Реализации инновационных педагогических технологий на уроках РКИ в условиях онлайн-обучения: на примере лексико-грамматических игр
Корнеева Александра Валерьевна,
старший преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации подготовительного факультета для иностранных граждан, Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова E-mail: [email protected]
В статье рассматривается возможность использования лексико-грамматических игр на онлайн-занятиях по русскому языку как иностранному. Очерчиваются границы понятий «игра», «учебная игра», «языковые игры», а именно «лингвистические», «коммуникативные» и «лексико-грамматические игры». Устанавливается методическая важность внедрения лексико-грамматических игр в учебный процесс в условиях дистанционного обучения. Приводятся примеры различных игровых заданий при изучении некоторых сложных грамматических тем, в частности «Настоящее и прошедшее время глагола», «Виды глаголов», «Глаголы движения с приставками». Обосновывается эффективность применения лексико-грамматических игр не только в аудитории, но и в условиях дистанционного обучения. Делается вывод, что применение лексико-грамматических игр на онлайн-уроках РКИ целесообразно и оправдано, так как повышает мотивацию, активизирует творческое мышление и способствует закреплению лексических и грамматических навыков учащихся.
Ключевые слова: русский язык как иностранный; игры на уроках РКИ; учебная игра; лексико-грамматические игры; он-лайн-урок РКИ.
В последние годы преподаватели РКИ сталкиваются с новыми вызовами. Массовый переход на онлайн-обучение вызывает необходимость поиска эффективных методов и подходов к обучению иностранных граждан. Разрабатываются и тестируются такие технологии, которые были бы применимы и результативны не только в аудитории, но и в условиях дистанционной подготовки, обучения на онлайн-платформах и в различных интернет-чатах. Необходимо отметить, что наработанный материал для очных занятий возможно адаптировать для онлайн-уроков, сделав его не менее эффективным.
Одной из актуальных задач онлайн-занятий «является задача удержания внимания студентов и поддержания должного уровня их мотивации» [5, с. 92]. Целью данной статьи является рассмотрение использования лексико-грамматических игр на уроках РКИ для повышения мотивации учащихся и интенсификации процесса обучения различным грамматическим темам в русском языке. Для достижения поставленной цели в статье мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ, синтез, исследование научно-методической литературы по данной теме, наблюдение. Практический опыт преподавания РКИ показывает, что игры на языковых занятиях помогают без усилий запоминать грамматические правила, делают учебный процесс более увлекательным и разнообразным, развивают внимание и память, повышают интерес к изучаемой теме у обучающихся. Лексико-грамматические игры способствуют развитию таких качеств, как авто-матизированность, темп, правильность выполнения, прочность усвоения грамматического навыка.
В педагогике, психологии и методике вопросы игрового обучения рассматривали П.П. Блонский, Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Д. Е.И. Пассов, З. Фрейд, Ж. Пиаже. Важность игровой деятельности в процессе обучения исследовалась многим методистами и преподавателями иностранных языков, был опубликован целый ряд практических рекомендаций и пособий на тему игр, в том числе по РКИ (А.А. Акишина; Н.Б. Би-техтина, Е.В. Вайшноре; А.Р. Арутюнов, П.Г. Чеботарев, Н.Б. Музруков; Т.В. Губанова, Е.А. Нивина; J. Hadfield; A. Maley, A. Duff; M.L. Zaorob, E. Chin и др.).
Современная педагогика рассматривает понятие «игра» не в качестве развлечения или забавы, но как эффективный инструмент профессиональной деятельности. Игра является средством развития мотивационно-потребностной сферы, сред-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U
см см о см
ством познания, средством развития умственных действий и средством развития произвольного поведения [7, с. 210]. Пассов определяет игру как: 1. деятельность (в нашем случае - речевая); 2. мотивированность, отсутствие принуждения; 3. индивидуализированная деятельность, глубоко личная; 4. обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; 5. развитие психических функций и способностей; 6. «учение с увлечением» [4, с. 64]. Учебная игра - это «особым образом организованное ситуативное упражнение, при выполнении которого создаются возможности для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к условиям реального речевого общения» [1, с. 116]. При обучении иностранных студентов подготовительного факультета русскому языку игры используются с целью решения следующих методических задач: 1) создание психологической готовности к речевому общению; 2) необходимость многократного повторения учебного материала; 3) тренировка учащихся в выборе нужного речевого материала [2, с. 135]. Языковые игры, в свою очередь, связанны с изучением языка и обогащением речи, с развитием коммуникативных, лексических, грамматических навыков.
