Научная статья на тему 'Реализация эстетических концептов в дискурсе универсальной качественной прессы (на примере журнала «Русский репортер»)'

Реализация эстетических концептов в дискурсе универсальной качественной прессы (на примере журнала «Русский репортер») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
219
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИЯ / КОНЦЕПТ / ЭСТЕТИКА / КРАСОТА / КАЧЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ / ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ / КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Антропова Вера Владимировна

В статье описываются узуальная и журнально-дискурсивная модели концепта «красота».Первая реконструируется на базе исторических и современных словарей и является фрагментом языковой картины мира, неким ментальным «эталоном». Вторая структурируется на основе анализа материалов качественного издания «Русский репортер» и представляет собой коррелирующую с первой моделью иерархическую систему ценностных смыслов, транслируемых читателям, при этом в основе осмысления главной категории эстетики всегда лежит конфликт журналистского произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Антропова Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация эстетических концептов в дискурсе универсальной качественной прессы (на примере журнала «Русский репортер»)»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

В. В. Антропова

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПТОВ В ДИСКУРСЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ

КАЧЕСТВЕННОЙ ПРЕССЫ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «РУССКИЙ РЕПОРТЕР.»)

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №16-18-02032)

В статье описываются узуальная и журнально-дискурсивная модели концепта «красота». Первая реконструируется на базе исторических и современных словарей и является фрагментом языковой картины мира, неким ментальным «эталоном». Вторая структурируется на основе анализа материалов качественного издания «Русский репортер» и представляет собой коррелирующую с первой моделью иерархическую систему ценностных смыслов, транслируемых читателям, при этом в основе осмысления главной категории эстетики всегда лежит конфликт журналистского произведения.

Ключевые слова: аксиология журналистики, лингвоконцептология, концепт, эстетика, красота, качественный журнал, журналистский текст, конфликт.

Современный ценностный кризис инициировал появление соответствующих научных парадигм, среди которых необходимо назвать и аксиологию журналистики, претендующую сегодня, по мнению некоторых специалистов, на звание отдельной «научной и учебной дисциплины» [10. С. 43]. Большой вклад в формирование аксиологии журналистики внесли исследователи Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, выпустив одноименную коллективную монографию, представляющую собой, по сути, первую попытку систематизации понятий нового научного направления. Один из основоположников этой исследовательской области В. А. Сидоров отмечает доминирование поиска духовных начал в журналистике, «идеальных», «несомненных ценностей - красоты, добра, справедливости» [9. С. 38], при этом, отмечает ученый, «для журналистики вопрос о соотношении добра и зла, прекрасного и безобразного отнюдь не академического свойства. Это повседневная проблема. <...> соотносить добро и зло в журналистской реальности приходится всегда» [8. С. 55]. В этой связи нам представляется актуальным и интересным описать форму и содержание центральной категории эстетики красота в дискурсе журнала «Русский репортер», являющегося образцом качественного издания.

Методологическая открытость аксиологии журналистики побудили нас обратиться к концепту как главному методологическому

инструменту лингвоконцептологии - вполне состоявшемуся и зрелому направлению, сегодня самому востребованному и «модному в российском языкознании» [2]. Концепт - это «понятие как совокупность существенных признаков предмета, "погруженное" в культуру и язык» [2]; некая ментальная структура, имеющая языковое выражение, при этом большинством ученых декларируется аксиологич-ность концепта (В. И. Карасик, В. В. Красных, Г. Г. Слышкин и мн. др.).

Продуктивным и широко используемым является полевый принцип структурирования концепта (З. Д. Попова, И. А. Стернин), согласно которому концептуальное поле есть совокупность различных смыслов, в большей или меньшей степени коррелирующих с его именем, поэтому в нем выделяют ядерные (базовые), околоядерные и периферийные смысловые элементы: «понятийное ядро концепта, как ядро кометы, окружено газовым облаком различных образных ассоциаций, forcément коннотативных и метафорических. Коннота-тивных, поскольку они составляют разницу между объемами логического понятия и представлений о классе предметов; их отношение к денотативной части концепта в значительной мере случайно, а их присутствие в его семантике обусловлено скорее "капризом" этноса» [2]. Зонная организация концепта наглядным образом представляет ранжирование ценностных смыслов в рамках определенного концептуального поля.

