С.В. НАЗАРЕНКО кандидат социологических наук, доцент, доцент Департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации*
Реализация государственного
и гражданского контроля (на примере Вооруженных Сил РФ)
Окружающей человека практике имманентно присущи отклонения. В живой природе это мутации, в неживой -флуктуации, а в социальной практике - девиации. Они являются естественным, закономерным и необходимым механизмом изменчивости функционирования, способом изменения соответственно биологических, физических и социальных систем. В зависимости от вида нарушаемой нормы и последствий действий отклоняющееся поведение бывает просоциальным, ресоциальным (социально нейтральным), асоциальным (аморальным, девиантным), антисоциальным (делинквентным). По уровню опасности континуум «докриминогенный уровень - криминогенный уровень» фиксирует такие формы делинквентного поведения, как дисциплинарный проступок, административные правонарушения, преступление против личности или против собственности. В их основе лежит различная мотивация личности - агрессивная ориентация, корыстная ориентация или ориентация социально-пассивного типа.
Девиации - это не случайные факты, а социальные явления и процессы, приобретающие определенное распространение в обществе, совокупность актов массового нарушения социальных норм, вплоть до социальной аномии - отсутствия институциональных средств, устанавливающих процедуру достижения социально одобряемых целей (по Р. Мертону). Так, в зависимости от институциональных средств (нормативной структуры) и от достижения этих целей, намерений и реализации интересов (культурной структуры) альтернативами нормативного социального
* Назаренко Сергей Владимирович, e-mail: [email protected]
действия - конформизма как равновесия между целями и средствами являются:
- ритуализм - отказ от целей ради подчинения общепринятым стандартам, нормам-правилам, для которого характерна максимальная степень усвоения и исполнения институциональных требований, минимальная - акцентирование целей;
- новации - отказ от институциональных средств при одновременном сохранении личных стремлений к достижению положительного результата (успеха), который характеризуется конфликтом, связанным с неудачей индивида в достижении определенной цели (ретроспектива) и усилением акцента на достижение значимых для престижа целей любыми средствами (проспектива), что инициирует дисбаланс, нарушение динамического равновесия между общепринятыми целями и средствами их достижения;
- ретритизм - «уход» от среды вследствие отрицания цели и средств ее осуществления «чужаками», которыми могут быть индивиды, либо перенесшие ранее ряд неудач в стремлении достигнуть цели законными средствами, либо не способные (не предрасположенные и/или не подготовленные) прибегнуть к незаконным способам из-за наличия внутреннего запрета и институционального принуждения, но которым присуща ценность успеха как цели и уверенность, что при иных возможностях, в другой ситуации она активизируется и реализуется;
- мятеж - освобождение от доминирующих стандартов, являющееся следствием неудачи или ограниченности возможностей и перспектив, что обуславливает необходимость введения нового социального порядка, т.е. бунт, сопровождающийся отвержением преобладающих ценностей и принятием новых, обновлением устаревших средств и целей.
В социальных практиках при исполнении норм-правил в зависимости от различных видов трудовой, профессиональной деятельности и межличностного общения, от решаемых задач, от ситуаций и условий, а также от иных факторов люди выбирают наиболее приемлемую для них альтернативу.
При этом если нормативному поведению индивидов преимущественно присуща однозначность, то отклонению от него - амбивалентность в силу двоякого значения. Если позитивные отклонения являются средством, механизмом развития общества, повышения уровня его организованности, устранения (минимизации) или преодоления уста-
ревших традиционных стандартов поведения, то негативные - дисфункциональны, так как дезорганизуют систему социальных взаимодействий.
В позитивных отклонениях, с одной стороны, присутствуют профессиональные (трудовые, служебные), а с другой - социальные аспекты. В данном континууме на одном полюсе социальное творчество (героизм, воинский подвиг, мужество, отвага, самопожертвование, военная хитрость и т.п.), на противоположном - собственно девиации (социальный паразитизм, бюрократизм, преступность, терроризм, коррупция, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство и др.).
