Научная статья на тему 'Реализация идей К. Д. Ушинского в практике тьюторского сопровождения воспитания и социализации детей'

Реализация идей К. Д. Ушинского в практике тьюторского сопровождения воспитания и социализации детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2562
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ГУМАННО-ЛИЧНОСТНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ / ТЬЮТОРСТВО / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЬЮТОРСКИЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачёва А. Н.

В статье анализируются взгляды К.Д. Ушинского, касающиеся проблемы воспитания и использования зарубежного опыта в отечественной педагогике, народности воспитания, взгляды на педагогику как науку о воспитании, формировании Человека, его представление о воспитании как социальном явлении. Раскрываются особенности и направления тьюторского сопровождения воспитания и социализации детей и рассматриваются возможные пути использования наследия великого ученого в организации современного воспитательного пространства и практики тьюторского сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация идей К. Д. Ушинского в практике тьюторского сопровождения воспитания и социализации детей»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ К.Д. УШИНСКОГО В ПРАКТИКЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

BRINGING THE IDEAS OF K.D. USHINSKY INTO LIFE IN THE PRACTICE OF TUTOR ASSISTED EDUCATION AND SOCIALIZATION OF CHILDREN

Ткачёва А.Н.

Ведущий научный сотрудник лаборатории комплексного анализа и научной информации ФГНУ «Институт семьи и воспитания» РАО, кандидат педагогических наук E-mail: av [email protected]

Tkacheva A.N.

Leading research fellow at the Laboratory of Complex Analysis and Scientific Information of the Institute of Family and Upbringing of the RAE, Candidate of science (Education).

E-mail: av [email protected]

Аннотация. В статье анализируются взгляды К.Д. Ушинского, касающиеся проблемы воспитания и использования зарубежного опыта в отечественной педагогике, народности воспитания, взгляды на педагогику как науку о воспитании, формировании Человека, его представление о воспитании как социальном явлении. Раскрываются особенности и направления тьюторского сопровождения воспитания и социализации детей и рассматриваются возможные пути использования наследия великого ученого в организации современного воспитательного пространства и практики тьюторского сопровождения.

Annotation. The article analyzes the views of K.D. Ushinsky on the problems of education and use of foreign experience in Russian pedagogy, nationality of education, perspectives on pedagogy as a science about education and the formation of Man, the view of education as a social phenomenon. The author also provides characteristics and directions of tutor assisted education and socialization of children and discusses possible ways to use the heritage of the great scientist in organizing modern educational space and the practice of teachers.

Ключевые слова: воспитание, социализация, воспитательная деятельность педагога, гуманно-личностная педагогика, зарубежные модели воспитания, тьюторство, тьюторское сопровождение, тьюторские стратегии.

Keywords: education, socialization, the educational activities of the teacher, humane personality pedagogy, foreign models of education, mentoring, tutor support, tutor strategy.

В истории отечественной педагогики К.Д. Ушинский занимает особое место, и его наследие является мощным и значимым фактором решения актуальных проблем современного образования, возрождения гуманистических традиций отечественной и мировой педагогической науки и практики в воспитании и социализации растущего человека. В свое время К.Д. Ушинский поднял вопрос о важности мировой педагогической теории для практики воспитания. Он побывал во многих странах мира, изучая системы воспитания разных народов, критиковал необоснованные претензии зарубежных ученых навязать другим народам «всемирный» идеал воспитания под видом воспитания человека вообще, без учета национальных особенностей других стран.

В своих суждениях Ушинский подчеркивал, что зарубежный опыт, с одной стороны, позволяет установить в российском обществе «правильные требования в отношении воспитания», а с другой, «открывает средства для удовлетворения этих требований». В то же время он был уверен, что зарубежная педагогическая теория могла бы в значительной степени оживить воспитательную деятельность, возбудить в российском обществе внимание к делу воспитания, способствовать признанию приоритета национальных и общечеловеческих ценностей. Рассуждая о значении народности и национального характера образования как главного условия духовного здоровья нации он писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным... Только народное воспитание является Живым органом в историческом процессе народного воспитания» [7, с. 127].

