УДК 621.039.7
© 2011: О.Э. Муратов, ФНО «XXI век»
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ
И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ»
О.Э. Муратов
Северо-Западное отделение Ядерного общества России, Санкт-Петербург
Эл. почта: oleg@twell.ru Получено редакцией 22.10.2010, принято к печати 24.01.2011
В статье проанализирована сложившаяся в стране к настоящему времени система обращения с радиоактивными отходами (РАО), которой на начальных этапах развития ядерных технологий не уделялось должного внимания, и на создание которой направлена принятая в 2007 г. Федеральная целевая программа (ФЦП) «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года». Проведен анализ основных положений ФЦП, и рассмотрены реализованные и планируемые мероприятия программы в Северо-Западном регионе России.
Ключевые слова: ядерные технологии, инфраструктура, хранилище, захоронение, геологическая формация.
IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL TASK PROGRAM "NUCLEAR AND RADIATION SAFETY ASSURANCE IN THE NORTHWEST
REGION OF RUSSIA"
О.Е. Muratov
Northwest Branch of the Nuclear Society of Russia, Saint-Petersburg
E-mail: oleg@twell.ru
The approach to nuclear waste handling currently practiced in the Russian Federation is addressed. This issue was not properly treated at the early stages of developing of nuclear technologies and is now tackled by the Federal Task Program "Nuclear and Radiation Safety Assurance in the Year 2008 and up to the Year 2015". The main propositions of the Program are reviewed with emphasis on their significance for the Northwest Region of the Russian Federation. Keywords: nuclear technologies, infrastructure, storage, waste burial, geological formations.
Проблема обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии является ключевой проблемой, от решения которой зависят масштабы и динамика развития ядерной энергетики, а также дальнейшее внедрение ядерных и радиационных технологий.
На начальных этапах развития ядерных технологий, используемых исключительно в военных целях, требовалось скорейшее наращивание ядерных потенциалов, и вопросам ядерной, радиационной и экологической безопасности не уделялось должного внимания. Сверхзакрытость отрасли и недостаток научных знаний также не способствовали исследованию проблем воздействия ядерных технологий на человека и окружающую среду.
Гонка вооружений, развитие «мирной» ядерной энергетики, использование радиационных технологий в медицине, науке и промышленности привели к созданию ядерно- и радиационно-опасных производств и, как следствие, к загрязнению больших территорий. Полноценной системы обращения с образующимися радиоактивными отходами (РАО), направленной на их изоляцию от биоцикла, создано не было, решения, закладываемые в проекты таких производств, были ориентированы только на длительное хранение во временных хранилищах.
Наряду с ядерным наследием можно говорить и о наследии плановой экономики, в рамках которой решение многих вопросов откладывалось на более поздние сроки. В условиях отсутствия правовых требований по захоронению РАО пункты хранения создавались с учетом специфики работы предприятий и используемых технологий, вследствие чего практически отсутствуют типовые решения по изоляции отходов. В итоге в России имеется 1129 пунктов хранения РАО, которые размещены на 69 предприятиях в 33 регионах России [1]:
Европейская часть - 21 субъект, 42 предприятия;
Урал - 3 субъекта, 10 предприятий;
Сибирь - 5 субъектов, 10 предприятий;
Дальний Восток - 3 субъекта, 7 предприятий.
Хранение твердых РАО осуществляется в хранилищах более 30 различных типов, представленных в основном специализированными зданиями или внутрипроизводственными помещениями, траншеями и бункерами, емкостями и открытыми площадками. Жидкие отходы размещены в хранилищах более чем 18 различных типов, в основном представленных отдельно стоящими емкостями, открытыми водоемами, пульпохранилищами и пр. [1]. Окончательное решение вопросов обращения с РАО и вывода из эксплуатации радиационно-опасных объектов откладывалось на последующее время.
41
В результате такого подхода на протяжении более чем полувека шло накопление проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, главным образом при обращении с РАО и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), а также связанных с выводом из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов. К настоящему времени в России накоплено 477 млн м3 жидких и 77 млн т твердых РАО, образовавшихся в основном в результате реализации оборонных программ (рис. 1), остановлено, но не выведено из эксплуатации около 100 радиационно-опасных объектов (в том числе 5 энергоблоков АЭС, 11 промышленных и 26 исследовательских реакторов), ежегодно выводится из эксплуатации порядка 55 тыс. закрытых радионук-лидных источников с истекшим назначенным сроком эксплуатации.