Джил Хэдфилд (Jill Hadfield) разделяет языковые игры на лингвистические и коммуникативные. Автор отмечает, что целью лингвистических игр является лингвистическая точность и, если это грамматическая игра, использование правильной грамматической формы. Коммуникативные игры, согласно Дж. Хэдфилду, не преследуют лингвистической цели. Успешным завершением такой игры является выполнение задачи, такой как обмен информацией, заполнение картинки или таблицы, соединение карточек, а не корректное воспроизведение языковых единиц. Тем не менее, отмечает автор, для выполнения поставленной задачи использование языка является необходимым. Также Дж. Хэдфилд констатирует, что существует два типа игры: соревновательные игры, в которых игроки или команды конкурируют за право стать первыми, и кооперативные игры, в которых игроки или команды взаимодействуют для достижения общей цели [8, с. 4]. Отметим, что на уроках РКИ в аудитории успешно используются оба типа игр, тогда как на онлайн-занятиях соревновательные игры более продуктивны.
Лексико-грамматические игры подразумевают «разнообразные виды (внутригрупповые, межгрупповые) активности обучающихся, которые являются решающим условием игровой эффективности взаимодействия» [6, с. 136]. В методике преподавания РКИ лексико-грамматические игры помогают решить многие коммуникативные задачи. В условиях онлайн обучения невозможно использовать тот арсенал игр, который задейству-ется преподавателями РКИ в аудитории: не прилагается раздаточный материал, отсутствует возможность перемещения по аудитории, студенты не взаимодействуют вживую. Тем не менее, современная методика преподавания РКИ подразу-
мевает использования активных методов обучения, включая различные игровые элементы. Потенциал использования различных игр на занятиях весьма существенен, так как подразумевает повышение мотивации и полную вовлеченность учащихся в активную учебную деятельность.
В практике преподавания РКИ существует обширный арсенал лексико-грамматических игр, многие из которых применимы в условиях дистанционного обучения. Лексико-грамматические игры, занимающие минимум времени и применяющиеся при изучении любой грамматической темы, могут включать вопросы по цепочке, «снежный ком», загадки и др. Весьма распространенными в практике работы преподавателей РКИ являются педагогические игровые упражнения, выполнение которых одинаково эффективно как на занятиях в аудитории, так и в условиях дистанционного обучения, например, кроссворды, ребусы, конкурсы. На онлайн-уроках активно применяются демонстрации в программах «Microsoft PowerPoint», «Google Презентации» и др., позволяющие сделать материал урока максимально наглядным. Зачастую преподавателем используются именно презентации для создания иллюстративного материала к тем или иным играм. Игры часто носят соревновательный характер, что приводит к более быстрому и эффективному усвоению лексико-грамматического материала. Группа учащихся делится на две или три команды, которые зарабатывают баллы, выполняя различные задания. Победитель определяется в конце каждой игры или по окончании изучения каждой темы.
Приведем примеры лексико-грамматических игр, используемых при изучении некоторых грамматических тем в условиях онлайн-обучения. Для автоматизации навыка использования глаголов в настоящем и прошедшем времени, а также для повторения изученной лексики эффективна игра «Опишите картинку». Двум командам дается задание в виде слайда. Данный слайд содержит задание: «Подготовьте ответы на вопросы. Победит команда, которая даст более полный ответ». На слайде размещены фотографии различных комнат (для каждой команды - свои), озаглавленные вопросами: 1. Что вы обычно делаете в этой комнате? 2. Что вы делали в этой комнате вчера? Время выполнения задания - 5 минут, после чего преподаватель определяет команду-победителя.