В настоящее время в системе образования происходят крупные преобразования, расширяется международное сотрудничество в сфере образования и науки, модернизации образовательного пространства, интерпретации и адаптации зарубежных моделей к системе образования России. Научный поиск в воспитании, стратегические идеи и исследования зарубежных и отечественных научных школ в области воспитания, характеристика моделей социально-педагогического сопровождения воспитания и социализации детей могут служить научной базой для системного анализа интеграции вариативных зарубежных моделей в практику отечественной воспитательной деятельности.

В данном контексте, говоря об исследовании зарубежных моделей воспитания, мы вновь обращаемся к научному наследию великого ученого, великого русского педагога, педагога-философа, основоположника научной педагогики в России К. Д. Ушин-ского, к его научному труду «О народности в общественном воспитании», в котором раскрываются характерные особенности системы общественного воспитания стран Европы и США. Впервые этот труд был опубликован в «Журнале для воспитания» в 1857 г., №7, 8. [6].

Проанализировав педагогический опыт многих народов, К.Д. Ушинский писал: «Общей системы народного воспитания для всех народов нет не только на практике, но и в теории, и немецкая педагогика не более как теория немецкого воспитания. У каждого народа своя особая национальная система воспитания; а потому заимствования одним народом у другого воспитательных систем является невозможным. Опыт других народов в деле воспитания является драгоценным наследием для всех, но как раз в том же смы-

сле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, каким бы привлекательным ни был этот образец, так нельзя воспитываться чужой педагогической системой, какая бы она ни была стройная и хорошо обдуманная. Каждый народ относительно этого должен испытать свои собственные силы» [2].

Таким образом, К.Д. Ушинский доказывал, что каждый народ имеет свою национальную систему воспитания, которая зависит от его культуры, образа жизни, верований, ценностей. Он называл это народностью образования и делал вывод об ограниченных возможностях заимствования опыта других стран, считая невозможными прямые переносы педагогической практики от одного народа к другому. Вместе с тем Ушинский писал, что наука, педагогическая теория не имеют границ, что есть педагогические законы общие для всех, что искусственные построения системы по чужому образцу невозможны. Однако современная наука считает, что имеется много оснований для взаимного обогащения педагогики разных стран, а, именно: наличие глобальных мировых процессов в экономике, культуре и образовании.

Расширение международного сотрудничества в сфере образования и науки, модернизация образования, интерпретация зарубежных образовательных моделей в системе образования России актуализируют потребность в пересмотре представлений о содержании социально-педагогической деятельности и исполнении педагогами новых ролей и функций педагогов, основанных на активном распространении во всем мире идей развивающего обучения, личностно ориентированного образования, контекстного и модульного обучения, активизации педагогического сопровождения воспитания и социализации детей.

На современном этапе развития общества основной задачей является воспитание социально-активной, функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному формированию жизненной и образовательной траектории своего духовно-нравственного развития и гражданского становления, гражданской идентичности, ориентированной на общечеловеческие ценности, на взаимосвязь с миром, на саморазвитие и самосовершенствование. Перманентные системные и скачкообразные изменения, происходящие в окружающем мире, меняют жизненные ориентиры, а психогенное воздействие на человека, возросшее в десятки раз по сравнению со старыми временами, определяет функцию воспитания будущего поколения как одну из важнейших для дальнейшего развития и существования страны.

В связи с этим в «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях», направленной Минобрнауки России для использования в работе (письмо от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09), особо подчеркивается значение воспитательной компоненты как важнейшей составляющей педагогического процесса, направленного на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях: «Равноправное участие молодых граждан России в глобальных цивилизационных процессах в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и национальной традиции призвано способствовать гармонизации интересов личности и общества в их социокультурной вза-

имосвязи, повышает осознание ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия. Сегодня воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации».

Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского в вопросах воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы образования в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями актуализируют необходимость объективного и всестороннего изучения наследия К.Д. Ушинского в современных условиях. Он рассматривал воспитание как «создание истории», как общественное, социальное явление и считал, что оно имеет свои объективные законы, познание которых необходимо, чтобы педагог рационально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо, прежде всего, изучать самый «предмет воспитания». «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его тоже во всех отношениях», - подчеркивал К.Д. Ушинский. [8, с. 23].

