилась значительная категория работников (так назытаемых фрилансеров (от англ. freelance -работать на себя, работать по найму), которые

реализуют свое конституционное право на труд путем выполнения удаленной работы. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 60-ФЗ дополнил Трудовой кодекс Российской Федерации главой 49.1 «Особенности регулирования труда надомных работников», в которой указывается, что взаимодействие между работником, выполняющим удаленную работу, и работодателем по вопросам, связанным с выполнением работником своей трудовой функции, может осуществляться с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета. Следовательно, свободный доступ к сети Интернет просто необходим гражданину для реализации своего конституционного права на труд - одного из основных в современном демократическом информационном обществе, особенно с учетом того, что многие виды работ приобретают «виртуальный», «электронный» характер и могут быть эффективно выполнены, не выходя из дома. Реализуя подобную форму работы, выигрывают все: и работник, и работодатель. У последнего уменьшаются издержки на организацию и содержание рабочих мест - теперь эта обязанность ложится на плечи работника, причем он может создавать рабочее место по своему вкусу и максимальным для себя комфортным и эргономичным. У работника появляется больше свободного времени и материальных ресурсов за счет отсутствия транспортных издержек. Он может работать по гибкому графику, предоставляя работодателю конкретный результат к заранее оговоренному сроку. Юридическое оформление трудового договора о дистанционной работе также требует беспрепятственного доступа в сеть Интернет, так как в этом случае традиционные для оформления трудовых отношений документы передаются в электронной форме, в отдельных случаях требуя для подтверждения условий трудового договора удостоверяющие механизмы электронной подписи [8, с. 764].

Реализация гражданами своих конституционных прав сегодня стала возможной в форме получения так называемых государственных услуг [9, с. 21-63].

В части 1 ст. 43 Конституции РФ гарантируется право на образование. Сегодня трудно представить себе получение качественного образования без использования сети Интернет.

Ни в коем случае не заменяя и не подменяя традиционные образовательные технологии, Интернет позволяет получать самую разнообразную информацию в образовательных целях, так как государственные границы в глобальной информационной сети стерты. Неслучайно большинство развитых стран, в первую очередь США, предпринимают колоссальные усилия по оцифровке образовательных текстов, материалов, предметов изобразительного искусства, культурного наследия человечества, делая их доступными практически в любой точке мира. Появляются и новые образовательные технологии, например, технологии проведения интерактивных занятий, главный смысл которых состоит в том, что, кроме пассивного усвоения готовых знаний, обучающийся может самостоятельно исследовать, активно влиять на конечный результат обучения и своей работы. Такие технологии требуют доступа в сеть Интернет. Наряду с традиционными методиками обучения важное значение приобрело сегодня быстро развивающееся дистанционное образование. В процессе дистанционного обучения преподаватель и студент могут физически находиться на огромном расстоянии друг от друга, но у них имеется возможность обмениваться электронными лекциями, контрольными, иными учебными материалами, что позволяет в конечном счете получить необходимые знания на достаточно высоком уровне. Подобная форма обучения особенно полезна при повышении квалификации, овладении смежными специальностями, получении дополнительных навыков в условиях дефицита времени, затрачиваемого на трудовую деятельность. Следует признать, что в XXI веке Сеть приобретает характеристики ключевого образовательного инструмента.

Не случайно Президент России В. В. Путин поручил Правительству РФ разработать предложения по развитию российского сегмента сети Интернет, поддержке интернет-предпринимателей, защите авторских прав правообладателей, решению проблемы обеспечения всех российских школ широкополосным доступом в сеть Интернет.

Итак, мы исследовали, каким образом закрепленные во второй главе Конституции РФ права и свободы человека могут быть реализованы гражданами в XXI веке посредством использования глобальной информационной

сети Интернет. Актуальность данной проблемы, безусловно, очевидна в условиях стремительного развития информационного общества в России.

Не менее интересно, как право на доступ к информации преломляется в отраслевых законодательных актах. Например, в ст. 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» приводится открытый перечень способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе размещение в сети Интернет [10]. Однако на практике трудно предположить, что пользователь найдет какой-либо иной способ воспользоваться своим правом на получение информации, помимо указанных в законе. Вызывает также вопросы закрепленное в ч. 3 ст. 20 этого же нормативного акта положение о непредоставлении пользователю информации в том случае, если она опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети Интернет. Упоминавшийся нами ранее разрыв в 22,5 раза по отношению к доступу в сеть Интернет между центром и отдаленными регионами России не только является серьезной проблемой на пути к полному переходу к информационному обществу в России, но и служит дополнительным препятствием для доступа к так называемой открытой и размещенной на сайте информации для тех граждан, у которых доступ в Сеть затруднен или вообще отсутствует [11, с. 37]. Это косвенно подтверждают и данные Федеральной службы государственной статистики, согласно которым число активных пользователей сети Интернет не превышало 65 % от общего числа домашних хозяйств, что также ярко высвечивает недостаточность усилий государства, направленных на обеспечение всеобщего доступа к мировой сети Интернет. Так, в США на сегодня выявлено 87 % активных пользователей сети Интернет от общего количества населения страны, в Чили - 76 % [12].

