УДК 551.558.74 + 351.88
Ж. Ю. Кургаева, Т. В. Халилова
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА:
МИРОВОЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
Ключевые слова: энергосбережение, парниковые газы, углекислый газ (СО2), Киотский протокол, Европейская система торговли выбросами.
В статье анализируется мировой и российский опыт реализации энергосберегающих проектов в рамках Ки-отского протокола с целью уменьшения влияния атмосферных загрязнений на климат.
Key words: energy-saving, greenhouse gas, carbon dioxide (СО2), Kyoto Protocol, The European Union Emissions Trading System.
In the article the international and Russian experience of implementation of energy-saving projects in the framework of the Kyoto Protocol to reduce greenhouse gas emissions is analyzed.
В 1980-е внимание мировой общественности привлекла проблема глобального потепления. Высказывались опасения, что загрязнение атмосферы и рост среднегодовых температур может привести к таянию полярных льдов, из-за чего повысится уровень мирового океана и будут затоплены многие густозаселенные прибрежные территории.
Это потепление связывают с результатами человеческой деятельности - с ростом выбросов в атмосферу планеты так называемых парниковых газов, углекислого газа (СО2) и метана. Эти газы поглощают инфракрасные (тепловые) лучи, которые излучает нагретая поверхность планеты, и тем самым препятствуют ее охлаждению, что приводит к увеличению температуры воздуха.
Основную роль в формировании тепловой ловушки в верхних слоях атмосферы играет углекислый газ. Тепловые станции, транспорт и городское хозяйство производят примерно 1/3 всего углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу Земли. Леса планеты частично поглощают углекислый газ. Однако количество выбрасываемого в атмосферу углекислого газа в результате роста объемов потребления сжигаемого топлива так велико, что «зеленые легкие планеты» уже не могут полностью переработать его. Подавляющая доля выбросов приходится на развитые страны Северной Америки и Европы, а также стремительно развивающиеся страны Дальнего Востока.
Считается, что возможную глобальную катастрофу можно предотвратить двумя методами снижения выбросов парниковых газов:
1) изменение структуры топливного баланса стран мира путем перехода к менее «грязным» технологиям (переход от сжигания угля к сжиганию газа, использование АЭС и ГЭС, ветровой энергии и др.),
2) широкое внедрение энергосберегающих технологий и очистных сооружений. [7]
Оба эти пути снижения вредных выбросов отличаются высокими издержками. Главная проблема заключается в том, что рынок сам по себе не может решить эту проблему. Ведь выгоды от уменьшения загрязнений получает все общество, в то время как издержки от реорганизации производства должны нести отдельные предприниматели. Поэтому в условиях «чистого» рынка предпринимателю не выгодно бороться с загрязнениями, по-
скольку ему это принесет лишь убытки. Следовательно, необходимы меры государственного и международного регулирования. Поскольку воздушное пространство едино для всей планеты, то в борьбе с атмосферными загрязнениями основную роль отводят международным соглашениям в рамках Киот-ского протокола.
То, что антропогенное изменение атмосферы ведет к глобальному потеплению, было официально признано в конце 1980-х - начале 1990-х в докладах Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), действующей под эгидой ООН. Под ее влиянием в Рамочной конвенции ООН по проблеме изменения климата (РКИК) на Глобальном саммите по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992) была сформулирована задача достижения «стабильного содержания в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на том уровне, при котором исчезает опасность антропогенного вмешательства в баланс климатической системы Земли». Основной целью РКИК является стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на согласованном уровне, который не допускал бы критического воздействия на окружающую среду.
В дополнение в РКИК был разработан и подписан в декабре 1997 года в г. Киото Протокол, которым предусмотрены квоты на выбросы парниковых газов для различных государств. Протокол был ратифицирован 181 государством. Тем не менее, количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов различных газов взяли на себе только развитые страны и страны с переходной экономикой (крупнейшие развивающиеся страны, включая Китай и Индию, никаких обязательств для себя не определили). В 2001 году США, на чью долю приходится 35 процентов выбросов в мире, отказались от поддержки проекта.
