УДК 005
Подопригора Д.А. студент магистратуры 1 курса Донской государственный технический университет
Россия, г. Ростов-на-Дону РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНВЕРГЕНТНОЙ РЕДАКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ИД «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» И ИД «КОММЕРСАНТЪ» Аннотация: В данной статье подробно рассмотрены наиболее сложные организации взаимодействия между журналистами с разных медиаплаторм в российских конвергентных редакциях на примере таких крупных медиахолдингов, как ИД «Комсомольская правда» и ИД «Коммерсантъ». Установлено, что наиболее эффективным является не слияние редакций СМИ разного формата, а расширение и преобразование в конвергентную редакцию базового СМИ, которое постепенно осваивает новые форматы, одновременно обучая универсальные кадры и выстраивая организационную модель. В итоге типологической единицей медиарынка становится производство контента для разных медиаплатформ в единой редакции, как новая сущность, приходящая на смену тому, что раньше называлось традиционной редакцией.
Ключевые слова: конвергенция, медиаплатформы, медиахолдинг, конвергентная редакция, «Комсомольская правда», «Коммерсантъ».
Podoprigora D.A. graduate student, 1 course Don State Technical University Russia, Rostov-on-don THE IMPLEMENTA TION OF THE IDEAS AND FEA TURES OF FUNCTIONING OF CONVERGENT EDITION ON THE EXAMPLE OF PUBLISHING HOUSE ""KOMSOMOLSKA YA PRA VDA"" AND
""KOMMERSANT» Abstract: this article describes in detail the most complex organization of interaction between journalists from different media platforms in Russian convergent editions on the example of such large media holdings as the Komsomolskaya Pravda and Kommersant. It is established that the most effective is not the merger of media editions of different formats, but the expansion and transformation into a convergent edition of the basic media, which gradually develops new formats, while training universal staff and building an organizational model. As a result, the typological unit of the media market is the production of content for different media platforms in a single edition, as a new entity, replacing what used to be called the traditional edition.
Keywords: convergence, media platforms, media holding, convergent edition, "Komsomolskaya Pravda", "Kommersant".
Практика крупнейших издательских домов мира показывает, что бизнес-модель, построенная с учетом цифровых технологий, позволяет увеличивать процент потребительской аудитории и получать большую прибыль. К середине 2015 года в нашей стране было зарегистрировано более 9 тыс. электронных СМИ, 58% из которых составляют периодические электронные издания, 34% - сетевые издания без указания периодичности, и 8% - блоги. При этом большинство российских электронных СМИ представлены хотя бы в одной из социальных сетей: 100% - «ВКонтакте», «Twitter», «Facebook»; 50% - в «Одноклассниках»; 30% - «Instagram». Многие электронные СМИ имеют мобильные версии, 50% которых доступны сразу на трех платформах: 80% - на iOS; 70% - на Android; 60% - на Windows Phone [1, с. 109]. В аудиторско-консультационной компании «Делойт» также отмечают, что в настоящее время медиапотребление растёт в основном за счёт электронных носителей (медиапотребление в России за 2012-2015 годы выросло на 8%) [1, с. 15].
Согласно данным исследований, развитие контента на разных медиаплощадках - ключевая задача современного медиарынка. В связи с огромным значением роли Интернета в жизни российского населения, практически любое СМИ становится конвергентным. В свою очередь, традиционные редакции печатных СМИ трансформируются в мультимедийные ньюсрумы.
Рассмотрим подробно варианты более сложных организаций взаимодействия между журналистами с разных медиаплаторм в конвергентных редакциях (на примерах ИД «Комсомольская правда» и ИД «Коммерсантъ»).
Головной офис издательского дома «Комсомольской правды» находится в Москве, а региональные представительства открыты во всех крупных городах Росси и в 42 странах мира. В ИД «Комсомольская правда» входят советская и российская ежедневная общественно-политическая газета, сайт kp.ru, радиостанция, мобильное приложение KP.RU для iPhone и iPhad, приложение радио «Комсомольская правда» для iPad, электронные книги и социальные сети. В 2011 году был запущен телеканал «Комсомольская Правда», однако, в декабре 2014 года из-за изменений в 14-ой статье федерального закона «О рекламе» телеканал попал под запрет на показ рекламы, из-за чего вещание было остановлено. Конвергентная редакция «КП» создавалась на базе газетной редакции путем её расширения.
