УДК 330:001.895
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА*
О. В. НИКУЛИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики E-mail: [email protected] Кубанский государственный университет
В статье рассматривается инновационное развитие бизнеса в условиях кластеризации экономики. Предложена модель реализации экономических интересов участников кластера, сформулированы принципиальные требования к системе управления инновационным развитием экономических субъектов, определены направления реализации стратегии развития партнерских отношений участников кластера.
Ключевые слова: кластер, механизм, реализация, конкуренция, институциональная среда, управление, синергетический эффект.
Первоочередной задачей развития экономики на современном этапе является создание оптимальных условий для бизнеса, при которых предприятиям будет выгодно стать инновационными. Для решения этой проблемы необходимо выявить заинтересованность бизнеса в инновационном развитии и разработать механизм реализации экономических интересов участников инновационного процесса. Министерством экономического развития Российской Федерации разработан проект стратегии инновационного развития России на
* Работа подготовлена в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2011 гг.)», проект «Формирование научно-методического обеспечения университетского бизнес-инкубатора для реализации инновационных проектов Юга России» (регистрационный номер 2.2.2.4/11234) и в рамках проекта РФФИ №11-06-96518-р_юг_ц.
период до 2020 г., которая предусматривает ряд мероприятий в области стимулирования инноваций [4]. В частности, для активизации инновационной деятельности малых, средних и крупных предприятий предложены следующие направления:
- развитие конкуренции, мотивирующей компании к инновациям, на основе совершенствования рынков и отраслей, а также за счет создания институциональной среды, обеспечивающей правовое и экономическое регулирование инновационной деятельности;
- развитие системы технического регулирования на основе разработки и внедрения стандартов по экологическим нормативам и параметрам энергоэффективности для инновационных предприятий, вовлечения в оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при финансовой поддержке государства, а также стимулирования процесса создания рынка научно-технической продукции;
- разработка комплекса мер в области налогового стимулирования предприятий, осуществляющих исследования и разработки, атакже активно обновляющих оборудование и технологии;
- стимулирование притока высококвалифицированных специалистов на основе финансирования научно-образовательной и исследовательской деятельности, а также за счет предоставления грантов и субсидий компаниям по приоритетным направлениям инновационной деятельности;
- создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения финансирования частного бизнеса и венчурного капитала в сферу НИОКР, а также развитие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов на основе развития льготного кредитования, создания фондов прямых инвестиций в инновационные проекты и координации деятельности институтов развития;
- формирование программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием и распространение этой практики для малого и среднего бизнеса в целях более эффективного планирования инновационной деятельности для выработки и реализации единой стратегии инновационного развития национальной экономики;
- повышение качества работы инновационной инфраструктуры на основе перевода объектов на рыночные принципы деятельности, поддержки технико-внедренческих особых экономических зон, осуществления контрольных мероприятий на основе создания реестра инновационной инфраструктуры и проведения оценки эффективности функционирования;
- активизация инновационной политики на региональном уровне на основе создания инновационных центров (научной, исследовательской и инновационной инфраструктуры), оказания действенной поддержки инновационному предпринимательству в
регионах, разработки и реализации региональных программ развития конкуренции и поддержки малого и среднего бизнеса, а также за счет создания и развития инновационных кластеров на основе интеграции участников инновационного процесса. Первым и основным условием перехода бизнеса к инновационному развитию является создание в экономике конкурентной рыночной среды. Конкуренции отводится особое место в институциональной системе, поскольку конкуренция как институт рынка, с одной
стороны, обусловливает эффективность функционирования других институтов, с другой стороны, помогает экономическим субъектам правильно реагировать на рыночные сигналы при выборе стратегии инновационного развития. Конкуренция зависит от институциональной организации общества, которая определяет совокупность экономических механизмов взаимодействия хозяйствующих субъектов в условиях инновационной экономики. Обострение конкуренции стимулирует увеличение инвестиций в НИОКР, использование инноваций, повышает качество инновационной продукции и ведет к снижению издержек. Степень конкуренции зависит от уровня развития институциональной среды, которая включает нормы и правила инновационнойдеятельности, определяющие поведение участников инновационного процесса, а также действующие механизмы, обеспечивающие соблюдение данных норм и правил. Развитие конкуренции относится к важнейшему фактору формирования инновационного поведения предприятий на рынке: изменение конкурентных отношений ставит перед предприятиями задачу разработки и применения нового подхода для реализации стратегии инновационного развития на основе поиска новых методов исследования, новых способов реализации инновационных идей, новых мотивационных механизмов переходакинновационнымизменениям (рис. 1).