Не менее напряженное положение, также являющееся следствием плановой экономии, сложилось и с ОЯТ. В настоящее время в России накоплено 18,75 тыс. т ОЯТ, и ежегодно при эксплуатации энергетических, транспортных и исследовательских реакторов образуется более 670 т. Для обращения с указанным объемом ОЯТ производственных мощностей не создано. Несмотря на то что стратегией России по обращению с ОЯТ является его переработка, на заводе РТ-1 (ФГУП «ПО «Маяк») перерабатывается только ~12% ОЯТ (ОЯТ транспортных и исследовательских реакторов, реакторов ВВЭР-440 и БН-600).
ОЯТ реакторов ВВЭР-1000 (~30%) перемещается в централизованное хранилище ФГУП «Горно-химический комбинат», а ОЯТ реакторов РБМК-1000, составляющее более половины всего наработанного ОЯТ, размещено в пристанционных хранилищах Ленинградской, Курской и Смоленской АЭС, заполненность которых близка к 100%. Вследствие этого происходит его постоянное накопление (рис. 3).
Рис. 1. Накопление, образование и переработка РАО в России.
По данным системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ (РВ) и РАО из общего количества РАО, накопленных на предприятиях различных форм собственности и ведомственной принадлежности, более 90% образовалось в результате прошлой оборонной деятельности (включая утилизацию атомных подводных лодок) [2] и находится на трех предприятиях - ФГУП «ПО «Маяк», ОАО «Сибирский химический комбинат» и ФГУП «Горно-химический комбинат» (рис. 2).
Рис. 2. Распределение радиоактивных отходов, в том числе высокоактивных отходов (ВАО), по активности.
Рис. 3. Накопление, образование и переработка ОЯТ.
Прямым следствием такой политики «отложенных решений» в сфере ядерной и радиационной безопасности является негативное состояние общественного мнения по ядерной энергетике.
Следует отметить, что и во всех странах, имеющих ядерную энергетику и развивавших ядерно-оружейный комплекс, вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности не уделялось должного внимания. Государственные программы по организации безопасного обращения с РАО и ОЯТ, выводу из эксплуатации ядерно - и радиационно-опасных объектов, реабилитации радиационно загрязненных территорий и ликвидации наследия гонки вооружений начали осуществляться только в последние 20 лет [3].
В России практическая широкомасштабная реализация комплекса мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности включая развитие систем обращения с РАО и ОЯТ, выводу из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов и ликвидации проблем «ядерного наследия» началась только после ратификации «Объединенной конвенции по безопасному обращению с ОЯТ и по безопасному обращению РАО» (ноябрь 2005 г.) и с принятием в 2007 г. ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» [4].
42
Впервые за более чем 60-летнюю историю атомной отрасли на реализацию ФЦП, предусматривающей создание объектов инфраструктуры по обращению с РАО, создание мощностей по переработке, хранению и транспортированию РАО, а также обеспечение безопасности с ранее накопленными ОЯТ и РАО, запланирован объем финансирования за счет средств федерального бюджета в размере 131,82 млрд руб. Наибольший объем финансирования связан с созданием инфраструктуры по обращению с ОЯТ (54,4 млрд руб.) и РАО (29,7 млрд руб.) [5]. Распределение мероприятий и финансирования ФЦП по субъектам Российской Федерации приведено на рис. 4.
Основной целью ФЦП является комплексное решение проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности, связанных с обращением с РАО и ОЯТ, выводом из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов, а также совершенствованием систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности.
