УДК 373.016:008 ББК 74.2 К 14
Казакова Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета: т.: (8343)3661429.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ АУДИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(рецензирована)
В статье представлена методика формирования аудиальной культуры учащихся младших классов. Рассмотрены основные компоненты методики, этапы и условия ее реализации. Раскрыты принципы, методы и формы аудиального развития младших школьников. Обозначено содержание тематических боков заданий, направленных на формирование основ аудиальной культуры учеников 1-4 классов в процессе освоения интегрированного учебного курса.
Ключевые слова: аудиальная культура, интегрированный курс, методика, принципы, методы, формы, младшие школьники.
Kazakova Svetlana Victorovna, Candidate of Pedagogics, associate professor of the Department of Music Education Institute of the Faculty of Music and Art Education of the Ural State Pedagogical University: tel: (8343) 3661429.
REALIZATION OF INTEGRATED APPROACH TO THE AUDIAL CULTURE OF PRIMARY
SCHOOLCHILDREN
(reviewed)
The article presents a method of forming the auditory culture of elementary school students. The main components of the methodology, the steps and conditions for its implementation have been considered. Principles, methods and forms of auditory development of younger students have been disclosed. The thematic content of the tasks aimed at establishing the foundations of the auditory culture of students in 1-4 grades in the process of learning an integrated curriculum has been denoted.
Key words: auditory culture, an integrated course, methodology, principles, methods, forms, younger students.
Поставленные в концепции «Наша новая школа» задачи по формированию у школьников целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии предполагают изменения в содержании образования. Ценностные ориентиры содержания начального образования, определяемые Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и общими представлениями о современном выпускнике начальной школы, включают в себя восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий [1]. Реализоваться такой взгляд на мир может только в подлинной интеграции содержания образования и объединении усилий учителей разных предметов.
Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.
Педагогическая интеграция представляет совокупность взаимосвязанных компонентов (субъекты, содержание, средства, методы, процессы), необходимых для создания организационного и целенаправленного педагогического влияния на процесс развития, обучения и воспитания целостной личности.
Интеграционные процессы в начальной школе выявляют проблему содержания интегрированного обучения. Содержание интегрированного обучения требует слияния учебных предметов при сохранении самостоятельности выполнения каждым из них своих функций, в силу чего достигается возможность формирования у младших школьников целостной картины мира при многообразии форм человеческой деятельности. Остается нерешенным вопрос о базовом учебном предмете, берущем на себя все задачи интегрированного обучения.
Одной из целей начального образования становится приобщение учащихся к культуре (этнической, региональной, мировой). У целостного поля культуры есть свои «измерения» -визуальное, пластическое, аудиальное. Они отчасти совпадают с референтными системами человека
(визуальной, аудиальной, кинестетической) и фиксируют доминанты восприятия окружающего мира (зрительную, слуховую, телесную).
В нашем исследовании мы обращается к одному из «полей» культуры - аудиальной культуре, которую мы понимаем как интегративное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, интерпретировать и передавать шумовую, звуковую, речевую и музыкальную информацию.
Формирование аудиальной культуры в процессе познания звуков окружающего мира происходит как стихийно, бессознательно, так и планомерно, в специально организованных условиях. В специально организованных условиях аудиальное развитие учащихся, формирование у школьников ценностного отношения к звукам и их сочетаниям стимулируется педагогами, учителями, воспитателями путем использования различных методов, приемов, средств и форм обучения.
Важная роль в формировании разных сторон аудиальной культуры личности школьника отводится таким дисциплинам общеобразовательного цикла как русский язык, иностранный язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка.
Одной из основных целей (социокультурная) изучения русского и иностранного языков является формирование коммуникативных компетенций учащихся, развитие устной и письменной речи, содержание курсов «Русский язык» и «Иностранный язык» включает такие важные для формирования аудиальной культуры разделы как «Фонетика», «Фонетика и графика», «Развитие речи».
В основе программы «Окружающий мир» лежит представление о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребенка и о взаимоотношениях в системе «человек - человек», «природа -природа», «природа - человек». Федеральный государственный образовательный стандарт ре-комендует в рамках изучения данных курсов обязательное знакомство со звуковой средой обитания человека, которое позволило бы расширить кругозор учащихся и способствовало бы формированию у них аудиальной культуры, однако, в образовательной практике это реализуется не в полной мере.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, которое проявляется в таких видах деятельности, как аудирование (слушание); чтение с соблюдением орфоэпических и интонационных норм чтения, участие в коллективном обсуждении того или иного текста; говорение (культура речевого общения).
