4. Пятинкин С.Ф., Быкова Т.П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. Минск: Тесей, 2008. 72 с.
5. Евпланов А. Договорились о термине. Депутаты выяснили, что такое туристический кластер // Российская Бизнес-газета, 2011. № 800. С. 18.
6. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления, 2003. № 5. С. 40.
7. Гришин С.Ю. Управление региональными кластерами. СПб.: СПбГЭУ, 2016. 210 с.
8. Войтко С.И. Развитие инфраструктуры туризма как фактор развития региона // Наука и образование сегодня, 2016. № 9 (10). С. 56.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКИХ
ОТРАСЛЕЙ
Хицкова Д.В. Email: [email protected]
Хицкова Дарья Владимировна — магистрант, кафедра мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: развитие экспортного потенциала российских отраслей необходимо для повышения национальной конкурентоспособности, обеспечения стабильного экономического и технологического развития и формирования человеческого капитала. В статье рассмотрены факторы и критерии, способствующие формированию экспортного потенциала страны. Проанализировано современное состояние экспорта России на основе данных Федеральной таможенной службы и Российского экспортного центра, выявлены препятствия для реализации экспортного потенциала несырьевых отраслей. Учитывая полученные результаты, представлены рекомендации по дальнейшему развитию экспорта. Ключевые слова: экспорт, экспортный потенциал, конкурентоспособность, отрасли промышленности.
THE IMPLEMENTATION OF THE EXPORT POTENTIAL OF RUSSIAN
INDUSTRIES Khitskova D.
Khitskova Daria — Graduate Student, DEPARTMENT OF WORLD ECONOMICS AND MANAGEMENT, KUBAN STATE UNIVERSITY, KRASNODAR
Abstract: the development of the export potential of the Russian industry is necessary to enhance national competitiveness, sustained economic and technological development and human capital formation. The article describes the factors and criteria contributing to the forming of country's export potential. Analyzes the current state of Russia's exports, based on data of the Federal customs service and Russian export centre and identified barriers to the export of non-oil industries. Using the obtained results, the article gives recommendations for further export development. Keywords: export, export potential, competitiveness, industry.
УДК 339.564.2
Для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики и расширения мирохозяйственных связей необходимо формировать и развивать экспортный потенциал страны. Ежегодное сокращение совокупного российского экспорта указывает на наличие барьеров для реализации потенциала и обеспечения стабильного роста производительности реальных секторов экономики. В связи с этим актуальным является выявление критериев для формирования экспортного потенциала отраслей, изучение особенностей и показателей несырьевого неэнергетического экспорта и формирование мер для преодоления ключевых препятствий на пути развития экспортного потенциала в России.
Экспортный потенциал, в широком смысле, представляет собой способность национальной экономики, отраслей, предприятий производить конкурентоспособные товары и услуги и
экспортировать их на мировые рынки. На уровне предприятия экспортный потенциал может быть определен как ресурсы и средства, которые могут быть использованы для достижения поставленных производственно-коммерческих целей на внутренних и внешних рынках [1]. Исходя из существующих на данный момент исследований, можно дать следующее определение данному понятию. Экспортный потенциал отрасли - это способность предприятий отрасли, определяемая совокупностью производственного, кадрового, финансового и рыночного потенциалов, экспортировать конкурентоспособную продукцию на внешние рынки.
В экономической теории существуют различные подходы к определению факторов, формирующих экспортный потенциал, и критериев, которые используются при оценке уровня потенциала. Учитывая наличие разных уровней оценки категории «экспортный потенциал» выделим две группы факторов:
1. Внешние факторы, к которым следует отнести государственное регулирование (стимулирование национального экспорта путем страхования экспортных поставок, кредитование производств, информационное обеспечение участников внешнеэкономической деятельности и т.д.), политический фактор (протекционизм и наличие специальных межправительственных программ), характеристика отрасли и внутреннего рынка, характеристика экспортного рынка (конъюнктура мировых товарных рынков), нормативно-правовая база (таможенное и тарифное регулирование, сходство правовых и регулирующих норм).
2. Внутренние факторы, связанные с деятельностью фирмы: характеристики предприятия (кадровый и научно-технический потенциала, опыт международной деятельности, активы, имидж и размер предприятия), характеристики продукции (цена, уникальность, гарантийное обслуживание, уровень патентной защиты), стратегия экспорта (маркетинговая стратегия, ценообразование), конкурентоспособность продукции, качество сбытовой сети.
В связи с многообразием факторов формирования экспортного потенциала в экономической литературе существуют различные подходы к выбору критериев для его оценки. Так, Е.А. Мазилов в своем исследовании экспортного потенциала предлагает использовать восемь критериев: состояние производственных ресурсов, организацию логистики, состояние финансовых ресурсов, качество информационных ресурсов, состояние кадровых ресурсов, организацию системы маркетинга, удельный вес экспорта в общем объеме реализации продукции и удельный вес продукции, сертифицированной на соответствие международным стандартам [4].