При реализации ФЦП будут выполнены следующие мероприятия [6]:
• ввод в эксплуатацию мощностей хранилищ ОЯТ общим объемом 44 тыс. т, в том числе 4380 т проблемного ОЯТ в объекте длительного хранения;
• строительство хранилищ ТРО общим объемом 165 тыс. м3;
• реконструкция объектов временного хранения РАО с преобразованием их в объекты приповерхностного захоронения;
• подготовка к выводу из эксплуатации 188 ядерно-и радиационно-опасных объектов;
• ликвидация 42 остановленных ядерно- и радиационно-опасных объектов;
• реабилитация 1482 тыс. м2 радиационно загрязненных территорий;
• перевод в экологически безопасное состояние радиоактивных отходов общей активностью до 3х1019 Бк;
• создание новых технологий и установок по переработке ОЯТ и иммобилизации РАО;
• обоснование и разработка методологической основы и экономических механизмов безопасного функционирования государственной системы обращения с РАО, национальных и региональных объектов длительного хранения и захоронения РАО;
• научное и информационно-аналитическое обеспечение в области безопасного обращения с ОЯТ и РАО.
Первый этап реализации ФЦП можно определить как время выработки решений по основным вопросам обращения с РАО и ОЯТ, главным образом принятие Федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами», устанавливающего правовые основы деятельности при обращении с РАО, предусматривающего создание Единой государственной системы обращения с РАО и определяющего принципы, систему и порядок обращения с РАО. Принятый 20.01.2010 г. Государственной Думой в первом чтении закон является главным промежуточным итогом выполнения первого этапа ФЦП.
Следующим этапом, завершающим выработку правовых основ по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, должно стать принятие Федеральных законов «Об обращении с отработавшим ядерном топливом» и «О выводе из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов». В настоящее время
м эчее 100 100 - 500 500 - ЮСО 1000 - 5000
Рис. 4. Объемы финансирования ФЦП по субъектам Российской Федерации.
43
разработаны концепции законов, и их внесение в Государственную Думу планируется в 2011 г.
Важнейшим практическим мероприятием ФЦП является строительство на территории ГХК сухого хранилища ОЯТ реакторов РБМК, ввод в эксплуатацию первой очереди которого запланирован на первое полугодие 2011 г. (рис. 5) [7]. Необходимо отметить, что финансирование этого объекта, находящегося под особым контролем руководства Росатома, не было сокращено в связи с экономическим кризисом [8]. Создание этого объекта имеет особое значение для Ленинградской АЭС, заполненность пристанционного хранилища которой близка к 100%, а ее четыре энергоблока продолжают эксплуатироваться.
В области обращения с РАО ближайшими неотложными задачами являются:
• оптимизация категорирования РАО и разработка нормативов на способы их окончательной изоляции;
• разработка унифицированных технических требований к упаковкам для хранения и окончательной изоляции РАО;
• выбор мест и начало работ по созданию национального (для ВАО) и межрегиональных (для САО и НАО) объектов окончательной изоляции РАО.
Научные мероприятия ФЦП по категорированию и классификации РАО являются важнейшими для разработки технических требований к упаковкам и местам захоронения РАО. Существующая упрощенная классификация РАО (ВАО, САО, НАО) включает отходы с удельной активностью менее 1,0 х 105 Бк/кг для искусственных радионуклидов и менее 5,0 х 105 Бк/кг для естес-
твенных, которые имеют настолько низкое содержание радионуклидов, что при определенных условиях могут быть выведены из-под контроля регулирующих органов, и дальнейшее обращение с ними может быть ограничено использованием на площадках предприятий атомной промышленности. Впервые категория отходов очень низкого уровня активности была предложена в Швеции более 25 лет назад, и позднее этот подход был принят в ряде других стран. Было продемонстрировано на практике, что могут быть обеспечены требования радиационной защиты и экологической безопасности при размещении ОНАО в наземных хранилищах упрощенного типа.
Принятый в первом чтении закон «Об обращении с радиоактивными отходами» предусматривает введение категории особо низкоактивных РАО (ОНАО), объемы которых составляют ~78% от общего объема НАО (рис. 6). Очевидно, что обращение с такой категорией отходов должно проводиться по своим правилам и требованиям обеспечения безопасности. К такой категории отходов могут быть отнесены и отходы нефте- и газодобывающей промышленности, загрязненные естественными радионуклидами, которые в настоящее время не попадают ни под категорию РАО, ни под категорию промышленных отходов.