Классик педагогики считал, что решающим в этом процессе является воспитание, и что развитие ребенка совершается в процессе его воспитания и обучения: человек становится таковым путем воспитания. «Воспитание, - отмечал К.Д. Ушинский, - совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных» Основой воспитания, как отмечал Ушинский, является семейное воспитание, которое конкретизирует цели и задачи общественного, трудового, физического воспитания, основными факторами воспитательного воздействия на ребенка - семью и личность педагога (см. [3, с. 435-442]).

Ведущий историк российского образования и педагогической мысли, академик РАО, первый избранный министр образования РФ (1990-1992 гг.) Э.Д. Днепров охарактеризовал творчество К. Д. Ушинского не только как великое педагогическое наследие, но и как мощный фактор решения актуальных проблем современного образования [1, с. 2]. Он особо подчеркивает, что Ушинский, решительно отрицая путь механических заимствований и отстаивая народные, национальные основы отечественной системы образования, однако, вовсе не отгораживал русскую школу и педагогику от зарубежной педагогической мысли. Более того, он жестко осуждал ревнителей замкнутости и самодостаточности российского образования. Ушинский настойчиво повторял, что нужно стремиться «отовсюду брать полезное», что «опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех». Все его творчество демонстрирует блистательное освоение этого опыта. Но не менее блистательно оно демонстрирует и другое: потребности русского образования, русской школы, русской педагогики были для К. Д. Ушинского ведущей целью в постижении мирового педагогического богатства, и они же становились фильтром в сложном процессе ассимиляции педагогических идей [1, с. 55].

Как отмечал К.Д. Ушинский, «воспитание не имеет целью развития науки, и для него наука не цель, а одно из средств, которыми оно развивает в человеке свой собственный идеал. Воспитание берет человека всего, как он есть, со всеми его народными и единичными

особенностями - его тело, душу и ум, - и, прежде всего, обращается к характеру человека, а характер и есть именно та почва, в которой коренится народность».

Будучи теоретиком воспитания, К.Д. Ушинский стремился выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека, выделить особенности национальной культуры и системы воспитания.

При этом К.Д. Ушинский в своих трудах особо подчеркивал роль и значимость воспитательной деятельности педагога, его личного непосредственного влияния на воспитанника. Личность воспитателя, по мнению Ушинского, обладает такой воспитательной силой, которую не заменят ни учебники, ни наказания, ни поощрения. Так в работе «Три элемента школы» он конкретизировал, что «...без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно», определяя, тем самым, значимость отношения к ребенку как к личности и важность взаимного сотрудничества в становлении личности.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [5, с. 48].

И в связи с этим мы рассматриваем тьюторское сопровождение в воспитательной деятельности как фактор передачи опыта ценностно-позитивного самоопределения, формирования духовно-нравственного потенциала личности. Составление и реализацию индивидуальной образовательной программы в пространстве возрастных ступеней в новой школе обеспечивает тьютор, а посреднические действия, с помощью которых растущий человек строит свой образ, формирует свою личность - тьюторское сопровождение.

По существу история развития понятия «тьютор» берет свое начало с древних времен. Тьюторское сопровождение в России существует сравнительно давно, имеет долгую и запутанную историю, множество вариантов названий, что подтверждается словарями, справочниками, научными исследованиями, построением логической взаимосвязи между дефинициями.

Тьютор, тутор [англ. tutor < англ. tuter < лат. tutor] - 1) защитник, опекун, репетитор, наставник; 2) преподаватель, наставник, помогающий студентам колледжа, университета наиболее оптимально построить учебный процесс; 3) в англосаксонских странах: куратор, опекун, воспитатель в учебном заведении; индивидуальный научный руководитель студента; 4) тутор - надзиратель в учебном заведении в России XIX в.; 5) опекун, защитник, попечитель, гувернер, частный учитель, репетитор, лектор; в высших учебных заведениях молодой ученый, помогающий профессору вести практические занятия со студентами; 6) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования (англ. to tutor - обучать, давать частные уроки, руководить, опекать, курировать; лат. tueor - заботиться, оберегать).

Воспитание и социализация как функция семьи, школы, общества, государства претерпевает в современных условиях существенные изменения: преобразуются субъектные роли детей и взрослых, характер их отношений и взаимодействия. Центр тяжести в социально-педагогической деятельности переносится на функции содействия, сопровождения, консультирования (применительно к деятельности педагога) и самовоспитания, самореализации, самоопределения (применительно к реализации субъектной позиции ребенка).