Конкуренция в условиях выхода из экономичес -кого кризиса и усиления роли и значения инноваций претерпевает существенные изменения, когда ме-
новые методы исследований
Развитие конкуренции как фактор формирования инновационного поведения предприятий
Мотивация предприятия к инновационному развитию
Новые способы реализации инновационных идей
Разработка и реализация стратегии инновационного развития предприятия
Новые механизмы взаимодействия
Рис. 1. Влияние конкуренции на инновационное развитие предприятия
няется не только характер взаимодействия экономических субъектов, но и механизм реализации их экономических интересов. На современном этапе конкуренция предстает как динамический эволюционный процесс взаимодействия, при котором участники инновационного процесса мотивированы для осуществления инновационной деятельности в своих интересах, реализуя тем самым общие цели и задачи инновационного развития экономики.
Не случайно одним из базовых элементов государственной политики инновационного развития национальной экономики заявлено формирование инновационных кластеров в регионах в качестве основы формирования национальной инновационной системы. Кластеризация рассматривается как рыночный механизм качественного преобразования региональных экономических систем, входящих в состав национальной инновационной системы. Стратегия территориального инновационного развития базируется на формировании инновационных кластеров как наиболее эффективных форм достижения высокого уровня конкурентоспособности российских регионов.
Формирование стратегии кластеризации приобрело первостепенное значение в национальной экономике благодаря развитию интеграционных процессов в сфере науки и бизнеса и на основе появления новых информационных возможностей для научно-исследовательской и технологической кооперации в форме сетевых структур, позволяющих значительно сократить затраты и время на разработку и вывод на рынок инновационных продуктов и услуг в условиях нарастающей глобальной конкуренции.
Сетевая форма интеграции участников инновационного процесса на основе кластерного подхода
является наиболее комфортным вариантом результативного участия в инновационной конкуренции благодаря возможности сохранения каждым предприятием контроля над собственным бизнесом с одновременным получением синергетического эффекта от реализации полного инновационного цикла. Однако реализация кластерной стратегии в регионах и в масштабах национальной экономики предполагает разработку новой управленческой парадигмы на макро-, мезо- и микроуровнях. Переход к инновационному развитию экономики требует также разработки нового механизма управления инновационной деятельностью предприятий, который позволит повысить эффективность управления на основе осуществления перманентного процесса внедрения инновационных изменений.
В основе базисной управленческой парадигмы лежат производственные и экономические взаимоотношения участников инновационного процесса, которые претерпевают определенную трансформацию в результате выбора определенной стратегии поведения. При выработке механизма управления инновационным развитием важно определить условия конкуренции и баланс экономических интересов участников кластера в этих отношениях, приводящих, с одной стороны, к выбору наиболее эффективных методов и средств управления, а с другой стороны, к сотрудничеству и эффективному взаимодействию.
Одной из характерных ■черт интеграции как формы осуществления инновационной деятельности в рамках реализации всех стадий и этапов инновационного процесса является несовпадение интересов субъектов кластерных отношений, порождающее различия в восприятии целей функционирования и приоритетов ихдостижения (табл. 1).