Границы между ними подвижны как во времени, так и в социальном пространстве. Как в субкультурах общества, в различных обществах в одно и то же время конкретный поступок может расцениваться позитивным или негативным, так и определенный поступок в различное социально-историческое время в одних и тех же субкультурах общества, различных обществах может расцениваться позитивным или негативным. К примеру, для одной стороны человек - шпион (враг), а для другой - разведчик (друг).
Отклоняющееся поведение обусловлено не столько биологическими (генетическими, психофизиологическими, физиологическими), психологическими, сколько социальными факторами, такими как социальное неравенство, стратификация, расслоение общества на богатых и бедных, неоднородность микро- и макросреды, отсутствие социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработица, инфляция, урбанизация, технизация производства, миграция, изменчивость ценностно-нормативной и знаково-символической систем, стигматизация, аномия, социальная дезорганизация, социальный конфликт, социальные войны и революции, техногенные, природные катаклизмы и др. Общество провозглашает общие для всех символы успеха, но при этом ограничивает реальный доступ к социально признанным средствам их достижения, тем самым создает условия для антиобщественного поведения, провоцирует индивида на совершение девиаций, девиантную адаптацию к условиям аномии. Источники девиаций находятся в неразрешенных противоречиях: а) между доминирующими ценностями и нормами; б) между целями и средствами их достижения; в) между потребностями личности и невозможностью их удовлетворить. Наиболее рельефно они
проявляются в военных и воинских преступлениях.
Резкие отклонения от модальных, типичных стандартов социального поведения как в позитивную, конструктивную, созидательную, так и в негативную, деструктивную, разрушительную сторону угрожают социально-экономической и социально-политической стабильности общества, всегда ценившейся и ценящейся превыше всего. Так, социальный контроль, имея ограниченный характер действия, обусловленный нарушениями норм-правил, фиксирует как девиант-ное (деструктивное), так и инновационное (конструктивное) поведение. Он функционально ориентирован на обеспечение стабильности и воспроизводство порядка. Контролирующие воздействия агентов контроля по отношению к контрагентам всегда являются формой ответной социальной реакции на тот или иной вид отклонения. Она обусловлена степенью общности нарушаемых норм. Так: а) чем выше степень общности ценностей и норм-правил, тем решительнее действия государства и общества к их нарушителю; б) чем ниже степень общности ценностей и норм-правил, тем больше усиливается неформальный социальный контроль; в) чем сложнее институциональная и стратификационная структура общества, тем разнообразнее институциональные и стратификационные формы контроля; г) чем менее социально значимые нормы-правила нарушаются индивидом, тем терпимее может быть реакция среды на его девиантные действия; д) чем демократичнее общество, тем приоритетнее не внешний, а внутренний контроль, в том числе личностный самоконтроль индивида.
Если агент контроля не имеет возможности или не обладает мягкой силой для того, чтобы склонить контрагента к добровольному исполнению норм-правил поведения сотрудничества, то он прибегает к жесткой силе для того, чтобы добиться подчинения. Именно поэтому базовой социологической закономерностью социального контроля является безапелляционное подчинение жизнедеятельности каждого индивида конкретным нормам-правилам и их требованиям. Социальный контроль, в отличие от традиционного его понимания, в развитом гражданском обществе ориентирован на: а) соблюдение прав и свобод личности - обеспечение гарантий политической и экономической ее независимости; б) соблюдение принципов правового государства и гражданского общества, связанных с обеспечением раз-
деления властей, верховенством закона, независимостью средств массовой информации. Его приоритеты смещаются из области непосредственного в область косвенного контролирующего воздействия, носящего характер регулятивного влияния. Модель поведения формируется институтами гражданского общества, его системой естественной социальной саморегуляции - внутреннего контроля общества
1
и внутреннего контроля личности .