Прежде чем говорить о специфике дискурсивной реализации концепта, обычно определяют его узуальную модель. Итак, ядро и околоядерную зону концепта составляет понятийный компонент, который отражается в признаковой и дефиниционной структуре слова, давшего имя концепту, поэтому его реконструируют на базе толковых словарей. Основные толковые словари русского языка, исторические и современные, отмечают следующие значения слова красота:

1) «краса, украса, украшение, прикраса, ба-сота, баса» [4. С.185];

2) «1. только ед. ч. отвлеченное сущ. к красивый: красота рисунка, красота северной природы; 2. только ед. ч.: красивое, прекрасное (как общее понятие), например, истина, добро и красота; 3. только мн. ч.: красивые места; то, что производит художественное впечатление; 4. только ед. ч.: красивая, привлекательная внешность; 5. красавица; 6. в значении междометия» [13. С. 1502];

3) «1. свойство по значению прил. красивый; 2. все красивое, прекрасное; 3. красивая, привлекательная внешность; 4. красавица; 5. мн. ч. красивые места» [11. С. 123];

4) «1. сущ. к прил. красивый: красота пейзажа, красота рук, красота движений; 2. красивое, прекрасное: чувство красоты; 3. красивая, привлекательная внешность; 4. трад.-поэт. красавица; 5. красивые места. 6. в функции сказуемого: удивительно, поразительно: Хорошо поработали, красота!» [1. С. 467].

Как видим, первое значение отвлеченного существительного красота все современные словари дают через производящее прилагательное красивый в первом значении: «1. приятный на вид, отличающийся правильностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий и т. п.: красивый цветок [12. С. 297]. Приведем последующие значения адъектива красивый: «2. имеющий такие черты лица, фигуру; привлекательный, видный; 3. отличающийся стройностью и изяществом движений: красивый танец; 4. приятный для слуха, благозвучный: красивая музыка; 5. отличающийся полнотой и глубиной внутреннего содержания: жить полной, красивой жизнью; благородный, достойный в нравственном отношении: красивый поступок; 6. рассчитанный на эффект, на внешнее впечатление: красивый жест» [12. С. 97].

Сравнительный анализ словарных дефиниций лексемы красота и красивый показывает,

что ядерную зону исследуемого концептуального поля займут следующие смыслы: 1. приятный на вид, отличающийся правильностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий: красота цветка / красивый цветок; 2. нечто красивое, прекрасное, эстетичное (как абстрактное понятие): чувство красоты; 3. привлекательная внешность; 4. отличающийся стройностью и изяществом движений: красивый танец; 5. приятный для слуха, благозвучный: красивая музыка. Нетрудно заметить, что эти концептуальные признаки ядерной зоны в равной степени связаны как с духовным «кодом» восприятия красоты (1,2), так и с чувственным, в частности, визуальным и ауди-альным (1,3,4,5). Такой духовно-чувственный симбиоз в понимании красоты и красивого обусловлен базовыми лингвопрагматическими категориями «хорошо / плохо», «удовольствие / неудовольствие», которые лежат в основе процессов языковой категоризации действительности. Как «работают» эти две бинарные категории в эстетической категоризации мира, точно проиллюстрировано в романе «Декоратор. Книга вещности» Тургрима Эггена. Главный герой говорит о себе: «Я не хочу считаться интересным /декоратором/. Хочу хорошим. Иммануил Кант в терминах своей эстетики говорит об этом так: «Вкус есть способность оценивать предмет или действие посредством полностью незаинтересованного чувства удовольствия и недовольства. Объект такого чувства удовольствия называется "красивым"» [14].

Околоядерную зону концептуального поля займут смыслы, отмеченные не во всех словарях, основанные не на прямых, а переносных значениях: 1. отличающийся полнотой и глубиной внутреннего содержания: жить полной, красивой жизнью; 2. благородный, достойный в нравственном отношении: красивый поступок; 3. рассчитанный на эффект, на внешнее впечатление: красивый жест.