Таблица 1
Различия в представлении о целях функционирования у субъектов кластерных отношений
Проявление интересов Носители интересов — участники инновационного кластера
Бизнес Наука и образование Элементы инновационной инфраструктуры Органы власти Потребители
Крупные промышленные предприятия Средние предприятия Малые инновационные предприятия
Разработка и создание инновационных идей Заинтересованы и являются инициаторами и разработчиками инновационных идей Заинтересованы. Как правило, предпочитают имитировать и копировать инновации Заинтересованы и являются инициаторами и разработчиками инновационных идей Заинтересованы и являются непосредственным участником генерации знаний для разработки инновационных идей Прямой заинтересованности нет, призваны оказывать поддержку и финансирование инновационных идей Заинтересованы в рамках реализации стратегии инновационного развития экономики Заинтересованы опосредованно через механизм удовлетворения своих потребностей в инновационной продукции и технологиях
Продолжение табл 1
Проявление интересов Носители интересов — участники инновационного кластера
Бизнес Наука и образование Элементы инновационной инфраструктуры Органы власти Потребители
Крупные промышленные предприятия Средние предприятия Малые инновационные предприятия
Внедрение инноваций в процесс производства Заинтересованы Заинтересованы Заинтересованы в сотрудничестве с крупными и средними предприятиями для превращения своих новшеств в инновации Заинтересованы в сотрудничестве с бизнесом для реализации своих научных разработок в процессе производства Отдельные элементы инновационной инфраструктуры призваны оказывать поддержку и стимулировать данный процесс Заинтересованы в активизации инновационной деятельности с реальными результатами в виде инновационных продуктов и технологий Заинтересованы в появлении инновационных продуктов и технологий, удовлетворяющих новые потребности
Реализация и распространение инноваций Заинтересованы Заинтересованы Заинтересованы Заинтересованы Прямой заинтересованности нет, призваны оказывать помощь и поддержку в распространении инноваций Заинтересованы в распространении инноваций не только на внутреннем рынке, но и за его пределами (экспорт) Заинтересованы в получении качественных инновационных продуктов
Коммерциализация и тиражирование инноваций Заинтересованы Заинтересованы Заинтересованы Заинтересованы Призваны оказывать поддержку в тиражировании инноваций Заинтересованы Не заинтересованы
Получение прибыли от инновационной деятельности Заинтересованы Заинтересованы Заинтересованы Не заинтересованы, так как получают финансирование Не заинтересованы Заинтересованы в случае будущего роста налогооблагаемой прибыли Не заинтересованы
Рост расходов на НИОКР Заинтересованы в случае результата и льготного налогообложения этой группы расходов Заинтересованы в случае результата и льготного налогообложения этой группы расходов Не заинтересованы Заинтересованы Не имеют выраженных интересов Заинтересованы Не заинтересованы
Рост расходов на модернизацию производства Заинтересованы в обновлении и техническом перевооружении для осуществления инновационной деятельности Не заинтересованы в увеличении расходов на модернизацию производства Не заинтересованы Заинтересованы, так как появляется возможность использовать модернизированные производственные площадки для реализации научных разработок Не имеют выраженных интересов Заинтересованы Не заинтересованы
Окончание табл 1
Проявление интересов Носители интересов — участники инновационного кластера
Бизнес Наука и образование Элементы инновационной инфраструктуры Органы власти Потребители
Крупные промышленные предприятия Средние предприятия Малые инновационные предприятия
Рост расходов на социальное развитие Не заинтересованы Не заинтересованы Не заинтересованы Заинтересованы Не имеют выраженных интересов Заинтересованы Заинтересованы
Рост расходов на маркетинговые исследования Не заинтересованы Не заинтересованы Не заинтересованы Заинтересованы Заинтересованы Заинтересованы Не заинтересованы
Стимулирование инновационной активности Заинтересованы Заинтересованы Заинтересованы Заинтересованы Заинтересованы Заинтересованы Не заинтересованы
Рост налоговых платежей по результатам инновационной деятельности Не заинтересованы Не заинтересованы Не заинтересованы Не заинтересованы Не заинтересованы Заинтересованы Не заинтересованы
Развитие интеграционных процессов в регионе Заинтересованность появляется в момент поиска инновационных идей и новых возможностей для их реализации Заинтересованность появляется в рамках участия в инновационных проектах Заинтересованы Заинтересованы Заинтересованы Заинтересованы Не заинтересованы
Правильное понимание и учет современных тенденций экономического и научно-технического развития, состояния и прогноза изменений факторов внешней среды, ориентация на современную концепцию маркетинга инноваций как действенный инструмент коммерциализации инновационных идей определяют основу разработки методических подходов к построению эффективного механизма реализации экономических интересов участников инновационного процесса в условиях формирования инновационного кластера.