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение таких важных для становления аудиальной культуры целей как: формирование основ музыкальной культуры
посредством эмоционального восприятия музыки; воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств; развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления, воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Не смотря на то, что формирование аудиальной культуры в общеобразовательной школе ведется по нескольким направлениям - в рамках изучения родного и иностранного языков, в ходе приобщения к музыкальной культуре и литературе и т.д., целостная система, интегрирующая различные учебные предметы и дающая полное представление о специфике звуковой среды отсутствует. Следовательно, важным в процессе формирования аудиальной культуры младших школьников является внедрение в учебно-воспитательный процесс специально разработанного курса, который бы позволил синтезировать знания учащихся, полученных на разных дисциплинах в общеобразовательной школе, расширить и углубить их за счет включение ребенка в различные виды художественно-творческой деятельности, а также сформировать у учеников целостное представление о звуковом мире.
В основу разработки учебного курса «В мире волшебных звуков», направленного на формирование аудиальной культуры младших школьников, легли три концептуальных идеи:
1. Аудиальная культура позволит адаптироваться учащимся к окружающей звуковой среде.
2. Аудиальная культура сформирует ценностное отношение к звукам и их сочетаниям, что позволит на более высоком уровне осуществлять деятельность по развитию звуковой, речевой и музыкальной культуры школьников.
3. Формирование аудиальной культуры средствами различных видов искусств будет способствовать формированию целостной картины мира у учащихся начальной школы, развитию их художественного и эстетического вкуса.
Обозначенные позиции позволили выделить и сконцентрировать свое внимание на 3 -х основополагающих принципах реализации курса.
1. Принцип учета ведущей сенсорной системы - аудиальной, визуальной, кинестетической.
2. Принцип интеграции, который представляет высшую форму межпредметных связей.
3. Принцип полихудожественности, который заключается в использовании различных видов и жанров искусства в процессе обучения и воспитания детей.
Реализация авторского курса должна осуществляться посредством специально разработанной методики, включающей четыре основных компонента: 1) целевой компонент, который включает цель, принципы, задачи, мотивы, которыми руководствуется преподаватель и учащиеся при формировании аудиальной культуры (в частности, - обеспечение с помощью методики положительной динамики изменения мотивации учения, формирование представлений о роли звуковой среды в жизни человека и человека в гармонизации звуковой среды, повышение интереса учащихся к различным видам искусства, отображающих в художественной форме звуковую действительность, развитие аудиальных способностей, в основе которых лежит стремление не только «слушать», но и «слышать» окружающий мир); 2) содержательный компонент, в основе которого лежит предметное содержание учебного курса (всего учебный курс включает восемь тематических блоков - «Шумы, звуки, музыка, которые нас окружают», «Шумы, звуки, музыка, которые живут у меня дома», «Шумы, звуки, музыка, которые мы можем услышать в городе», «Шумы, звуки, музыка, которые можно встретить в деревне», «Шумы, звуки, музыка природы», «Шумы, звуки, музыка подводного царства», «Шумы, звуки, музыка космоса», «Шумы, звуки, музыка, которые живут в мифах, легендах и сказках»; 3) методический компонент, который представляет совокупность методов, приемов, форм и средств обучения, обеспечивающих успешную реализацию содержательной части методики; 4) аналитико-рефлексивный компонент, который направлен на измерение уровня аудиальной культуры учащихся и включает такие методы диагностики как тестирование, опрос, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся.
Разработанная нами методика включает четыре этапа. Каждый из этапов имеет свои специфические задачи, успешное решение которых зависит от выбора методов и приемов обучения, а также выбора форм организации учебной деятельности учащихся.
В задачи первого - адаптационного - этапа, входит: 1) формирование мотивации к индивидуальной и совместной деятельности на уроках; 2) работа над развитием ценностного отношения к звукам окружающего мира; 3) формирование коммуникативных умений и музыкальных способностей младших школьников.
Содержательная часть формирования аудиальной культуры младших школьников на первоначальном этапе реализации методики включает знакомство детей с многообразным миром шумов и звуков - звуки живой и неживой природы, звуки слышимые и неслышимые, звуки позитивно и негативно влияющие на здоровье людей, звуки речевые и музыкальные, звуки, которые можно представить линией, цветом, пластикой и т.д.
Педагогический инструментарий формирования аудиальной культуры учащихся начальной школы на данном этапе состоит из таких универсальных методов и приемов работы как методы организации коллективной творческой деятельности школьников, направленные на освоение звуковой среды; создание ситуаций совместного поиска, стимулирования творческих способностей через поощрение активности и инициативы; создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний, ситуаций новизны и актуальности; анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в деятельности; организация дискуссии; диалог.
Задачами второго - развивающего - этапа методики являются: реализация авторской программы, содержание которой дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, а также использование специальных методов и приемов, которые позволяют аккумулировать знания и умения, полученные на разных дисциплинах общеобразовательного цикла, в творческой форме развить первоначально приобретенные слуховые, речевые, вокально-хоровые навыки.