Социальный контроль в современном обществе - это система агентств и агентов контролирующих воздействий. С одной стороны, это органы государственной власти и должностные лица государства, а с другой - негосударственные организации и граждане. Гармоничное сочетание их усилий оказывает преимущественно позитивное контролирующее воздействие на контрагента контроля с целью предупреждения девиаций (делинквенций). Однако не всегда и не все агенты осуществляют контроль непринудительными методами. Нередко используются методы принуждения, жесткие санкции в рамках прямых и косвенных методов управления. Если в первой группе представители агентств
социальной профилактики, то во второй - агентств бе-
2
зопасности, компенсации и наказания .
В современном российском обществе агентами социального контроля являются: а) общесоциальные агенты -субъекты представительной власти (Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания, законодательные собрания субъектов РФ), субъекты исполнительной власти (Президент РФ и Правительство РФ, министерства и агентства, службы и комитеты, администрации региональной и территориальной власти), субъекты (организации, учреждения, службы и их представители) из сфер здравоохранения и образования, культурно-воспитательной деятельности и социального обслуживания, осуществляющие социальный контроль при исполнении своих функций; б) специальные агенты - правоохранительные органы, прокуратура, суд, адвокатура, учреждения юстиции, таможня, федеральная служба безопасности, выполняющие социальный контроль
1 См.: Назаренко С.В. Социологическое изучение организации социального контроля поведения военнослужащих в процессе военной службы: Монография. Череповец, 2002.
2 См.: Анищев В.П. Методология общественного контроля социального развития Российской Федерации: Монография. М., 2007.
через применение мер ограничивающего и принудительного характера в части, касающейся обеспечения законности, национальной (общественной и государственной) безопас-ности1; в) вспомогательные агенты - коммерческие и некоммерческие организации, учреждения образования и науки, культуры и искусства, физической культуры и спорта, путешествий и туризма, частные детективы и охранные службы, а также институты и организации гражданского общества -собрания и советы граждан, трудовые и иные коллективы, разного рода ассоциации как саморегулируемые организации, имеющие территориальную, производственную, профессиональную, учебную, научную, религиозную и иную основу, а также другие социальные общности и организации, осуществляющие общественный (народный) контроль -контроль общественности.
Государство является самой крупной социальной организацией общества. Военная организация государства -одна из самых крупных социальных организаций государства. Социальная организация Вооруженных Сил РФ - основа военной организации российского государства2. Ее деятельность всегда находилась и находится в фокусе социального контроля, альтернативными и взаимодополняющими формами, которого являются следующие.
1. Государственный контроль - периодическая проверка уполномоченными органами государственной власти деятельности Вооруженных Сил РФ, в том числе воинских частей (подразделений), воинских должностных лиц, военнослужащих, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений норм-требований, по результатам которой при выявлении нарушений применяются меры государственного принуждения . Государственный контроль - форма осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативных актов,
1 См.: Ямалетдинова Н.В., Фефелов В.В. Социальный аудит в системе контроля общества и государства над деятельностью МВД России: Монография. Уфа, 2015.
2 См.: Федотова Ю.Г. Государственный и общественный контроль в механизме обеспечения безопасности Российской Федерации: Монография. М., 2016.
3 См.: Арутюнян Д.А. Государственный контроль деятельности органов предварительного следствия: Монография. М., 2012.
издаваемых органами государства1. Он служит обеспечению, во-первых, надлежащего исполнения органами управления и воинскими должностными лицами решений государственных органов и должностных лиц; во-вторых, исполнения военнослужащими своих обязанностей; в-третьих, наблюдаемости и управляемости социальных процессов в воинских частях (подразделениях) Вооруженных Сил РФ со стороны органов государственной власти.
Как институциональный социальный контроль государственный контроль объединяет в себе: а) политический контроль - реализовывается органами и должностными лицами, которые наделены полномочиями верховной власти (парламент, региональные и местные выборные органы, политические партии, представленные в органах власти); б) административный контроль - осуществляется исполнительными органами всех ветвей власти как контроль вышестоящих должностных лиц за действиями подчиненных; в) судебный контроль - осуществляют суды: общие (гражданские), военные, арбитражные и Конституционный суд РФ2.