Вопросы обеспечения ядерной и радиационной безопасности особенно актуальны для Северо-Западного региона России, который как ни один регион мира насыщен ядерно- и радиационно-опасными объектами. На Северо-Западе сосредоточены самые разнообразные предприятия - источники ядерной и радиационной опасности и производители РАО, а вместимости существующих хранилищ РАО практически исчерпаны [2]:
Рис. 5. Панорама строительства сухого хранилища ОЯТ РБМК-1000.
44
а) ТРО: на 1 января 2007 года накоплено 77 млн т (активность 1,5-10" Бк)
б) Реструктуризация проблемы ТРО
ш
СлАО, включая РАО ; при добыче урановых руд
_ , _ САр,-1099тыс.т , _
Рис. 6. Существующая (а) и предлагаемая (б) классификация РАО.
8 энергоблоков АЭС (Ленинградская и Мурманская обл.);
6 исследовательских реакторов (Санкт-Петербург и Ленинградская обл.);
судостроительные и судоремонтные заводы, ведущие строительство, ремонт и утилизацию АПЛ, кораблей и судов с ЯЭУ (Архангельская и Мурманская обл., Санкт-Петербург); базы АПЛ и АНК Северного флота (Мурманская обл.);
ФГУП «Атомфлот», эксплуатирующий атомные ледоколы и лихтеровоз (Мурманская обл.); ФГУП «СевРАО» - бывшие береговые технические базы Северного флота, осуществлявшие прием и хранение РАО, временное хранение и подготовку к отправке на ОЯТ (Мурманская обл.);
• хранилище реакторных отсеков утилизированных АПЛ (Мурманская обл.);
• предприятия по хранению и переработке РАО (Ленинградская и Мурманская обл.);
• радиохимическое производство (Ленинградская обл.);
• более 4000 промышленных предприятий, научных и медицинских учреждений, использующих радиоактивные вещества(все субъекты).
Кроме того, через морские порты Санкт-Петербурга и Мурманска, а также по Октябрьской железной дороге осуществляется транспортирование свежего и отработавшего ядерного топлива.
Как видно из приведенных данных, основные источники образования и накопления РАО расположены в трех субъектах Северо-Запада - Архангельской, Ленинградской и Мурманской областях (рис. 7).
Рис. 7. Основные производители и пункты накопления РАО на Северо-Западе.
45
Всего в Северо-Западном регионе накоплено 167 741 м3 РАО, в том числе по субъектам:
Архангельская обл. - 7036 м3;
Ленинградская обл. - 118 883 м3;
Мурманская обл. - 41 822 м3.
Основное количество РАО, накопленных и образующихся в Северо-Западном регионе, представляют собой отходы низкого и среднего уровней удельной активности, содержащие радионуклиды с периодом полураспада не более 30 лет. Вместимости существующих морально и физически устаревших хранилищ РАО (первые хранилища были созданы в 1962 г.) практически исчерпаны, поэтому для решения проблемы изоляции короткоживущих НАО и САО и обеспечения дальнейшего безопасного развития объектов использования атомной энергии в регионе, которому следуют практически все европейские страны, необходимо создание пунктов захоронения РАО, отвечающих современным требованиям безопасности.
Учитывая географическое положение Северо-Западного региона (граничит с Евросоюзом), наличие действующих предприятий атомной отрасли, планирование ввода в эксплуатацию новых энергоблоков АЭС, а также наличие объектов ядерного наследия, в рамках ФЦП предусмотрено проведение широкомасштабных мероприятий по обеспечению ядерной, радиационной и экологической безопасности региона. Мероприятия ФЦП и объемы финансирования по субъектам региона приведены в табл. 1 [8].
Радиоэкологическая безопасность региона будет надежно обеспечена при захоронении РАО в твердом и отвержденном виде в объектах геологической изоляции различной глубины заложения. Окончательная изоляция НАО и короткоживущих САО достигается при их размещении в приповерхностных могильниках, а долгоживущих САО и ВАО - при подземном захоронении в массивах горных пород.