Задание по теме «Виды глагола» может быть следующим: «Задайте вопросы по цепочке об учёбе в университете, используйте глаголы НСВ и СВ» (последовательность ответов в условиях онлайн-обучения определяется преподавателем). Примеры вопросов: «Ты уже выучил правило по грамматике? Сколько упражнений в день ты обычно выполняешь? Как долго ты писал это упражнение? Сколько книг по русскому языку ты уже прочитал?» Вопросы и ответы студентов должны активировать ранее изученную лексику и способствовать усвоению глаголов двух видов в различных речевых ситуациях. Другие лексико-грамматические
игры по данной теме могут быть представлены в слайдах с иллюстрациями, что повышает эффективность выполняемых заданий. Слайд может содержать задание: «Посмотрите на картинку и расскажите, что обычно (каждый день/часто/ регулярно...) делает Анна и что она не сделала, используйте пары глаголов НСВ и СВ», а также образец выполнения задания: «Анна каждое утро встаёт в 6 часов. Анна ещё не встала». Задача учащихся - описать иллюстрации на слайде, которые содержат те или иные действия. Участники команды отвечают по очереди и получают один балл за каждый правильный ответ.
Задание «Составьте предложения из данных слов» может использоваться с соревновательной целью: студентам предлагается из нескольких слов составить фразы за небольшой отрезок времени (3-5 минут). Ряд слов дается на слайде презентации вразброс. Слова по теме «Глаголы движения с приставками» могут быть следующими: выходить, за, магазин, Паша, обойти, уехать, университет, из, Иван, город, войти, вокруг, Мирослава, Маша, дом, в. Предполагаемые ответы учащихся: «Паша выходит из магазина. Иван обошёл вокруг дома. Мирослава уехала из города. Маша вошла в университет».
Более сложный вариант лексико-грамматичес-кой игры по теме «Глаголы движения с приставками» может быть следующим: на слайде представлена сложная схема супермаркета с названиями отдельных локаций («Вход», «Сезонные товары», «Верхняя одежда», «Сумки», «Шляпы», «Галстуки», «Касса» и т.д.). Стрелками указан порядок движения. Задание следующие: «Расскажите, что делал Иван в магазине. В ответе используйте глаголы движения с приставками». Преподаватель определяет победителя, которым становится команда, правильно описавшая маршрут Ивана и корректно использовавшая глаголы движения. На выполнение задания дается 10 минут.
Игры на уроках РКИ эффективны при соблюдении ряда принципов их применения. Вслед за Е.В. Дзюбой и А.Э. Массаловой к важным принципам использования игр на уроках отнесем следующие: систематичность (использование игровых заданий на протяжении всего обучения с целью повторения лексического и грамматического материала); тематическая целесообразность (содержание игры должно быть соотнесено с изучаемым материалом); сознательность и активность (обучение должно представлять собой двусторонний процесс, при котором используется индивидуальная, групповая и коллективная форма работы); нацеленность на креативность (необходима реализация творческого подхода к игровой деятельности со стороны каждого участника учебной коммуникации) [3, с. 49].
Исходя из практического опыта преподавания РКИ, делаем вывод, что использование различных лексико-грамматических игр на языковых уроках как в аудитории, так и на онлайн-занятиях целесообразно и оправдано, потому что повыша-
ет мотивацию обучающихся к изучению русского языка, активизирует творческое мышление, способствует приобретению и закреплению лексических и грамматических навыков, позволяет моделировать реальные ситуации ежедневной коммуникации, помогает преодолеть языковой барьер, позволяет преподавателю отследить прогресс и проблемные места в речевой деятельности обучающихся.
В условиях онлайн-обучения русскому языку как иностранному лексико-грамматические игры помогают решить такие неизбежно возникающие проблемы, как снижение мотивации к обучению, потеря интереса к предмету, нежелание выполнять однотипные упражнения. Игры на уроках РКИ способствуют решению коммуникативных задач, помогают преподавателю достигать планируемого результата, благоприятствуют развитию интереса и поддержанию активности студентов при изучении самых разных грамматических тем. В данном исследовании установлена методическая важность внедрения лексико-грамматических игр на уроках РКИ в условиях дистанционного обучения, очерчены границы терминов «игра» и «учебная игра», разграничены терминологические понятия «лингвистические», «коммуникативные» и «лексико-грамматические игры», обоснована целесообразность использования лексико-грамматических игр на онлайн-уроках по русскому языку как иностранному.
Литература
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва: «ИКАР», 2009. - 448 с.
2. Волкова, Е.А., Полтавцева Е.А. Технология использования в обучении РКИ игровых методов (на примере подготовительного факультета) / Е.А. Волкова, Е.А. Полтавцева // Профессиональное лингвообразование: материалы двенадцатой международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2018. - С. 134-137.
