научно-исследовательская деятельность
Дипломные проекты представляются на различные конкурсы. Например, дипломный проект на тему «Внедрение комбинированной выработки тепловой и электрической энергии в котельной п. Чистогорский», выполненный С. Ю. Сухановым, получил диплом 2-й степени на региональном конкурсе и диплом 1-й степени на всероссийском конкурсе «Лучший диплом-
ный проект», проводимом Ассоциацией учебных заведений металлургического комплекса.
Постоянная связь с работодателями, с выпускниками позволяет отслеживать карьерный рост выпускников. Наши выпускники — молодые специалисты — продолжают заниматься исследовательской работой, достигают высоких карьерных результатов.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И. Н. рубакова, заместитель директора по учебно-методической работе, преподаватель Юргинского техникума агротехнологий и сервиса
Еще несколько лет назад на вопрос, какой специалист ценится на рынке труда, отвечали: тот, кто является профессионалом в своем деле.
Сейчас на этот же вопрос отвечают по-другому. Быть профессионалом в своем деле недостаточно. Самый надежный способ стать успешным на рынке труда — это необычная карьерная траектория, развитие междисциплинарных профессиональных компетенций, выбор специальности на стыке профессиональных областей.
Педагогический коллектив Юргинского техникума агротехнологий и сервиса понимает новые потребности общества, и поэтому педагоги стремятся дать студентам возможность проявлять себя не только в отдельных науках и сферах, но и на их стыке. Этому способствует реализация интегративного подхода в образовательном процессе.
Интеграция — это объединение, слияние, сплочение. Существуют различные формы обучения с интегративным подходом: интегрированный курс, интегрированный урок, интегрированная внеурочная деятельность. Из названных форм именно внеурочная деятельность дает широкие возможности реализации принципа интеграции, т. к. она не скована жесткими рамками требований стандартов, темы, отведенным временем и т. д. Также внеурочная деятельность
позволяет избежать трудностей, возникающих при организации учебного процесса: отсутствие учебно-методического комплекса, недостаточная компетентность педагогов в вопросах, относящихся сразу к нескольким сферам.
Наиболее эффективно и разнообразно интегрированная внеурочная деятельность может реализовываться через образовательные проекты, учебные исследования. К исследовательской работе студенты ЮТАиС привлекаются уже на 1-м курсе.
Одной из задач начального периода обучения в ОО СПО является формирование общей компетенции «понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес». Но трудность заключается в том, что на 1-м курсе студенты преимущественно изучают общеобразовательные дисциплины, средствами которых сложно добиться развития интереса к профессии. И полноценную интеграцию непосредственно в учебном процессе провести невозможно, т. к. профессиональный цикл практически не изучается. А внеурочная деятельность такие возможности дает.
Для проведения учебных исследований преподаватели общеобразовательных дисциплин предлагают профессионально направленные темы, которые могут вызвать устойчивый интерес к профессиональной деятельности, но при этом могут быть раскрыты без глубоких профессиональных познаний. Примером может служить исследовательская работа «Автомобиль — друг или враг?», которую выполняли студенты по специальности «механизация сельского
8
«образование. карьера. общество» № 1 (60) 2019
хозяйства». Цель этого исследования — изучить влияние автотранспорта на окружающую среду городов Юрга и Тайга, описать связанные с этим экологические проблемы. Для выполнения данного исследования, кроме привлечения материала общеобразовательных дисциплин «Физика» и «Химия», необходимо было изучить состав выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей, нормы токсичности, пути уменьшения токсичности выхлопов, что является содержанием профцикла. К тому же в рамках исследования студенты встречались и беседовали с инспекторами ГИБДД по вопросам технического состояния автомобилей, качества топлива и др.
Интегрировать в исследовательской работе можно техническую профессию и гуманитарную дисциплину. Пример — поисково-исследовательская работа «Дорогами истории», в которой студент по профессии «автомеханик» исследовал историю памятника автомобилю ЗИС-5, установленного напротив цеха № 70 Юргинского машиностроительного завода. В ходе работы он изучил технические характеристики и конструкцию машины, рассказал об особенностях ее эксплуатации и о роли этих машин в военной и послевоенной истории страны, об истории конкретной машины, водруженной на пьедестал: кто, когда и как ее нашел, восстановил. Таким образом, в этом исследовании соединились вопросы истории страны и устройства автомобиля.
Интересный пример интеграции технической профессии и гуманитарной дисциплины — исследование «Неформальное общение водителей» (на стыке русского языка и профессионального цикла по профессии «автомеханик»). Студент работал над этой темой в течение двух лет. Сначала он изучил невербальные знаки, которые подают водители во время движения, чтобы лучше понять друг друга: жесты, звуковые и световые сигналы автомобиля. Следующим этапом исследования стало изучение жаргона водителей и автомехаников. Чтобы разобраться в этом вопросе, студент рассмотрел особенности русской лексики с точки зрения ее употребления, закономерности переноса значений слов — это содержательное поле дисциплины «Русский язык». В работе были представлены особенности конструкции автомобиля, некоторые правила дорожного движения. В целом работа получилась очень глубокой и содержательной, что оценило жюри региональной студенческой научно-практической конференции «Развитие творческой деятельности обучающихся в условиях непрерывного многоуровневого и много-
профильного образования», где автор работы занимал 1-е место два года подряд.