Оживленные дискуссии велись по поводу необходимости форсированного исполнения Киот-ского протокола. Скептики утверждают, что даже если все развитые страны вдруг вообще перестанут выбрасывать парниковые газы, без участия развивающихся стран достижение стабилизации парниковых газов на земном шаре все равно невозможно и, тем самым, Киотский протокол в принципе не в состоянии решить проблему, которую ставит. С дру-
гой стороны, по мнению сторонников Протокола, техническое переоснащение, обновление основных фондов предприятий за счетов инвестиций, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, т.е. экономический эффект, дополнительно способствует и охране окружающей среды (а не наносит ей вред). [2]
Период подписания Киотского протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.
• Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлился пять лет до 31 декабря 2012 года.
• Страны Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (Углекислый газ -СО2, Метан - СН4, гидрофторуглеводороды, пер-фторуглеводороды, окись азота - N20, 8Б6 - гек-сафторид серы) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года (базовый год).
Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны. В частности:
> Евросоюз должен сократить выбросы
на 8 %
> Япония и Канада - на 6 %
> Страны Восточной Европы и Прибалтики - в среднем на 8 %
> Россия и Украина - сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года.
> Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, а также США обязательств на себя не брали. [6]
Развивающиеся страны аргументировали свое несогласие принять обязательства по Киотско-му протоколу необходимостью сначала довести свою индустрию до уровня развитых стран, тем самым, вынуждая и правительства развитых государств отказываться от изначально нацеленного на глобальный масштаб проекта. Для России на тот момент еще не была решена проблема обновления технологической базы энергоемких производств. В рамках проектов совместного осуществления изыскание инвестиций можно было бы намного облегчить.
Россия ратифицировала Киотский протокол в 2004 году, приняв на себе обязательства на первый период его действия (2008-2012 гг.) сохранять выбросы на уровне 1990 года. Выполнение взятых на себя обязательств давало России возможность выступить в качестве донора Единиц Сокращения Выбросов (ЕСВ) и позволяло привлечь, по экспертным оценкам, 1.5 млрд евро иностранных инвестиций с киотской составляющей (за счет участия в Проектах Совместного осуществления - ПСО). [4]
27 мая 2007 года Правительство России приняло два документа, закладывающих фундамент для реализации проектов совместного осуществления в рамках Киотского протокола к РКИК:
1)Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 года N 332 "О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата".
2) Положение "Об утверждении и проверке хода реализациии проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата".
Главной проблемой реализации прописанных положений стало затягивание утверждения заявок на соответствующие проекты (функции Координационного центра возлагались на Минэкономразвития). Иностранные игроки выражали недоумение, ведь своевременное одобрение проектов в условиях кризиса предполагало финансовую поддержку для российского бизнеса (при этом государство не несло никаких расходов). [1]
На климатической конференции в Дохе (декабрь 2012 года) были приняты поправки о Киото-2, означающие продление протокола. Россия из Киот-ского протокола не вышла, но на следующий период его действия отказалась от исполнения обязательств. Основные аргументы российской стороны сводились к тому, что на страны Киотского протокола приходится лишь около 27% мировых выбросов парниковых газов, т.е. не разработан универсальный механизм борьбы с данной глобальной проблемой. Экологи и бизнес-сообщество так и не убедили российское правительство в необходимости пролонгации взятых на себя обязательств. [4]
Как бы то ни было, на уровне международного сообщества продолжается поиск консолидации позиций в связи с надвигающейся угрозой глобального потепления.
Рассмотрим, как шел процесс реализации Киотского протокола в Российской Федерации.
В 1990 году выбросы в России составляли порядка 3 млрд. тонн СО2. В силу экономических перемен, произошедших в нашей стране и приведших к сокращению производственных мощностей, уровень выбросов значительно сократился. По самым различным оценкам, этот уровень 1990 года может быть пройден лишь в период 2017-2020 гг.
