УДК 371.7
Голенкова Наталья Алексеевна
Методист муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников № 2», [email protected], Новокузнецк
Качан Любовь Геннадьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник МАОУДПО ИПК, главный специалист, Комитет образования и науки, [email protected], Новокузнецк
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ» В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Golenkova Natalya Alekseevna
Methodist of the municipal supplementary educational institution “Young Technicians Station M 2”, [email protected], Novokuznetsk
Katchan Lubovj Gennadjevna
Candidate of the pedagogical science, associate professor, scientific employee ofMAE1AVT IQI, the main specialist of the education and science committee, [email protected], Novokuznetsk
THE REALIZATION OF THE FEDERAL PROGRAM «THE TALK ABOUT THE HEALTHY NUTRITION»
IN THE COMPLEMENTARY EDUCATIONAL INSTITUTION
На современном этапе развития образования в целом и дополнительного образования в частности наше учреждение определило свое место и роль в реализации комплексной целевой программы г. Новокузнецка «Здоровье и образование», в которой созданы «...предпосылки для формирования в образовательных учреждениях различного типа и вида собственных концепций» [4], определены цели, задачи и содержание здоро-вьесбережения участников воспитательно-образовательного процесса. Учреждение дополнительного образования станция юных техников № 2 в течение ряда лет работает в рамках реализации программы «Здравот-ворчество» и «...внедрению новейших педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс (ВОП), успешно компенсируя недостатки, разрешая противоречия школьной системы воспитания и создавая творческую здоровьесберегающую воспитательно-образовательную среду» [2].
Изучив социальный заказ родителей и проведя опрос среди воспитанников, мы выяснили, что:
- родители хотят, чтобы в учреждении дополнительного образования дети не только овладевали первоначальными творческими навыками и умениями, но и при этом меньше утомлялись, больше двигались, были жизнерадо стными,
- воспитанники младшего школьного возраста не имеют достаточных знаний и навыков культуры питания, ведения здорового образа жизни, не способны оценить влияние факторов среды на здоровье.
В результате этого возникла необходимость в создании действенных образовательных, воспитательных, психогигиенических программ. Дополнительная образовательная программа «Здравствуй!» для младшего школьного возраста рассчитана на два года обучения и успешно реализуется в нашем учреждении с 2002 г. Целью программы является формирование человека нового типа с саногенным мышлением, способного ответственно, бережно и заботливо относиться к своему здоровью, здоровью окружающих и будущему поколению. В рамках программы «Здравствуй!» адаптируется федеральная программа «Разговор о правильном питании», так как «...коррекция здоровья человека пищей - это одно из механизмов сохранения жизни, здоровья, поддержания трудоспособности и благополучия для каждого. Пища является целесообразной возможностью обеспечить благополучие организма человека, потому что от питания зависят психоэмоциональные привычки человека. Они в свою очередь диктуют поступки и в целом поведение воспитанников в социальной среде» [3].
Методологическую основу программы «Здравствуй!» составляет Государственная междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений, федеральная программа «Разговор о правильном питании» М. М. Безруких, концепция сбалансированного питания академика А. А. Покровского, идеи Э. М. Казина, Л. Г. Качан, В. 3. Колтун, А. М. Уголева, и других специалистов.
Разделы программы дополнены и адаптированы для учреждения дополнительного образования (УДО). Основные принципы, учитывающиеся при составлении программы - системность, комплексность, поэтапность, преемственность, непрерывность. [2]
Программа «Здравствуй!» рассматривается как целостная система и является интегрированной, т. к. включает в себя информацию из биологических наук (биология, анатомия, физиология, гигиена и др.), «психологии, экологии человека и социальной экологии» [5], а так же предусматривает реализацию программы «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья» [1]. В нее включены основные содержательные линии: строение организма, питание, репродуктивное здоровье, межличностные отношения и т. д. Некоторые темы второго года обучения предполагают углубление, расширение соответствующих тем первого года обучения. Если первый год обучения по программе включает в себя такие разделы, как «Основы личной безопасности», «Чудеса внутри нас», «Зачем человек ест?», «Для чего нужна кровь?» и другие, где ребята знакомятся с некоторыми медицинскими терминами, способами закаливания, режимом дня и питания, изучают строение человека, расположение и работу внутренних органов и прочее, то блоки «Экология человека», «Питание и здоровье», «Самопознание», «Моя семья»,
59
«Предупреждение употребления ПАВ» и другие включены во второй год обучения.