Практически аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», согласно которой «суды, Судебный департамент, органы

Судебного департамента, органы судейского сообщества имеют право не предоставлять информацию о деятельности судов по запросу, если эта информация опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальных сайтах судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента». Вызывает вопросы такая прямая отсылка к СМИ как источнику информации о деятельности судов. Учитывая многообразие и тенден-ционность огромного количества средств массовой информации на территории России сегодня, зачастую можно оказаться заложником получения неполных либо вовсе недостоверных сведений [11, с. 37].

Завершая конституционно-правовой анализ доступа к информации в сети Интернет, можно сформулировать следующие выводы:

1. Техническое отставание России от развитых стран в области информационных технологий обусловлено политическими ошибками и недальновидностью руководства СССР, акцентировавшего внимание на фундаментальных науках в ущерб изучению молодой науки кибернетики.

2. На международном уровне право на доступ в Сеть признается неотъемлемым правом человека. Очевидно, что для полноценного построения информационного общества в России необходимо имплементировать его в конституционно-правовую сферу.

3. Изложенные в главе 2 Конституции РФ неотъемлемые и неотчуждаемые права человека и гражданина сегодня получили новые аспекты выражения в виртуальном, электронном пространстве и могут в полной мере быть реализованы только при условии беспрепятственного доступа граждан в сеть Интернет.

4. Вместе с тем право на доступ в Интернет нуждается в дополнительном законодательном урегулировании. Оно не может осуществляться абсолютно бесконтрольно, но его ограничения должны иметь только законодательную, конституционно-правовую основу.

5. Хотя сегодня и делаются определенные попытки законодательно урегулировать, защитить и обеспечить право граждан на доступ к информации в сети Интернет (в том числе и наиболее важным сведениям о деятельности государственных и муниципальных органов власти, а также судебных органов), налицо оп-

ределенные проблемы и противоречия, кото- вопросов, связанных с обеспечением доступа

рые могут быть преодолены как путем более во всемирную Сеть жителей периферийных

тщательной проработки текста положений фе- регионов России. деральных законов, так и системного решения

Литература

1. Берг А. И. Кибернетика и общественные науки // Наука и жизнь. 1963. № 2.

2. URL: http://www.rg.ru/2011/06/07/oon-site-anons.html.

3. Минбалеев А. В. Право на информацию: природа и особенности развития в современном мире // Вопросы управления. 2014. № 4.

4. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А. И. Ка-занника, А. Н. Костюкова. М., 2015. Т. 2.

5. Указ Президента РФ от 4 марта 2013 года № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации, с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"». URL: http://garant.ru.

6. URL: https://lenta.ru/news/2016/04/13/ putin_animals/?utm_source=change_ org&utm_ medium= petition/

7. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) (3-е изд., пересм.) / под ред. А. М. Куренного, С. П. Мав-рина, В. А. Сафонова, Е. Б. Хохлова. М., 2015.

8. Баранов П. П., Жуков И. А., Захарен-ков В. В., Сальников В. П. Законность - гражданское общество - права и свободы граждан: монография. Ростов н/Д, 2005.

9. Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (п. 2 ст. 6). URL: http://garant.ru.

1 0. Агеев А. С. Проблемы реализации права на доступ к информации, нашедшие отражение в практике Конституционного суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 2.

11. URL: http://savepearlharbor.com/?p= 253637.

Bibliography

1. Berg A. I. Cybernetics and social sciences // Science and life. 1963. № 2.

2. URL: http://www.rg.ru/2011/ 06/07/oon-site-anons.html.

3. Minbaleev A. V. Right for information: the nature and features of development in the modern world // Questions of management. 2014. № 4.

4. Constitutional law: university course: textbook: in 2 vols / ed. of A. I. Kazannik, A. N. Kostyukov. Moscow, 2015. Vol. 2.

5. The decree of the Russian President of March 4, 2013 № 183 «About consideration of the public initiatives directed by citizens of the Russian Federation with use of the Russian Public Initiative Internet resource». URL: http:// garant.ru

6. URL: https://lenta.ru/news/2016/04/13/pu-tin_ animals/?utm_source= change_org&utm_ medium= petition/

7. The comment to the Labour code of the Russian Federation (itemized) (the 3rd edition revised) / under the ed. of A. M. Kurenny, S. P. Mavrin, V. A. Safonov, E. B. Khokhlov. Moscow, 2015.

8. Baranov P. P., Zhukov I. A., Zakharen-kov V. V., Salnikov V. P. Legality - civil society -the rights and freedoms of citizens: monograph. Rostov-on-Don, 2005.

9. Federal law of February 9, 2009 № 8-FZ «About ensuring access to information on activity of government bodies and local governments» (art. 6). URL: http://garant.ru.

10. Ageev A. S. The problems of realization of the right for access to information which have found reflection in practice of the Constitutional Court of the Russian Federation // Constitutional and municipal law. 2016. № 2.

11. URL: http://savepearlharbor.com/?p= 253637.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.