Следует учитывать, что критерии оценки включают в себя качественные и количественные показатели. Дополнительно к количественным показателям другие авторы относят рентабельность экспортных продаж, долю продукции, поставляемой в страны дальнего зарубежья, долю инновационной продукции, эффективность производства и конкурентоспособность производителя [1]. Анализируя факторы и критерии, формирующие экспортный потенциал, можно сделать вывод, что данная категория предполагает наличие не только способности, но и возможности для продвижения национальной продукции на мировые рынки, при наличии условий стимулирования экспорта со стороны органов государственной власти.
За последние три года в России сложилась противоречивая ситуация с экспортом, особенно с экспортом несырьевых неэнергетических товаров. По данным Федеральной таможенной службы, внешнеторговый оборот России за 2016 год составил 471,2 млрд долларов (падение на 11,2%) из-за девальвации рубля, сужения деловой активности в обрабатывающих отраслях в начале года (рис. 1) [2].
60,0 49 1 49 7
я 50 0 43,9_46,144,945,343,240 842,843,641 445,7 41 43 42,843,8
о 50,0 39,3 -----41,ч_ 38,236 55 С39,638,1 41 ^
Й 40,0 ^ -------"Л 32,5 , ,
лл 26,7 ° 30,0
д.р 20,0 28,129,332,930,930,730,127,325,326,627,425,829,2 10,0 25,3 2
0,0
17,62
20.
323,5 2 2 22,224,322,723,325,725,327,1
31,4
Р # / / ^ 0
# / / <Р /
Внешнеторговый оборот
Экспорт
Рис. 1. Динамика внешней торговли России в 2015 - 2016 гг.
Рассматривая экспорт несырьевых неэнергетических товаров, с одной стороны, произошло сокращение с 142 млрд долл. в 2013 году до 109 млрд долл. в 2016 году, это 23% объема экспорта, с другой стороны, существует рост экспортной активности некоторых компаний и расширение ассортимента российских товаров на внешних рынках [3]. При анализе особенностей управления экспорта в российских компаниях в качестве ключевых критериев для формирования сбыта товаров на внешние рынки используются - география экспорта и выбор способа выхода на определенный рынок. Однако российским экспортерам нужно учитывать расширенный перечень факторов, что обуславливается нестабильностью политической и экономической ситуации внутри страны и за ее пределами, а также спецификой отдельных отраслей экономики. К таким факторам относятся потенциал рынка, включающий уровень цен и доходов, конкурентность рынка, политический фактор, логистическая инфраструктура в стране-импортере [3]. Дополнительно необходимо оценивать валютный контроль и динамику валютного курса, развитость маркетинговой инфраструктуры и культурные различия. Только при учете указанных элементов управленческий состав предприятий различных российский отраслей сможет объективно оценить свои возможности и застраховать риски при выходе на внешние рынки.
На сегодняшний день ситуация с экспортом несырьевых товаров в стране сложилась достаточно пессимистичная, что обуславливает низкий уровень реализации экспортного потенциала отраслей промышленности. По данным Российского экспортного центра (РЭЦ) из десяти крупных отраслевых групп в 2016 году лишь четыре показали позитивную динамику: продовольствие, стройматериалы, лесобумажные товары и драгоценные материалы и камни (таблица 1) [6].
Таблица 1. Экспорт России по товарным группам в 2015 - 2016 гг.
2015 2016 Темпы прироста
млн долл. %
Продовольствие 14286 15234 6,6
Непищевая сельхозпродукция 1226 1171 -4,5
Минеральное сырье 3089 3028 -2,0
Топливо 216164 165984 -23,2
Химические товары 25435 20812 -18,2
Лесобумажные товары 9313 9519 2,2
Драгоценные металлы и камни 7895 8906 12,8
Металлопродукция 32880 29076 -11,6
Продукция машиностроения 29099 27806 -4,4
Текстиль, одежда, обувь 1002 996 -0,6
Разные промышленные товары 3154 2959 -6,2
Всего 343543 285491 -16,9
Согласно данным таблицы наблюдается общий спад экспорта в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 16,9%, наибольший спад продемонстрировали топливо (-23,2%), химические товары (-18,2%) и металлопродукция (-11,6%). В минувшем году России не удалось нарастить экспорт машин и оборудования и автомобилей. Стоимость поставленных на экспорт машин и оборудования сократилась на 4,4%, до $27,8 млрд (в 2013 году было $28,3 млрд) [8].
