► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В КУРСЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (МОДУЛЬ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»)
REALIZING ECOLOGICAL IDEAS IN A SOCIAL STUDIES COURSE (SPIRITUAL AND MORAL CULTURE)
Коростелёва А.А.
Старший научный сотрудник лаборатории дидактики обществознания ФГНУ «ИСМО» РАО, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Korostelyova A.A.
Senior research fellow of the Laboratory of Didactics and Social Studies at the Institute for Content and Methods of Education, Candidate of science (Education). E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена реализации экологических идей в отечественной педагогике. Актуальным представляется их включение в курс «Обществознание». В качестве примера рассмотрена реализация экологических идей в современной европейской педагогике (Германия, Франция, Финляндия).
Ключевые слова: аутэкология, культура, лесные школы, педагогика окружающей среды, синэкология, экология, экологическая педагогика, эстетика, этика.
Annotation. The article is devoted to the concept of realization of ecological ideas in Russian pedagogics. The author considers their inclusion into the Social Studies course essential. As an example the experience of realization of ecological ideas in European (German, French, Finnish) pedagogics is considered.
Keywords: autoecology, culture, silvicultural schools, pedagogics of the environment, synecology, ecology, ecological pedagogics, aesthetics, ethics.
Современный этап развития экологии позволяет организовать взаимодействие человека и окружающей среды такого уровня, при котором минимизируется негативное влияние человека на биосферу с сохранением и улучшением основ его функционирования. Безусловно, такая линия взаимодействия требует от человека осознания своей ответственности за сохранение окружающей среды. Это означает и определенную «встроенность» духовно-нравственного вектора в тот контекст прагматизма и техногенности, который присущ современному обществу.
Среди основных экологических проблем современности выделим:
- противоречие между погоней за сиюминутной прибылью и необходимостью защиты окружающей среды от негативного влияния (постройка очистных сооружений весьма затратное предприятие для многих производств; даже в США перерабатывается лишь 33% мусорных отходов);
- противоречие между признанием защиты окружающей среды де-юре и де-факто ее расхищением (вспомним запрет на добычу черной икры и реальным варварским промыслом белуги, часто плавающей в наших водах в путину со вспоротым брюхом и пр.);
- игнорирование и непризнание некоторыми государствами международных запретов, например на промысел китов, что характерно для Японии.
При всей очевидности материальной подоплеки в принятии решений относительно многих экологических ситуаций современности следует признать и наличие в них духовно-нравственного компонента, всегда апеллирующего к моральной ответственности личности, уровню ее культуры и просвещенности. Без включения экологической проблематики в современную образовательную парадигму невозможно решить столь глобальную проблему, проявляющую все уровни развития общества: от духовно-нравственного до технологий утилизации и поддержания должного уровня функционирования всей экосистемы. Отметим, что экологию мы склонны понимать не только как заботу об окружающей природе (от греч. oikos - жилище, местообитание; logos - наука), но и как науку о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Сегодня это понятие всемерно расширяется вплоть до «экологии души», которая наряду с техногенным фактором развития общества становится определяющей доминантой сохранения равновесия в современном мире. При такой широкой трактовке современной экологии следует признать сближение аутэкологии1 (связь отдельного организма со средой вне иной системы взаимодействия) и синэкологии2 (комплексное взаимодействие групп организмов со средой), так как на уровне личности (души) и общества в целом эти понятия взаимосвязаны и призваны создать ту самую устойчивость, которая и является залогом современного цивилизационного развития всей экосистемы Земли. Ведь уже практически наступил период, когда экологическая безопасность зависит от каждого государства и от каждого человека.
Размышляя об экологии, мы все помним именно неустойчивость ее современного состояния, проявляющегося и в безудержной эксплуатации ее ресурсов на всех уровнях (недр, водных, лесных и пр.), и в нежелании строить современные очистные и перерабатывающие предприятия, и в неумении на личностном, индивидуальном уровне поддерживать должные отношения с природной средой и ее обитателями (истребление животных, поджоги леса, загрязнение вод). Милитаристский фактор также имеет значение. Вспомним последствия сбрасывания ядовитых веществ на леса во время войны во Вьетнаме, что до сих пор сказывается на факторе рождения больных детей и пр.