Зону периферии займут концептуальные признаки, образно представляющие красоту, они извлекаются в первую очередь из словаря эпитетов: «О красивом, прекрасном в жизни. В природе, в поведении. Бесподобная, бессмертная, бесхитростная, благородная, великая, волшебная, выдуманная, девственная, дивная, душевная, естественная, замечательная, земная, изысканная, исключительная, искусственная, истинная, ложная, лучезарная, могучая, невиданная, негаданная, неземная, неописанная, неповторимая, неподражаемая, непостижимая,

неприукрашенная, несказанная, нетленная, нехитрая, ослепительная, первобытная, первозданная, поддельная, подложная, показная, правдивая, природная, приукрашенная, редкая, роскошная, совершенная, трогательная, удивительная, фальшивая, фантастическая, холодная, царственная, чистая, чудесная, чудная. О красивой, привлекательной внешности. Бесстрастная, бесстыдная, библейская, благородная, броская, властная, влекущая, возвышенная, вызывающая, вялая, гордая, грубая, демоническая, живая, замечательная, земная, изящная, коварная, кричащая, ледяная, манящая, милая, минутная, мягкая, навязчивая, небесная, невиданная, нежная, немая, неописанная, неотразимая, обаятельная, обольстительная, одухотворенная, опьяняющая, ослепительная, ошеломляющая, плакатная, пламенная, пленительная, покоряющая, поражающая, поразительная, потрясающая, приманчивая, пышная, пьянящая, редкая, резкая, русская, сверкающая, светлая, смягченная, спокойная, строгая, суровая, телесная, теплая, тихая, торжествующая, фантастическая, холодная, цветущая, чарующая, чистая, чувственная, чудесная, эффектная, яркая» [3. С. 198-200]. За концептом красота стоит обширный корпус метафор:

— антропологические (бесхитростная, нехитрая, коварная, изящная, изысканная, благородная, нежная, гордая, грубая, влекущая, манящая, обольстительная, вызывающая, навязчивая, спокойная, строгая, суровая, обаятельная, милая, душевная, трогательная и др.);

— театральные, репрезентирующие искусственность, ненатуральность, имитацию красоты либо, напротив, ее органичность (искусственная, ложная, поддельная, показная, выдуманная, плакатная - бесподобная, неповторимая, неподражаемая);

— временные (минутная, бессмертная, нетленная, первобытная, первозданная);

— чувственные метафоры, среди которых можно выделить визуальные (светлая, сверкающая, ослепительная, лучезарная, яркая); тактильные (мягкая, смягченная, вялая); аудиаль-ные (тихая, кричащая);

— ментальные (ошеломляющая, опьяняющая, пьянящая);

— температурные (холодная, ледяная, пламенная, теплая);

— социальные (царственная, властная, роскошная);

— религиозные (библейская, демоническая, бесстыдная).

Как видно, основу образного компонента составляют антропологические метафоры: языковое сознание «очеловечивает», «одушевляет» эту абстрактную категорию эстетики.

Также считается, что периферию формируют ассоциативно возникающие смыслы в отношении того или иного стимула. Русский ассоциативный словарь показал следующие вербальные реакции на стимул красота: неописуемая 8; спасет мир 7; девушка, неземная 4; спасет, человека 3; девушки, души, женская, женщина, жизни, леса, моя, необыкновенная, очень красиво, природа, радость 2; безграничная, божественная, вечна, вечно, вещь, внешняя, временная, гармония, гибель, деньги, дивная, духи, живет, здорово, зеркало, идеал, изящно, истинная, коса, красиво, красная, лепота, лица, любовь, мир, мужчины, нагота, невиданная, неестественная, немая, ненаглядная, необычная, неописана, неотразимая, погода, подлинная, подсознательная, помогает жить, прелесть, природы, простота, симпатия, смертельная, спасение мира, сражает, тела, убивающая, хуже воровства, цветок, цветы, человечность, это красота 1 [6. С. 275].

В основе ассоциативных признаков лежат различные когнитивные модели (характеристики процесса категоризации в языке -В. З. Демьянков, Е. С. Кубрякова [5]) конструирования концепта. Так, в языковом сознании респондентов красота связана с идеей уникальности и аутентичности (необыкновенная, неописуемая, истинная, необычная, подлинная и т. д.); идеей жизни, спасения, заимствованной у Ф. М. Достоевского, и в то же время - смерти (убивающая, губительная, смертельная, гибель); с идеей физической привлекательности и чувственности (женщины, мужчины, тела, нагота, духи); духовных переживаний (гармония, души, жизни).