К методам формирования аудиальной культуры учащихся младших классов на втором этапе реализации методики мы отнесли: проблемный и частично-поисковый методы обучения; метод слуховой наглядности, метод пластического интонирования, метод музыкальной импровизации, метод сопереживания, методы аудиального развития - мелодического, ритмического, тембрового, вербального, пластического, графического фантазирования. Успешную реализацию методики на данном этапе обеспечивает включение в занятия специально разработанных приемов обучения -прием «включения» учащихся в звуковую среду, прием звуковой импровизации, прием звукового сотворчества, прием гармонизации окружающей звуковой среды.
Третий этап методики - творческий - направлен на постижение учащимися звуковой среды посредством различных видов искусств - литературы, музыки, живописи. На данном этапе школьники знакомятся с произведениями музыки, литературы и живописи в которых в
художественной форме запечатлена звуковая среда, со средствами художественной выразительности различных видов искусств (находят сходство и различия в средствах художественной выразительности при передаче одного и того же художественного образа), учатся свободно оперировать средствами различных видов искусств при создании художественного образа или продукта, отражающего те или иные компоненты звуковой среды.
В процессе проведения третьего этапа важными становятся следующие методы и приемы: проблемный и частично-поисковый методы обучения, метод установления ассоциативных связей между музыкальными и зрительными образами, метод слуховой наглядности, метод пластического интонирования, метод создания художественного контекста, методы речевой и музыкальной импровизации, метод сопереживания, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод интерпретации художественных произведений.
Кроме методов, приемов и форм, рекомендуемых к использованию при реализации авторского курса, методический компонент методики включает комплекс специально разработанных заданий, который позволяет сформировать у младших школьников положительное отношение к учению как познанию, развивает познавательный интерес к звуковой среде, способствует развитию речи и музыкальных способностей учащихся, формированию их художественного вкуса, учит их стремиться к самостоятельному поиску нужной информации, преодолевать затруднения, внимательно относиться к предметам и явлениям окружающей действительности, обогащает жизненный и аудиальный опыт детей.
Данные задания сгруппированы в тематические блоки, которые имеют сквозное развитие и могут быть использованы в процессе проведения любого занятия, не нарушая основных принципов построения учебной программы курса. Всего задействовано четыре блока заданий аудиального развития учащихся: блок умственной ориентировки, или «Интеллектуальная зарядка», блок аудиального развития, или «Звуковое включение», блок развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, или «Эмоциональный калейдоскоп» и блок творческой направленности, или «Творческий марафон».
Четвертый этап методики - аналитико-рефлексивный - направлен на выявление уровня аудиальной культуры учащихся, а также корректировку педагогической деятельности для достижения соответствующего цели результата. Он включает следующие методы диагностики -тестирование, опрос, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся.
При реализации каждого этапа разработанной нами методики следует использовать как традиционные формы проведения занятий, так и инновационные - урок-концерт, урок-спектакль, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-фантазия, интегрированные уроки и др., которые стимулируют интерес учащихся к дисциплинам художественно-эстетического цикла и спецкурсу (в частности), способствуют развитию у школьников более внимательного отношения к звуковой среде.
Таким образом, формирование целостной картины мира - главная цель начального образования. Реализация данной цели требует интеграции дисциплин общеобразовательного цикла.
Важную роль в процессе формирования целостного представления учащихся о мире играет аудиальная культура. Условием формирования аудиальной культуры школьников является внедрение в образовательную систему специально разработанного курса «В мире волшебных звуков», в основе которого лежат: принцип учета ведущей сенсорной системы ребенка - аудиальной, визуальной, кинестетической; принцип интеграции, который представляет высшую форму межпредметных связей; принцип полихудожественности, который заключается в использовании различных видов и жанров искусства в процессе обучения и воспитания детей; а также методы художественного образования - метод установления ассоциативных связей между музыкальными и зрительными образами, метод слуховой наглядности, метод пластического интонирования, метод создания художественного контекста, метод импровизации, метод сопереживания, метод моделирования художественно-творческого процесса.
Учебный курс формирования аудиальной культуры младших школьников и методика его реализации позволяют: аккумулировать знания учащихся о звуковой среде, полученные на различных дисциплинах общеобразовательного цикла, расширить и углубить их за счет включение ребенка в различные виды художественно-творческой деятельности, а также сформировать у школьников целостное представление о звуковом мире.
Успешность реализации методики учебного курса по формирования аудиальной культуры школьников зависит от обращения к различным видам искусств, которые способствует целостному восприятию мира через многообразие его художественных образов и позволяют развить эстетическое отношение к звуковой среде.
Литература:
1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://college.ru/pedagogam/-
450/468/474/476/
References:
1. The program of spiritual and moral development and education of students at the primary level of general education [electronic resource]. URL: http://college.ru/pedagogam/450/468/474/476/