Сопровождать, согласно толкованию в словаре В. Даля, значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом или помогать. Тьюторское сопровождение позволяет определить индивидуальный путь развития и социализации конкретного человека в конкретной ситуации с учетом его способностей, интересов; раскрыть, оценить возможности и условия его становления; не просто говорить о том, что такое хорошо и что такое плохо, а найти более современные способы трансляции ценностей и моральных установок, инновационных технологий вовлечения детей, подростков и молодежи в креативную социально-значимую деятельность.

Тьюторское сопровождение социализации и воспитания детей становится особенно актуальным как инновационная модель социально-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной программы ребенка начиная с дошкольного возраста, его личностной учебной и профессиональной ориентации, жизненного самоопределения, активной социальной позиции в окружающем социуме.

Анализ теории и практики позволяет выделить следующие стратегические направления тьюторского сопровождения.

1. Тьюторство и направления его развития в отечественной практике воспитания и социализации детей, в открытом образовательном пространстве.

2. Позиция тьютора в современной системе образования и воспитания.

3. Тьюторское сопровождение как фактор качественной реализации воспитательного компонента ФГОС среднего общего образования.

4. Моделирование тьюторского сопровождения воспитательного процесса в образовательном учреждении.

5. Тьюторское сопровождение воспитания и социализации детей в инклюзивном образовании.

6. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения школьников в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования.

7. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в рамках тьюторского сопровождения.

8. Тьюторское сопровождение как создание условий для взаимодействия мира детей и мира взрослых с целью передачи социального опыта, приобретения опыта самоопределения и осваивания различных социальных ролей.

9. Тьюторское сопровождение как помощь ребенку в понимании и принятии лич-ностно и социально приемлемых способов жизнедеятельности, разрешения проблемных ситуаций. Эмоциональный комфорт, сотрудничество, творчество характеризуют весь процесс тьюторского сопровождения.

Характеризуя психолого-педагогические проблемы в пространственно-временной ситуации XXI в., вице-президент РАО, академик РАО Д.И. Фельдштейн отметил, что «мы живем во время глубоких исторически значимых преобразований. Изменился мир, в котором живет человек, изменился сам человек и его жизненное пространство, что обусловлено экологическим, экономическим, антропологическим кризисом, кризисом нравственности, изменился социум как система во всех своих параметрах». И перед наукой, как подчеркивает Д.И. Фельдштейн, «.стоит сейчас первостепенная задача - осмыслить существующую реальность, понять, что собой представляет современный человек, современное пространство человеческой жизни» [9, с. 53]. При этом он отметил, что тьюторство - это инновационная технология введения детей в пространство знаниевой культуры [9].

В нашем понимании, тьютор - профессиональная должность, связующее звено между учителем и учеником, родителем и ребёнком, личностью и социальной средой, необходимая для поддержки процесса самореализации, самообразования, самовоспитания ребенка. А тьюторское сопровождение - особый тип социально-педагогической, нравственной помощи в реализации индивидуальной траектории развития, формировании ценностно-позитивных индивидуально-личностных качеств, социальных компетенций, основ гражданской идентичности.

Мы представляем идеи великого педагога К.Д. Ушинского о воспитании в контексте становления в отечественной педагогике тьюторства и практики тьюторского сопровождения как важнейшего фактора индивидуализации образования, личностно-ориентированного воспитания ребенка с учетом его возрастных возможностей, особенностей и самоопределения, совершенствования организации воспитания и социализации детей. Тьютор создает условия для формирования воспитательного пространства вокруг ребенка, объединяя усилия всех субъектов воспитания и вовлекая самого ребенка, как субъекта воспитания, в самовоспитание, самообразование, самосовершенствование.

Список литературы:

1. Днепров, Э. Д. Ушинский и современность / Э. Д. Днепров. - М., 2008. - 224 с.

2. Латышина, Д. И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: учеб. пособие / Д. И. Латышина. - М.: Гардарики, 2006. - 603 с.

3. Пискунов, А. И. К.Д. Ушинский - крупнейший педагог XIX в. в России и его последователи / А. И. Пискунов // История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб. пособие для педагогич. учеб. заведений / под ред. академика РАО А. И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Сфера, 2001. - 512 с.