В работе по программе используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный (демонстрация плакатов, работа по таблицам, схемам); репродуктивный (работа по образцам); частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); творческий (творческие задания, зарисовки,); исследовательский (исследование физических способностей ребенка, определение пульса и пр.) [6].
Опыт показывает, что в младшем школьном возрасте учащиеся без особых усилий усваивают комплекс здоровьеформирующих знаний, если они преподносятся в доступной, увлекательной форме с учетом возрастных особенностей и искренним интересом ко всему, что связано с человеком, с его ростом, развитием, совершенствованием и, конечно же, здоровьем,
Приоритет в данной программе отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию, оценке, наблюдению за происходящими изменениями в организме, совместной практической деятельности педагога, воспитанника и родителя (занятие-конкурс «Умники и умницы», игра-путешествие «Заколдованный лес», занятие-викторина «Клуб знатоков правильного питания», занятие-сказка «Ожерелье здоровья»).
Большой интерес у воспитанников вызывает раздел «Питание и здоровье», в основу которого легла федеральная программа «Разговор о правильном питании». Ребята изучают темы: «Зачем человек ест», «Роль зубов в пищеварении», «Зачем нужен желудок», «Самые полезные продукты», «Как правильно есть», «Режим и культура питания», «Здоровая пища для всей семьи» и другие. Работая в тетрадях по программе «Разговор о правильном питании» и «Две недели в лагере здоровья», воспитанники «.. .знакомятся с полезными продуктами, правилами и режимом питания, разнообразным меню, для того, чтобы стать сильным, умным и красивым» [1]; закрепляют полученные знания, развивают навыки рационального питания, т. к. это является составной частью ЗОЖ. Выполняя практические задания, каждый ребенок может почувствовать себя поваром, дежурным по столовой и оформителем блюд. Реализация данной программы помогает воспитанникам «...грамотно выбирать продукты питания, правильно их сочетать, знать, что нужно есть в разное время года и во время занятий спортом» [1], научиться красиво и правильно сервировать стол и многое другое.
Результативность и качество занятий осуществляется через промежуточный и итоговый контроль посредством тестирования, анкетирования, разгадывания кроссвордов, обыгрывания ситуаций. Дети на занятиях и дома вместе с родителями выполняют различные творческие задания: сочиняют стихи, сказки о правильном питании, составляют ребусы, кроссворды, рисуют плакаты, создают поделки. Такая домашняя работа дает дополнительную возможность общения детей с родителями и желание участвовать в общем деле.
60
Вопросы правильного питания освещаются на мероприятиях здоровьесберегающей направленности, в том числе на таких секциях детских практических конференциях, как:
- «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» для младшего школьного возраста на IV детской практической конференции «К здоровью через творчество»;
- «Творим сказку сами, своими руками» для дошкольного возраста, на V детской практической конференции «Развитие творчества и укрепление здоровья через взаимодействие педагогов, родителей и детей».
Своеобразным итогом и обобщением знаний, умений и навыков детей о ЗОЖ и безопасному взаимодействию являются Книги здоровья, в которые входят детские сочинения, стихи, сказки о вредных привычках, лучшие семейные рецепты «Здоровое питание», рисунки и плакаты с пропагандой здорового образа жизни, фоторепортажи, материалы о вкусной и здоровой пище и многое другое. О важности режима дня и правильном питании мы знакомим ребят в разделе «Румяные щёчки», а в раздел «Азбука здоровья», «Азбука болезней. Раздел «Советы Стобеда» состоит из детских стихов о различных заболеваниях, которые возникают в результате неправильного питания.
Большой популярностью среди воспитанников и родителей пользуется станционная детская газета «СЮТиК», в которой есть разделы, посвященные вопросам здорового питания. В рубрику «Советы Витаминки-на» ребята подбирают материал, который в доступной и увлекательной форме рассказывает «Где найти витамины весной», «Что нужно есть в разное время года, чтобы оставаться здоровым и веселым», «Что нужно есть, если занимаешься спортом или готовишься к экзаменам» и другие.
