УДК 630(470.13) © А.А. Гибеж
Реализация инвестиционных проектов как инструмент трансформации территориальной структуры лесного комплекса
(на примере Республики Коми)
Рассмотрены отраслевые и территориальные особенности лесного комплекса Республики Коми. Проанализирована возможность использования реализации инвестиционных проектов как инструмента возможной трансформации территориальной структуры регионального лесного комплекса.
Лесной комплекс, инвестиционные проекты, территориальная асимметрия, Республика Коми.
Александр Анатольевич ГИБЕЖ
кандидат экономических наук,
зав. лабораторией биоресурсной экономики и социальной экологии Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения РАН
Лесной комплекс традиционно один из наиболее важных в экономике Республики Коми. По объему производимой продукции и количеству занятых он уступает только отраслям топливно-энергетического сектора. Еще большее социально-экономическое значение он имеет в районах лесосельскохозяйственной специализации, нередко являясь единственным представителем промышленного производства.
Изменение объемов производства основных видов лесопродукции в Республике Коми за последнее десятилетие в целом свидетельствует о позитивной динамике его развития, особенно в части производства продукции глубокой переработки (табл. 1).
По большинству видов продукции удалось превысить предкризисный уровень 1990 г., причем по выпуску фанеры и
Таблица 1. П
роизводство основных видов лесопродукции в Республике Коми
Продукция 1990 г. 1997 г. 2003 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. % к 1990 г.
Деловая древесина, млн. м3 19,1 3,9 5,0 5,1 5,0 5,5 28,8
Пиломатериалы, тыс. м3 2 483,3 674,0 637,6 703,5 741,1 868,5 35,0
ДСП, тыс. м3 330,9 99,8 295,1 265,3 370,5 420,1 127,0
ДВП, млн. м2 35,3 17,5 20,0 28,0 28,6 28,2 79,9
Фанера клееная, тыс. м3 107,0 73,1 249,2 321,6 325,7 324,6 303,4
Бумага, тыс. т 510,3 372,6 525,9 591,8 610,8 638,5 125,1
Картон, тыс. т 59,1 14,7 183,2 198,0 207,4 213,6 361,4
Целлюлоза тыс. т 342,9 269,2 505,6 544,9 551,5 550,3 160,5
картона весьма существенно. Только производство деловой древесины и пиломатериалов еще значительно отстает от него.
Рост объемов производства продукции глубокой переработки позволил существенно улучшить отраслевую структуру производства в лесном секторе республики. В 2007 г. на целлюлозно-бумажную отрасль пришлось 58,2% отгруженной продукции, деревообрабатывающую — 30,5%, а на лесозаготовительную — только 11,3%. Необходимо также отметить, что из республики практически не вывозится круглый необработанный лес. Таким образом, в отличие от многих других лесных регионов России, современный лесопромышленный комплекс Республики Коми имеет достаточно развитую высокотехнологичную структуру, в которой выделяются целлюлозно-бумажное и фанерное производство.
Что касается территориальной структуры лесного комплекса, то здесь наблюдаются значительные диспропорции в размещении основных перерабатывающих производств, что приводит к крайне неравномерному потреблению древесины в городах и районах. Так, в 2007 г. около 80% всей переработанной в республике древесины пришлось на город Сыктывкар, где размещены единственный в Коми целлюлознобумажный комбинат, фанерный завод и три самых крупных лесопильных предприятия. Другими относительно крупными потребителями древесины являются Усть-Вым-ский район, на территории которого в п. Жешарт размещается фанерный комбинат (9,6% потребления древесины), а также Княжпогостский район с заводом по производству древесноволокнистых плит в г. Емва (2,4%). В остальных муниципальных районах и городских округах потребление древесного сырья не превышает 2% и связано только с переработкой хвойного пиловочного сырья.
Если в целлюлозно-бумажном производстве концентрация потребления балансового древесного сырья имеет объективные причины, связанные с масштабом данного производства, то в лесопилении может быть более равномерное распределение. В то же время если в 1993 г. на Сыктывкар приходилось только 24,4% выпуска пиломатериалов в республике, то в 2007 г. — уже более 60%.
Среди негативных последствий территориальной асимметрии размещения перерабатывающих мощностей в лесном комплексе Республики Коми следует выделить два наиболее критичных.