Экономические интересы участников инновационного процесса в условиях кластеризации можно определить как персонификацию экономических отношений, возникающих в процессе осуществления инновационной деятельности экономическими субъектами, интегрированными в кластерную структуру, с учетом обеспечения механизмов реализации их функций и компетенций, а также распределения ответственности и прав собственности на конечные результаты инновационной деятельности. В экономических интересах
участников инновационного кластера прежде всего отражена роль, которую играют в инновационном процессе данные участники. От роли субъектов в инновационном процессе зависят организация, условия их деятельности, а также доходы, возможности коммуникационного взаимодействия и инновационного развития. Таким образом, в категории экономических интересов воедино слиты объективная основа и субъективное отражение места и роли самих участников в инновационном процессе.
Нельзя считать обоснованным утверждение о приоритетной значимости экономических интересов одних экономических субъектов кластера перед другими, а также о необходимости обеспечения полного совпадения или полного соответствия между ними. Более правильно вести речь об их согласовании, сочетании, обеспечении единонаправ-ленности экономических интересов участников инновационного процесса. Согласование экономических интересов и разрешение их противоречий достигается на основе использования эффективной
системы стимулирования инновационного развития участников инновационного кластера.
Проблема реализации экономических интересов участников инновационного процесса в условиях кластеризации экономики тесно связана с миссией, целями, функциями и структурой инновационного кластера. Для однозначного понимания процессов и результатов решения любой, в том числе упомянутой проблемы, необходимо прежде всего уточнить цели и задачи участников инновационного кластера, рассмотреть способы и средства их реализации. Модель механизма реализации экономических интересов участников инновационного процесса в условиях формирования инновационного кластера, которая связывает инновационный потенциал, экономические интересы, систему стимулирования инновационной активности и инновационное поведение экономических субъектов в единую систему, определяя логическую последовательность влияния каждого элемента, представленанарис. 2.
Функционирование механизма реализации экономических интересов участников кластера возможно на основе создания эффективной системы управления, которая включает в себя ресурсные и функционально-организационные элементы, представленные совокупностью информационных, финансовых, инфраструктурных, организационных, научно-технических и других составляющих.
Система управления призвана обеспечить непрерывное инновационное развитие на основе рационального использования и приумножения накопленного инновационного потенциала каждым участником кластера и максимальную реализацию возможностей для формирования спроса на инновационные продукты и технологии, созданные участниками инновационного процесса в условиях кластеризации.
Исходя из особенностей кластерной архитектуры как сложной и многоуровневой системы, построенной на основе использования сетевого принципа взаимодействия, можно сформулировать следующие принципиальные требования к эффективной системе управления инновационным развитием:
- соответствие сложности и динамизма системы управления сложности и динамизму факторов внешней и внутренней среды;
- сочетание автономии и экономической самостоятельности субъектов кластера с проведением единой политики инновационного развития;
- широкое использование внутрикластерной интеграции и системы распределения компетенций и ответственности с учетом специализации и значимости каждого участника инновационного процесса;
- применение гибких методов и действенных инструментов стимулирования инновационной активности участников кластера;
- адаптивность критериев оценки эффективности управления к целям и задачам функционирования кластера, возникающим на различных этапах его развития.
Рис. 2. Модель механизма реализации экономических интересов участников инновационного процесса в условиях формирования инновационного кластера
Масштабы, сложность и разнообразие входящих в кластер предприятий и организаций требуют использования гибких структур и нового стиля управления инновационным развитием. Важнейшим условием обеспечения гибкости является предоставление высокой степени автономности участникам кластера в рамках так называемых плоскостных и венчурных моделей менеджмента с ориентацией на достижение единых целей и задач инновационного развития [7].
