Научная статья на тему 'Реализация инноваций учебного процесса высшей школы'

Реализация инноваций учебного процесса высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / TRAINING FOCUSED ON COMPETENCE / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / THE SUBJECT-ACTIVE MAINTENANCE OF FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева Татьяна Ильинична, Ноздрачева Татьяна Михайловна, Добровольская Татьяна Александровна

В статье рассмотрены аспекты реализации инновационных образовательных технологий в высшей школе, предложена структура перевода учебного процесса на инновационный путь.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтьева Татьяна Ильинична, Ноздрачева Татьяна Михайловна, Добровольская Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article are considered aspects to realization innovation educational technology in high school, is offered structure of the translation of the scholastic process on innovation way.

Текст научной работы на тему «Реализация инноваций учебного процесса высшей школы»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ЛЕОНТЬЕВА Т.И., НОЗДРАЧЕВА Т.М., ДОБРОВОЛЬСКАЯ Т.А.

В статье рассмотрены аспекты реализации инновационных образовательных технологий в высшей школе, предложена структура перевода учебного процесса на инновационный путь.

In article are considered aspects to realization innovation educational technology in high school, is offered structure of the translation of the scholastic process on innovation way.

Наиболее важные события последних лет в жизни высшей школы России связаны с разработкой и началом реализации нового, уже третьего поколения образовательных стандартов. Теперь это федеральные государственные образовательные стандарты.

Реформы в области совершенствования структуры подготовки кадров и содержания образования не ограничиваются только введением новых образовательных стандартов, хотя, действительно, эти документы по своей сути и наполнению кардинально отличаются от первых двух поколений ГОС. Введение новых стандартов, построенных в компетентностном формате и регламентирующих не содержание образования, а требования к структуре, результатам освоения основных образовательных программ и условиям их реализации, дающих вузам невиданные доселе свободу в формировании своих образовательных программ с учетом запросов работодателей и возможность построения гибких, модульных учебных планов, все это влечет практически полное изменение нормативных документов, определяющих деятельность вузов от организации приема абитуриентов до итоговой аттестации выпускников [1].

В этот переходный период на каждом ВУЗе лежит огромная ответственность в выборе оптимального пути по проектированию образовательных программ, реализующих требования новых законодательных норм и стандартов 3-го поколения. Каждому преподавателю высшей школы необходимо разобраться в сложившейся ситуации и максимально вооружиться методами и инструментарием для эффективной реализации компетентностно-ориентированного обучения студентов. Возрастает роль профессионального академического сообщества в разработке образовательных стандартов, их сопряжении с профессиональными стандартами, построении таких образовательных программ вузов, которые позволяли бы учитывать меняющееся требования работодателей, бурное развитие науки и техники, использовать современные чрезвычайно разнообразные и эффективные образовательные и в том числе информационные технологии в учебном процессе. Вузам предстоит реально воплощать в жизнь все образовательные новации последнего времени. Руководители вузов, их учебно-методических подразделений, преподаватели в первую очередь являются разработчиками содержательных аспектов новых образовательных стандартов, а также реализуют эти идеи в учебном процессе.

Основная цель модернизации - привлечь каждого студента к активному индивидуальному управлению своим компетентностным развитием. Достижение ее становится возможным благодаря непрерывному мониторингу различных составляющих компетенции на основе объективной и доступной информации. Это можно осуществить за счет введения сквозного (с первого по последний семестр) наддисциплинарного общепрофессионального курса, выполняющего две основные функции:

— развитие общенаучных способностей и профессиональных навыков всех студентов путем выполнения ими индивидуальных творческих работ с элементами исследования под руководством преподавателей (для старшекурсников) и старшекурсников (для студентов младших

курсов) при координирующей роли преподавателя наддисциплинарного курса;

— регулярное привлечение внимания студентов к данным мониторинга их научной и внена-учной деятельности в сфере науки, культуры, труда, спорта, общественной активности (сопоставительный анализ результатов, советы, стимулирование соревновательных мотивов, разработка портфолио).

Вести наддисциплинарный общепрофессиональный курс целесообразно преподавательскому коллективу, который за счет распределения функций между участниками, четкого взаимодействия, имеет возможность ограниченными силами охватить весь студенческий контингент. В преподавательский коллектив входят:

— научный руководитель компетентностного развития студентов данного направления. В сферу его деятельности входят все студенты, обучающиеся в данный момент по конкретному образовательному направлению. Как правило, это заведующий выпускающей кафедрой, председатель методической комиссии направления подготовки;

— преподаватель-модератор курса. Его деятельность распространяется на всех студентов потока (например, второго курса), обучающихся по конкретному образовательному направлению. Желательно, чтобы это был преподаватель выпускающей кафедры;

— индивидуальные научные руководители. Сферой их деятельности являются несколько студентов (в среднем от трех до пяти), выполняющие индивидуальные работы с элементами исследования по предложенной ими по согласованию с преподавателем потока тематике. Ими могут быть преподаватели, аспиранты и студенты магистратуры выпускающей кафедры, а для студентов младших курсов - старшекурсники или преподаватели естественнонаучных кафедр (математики, физики, химии и пр.);

— руководитель внеучебной деятельности студентов. В его ведении, как и научного руководителя направления, находятся все студенты, обучающиеся в данный момент по конкретному образовательному направлению. Это заместитель декана по воспитательной работе или ответственный за воспитательную работу на выпускающей кафедре.