Применительно к военной сфере жизнедеятельности общества в соответствии с характером полномочий агента, реализующего государственный контроль, осуществляется: 1) контроль Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации - президентский контроль (агенты контроля - Президент РФ, в том числе частично Администрация и Контрольное управление Президента РФ); 2) контроль субъектов законодательной власти - парламентский контроль (агенты контроля - Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ); 3) контроль органов исполнительной власти -правительственный контроль (агенты контроля - Председатель Правительства РФ, Министр обороны РФ); 4) контроль органов судебной власти - судебный контроль (агенты контроля - Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, военный трибунал). Направлениями их деятельности выступают: первое - контроль за соблюдением норм, регулирующих различные сферы отношений в Вооруженных Силах РФ; второе - контроль посредством правотвор-
1 См.: Косаренко Н.Н., Хутинаев И.Д. Государственный контроль в системе управления: Монография. М., 2009.
2 См.: Новиков А.В. Контроль в социально-политической системе российского общества: Монография. М., 2005.
ческой деятельности в военной сфере, а также реализация иных социально-экономических, политико-правовых мер, воздействующих на детерминанты военной и воинской преступности, правонарушений, правопорядка и воинской
дисциплины в войсках (силах), сохранения жизни и
1
здоровья военнослужащих .
2. Гражданский (общественный) контроль - публичный контроль общественности и отдельных граждан, социальных организаций и движений, а также общественного мнения. Его агенты - это сформировавшиеся институты гражданского общества, в фокусе которых находится наблюдение за формальным и неформальным участием отдельных граждан и их объединений, которые в свою очередь сами осуществляют гражданский контроль. Он не предполагает подмену государственного контролирующего органа2. Его целью является достижение: а) интегрированности военнослужащих в отечественную политическую систему, но недопустимости вмешательства армии в политику; б) социального развития военнослужащих, способных выполнить свой конституционный долг, ибо общество заинтересовано в безопасности, которую гарантирует и обеспечивает армия; в) исключения из практики ущемления интересов военнослужащих; г) искоренения злоупотреблений командиров (начальников), административного и казарменного произвола, порождаемых ошибками, упущениями военных и гражданских должностных лиц. Общественный контролер как представитель гражданского общества или военного сообщества не наделяется государственными властными полномочиями3. Он посредством своих гражданских инициатив помогает: а) преодолеть социальные проблемы, возникшие при реализации прав и свобод человека и гражданина; б) достичь социально-правовой защищенности личности; в) повысить уровень воинской (служебной) дисциплины военнослужащих.
1 См.: Оборский А.Ю. К вопросу о социальной детерминации системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки», 2006, № 3(35), с. 71-79.
2 См.: Вестов Ф.А., Петров Д.Е. Силовые структуры в политической жизни правового государства: власть и гражданский контроль: Научная монография / Под ред. Н.И. Шестова. Саратов, 2011.
3 См.: Зубарев С.М. и др. Общественный контроль за деятельностью государственных органов в условиях модернизации России: Монография. М., 2011.
Гражданский контроль как внегосударственный контроль общественных организаций и объединений, групп граждан, которые не наделены государственно-властными полномочиями, фокусируется на деятельности органов государственного и военного управления, органов управления в Вооруженных Силах РФ, воинских должностных лиц, военнослужащих. Его правовую основу определяет Конституция РФ, согласно которой граждане наделены правом личного участия в управлении делами государства. Тем самым общественность получает контрольные полномочия в отношении деятельности органов государственного и военного управления. Эти полномочия детализированы и прописаны в следующих документах: Федеральные законы «Об Общественной палате Российской Федерации» (от 04.04.2005 г. № 32-Ф3), «Об общественных объединениях» (от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ, ред. от 31.01.2016 г.), Указ Президента РФ «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» (от 04.08.2006 г. № 842, ред. от 23.05.2013 г.), Приказ Министра обороны РФ «Об образовании Общественного совета при Министерстве обороны РФ» (от 16.11.2006 г. № 490).
