УДК 37.037.1
11 2 Л.А.Ситак , Р.Г.Абрамян , Е.Г. Побережная
1 Филиал Ставропольского государственного педагогического института
в г. Железноводске, Россия 2ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум», Ставрополь, Россия
Реализация исследовательского развивающего потенциала
экологических экскурсий
Аннотация: В статье рассматриваются педагогические условия реализации развивающего потенциала экскурсий в природу, их роль в формировании экологической культуры, экологического мировоззрения обучаемых, их влияние на нравственное формирование личности.
Ключевые слова: экологические экскурсии, учебная экологическая тропа экологическая культура, экологическое воспитание
Экологические экскурсии проводятся, закрепляя экологические законы и понятия, изученные во время учебного процесса, обучаемые при этом имеют реальную возможность расширить свой практический опыт и знания, убедиться в правильности своей работы, или после консультации с педагогом изменить направление своей работы. Следует так планировать тематику экскурсионной работы, чтобы она способствовал более полному осознанию окружающей среды. Экскурсии - это посещение природных комплексов, культурно-природных памятников, форма и метод экологического образования и воспитания.
Экологические экскурсии вмещают в себя не только описание местности, знание о данной территории, но и получение эстетического удовольствия от созерцания природы, культурных памятников. Важную роль в экологических экскурсиях играет историко-культурная характеристика местности.
Экскурсии формируют основы экологического мировоззрения, этическую, эстетическую культуру на базе общепедагогических принципов обучения и воспитания, которые включают следующие составляющие: просвещение и организационную деятельность, способствующую закреплению знаний и преобразованию их в убеждения. Все элементы, которые составляют экскурсию, в разной степени влияет на нравственное формирование личности ребенка, так как формы и методы экологического воспитания обеспечивают целостное воздействие на личностные качества: разум, волю, чувства. Экскурсия содержит в себе и элементы оздоровления, досуговое, познание окружающего мира, коммуникации с окружающими людьми. Участие в новом виде деятельности позволяет организму перестраиваться на смену видов деятельности.
Социологические исследования показали, что важным в экскурсии является процесс познания окружающего мира, а следовательно процесс социализации личности, познания мира и воспитание на экскурсиях отличается от других видов с социализации тем, что оно осуществляется по средствам с пространственно -культурной средой, в которой входят и люди, их образ жизни,
В процессе работы обучаемые овладевают новыми для них методами работы, имеющие не только научное, но и прикладное значение (экологический
мониторинг с элементами игровой, занимательной экологии, паспортизация памятников природы).
Успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки экскурсовода и экскурсантов. Необходимо четко определить задачи экскурсии, поставить проблему, которую необходимо разрешить в ходе экскурсии, распределить задания по сбору материала между обучаемыми.
Важно подготовить обучаемых к экскурсии. Необходимо сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как следует вести наблюдение. Во вводной беседе следует ознакомить детей с маршрутом экскурсии, для их лучшего ориентирования на местности, и с требованием к проведению экскурсии.
Экскурсии имеют огромное значение и для обучаемых, и для самого педагога. Оказавшись вместе лицом к лицу с природой, они ясно ощущают свою обязанность натуралистов знать и понимать окружающий мир. Появляется понимание необходимости заниматься исследовательской работой. Связанной с развитием профессиональных умений и навыков: собирать гербарий, коллекции, работать с определителями, совершенствовать свои натуралистические умения, составлять маршруты экологической тропы, что, в общем, является одним из элементов формирования экологической культуры детей и подростков.
Одним из важных средств экологического воспитания является организация разнообразных видов деятельности обучаемых непосредственно в природной среде. Учебная экологическая тропа - специально оборудованный в учебно-воспитательных целях участок местности, на котором создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельности студентов в природе. Такие задания выполняются во время экскурсий и вне учебных занятий.
Маршрут экологической тропы прокладывается в таком направлении, чтобы на нем были представлены участки природного и антропогенного ландшафта. Это дает возможность изучать сравнительную характеристику естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать различные последствия такой деятельности [1].
Экологическую тропу могут посещать различные категории экскурсантов: педагоги, студенты; дети старшего дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста; родители.
Экологическая тропа посещается организованной группой под руководством экскурсовода.
Крайне важно, чтобы на тропе располагались познавательные объекты (формы рельефа, горные породы, обнажение почвы, различные жизненные формы растений, следы деятельности животных), просветительные объекты (местом для отдыха, транспортные дороги, сельхозугодия и др.) и предписывающие (правила поведения в природе, указатели на щитах, призывы).
Вдоль тропы можно устроить ботанические площадки с высаженными редкими растениями - эндемиками, устроить микро заказники для насекомых. Наиболее ценными экспонатами на учебной тропе являются памятники природы. Целью экологического воспитания является формирование высокого уровня
56
Humanitarian scientific journal №1, 2017
экологической культуры, что основывается на формировании экологического мировоззрения, которое предполагает функционирование системы жизненных ценностей, экологической этики и развитии экологической грамотности.
Библиографический список
1.Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2011.-172 с. («педагогический колледж - педагогический вуз»)
L.A.Sitak, R.G.Abramyn, E.G.Poberezhnaya
Implementation issledovatelskogo- developing potential ecological excursions
Abstract: The article examines the pedagogical conditions of realization of developmental potential excursions in the nature of their role in the formation of ecological culture, ecological outlook of students, their influence on the moral formation of the person. Keywords: ecological tours, educational nature trail ecological culture, ecological education