Выпускающая кафедра по-настоящему начинает играть роль главного действующего лица, беря на себя основную ответственность за проведение компетентностно-ориентированной политики. При переходе от традиционного к предметно-деятельностному содержанию образования необходимо повышение квалификации научно-педагогических кадров по тем направлениям, которые связаны с модернизацией образовательной отрасли. Этими направлениями являются: новое содержание образования; новые формы организации учебного процесса; новые методы работы; новые образовательные технологии.

Переход к деятельностному содержанию, технологиям обучения, активизирующим самостоятельную работу обучающихся, предъявляет совершенно новые для большинства преподавателей требования к их взаимодействию со студентами ВУЗа. Уже сейчас в передовой практике ВУЗов выделяют позиции преподавателя, которые при переходе на новые стандарты и программы, заключаются главным образом в сопровождении и поддержке деятельности студента. Это три основные модели: педагог-консультант, педагог-модератор, педагог-тьютор [2].

Таким образом, существенно изменяются функции преподавателя вуза. Преподавателю придется перерабатывать содержание программ и учебно-тематических планов, разрабатывать новую систему оценки и контроля, согласовывать свою деятельность с преподавателями других предметов, перестраивать на новой основе свое взаимодействие со студентами.

Изменения необходимо осуществить и в структуре управления образовательным процессом. Структура должна быть гибкой, быстро реагировать на все происходящие изменения внутреннего и внешнего характера

Образовательная программа, целью которой является формирование профессиональных и универсальных компетенций студентов, будет нуждаться в наличии органов для выполнения

таких новых функций, как:

— координации и интеграция деятельности предметных кафедр и их преподавателей для обеспечения формирования компетенций, образующихся на межпредметном уровне;

— распределение задач по формированию универсальных компетенций между преподавателями разных факультетов и кафедр;

— разработка согласованных с другими предметами по содержанию и времени учебнотематических планов;

— разработка инновационных вариантов расписаний и графиков занятий студентов для асинхронной системы организации учебного процесса;

— организация разработки новых учебно-методических комплексов для обеспечения формирования заданных компетенций;

— разработка нового содержания, а также форм и методов проведения текущего и итогового контроля по проверке уровня сформированности компетенций.

Реализация инновационной образовательной программы, нацеленной на формирование компетенций, вступает в противоречие с существующими организационными структурами управления ВУЗами, основным исполнительским структурным подразделением которых являются факультеты и их предметные кафедры. Предметные кафедры факультетов в действующей структуре несут ответственность лишь за формирование узких предметных компетенций. В гораздо меньшей степени они заинтересованы в формировании универсальных и профессиональных компетенций, которые образуются на междисциплинарном уровне за счет интеграции предметов и их отдельных разделов. Организация учебного процесса в современных условиях носит дискретный характер, нет обратной связи между уровнем подготовки студента и работой преподавателя. Европейский и отечественный опыт нововведений в образовательную деятельность показывает, что самым главным фактором, обеспечивающим успешность нововведения, является морально-психологический климат организации. Необходимо влиять на систему культуры профессионального общения, формировать команду единомышленников и только потом совершенствовать содержание работы и структуру организации.

Об щеобразо вательн ы е кафедры по циклам

Гуманитарный цикл Экономический цикл Математикоинженерный цикл

Выпускающая кафедра

Научнообразовательный центр «Региональное развитие индустрии моды

Профессиональное сообщество

Предприятия отрасли

Научно-

производственная

лабооатсюия

Научно-методическая комиссия по организации и контролю качества учебного процесса

Разработка матриц соответствия компетенций и дидактических единиц дисциплин

Разработка рабочих программ дисциплин

Разработка схемы последовательности учебного процесса по модульному принципу

Анализ ресурсного обеспечения учебного процесса

Разработка междисциплинарных проектноучебных и проектно-производственных заданий для каждого курса подготовки

Апробация и введение в учебный процесс

Оценка достигнутого уровня компетенций

Разработка корректирующих мероприятий по совершенствованию учебного процесса

Рисунок 1. Структура процесса перехода обучения на инновационный путь

В целях достижения больше интеграции образовательного процесса необходимо создавать новые структурные единицы. Но при этом, прежняя структура организации учебного процесса не разрушается, а естественным образом развивается и переходит из линейнофункциональной в матричную. На кафедре дизайна и технологии изделий легкой промышленности Юго-Западного государственного университета разработан план перехода к реализации образовательных стандартов третьего поколения.

Рекомендуемая структура процесса перевода организации учебного процесса на инновационный путь представлена на рисунке 1.

Таким образом, координирующая роль в управлении и организации образовательным процессом по направлению подготовки должна принадлежать выпускающей кафедре. Это не только разработка и проведение наддисциплинарного общепрофессионального курса, но и научно-

методическая координация межпредметных связей, проектно-деятельностных, компетентност-но-ориентированных образовательных технологий.

Работа выполнена в рамках Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы».

Библиографический список:

1. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. С.В. Коршунова. - М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 212 С.

2. Афанасьева Т.П., Караваева Е.В., Канукоева А.Ш., Лазарев В.С., Немова Т.В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. М.: Издательство Московского государственного университета, 2007, -108 С.

Ключевые слова: компетентностно-ориентированное обучение, инновационные образовательные технологии, предметно-деятельностное содержание образования.

Keywords: training focused on competence, innovative educational technologies, the subject-active maintenance of formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.