Таким образом, РФ в настоящее время является одной из немногих стран, которая находится в выгодном для себя положении. С точки зрения механизма торговли выбросами Россия занимает позицию Продавца, поскольку она располагает значительным потенциальным запасом квот порядка 500600 млн. тонн СО2 в год. Тем не менее, продажа данного запаса, вряд ли представляется целесообразным с точки зрения «углеродной» безопасности, поскольку России этот запас необходим для дальнейшего развития. [5]
Поэтому на настоящем этапе более целесообразно использовать проектный механизм Совместного Осуществления (Л), который позволит российским компаниям привлечь в свои проекты до-
полнительные финансовые ресурсы в виде поступлений от продажи единиц сокращенных выбросов парниковых газов.
В плане практического применения указанного механизма, наиболее «продвинутыми» в этой области являются страны Европейского Союза. Как было указано ранее, они выполняют свои обязательства совместно. Для отработки механизмов европейские страны осуществили запуск системы торговли выбросами (Европейская СТВ).
В рамках данной системы, страны делегируют выполнение обязательств на корпоративный уровень. Правительства стран распределяют обязательства или ограничения на выбросы (квоты) между предприятиями.
Данная система торговли была запущена в начале 2005 году, она охватывает 5 секторов, включая электроэнергетику, нефтепереработку, сталелитейную промышленность, производство цемента и целлюлозно-бумажную промышленность.
Распределение обязательств по предприятиям происходит на основе реальных обязательств, взятых европейскими странами с установлением жестких санкций за превышение установленных количеств (100 евро за тонну СО2).
Анализ состояния современного углеродного рынка говорит о том, что развитые страны (Япония, Канада, страны Европейского Союза) не выполнили обязательства по сокращению в первый бюджетный период 2008-2012 г.г. Эти страны вынуждены будут приобретать проектные сокращения извне (в том числе из РФ). [3]
Уже в рамках действующей пилотной фазы Европейской Системы Торговли Выбросами прогнозируемый дефицит квот составляет 200-300 млн. т СО2. Для покрытия дефицита участники ЕСТВ могут привлекать сокращения от проектов из РФ. В 2012-2013 гг. форвардные цены на поставку сертифицированных сокращенных выбросов от проектов находились на уровне 7-13 евро за тонну СО2.
К основным организациям в РФ, которые вовлечены в процесс реализации Киотского протокола, относятся:
• Министерство Экономического Развития и Торговли (МЭРТ) - координационный центр по подготовке и утверждению заявок на проекты совместного осуществления.
• Сбербанк РФ (Оператор Углеродных Единиц) - организация, структурирующая действия, ведущие к получению, передаче или приобретению единиц сокращения выбросов парниковых газов.
• Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный центр геоэкологических систем" - администратор российского реестра углеродных единиц.
• SGS, TUEV, Det Norske Veritas (DNV) - организации по проведению независимой экспертизы проектов по сокращению выбросов (детерминации). [5]
Зарубежных «углеродных» покупателей можно классифицировать следующим образом:
• Институциональные покупатели;
• Правительственные агентства;
• Частные компании.
Важнейшими институциональными покупателями являются:
A) Мировой Банк, создавший следующие углеродные фонды:
> Прототипный Углеродный Фонд (Prototype CF) - 180 млн. $;
> Биоуглеродный Фонд (BioCF) - 43,8
млн. $;
> Углеродный фонд чистого развития (CDCF) - 128,6 млн. $;
> Датский Углеродный Фонд (Danish CF) - 35 млн. $;
> Углеродный фонд Европейского Сотрудничества (European Partnership CF - формируется совместно Европейским Инвестиционным Бан-ком-EIB );
> Итальянский Углеродный Фонд (Italian CF) - 80 млн. $;
> Испанский Углеродный Фонд (Spanish CF) - 170 млн. $;
Б) Европейский Банк Реконструкции и Развития
> Углеродный фонд правительства Нидерландов в размере 32 млн. евро;
> Многосторонний Углеродный Фонд бюджетом 50 - 150 млн евро.