Общественно-политическая газета «Комсомольская правда» - одно из старейших изданий России (издается с 1925 года). «Комсомольская правда» имеет самый высокий тираж в России - более 30 млн. экземпляров, это единственное российское издание, вошедшее в двадцатку мировых лидеров по тиражам [2]. Газета печатается в цвете, выходит шесть раз в неделю объемом в 40 полос, в формате A3.
Первым этапом на пути к конвергенции стало создание сайта kp.ru в
1988 году. Сегодня сайт видоизменяется и отображает новости в зависимости от выбранного пользователем региона (федеральная или региональная версия). Контент портала разделен по рубрикам: политика, наука, спорт и т.д. Сайт связан со всеми медиаплатформами редакции: ссылки на социальные сети, на скачивание мобильных приложений, на электронные книги. Кроме того, на портале имеется дочерний сайт по радио, на котором доступны подкасты передач. Онлайн-версия отечественного издания также активно использует новые информационные технологии. Так, портал «Комсомольской правды» имеет отработанные на практике разделы «Фото» и «Видео», где активно применяются видеоподкасты и тематические фотогалереи, загружаемые в качестве расширенного дополнения к публикациям. Помимо этого, редакция «КП» интегрирует радио и видео. Радиоинтервью в редакции нередко снимают и на видео, например, на сайте можно найти видеозаписи из радиоэфира программы «Искренне Ваш» [3].
Радио «Комсомольская Правда» - это сетевая информационно -разговорная радиостанция, которая начала свою работу в 2009 году. Радио вещает в разговорном формате - выпуски новостей рассказывают о главных событиях России и мира. В студию приходят политики, ведущие экономисты, политологи и бизнесмены и т.д. Особое внимание редакция радио уделяет мнению слушателей: в прямом эфире ведущие принимают звонки и зачитывают смс от желающих высказаться. Регулярно в эфир выходит более 50 авторских программ и специальных проектов, где эксперты и слушатели обсуждают текущие события, делают прогноз на будущее и т.п. [4]. Радио можно слушать практически из любого города России, а также на компьютере (на сайте «Комсомольской правды», на канале Радио «Комсомольская Правда» на YouTube и т.д.), на планшетах и смартфонах через приложение, по спутниковому вещанию. После радиоэфира программы архивируются и выкладываются в Интернет, где слушатель может найти интересующий его подкаст. На сегодняшний день радио «Комсомольская правда» - это современная передвижная радиостудия, позволяющая оперативно предоставлять спикерам доступ ко всем ресурсам издательского дома «КП».
В 2017 году «Комсомольская правда» выпустила мобильное приложение для iPhone, iPad и Android. Страницы приложения загружаются быстрее онлайн-версии сайта и менее требовательны к качеству связи. В приложении публикуются материалы не только федеральной, но и 60 региональных редакций обширной сети издательского дома. Пользователю открылись возможности читать новости, материалы газеты, смотреть видео и оставлять комментарии. В мобильное приложение также встроен плеер прямого эфира Радио «Комсомольская правда».
«Комсомольская правда» - это не только пример успешного сочетания различных медиаплатформ, но и пример успешной деятельности универсальных журналистов. О. В. Носова, шеф -редактор kp.ru, считает, что «опыт «КП» является самым успешным среди всех российских изданий в
деле освоения новых технологий и подходов к организации рабочего процесса в конвергентной редакции» [5]. Дело в том, что многие российские редакции выделяют отдельных журналистов, которые создают контент исключительно для интернет-версии издания, однако, в «Комсомольской правде» журналисты основного печатного издания создают контент для всех медиаплатформ. Три раза в день за круглым столом проводятся объединенные планерки, во время которых как раз и происходит распределение заданий по журналистам. Интернет-редакцию в «Комсомольской правде» перестроили в службу выпуска, выпускающие редакторы которой формируют контент для сайта, но пишут его журналисты из газеты, которые также задействованы в написании материалов для радио и для социальных сетей. Таким образом достигается необходимое качество и единообразие продукта, а читатель может получать контент «КП» на удобной ему платформе.
Организация рабочего процесса региональных редакций «Комсомольской правды» пока еще схожа с редакцией традиционного типа. Региональная редакция «Комсомольской правды» состоит из редакции печатного издания, рекламного отдела, радио-отдела и директора. Интернет-службы в региональной редакции нет, есть вэб -редактор, который отвечает за сайт.