Анализ используемых способов хранения накопленных в предшествующие годы и эксплуатационных РАО показывает, что не все типы накопленных отходов возможно или экономически целесообразно извлекать из существующих хранилищ и изолировать от среды обитания человека в специально создаваемых сооружениях. Созданные в предшествующие годы масштабные объекты должны с повышением экологической безопасности преобразовываться в объекты окончательной изоляции без извлечения из них всех объемов накопленных РАО [8]. Такие сооружения будут представлять собой «локальные» объекты захоронения НАО и САО на промплощадках предприятий атомной отрасли.
Анализ свойств накопленных РАО и условий их хранения на предприятиях региона показывает, что подавляющее большинство накопленных на сегодняшний день отходов желательно размещать именно в «локальных» объектах окончательной изоляции (рис. 8).
Табл. 1.
Годовые объемы финансирования ФЦП по субъектам Северо-Западного федерального округа РФ
Субъекты, где предусмотрены мероприятия ФЦП Общее число мероприятий ФЦП Общий объем финансирования (млн руб. в ценах соответствующих периодов времени)
Всего, 2008-2015 гг. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 20112015 гг.
Архангельская обл. 11 2829,7 158,7 233,6 295,4 2142,0
Ленинградская обл. 8 3064,6 74,4 331,2 581,7 2077,3
Мурманская обл. 16 4823,0 279,6 674,7 669,9 3198,8
г. Санкт-Петербург 3 893,0 110,0 95,5 102,9 584,6
Всего по Северо-Западному региону 38 11610,3 622,7 1335,0 1649,9 8002,7
Рис. 8. Ранжирование накопленных РАО по способам окончательной изоляции.
46
Для захоронения удаляемых с промплощадок накопленных и вновь образующихся эксплуатационных отходов коммерческой деятельности предприятий атомной отрасли предполагается организация новых приповерхностных региональных могильников для окончательной изоляции НАО и короткоживущих САО. Для окончательной изоляции ВАО и долгоживущих САО требуется создание федерального объекта в глубоких геологических формациях.
Для научно обоснованного выбора мест размещения объектов захоронения, необходимо подтверждение безопасности захоронения РАО в пределах рассматриваемых массивов пород, а географические и геологические условия размещения площадки расположения объекта окончательной изоляции должны отвечать комплексу специфических технических требований.
Создание новых объектов атомной энергетики целесообразно на площадках, где уже проводились работы с радиоактивными веществами и население в определенной степени «привыкло» к существованию радиационно-опасных объектов. Следует учитывать также фактор наличия квалифицированных специалистов и желание молодежи связать судьбу с атомной отраслью.
Общая тенденция размещения региональных объектов предполагает их создание в малонаселенных районах на промплощадках значительного сосредоточения РАО или вблизи производств - источников их образования.
Наиболее оптимальное место захоронения необходимо выбирать с учетом технических и социально-экономических критериев:
Технические критерии:
- асейсмичность района;
- отсутствие тектонической активности;
- отсутствие повышенных геостатических давлений;
- отсутствие запасов полезных ископаемых;
- слабая проницаемость и высокая сорбционная емкость пород;
- возможная глубина заложения объекта;
- отсутствие проявлении оползней, селей, лавин и т.д.;
- водоразделы со значительной глубиной залегания грунтовых вод.
Экономические критерии:
- минимизация стоимости;
- наличие инфраструктуры для обращения с РАО;
- минимизация объемов перевозок.
Социальные критерии:
- низкая плотность населения;
- приближение к местам образования или накопления РАО;
- отсутствие санитарных зон охраны курортов;
- отсутствие особо охраняемых природных территорий.
Территория Северо-Западного региона крайне неоднородна с геологической точки зрения, поэтому имеются перспективные с геологической точки зрения территории. В процессе поиска пригодных для создания объектов окончательной изоляции РАО формаций, это позволяет рассматривать несколько альтернативных вариантов размещения с различными геологическими условиями (рис. 9) [9].
Анализ геолого-гидрогеологических материалов по исследуемым площадям позволил выделить ряд формаций, перспективных для создания в них объектов окончательной изоляции РАО - глины, скальные породы, каменные соли. Возможными местами создания объекта окончательной изоляции РАО в Северо-Западном регионе являются площадки Ленинградского филиала РосРАО, пород Кольского полуострова и Архангельской области (или непосредственно примыкающие к ней территории).