1 От греч. aut - вне.
2 От греч. syn - вместе.
Современная экология как глобальная наука основана на таких отраслях биологии, как физиология, генетика, биофизика. При этом она включает в себя и такие специфические отрасли знания, как химия, физика, геология, математика, география и пр. Но современная экология немыслима без человека и уровня его моральной ответственности, которая и определяет всю логику устойчивого взаимодействия человека с окружающей средой (нормативную, правовую, моральную и пр.). В современном мире экология становится и мировоззренческой наукой, что выводит само понятие «экология» на новый уровень развития.
Биосфера нашей планеты несет все большую антропогенную нагрузку, поэтому экологический фактор становится все весомее в современном мире, и нарастание этой тенденции не подлежит сомнению.
В свете отмеченного выше, нам представляется достаточно интересным опыт современной Франции, уделяющей большое внимание экологическим проблемам современности в рамках своей образовательной модели. Это проявляется, в частности, во введении термина «педагогика окружающей среды» в современную французскую образовательную и научную парадигму.
Идея «педагогики окружающей среды» актуальна во Франции с 70-х годов XX века и проявляется, в частности, в том, что школа сама становится воспитательной средой (средой обитания) для детей, а не «фабрикой аттестатов». Именно поэтому повышенное внимание уделяется школьной архитектуре, внутренним интерьерам, школьному участку, призванным стать первоначальной образцовой средой обитания для воспитанников, формирующей их представление о ценностном и прекрасном. Безусловно, во Франции сильна европейская традиция признания ландшафта духовной ценностью, которую необходимо и должно сохранять, как и произведения искусства. Таким образом, понятия эстетической, экологической и этической ценности сближаются и становятся образовательной задачей. Обратим внимание и на то, что школьные аниматоры3, являясь работниками школ, достаточно много внимания уделяют организации туризма и отдыха учащихся. Это позволяет воспитанникам школ лучше познавать и понимать мир природы, воспринимая ее своей «средой обитания» и осознавая ее хрупкость и беззащитность перед безудержной эксплуатацией и личностной безответственностью человека.
Аниматоры не только проводят туристические экскурсии, но и приобщают школьников к исследовательской работе, современной агрокультуре, дизайну, ландшафтной культуре, привлекают к благоустройству школьного пространства и тем самым формируют у них должное отношение к природе. Большую роль в формировании экологической культуры учащихся играют и различные школьные и молодежные организации, занимающиеся не только защитой окружающей среды, но и развитием культуры потребления, экологизацией среды обитания, о чем мы писали выше. Надо отметить, что эта тенденция характерна не только для Франции, но и для всей Европы. Так, например, в Германии более 4,5 тысяч школьных учебных заведений предлагают внешкольные
3 От франц. аnimer — одушевлять, оживлять.
мероприятия, направленные на повышение уровня экологической грамотности подрастающих поколений.
В современной Европе признается право детей на здоровую окружающую среду, о чем успешно заботятся многочисленные объединения и организации, например, Ман-нергеймская Лига защиты детей в Финляндии, имеющая 470 отделений в других городах и ведущая активную работу по экологической экспертизе, защите окружающей среды, формированию общественного мнения, организации необходимых экологических акций и пр. Вспомним одиночные и немногочисленные пикеты отечественных защитников природы, предоставленных лишь самим себе и, подобно Дон Кихоту, борющемуся с мельницами, противостоящих городскому строительству, стирающему подчас «экологическую среду обитания» с лица наших городов вместе с деревьями, парками, красивыми ландшафтами и пр.
Непосредственное общение ребенка с природой становится предметом серьезных научных исследований и в Германии. Так, например, педагоги-исследователи Института естественнонаучной педагогики при Кильском университете пришли к выводу, что только долгосрочное практическое участие детей в экологической работе, связанной с охраной окружающей среды, побуждает их к сознательным экологическим действиям, то есть становится инструментом формирования экологического поведения на мировоззренческом уровне, о котором писалось выше.