Основными формами контролирующей деятельности Общественного совета являются пленарные заседания, заседания комиссий (рабочих групп), а предметом контроля: 1) патриотическое воспитание и сохранение исторического наследия; 2) культурно-шефская работа и межнациональные отношения; 3) комплектование войск (сил) военнослужащими по призыву и по контракту; 4) обеспечение правопорядка и воинской дисциплины в частях (подразделениях); 5) военное строительство и научные исследования в сфере безопасности; 6) спортивно-массовая работа и сохранение здоровья военнослужащих; 7) информационное сопровождение деятельности Вооруженных Сил РФ; 8) повышение социально-правового статуса и социальной защищенности военнослужащих (членов их семей) и гражданского персонала. Его решения принимаются в форме заключений, предложений и обращений. Они носят рекомендательный характер, но об их социальной эффективности свиде-
тельствует вызываемый общественный резонанс.
Весь спектр контролирующей деятельности рабочих групп комиссий Общественного совета в рамках гражданского контроля сфокусирован на: а) обеспечении учета и реализации личностных потребностей и интересов, а также защиты регламентированных прав и свобод граждан РФ; б) защите предоставленных прав общественным организациям, реализующим мероприятия по формированию нового облика Вооруженных Сил РФ; в) осуществлении гражданского контроля деятельности органов военного управления и органов управления в войсках, реализующих интенсификацию учебно-боевой деятельности личного состава войск армии и сил флота.
Наряду с этим формами прямого гражданского контроля за деятельностью военной организации государства и непосредственно Вооруженных Сил РФ выступают: 1) журналистские и иные подобного рода расследования; 2) коллективные и индивидуальные обращения граждан в органы государственного и военного управления, органы управления в войсках; 3) научные и научно-исследовательские труды, разного рода отчеты, доклады и экспертизы, публицистические и художественные произведения, являющиеся средством формирования общественного мнения и способом контролирующего воздействия как на правящую элиту, так и на граждан1; 4) участие граждан в управлении делами общества через иные общественные организации (Общероссийская общественная организация ветеранов войны и военной службы (свыше 3 млн. членов), Союз комитетов солдатских матерей России (свыше 200 организаций) и др.); 5) публичные обсуждения проектов законов и других важных вопросов жизни и военно-профессиональной деятельности военнослужащих Вооруженных Сил РФ; 6) народная законодательная инициатива в области военного строительства и прохождения военной службы; 7) суд присяжных; 8) общественные экспертизы законопроектов и другие формы.
Гражданский контроль - это прежде всего наблюдение за деятельностью военнослужащих как должностных лиц, оценка законности и эффективности этой деятельности, а
1 См.: Брега А.В. Транснационализация политической элиты и влияние этого процесса на суверенитет государства // Власть, 2014, № 11, с. 77-83.
также принятие политико-правовых и административных мер по пресечению выявленных нарушений прав и свобод личности военнослужащего, социальных групп военнослужащих. Ответственное отношение военнослужащих к исполнению своих обязанностей повышается при прозрачности, полной, достоверной, своевременной и регулярной информации. Поэтому прозрачность деятельности военной организации государства - это важнейшее условие эффективности гражданского (общественного) контроля1.
Непосредственно в Вооруженных Силах страны от имени государства контроль осуществляется институциональными агентами ведомственного контроля, которыми являются: а) Министерство обороны РФ как федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство), проводящий военную политику и осуществляющий государственное управление и контроль в области обороны страны; б) органы военного управления Вооруженных Сил РФ - центральные органы военного управления (входят в структуру Министерства обороны РФ), органы военного управления видами, родами войск Вооруженных Сил РФ, военными округами, соединениями и воинскими частями, а также непосредственно воинские должностные лица -командиры (начальники), в обязанности которых входит осуществление контролирующей деятельности. Наряду с ними, но от имени гражданского общества контроль осуществляется и агентами внеинституциональной формы ведомственного контроля в Вооруженных Силах РФ. Таким агентом является Коллегия Министерства обороны РФ как коллективный орган руководства Вооружёнными Силами РФ, в том числе видами, родами войск, военными округами (флотами), группами (группировками) войск. Она как коллективный агент вневедомственного контроля включает в себя контролирующую деятельность Министра обороны РФ, начальника Генерального штаба ВС РФ, заместителей Министра обороны РФ, директоров Федеральных служб по военно-техническому сотрудничеству, по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства специального строительства, главнокомандующих Сухопутными войсками, Воздушно-космическими силами, Военно-Морс-
1 См.: Гостев А.Н., Демченко Т.С. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства: Монография. М., 2011.