При рассмотрении товарной структуры экспорта в России (рис. 2) большую долю (58,1%) занимает топливо, что отражает место России в мировой экономике, как экспортера сырья и импортера потребительских и инвестиционных товаров. Данная модель не позволяет обеспечивать макроэкономическую стабильность, международную конкурентоспособность и национальную безопасность страны. Анализируя товарную структуру несырьевого неэнергетического экспорта, можно отметить, что большую долю экспорта составляют отрасли: машиностроительная (25,5%), металлургия (25,7%) и химическая промышленность (19,0%) [2].
С точки зрения экспортного потенциала, на рынках металла Россия имеет сильные позиции, дальнейшее формирование и развитие потенциала требует последовательной модернизации производств и совершенствование государственного регулирования экспортной политики. Товары химической промышленности показали в 2016 году падение на 18,2%, которое может быть вызвано слабым развитием скоординированной рыночной стратегии и невниманием управленческих кадров данной отрасли к осуществлению маркетинговых коммуникаций. Экспортный потенциал машиностроительной отрасли имеет скрытый характер. Материальный и моральный износ техники и технологий, низкое качество продукции, влияющее на международную конкурентоспособность, низкая инвестиционная активность в данной отрасли не позволяют сформировать и использовать потенциал для экспортной экспансии на внешние рынки.
Прочие товары ; 2,9%
1род. машиностроения; 9,7%
Продовольствие ; 5,3% Лесобумажные товары; 3,3%
Химические товары; 7,3% Драгоц.металлы и камни 3,1%
Металлопродукция; 10,2%
Топливо; 58,1%
Рис. 2. Товарная структура экспорта России в 2016 году [2]
Если рассматривать экспорт российских отраслей по географическому признаку, то по итогам 2016 года внешнеторговый оборот со станами дальнего зарубежья составил 413,4 млрд долларов, а со странами СНГ - экспорт снизился на 14,2% и составил 56,7 млрд долларов (рис. 3).
Товарная структура экспорта со странами дальнего зарубежья преимущественно включает топливно-энергетические товары, их доля упала на 22,5% из-за падения цен на углеводороды. Кроме того, снижение экспорта нефтепродуктов во многом связано с возросшей налоговой нагрузкой и уменьшением объемов переработки нефти в России. Рассматривая аналитику по показателям несырьевого экспорта, его половина приходится на десять крупнейших рынков: Китай, Казахстан, Белоруссия, США, Турция, Нидерланды, Украина, Индия, Алжир, Египет [6].
В странах СНГ в 2016 году происходило сокращение спроса и предложения, что вызвано зависимостью от экономики России и спадом производства. В структуре экспорта России и стран СНГ поставки машин и оборудования сократились на 15,8% в стоимостном выражении, но при этом наблюдался положительный тренд несырьевого экспорта в других отраслях, например, химическая промышленность - рост на 9,4% в 2016 году относительно 2015 года [2].
Дополнительно для реализации экспортного потенциала российских несырьевых отраслей в 2016 году в рамках программ кредитной, гарантийной и страховой поддержки экспорта РЭЦ были выделены 10,45 млрд долларов, а в 2017 году планируется оказать финансовую поддержку 380
компаниям-экспортерах на сумму 11,4 млрд долларов [. Однако, данных мер оказалось недостаточно и в целом 2016 год стал одним из неудачных с точки зрения внешней торговли.
страны; 218,6
Польша; 13,1 Франция; 13,3
Китай; 66,1
Германи я; 40,7
_ Нидерла нды; 32,3
США; 20,3 Италия; 19,8 Япония;
Южная Корея; 15,1
Армения 1336 Азербайд жан 1954
Украина; 10231
Узбекиста н; 2726 Туркмен]
; 90т /
Таджикист
Молдова; 1161 Киргизия; 1196
Казахстан; 13039
Беларусь; 25306
(а) млрд долларов
(б) млн долларов
Рис. 3. Структура внешней торговли России со странами дальнего зарубежья (а) и странами СНГ (б)
в 2016 году
Учитывая приведенные аналитические данные и принимая во внимание теоретические основы формирования экспортного потенциала, можно выделить несколько ключевых препятствий для его развития в России и способы из преодоления:
1. Административные барьеры и низкая эффективность государственной поддержки экспортеров. При экспорте промышленной и высокотехнологичной продукции возникают проблемы с таможенным законодательством, оформлением сертификатов происхождения и другими разрешительными документами. Кроме того, предприятия-экспортеры имеют налоговую нагрузку на уровне стран Запада, дорогие внутренние кредитные ресурсы [9] и нестабильные экономические и политические условия, вызванные напряженными внешнеэкономическими отношениями стран. Для преодоления этих проблем следует вводить в практику новые модели организации работы представителей власти и бизнеса в сфере оформления и получения необходимых документов для осуществления экспортной деятельности. Одновременно с этим требуется изменение денежно-кредитной политики в направлении содействию экономическому росту и повышению инвестиционной привлекательности.