Лишь непосредственный контакт с природой побуждает человека к активным действиям, а не нагнетание страха перед экологической катастрофой вообще, как полагают некоторые. Этот вывод немецких педагогов-исследователей представляется нам весьма значимым при формирования основы для введения экологических идей в контекст современной педагогической образовательной модели.
Целая сеть экологических учреждений Германии (центры защиты природы, лесные школы, учебные крестьянские фермы, ботанические сады и др.) содействует распространению экологических идей, приобщая детей и подростков к непосредственному общению с природой, формируя бережное и уважительное отношение к ее достоянию.
Большой вклад в развитие экологического движения вносят в современной Европе и церковные приходы, и монастыри, ведущие активную работу по формированию экологического сознания молодежи. Дискуссии, лекции, проповеди на экологические темы, природоохранные акции, выступления в СМИ и прочие мероприятия вносят существенный вклад в формирование божественной картины мира, в которой природа как акт божественного деяния вручена человеку, ответственному отныне за ее сохранение и целостность. Все это можно было бы признать частной инициативой, если бы не один существенный момент: возрастание значимости духовной, эстетической ценности природы как вектора развития современной экологической образовательной модели в Европе. Это направление развития педагогики в 90-х годах XX века получило название «педагогика переживаний» (Erlebnispedagogik). Согласно ему, в детях развивается понимание себя как части окружающей среды, умение любить природу как самого себя и прилагать максимум усилий для ее защиты и сбережения. В такую педагогику встроена система активного общения учащихся с природой - от познавательного до игрового и медитативного (немой разговор
с деревьями и цветами, представление о том, как деревья развивают свои ветви по ветру и держатся в бурю корнями за землю и пр.), - позволяющая воспринимать себя как часть природы и осознавать свое родство с ней в стремлении жить, любить, преодолевать трудности, возрождаться, плодиться и заботиться о своем потомстве и будущем.
Большую роль в развитие педагогики переживаний вносят лесные школы Германии (другое название «природные» или «дикие»: Naturschulen или Vildnisschulen), предоставляющие возможность всем желающим соприкоснуться и контактировать с природой (работникам детских учреждений, учителям, повышающим свою квалификацию, городским детям, оторванным от природной среды, уставшим менеджерам больших городов, любителям птиц, пенсионерам и пр.) и активно сотрудничающие с немецкими образовательными школами по выстраиванию экологического образования с акцентированием внимания на духовных и эстетических ценностях.
Значителен и вклад европейской так называемой музейной педагогики в развитие педагогики переживаний, являющейся органичной частью экологического образования детей и молодежи в современной Европе. Музеи не только проводят образовательные меро -приятия, но и стремятся к тому, чтобы активно воздействовать на способность детей эстетически воспринимать окружающий мир, понимать сущность человека и окружающей природы, ощущать себя как ее органичную часть при осознании личной ответственности за ее сохранение и сбережение.
Во Франции тенденция к усилению духовно-эстетического, культурологического компонентов в экологическом образовании также находит свое выражение в движении, получившем название «Народ и культура» (Le peuple et la culture). Особенностью этого движения является признание того, что сохранение и развитие национального языка, поддержание и сохранение природного и культурного ландшафтов, реставрация памятников архитектуры, создание новых культурных обществ и т.п. понимается как органичная часть экологической культуры. Эта тенденция объединения двух культур - гуманитарной и естественнонаучной - является проявлением европейской интеграции различных способов освоения человеком мира (через культуру и через природу), что можно определить как новый виток развития модели экологического образования.
Подобная интеграция позволяет противопоставить утилитарной парадигме взаимоотношений человека с природой - современную поведенческую модель, ориентированную на разумное потребление, гуманную направленность деятельности человека, эстетизацию окружающей его среды и созидательную этическую направленность во взаимоотношениях с природой. Реальной же задачей новой экологической педагогики становится эколого-эстетическая ее направленность, заключающаяся в воспитании чувства прекрасного в человеке через умение понимать эстетику окружающей его среды (городской и природной), развитие его культурного опыта взаимоотношения с окружающей средой (социальной и природной).
