Научная статья на тему 'Реализация антикоррупционной политики в условиях цифровизации экономики и общества'

Реализация антикоррупционной политики в условиях цифровизации экономики и общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2551
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ВЗЯТКА / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЧИНОВНИКИ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION POLICY / DIGITALIZATION OF THE ECONOMY / BRIBE / FINANCIAL RESOURCES / OFFICIALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мойсиевская А. К.

Несмотря на то что в нашей стране активно реализуется антикоррупционная политика, желаемые результаты в решении представленной проблемы до сих пор не достигнуты. Однако век информационных технологий, цифровизации и автоматизации дает возможность всему миру и нашей стране в том числе применить новые методы в борьбе с коррумпированностью некоторых социальных групп общества. В статье рассматривается явление коррупции и ее связь с цифровой экономикой, дается оценка уровня коррумпированности в стране. Приводятся некоторые фактические данные о результатах цифровизации, анализируется организация противодействия коррупции в России и в зарубежных странах, обсуждается угроза риска от цифровизации, а также формулируются авторские взгляды на роль цифровизации в борьбе с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION POLICY IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF ECONOMICS AND SOCIETY

Despite the fact that our country is actively implementing anti-corruption policy, the desired results in solving that problem have not been achieved yet. However, the age of information technology, a digitalization and an automation enables the whole world and also our country to apply new methods in the fight against corruption of some social groups. In this article, I deal with the phenomenon of corruption and its relationship with the digital economy and assess the level of corruption in the country. Further, I give some actual data on the results of digitalization, the organization of anti-corruption in Russia and in the foreign countries. I also discussed the threat of risk from a digitalization and formulated my own view on the role of digitalization in the fight against corruption.

Текст научной работы на тему «Реализация антикоррупционной политики в условиях цифровизации экономики и общества»

УДК 3.35.351(045)

реализация антикоррупционной политики в условиях цифровизации экономики и общества

Мойсиевская А. К.,

студентка направления «Экономика»,

Финансовый университет, Барнаульский филиал,

Барнаул, Россия

Accol-Accol@mail.ru

Аннотация. Несмотря на то что в нашей стране активно реализуется антикоррупционная политика, желаемые результаты в решении представленной проблемы до сих пор не достигнуты. Однако век информационных технологий, цифровизации и автоматизации дает возможность всему миру и нашей стране в том числе применить новые методы в борьбе с коррумпированностью некоторых социальных групп общества. В статье рассматривается явление коррупции и ее связь с цифровой экономикой, дается оценка уровня коррумпированности в стране. Приводятся некоторые фактические данные о результатах цифровизации, анализируется организация противодействия коррупции в России и в зарубежных странах, обсуждается угроза риска от цифровизации, а также формулируются авторские взгляды на роль цифровизации в борьбе с коррупцией.

Ключевые слова: коррупция; антикоррупционная политика; цифровизация экономики; взятка; финансовые ресурсы; чиновники

IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION POLICY IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF ECONOMICS AND SOCIETY

Moisievskaya A. K.,

student, Faculty of Economics,

Barnaul branch of Financial University,

Barnaul, Russia

Accol-Accol@mail.ru

Abstract. Despite the fact that our country is actively implementing anti-corruption policy, the desired results in solving that problem have not been achieved yet. However, the age of information technology, a digitalization and an automation enables the whole world and also our country to apply new methods in the fight against corruption of some social groups. In this article, I deal with the phenomenon of corruption and its relationship with the digital economy and assess the level of corruption in the country. Further, I give some actual data on the results of digitalization, the organization of anti-corruption in Russia and in the foreign countries. I also discussed the threat of risk from a digitalization and formulated my own view on the role of digitalization in the fight against corruption.

Keywords: corruption; anti-corruption policy; digitalization of the economy; bribe; financial resources; officials

Научный руководитель: Пирогова Т.В., кандидат экономических наук, доцент, Барнаульского филиала, Финансовый университет, Барнаул, Россия.

Теоретическую базу изучения темы составили работы отечественных исследователей, занимающихся вопросами зарубежной практики противодействия коррупции, применения интернет-технологий и других методов противодействия коррупции. Правовой базой исследования стали документы международных организаций (Конвенция ООН против коррупции, 2003 г., Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, 1999 г.), законодательные и подзаконные акты РФ, включая Уголовный кодекс РФ (УК РФ), федеральные законы, указы Президента России, постановления Правительства РФ, ведомственные документы, регламентирующие работу по противодействию коррупции.