2. Низкая конкурентоспособность продукции российских отраслей. Для выхода на внешние рынки недостаточно иметь товар надлежащего качества с приемлемой ценой. В современных условиях параллельно с развитием высокотехнологичной и инновационной продукции (доля высокотехнологичной, инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции по-прежнему в России очень низкая по сравнению с западными странами [7]) следует уделять внимание таким конкурентным преимуществам как быстрая адаптация к изменениям спроса и предложения, развитие логистической и маркетинговой инфраструктуры. Однако, одних стараний производителей недостаточно, в связи с эти в России было принято решение о создании и продвижении бренда Made in Russia, т.е. создание единого странового экспортного бренда для обеспечения доверия потребителей к продукции [5]. Следовательно, для повышения уровня конкурентоспособности отечественной продукции необходим комплексный подход, включающий создание информационной среды и высокотехнологичных производств.
3. Управленческая инфантильность. Создание конкурентоспособного продукта на международном рынке является одним из множества элементов реализации экспортного потенциала страны, отрасли или отдельно предприятия. Сбыт продукции на внешнем рынке значительно отличается от сбыта на внутреннем, что обуславливает необходимость применения большого арсенала управленческих инструментов международного уровня. Для эффективного внедрения и использования данных инструментов необходим персонал или одел занимающийся исключительно внешнеэкономической деятельностью, изучением рынков, развитием маркетинговых коммуникаций и другими критериями, влияющими на развитие экспорта предприятия.
Приведенные проблемные аспекты, сопутствующие реализации экспортного потенциала российских отраслей и предприятий, не могут рассматриваться отдельно, так как административное и государственное регулирование напрямую оказывает влияние на финансовую, логистическую, сбытовую деятельность фирм, а наличие высококвалифицированного управленческого персонала, способного обучаться и использовать опыт в организации международной деятельности, обеспечивает использование инструментов поддержки со стороны государства.
Таким образом, российская промышленность обладает формирующимся, в одних отраслях, и сформированным, требующим реализации, в других отраслях, экспортным потенциалом. Главной задачей на сегодняшний день является выявление скрытого экспортного потенциала российских отраслей параллельно с решение изученных в рамках данной работы проблем, комплексный подход к указанным аспектам будет способствовать выходу российского экспорта на положительные показатели и позволит обрабатывающей промышленности создавать высокотехнологическую продукцию для обеспечения национальной конкурентоспособности.
Список литературы / References
1. Белякова Г.Я., Фокина Д.А. Инструменты управления экспортным потенциалом с учетом стратегии развития предприятия машиностроения // Вестник СибГАУ, 2014. № 5 (57). С. 227-232.
2. Внешняя торговля России в 2016 году: цифры и факты // Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/40407-vneshnyaya-topgovlya-possii-v-2016-godu-tsifpy-i-fakty.html/ (дата обращения: 05.04.2017).
3. КрасановаВ.В условиях жесткого дефицита // Эксперт, 2017. № 14 (1024). С. 40-42.
4. Мазилов Е.А. Устойчивое развитие территорий, отраслей и производственных комплексов // Проблемы развития территорий, 2015. № 5 (79). С. 26-33.
5. Мингараева С. Крылья для экспорта // Эксперт, 2017. № 14 (1024). С. 60-61.
6. Развитие общего и несырьевого экспорта России в 2016 г. // Российский экспортный центр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/international_markets/russi an_exports/ (дата обращения: 10.04.2017).
7. Хицкова Д.В. Отраслевой аспект международной конкурентоспособности // Международная экономика. Цикл монографий «Международная экономика». Краснодар: ООО «Экоинвест» (Краснодар), 2016. С. 180-203.
8. Экспортеры ослушались Медведева // Газета.Ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.rU/business/2017/02/08/10515539.shtml#page6/ (дата обращения: 18.04.2017).
ОСОБЕННОСТИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
РОССИИ
Манилкина К.Ю. Email: [email protected]
Манилкина Ксения Юрьевна — студент магистратуры, кафедра управления персоналом и кадровой политики, факультет управления, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: кадровая политика — это генеральное направление кадровой работы. Причиной повышенной значимости кадровой политики, во-первых, является рост требований к качеству выполняемой работы кадров; во-вторых, гарантированные благоприятные условия труда для работников, которые могут обеспечить движение карьеры и другие причины. Также немаловажно отметить, что уровень жизни населения растет, а вслед за этим повышаются требования к профессиональным качествам работников. В данной статье рассматриваются особенности кадровой политики в здравоохранении РФ, основополагающие направления, такие как: оптимальный набор численности и структуры кадров, совершенствование подготовки медицинских работников; особенности по управлению человеческими ресурсами здравоохранения. На данный момент в российском здравоохранении отмечается множество кадровых проблем - это нехватка кадров и дисбаланс в их количественном составе.