Закупка сокращений предполагается исключительно от проектов, которые находятся в кредитном портфеле ЕБРР.
B) Северная Экологическая Финансовая Корпорация (НЕФКО).
> Углеродный фонд балтийских стран осуществляет закупку проектных сокращений от проектов в страны бассейна Балтийского моря. Бюджет фонда составляет 15 млн.евро.
Среди правительственных агентств можно отметить:
> Японское Углеродное Финансовое Агентство (Japan Carbon Finance) с бюджетом 141,5 млн. долларов США,
> Австрийская программа ПСО/МЧР с бюджетом 216 млн. евро.
> Бельгийский Углеродный Тендер с бюджетом 9,3 млн. евро,
> Датский Углеродный тендер (DanishCarbon.dk) c бюджетом 13 млн. евро. Активное участие в реализации Киотского протокола принимают и частные углеродные фонды. В частности:
> Европейский Углеродный Фонд (European Carbon Fund) - 100 млн. €
> Углеродный фонд банка KfW (KfW Carbon Fund) - 18 млн. €
> Natsource GG-CAP - 550 млн. $
> Trading Emissions - 135 млн. £.
Данные фонды осуществляют агрессивную ценовую политику, предлагая продавцам более высокие цены за проектные сокращения, по сравнению с ценами, предлагаемыми институциональными и правительственными покупателями, что представляется весьма привлекательным для владельцев и участников проектов.
Среди покупателей квот, работающих по проектам в металлургической отрасли в РФ, можно особо отметить:
1. Компания Global Carbon BV. Она является ведущим экспертом в области экологического консалтинга и оказания брокерских услуг по обеспечению финансирования на рынке международной торговли квотами на выбросы парниковых газов в соответствии с Киотским протоколом. Компания специализируется на разработке проектов совместного осуществления в Болгарии, Украине и России.
2. Carbon Trade and Finance SICAR S.A. Это совместное предприятие Газпромбанка (Россия) и Ком-мерцбанка (Германия), созданное для инвестиций в рынок торговли сокращениями выбросов парниковых газов. Компания, зарегистрированная в Люксембурге, инвестирует в проекты, приводящие к сокращению выбросов в России и странах СНГ.
3. Camco Carbon Russia Limited, которая является 100% дочерней компанией Camco International Limited, зарегистрированная на о.Джерси. Camco International является мировым лидером в разработке углеродных активов (парниковые газы/ сокращение выбросов парниковых газов) в рамках проектов совместного осуществления.
Проектный портфель Camco включает более 100 проектов с общим потенциалом сокращения выбросов парниковых газов свыше 149 млн.т СО2-эквивалента. Camco работает на рынках Восточной Европы, Африки, Китая иЮго-Восточной Азии, а с 2005 г. и в Российской Федерации.
1-й конкурс заявок по проектам в рамках Киотского протокола состоялся в 2010 году. Лимит конкурса составлял 30 миллионов тонн СО2-эквивалента. К рассмотрению было принято 40 заявок от 30 компаний с общим потенциалом сокращений 72,3 млн. тонн СО2-эквивалента.
Приказом Минэкономразвития от 23 июля 2010 года были утверждены первые 15 проектов совместного осуществления, сокращение выбросов при реализации данных проектов составило 29,99 млн. т СО2-эквивалента.
Среди победителей было реализовано 9 проектов, 5 - находятся на стадии строительства. Общий объем инвестиций по одобренным заявкам составляет 1,6 млрд. евро, из них 19,2% (307,2 млн. Евро) - это "киотские деньги", а 80,8% (1 292,8 млн. Евро) - частные инвестиции. Средняя стоимость 1 т СО2-эквивалента составляет 10,24 Евро/тонну.
Таким образом, по итогам первого конкурса суммарная выгода российских инвесторов оценивается примерно в 307 млн. евро, что помогло мобилизовать инвестиционный ресурс в новые проекты в размере 1,3 млрд. евро.