Во-первых, происходит сужение экономической базы большого числа районов, которые традиционно связаны с лесной отраслью. Данная проблема усугубилась после того, как в последние полтора десятка лет значительно сократились объемы лесозаготовок, а также стала активно внедряться импортная лесозаготовительная техника, существенно снижающая потребность в трудовых ресурсах при заготовке древесины. Не случайно именно в лесозаготовительной отрасли произошло наиболее сильное сокращение числа занятых. В частности, по сравнению с 1996 г. общая занятость в лесозаготовительной отрасли в 2007 г. уменьшилась в 3,7 раза, при этом количество работников в деревообрабатывающей отрасли оставалось стабильным, а в целлюлозно-бумажном производстве снизилось на 38%. Таким образом, если в советское время лесозаготовительная отрасль могла обеспечить в районах достаточно мощную экономическую базу, то сейчас ее возможности в этом вопросе несопоставимо малы. Одним из последствий этого стало появление проблемы «лесных поселков», когда целый ряд населенных пунктов, традиционно связанных с лесозаготовками, остались без всякой
экономической базы, так что население некоторых из них необходимо переселять в другие места.
Во-вторых, концентрация потребления в нескольких населенных пунктах, причем в тех, вокруг которых не производится в крупных масштабах заготовка древесины, приводит к формированию нерациональной схемы перевозки круглых лесоматериалов и общей перегрузке автомобильных магистралей. Проблема осложняется тем, что в республике недостаточно развита железнодорожная сеть, а использование водных путей для транспортировки древесины, из-за существенного сокращения дноуглубительных и прочих подобных работ, с каждым годом становится все более проблематичным. Результатом стало то, что автомобильные дороги, ведущие к Сыктывкару, весьма сильно перегружены, увеличивается среднее расстояние перевозки лесоматериалов, что требует дополнительных единиц автотранспорта, а также водителей.
Таким образом, проблема территориальной асимметрии размещения перерабатывающих мощностей в лесном комплексе Республики Коми является одной из основных и ее необходимо решать в ходе его дальнейшего развития. Это позволит укрепить экономическую базу лесных районов и рационализировать сырьевые потоки.
Наиболее действенный инструмент решения указанной проблемы — реализация инвестиционных проектов по строительству новых перерабатывающих мощностей в лесных районах. Следует отметить, что в последние два года инвестиционная активность в лесном комплексе Республики Коми, как и в целом по России, заметно выросла. Этому способствовала общая экономическая стабилизация в стране, рост свободных финансовых средств, а также меры, принятые Правительством РФ. Среди них можно указать поэтапное повы-
шение вывозных пошлин на необработанную древесину и принятие Постановления №419 от 30.06.2007 г. «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», установившего ряд льгот по отпуску древесины проектам, которые получат статус приоритетных.
Рост активности потенциальных инвесторов в лесном комплексе Республики Коми был столь значителен, что в настоящее время региональные органы власти вынуждены отказывать новым инвесторам, поскольку «свободных» лесных ресурсов для возможной реализации проектов не осталось.
В Республике Коми сформировался следующий перечень основных перспективных инвестиционных проектов (табл. 2).
Из представленных перспективных проектов два связаны с развитием мощностей по выпуску целлюлозно-картонной продукции, три проекта предусматривают развитие плитного производства, в том числе освоение нового для республики вида плиты с ориентированной стружкой, семь нацелены на увеличение объемов лесопиления. По три проекта предполагается реализовать в производстве биотоплива и деревянном домостроении.
Таким образом, в случае реализации указанных проектов отраслевая структура лесопромышленного производства республики станет более диверсифицированной и эффективной, появятся новые сегменты, связанные с производством биотоплива и индустриальным деревянным домостроением. Лесопиление выйдет на качественно иной технологический уровень. Повысится его экономическая эффективность за счет обеспечения комплексности использования древесного сырья, предусматривающей фактически безотход-ность производства, и улучшения качества и ассортимента выпускаемой продукции.
Таблица 2. Перспективные инвестиционные проекты развития лесопромышленного производства Республики Коми до 2017 г.