4. Ушинский, К. Д. Избранные труды : в 4 кн. / К. Д. Ушинский ; сост., автор ст. и коммент. Э. Д. Днепров. - М.: Дрофа, 2005.

Кн. 1 : Проблемы педагогики. - 638 с.

Кн. 2 : Русская школа. - 448 с.

Кн. 3 : Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. -557 с.

Кн. 4 : Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. -544 с.

5*. Ушинский, К. Д. Три элемента школы / К. Д. Ушинский // Собр. соч. : в 11 т. Т. 2. -М.-Л., 1948. - С. 42-68.

6. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 1 / К. Д. Ушинский ; сост.

С. Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с.

7. Ушинский, К. Д. Избранные труды Кн. 1. / К. Д. Ушинский // Проблемы педагогики. - М.: Дрофа, 2005. - 638 с.

8*. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология. Т. 1 / К. Д. Ушинский // Собр. соч. : в 11 т. Т. 8. - М. ; Л. : АПН РСФСР, 1950.

9. Фельдштейн, Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века (Доклад на общем собрании РАО 18.12.2012) / Д. И. Фельдштейн // Проблемы современного образования [Электронный ресурс]. - 2012. - № 6. - С. 48-70. - Режим доступа к журналу: http://pmedu.ru, свободный.

Spisok literatury:

1. Dneprov, E. D. Ushinskii i sovremennost' / E. D. Dneprov. - M., 2008. - 224 s.

2. Latyshina, D. I. Istoriia pedagogiki. Istoriia obrazovaniia i pedagogicheskoi mysli: ucheb. posobie / D. I. Latyshina. - M.: Gardariki, 2006. - 603 s.

3. Piskunov, A. I. K.D. Ushinskii - krupneishii pedagog XIX v. v Rossii i ego posledovate-li / A. I. Piskunov // Istoriia pedagogiki i obrazovaniia. Ot zarozhdeniia vospitaniia v pervobytnom obshchestve do kontsa XX v. : ucheb. posobie dlia pedagogich. ucheb. zavedenii / pod red. akademika RAO A. I. Piskunova. - 2-e izd., ispr. i dopoln. - M.: Sfera, 2001. - 512 s.

4. Ushinskii, K. D. Izbrannye trudy : v 4 kn. / K. D. Ushinskii ; sost., avtor st. i komment. E. D. Dneprov. - M.: Drofa, 2005.

Kn. 1 : Problemy pedagogiki. - 638 s.

Kn. 2 : Russkaia shkola. - 448 s.

Kn. 3 : Chelovek kak predmet vospitaniia. Opyt pedagogicheskoi antropologii. -557 s.

Kn. 4 : Chelovek kak predmet vospitaniia. Opyt pedagogicheskoi antropologii. -544 s.

5**. Ushinskii, K. D. Tri elementa shkoly / K. D. Ushinskii // Sobr. soch. : v 11 t. T. 2. -M.-L., 1948. - S. 42-68.

* В электронном виде издание доступно в Научной педагогической электронной библиотеке: http://elib. gnpbu.ru.

** The edition is available in the Scientific Educational Electronic Library: http://elib.gnpbu.ru.

6. Ushinskii, K. D. Pedagogicheskie sochineniia: v 6 t. T. 1 / K. D. Ushinskii ; sost.

S. F. Egorov. - M.: Pedagogika, 1990. - 416 s.

7. Ushinskii, K. D. Izbrannye trudy Kn. 1. / K. D. Ushinskii // Problemy pedagogiki. -M.: Drofa, 2005. - 638 s.

8*. Ushinskii, K. D. Chelovek kak predmet vospitaniia. Pedagogicheskaia antropologiia.

T. 1 / K. D. Ushinskii // Sobr. soch. : v 11 t. T. 8. - M. ; L. : APN RSFSR, 1950.

9. Fel'dshtein, D. I. Problemy psikhologo-pedagogicheskikh nauk v prostranstvenno-vremennoi situatsii XXI veka (Doklad na obshchem sobranii RAO 18.12.2012) /

D. I. Fel'dshtein // Problemy sovremennogo obrazovaniia [Elektronnyi resurs]. -2012. - № 6. - S. 48-70. - Rezhim dostupa k zhurnalu: http://pmedu.ru, svobodnyi.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 2

* The edition is available in the Scientific Educational Electronic Library: http://elib.gnpbu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.