Одобренные инвестиционные проекты в металлургической отрасли (1-й конкурс заявок):
1. Инвестиционный проект «Реконструкция доменных печей № 5 и 3 6 ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат»
2. Инвестиционный проект «Внедрение ресурсосберегающих технологий на ОАО «Уральская сталь», г. Новотроицк, РФ»
2-й конкурс заявок по проектам в рамках Киотского протокола.
Лимит конкурса составлял 10 миллионов тонн СО2 - эквивалента. К рассмотрению было принято 58 заявок с общим потенциалом сокращений 75,6 млн. тонн СО2-эквивалента.
Приказом Минэкономразвития от 30 декабря 2010 года № 709 были утверждены 18 проектов совместного осуществления, сокращение выбросов при реализации данных проектов составило 10,00 млн. т СО2-эквивалента.
Одобренные инвестиционные проекты в металлургической отрасли (2-й конкурс заявок)
1. Инвестиционный проект «Внедрение электросталеплавильного способа производства стали на ОАО «ММК»
2. Инвестиционный проект «Реконструкция сталеплавильного производства «Северского трубного завода»
3. Инвестиционный проект «Реконструкция сталеплавильного производства ОАО «Ашинский металлургический завод»
4. Инвестиционный проект «Реализация энергоэффективных проектов на ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат».
3-й конкурс заявок по проектам в рамках Киотского протокола.
Особенностью 3-его конкурса стало разделение проектов при подаче заявок по категориям -«Промышленные процессы» (лимит - 30,0 млн. тонн), «Энергетика» (лимит - 30,0 млн. тонн) и «Отходы» (лимит - 10,0 млн. тонн).
Всего к рассмотрению было принято 35 заявок («Энергетика»), 24 заявки («Промышленные процессы») и 11 заявок «Отходы») с общим потенциалом сокращений 75,6 млн. тонн СО2-эквивалента.
Среди заявок по проектам в металлургической отрасли можно отметить следующие:
1. «Реконструкция доменной печи на ОАО "КМЗ" в г.Тула Тульской области, РФ».
Объём сокращения выбросов - 587 272 тонн СО2 е. Оценочная величина получаемых финансовых ресурсов - 587 272 тонн СО2 е * 8 Евро/тонну СО2 е = 4 698 176 Евро.
2. Энергоэффективные мероприятия на ОАО "Металлургический завод им. А.К.Серова" компании УГМК.
Объём сокращения выбросов - 1 715 583 тонн СО2 е. Оценочная величина получаемых финансовых ресурсов - 1 715 583 тонн СО2 е * 8 Евро/тонну СО2 е = 13 724 664 Евро.
3. Внедрение энергоэффективных мероприятий в ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат", г.Челябинск, Российская Федерация.
Объём сокращения выбросов - 304 673 тонн СО2 е. Оценочная величина получаемых финансовых ресурсов - 304 673 тонн СО2 е * 8 Евро/тонну СО2 е = 2 437 384 Евро.
4. Строительство нового Комплекса воздухоразде-лительной установки компанией "Эр Ликид Северсталь".
Объём сокращения выбросов - 514 726 тонн СО2 е. Оценочная величина получаемых финансовых ресурсов - 514 726 тонн СО2 е * 8 Евро/тонну СО2 е = 4 117 808 Евро.
5. «Модернизация производства на ОАО «Амурме-талл», г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского Края, РФ».
Объём сокращения выбросов - 3 056 303 тонн СО2е. Оценочная величина получаемых финансовых ресурсов - 3 056 303 тонн СО2 е * 8 Евро/тонну СО2 е = 24 450 424 Евро.
6. Строительство электросталеплавильного цеха с выводом из эксплуатации мартеновского производства на ОАО "НСММЗ", г.Ревда, Россия.
Объём сокращения выбросов - 7 693 442 тонн СО2е. Оценочная величина получаемых финансовых ресурсов - 7 693 442 тонн СО2 е * 8 Евро/тонну СО2 е = 61 547 536 Евро.
7. Внедрение современных технологий производства агломерата и загрузки шихты в доменные печи на ОАО "ММК«.