Основными методами исследования являлись сравнительный, динамический анализ, которые базируются на критическом рассмотрении тенденций в сфере противодействия коррупции. Использование совокупности методов социально-экономического и правового анализа, в частности контент-анализа правоприменительной практики, позволили наглядно продемонстрировать результаты антикоррупционной политики.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что среди разрушительных процессов в России одно из основных мест занимает коррупция, которая превратилась в серьезную угрозу верховенства закона, демократическим преобразованиям и правам человека, привела к тяжелейшим социальным последствиям, подрывает доверие к властным структурам, ведет к деградации социума, политических и социальных отношений, наносит урон имиджу и престижу нашей страны в современном мире.

В эпоху процветания информационных технологий и цифровизации экономики самое время и в нашей стране поддержать данную тенденцию в борьбе с коррупцией.

По инициативе Президента в 2017 г. принята программа «Цифровая экономика в РФ» (далее - Программа), подразумевающая создание необходимых условий для развития цифровой экономики России посредством внедрения данных в цифровой форме во все сферы социально-экономической деятельности и направленной на повышение конкурентоспособности страны, качества жизни граждан, обеспечение экономического роста и национального суверенитета.

В связи с этим большое внимание стало уделяться решению имеющихся социально-экономических проблем, включая коррупцию.

Согласно Закону РФ «О противодействии коррупции» коррупция - это не только получение и дача взятки, но и злоупотребление служебным положением, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями и т.п. как со стороны физических, так и со стороны юридических лиц1.

Несмотря на периодическое обновление документов, регламентирующих антикоррупционную направленность, до «идеального» правового поля нашему законодательству еще далеко - устаревшие нормы и новые законы создают ряд трудностей в осуществлении экономических процессов. Для реализации Программы развития нужен комплексный подход.

Практика борьбы с коррупцией зарубежных стран свидетельствует, что использование информационных технологий во время расследований дает существенную экономию средств и нивелирует важность наличия больших финансовых ресурсов для проведения эффективных расследований [1].

Каким образом интернет-технологии помогут искоренить коррупцию? Некоторая часть коррупционных действий происходит при личном контакте заинтересованных лиц, следовательно, необходимо сократить масштабы личных контактов чиновников и граждан. Создание информационного портала единой базы граждан РФ с личным кабинетом, содержащим необходимый функционал для доступа к госуслугам и электронному документообороту, предоставит возможность любому пользователю через свой персональный аккаунт осуществлять в режиме онлайн операции с документами в реальном времени и отслеживать их в любой момент. В таком режиме, во-первых, будут снижены издержки в секторе государственного управления и ослаблено давление бюрократической системы, во-вторых, будет обеспечена прозрачность и безконтактность потребителей государственных услуг с должностными лицами, что, как упоминалось выше, снизит коррупционные риски.

1 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (последняя редакция). Консультант

Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959/ (дата обращения: 25.03.2018).

Подобный опыт уже реализуется в нашей стране. С утверждением цифровой программы государственные органы в первых рядах начали переходить на цифровые носители вместо бумажных. Созданы специализированные сайты и приложения, например всем известный портал ГОСУСЛУГ, действующий с 2010 г., который весьма успешно вошел в массовое пользование только за последние пару лет: в 2017 г. количество зарегистрированных пользователей портала увеличилось на 25 млн и составило 65 млн человек. Доля граждан, использующих электронные госуслуги, выросла с 25% в 2012 г. до чуть более 64% в 2017 г.2

Некоторая часть коррупционных действий происходит при личном контакте заинтересованных лиц, следовательно, необходимо сократить масштабы личных контактов чиновников и граждан.

Согласно данным статистики коррупционная деятельность претерпевает тенденцию роста. Такую информацию можно воспринимать двояко: либо государство неэффективно реализует антикоррупционную политику, либо, наоборот,-силовые структуры чаще раскрывают подобные дела и не скрывают эти факты.

Лидером по количеству преступлений данной направленности, безусловно,стала Москва: по итогам 2017 г. зарегистрировано 10 430 преступлений, связанных с коррупцией. В Московской области - 4029 преступлений. Также в состав публично-правовых образований с наибольшим числом зарегистрированных аналогичных преступлений входят: г. Санкт-Петербург - 2930 преступлений, Краснодарский край - 4098 преступлений, Челябинская область - 2762 преступления, Ставропольский

2 Популярность электронных госуслуг в России растет опережающими темпами. 3DNews Ltd. URL: https://3dnews. ru/965633 (дата обращения: 20.03.2018).