ким Флотом, командующих Ракетными войсками стратегического назначения, Воздушно-десантными войсками.
Система «агентств» и «агентов» социального контроля в воинских частях (подразделениях), видах и родах войск Вооруженных Сил РФ - это совокупность объединенных единой контролирующей целью органов государственного и военного управления, органов управления в войсках, а также государственных и воинских должностных лиц и гражданского персонала. Они реализуют свои статусные полномочия, права и функциональные обязанности по обеспечению поддержания социального порядка в военной организации государства1. Так, на каждом уровне социального взаимодействия по принципу иерархического строения функционируют соответствующие органы государственного и военного управления, которые выполнят функции внутриведомственного административного контроля. Система социального контроля объединяет в себе органы: а) специализированные, которым контроль предписан в качестве главного направления деятельности, т. е. это специально созданные для выполнения контролирующей функции органы; б) относительно специализированные, которые выполняют функции по минимизации социальных отклонений как дополнительную задачу, т. е. контролирующая функция для них не основная, она выполняется в комплексе с иными функциями, приоритетными для данного субъекта; в) неспециализированные, осуществляющие контролирующие воздействия по объективной необходимости. В армейской среде это система агентов контроля, объединяющая командный состав как орган управления и контроля в войсках, органы воспитательной работы, субъекты военно-профессионального образования и культурно-просветительной работы, военную прокуратуру, органы военной юстиции, суд, военную комендатуру, финансовые органы, особый отдел и другие учреждения, имеющие статус государственного органа в Вооруженных Силах2. Наряду с ними выделяются и товарищи по службе, которые осуществляют товарищеский (воинский) контроль как один из наиболее действенных видов социального контроля.
1 См.: Косаренко Н.Н. Система государственного контроля в Российской Федерации: Монография. М., 2008.
2 См.: Тарасов А.М. Государственный контроль в России: Монография. М., 2008.
В зависимости от факторов внешней социальной среды - направленности деятельности воинской части (подразделения), ее целей и задач, а также типа личности военнослужащего (первый - не предрасположен и не подготовлен к контролю, второй - предрасположен, но не подготовлен, третий - не предрасположен, но подготовлен, четвертый -предрасположен и подготовлен к контролю), занимающего статус агента или контрагента контроля и исполняющего контрольные функции, доминирующим является один из четырех типов социального контроля: 1) институциональный (межгрупповой), когда нормативное поведение военнослужащего преимущественно обеспечивается (достигается) социальным институтом - институтом военной службы; 2) организационный (внутригрупповой) - многоуровневой социальной организацией от первичного воинского подразделения до Вооруженных Сил РФ; 3) референтный (межличностный) - позитивной или негативной референтной группой, мотивирующей военнослужащего на нормативное или девиантное поведение; 4) личностный самоконтроль (внутриличностный) - полностью социализированными нормами поведения на основе согласия военнослужащего с внешними нормами-правилами, его идентификации с ролевыми ожиданиями окружения, интернализации им социаль-1
ных ценностей среды .
Социальный контроль - это регулирование социального поведения индивидов посредством социальных институтов (форм организации совместной жизнедеятельности людей, удовлетворяющей социальные, экономические, политические, культурные или иные потребности), в также иных вне-институциональных форм. Альтернативными и взаимодополняющими формами социального контроля действий военнослужащих выступают: а) институциональная - социальные институты с помощью специальной системы мер -социальных санкций контролируют соблюдение военнослужащим норм-правил воинского поведения, которые официально одобрены обществом и его институтами. Она реализуется посредством особого, специализирующегося на контролирующей деятельности аппарата - совокупности
1 См.: Назаренко С.В. Социальный контроль военной службы в Российской Федерации (социологический анализ на примере военнослужащих Вооруженных Сил РФ): Монография. Череповец, 2007.
