УДК 378
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ
А.И. Попов
Центральная группа управления Всероссийской студенческой олимпиады, Кафедра «Техника и технологии машиностроительных производств», ТГТУ
Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым
Ключевые слова и фразы: инновационная политика; креативность; олимпиадное движение студентов; творческая компетентность специалиста.
Аннотация: Рассмотрены теоретические и методические аспекты организации инновационной деятельности в университете с использованием системы олимпиадного движения студентов как способа формирования творческой компетентности специалиста, разработана структура управления олимпиадным движением в техническом университете.
Приоритетной для современного этапа развития общества является организация в рамках технических университетов инновационно-технологических центров, которые используя уже существующие и разрабатывая новые знания, технологии, оборудование, обеспечивают создание эффективных производств и развитие региональной экономики. Важнейшим направлением деятельности таких центров становится активное участие в организации подготовки конкурентоспособных специалистов для реализации инновационных проектов. Учебное заведение, используя творческий потенциал инновационных центров, должно обеспечить профессиональный рост и личностное развитие человека через развитие его креативности.
Выпускник конкурентоспособного вуза - это специалист, осуществляющий профессиональную деятельность на высоком уровне, сознательно изменяющий и развивающий себя в трудовом процессе, вносящий индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности, умеющий разрабатывать творческие конкурентоспособные решения проблемных ситуаций и организовывать творческую деятельность в коллективе в условиях экстремального внешнего воздействия.
Необходимо отметить, что часто образование выполняет конформистскую функцию по отношению к обществу. Социальный заказ общества определяет, какой деятельностью должен заниматься человек после окончания учебного заведения для удовлетворения потребностей этого общества, при этом сам человек не всегда удовлетворяет потребность в самоактуализации и реализации творческих устремлений. Задача учебного заведения не только обеспечить кадрами инновационные предприятия и организации, но и создать условия для более адекватного осознания молодым человеком путей своего личностного и профессионального развития в период обучения в вузе, повышения собственной психологической устойчивости, саморегуляции, самоорганизации и творческого саморазвития.
Оптимизация процесса развития креативности специалистов инновационной сферы предполагает учет особенностей проявления творческих качеств высококреативных участников и создание условий для их полной реализации, поскольку степень актуализации креативного потенциала обучающихся со средними показателями в основном зависит от внешних условий организации творческого процесса, деятельности лидеров, и характера межличностных отношений в группе. Суть деятельности преподавателя заключается в такой организации профессиональной, творческой и учебно-воспитательной работы, которая позволит, прежде всего, увидеть в обычных, «средних» студентах творческие личности, выделить их наиболее развитые способности и создать режим наибольшего благоприятствования, т. е. не только не мешать развитию внутренних резервов, но и способствовать выявлению специфики креативного потенциала личности с помощью включения в различные виды профессионально- и социально-ориентированной деятельности.
Олимпиадное движение, будучи синтетическим видом творческой деятельности, где совместный поиск личностно-значимых знаний, определение своего места в системе конкурентной борьбы подчинены главному - раскрытию и развитию внутреннего потенциала личности - открывает совершенно новые возможности для развития творческой компетентности специалиста во всей ее глубине и многогранности.
Олимпиадное движение позволяет удовлетворить потребность «быть личностью», т.е. решить противоречие между необходимостью «быть как все» и стремлением студента к максимальной индивидуализации, способствует культивированию в студенте тех его индивидуальных свойств, которые соответствуют целепо-лаганию данного образовательного пространства.
Накопленные факты, наблюдения отдельных педагогов, данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями, позволяют предположить, что участие студента в творческой деятельности в процессе подготовки к олимпиадам и решении творческих профессиональных задач благотворно сказывается на развитии как интеллектуальных способностей, так и узкопрофессиональной подготовки. Следовательно, вовлечение обучающихся в олимпиады важно не само по себе, а в качестве предпосылки одного из мощных воздействий на становление и развитие личности. Становится очевидным существование взаимосвязи креативности как интегративной качественной характеристики личности и производственной инновационной деятельности во всем многообразии видов и направлений.
Процесс развития специалиста инновационной сферы в системе олимпиад-ного движения предполагает переход от формирования профессиональной направленности и профессионального самоопределения к формированию творческой профессиональной компетентности и готовности к дальнейшему саморазвитию.