Таким образом, данные ассоциативного словаря позволили в окончательном варианте смоделировать периферию концептуального поля красота.

Для описания журнально-дискурсивной реализации концепта красота мы обратились ко всем журналистским материалам, размещенным на сайте качественного издания «Русский репортер» за 2015 год. Введя в поисковой системе слова-репрезентанты «красота», «красивый», «прекрасный», «эстетика», «эстетичный», «изящный», мы обнаружили 140 журналистских материалов, апеллирующих к этой эстетической категории, что говорит о важ-

ности и значимости данной информационно-ментальной сущности для авторов и читателей (всего было проанализировано 278 текстовых фрагментов, в которых встречаются эти слова). Чаще все анализируемый концепт находит свое выражение в рубриках «Культура», «Тренды», «Среда обитания», «Репортаж», «Фигура», «Актуально», «Общество», «Путешествия», «Спорт».

Ядерная зона концепта красота оказалась наиболее представленной: ее репрезентируют 8 языковых единиц - красивый, прекрасный, красота, красавица, красавец, эстетика, эстетичный, изящный - в 182 употреблениях (текстовых фрагментах). Перечисленными качествами наделяются следующие реалии:

1) внешние данные человека, его внешний вид (62 контекста);

2) предметы искусства и люди искусства (56 контекстов);

3) окружающий мир (природные явления; природные и архитектурные ландшафты (22);

4) некая абстрактная «красивая» идея, к которой должен стремиться человек (11);

5) процессы, которые характеризуют современную мировую и российскую политику (9);

6) предметы, которыми пользуется человек (9);

7) речь, язык (3);

8) конкретные действия человека (3);

9) спорт (3);

10) научные реалии (1);

11) чувства человека (1);

12) интерьер (1);

13) религиозные церемонии (1).

Рассмотрим наиболее частотные из них

(1-5). Внешняя красота человека (1-ая группа реалий) в подавляющем большинстве материалов не является безусловной и совершенной, в основе ее описания всегда лежат некие аффективные противоречия, и здесь можно выделить три типа художественных конфликтов: 1) культурно-мировоззренческий, когда за внешней красотой скрывается внутренняя бессодержательность и пустота (чаще всего речь идет о женщинах); 2) социальный: внешняя красота становится средством достижения социальной успешности: Конкретный Вася или Петя становятся функцией. Это уже не про личные отношения, а про взаимовыгодный обмен: я тебе внимание, нежность и красоту, а ты мне заботу, лекарство от одиночества и статус («10 способов не встретить свою пару». 19.03.2015); 3) вооруженный: Мне было три-

надцать лет, но я помню этот день как вчера,

- рассказывает Бил Глид. - Утром остановился поезд. Было прекрасное утро! Как светило солнце! Я увидел людей в полосатых пижамах,

- дальше история Била Глида похожа на сотни тысяч других: селекция, работоспособные мужчины - направо. - Я не попрощался с сестрой и мамой. <...> Там был очень красивый солдат, он посмотрел на меня и отправил направо. Среди женщин я долго искал глазами маму и сестру, но не мог найти (Бухгалтерия нацизма. 3.05.2015). Эстетическое описание картины, в котором определяющими деталями становится красота утра, красота солдата, усиливают драматизм происходящего, и в данном случае мы наблюдаем удивительный по накалу конфликт эстетики и этики.

Лишь в немногочисленных материалах авторы описывают идеальную красоту человека, и это, как правило, происходит в трех случаях: 1) если речь идет о красоте вообще всех людей: Когда я вижу, какая Земля красивая, какие красивые люди, мне хочется это показать. А как показать? Ну, я художник, рисую («7 вопросов Федору Конюхову, путешественнику, священнику». 9.07.2015); 2) если объект красоты / прекрасного душевно и духовно близок герою / автору: Я не могу перезнакомиться со всеми женщинами на свете, чтобы узнать, какая из них самая прекрасная. Просто это моя жена. Она изначально - моя (Как мы верим. 16.04.2015). В этом случае конфликт основывается на архетипе свой-чужой; 3) если конфликт внешнего и внутреннего отсутствует, тогда журналист подчеркивает одухотворенность, возвышенность внешней красоты: Санкт-Петербург. На остановке юная девушка, странно одетая, нетипичная. Лицо - прекрасное, одухотворенное, не оторвать глаз. Современная Ассоль. Глаза живут своей жизнью, так далеко за гранью действительности, что сразу понимаешь