В исследовательской деятельности студентов может также осуществляться интеграция обучающих и воспитательных целей. Так, исследования «Российские ученые — лауреаты Нобелевской премии» и «Сотвори будущее» (о научных открытиях современных российских физиков и их использовании в промышленности, медицине, быту и других сферах) реализуются одновременно в рамках изучения физики и программы патриотического воспитания обучающихся, т. к. целью этих работ, кроме непосредственно учебной, является формирование интереса и уважения к прошлому и настоящему России, ее вкладу в развитие человечества и мировую культуру.
Интегративный подход реализуется также в объединении научной мысли и повседневной практической жизни. Проведение этих исследований — очень продуктивный метод формирования мотивации к изучению учебных дисциплин.
Одна из таких работ выполнена студентками по специальности «товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», и даже называется она оригинально: «Физика в жизни девушки». Цель работы — выяснить, как физические знания могут помочь девушкам улучшить их внешний вид. В работе приводятся примеры использования оптических иллюзий для привлечения внимания, уменьшения/увеличения вертикали. Эти знания помогают правильно нанести макияж и подобрать одежду. Автор работы дает рекомендации по выбору солнцезащитных очков, косметических процедур — и все это на основе анализа физических характеристик.
Самый распространенный подход — интеграция в исследовательской и проектной деятельности содержания дисциплин одного профиля. Исследовательская работа «Что в имени тебе моем?» — интеграция ономастики (раздела русского языка, изучающего имена собственные) и истории России. В работе открывается тесная взаимосвязь исторических процессов и явлений и так называемой моды на имена, рассказывается о влиянии значимых исторических событий — от крещения Руси до научно-технической революции — на выбор родителями имен для своих детей.
Многие современные сферы деятельности человека появляются именно на стыке профессий, наук, областей знаний и т. д. В качестве примера можно привести мерчендайзинг — комплекс мероприятий, производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или
иного товара, марки, вида или упаковки. Это комплексный вид деятельности, в котором интегрируется и психология, и рекламные технологии, и маркетинг, и основы товароведения, и технология организации торговли. Три года назад студентки по профессии «продавец, контролер-кассир» провели исследование технологии мерчен-дайзинга в магазинах города Юрги, сравнив две известные торговые фирмы с точки зрения того, какие именно технологии и правила используются в этих магазинах.
Исследование оказалось достаточно объемным и содержательным, заинтересовало всех преподавателей, осуществляющих профессиональную подготовку по данному направлению. И при внесении изменений в ППКРС по этой профессии было решено ввести в вариативную часть учебного плана общепрофессиональную
дисциплину «Основы мерчендайзинга», которая в данный момент ведется в группах 3-го курса.
Итак, достоинствами интегративного подхода в исследовательской деятельности обучающихся являются:
• расширение горизонтов в преподавании «собственного» предмета: преподаватель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его связь с другими науками;
• стимул к поиску новых методических форм взаимодействия педагога с обучающимся;
• формирование, развитие и воспитание личности с учетом ее познавательных намерений, способностей и возможностей;
• безграничные возможности для развития интеллектуального творческого мышления;
• возможность более активного применения знаний на практике.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Л. Н. Скрыпник, преподаватель Кемеровского коммунально-строительного техникума имени В. И. Заузелкова
Современному обществу требуются специалисты, способные творчески подходить к решению различных задач, обладающие нестандартным мышлением. Такой специалист стремится к расширению и углублению знаний, развитию профессиональных навыков, освоению новых сфер деятельности [1. с. 124]. Поэтому овладение навыками исследовательской деятельности обучающимися становится важным показателем готовности к профессиональной деятельности.
Целью исследовательской деятельности является создание условий, при которых обучающиеся: самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление [5, с. 75].
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на занятиях по биологии, обеспечивает
большие возможности для исследовательской деятельности обучающихся. На учебных занятиях формы исследовательской деятельности могут быть следующими: урок-исследование, лабораторный урок, урок-диспут, урок-конференция урок-защита исследовательских проектов и т. д.
На уроке-исследовании по теме «Доказательства эволюции» учебная группа делится на три научные лаборатории, которые согласно полученным инструктивным карточкам проводят учебно-поисковые исследования в течение определенной части урока. Преподаватель наблюдает за работой групп и при необходимости оказывает им консультативную помощь. По истечении отведенного времени проводится блиц-конференция. Представители научных лабораторий рассказывают о результатах своей работы. Такой отчет способствует ответ-