Что касается статистики, то по данным исследовательских компаний «TNS Россия» и «Ipson Comcon» недельная аудитория всех проектов «Комсомольской правды» составляет около 34 млн. чел [6]. Рейтинг цитирования публикаций газеты в отечественных и западных СМИ - один из самых высоких. «Комсомольская правда» лидирует и во множестве других рейтингов: 1-е место в рейтинге популярности среди массовых газет (по данным ExLibris, 2016), 1-е место среди сайтов категории «СМИ и новости» по России и миру (по данным Mediascope, Web Index, 2016), 1-е место в рейтинге радиостанций по прослушиванию в интернете (по данным Mediascope, 2016) [7].
Еще один не менее успешный пример функционирования конвергентной редакции - это ИД «Коммерсантъ». История издательского дома начинается 15 июня 1988 года, когда корреспондент журнала «Огонек» Владимир Яковлев зарегистрировал информационный кооператив «Факт». На данный момент редакция объединяет в себе следующие СМИ: общенациональная деловая газета «Коммерсантъ», экономический журнал «Деньги», аналитический журнал «Власть», общественно-политический журнал «Огонёк», журнал о стиле жизни «Коммерсантъ Weekend», журнал о шоппинге «Каталог», автомобильный журнал «Автопилот», региональное приложение к газете «Коммерсантъ», информационный веб-сайт Коммерсант.т, информационная радиостанция «Коммерсантъ FM», мультимедийные лонгриды.
В декабре 1989 года вышел пилотный нулевой номер газеты «Коммерсантъ». Сделанное по иностранному образцу, первое частное
издание считается символом перемен и началом новой российской журналистики. Сегодня это ежедневная общественно-политическая газета, в которой особое внимание уделяется деловой тематике. Все материалы в газете снабжены фотографиями, как собственными работами сотрудников редакции, так и заимствованными у информационных агентств. Также некоторые материалы проиллюстрированы с помощью инфографики: схем, таблиц и графики. Газета выпускается периодичостью шесть раз в неделю, тиражом 100 000 - 120 000 экз., в формате А2. С 25 сентября 2006 г. газета «Коммерсантъ» в Москве и Санкт-Петербурге выходит в цвете. Основные рубрики газеты: рубрика «Новости» (актуальная новостная информация о политике, происшествиях и т.д.), «Деловые новости» (новости из мира экономики, бизнеса, финансов); «Культура» (анонсы предстоящих событий мира культуры и т. д.); «Первые лица» (интервью со знаменитыми и успешными представителями бизнес-сферы), «Спорт» и др. По мнению Олешко Е.В. «Коммерсантъ» представляет собой пример мультимедийного минимализма, поскольку принял стратегию преимущественно print-first (нацеленную на то, чтобы печатное издание было главным производимым продуктом, а ее интернет-версия - лишь дополнением газеты) [3]. С ноября 1996 г. регулярно выходят цветные тематические приложения к газете «Коммерсантъ», посвященные определенному сегменту рынка.
Сайт kommersant.ru был запущен ещё в 1995 году. Если раньше электронная версия представляла собой практически копию печатной, то сегодня это отдельное издание, имеющее свои особенности. На сайте объединены все активы издательского дома: собственные материалы редакции сайта, материалы печатных изданий (в том числе региональных), выпуски журналов и приложений, записи материалов радио «Коммерсантъ FM». На сайте также есть доступ к архивным материалам. Веб -версия газеты предлагает разнообразный формат фотоиллюстраций, видео, множество разнообразной инфографики и т.д.
В марте 2010 года стартовала радиостанция «Коммерсантъ FM». Радио вещает в информационном режиме. Формат - news flow, т.е., когда бы слушатель не подключился, он гарантированно услышит актуальные новости. Формат вещания в разное время суток не отличается, так как аудитория радио - деловые, активные люди, которые хотят оперативно узнать последние новости и не готовы слушать развлекательные или длинные дискуссионные программы.
