Т.И. БУЛАНОВА
Татьяна Ильинична БУЛАНОВА — начальник учебно-методичес-кого управления СПбГУЭФ. Автор 12 публикаций.
Область научной специализации — научная проблематика реформы высшей школы, принципы новой системы обучения в высшей школе России, проблемы разработки научно обоснованных нормативов учебной нагрузки III 1С. ключевые группы интересов системы образования и др.
ъ ъ 4
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОЦЕНКЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ*
Введение в России европейской двухуровневой системы образования имеет своей целью создание единого образовательного пространства, с тем чтобы, сохраняя уникальность каждого университета и факультета, сделать сопоставимым уровень ВПО выпускников различных вузов относительно «орга-низационно-технологической стороны» дела, не касаясь его содержания.
Вместе с тем в нашей стране реформа вызвала также необходимость перехода от предметно-ориентированной к студенто-ориентированной парадигме образования (вузы существуют для студентов). Это предполагает: гибкость и модульность содержания и форм учебного процесса; независимый контроль качества образования, в основе которого не количество часов, затраченных на обучение, а уровень знаний и умений; кредитную систему учета процесса обучения; интенсивное межличностное отношение и партнерство; ориентацию на интересы потребления образовательных услуг; мобильность студентов и преподавателей, позволяющая сравнивать и использовать опыт различных университетов, и др.
В связи с этим уместно напомнить, что в новой парадигме образования, ставшей доминирующей в западном мире, важное место занимает обучение навыкам практического мышления, перемещение из зоны проблемы в зону эффективного ее решения. С этой целью вводятся новые курсы — «Критическое мышление», «Креативная экономика» и др В нашей стране в образовании по-прежнему господствует информационная парадигма, ставящая перед собой задачу преимущественно передачи информации, насыщение студента как можно большим объемом данных.
Высокий уровень профессиональной компетентности работников — базовый элемент при формировании национальных образовательных стандартов.
В рамках международной программы качества образования (TUNING) была определена методология выявления и классификации компетенций, которые востребованы работодателями и за формирование которых отвечает вуз. Это инструментальные, межличностные, системные компетенции.
По мнению студентов, участвующих в обсуждении проекта TUNINQ, наиболее важными компетенциями, развитию которых следует уделить особое внимание, являются: стремление к успеху; умение работать в команде; способность к организации и планированию деятельности; способность применять знания на практике; принимать решения; порождать новые идеи и их реализовывать (креативность); знание второго языка; лидерство; способность адаптироваться к новым ситуациям; развитие
ГРНТИ 06.77.77 © Т.И. Буланова, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. НА. Горелова.
навыков управления информацией. Сопоставление российской и европейской систем высшего образования приведено в таблице.
Таблица
Сопоставление российской и европейской систем высшего образования
Российская система ВПО Европейская система ВПО
В России сложилась лекционно-семинарская система организации учебного процесса. Центром этой системы является лекция доцента, которую он (она) читает, а студент пытается кое-что записать. Потом они встречаются на экзамене, и студент рассказывает доценту кусок его (ее) лекции В европейских вузах исчезает понятие «предмет», но возникает образовательная программа (ОП), которую должен сконструировать профессор. Из нескольких ОП студент выбирает одну. Профессор затем встречается со студентами на проблемных лекциях, пытаясь активизировать деятельность студентов в ключевых компетенциях, которые формулируются программой
Социально-экономические изменения, произошедшие в последнее время, стремительное развитие научных знаний, информационных и коммуникационных технологий, интеграция России в мировое сообщество ставят качественно новые задачи перед высшей школой страны. В этих условиях образование все более определяет степень развития государства. Возрастание требований к уровню интеллектуального и нравственного развития человека с высшим образованием, вхождение России в мировое образовательное пространство обусловили направления модернизации современной системы образования.