Положительные качества таких моделей управления связаны с их высокой адаптивностью к изменяющейся среде, но одновременно они несут в себе опасность центробежных сил, приводящих к потере центром контроля за работой участников кластера, дроблению фундаментальных целей развития на множество частных, размыванию основ единого мотивационного механизма. Существует ряд апробированных способов преодоления этих отрицательных последствий:
- использование матричной структуры организации управления;
- выработка единой кластерной стратегии и механизма ее реализации;
- координация и интеграция всей плановой работы;
- использование системы мотивации и стимулирования инновационной активности предприятий, которая бы увязывала формы и методы поощрения с результатами инновационной деятельности каждого участника кластера и всей сетевой структуры в целом. Рассматривая кластер как целостную систему,
т. е. совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых участников инновационного процесса, целенаправленно взаимодействующих во времени и пространстве и преобразующих исходные компоненты (ресурсы) в результат (добавленную ценность в виде прибыли), следует отметить, что процветание или упадок, равно как и достижение системой запланированных целей, зависят от способности самой системы обеспечить четкое функционирование всех элементов и подсистем. Эта проблема решается с помощью создания специального органа — специализированного департамента кластерного развития, который мог бы сочетать функции координации и стимулирования инновационной активности экономических субъектов в условиях формирования инновационного кластера (аналогичные структуры успешно действуют в зарубежной практике как управляющие компании со строго определенными функциями и полномочиями) [8]. Новый орган регулирования и координации инновационной
деятельности в регионе — департамент кластерного развития призван активно реализовывать на практике кластерную политику в регионе. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- оценить инновационный потенциал региона для формирования инновационного кластера;
- определить факторы, стимулирующие и сдерживающие развитие инновационного кластера в регионе;
- создать инновационную инфраструктуру для формирования благоприятного климата в регионе и оказания эффективной поддержки инновационным предприятиям;
- определить перспективные направления для инновационного развития промышленных предприятий — участников инновационного кластера с учетом сложившейся специализации и имеющихся территориальных возможностей;
- оценить уровень взаимодействия между участниками инновационного кластера и определить степень участия каждого из них в инновационном процессе;
- сформировать базу перспективных инновационных проектов с экономическим обоснованием целесообразности их осуществления;
- разработать программу поддержки для осуществления инновационных проектов, которые имеют социальную значимость для региона в условиях инновационного кластера;
- организовать систему мониторинга потребностей промышленных предприятий в конкретных инновационных разработках для успешной реализации результатов научных исследований ученых вузов и возможности распространения инновационных продуктов и технологий в другие регионы;
- разработать комплекс мероприятий по развитию малого инновационного предпринимательства в регионе в тесном взаимодействии с крупным и средним бизнесом;
- содействовать концентрации инновационной инфраструктуры вокруг университетов для обеспечения более эффективного сотрудничества сферы бизнеса с наукой и формирования инновационного кадрового потенциала;
- создать эффективную систему планирования государственных заказов на инновационную продукцию и технологии промышленных предприятий кластера в регионе.
Зная характер взаимосвязей между функциональными элементами кластера, понимая, как в результате их взаимодействия возникают интегральные характе-
ристики, благодаря которым сетевая структура будет находиться в устойчивом к воздействию внешней среды состоянии, у департамента кластерного развития появляется возможность определить влияние планируемых изменений на показатели прибыли, рентабельности, конкурентоспособности предприятий кластера, их инновационную активность, скорость решения проблем и темп внедрения инноваций. Также появляется возможность принимать оптимальные управленческие решения, которые позволят снизить риски неопределенности инновационной деятельности, реализовать экономические интересы всехучастников инновационного процесса.
При наличии кластеров меняется содержание региональной промышленной политики, усилия органов власти направляются не на поддержку отдельных предприятий, а на развитие системы взаимоотношений между субъектами экономики и государственными институтами. В этом направлении особую актуальность приобретает управление внешними коммуникациями участников инновационного кластера, которое включает в себя:
- анализ конкурентных преимуществ инновационного кластера и разработку концепции его имиджа, исходя из стратегических целей на рынке научно-технической продукции;
- постановку целей, определение объектов взаимодействия и планирование коммуникаций с заинтересованными сторонами рынка научно-технической продукции;
- упорядоченное координируемое взаимодействие участников кластера с заинтересованными сторонами рынка научно-технической продукции, направленное на решение бизнес-задач, формирование имиджа, развитие существующих и создание новых конкурентных преимуществ. Стратегическая цель управления инновационным развитием заключается в создании сетей партнерских отношений участников инновационного кластера, основанных на долгосрочном взаимодействии с экономическими субъектами не только внутри кластера, но и за его пределами. Достижение этой цели вызывает необходимость решения трех групп задач, представленных в табл. 2.