край - 2587 преступлений, Республика Дагестан - 2226 преступлений и др.

В Алтайском крае на 2017 г. совершено 973 преступления данной направленности, что определяет его на 32-е место среди регионов России.

За 2011-2017 гг. преступления по получению взятки в целом по стране в динамике снижаются. По сравнению с 2016 г. их доля уменьшилась на 40% {рис. 1).

Преступления, связанные с дачей взятки, аналогично претерпевают тенденцию уменьшения: их доля в 2017 г. упала на 51% (рис. 2). Средний размер взятки в РФ в этот период также постепенно увеличивался. По данным МВД в 2016 г. он составил почти 330 тыс. руб. - это на 75% выше показателя 2015 г.3

Классификация совершенных преступлений коррупционной направленности по субъектному составу в 2011-2015 гг. показывает, что наиболее часто такие преступления совершаются в органах внутренних дел, системе Министерства обороны, органах службы судебных приставов (см. таблицу).

Генеральный прокурор России Ю. Чайка заявил, что ущерб от коррупционных преступлений за 2015-2017 гг. превысил 148 млрд руб. Добровольно погашенные убытки составили более 11 млрд руб. У коррупционеров изъято и арестовано имущество на сумму более 78 млрд руб.4

Приведенные цифры показывают, что в Российской Федерации организовано серьезное противодействие коррупции. Разработана и внедрена государственная антикоррупционная политика, представляющая собой систему мер противодействия коррупции, утвержденных надлежащим образом и скоординированных по целям и времени их осуществления, закрепленных за исполнителями, обеспеченных в финансовом, кадровом и пропагандистском планах. В данной системе мер, наряду с правовыми [2], определяющее место занимают организационные, кадровые, финансовые и иные материальные меры, пропагандистские и просветительские [3].

3 В МВД назвали средний размер взятки в России. РБК. URL: https://www.rbc.ru/finances/15/03/2017/58c999aa9a79472d 307b5868 (дата обращения: 25.03.2018).

4 Чайка назвал сумму ущерба от коррупционных преступлений. РИА Новости. URL: https://ria.ru/society/20171208/1510467364. html (дата обращения: 25.03.2018).

12000 1 3.7Х fS*

2010 2011 2012 2013 201й 20l5 2016 2017 март

201S

Рис. 1. Динамика зарегистрированных преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки) в России за 2011-2017 гг.

Источник: Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. Crimestat.ru. URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения:

25.03.2018).

¿О 1С 2011 2012 2013 201Й 2015 2015 2017

2013

Рис. 2. Динамика зарегистрированных преступлений по ст. 291 УК РФ (дача взятки) в России за 2011-2017 гг.

Источник: Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. Crimestat.ru. URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 25.03.2018).

Так как коррупция - явление мирового масштаба, существует необходимость ее измерения в виде индекса восприятия коррупции. В период с 2012 по 2016 г. наша страна так и не смогла его улучшить. В 2017 г. из 180 стран Россия набрала 29 баллов и сместилась на 135-е место в рейтинге коррупционности, практически на один уровень с Украиной и Казахстаном, уступая даже Парагваю и Новой Гвинее, не говоря о развитых государствах.

В мире существует понятие «подарок» должностному лицу, но он должен отвечать разумным критериям, которые установлены законодательно.

В России, например, сумма подарка не должна превышать 3000 руб.,5 в США - 50 долл., в Великобритании - 140 фунтов стерлингов, во Франции - 35 евро и т.д6.

Помимо понятия «коррупция», стоит обратить внимание на такой термин, как «взятка». Часто в массовом сознании она ассоциируется с денежными купюрами, однако и подарок дол-

5 Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017). Консультант Плюс. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 20.03.2018).

6 Взятка в красивой обертке. Журнал «Расчет». URL: https://

www.ippnou.ru/print/002983/ (дата обращения: 20.03.2018).

Таблица

Динамика преступлений коррупционной направленности в разрезе сфер за 2011-2015 гг.