В рамках обеспечения инновационного характера образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, в российской высшей школе происходят постоянное обновление содержания и технологий образования, развитие вариативности образовательных программ, расширение использования активных методов и модульных форм обучения. В учебном процессе широко применяемыми активными методами все чаще становятся ролевые и дидактические игры, программированное обучение, лекции-дискуссии, кейс-метод, работа в малых группах, перекрестные дискуссии и др. Инновационные технологии обучения носят междисциплинарный, комплексный характер и позволяют развить навыки и компетенции системного решения управленческих задач. В условиях реформирования высшей школы происходит увеличение доли самостоятельной работы студентов, разнообразия ее форм, в связи с чем существенно возрастает объем работы по учебно-методическому обеспечению занятий, изменяются формы и частота проведения текущей аттестации студентов. Выбираемые формы и содержание заданий для самостоятельной работы связаны с теми формами активного обучения, которые используются преподавателями.
Одной из перспективных форм организации учебного процесса является модульная система построения образовательной программы. В ее основе заложены такие концепции обучения, как активность, обратная связь с преподавателем, осмысление студентом цели обучения. В системе модульного обучения практика рассматривается как самостоятельный модуль учебных планов, интегрированный в учебный процесс, что требует перестройки процесса организации практики на основе создания системы эффективных партнерских взаимоотношений с работодателями; мониторинга рынка труда специалистов; оценки потребителями уровня и качества подготовки выпускников и учет требований рынков труда.
В 2011 г. высшие учебные заведения России вошли в активную фазу реформирования отечественного образования, а именно перешли на уровневую систему подготовки выпускников. Однако, несмотря на то, что основные нормативные акты, позволяющие начать этот процесс, сформированы, в педагогическом сообществе накопилось много вопросов, касающихся тактики реализации нового подхода к обучению. Дело в том, что государственное регулирование образовательной деятельности связано с двумя основными аспектами: финансированием, что в большей степени определяется реформированием бюджетной системы РФ, и рамочным форматом новых требований к условиям реализации образовательных программ, что объясняется усилением роли рыночных отношений в сфере образования, как на национальном, так и на международном уровнях.
Усиление рыночной составляющей в образовательной деятельности связано с экономической эффективностью учебного процесса. Поскольку рентабельность вуза обеспечивают его преподаватели,
в преддверии каждого учебного года в вузах остро встает проблема пересмотра норм учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава. Здесь следует уточнить: согласно п. 16 ст. 28 Закона РФ «Об образовании» установление федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности относится к полномочиям федеральных органов государственной власти [2], а учебная нагрузка для педагогических работников в соответствии с п. 88 Типового положения о вузе устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно [5].
Экономическая эффективность учебного процесса — это определение производительности труда преподавателя. В свою очередь производительность труда — количество оказанных одним преподавателем образовательных услуг за единицу времени конкретному студенту. Таким образом, производительность труда преподавателя находится в пропорциональной зависимости от количества студентов, которых преподаватель обучает. В целом по вузу это можно охарактеризовать коэффициентом, равным числу студентов, приходящихся в среднем на одного преподавателя. Чем выше штатный коэффициент, тем выше внутренняя эффективность образовательной деятельности вуза. Одной из проблем традиционной организации обучения в вузах является расчет ставок профессорско-преподавательского состава (1111С), исходя из числа учебных часов и норм преподавательской нагрузки (первое делится на второе). Это приводит к «борьбе» кафедр за «абсолютно необходимые часы», а линейная структура учебного процесса и организация подачи учебного материала позволяют увеличивать количество часов без увеличения контингента учащихся. В результате число расчетных ставок оказывается слишком велико и при существующих нормах практически не позволяет «сделать» соотношение «студенты-преподаватель» больше, чем 10:1 [1].
Трудоемкость всех видов учебной работы в учебных планах, согласно Методике расчета [4], в зачетных единицах определена так: 1 зачетная единица (далее — ЗЕ) соответствует 36 академическим часам. В то же время распределение 36 академических часов общей трудоемкости на аудиторные, контактные часы и самостоятельную работу студента нигде не отражено.