взаимодополняющих государственных и общественных организаций (органов, учреждений и объединений); б) внеинсти-туциональная - нормы-правила воинского поведения, исполнение которых обеспечивается силой общественного мнения, воинской морали и нравственности. Эта форма как особый вид саморегулирования, присущего всем социальным системам, представляет собой контроль за поведением военнослужащих со стороны массового (группового и общественного) сознания. Оно функционирует как нравственно-психологический и социально-психологический механизм непрерывного мониторинга поведения военнослужащих и оценки его соответствия предписаниям и ожиданиям. Наблюдая за другими членами группы, общности, общества и постоянно сопоставляя себя с ними, военнослужащие, социализируясь, усваивают нормы воинского поведения. Благодаря взаимным социальным контактам они осознают ценности военной службы, приобретают войсковой и воинский опыт, опыт участия в боевых действиях и военно-профессиональные компетенции ролевого поведения.
С помощью различных средств конструируются информационные воздействия, специальные механизмы, побуждающие и принуждающие военнослужащего к определенному, заданному социальному действию. Инструментом и проводником идеи о необходимости обеспечения безопасности страны являются как средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы) и коммуникации (интернет), так и межличностное общение военнослужащих в пределах воинской части (подразделения) Вооруженных Сил РФ. Современное состояние социального контроля военной службы - социального контроля в различных социально-профессиональных и демографических группах военнослужащих - характеризуется, с одной стороны, институциональным (нормативным, законодательным) и организационным запаздыванием (доминирование ретроспективной направленности), с другой стороны - актуализацией необходимости выведения его на уровень опережающего состояния (доминирование перспективной направленности).
Смещение приоритетов военной службы от грубой, бездушной, основанной на физических и административных санкциях, в сторону интеллектуальной, творческой, гуманной, базирующейся на научных знаниях, характеризует «опережающее состояние» социального контроля военной
службы во всех его типах, формах, видах реализации. Оно предполагает, что в его системе агентств и агентов контроля сосредоточены наиболее подготовленные военные специалисты. Они максимально используют современные научные достижения в поиске оптимальных регулирующих решений, допускают открытое сравнение результатов контроля с потребностями общества и государства. Этим обеспечивается функциональная ориентированность контроля на формирование у военнослужащих стремления к служению интересам российского государства и общества. Военнослужащие, профессионально занятые воинским трудом, должны быть интеллектуально и физически подготовленными, обладать аналитическим и прогностическим мышлением, навыками авторитарного и демократического стиля контроля (руководства).
Итак, на современном этапе в рамках формирования «опережающего состояния» в армии внедряются новые, востребованные социальной ситуацией регуляторы деятельности военнослужащих, что предполагает усиление личностного самоконтроля как основы государственного и гражданского контроля.
Назаренко С.В. Реализация государственного и гражданского контроля (на примере Вооруженных Сил РФ). Эффективность государственного и гражданского контроля в современном российском обществе определяется состоянием социального контроля, его институциональным, организационным, межличностным и личностным аспектами. Переход от организационного запаздывания к опережающему состоянию возможен на основе усиления личностного самоконтроля как залога развития активной государственной и гражданской позиций военнослужащих.
Ключевые слова: социальный контроль, государственный контроль, гражданский контроль, военная служба, вооруженные силы.
Nazarenko S.V. The implementation of state and civil control (on the example of the Armed Forces of the Russian Federation). The effectiveness of the state and civil control in the modern Russian society is determined by the state of social control, its institutional, organizational, interpersonal and personal aspects. The transition from the organizational delay to the advanced state is possible on the basis of strengthening personal self-control as a guarantee of the development of active civil and military personnel positions.
Keywords: social control, state control, civil control, military service, armed forces.