Научная статья на тему 'Реалити-шоу как реклама образа жизни: медиаобразовательные аспекты'

Реалити-шоу как реклама образа жизни: медиаобразовательные аспекты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5106
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИТИ-ШОУ / ЦЕННОСТИ / КАРТИНА МИРА / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Левицкая А. А.

Поведение и образы, которые транслируются телевизионными программами в массы, задают определённые нормы поведения в обществе и шире, формируют определенную картину мира. В данной статье мы предпримем попытку выявить, каким образом медиатекст, относящийся к такому популярному телевизионному жанру как реалити-шоу, можно использовать в целях развития медиакомпетентности молодежи (которая составляет ядро целевой аудитории большинства реалити-шоу).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реалити-шоу как реклама образа жизни: медиаобразовательные аспекты»

ПРАКТИКА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Media Education Practices

РЕАЛИТИ-ШОУ КАК РЕКЛАМА ОБРАЗА ЖИЗНИ: МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ *

А. А. Левицкая, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский институт управления и экономики

Аннотация. Поведение и образы, которые транслируются телевизионными программами в массы, задают определённые нормы поведения в обществе и шире, формируют определенную картину мира. В данной статье мы предпримем попытку выявить, каким образом медиатекст, относящийся к такому популярному телевизионному жанру как реалити-шоу, можно использовать в целях развития медиакомпетентности молодежи (которая составляет ядро целевой аудитории большинства реалити-шоу).

Ключевые слова: реалити-шоу, ценности, картина мира, медиаграмот-ность, герменевтический анализ.

Reality show as promotion of the way of life: media education practices

Anastasia Levitskaya, Ph.D.. associate professor, Taganrog Management and Economics Institute

Abstract. Behaviour and images transmitted through television programming into mass audience assign certain norms of conduct in society and more than that, determinate special world outlook. In this article we attempt to demonstrate the way such a popular television genre as reality show can be used to develop the media literacy of young people (who make the target audience of the majority of reality TV).

Key words: reality show, values, world outlook, media literacy, hermeneutic analysis.

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-46-93002 (научный руководитель проекта - А.А.Левицкая). The publication is prepared as part of the Russian Humanities Scientific Foundation research project №13-46-93002

Рейтинг стал сегодня главным, а зачастую и единственным критерием оценки медийной продукции. К сожалению, другие характеристики, такие как качество, художественная ценность и воспитательный потенциал, учитываются гораздо реже. В данной статье мы предпримем попытку выявить, каким образом медиатекст, относящийся к такому популярному телевизионному жанру как реалити-шоу, можно использовать в целях развития медиакомпетентности молодежи (которая составляет ядро целевой аудитории большинства реалити-шоу).

Реалити-шоу (от англ. reality — действительность, реальность) — телевизионный жанр, разновидность развлекательной телевизионной передачи и/или онлайн-трансляции. Считается, что первым реалити-шоу стала американская программа «Скрытая камера» (1948), однако в европейских странах настоящая популярность пришла к реалити-ТВ в 1990х годах, а в России - с 2001 года («За стеклом»). Хотя сейчас данный телевизионный жанр объединяет множество вариантов, в общем, происходящее можно охарактеризовать следующим образом: группа участников («обычных» людей, не профессиональных актеров) живет в ограниченном пространстве; их жизнь постоянно снимается скрытыми/не скрытыми телекамерами; как правило, цель такого шоу - получение приза, таким образом, персонажи становятся соперниками, а принцип игры делает шоу привлекательным как для участников, так и для зрителей. Обычные люди получа-

ют шанс стать новыми знаменитостями. Социолог СМИ, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, рассуждая о перспективах реалити-шоу еще в 2005 году, писал, что «этот формат, независимо от отношения к нему, в определенном смысле — будущее, и не только нашего телевидения. Он максимально использует возможности, саму природу медиа-пространства. Это очень рейтинговый жанр, и если он правильно сфокусирован, то наиболее точно выбирает свою аудиторию» [Дондурей, 2005]. Нельзя забывать и об экономической составляющей успеха реалити-шоу По сравнению с профессиональными актерами, задействованными в телесериалах, гонорары «дилетантов» -участников шоу гораздо ниже. К тому же реалити-шоу все больше привлекают внимание рекламодателей как промо-площадки. Сцена, где герои реали-ти-шоу едят или пьют продукцию компании (продакт плейсмент), стоит не меньше $10 тыс.