В 2009 году разработано приложение «Коммерсантъ», объединяющее в себе всех участников ИД. С помощью данного приложения пользователь может получать актуальную информацию: новости, фото, свежие выпуски газет. Приложение включает в себя удобный рубрикатор материалов («Политика», «Бизнес», «Общество», «Спорт» и др.), фотогалереи и поиск статей, возможность сохранять материалы для последующего быстрого доступа к ним, полноценный поиск по архивам статей и др. Издательский дом также «Коммерсантъ» интересен тем, что он первым на российском
медиарынке стал выпускать мультимедийные лонгриды.
Что касается организации работы в редакции, то редакции печатного издания, радио и интернет-версии находятся в одном здании, но на разных этажах. Все структуры работают отдельно, но газетная редакция пишет заметки как на сайт, так и в газету. Хотя у сайта есть и свои собственные корреспонденты, им может недоставать экспертизы в определенных областях, поэтому газетный журналист часто делает материалы качественнее. Так как главный продукт издательского дома - это газета, то в газете публикуются наиболее интересные и эксклюзивные истории. При этом контента, который печатается только в газете, нет: все материалы выходят и на сайте. Но есть некоторое разделение: только на сайте обычно публикуются какие-то срочные новости, либо недостаточно важные для газеты темы. В роли координатора работы сайта и газеты выступает отдельный чат в Telegram, где, например, может обсуждаться, какие тексты ставить в коротком формате, а какие нужно писать развернуто. Что касается интеграции с радиоредакцией, то раньше радио было отдельной редакцией, которая просто входила в холдинг и находилась в другом районе Москвы. В настоящее время редакции объединились, находятся лишь на разных этажах, поэтому взаимодействие редакций наладилось. Иногда журналисты газеты участвуют в эфире как эксперты в какой-либо области или как авторы материалов.
Таким образом, большинство российских медиа-холдингов включаются в процесс конвергенции. Некоторые из них создают не просто онлайн медиа, но и реализуют собственные теле- и радио- проекты. Следовательно, типологической единицей медиарынка становится производство контента для разных медиаплатформ в единой редакции, как новая сущность, приходящая на смену тому, что раньше называлось традиционной редакцией. Газетные и журнальные редакции становятся мультимедийными, что требует новых подходов и к редакционной политике, и к бизнесу, и к профессиональным компетенциям, причём с постоянным ускорением процессов. При этом для большинства журналов бумажный формат пока ещё остается основой «профессиональной идентичности».
Использованные источники:
1. Отраслевой доклад: Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. - 2016. - 128 с.
2. Тираж газеты «Комсомольская правда» // Официальный портал Комсомольская правда. URL: https://www.kp.ru/daily/26555/454484/ (дата обращения: 22. 12.2018).
3. Олешко, Е. В. Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов деятельности / Е. В. Олешко. - М.: Издательство Урал. федер. ун -т. - 2015. - 128 с.
4. Что такое Радио «Комсомольская правда» // Официальный портал Комсомольская правда. URL: https://www.kp.ru/radio/26508/3377815/ (дата
обращения: 25. 12.2018).
5. Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Баранова. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 269 с. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.
6. Издательский дом «Комсомольская правда» // Официальный портал Комсомольская правда, категория advert. URL: http://advert.kp.ru/Files/20161129150920.pdf (дата обращения: 25. 12.2018).
7. Открытая студия «Комсомольской правды» // Официальный портал Комсомольская правда. URL: http://www.kp.ru/best/msk/open_presentation/ (дата обращения: 07. 05.2018).
УДК 347
Позолотин В.Г. студент 3 курса Юридический факультет научный руководитель: Гаевская Н.Б.
старший преподаватель Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет
Россия, г. Стерлитамак БАНКРОТСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Аннотация: Данная статья призвана отразить вопросы банкротства юридического лица с точки зрения российского законодательства. Нормативно-правовое регулирование аспектов банкротства имеет своей основной целью - реанимировать платежеспособность юридического лица, а также предоставление всем кредиторам размера возмещения равнозначного по объему требованиям.
Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, юридическое лицо, неплатежеспособность.
Pozolotin V. G. 3rd year student of the faculty of Law Sterlitamak branch Bashkir state University Russia, Sterlitamak Supervisor of studies: Gaevskaya N. B.
senior lecturer Sterlitamak branch Bashkir state University Russia, Sterlitamak BANKRUPTCY OF LEGAL ENTITIES Аnnotation: This article is intended to reflect the bankruptcy of a legal entity from the point of view of the Russian legislation. Regulatory and legal