Отличительной особенностью такой созидательной экологической педагогики становится ее междисциплинарный и интеграционный характер, позволяющий ученикам понимать взаимосвязь национальных и глобальных экологических проблем, определять стратегию личной ответственности в рамках разумного и целесообразного
поведения, стремиться к построению новой системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в координатах этики, эстетики и социальной ответственности.
Подобный образовательный подход позволяет сделать экологическое воспитание органичной частью гражданского, эстетического и духовно-нравственного воспитания.
Отметим основные принципы современной экологической педагогики:
- ступенчатый характер, предполагающий планомерное и систематическое расширение знаний ребенка об окружающем его мире, среде обитания, проблемах окружающей среды и пр.;
- преодоление преобладающего утилитарного, потребительского отношения к окружающей среде, ее кажущимся неисчерпаемым ресурсам;
- развитие экологического сознания у ребенка путем передачи знаний о природе, формирования чувства ответственности за ее сохранение;
- включение учащихся в реальную экологическую деятельность как непременное условие реализации идей экологического образования, без которого они не получают должного развития;
- развитие в детях эмоциональной отзывчивости, чувства прекрасного как неотъемлемой составляющей экологической деятельности;
- взаимодействие с культурными, эстетическими, духовно-нравственными и гражданскими дисциплинами, что подчеркивает междисциплинарный и интеграционный характер образования в целом.
Курс «Обществознание» представляет собой хорошую платформу для развития экологических идей, так как вопросы социального, экономического, экологического, правового, культурного, духовно-нравственного развития являются для него приоритетными. Однако в основной школе курса «Обществознание» собственно экологическая тематика как самостоятельная тема практически не представлена. При этом вопросам морали, социальным обязанностям человека, особенностям развития экономики семьи в частности и общества в целом уделяется достаточно внимания.
В учебнике «Обществознание» для учащихся 8 класса [3] представлен подраздел «Глобальные проблемы современности» (§3 «Развитие общества»), в котором перечисляются и проблемы ухудшения природной среды, и трудности развития экономически отсталых стран, и увеличение техногенных катастроф, и проблемы народонаселения [3, с. 25-26]. В материалах подчеркивается, что экологическая ситуация является одной из острых проблем развития современной цивилизации. Она напрямую связывается авторами с проблемами экономического (нищета населения) и морально-личностного развития, проявляющихся, в частности, в необходимости самоограничения, понимания экологических возможностей нашей планеты. В §9 «Наука в современном обществе» в подразделе «Нравственные принципы ученого» [3, с. 71-74] предлагаются для рассмотрения вопросы нравственной ответственности ученых за последствия их открытий, например в области ядерных разработок (в частности, изобретение и усовершенствование ядерного оружия).
Более глубоко экологическая проблематика разработана в учебнике для учащихся 5 класса «Введение в обществознание» [1], что представляется нам важным и знаковым
моментом для развития экологических идей в современном образовательном пространстве. В тексте учебного пособия проводится важнейшая мысль о том, что, являясь биосоциальным существом, человек должен реально осознать свою исконную связь с природой, живыми существами, населяющими нашу планету, и нести личную ответственность за ее развитие и сохранение [1, с. 6]. Посыл автора учащимся «Всему живому на Земле нужна помощь, помоги своей матери-Земле, тем самым ты поможешь и себе» является логичным преддверием развития экологических идей в образовательном курсе современной школы [1, с. 7]. При этом в учебном пособии экологическая тематика находит свое логическое развитие в ряде тем, например в трех версиях происхождения человека: библейская (религиозная), древнемексиканская (мифологическая), биологическая (научная), в которых вновь и вновь автор подчеркивает родство всего живого на Земле (см.: [1, с. 10-14]). В рассказе о туристическом походе [1, с. 19-20], в котором поднимаются вопросы защиты окружающей среды от загрязнений, вопросы культуры, морали и экологии «завязаны» автором в тугой узел взаимодействия, что также созвучно с современным пониманием экологических проблем.