Объём сокращения выбросов - 1 335 508 тонн СО2е. Оценочная величина получаемых финансовых ресурсов - 1 335 508 тонн СО2 е * 8 Евро/тонну СО2 е = 10 684 064 Евро.
8. Производство слябовой непрерывно литой стале-заготовки электросталеплавильным способом на ОАО «ММК».
Объём сокращения выбросов - 1 842 992 тонн СО2е. Оценочная величина получаемых финансовых ресурсов - 1 842 992 тонн СО2 е * 8 Евро/тонну СО2 е = 14 743 936 Евро.
9. «Модернизация сталеплавильного производства Группы ЧТПЗ, РФ».
Объём сокращения выбросов - 1 962 386 тонн СО2е. Оценочная величина получаемых финансовых ресурсов - 1 962 386 тонн СО2 е * 8 Евро/тонну СО2 е = 15 699 088 Евро.
10. Строительство и введение в действие Литейно-прокатного комплекса по производству горячека-танного рулонного проката в Выксунском районе Нижегородской области Российской Федерации.
Объём сокращения выбросов - 4 346 669 тонн СО2е. Оценочная величина получаемых фи-
нансовых ресурсов - 4 346 669 тонн СО2 е * 8 Евро/тонну СО2 е = 34 773 352 Евро. 11. Строительство шахтной печи на ОАО "Северсталь", Череповец, Вологодская область, Российская Федерация».
Объём сокращения выбросов - 3 168 120 тонн СО2е. Оценочная величина получаемых финансовых ресурсов - 3 168 120 тонн СО2 е * 8 Евро/тонну СО2 е = 25 344 960 Евро.
По данным Министерства экономического развития России, в 2008-2012 фактические выбросы парниковых газов в России были ниже уровня 1990 года примерно на 3 млрд. т СО2-эквивалента, т.е. ежегодное предложение составляло примерно 600 млн. т СО2-эквивалента. Следовательно, Россия сможет полностью удовлетворить весь спрос зарубежных покупателей. Поскольку, согласно оценкам, цена углекислого газа на мировом углеродном рынке составила примерно 10 долл. за тонну, то наша страна за 2008-2012 получила около 20 млрд. долл.
Самое главное, необходимо реорганизовывать структуру российской экономики, чтобы близкие выгоды не сменились затем тяжелыми потерями.
Литература
1 Алексеева Ю.А. Основные тенденции энергоресурсосбережения в нефтегазохимическом комплексе, Вестник КНИТУ, 11, 267-270, (2014).
2. Галеева А.Р., Газизова О.В. Энергоэффективность -основа устойчивого развития экономики страны, Вестник КНИТУ, 8, 372-376, (2014).
3. Киото - да! [Электронный ресурс] http://www.ky о1;о-da.org.ru/
4. Киселев И. Киотский протокол: механизмы энергоэффективности, практика его применения в России [Электронный ресурс] http://www.tokunova.ru/publikacii/kiotskij_protokol/
5. Кокорин А.О. Киотский протокол - права и обязанности России, Наука и промышленность, 2, (2002).
6. Кокорин А.О. Киотский протокол [Электронный ресурс]
http://www.wwf.ru/about/what_we_do/climate/kyoto/doc28/ page0/
7. Сагдеева А. А., Гусарова И. А., Павлова И.В. Актуальность внедрения энергоэффективных технологий для предприятий нефтегазохимического комплекса, Вестник КНИГУ, 8, 106-107, (2014).
© Ж. Ю. Кургаева - канд. ист. наук, доцент каф. государственного, муниципального управления и социологии, КНИТУ, [email protected]; Т. В. Халилова - канд. ист. наук, доцент каф. государственного, муниципального управления и социологии, КНИТУ, [email protected].
© J. Y. Kurgaeva - candidate of History, associate professor department of public, municipal management and sociology, KNRTU, [email protected]; T. V. Khalilova - candidate of History, associate professor department of public, municipal management and sociology, KNRTU, [email protected].