Несмотря на то, что продюсерами реалити-шоу обычно декларируется отсутствие сценария и реальность всего происходящего, на самом деле авторами программы используются четкие механизмы управления процессом, начиная от этапа кастинга будущих героев шоу (подбор определенных «персонажей», учитывая психологический тип и характер кандидатов) до постановочных кадров и монтажа передачи для эфира (например, так, что реакция человека на слова/ действия другого вполне могла быть вырезана из эпизода, снятого в предыдущий день, из другого кон-

текста). Исследуя проблему культурной самоидентификации участников реалити-шоу Е.Гуцал пришел к утверждению, что культурное пространство реалити выступает своеобразным синтезом внутреннего и внешнего мира человека, его этических и эстетических представлений и деятельности, таким образом, поведение человека находится в своеобразной взаимосвязи со всеми компонентами культурного пространства, а это значит, что влияние реалити как относительно нового жанра мирового телевидения на мировоззрение и духовное настроение современного человека нам еще только предстоит оценить [Гуцал, 2008].

Известный российский исследователь форм и методов телевизионного воздействия Анна Новикова подчеркивает, что «телевизионное шоу - «артизированная реальность, образ реальности, созданный методом монтажа аттракционов... Для того, чтобы этих аттракционов было как можно больше, участникам реалити-шоу предлагаются специфические условия игры, которые вынуждают их проявлять те или иные свои качества. Чтобы действие реалити-шоу развивалось легко и стремительно, оно должно иметь четко прописанный сценарий» [Новикова, 2008, с. 183]. Это подтверждают и сами создатели реалити-шоу Так, генеральный директор телеканала ТНТ Роман Петренко отмечает, что «в такой программе («Кандидат» - прим. автора) драматургия очень точно заранее расписана, продуманы все повороты в соответствии с условиями шоу с

элементами формата. Сценарий настолько жесткий, что практически не дает участникам — героям шоу — никакого маневра. Они понимают, что должны выполнять задания Новикова (Аркадия Новикова, ресторатора и судью «Кандидата» - прим.автора). Только дальше на этом прямом пути есть развилка: если ты проиграл, то это одно, если выиграл — совсем другое. Это как компьютерная игра, в которой алгоритм прописан заранее и без вариантов. Кроме того, есть еще ключевые элементы, условия формата. Эти шоу гораздо более структурированы, чем длинные, пролонгированные во времени. Мы понимаем, что в первом типе реалити-шоу — «документальном мыле» [типа «Дом-2» -прим.автора]— зритель ощущает себя подглядывающим за какими-то моментами жизни героев, которые для него не предназначены. Создается магия того, что, мол, я сам-то не замечен, но я вижу их жизнь. Во втором типе реалити-шоу — как наш «Кандидат» — все совсем по-другому Оно более дра-матургичное, более технологичное, оно прописано от начала до конца, от одной до другой точки его структуры» [Дондурей, 2005].

Реалити-шоу стали так популярны, что стали делится на поджан-ры, такие как шоу-соревнование, романтические шоу ток-шоу, деловые шоу социально-экспериментальные и др. Со временем реали-ти-ТВ стало развиваться по следующим направлениям (приведем примеры программ, транслировавшиеся на российском телевидении с российскими участниками):

• шоу-наблюдение. Реалити-шоу в документальном стиле, основанное на страсти людей к подглядыванию за жизнью других (Дом-2, ТНТ, 2004- по настоящее время; Каникулы в Мексике, MTV, 2011-2013);

• «романтические» шоу (Холостяк, ТНТ, 2013);

• шоу на выживание. Группа людей помещается в экстремальные условия (Последний герой, 1 канал, 2001-2009; Голод, ТНТ, 2003-2004;

• шоу талантов (Народный артист, РТР, 2003-2006; Фабрика звезд,1 канал, 2002-2011; Кандидат, ТНТ, 2005-2006; Топ-модель по-русски, Муз-ТВ, 20112012). В ходе программы способные молодые люди становятся звездами шоу-бизнеса/ получают контракт на работу;

• шоу обновления/преображения. Герой (с помощью пластической операции/диеты/ спорта/смены стиля) или его жизненное пространство (квартира/дом/автомобиль) кардинально меняется (Квартирный вопрос, НТВ, с 2001 по настоящее время; Перезагрузка, ТНТ, с 2013).