Нами выделены следующие психолого-педагогические условия воспитания конкурентоспособной личности, готовой к реализации инновационной политики:
- создание системы выявления творческих личностей и стимулирование развития их творческой компетентности;
- формирование внешней среды в университете, способствующей развитию креативности, через пропаганду творческих достижений обучающихся и преподавателей вуза;
- разработка методологии творческого саморазвития посредством участия в олимпиадном движении;
- формирование личностной заинтересованности в получении конкурентоспособного образования через актуализацию потребностей региональной экономики;
- использование сотрудничества в комбинации с внутригрупповой и межгрупповой конкуренцией студентов в познавательной деятельности.
Реализация инновационной политики на базе инновационно-технологических центров через развитие творческого мышления и творческой деятельности студентов рассматривается, прежде всего, в качестве составной части специально организованного профессионального обучения в вузе (рис. 1).
Рис. 1 Схема использования олимпиадного движения в решении инновационных задач региональной экономики
Для выполнения задачи подготовки конкурентоспособного специалиста предлагается комплексная система, взаимодополняющая учебный процесс вуза, -«учебно-воспитательный комплекс олимпиадного движения», основанная на следующих принципах:
1) взаимного увязывания всех компонентов системы олимпиадного движения с решением задач интеграции образования, науки и производства в рамках инновационно-технологических центров;
2) строгого следования научности при планировании работы в олимпиад-ной группе и индивидуально;
3) сочетания коллективных и индивидуальных форм воздействия и выбор средств самообразования на основе учета креативных потребностей человека;
4) ориентирования на развитие готовности личности к самообразованию на основе внутренней мотивации и осознанности деятельности;
5) целесообразности установления максимально рациональных соотношений между компонентами системы на основе принципа мотивационной готовности аудитории.
Ценность учебно-познавательной творческой деятельности в условиях олим-пиадного движения заключается не только в результате, в продукте творчества, сколько в самом процессе. Для членов олимпиадной микрогруппы важнейшим на первом этапе будет то, что они создают, творят, развивают воображение в психологически комфортной среде. При этом совместный поиск творческих решений выступает как средство самовыражения, выражения эмоций и чувств, развитие духовной культуры и интеллекта, реализации креативности, взаимопонимания между людьми.
Олимпиадное движение позволяет обучающимся:
- строить межличностные и деловые отношения, вступать во взаимодействие с высококреативной профессиональной средой;
- осуществлять профессиональное творческое саморазвитие;
- проектировать индивидуальную и командную профессиональную деятельность.
Способность к переносу знаний и умений в новую ситуацию позволяет акцентировать внимание педагогов на преимущественном развитии инженерного творчества в олимпиадном движении, которое в силу своей притягательности будет полнее развивать и креативность.
В процессе осуществления познавательной деятельности при решении творческих профессионально-ориентированных олимпиадных задач в обстановке олимпиадной микрогруппы и соревнования происходит своеобразное осмысление отношения человека к будущей профессиональной деятельности, осознание социальной значимости инновационной деятельности и себя, как ее исполнителя, формируется психологическая готовность к профессиональной деятельности в условиях адаптивных организационных структур.
В олимпиадном движении делается первый шаг по разрешению противоречия между организованностью социального института и перманентной неорганизованностью творческого процесса через межличностное взаимодействие субъектов олимпиадных микрогрупп на основе творческой научно-исследовательской деятельности посредством реализации следующих основных подходов к образованию.
1 Актуализация результатов обучения через обеспечение доминирующей роли творческой деятельности в процессе формирования конкурентоспособной личности.
2 Индивидуализация подготовки, ориентированная на конкретные познавательные потребности личности, на основе решения реальных социально-значимых проблемных ситуаций.
3 Формирование нацеленности на непрерывное образование через выход на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности.
4 Предоставление возможности обучающимся вырабатывать и отстаивать собственные суждения по решаемым проблемам.
5 Понимание личностной ценности других людей и возможности учета их мировоззрения при совместной созидательной деятельности субъектов по планированию, оцениванию и корректировке всех мероприятий и решению профессиональных творческих задач.