2011 2012 2013 2014 2015

Органы прокуратуры 8 10 11 10 15

Следственные органы Следственного комитета 0 1 2 6 4

Органы внутренних дел 782 600 695 737 925

Органы федеральной службы безопасности 11 7 11 12 7

Органы наркоконтроля 31 26 45 19 71

Таможенные органы 44 26 39 57 47

Органы государственного пожарного надзора ФПС 26 65 14 12 9

Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы 150 127 200 173 160

Судебные органы 5 8 2 3 9

Органы службы судебных приставов 235 207 272 231 172

Система Министерства обороны 680 464 480 458 382

Всего совершенных преступлений коррупционной направленности 11 978 13 565 16 167 15 893 16 019

Источник: составлено автором по данным официальных сайтов соответствующих госструктур.

жностному лицу также может считаться взяткой, если его стоимость превышает оговоренную законом сумму. В нашем законодательстве ответственность за взятку предусмотрена как административная, так и уголовная. Однако, по сравнению с недалеким прошлым, в настоящее время меры наказания относительно смягчились: на это указывает уменьшение сроков лишения свободы и сумм штрафных санкций7.

Склонность чиновников к коррупции, к сожалению, пока не снижается. Проблема остается нерешенной, однако положительным сдвигом в рамках антикоррупционной политики является то, что органы власти, осознавая негативное влияние на свою репутацию, придают огласке крупные и резонансные дела, например в отношении «Роскосмоса» и «Оборонсервиса», дело в отношении экс-министра экономического

7 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018). Консультант Плюс. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 20.03.2018).

развития А. Улюкаева, бывшего губернатора Сахалинской области А. Хорошавина и др8.

Очевидно, что нашему государству и обществу следует задуматься о некоторых изменениях. Простым примером может служить зарубежный опыт стран, в которых борьба с коррупцией дает положительные результаты.

Нормативными актами США их госслужащим запрещено получать доход за пределами общегосударственной сферы,принимать различные презенты и подношения [4].

Французские законы устанавливают для служащих уголовную ответственность вплоть до тюремного заключения за любое участие в деятельности предприятий, за которым они должны наблюдать [4].

В Канаде, как и во многих других странах, ушедшие с государственной службы лица не должны в течение года соглашаться на рабо-

8 Следственный комитет РФ. Sledcom.ru. URL: https://sledcom. ru/cases (дата обращения: 25.03.2018).

ту в руководстве частных компаний, с которыми они взаимодействовали в последний год нахождения на госслужбе, использовать старые служебные связи и известную ранее служебную (конфиденциальную) информацию в интересах частных фирм. Нарушение норм Этического кодекса чревато серьезными последствиями - от мер дисциплинарной ответственности до увольнения с государственной службы [5].

В Великобритании существует запрет на прием подарков, предлагаемых служащему в связи с исполнением официальных обязанностей [4].

Закон Южной Кореи «О борьбе с коррупцией» считается «эталоном» в данной работе. По закону право расследовать дело о коррупции предоставляется любому совершеннолетнему гражданину страны, а Комитет по аудиту и инспекции обязан начать расследование обвинений по любому заявлению [4].

Строгое антикоррупционное законодательство введено в Китае, где абсолютно всех госслужащих, усмотренных в махинациях, ожидает жестокое наказание вплоть до смертной казни. С 2003 г. по официальным данным расстреляно 10 тыс. госслужащих, чья вина была доказана, и еще 120 тыс. получили наказание в виде лишения свободы на 10-20 лет. Однако, несмотря на это, высокий уровень коррупции в Китае сохраняется [4].

На основе анализа зарубежного опыта противодействия коррупции можно сделать вывод о важнейших принципах, которые значительно повышают эффективность антикоррупционной деятельности и могут быть применены в России. Чтобы добиться эффективного противодействия коррупции, необходимо соблюдать эти принципы одновременно, в комплексе [6]:

1. Прозрачность и подотчетность органов власти.

2. Ужесточение наказаний за все коррупционные преступления.

3. Презумпция виновности чиновника в коррупции.

4. Неотвратимость наказаний за совершение коррупционных действий.

5. Увеличение значимости общественного мнения.

6. Реальное обеспечение прав и защиты частной собственности.

7. Политика нетерпимости к коррупции.

8. Гласность СМИ.

Таким образом, зарубежный опыт характеризуется использованием различных методов,стратегий и приемов борьбы с коррупцией, которые являются действенными, как минимум в их стране. Если интегрировать некоторые из методик в нашу антикоррупционную политику, можно получить действенный способ борьбы с этой проблемой.