- не в себе, блаженная (Выходит, что люблю. 22.02.2015). Более того, красота внутренняя, по мысли авторов, способна проявить внешнюю: Военный образ лаконичен: когда обмундирование у всех одинаковое, обращаешь внимание только на лицо, на глаза. Форма делает всех похожими, оставляя видимым самое главное - человека. Девушек побрили, им сделали грязный грим, их одели в суровую форму, а они все равно казались красивыми. Одни остались милыми девочками, другие становились похожими на мальчиков, от чего порой бывало не по себе. И дело вовсе не в стрижке: женственность, как и не-

женственность, идет изнутри и мало зависит от длины волос (Война и женщины. 10.03.2015).

Красота предметов искусства, людей искусства (2-ая группа реалий) во всех контекстах без исключения - несомненная, безупречная, совершенная: Пьета Микеланджело поражает не только совершенством композиционного решения, безупречной красотой форм, великолепной обработкой мрамора; об эстетике здесь можно говорить бесконечно долго. <...> Помимо этого Пьета обладает особой, неизъяснимой аурой, она будто светится изнутри (Жизнь как триумф. 6.03.2015). В ее жизни / Полы Негри / было все: бедное детство в польском городишке и миллионные гонорары, всемирная слава и именная звезда на Голливудской Аллее Славы, забвение с приходом звукового кинематографа, яркие романы с голливудскими актерами и безответная любовь к режиссеру Эрнсту Любичу. Прекрасная Пола прожила до 1987 года, оставив миру в наследство прекрасные роли в кино, неподражаемый образ женщины-вамп, ставший классикой красный лак для ногтей и яркий черный макияж глаз, страстную, откровенную актерскую игру и историю любви длиною в жизнь... (Новый театральный тренд - 3D-очки и виртуальная реальность в придачу. 3.11.2015). Это история про собственных дедушку и бабушку, снятая Саркером Протиком, фотографом из Бангладеш. В ней тоже, с одной стороны, все понятно без подписей, с другой - каждый может найти что-то, созвучное лишь собственному настроению и ощущению. Очень тонкая, изящная, глубокая и грустная работа, посвященная ушедшим и уходящим (Не только страдание. 24.02.2015).

Такой же безупречной красотой наделяются те или иные географические, природные, культурные объекты (3-я группа реалий), при этом четко прослеживается связь исследуемого концепта с другими - экзистенциальными - концептами Родина, жизнь, смерть: Мои друзья из Эфиопии приезжают в Россию и спрашивают: как вы тут живете? Для них самая красивая страна - Эфиопия, для нас - Россия» (7 вопросов Федору Конюхову, путешественнику, священнику. 9.07.2015). Самое красивое место для тебя - это место, где ты родился. Я за границей не видел ни одного счастливого эмигранта (7 вопросов Федору Конюхову, путешественнику, священнику. 9.07.2015). Последний шаг - это очень часто сопровождается напряжением. То есть че-

ловек должен шагнуть в неизвестное. Разрешить себе. Он перестает бороться и шагает. И его подхватывает течение. В этом смысле интересно высказывание Сокурова. Он приезжал к нам туда, в Лахту, и восхитился. Говорит: «Какое прекрасное место для смерти». А чем оно прекрасно? «А вот залив рядышком. Это же как площадка для самолетов, которые взлетают» (Раненый целитель. 16.05.2015).