Нами выделены основные принципы, используемые в олимпиадном движении:
• партнерства, содружества (преподаватель имеет более высокий уровень знаний, но в процессе совместной работы это преимущество хотя и уменьшается, но незначительно за счет активного самообразования педагога);
• доминирования автодидактики (преподаватель создает условия для саморазвития обучающегося, в том числе дает необходимые дидактические знания);
• воспитывающего образования (основа в олимпиадном движении - не знания как таковые, а высокая мобильность, ответственность, активность, что позволяет говорить о творческой компетентности специалиста);
• разноуровневости (позволяет организовать участие в олимпиадном движении на разных стадиях профессионального становления - олимпиады, конкурсы по специальности, конкурсы выпускных квалификационных работ);
• персонифицированности (учет личных устремлений конкретного участника олимпиадного движения, защита индивидуального профессионального развития).
Основным системообразующим фактором инновационной подготовки с использованием олимпиадного движения является образовательная среда, включающая в себя компоненты взаимодействия преподавателя и обучающегося, способствующая последнему максимально раскрыть свой творческий потенциал и существенно расширить рамки проявления интеллектуальной активности в сторону реализации реальных инновационных проектов.
Главными условиями успешности учебно-познавательной деятельности в олимпиадной среде являются:
1 разработка и использование специальных программ по предметам, сочетающих широту и глубину содержания, творческую направленность и направленность на индивидуальное личностно-значимое профессиональное развитие, определяемое мотивационной готовностью участника и его индивидуальной креативностью;
2 использование методики, предполагающей сочетание дифференцированного подхода к каждому участнику олимпиадной микрогруппы с возможностями коллективной работы;
3 педагогическое мастерство руководителя, создающего творческую атмосферу и положительный микроклимат в группе;
4 активизация неформального общения студентов и специалистов.
Отличительными особенностями обучения в условиях олимпиадного движении являются отсутствие жестких временных рамок, которое позволяет студенту двигаться вперед в соответствии со своими способностями, сочетание направленного обучения и самообразования, наличие лекций известных специалистов только как средства стимулирования познавательной деятельности.
Для координации олимпиадного движения и интеграции его в инновационную деятельность в университете создается Центр студенческого олимпиадного движения, функционирующий как целостная система по трех основным направлениям:
- научного, изучающего закономерности развития креативности личности и методы формирования творческой компетентности специалиста в условиях технического университета;
- прикладного, осуществляющего методическое обеспечение различных форм участия студентов в олимпиадном движении, подготовку олимпиадных заданий, методик формирования готовности к решению творческих задач, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области работы с творческими личностями;
- практического, обеспечивающее непосредственную работу с обучающимися в рамках олимпиадных микрогрупп и проведении олимпиад и содействующее профессиональному и личностному развитию студентов на каждом этапе непрерывного образования посредством создания условий для выхода на креативный уровень интеллектуальной активности.
Схема управления деятельностью ЦСОД, реализующая подготовку инновационных кадров через формирование творческой компетентности, представлена на рис. 2.
Центральная группа управления ВСО
■ формирует план проведения III тура ВСО
■ разрабатывает методические рекомендации по организации и проведению ВСО
■ осуществляет контроль за соблюдением методических требований
Ректорат вуза
- обеспечивает организацию, проведение и финансирование внутривузовского тура
- направляет студентов для участия во II и III турах ВСО
- организует обучение ППС методикам использования олимпиадного движения в учебном процессе_
Проректор по учебной работе
Обеспечивает совершенствование учебного процесса и качество подготовки специалистов
Проректор по научной работе
Использует олимпиадное движение как метод диагности способности к научно-исследовательской работе
Руководитель Центра студенческого олимпиадного движения
Организационный
отдел - определяет план проведения внутри-вузовского тура и координирует организацию учебного процесса
отдел - разрабатывает методики подготовки студентов к решению творческих задач -диагностирует творческие способности
Кон су ль тационный
отдел - организует проведение занятий с одаренными студентами
Информационная
группа - организует интернет-обеспечение олимпиадного движения
Временный трудовой коллектив
Жюри олимпиады Оргкомитет олимпиады
- разрабатывает конкурсные задания и критерии их оценки - определяет сроки проведения, регламент и положение об олимпиаде
Олимпиадная микрогруппа
коллективная творческая деятельность, переход от учебно-познавательной деятельности к профессиональной
Рис. 2 Схема управления деятельностью ЦСОД
Отличительной особенностью образовательного процесса в рамках олимпиадного движения будет развитие не только личности обучающегося, но и личности педагога, организующего данное коллективное творчество; в процессе совместной работы происходит перестройка их отношений в направлении партнерства. Руководитель олимпиадной микрогруппы не только направляет действия обучающихся, но и сам становится равноправным участником творческого процесса, получает дополнительный импульс к саморазвитию и, как следствие, к активизации инновационной деятельности.