Таблица 2
Направления реализации стратегии развития партнерских отношений участников кластера
Группы задач в рамках реализации стратегической цели Направления реализации задач Фактические результаты по реализации указанных направлений
Формирование системы постоянного взаимодействия участников инновационного процесса, входящих в кластерную структуру Развитие институтов участия бизнеса в научно-исследовательских проектах вузов и научных организаций. Реализация целевых программ подготовки специалистов для предприятий кластера. Выполнение НИОКР вузами и научными организациями под заказ предприятий кластера, осуществление совместных исследовательских проектов. Проведение масштабных маркетинговых исследований по изучению спроса на инновационные продукты и технологии в рамках кластера. Использование объектной стратегии кластера на основе объединения усилий нескольких промышленных предприятий для реализации инновационных технологий и продуктов в рамках одной отрасли или специализации с привлечением средних и малых инновационных предприятий [10] Администрацией Краснодарского края созданы советы по инновационному развитию, по развитию предпринимательства при губернаторе, сформирован план действий по увеличению инновационной активности, модернизации экономики и технологическому развитию края [9], а также осуществляется формирование попечительского совета, корпоративных кафедр в вузах края, учебно-исследовательских центров, научныхлабораторий крупных предприятий. Кубанским государственным университетом осуществляется подготовка специалистов под заказ крупных промышленных компаний в рамках перехода на двухуровневую систему образования по магистратуре. Созданы малые инновационные предприятия на базе университетского бизнес-инкубатора, способные реализовать свои проекты на крупных промышленных предприятиях кластера в сфере биотехнологий, химической промышленности, фармацевтики, информационныхтехнологий [6]. Это направление слабо развито в крае и осуществляется силами разрозненных маркетинговых агентств и консалтинговых компаний. Создан и успешно функционирует Абинский металлургический завод, на базе которого запланировано формирование кластера по производству металлопроката и готовых металлических изделий с применением инновационных технологий и доведением объема производства к 2016 г. до 32 млрд руб. [2]
Окончание табл. 2
Группы задач в рамках реализации стратегической цели Направления реализации задач Фактические результаты по реализации указанных направлений
Взаимодействие с федеральными и региональными органами власти в реализации стратегии инновационного развития экономики Использование проектной стратегии [5] для формирования состава участников кластера на основе реализации инновационных мега-проектов. Формирование эксперт-но-аналитического центра, способствующего конструктивному диалогу региональных органов власти, бизнеса и научного сообщества. Развитие организационных форм взаимодействия в разработке и реализации стратегии инновационного развития региона. Развитие партнерских отношений с федеральными и региональными инвестиционными фондами и венчурными компаниями Реализация проектов по подготовке и проведению 0лимпиады-2014 и Чемпионата мира по футболу 2018 г. предусматривает объединение усилий промышленных предприятий и предприятий сферы малого и среднего бизнеса с научно-образовательными организациями в различных отраслях по возведению объектов и созданию инфраструктуры с применением инновационных технологий. Администрацией Краснодарского края регулярно проводятся мероприятия по формированию эффективных коммуникационных площадокдля взаимодействия и сотрудничества бизнеса, науки и органов власти в форме конференций, круглых столов, инвестиционных форумов, семинаров, форумов крупнейших компаний Юга России. Для реализации стратегии инновационного развития региона осуществляется создание агентств территориального развития, консалтинговых центров ИТ. п. В Краснодарском крае осуществляются два инновационных проекта при поддержке ОАО «Роснано», создан и успешно функционирует Венчурный фонд Краснодарского края