Положительным сдвигом в рамках антикоррупционной политики является то, что органы власти, осознавая негативное влияние на свою репутацию, придают огласке крупные и резонансные дела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании вышесказанного к мерам, которые сегодня необходимы для борьбы с коррупцией, следует отнести:

• обеспечение максимальной открытости, гласности в деятельности государственной власти и государственных служащих, которой возможно добиться путем более активного внедрения процесса цифровизации в их деятельность, а также усиление персональной ответственности;

• совершенствование системы государственного и общественного контроля деятельности государственного аппарата и государственных служащих, например, посредством перехода на электронную систему принятия решений, что позволит упростить документооборот и снизить управленческие расходы, тем самым повысив качество управления, а также обеспечит прозрачность принимаемых решений;

• постоянное проведение антикоррупционных, образовательных мероприятий в обществе, вовлечение населения в процесс противодействия коррупции с помощью популяризации государственных порталов, которые предоставляют возможность связаться с уполномоченными органами власти и сообщить об инциденте (как, например, возможность обратной связи для сообщения о фактах коррупции на сайте Следственного комитета РФ);

67

• необходимость привлекать СМИ не только для освещения фактов коррупции, но и формирования антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности.

Помимо этого, необходимо более детально подходить к разработке и созданию объективного законодательства, отвечающего реалиям сегодняшнего дня. Оно должно быть направлено всецело на борьбу с коррупцией во всех ее проявлениях,что, в свою очередь, обеспечивало бы принципы законности в обществе и индивидуализировало наказание за преступления в этой сфере.

Для примера можно рекомендовать поправку в действующий УК РФ ст. 104.1 «Конфискация имущества»: вместо конфискации имущества коррупционера, которое доказано по факту возбуждения уголовного дела как вещественное доказательство в соответствии с действующим УК РФ, необходимо внести поправку, которая будет содержать условие конфискации всего имущества, находящегося в собственности коррупционера [7]. Подобные поправки станут одним из существенных шагов по решению проблемы наказания за предусмотренные действия.

При реализации предложенных мер следует учитывать возможные риски, которые могут возникнуть при наращивании темпов цифровизации. Один из них - уход личности госслужащего в виртуальную реальность. В системе остаются логины, пароли, ники и коды. В результате коррупционер

может пользоваться материальными благами анонимно, не раскрывая своей личности. Выявить его и наказать представляется достаточно сложным процессом.

Другой риск - совершение коррупционных действий в криптовалюте. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сообщило, что чиновникам разрешено не указывать криптовалюты в справках о доходах9. Это повышает вероятность возникновения коррупционных преступлений.

Таким образом, очевидно, что только процесс цифровизации не решит полностью проблему коррупции и даже, возможно, на первой стадии внедрения и освоения в области антикоррупционной деятельности породит больше проблем. Для того чтобы преимущества данной технологии смогли проявиться в полной мере, необходимо их сбалансированное развитие. Однако именно этот процесс будет весьма плодотворно способствовать борьбе с коррупцией в совокупности с усиленными существующими в России, а также интегрированными зарубежными мерами. И тогда нам не только удастся совершить интеллектуальный и технический скачок, но и улучшить экономическую ситуацию, восстановить национальную безопасность государства и вернуть доверие граждан к нашей демократической системе.

9 Чиновники смогут брать взятки криптовалютами. ВЕДОМОСТИ URL: https://www.vedomosti.ru/management/ artides/2018/01/24/748769-chinovniki-vzyatki-kriptovalyutami. (дата обращения: 15.03.2018).

Список источников

1. Сейнароев А.Б. Информационные технологии в реализации антикоррупционных практик на региональном уровне. Вестник экспертного совета. 2015;(3):123-129.

2. Воронцов С.А.,Ляхов В.П. О дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015;59(4):54-61.

3. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. Вестник Поволжского института управления. 2015;46(1):4-11.

4. Авдецкий А.Г., Голобородько А.Ю., Волошин Р.П., Голубева М.О. О зарубежных подходах к противодействию коррупции. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018;92(1).

5. Артамонова Ю.Д., ДемчукА.Л., Котельников И.С. Современный опыт противодействия коррупции в Канаде. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018;92(1).

6. Купцова А.А., Рютов Д. Ю. Зарубежный опыт противодействия коррупции. Интерактивная наука. 2017;22(12):100-102.

7. Егоров В.А., Яковлев Н.А. Современный взгляд на коррупцию и методы борьбы с ее проявлением. Успехи современной науки. 2016;7(12):119-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.