Инвестиционные проекты Мощность
1. Расширение мощности Монди-СЛПК (проект «Степ»),
г. Сыктывкар
производство целлюлозы, тыс. т 190
производство бумаги, тыс. т 100
2. Завод ОСБ (проект «Сафвуд»), г. Сыктывкар
производство плит ОСБ, тыс. м3 404,4
3. Завод ДСП (проект «Сафвуд»), г. Сыктывкар
производство плит ДСП, тыс. м3 157
4. Лесопильный завод (проект «Сведвуд»), г. Микунь,
Усть-Вымский район
клееные изделия, тыс. м3 100
5. Домостроительный комбинат (проект «Сыктывкарский
промкомбинат»), г. Сыктывкар
производство комплектов домов, тыс. м2 40
6. Лесопильный завод (проект «Майер» на площадке
«Монди-СЛПК»), г. Сыктывкар
производство пиломатериалов, тыс. м3 500
7. Лесопильный завод (проект «Норвуд-СМ»), г. Сыктывкар
производство пиломатериалов, тыс. м3 150
8. Троицко-Печорский ЛПК (проект «Универсалстрой»),
п. Троицко-Печорск, Троицко-Печорский район
производство пиломатериалов, тыс. м3 450
производство целлюлозы, тыс. т 600
производство бумаги, тыс. т 280
9. Лесопильное производство (проект «ЦентрВудКом»),
п. Кебаньель, Усть-Куломский район
производство пиломатериалов, тыс. м3 390,5
производство комплектов домов, тыс. м2 16,8
фанера, тыс. м3 10,6
клееные изделия, тыс. м3 35,8
производство пеллет, тыс. т 40
10. Лесопильный завод (проект «Евразия»), п. Благоево,
Удорский район
производство пиломатериалов, тыс. м3 100
11. Пеллетный завод (проект «Печораэнергоресурс»),
п. Троицко-Печорск
производство пеллет, тыс. т 80
12. Пеллетный завод (проект «Альгирпеллетс»), с. Ношуль,
Прилузский район
производство пеллет, тыс. т 30
13. Расширение завода ДВП (проект «Вудвей групп»),
г. Емва, Княжпогостский район
производство пиломатериалов, тыс. м3 150
плиты МДВП и ТДВП, млн. м2 10
производство комплектов домов, тыс. м2 60
Однако если анализировать территориальный аспект реализации представленных проектов, то ситуация выглядит не столь радужной.
С одной стороны, целый ряд проектов предполагается реализовать в лесных районах, где имеется достаточно богатая лесосырьевая база. Наиболее актуальным среди таких проектов является формирование Троицко-Печорского лесопромышленного комплекса, в который войдут целлюлозно-бумажное и лесопильное производства. Это позволит создать еще один мощный центр переработки древесины, сопоставимый с Сыктывкаром. Важным для устранения территориальной асимметрии размещения перерабатывающих мощностей в лесном комплексе республики видится также строительство крупного лесоперерабатывающего производства в п. Кебаньель Усть-Куломского района. Оно будет работать не только на укрепление экономической базы одного из наиболее депрессивных в настоящий момент районов, но и на оптимизацию потоков древесного сырья, т. к. пиловочное сырье вывозится главным образом в Сыктывкар. Остальные проекты (лесопильный завод компании «Евразия», Удорский район, пел-летные заводы в Прилузском и Троицко-Печорском районах, лесопильный завод в Усть-Вымском районе), реализовать которые предполагается в лесных районах, хотя и менее масштабны, но также могут внести свой вклад в решение проблемы территориальной асимметрии.
С другой стороны, пять из тринадцати представленных проектов предполагается реализовать в Сыктывкаре. Если строительство домостроительного комбината, который будет перерабатывать пиломатериалы, не столь критично в свете рассматриваемой проблемы, то увеличение мощности целлюлозно-бумажного производства (проект «Степ» компании ОАО «Монди-СЛПК») вкупе со строительством
на его площадке самого крупного в республике лесопильного предприятия совместно с австрийской компанией «Mayer-Melnhof Holz Holding AG», а также появление двух новых плитных производств, развиваемых группой «Safwood», окажут негативное воздействие как на транспортные проблемы в регионе, так и на территориальные диспропорции в размещении перерабатывающих мощностей. В частности, в результате реализации указанных проектов потребление древесины в Сыктывкаре увеличится с 4,4 до 7,7 млн. м3.
