Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / антикоррупционная политика / противодействие коррупции / коррупционные правонарушения / государственная служба / corruption / anti-corruption policy / anti-corruption / corruption offenses / public service

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быкова Анна Дмитриевна

В статье рассматриваются понятие антикоррупционной политики, основные принципы противодействия коррупции. Раскрыты основные направления антикоррупционной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Быкова Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION POLICY IN THE PUBLIC SERVICE SYSTEM

The article discusses the concept of anti-corruption policy, the basic principles of anti-corruption. The main directions of the anti-corruption policy of the state are revealed.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (45), 2022

УДК 351.9

Быкова Анна Дмитриевна, магистрант Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск

e-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация. В статье рассматриваются понятие антикоррупционной политики, основные принципы противодействия коррупции. Раскрыты основные направления антикоррупционной политики государства.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, коррупционные правонарушения, государственная служба.

Bykova Anna Dmitrievna, master student of the Institute of Economics and Management of Kursk State University, Kursk

e-mail: [email protected]

IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION POLICY IN THE PUBLIC

SERVICE SYSTEM

Abstract. The article discusses the concept of anti-corruption policy, the basic principles of anti-corruption. The main directions of the anti-corruption policy of the state are revealed.

Keywords: corruption, anti-corruption policy, anti-corruption, corruption offenses, public service.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (45), 2022

Эффективность государственной антикоррупционной политики напрямую зависит от уровня правосознания и гражданской ответственности общества. Это обусловлено, прежде всего тем, что коррупция представляет собой сложное общественно-правовое явление: с одной стороны, это незаконное использование публичным лицом своего статуса в целях получения каких-либо выгод, с другой - незаконное предоставление публичному лицу таких выгод любым заинтересованным субъектом. В связи с этим полагаем, что одним из приоритетных направлений совершенствования антикоррупционных механизмов следует назвать создание и развитие конституционно-правовых основ, необходимых для использования социального потенциала института общественного контроля.

Проблема коррупции всеобъемлюща, она остро стоит для многих государств, а для многих правительств является непременной составляющей государственного управления, весьма эффективным механизмом для обогащения.

Говоря о причинах коррупции, следует выделить несколько наиболее существенных. Прежде всего это несовершенство действующей системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации [2; а 624].

Действующие отраслевые и структурные подразделения, как правило, совмещают ряд иных функций, а их деятельность преимущественно связана с осуществлением сбора необходимых данных и их анализом.

Во многом это объясняется тем, что сотрудники данных подразделений просто не наделены соответствующими полномочиями, их главная задача -обеспечивать координацию, оказывать содействие правоохранительным органам и вести разъяснительную работу.

Вполне объяснимое желание каждого человека получить преимущества в конкурентной борьбе. Финансовые ресурсы и иные выгоды материального и нематериального характера выступают в качестве непременного основания для

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (45), 2022 противоправных деяний со стороны должностных лиц и иных служащих органов государственной власти и местного самоуправления [1; ^49-51].

На наш взгляд, существуют две первостепенные задачи общественного антикоррупционного контроля: первая - взаимодействие субъектов общественного контроля и органов публичной власти на всех стадиях разработки, принятия и исполнения нормативных правовых актов, вторая -участие в формировании и реализации государственной антикоррупционной политики. Несмотря на различные подходы к определению правовой сущности общественного контроля, бесспорным остается тот факт, что данный институт призван прежде всего обеспечить баланс интересов различных социальных групп, защиту прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, необходимо использование новых механизмов и решений в сфере борьбы с коррупцией [6].

Во-первых, очень важен авторитет власти в глазах народа. Информация о процессах должна быть более прозрачной. Упростить доступ граждан к информации, регулярно публикуя данные на своем официальном сайте и в различных СМИ в Интернете.

Во-вторых, уйти от сложных и запутанных бюрократических процедур. Создать новую модель управления, которая снижает сопротивление существующей бюрократии за счет постепенных и последовательных изменений.

В-четвертых, помочь средствам массовой информации широко и объективно освещать дела, имеющие отношение к борьбе с коррупцией. Опубликовывать результаты и проблемы реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции.

Также необходимо усовершенствовать антикоррупционную правовую базу, а именно уточнить отдельные нормы антикоррупционного законодательства и ввести в действие новые институты. Снизить вероятность принятия единого решения. Несомненно должен быть тщательный отбор

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (45), 2022 кандидатов на государственную службу, одним из приоритетных качеств личности которых, должны быть морально-нравственные и ценностные установки, значимые для добросовестного исполнения служебных обязанностей.

Необходимо тщательно следить за ежегодным декларированием доходов и имущества и достоверностью сформированных деклараций. Более того, декларировать нужно не только доходы чиновников и их близких родственников, но и всех остальных членов их семьи, с целью выявления тех самых «аномалий». Нужно точное сопоставление сумм и источников дохода, с тратами и увеличением имущества чиновников и их родственников. Насколько они соразмерны. Государственные служащие, управляющие дорогими транспортными средствами, оформленные на свое имя или проживающие в особняках, зарегистрированных на чужое имя, имеют возможность потребовать объяснений. При отсутствии внятного объяснения - увольнение с конфискацией имущества, лишение права продолжать занимать государственные должности.

Интереснейшей инициативой является идея борьбы с коррупцией на опережение, то есть проведение оперативных экспериментов. Выявление потенциальных взяточников не только не даст им возможности нанести своей неправомерной деятельностью ущерб в будущем, но и заставит многих чиновников испытывать постоянное опасение и даже страх того, что им могут предложить взятку. Для претворения этой инициативы в жизнь, необходимо проводить оперативные эксперименты органами Прокуратуры, в ходе которых будет использоваться аудио- и видео-фиксация при даче взятки должностным лицам. Все сотрудники обязаны сообщать своему руководителю о любой попытке взяточничества или любом предложении или просьбе помочь в любой незаконной деятельности. Если государственное должностное лицо не сообщает о попытке взяточничества в течение двух дней, то следует его уволить и запретить занимать государственные должности. При получении взятки (выполнение заказа) - уголовная ответственность.

Подводя итог, необходимо сказать, что, несмотря на предыдущие усилия Управления муниципальной службы и профилактики коррупционных и иных

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (45), 2022 правонарушений Администрации г. Курска и работу прокуратуры, текущая эффективность борьбы с коррупцией все еще оставляет желать лучшего.

Ссылки на источники:

1. Административное право Российской Федерации. Учебник. / под ред. Соколов А. Ю. — М.: Инфра-М, Норма, 2016. С. 352.

2. Астанин, В.В. Административное право Российской Федерации. Учебник. [Текст] / В.В. Астанин // М.: Юстиция. - 2019. - С. 624.

3. Опрос ВЦИОМ «Борьба с коррупцией: миссия выполнима?». [Электронный ресурс]. - URL: http://infographics.wciom.ru/

4. Шорохов, В.Е. Правовые основы государственной антикоррупционной политики в России [текст] / В.Е. Шорохов // Российская юстиция. - 2022. - N 11. - С. 49 - 51.

5. Шорохов В.Е. Перспективы антикоррупционной политики в современной России / В.Е. Шорохов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Т. 9. N 1(37). С. 66 - 70.

6. Шорохов В.Е. Мировые практики формирования системы антикоррупционного образования и подготовки в контексте развития гражданского общества / В.Е. Шорохов // Гражданское общество в России и за рубежом. 2019. N 3. С. 11 - 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.