При этом сам подход к формированию культуры человека также рассматривается автором в его тесном взаимодействии с биосоциальными, природными моментами развития человека и цивилизации в целом. Не будучи выделена в самостоятельный раздел, экологическая тематика тем не менее органично предстает перед в этом учебнике достаточно зримо, что представляется нам довольно веской причиной включения экологических идей в современный образовательный контекст.
В учебнике «Граждановедение» для учащихся 6 класса [2] авторы в §17 «Каким должен быть современный человек и почему» вновь затрагивают важнейшие глобальные экологические проблемы человечества, среди которых и вырубка лесов в джунглях Амазонки, и проблемы загрязнения окружающей среды, и применения ядерного оружия и пр. [2, с. 178]. При этом авторы вновь и вновь подчеркивают родство всего живого на Земле и их взаимозависимость, что роднит это учебное пособие с экологической педагогикой, столь успешно развивающейся сейчас за рубежом. Ведь важно научить ребенка слышать, видеть и понимать природу как свое органическое продолжение, ощущать родство с ней как личную неумолимую и естественную ответственность за ее благополучие и сохранение.
В старшей школе вопросы экологического развития рассматриваются в 10 классе в курсе «Обществознание» в заключительном §30 «Общество в развитии» [4], где речь идет о глобальных проблемах современности. Поясняя учащимся сущность проблемы современной глобализации экономики, авторы учебного пособия затрагивают и такие глобальные проблемы, как преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация демографической ситуации на планете и пр. [4, с. 334]. Указывая на взаимосвязь экологических и экономических проблем современности, авторы также подчеркивают важность решения и таких проблем, как предотвращение распространения СПИДа, наркомании, возрождения культурных и нравственных ценностей.
О важности взаимоотношений человека и окружающей его среды (природы) идет речь и в §1 «Общество» в разделе «Общество и природа», где говорится о неправомочности жизни по базаровской установке в современном мире «Природа не храм, а мастерская...» [4, с. 11]. При этом авторы делают важнейший вывод о том, что «сегодня важно осознать неразрывную связь природы и общества» [4, с. 11].
Размышляя о важности решения современных экологических проблем, авторы не скрывают тот факт, что «в современной России уровень экологического сознания в предпринимательской среде еще достаточно низок» [4, с. 145]. Авторы при этом вновь делают вывод о том, что экономика и экология тесно взаимосвязаны: «Используя мировой опыт, российским предпринимателям необходимо разработать нормы поведения для национальных фирм в области защиты окружающей среды и перехода на модель устойчивого развития» [4, с. 146].
В учебнике «Обществознание» для учащихся 11 классов [5] вопросы экологии затрагиваются, в частности, в §29 «Взгляд в будущее», где вновь поднимаются современные глобальные проблемы (экологические, угроза термоядерной войны, международный терроризм, преодоление экономической отсталости и нищеты стран третьего мира, социально-демографические, наркобизнес, предотвращение опасных последствий научно-технического прогресса, использование его результатов во вред человечеству и пр.). В качестве способов преодоления глобальных экологических угроз в учебнике приводятся:
- развитие научных исследований, которые открывают эффективные способы природоохранной и природовосстановительной деятельности;
- восстановление на новой основе глобального топливно-энергетического и материально-сырьевого баланса;
- конструирование очистительных сооружений и оборудований для переработки промышленных и бытовых отходов;
- проектирование безотходных и энергосберегающих производств;
- возможность использования альтернативных источников энергии;
- создание искусственных материалов с заданными свойствами [5, с. 338].
Важнейшим нам представляется вывод о том, что условием реализации альтернативного пути развития общества в современный период является его гуманизация, укрепление духовно-нравственных основ жизни людей [5, с. 339]. При этом повышение качества образования, создание условий для разностороннего развития личности, полного раскрытия и реализации ее потенциала дает возможность обществу свернуть на этот альтернативный путь развития.