3. Дзюба, Е.В. Игровые интерактивные технологии на уроках РКИ в системе профессионально ориентированного обучения / Е.В. Дзюба, А.Э. Массалова // Педагогическое образование в России. - № 2. - Екатеринбург: УрГПУ, 2019. - С. 46-55.
4. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе: 2-е изд. / Е.И. Пассов. - Москва: Просвещение, 1988. - 206 с.
5. Савочкина, И.В. Лексикограмматические чан-ты на занятии по русскому языку как иностранному / И.В. Савочкина, О.И. Акифи // Научный результат. Педагогика и психология образования. - Т. 8. - № 1. -Белгород, 2022. - С. 91101.
6. Чернышенко, О.В. Игровые технологии как лингводидактическое средство при обучении
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
РКИ // Казанский педагогический журнал. -Казань, 2016. - № 6. - С. 136-140.
7. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Элько-нин. - Москва: Педагогика, 1978. - 304 с.
8. Hadfield, J. Elementary Communication Games / Jill Hadfield. - Nashville, Tennessee: Thomas Nelson and Sons Ltd, 1984. - 97 p.
9. Hadfield, J. Elementary Grammar Games / Jill Hadfield. - Harlow: Longman. Pearson Education Limited, 2001. - 128 p.
IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AT LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN ONLINE LEARNING: ON EXAMPLE OF LEXICAL AND GRAMMAR GAMES
Korneeva A.V.
Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov
The article describes the possibility of using lexical and grammar games at online lessons of Russian as a foreign language. The boundaries of the following concepts are outlined: "game", "learning game", "linguistic games", namely "lexical", "communicative" and "lexical and grammar games". The methodological importance of introducing lexical and grammar games into the educational process in the context of distance learning is established. Examples of various grammar games are given when studying some complex grammatical topics, in particular, Present and Past Verb Tenses, Verbal Aspects, Verbs of Movement with Prefixes. The effectiveness of using lexical and grammar games not only in the classroom, but also in distance learning is substantiated. It is concluded that the use of lexical and grammar games at online lessons of Russian as a foreign language is expedient and justified, as it increases motivation, activates creative thinking and helps consolidating students' lexical and grammatical skills.
Keywords: Russian as a foreign language; games at Russian language lessons; lexical and grammatical games; training game; online Russian language lesson.
References
1. Azimov, E.G. New Dictionary of Methodological Terms and Concepts (Theory and Practice of Teaching Languages) / E.G. Azimov, A.N. Schukin. - Moscow: IKAR, 2009. - 448 p.
2. Volkova, E.A., Poltavtseva E.A. The technology of using game methods in teaching Russian as a foreign language (on the example of the preparatory faculty) / E.A. Volkova, E.A. Poltavtseva // Professional linguistic education: materials of the twelfth international scientific and practical conference. - Nizhny Novgorod, 2018. - P. 134-137.
3. Dzyuba, E.V. Game interactive technologies at Russian language lessons in the system of professionally oriented education / E.V. Dzyuba, A.E. Massalova // Pedagogical education in Russia. - No. 2. - Yekaterinburg: USPU, 2019. - P. 46-55.
4. Passov, E.I. Foreign language lesson in high school: 2nd ed. / E.I. Passov. - Moscow: Education, 1988. - 206 p.
5. Savochkina, I.V. Lexicogrammatic chants at lessons of Russian as a foreign language / I.V. Savochkina, O.I. Akifi // Scientific result. Pedagogy and psychology of education. - T.8. - No. 1. -Belgorod, 2022. - P. 91-101.
6. Chernyshenko, O.V. Game technologies as a linguo-didactic tool for teaching Russian as a foreign language // Kazan Pedagogical Journal. - Kazan, 2016. - No. 6. - P. 136-140.
7. Elkonin, D.B. Game Psychology / D.B. Elkonin. - Moscow: Pedagogy, 1978. - 304 p.
8. Hadfield, J. Elementary Communication Games / Jill Hadfield. -Nashville, Tennessee: Thomas Nelson and Sons Ltd, 1984. -97 p.
9. Hadfield, J. Elementary Grammar Games / Jill Hadfield. - Har-low: Longman. Pearson Education Limited, 2001. - 128 p.
о с
u
CM CM
о
CM