Перспективность породных массивов Ленинградской области для создания объекта окончательной изоляции РАО с геологической точки зрения обуславливается развитием синих кембрийских глин мощностью 10-12 м и серовато-зеленых плотных глин нижнего кембрия мощностью до 105 м. Глины, благодаря своим
Рис. 9. Геологические условия и возможные варианты размещения объектов окончательной изоляции РАО в Северо-Западном регионе.
47
физико-химическим свойствам (слабая проницаемость и высокие сорбционные показатели), рассматриваются международным сообществом как весьма перспективная геологическая формация для создания пунктов окончательной изоляции РАО. В Бельгии, Франции, Швейцарии построены подземные лаборатории и осуществляются крупные международные проекты по исследованию изоляционных свойств глин.
Площадка Ленинградского филиала РосРАО характеризуется залеганием мощных глинистых толщ с высокими изоляционными свойствами. Дополнительным фактором в пользу данной площадки является имеющийся опыт проходки и создания подземных сооружений в таких породах: В кембрийских глинах проложена большая часть тоннелей Петербургского метрополитена. Глубина залегания перспективных формаций ограничивает применение технологий приповерхностной изоляции на площадке и делает необходимым рассмотрение варианта создания объекта глубокого захоронения РАО.
Главными негативными характеристиками данной территории являются ее расположение в прибрежной зоне Балтийского моря и густонаселенность района. Однако весьма существенно, что площадки для регионального пункта захоронения РАО могут быть выбраны в аналогичных формациях глин на достаточном удалении от социально значимых районов, например, к юго-востоку от Ладожского озера.
В строении геологического разреза Мурманской области преобладают скальные метаморфические породы, представленные гранитами и гнейсами, мощностью 2-4 км. Гидрогеологические условия характеризуются наличием горизонта грунтовых вод с глубиной залегания 1-5 м. Коэффициент фильтрации изменяется в пределах 0,05-3,1 м/сут. Поэтому по совокупности геологических и гидрогеологических параметров территория может рассматриваться как перспективная для создания объекта окончательной изоляции РАО глубокого заложения, так как из-за нарушенности верхней части разреза и близкого к земной поверхности уровня грунтовых вод конструкции приповерхностного типа не смогут обеспечить надлежащей безопасности.
Детальные исследования аналогичных горных пород с целью создания объектов окончательного захоронения РАО проводились в Швеции (Форсмарк), где была
создана подземная лаборатория, и в Финляндии (Ол-килуото). По результатам проведенных исследований в настоящее время на этих площадках начато строительство могильников РАО. Использование для размещения приповерхностного объекта окончательной изоляции РАО горных пород Кольского полуострова ограничивается мощной зоной трещиноватости, характерной для скальных пород этого региона. Это также делает целесообразным рассмотрение варианта создания глубокого объекта захоронения. В качестве наиболее приемлемого и проработанного варианта в настоящее время рассматривается тоннельный вариант подземного пункта захоронения РАО (рис. 10) [9].
В Архангельской области надежность изоляции РАО может быть обеспечена физико-химическими свойствами глинистых толщ и затрудненным водообменном, связанным с геокриологической обстановкой в районе. Вечная мерзлота в совокупности с изолирующими свойствами глин полностью исключают возможность подтопления гипотетического объекта изоляции. Помимо этого район характеризуется более низкими показателями населенности относительно Ленинградской области и наличием более перспективных геологических формаций относительно Мурманской области. На этом фоне перспективным решением выглядит организации приповерхностного объекта в глинах в непосредственной близости от оборонных предприятий Архангельской области, что позволит, с одной стороны, снизить издержки на захоронение (приповерхностные варианты изоляции существенно ниже по удельной стоимости), с другой - вынести объект захоронения за пределы густонаселенных областей округа.
Перспективным массивом для надежной изоляции РАО являются солевые формации Республики Коми и юга Архангельской области. По совокупности геомеханических, гидрогеохимических, теплофизических и других характеристик эти формации являются весьма предпочтительными. Характерной чертой соляных сред является очень низкая скорость потока грунтовых вод и постепенное самоуплотнение выемок из-за ползучести соли, а также необычайно высокая стабильность солевых формаций, о чем свидетельствует возраст солевых месторождений, большинство из которых
Рис. 10. Тоннельный вариант подземного пункта захоронения РАО.