Четвертая группа реалий связана с Красотой, Прекрасным как некими абсолютами, к которым стремятся герои публикаций, эта идея выражается тоже через создание художественного конфликта: 1) эмоционального: Когда тебе плохо, посмотри на всю эту красоту, которую сотворил Вакан-Танка (Завсегда везде ништяк. 3.09.2015); 2) социального: Фотоистория Максимишина показывает жизнь девочки между двумя мирами. Бедная и тесная жизнь в юрте немногим отличается от быта традиционных кочевников, а в училище Баска ходит на встречу с прекрасным, с миром утонченной культуры (Балерина из юрты. 11.06.2015); 3) историко-политического: Я завидую людям, которые верили, что, если СССР рухнет, начнется какая-то новая прекрасная жизнь. Завидую времени, когда казалось, что можно дотянуться до прекрасного. Мы живем в другом мире. Нет восхитительного мира нигде (Алексей Герман-младший: будет война. 3.06.2015); 4) повседневно-экзистенциального: Дуано считается мастером французской гуманистической фотографии. Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова называет его «фотографом взаимоотношений» - очень емкое и подходящее определение. Дуано как никто другой умел заметить и блестяще передать в своих снимках ту самую «красоту повседневности», поймать и сохранить при помощи камеры мимолетную прелесть мгновения. Счастье, радость, изумление, ожидание, вопрос, диалог, поцелуй... Весь спектр человеческих переживаний зритель встретит в работах Дуано. <...> фотограф нам дает понять, что <...> даже в самых обычных днях можно найти свою красоту и поэзию (Не "Поцелуем" единым. 28.02.2015).

Категории эстетики активно проникают и в политический дискурс «РР», конфликт имеет культурно-искусствоведческий характер: - В чем эстетика современной России, < > эстетический рупор режима? - Когда, например, была революция, пришли футуристы к власти, в том числе и в искусстве. Но все тоталитарные режимы стремились переделать человека. А пу-

тинский режим абсолютно не ставит такой задачи. Это такой тоталитаризм для бедных. Поэтому и нет своей яркой эстетики, а есть скорее имитация (Человек без айфона. 16.05.2015).

Околоядерная зона оказалась представленной 5 языковыми единицами - красивый, прекрасный, красавица, красавчик, красоваться в 38 употреблениях (текстовых фрагментах). Ее образуют следующие концептуальные признаки (смыслы):

1) 'рассчитанный на эффект, на внешнее впечатление' (29 употреблений), реализуется в таких сочетаниях: красивая легенда, красивая байка, красивые слова, красивые заявления, красивые названия, красивый жест. Чаще всего конфликт журналистского произведения имеет политический или социальный характер: Это красивая легенда, что война облагораживает и делает человека лучше. Вся история доказывает, что война страшна для человека, и военные желания и предчувствия страшны для человека не только потому, что грозят уничтожением человека, но и потому, что они обязательно выразятся ожесточением человека, который со времени встанет на другой путь (Формула Додина. 7.10.2015). Если ты хочешь жить как американец, тебе все время надо спешить. Чтобы выглядеть круто и всегда сиять. И это только кажется красивым, это ненормальная жизнь (Завсегда везде ниш-тяк. 3.09.2015);

2) 'отличающийся полнотой и глубиной внутреннего содержания' (7 фрагментов): /В этом фильме/ он /Мераб Нинидзе/ более ранимый, немножко другой. Эмоциональнее, беззащитнее. Я считаю, что Мераб - выдающийся, тонкий, прекрасный, благородный человек. Замечательный артист (Алексей Герман-младший: будет война. 3.06.2015). Просто мы должны использовать все самое выдающееся, что есть в мире: взять за основу, добавить русских специй и сделать лучше всех. Люди должны любить свою страну. Мир надо видеть, путешествовать по нему, но жить - на своей земле. Красивый народ, красивая земля - мы заслуживаем красивую среду обитания (Красивый народ, красивая земля. 28.05.2015);

3) 'благородный, достойный в нравственном отношении' (2 употребления): Мой друг, прекрасный донецкий журналист и краевед Олег Измайлов говорит о русском интернационализме. В том смысле, что вся наша культура сопротивляется делению людей на высший и низший сорта, сопротивляется любому нацизму. Поэтому у мира есть еще шанс

(Наш интернационал. 3.05.2015).

Зона периферии представлена всего 2 лексемами прекрасно, прекрасный, реализующих смысл 'очень хорошо', 'очень хороший' (58 употреблений): Контролируя код, ты контролируешь мир - и преступники это прекрасно понимают (Спасение в городах, эволюция видов, гибридное мышление. 25.01.2015). А если, скажем, едешь на поезде, то транзитную визу можно поставить в кассе при покупке билета или на границе. Но тем, кто собирается в Калининград, я бы посоветовал получить шенген, потому что это прекрасная возможность посмотреть соседние страны -там же совсем недалеко Вильнюс, Каунас и Гданьск (Воскрешение КиВА^. 22.02.2015).