Развитие связей с зарубежными партнерами и стимулирование экспортных операций по реализации инновационной продукции Создание условий для инвестирования зарубежных партнеров в инновационные проекты кластера. Создание специального информационно-консультационного центра для иностранных инвесторов в целях оказания им помощи в освоении специфики ведения бизнеса в России [3]. Проведение имиджевой политики для продвижения привлекательного образа участников инновационного кластера в международной среде. Формирование институтов информационно-консультационной поддержки экспортеров инновационной продукции Ежегодно в Сочи проходит Международный инвестиционный форум, на котором представлены лучшие проекты края для сотрудничества в сфере инвестиций в инновационные проекты. Стратегическими партнерами региона являются компании с мировым именем: «Филипп Моррис» (США), «Метро Кэш энд Керри» (Германия), «Нестле» (Швейцария), «Рэдиссон» (США), «Тетра Пак» (Швеция) идр. С инициативой создания специального информационно-консультационного центра для иностранных инвесторов выступил Кубанский государственный университет. В Краснодарском крае создано и успешно функционирует НП «Ассоциация экспортеров и импортеров Кубани», на базе которого создан Европейский информационный корреспондентский центр, призванный оказать информационно-консультационную поддержку и содействие краевым предприятиям для успешного развития внешнеторгового и инвестиционного сотрудничества с европейскими партнерами в сфере инноваций [1]
Таким образом, наряду с прочими механизмами содействия инновационному развитию важнейшим условием успешной интеграции и повышения эффективности инновационной деятельности участников кластера является создание в экономике необходимой инфраструктуры информационных коммуникаций, работающей вне системы государственного управления, через механизмы саморегулирования общественными
организациями и общественными аналитическими центрами, профессиональными объединениями и консалтинговыми компаниями. Основными задачами институтов информационно-консультационной поддержки являются - всестороннее информационное и аналитическое содействие инновационным предприятиям кластера в области выбора рынка, поиска партнеров, маркетинговых оценок и исследований,
организации комплексной экспортной стратегии предприятий;
- оценка барьеров и рисков на внешних рынках;
- правовое и финансовое консультирование в области внешнеэкономической деятельности;
- изучение комплексальгот, субсидий и других инструментов поддержки для определения системы мер, персонифицированных для отдельно взятого инновационного предприятия кластера. Данная система организаций в сфере информационно-аналитического сервиса позволит обеспечить единую целостную сеть коммуникационного
Список литературы
взаимодействия инновационных предприятий кластера как на внутреннем, так и на международном рынке.
Переход к инновационному развитию национальной экономики будет осуществлен только в случае достижения российским бизнесом нового уровня эффективности управления на основе обеспечения высоких показателей качества и производительности, что максимально быстро и эффективно достигается за счет синергетического взаимодействия всех участников инновационного процесса в условиях кластеризации экономики.
1. Ассоциация экспортеров и импортеров Кубани — http://www.kubanexport.ru.
2. Департамент промышленности администрации Краснодарского края — http://www.depprom.krasnodar. га.
3. Дробышевская Л. Н. Формирование кластерной модели инновационной системы региона // Наука Кубани. 2010. № 3.
4. Инновационная Россия — 2020: стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (проект). URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/ doc20101231_016?presentationtemplate=docHTMLTemplatel&presentationtemplateid=2dd7bc8044687 de796fflf7af753c8a7e.
5. Клейнер Г. Б., Качалов Р. М., Нагрудная Н. Б. Системная парадигма в экономических исследованиях: стратгеическое планирование кластеров // Стратегическое планирование и развитие предприятий: тез. докл. и сообщ. VIII Всерос. симп. М.:ЦЭМИ РАН, 2007.
6. Кубанский государственный университет — http://www. kubsu.ru.
7. Мищенко Л. Я., Арутюнов Э. Ю. Формирование механизма управления развитием промышленной корпорации: монография. Краснодар, 2002.
8. Никулина О. В., Шевченко К. И. Управление инновационным развитием промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 28.
9. План действий по увеличению инновационной активности, модернизации экономики и технологическому развитию Краснодарского края. URL: http://economy. krasnodar. ru/news/economy_ news/21031101.html.
10. Ратнер С. Б. Методологические проблемы развития конкурентоспособных научно-инновационных сетей: организационно-экономическое и инструментальное обеспечение. Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2009.