Показателями проявления креативности в результатах деятельности и в поведении обучающихся в рамках реализации предлагаемого подхода к образованию являются: продуктивность деятельности - оригинальность предлагаемого решения профессиональной проблемной ситуации; качественный характер деятельности - стиль мышления, позволяющий при решении узкопрофессиональной задачи применять методологию многокритериального анализа деятельности; личностный - восприятие творческой работы членов микрогруппы и своей роли в результатах коллективного труда;
Критерии эффективности использования олимпиадного движения в образовательном процессе при подготовке инновационных кадров можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние критерии:
1 достижения в учебно-познавательной деятельности (академическая успеваемость, участие в реализации реальных инновационных проектов в рамках инновационно-технологических центров университетов, творческая компетентность специалиста, конкурентоспособность на рынке труда);
2 востребованность олимпиадного движения (увеличение числа участников олимпиадных микрогрупп, вовлечение студентов в научно-исследовательскую и научно-производственную деятельности, удовлетворенность микроклиматом в процессе участия в олимпиадном движении);
3 методическое обеспечение олимпиадного движения (методология развития олимпиадного движения, методики организации учебно-познавательной деятельности, методики подготовки и решения творческих задач, методики проведения олимпиад).
Внутренние критерии:
1 уровень интеллектуальной активности;
2 удовлетворенность профессиональным выбором;
3 психологическая устойчивость к деятельности в стрессовых ситуациях;
4 готовность к творческой деятельности в условиях коллектива;
5 стремление к творческому саморазвитию (готовность к восприятию знаний от членов микрогруппы, готовность к выходу за сферу профессиональной деятельности).
Проведенный анализ результатов образовательного направления деятельности инновационно-технологических центров подтверждает тезис о том, что участие в олимпиадном движении предоставляет возможность обучающемуся расширить диапазон имеющихся творческих способностей и существенно приблизиться к верхней границе этого диапазона и тем самым повысить «коэффициент полезного действия творческих способностей» личности при реализации инновационных проектов. Человек, воспитанный в условиях творческого отношения к действительности, способен на самые неожиданные открытия и инновационные свершения, которые будут двигать общество вперед по пути прогресса.
Список литературы
1 Попов, А.И. Сопровождение творческого саморазвития личности в системе олимпиадного движения / А.И. Попов // Успехи современного естествознания, № 11, 2005. - С. 90-92
2 Попов, А.И. Решение творческих профессиональных задач : учебное пособие / А.И. Попов. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. - 80 с.
Implementation of Innovation Policy Using the Possibilities of Olympiad Movement
A.I. Popov
Central Group of Control over All-Russian Students' Olympiad,
Department "Equipment and Technologies of Machine Engineering", TSTU
Key words and phrases: innovative policy; specialist's creative competence; creativity; students' Olympiad movement.
Abstract: Theoretical and methodological aspects of organizing innovative activity at the university using the system of students' Olympiad movement as a means of forming specialist's creative competence are studied; the structure of control over Olympiad movement at technical university is developed.
Realisierung der Innovationspolitik mit der Benutzung der Möglichkeiten der olympischen Bewegung
Zusammenfassung: Es sind theoretische und methodische Aspekte der Organisierung der Innovationstätigkeit in der Universität mit der Benutzung des Systems der olympischen Studentenbewegung als die Methode der Formierung der schöpferischen Fachmannkompetenz betrachtet. Es ist die Struktur der Steuerung von der olympischen Bewegung in der technischen Universität erarbeitet.
Réalisation de la politique d'innovation avec l'emploi des possibilités du mouvement olympique
Résumé: Sont envisagés les aspects théoriques et méthodiques de l'organisation de l'activité d'innovation à l'université avec l'emploi du système du mouvement olympique des étudiants comme un moyen de la formation de la compétence créatrice du spécialiste; est élaborée la structure de la gestion du mouvement olympique à l'université technique.