Итак, сравнив узуальную и журнально-дис-курсивную модель концептуального поля красота, мы пришли к следующим выводам:

1) ядерные зоны в содержательном отношении той и другой идентичны, что свидетельствует о ценностно-ориентационной и ценностно-охранительной миссии журнала «РР». Более того, издание продемонстрировало высокую номинативную плотность ядра поля, что говорит о необычайной важности для журналистов главных ценностных смыслов, заключенных в данной ментальной структуре, об актуальности их осмысления конкретной аудиторией. Авторы материалов находят для этого весьма действенные и креативные способы эстетического постижения реальности, главным из которых является «конфликт как выражение аффективного противоречия» [7. С. 117]. В свою очередь, решение аффективных противоречий обеспечивает катарти-ческую реакцию читателя [7. С. 117], поэтому материалы «РР» никогда не оставляют равнодушными читателей;

2) периферийные зоны двух моделей, напротив, резко различаются, что вполне ожидаемо. Словарь эпитетов, основой для которого послужили художественные произведения, и русский ассоциативный словарь наполнили периферию узуального концепта множеством авторских (индивидуальных) смыслов, в то время как миссия любого СМИ - объединить массовую аудиторию «усредненными» смыслами. Принципиально и то, что зона периферии малозначима в плане выражения основных ценностных смыслов, так как крайне слабо связана с ядром концепта семантически и вообще не связана идейно и концептуально - приведенные примеры это подтвердили.

Список литературы

1. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / Гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб: Норинт, 2001. - 1536 с.

2. Воркачев, С. Г. "Куда ж нам плыть" -лингвокультурная лингвоконцептология: современное состояние, проблемы, вектор развития [Электронный ресурс]. - URL: http:// philology.ru/linguistics2/vorkachev-10a.htm.

3. Горбачевич, К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка [Текст] / К. С. Гор-бачевич, Е. П. Хабло. - Л.: Наука, 1979. - 567 с.

4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. И. Даль. -Т. 2. - М.: Русский язык, 1999. - 799 с.

5. Демьянков, В. З. Когнитивная модель [Текст] / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина // Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: Филол. ф-т МГУ, 1996 [Электронный ресурс]. URL: http://www. infolex.ru/COGMODEL.HTM.

6. Русский ассоциативный словарь. От стимула к реакции [Текст]. - М.: Астрель, АСТ, 2002. - 784 с.

7. Сафонов, А. В. Система аффективных противоречий современного газетного текста [Текст] / А. В. Сафонов // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. -№ 11. - С. 117-118.

8. Сидоров, В. А. Аксиология журналистики и ценностный анализ медиасферы: парадигма и методы изучения [Текст] / В. А. Сидоров // Вестник Львовского университета. Серия «Журналистика». - 2012. - Выпуск 34. - С. 47-65.

9. Сидоров, В. А. Информационная эпоха и аксиология журналистики [Текст] / В. А. Сидоров // Журналистика в 2009 году: трансформация систем СМИ в современном мире: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. - С. 37-38.

10. Сидоров, В. А. Ценностное осознание журналистики [Текст] / В. А. Сидоров // Меди-аобразование: концепции и перспективы: материалы для дискуссии. - СПб: Факультет журналистики СПбГУ, 2006. - С. 34-43.

11. Словарь русского языка [Текст] / Под ред. А. П. Евгеньевой. - В 4-х т. - Т. 2. -М.: Русский язык, 1985-1988. - 736 с.

12. Современный толковый словарь русского языка [Текст] / Гл. ред. С. А. Кузнецов. -СПб: Норинт, 2002. - 960 с.

13. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. Д. Н. Ушакова. - В 2-х т. -Т. 1. - М.: Астрель, АСТ, 2000. - 848 с.

14. Эгген, Т. Декоратор. Книга вещности [Текст] / Т. Эгген [Текст]. [Электронный ресурс]. - URL: http://profilib.com/chtenie/66570/ turgrim-eggen-dekorator-kniga-veschnosti.php.