По запросу родителей воспитанников были проведены тематические родительские собрания, освещающие вопросы правильного питания детей, а с 2008 года они стали составной частью программы семинара-практикума «Счастливые родители - счастливые дети».
Педагоги, воспитанники и родители принимали активное участие в конкурсе творческих работ и семейной фотографии программы «Разговор о правильном питании»:
- книжка-трансформер «Пирамида правильного питания» (диплом за участие);
- серия семейных фотографий «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты» (2 место, благодарственные письма каждой семье и педагогу);
- фотоальбом «Семейные завтраки» (диплом за 1 место);
- панно «Румяные щёчки» в номинации «Подарок для нашей школы (детского сада)» (диплом за 1 место);
- книжка-раскладушка «Чудо-репка», сказка о правильном питании в номинации «Пишем книгу о правильном питании» (дипломы педагогам и детям за 1 место);
- дидактическая игра - лото «Каждому продукту свое место» в номинации «Игротека программы «Разговор о правильном питании» (диплом за 1 место).
Творческие работы педагогов и детей принимали участие во Всероссийском конкурсе детско-юношеских творческих работ «Психология здоровья» в двух номинациях:
- «Лучший сценарий» по теме: «Полезные привычки человека» -сценарий для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Лаборатория здоровья»;
- «Лучший рассказ» по теме: «Полезные привычки» - книжка - раскладушка «Чудо-репка» (сказка о правильном питании).
В целях обобщения и представления опыта по реализации программы педагоги принимали участие в региональных и Всероссийских конкурсах:
- всероссийский конкурс методик программы «Разговор о правильном питании» - победитель регионального тура;
- областной конкурс «Школа здоровья» - «Опыт работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» - победитель регионального тура.
Работы в данном направлении были представлены на мероприятиях различного уровня, в том числе на городском научно-практическом семинаре «Организация проведения федеральной программы «Разговор о правильном питании» в МОУ г. Новокузнецка» в 2006 г., УчСибе - 2006, 2007 и опубликован в сборниках научно-методических трудов городов Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, Новокузнецка. За участие в конкурсе на лучший экспонат IX специализированной ярмарке-выставке «Образование. Карьера. Занятость» в 2007 г. получен диплом и бронзовая медаль за создание системы здоровьесберегающей деятельности учреждений дополнительного образования.
Итоги работы позволили сделать вывод, что реализация программы «Разговор о правильном питании» изменила отношение воспитанников к здоровью: у них сформированы знания и навыки правильного питания, гигиены и ведения ЗОЖ. В результате повышения интереса детей к занятиям по программе сформировался стабильный детский коллектив.
Библиографический список
1. Безруких, М. М. Разговор о правильном питании: методическое пособие [Текст]/ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева - М.: ОЛМА - ПРЕСС Инвест, 2002. - 80 с.
2. Голенкова, Н. А. Создание и реализация программы «Здравствуй!» для младших школьников в условиях дополнительного образования / Концепция модернизации российского образования: подходы к реализации. [Текст]: сборник научных трудов / Отв. ред. В. И. Подобед, Т. С. Шахматова, С. В. Кривых. - Изд-во Санкт-Петербург - Новокузнецк: ИПК, 2003. - 171 с.,-С. 140.
3. Качан, Л. Г. Научно-методические подходы к формированию современных знаний о здоровье и ЗОЖ [Текст]: научно-методическое пособие [Текст]/ Л. Г. Качан; под ред. д.п.н., проф. Н. Э. Касаткиной, д.б.н., проф. Э. М. Казина: В 3-х частях. Ч. I. - СПб.: Изд-во ГНУ ИОВ РАО, 2005. - 183 с.: ил.
4. Комплексная целевая программа г. Новокузнецка «Образование и здоровье» (2007-2011 гг.)./ под ред. д.б.н., проф. Э. М. Казина - Новокузнецк: ИПК, 2006 г. -40 с.
5. Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений // Вестник образования. - 2001. - № 12. - С. 56.
6. Мелышчук, В. М. Я и моё здоровье: методическое пособие для учителей начальных классов по валеологии. Первый класс. [Текст]/ В. М. Мельничук. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1998. - 48 с.