48
не моложе 200 млн лет. Кроме того, специфические свойства каменной соли позволяют широко использовать эти породы для строительства подземных сооружений различного целевого назначения.
В Германии в выработанной соляной шахте вблизи Магдебурга более 10 лет (1977-1989) функционировал объект захоронения НАО и САО. Надежность эффективной изоляции РАО в солевых формациях подтверждается и опытом эксплуатации хранилища РАО «Горлебен» (Германия). В 1999 г. начало работу первое в мире подземное хранилище трансурановых отходов в каменной соли в США (WIPP).
Для создания регионального могильника на Северо-Западе России возможно использовать выработанные пространства месторождений каменной соли в Республике Коми. Использование выработанных солевых шахт для могильника РАО позволит практически исключить затраты на горно-проходческие работы, а иммобилизи-рованные отходы будут являться балластом для заполнения пустот. Горно-геологические, социально-демографические, транспортно-технологические условия месторождений каменной соли полностью удовлетворяют требованиям по радиационной и экологической безопасности, а также условиям достаточной удаленности от крупных населенных пунктов и развитости транспортной и технологической инфраструктуры.
Главный недостаток этой территории - социально-психологический: в республике отсутствуют предприятий атомной отрасли. Поэтому выбор участка для создания регионального объекта окончательной изоляции РАО должен осуществляться путем широкого обсуждения с местными органами власти и общественностью.
Таким образом, выбор площадок для создания регионального пункта захоронения РАО будет определять перспективы решения проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Северо-Западном регионе и на всей территории России.
В заключение следует отметить, что выполнение мероприятий ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» позволит решить наиболее острую проблему ядерной энергетики, являющуюся принципиальным условием ее дальнейшего развития, - заключительный этап жизненного цикла ядерных объектов и ликвидация ядерного наследия. Создаваемая в рамках ФЦП Единая система обращения с РАО предотвратит дальнейшее накопление РАО, повысит экономическую эффективность ядерной отрасли, обеспечит повышение безопасности обращения с радиоактивными материалами на всех этапах их жизненного цикла и значительно улучшит экологическую обстановку в стране.
Литература
1. Муратов О.Э. Стратегия обращения с радиоактивными отходами // Энергия: экономика, техника, экология. - 2008. - № 5. - С. 11-18.
2. Тихонов М.Н., Рылов М.И. Ядерно-радиационное наследие на Северо-западе России: проблемы, пути решения, роль общественности // Экологическая экспертиза. Обз. инф. - 2008. - № 4. - С. 2-52.
3. Дмитриев С.А. Проблемы надо решать комплексно // Атомная стратегия XXI. -
2006. - № 3(23). - С. 6-7.
4. Довгуша В.В., Муратов О.Э., Тихонов М.Н. Радиоэкологические аспекты обращения с радиоактивными отходами и облученным ядерным топливом // Экология промышленного производства. - 2009. - № 1. - С. 60-67.
5. Линге И.И. Основные направления работ по обращению с ОЯТ и РАО на 2008-2015 годы // Безопасность окружающей среды. -
2007. - № 4. - С. 111-114.
6. Агапов А.М., Линге И.И. Дорожная карта создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами // Ядерная и радиационная безопасность России. Тематический сборник. - 2009. - Вып. 6. - С. 44-52.
7. ГавриловП.М. Энергоэффективные и энергобезопасные технологии на ФГУП «ГХК» // V Межд. ядерный форум, СПб, 27 сент. - 01 окт. 2010 г., сборник докладов. - С. 35-39.
8. Агапов А.М., БольшовЛ.А. Государственная корпорация по атомной энергии. Отчет по безопасности / Под общ. ред. Е.В. Евстра-това. - М.: Изд. «Комтехпринт», 2010. - 68 с.
9. Андерсон Е.Б., Савоненков В.Г., Шабалев С.И. Геологические формации Северо-Западного региона, перспективные для выбора площадок окончательной изоляции радиоактивных отходов // Ядерная и радиационная безопасность России. Тематический сборник. - 2009. - Вып. 6. - С. 208-219.
49