Переход к использованию кредитной системы существенным образом меняет роль преподавателя. Это связано с индивидуализацией процесса обучения, переносом центра тяжести с аудиторной работы на организацию самостоятельной работы, что, в свою очередь, отражается как на содержании, так и на технологиях обучения [3, с. 156]. Кроме того, вузам необходимо разрабатывать множество локальных нормативных актов, соответствующих новой концепции обучения. Данная работа также ложится на плечи преподавателей вузов. Соответственно возрастает нагрузка на преподавателей без адекватного увеличения оплаты труда, что приводит к снижению качества образования вследствие отсутствия сколько-нибудь значимой мотивации 1111С. Внутри вуза именно методика расчета нагрузки, адекватная современным тенденциям развития образования, должна способствовать мотивации преподавателей.
Использование кредитов в организации учебного процесса приводит к идее их использования не только для студентов, но и для преподавателей [7]. Однако вуз вправе самостоятельно решать вопрос о переходе на систему учета нагрузки преподавателей в зачетных единицах при условии разработки соответствующей внутривузовской нормативной базы [6].
Таким образом, в высшей школе имеются определенные методические наработки по расчету норм времени 1111С, ориентированные на реализацию нового подхода в образовательном процессе. Вместе с тем не существует единых научно обоснованных норм времени работы преподавателя и, тем более, методики пересмотра данных норм, связанной с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, учитывая сложный характер содержательности труда. Кроме того, помимо педагогических и экономических проблем, не следует забывать о социально-психологическом климате в педагогических коллективах. В таких коллективах проявляется тенденция старения по двум причинам: низкая заработная плата 1111С (молодежь предпочитает более высокооплачиваемую работу) и такая же низкая пенсия (старшее поколение не может себе позволить уйти на заслуженный отдых). Представляется, что для государственных образовательных учреждений необходимы единые нормы расчета нагрузки как в кредитной системе, так и в часовом эквиваленте для прозрачности организации учебного процесса и мобильности 1111С. Сочетание финансового обеспечения, регулируемого государством по результатам работы вузов, с грамотной методикой расчета нагрузки обеспечит мотивированное отношение 1111С к работе, а значит, и повышение качества отечественного образования в рамках инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Билибин Д.П. О планируемом в Российском университете Дружбы народов эксперименте по переходу к «асинхронной» организации учебного процесса и использованию системы кредитов URL: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site2077/litml/media28753/l_bil.pdf (дата обращения: 13.02.2011).
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 03.12.2011 г.).
3. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В Караваева, E.H. Ковтун и др. М.: Университетская книга, 2010. 248 с.
4. Письмо Минобразования РФ от 28 ноября 2002 г. № 14-52-988ин/132.
5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. № 196 (ред. от 10.03.2009 г.).
6. Разъяснения разработчикам ООП при реализации ФГОС ВПО. Письмо директора Департамента государственной политики в образовании И.М. Ремореко от 13 мая 2010 г. № 03-956. URL: http://www.fgosvpo.ru /uploadfiles/mo/20110706155950.pdf (дата обращения: 23.12.2010).
7. Филиппович А.Ю. Кредитные системы в образовании: аспект автоматизации. М.: УМК по специальности НТО, 2005. 204 с.
A.B. ДЕМИН
Александр Вячеславович ДЕМИН — аспирант кафедры финансов СПбГУЭФ
В 2008 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — государственное финансирование инноваций.
^ ^ Ъ
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ*
Осознанием важности влияния инноваций на стратегическое развитие страны объясняется произошедший в последние десятилетия качественный переход от научно-технической к инновационной политике развитых государств. Если первая распространяется преимущественно на сфер)' создания нового знания, то вторая предполагает комплексный подход и распространяется на все стадии инновационного процесса, образуясь за счет объединения и интеграции научной, промышленной, экономической и образовательной политики.
Активные действия правительств ряда стран, являющихся в настоящее время признанными инновационными лидерами, по построению собственной модели инновационного развития заняли порядка двух десятилетий и относятся к 60-80-м годам XX в. (США — с начала 1960-х гг., Тайвань — с начала 1970-х гг., Израиль, Сингапур и Южная Корея — с начала 1980-х гг. и т. д.) [2]. Таким образом,
ГРНТИ 06.73.21 ©A.B. Демин, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.Е. Леонтьева.