Реализация такого большого количества проектов в Сыктывкаре обусловлена сложившейся институциональной и технологической структурой лесного комплекса. Собственникам существующих производств экономически более выгодно развивать их, чем строить новые производства в других местах. Снижение затрат идет в части проведения землеотводов и в части инфраструктурного освоения территории. Легче осуществлять управление производствами, локализованными в одном месте, а не разбросанными по территории. Немаловажным является и потенциально значительно более обширный рынок трудовых ресурсов Сыктывкара по сравнению с сельской местностью.
Следует отметить, что вероятность реализации проектов, связанных с Сыктывкарским промышленным узлом, в настоящее время значительно выше, чем проектов, которые планируются в лесных районах, фактически в чистом поле, с массой дополнительных социальных и инфраструктурных проблем. Так, реализация проекта «Степ» идет полным ходом — начались строительно-монтажные работы, активно ведутся переговоры по закупке оборудования. Завод по выпуску ДСП компании «Safwood» в начале 2009 г. должен
начать давать первую продукцию, а в рамках строительства производства плит OSB уже начаты строительно-монтажные работы по расчистке площадки и по некоторым закупается оборудование. Таким образом, рано или поздно данные проекты будут реализованы.
К сожалению, уверенности в реализации проекта по созданию Троицко-Печор-ского лесопромышленного комплекса и других проектов в лесных районах гораздо меньше. Необходимо практически с нуля создавать всю инженерную и социальную инфраструктуру, осуществлять достаточно масштабное дорожное строительство. Сложным является и кадровый вопрос. Для реализации всех проектов в той или иной степени придется завозить рабочую силу, т. к. местный рынок труда не способен будет удовлетворить потребности новых производств, особенно в части высококвалифицированных кадров. В то же время привлечение внешней рабочей силы проблематично из-за слабой социальной обустроенности периферийных территорий.
Следовательно, в настоящее время реализация перспективных инвестиционных проектов по развитию перерабатывающих мощностей в лесном комплексе Республики Коми скорее ухудшит, чем улучшит его территориальную структуру. Особенно отчетливо это будет заметно в среднесрочной перспективе, когда достаточно проработанные и уже реализуемые в Сыктывкарском промышленном узле инвестиционные проекты будут завершены, а проекты в лесных периферийных районах, в частности в Троицко-Печорском, в лучше случае еще только начнут реализовываться.
В складывающейся ситуации очевидно, что региональным органам власти необходимо прилагать дополнительные усилия
для успешного завершения инвестиционных проектов в лесных районах. Среди основных направлений этой работы можно обозначить следующие:
1. Лоббирование интересов данных проектов на федеральном уровне, в частности придания им статуса приоритетных инвестиционных проектов. Для особо крупных проектов (например, Троицко-Печорский лесопромышленный комбинат) необходима подготовка документов для их участия в финансировании через федеральный инвестиционный фонд, особенно в части развития магистральной инфраструктуры.
2. Приоритетное направление средств регионального бюджета на развитие объектов социальной инфраструктуры (ДДУ, школ, медицинских учреждений), а также дорожной сети в населенных пунктах, где планируется реализация инвестиционных проектов.
3. Разработка совместно с инициаторами проектов, местными органами власти программ по подготовке и привлечению рабочей силы на строительство и последующую работу на новых предприятиях.
Подводя итоги, можно зафиксировать основные моменты проведенного анализа.
При благоприятной отраслевой структуре производства в лесном комплексе Республики Коми одной из серьезных проблем является территориальная асимметрия размещения перерабатывающих мощностей. Это приводит к «экономическому опустыниванию» значительной части территории республики и формированию неоптимальных потоков древесного сырья от мест заготовки к пунктам переработки.
Проекты строительства новых перерабатывающих мощностей служат ключевым инструментом сглаживания территориальных диспропорций. Однако объективно более выгодные условия размещения новых производств в населенных пунктах с уже развитой переработкой пока приводят скорее к усилению территориальных диспропорций.
Инвестиционные проекты, осуществляемые в новых районах, требуют дополнительных мер по стимулированию их реализации со стороны региональных и федеральных органов власти, особенно в части развития социальной и транспортной инфраструктуры, а также привлечения трудовых ресурсов.