Обзор развития экологических идей в курсе «Обществознание» (модуль духовно-нравственная культура) позволяет сделать вывод о том, что экологическая составляющая является очень важной в свете тех глобальных проблем, которые рассматриваются в рамках данного учебного предмета. Идеи экологического развития представляются нам на данный момент наиболее тесно связанными с идеями экономического благополучия общественной системы в целом. Ярким примером, иллюстрирующим эту взаимосвязь, является факт использования ртути при добыче серебра нелегальными старателями в Перу. При таком варварском промысле отравляется земля и заражаются реки, что, учитывая
огромное число нелегальных старателей при высочайшем уровне безработицы в стране, оказывает громадный вред всей экосистеме этого государства. Таким образом, взаимодействие экономического и экологического факторов действительно является неоспоримым и доминирующим в современном мире.
Усиление духовно-эстетического, культурологического компонентов в отечественном экологическом образовании представляется нам реальной возможностью введения экологических идей в контекст обществоведческого образования, особенно в основной школе. При этом большее внимание возможно уделить экологической проблематике в рамках рассмотрения социальных, культурных и духовно-нравственных проблем современности. Путь сближения гуманитарного и естественнонаучного знания, столь характерный для образовательных зарубежных концепций (см. выше), представляется нам также реальной возможностью активного введения экологических идей в контекст курса «Обще-ствознание» в будущем.
Список литературы:
1. Королькова, Е. С. Введение в обществознание. Граждановедение : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Е. С. Королькова, Н. Г. Суворова. - 2-е изд., стереотип. - М. : Новый учебник, 2006. - 220 с.
2. Королькова, Е. С. Введение в обществознание. Граждановедение : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Е. С. Королькова, Н. Г. Суворова. - М. : Новый учебник, 2002. - 224 с.
3. Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. - М. : Просвещение, 2010. - 223 с.
4. Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 351 с.
5. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 349 с.
6. Шульженко, А. К. Воспитание эстетического восприятия окружающей среды в европейских странах / А. К. Шульженко // Экологическое образование. - 2005. -№ 2. - С. 29-33.
Spisok literatury:
1. Korol'kova, E. S. Vvedenie v obshchestvoznanie. Grazhdanovedenie : ucheb. dlia 5 kl. obshcheobrazovat. ucheb. zavedenii / E. S. Korol'kova, N. G. Suvorova. - 2-e izd., stereotip. - M. : Novyi uchebnik, 2006. - 220 s.
2. Korol'kova, E. S. Vvedenie v obshchestvoznanie. Grazhdanovedenie : ucheb. dlia 6 kl. obshcheobrazovat. ucheb. zavedenii / E. S. Korol'kova, N. G. Suvorova. - M. : Novyi uchebnik, 2002. - 224 s.
3. Obshchestvoznanie. 8 klass : иЛеЬ. dlia obshcheobrazovat. uchrezhdenil / L. N. Во-goliubov, N. I. Gorodetskaia, L. Е Ivanova [i dr.] ; pod red. L. N. Bogoliubova, N. I. Gorodetskol. - М. : Prosveshchenie, 2010. - 223 s.
4. Obshchestvoznanie. 10 klass : иЛеЬ. dlia obshcheobrazovat. uchrezhdenil : bazovyl uroven' / L. N. Bogoliubov, Iu. I. Aver'ianov, N. I. Gorodetskaia [i dr.] ; pod red. L. N. Bogoliubova. - 5-е izd. - М. : Prosveshchenie, 2009. - 351 s.
5. Obshchestvoznanie. 11 klass : ucheb. dlia obshcheobrazovat. uchrezhdenil : bazovyl uroven' / L. N. Bogoliubov, N. I. Gorodetskaia, А. I. Matveev [i dr.] ; pod red. L. N. Во-goliubova [i dr.]. - 5-е izd. - М. : Prosveshchenie, 2010. - 349 s.
6. ShuVzhenko, А. К. Vospitanie ësteticheskogo vospriiatiia okruzhaiushchel sredy V evropelskikh stranakh / А. К. Shul'zhenko // Ëkologicheskoe obrazovanie. -2005. - № 2. - & 29-33.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 1