IMPLEMENTATION OF AESTHETIC CONCEPTS IN THE DISCOURSE OF UNIVERSAL QUALITY PRESS (MAGAZINE «RUSSIAN REPORTER»)

Antropova V. V., Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, [email protected]

This article describes the usage and coffee-discursive model of the concept "beauty". The first is reconstructed on the basis of historical and modern dictionaries and is a fragment of a language picture of the world, a kind of mental "template". The second is structured on the basis of analysis of materials quality of the edition "Russian reporter" and it is correlated with the first model ofa hierarchical system of value meanings that are broadcast to readers. The basis for understanding the main categories of aesthetics is always a conflict of journalistic works.

Keywords: axiology of journalism, linguoconceptology, concept, aesthetics, beauty, quality magazine, a journalistic text, the conflict.

References

1. Bol'shoj tolkovyj slovar'russkogo jazyka (2001) [=Big explanatory dictionary of Russian], ed. by S. A. Kuznecov, St. Peterburg, 1536 p. (In Russ.).

2. Vorkachev, S. G. "Kuda zh nam plyt" - lingvokul'turnaja lingvokonceptologija: sovremennoe sostojanie,problemy, vektorrazvitija" [="Where to us to float" - a linguocultural lingvokontseptologiya:

current state, problems, development vector], available at: http://philology.ru/linguistics2/vorkachev-10a.htm, accessed 23.01.2016. (In Russ.).

3. Gorbachevich, K. S. (1979) Slovar' jepitetov russkogo literaturnogo jazyka [=Dictionary of epithets of the Russian literary language], Leningrad, 567 p. (In Russ.).

4. Dal', V. I. (1999) Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka [=Explanatory dictionary of living great Russian language], vol. 2, Moscow, 799 p. (In Russ.).

5. Dem'jankov, V. Z. and Kubrjakova, E. S. (1996) Kognitivnaja model' [=Cognitive model], in: Kratkij slovar'kognitivnyh terminov [=Short dictionary of cognitive terms], available at: http://www. infolex.ru/COGMODEL.HTM, accessed 22.01.2016. (In Russ.).

6. Russkij associativnyj slovar'. Ot stimula k reakcii (2002) [=Russian associative dictionary. From incentive to reaction] , vol. 2, Moscow, 784 р. (In Russ.).

7. Safonov, A. V. (2010) Sistema affektivnyh protivorechij sovremennogo gazetnogo teksta [=System of affective contradictions of the modern newspaper text], in: Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta, [=Bulletin of the Chelyabinsk state university], № 11, Chelyabinsk, pp. 117-118. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Sidorov, V. A. (2012) Aksiologija zhurnalistiki i cennostnyj analiz mediasfery: paradigma i metody izuchenija [=Axiology of journalism and valuable analysis of the media sphere: paradigm and methods of studying], in: VestnikL 'vovskogo universiteta. Serija «Zhurnalistika» [=Bulletin of the Lvov university], № 34, Lvov, pp. 47-65. (In Russ.).

9. Sidorov, V. A. (2010) Informacionnaja jepoha i aksiologija zhurnalistiki [=Information era and axiology of journalism], in: Zhurnalistika v 2009 godu: transformacija sistem SMI v sovremennom mire: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [=Journalism in 2009: transformation of systems of mass media in the modern world: collection of materials of the International scientific and practical conference], Moscow, pp. 37-38. (In Russ.).

10. Sidorov, V. A. (2006) Cennostnoe osoznanie zhurnalistiki [=Valuable understanding of journalism], in: Mediaobrazovanie: koncepcii iperspektivy: materialy dlja diskussii [=Mediaobrazovaniye: concepts and prospects: materials for discussion], St. Peterburg, pp. 34-43. (In Russ.).

11. Slovar' russkogo jazyka (1985-1988) [=Dictionary of Russian], ed. by A. P. Evgen'eva, vol. 2, Moscow, 736 p. (In Russ.).

12. Sovremennyj tolkovyj slovar' russkogo jazyka (2002) [=Modern explanatory dictionary of Russian] , St. Peterburg, 960 p. (In Russ.).

13. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka (2000) [=Explanatory dictionary of Russian language] , ed. by D. N. Ushakova, vol. 1, Moscow, 848 p. (In Russ.).

14. Jeggen, T. Dekorator. Kniga veshhnosti [=Decorator. Book of thingness], available at: http:// profilib.com/chtenie/66570/turgrim-eggen-dekorator-kniga-veschnosti.php, accessed 20.01.2016. (In Russ.).

Антропова Вера Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет».

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.