При этом реалити-шоу (особенно первых двух категорий) подвергаются жесткой критике за оскорбление нравственности, «отсутствие конкретной пользы, стимулирование инфантильности и едва ли не дебильности участников и публики, как и формирование стремления публичного раздевания или автоэротизма» [Новикова, 2008, с. 180]. Многие критики утверждают, что они оказывают негативное воз-

действие на психику аудитории, особенно подростковой, с несфор-мировавшимися убеждениями и ценностями, находящихся в поиске идеалов и образцов для подражания. В качестве яркой иллюстрации можно привести чрезвычайно популярный среди определенной группы молодежи проект «Дом-2», существующий с 2004 года и вошедший в книгу рекордов Гиннесса как самый продолжительный реалити проект в истории телевидения в мире. С одной стороны, продюсеры декларируют обучающий потенциал данной передачи: «молодежи нужна референтная группа, ей необходимо с кем-то себя ассоциировать, на кого-то быть похожим, с кого-то брать пример в том, как одеваться, краситься. Как ходить на свидания», - говорит генеральный продюсер Дмитрий Троицкий [Дон-дурей, 2005]. Реалити показывает реальных людей в реальных обстоятельствах, что отличается от лакированной действительности.

С другой стороны, «в «Доме-2» так называемый «простой человек», обычно выступающий как потребитель зрелища, получает шанс стать создателем зрелища, отражающего его мир. Но какой этот мир? «Шоу действительно показывает реальность. В нем, как в зеркале, отражается не умеющий ни жить, ни играть индивид пребывающий в своем обычном состоянии, которое считает нормой. Разговоры молодежи «Дома-2» скучны, грубы и примитивны. Фразы полны несусветных штампов, глупостей и пошлостей. И это пугает», считает В.Колотаев [Колотаев,

2009]. С ним согласна и филолог С.Уразова: «Программы реалити-шоу в свою очередь активно и настойчиво внедряют в общественный обиход смысловые понятия и идейно-нравственные категории люмпено-маргинальной страты, что вкупе с речевыми характеристиками данного слоя ведет общество к деградации» [Уразова, 2008].

«Мне кажется, что реалити - это игра, которая стала настоящей жизнью для участников», ? заявляет в одной из газетных публикаций бывшая ведущая проекта К. Собчак, ? «Они все делают очень искренне, не понимая, что зачастую ведут себя как герои бразильских сериалов. Они приняли эту игру "в реалити"» [Цит.по: Гуцал, 2008]. Игра в реалити опасна не только для участников, но и для зрителей шоу, ведь « молодые и обаятельные телегерои задают рефлекторно подкрепляемые модели поведения, подкрепленная модель поведения становится объектом подражания для миллионов подростков, а конструктивные установки изменяются». Участники получают за своё поведение призы и подарки (выигрывают деньги, одариваются машинами, квартирами и поездками за рубеж), что в свою очередь подкрепляет их имидж как успешных людей.

Напомним, что согласно гипотезе культивации Джорджа Гербне-ра (1967), у зрителей, которые часто и подолгу смотрят телевизор, со временем восприятие мира приближается к тому образу реальности, который они видят на экране, а долговременное воздействие моделей поведения в телепрограммах вызывает явление, которое ученые

назвали мейнстримингом (господствующей тенденцией) [Брайант, 2004, с.130]. Таким образом, насаждаемые участниками образы, а точнее социальные роли, которые они выбрали самостоятельно или с подачи продюсеров, ? транслируются в массы и задают определённые нормы поведения в обществе. Более того, обилие реалити шоу на телевидении порождает в массовом сознании вывод о том, что жизнь - это сплошное развлечение.

Д. Дондурей отмечает по этому поводу что «значимое отличие реалити-шоу от других форматов — создание искусственной среды, которая в чем-то похожа на настоящую или создается в определенном пространстве, но выполняет специальные функции, причем невероятно важные для зрителей, — функции обучения, посвящения частного человека в необходимые ему правила жизни в семье, в обществе. Это особые, тонко настроенные обучающие визуальные программы, которые берут зрителя, совершенно неподготовленного, например, юных девушек в «Доме-2» или людей, которые мечтают о карьерном росте в бизнесе, как в «Кандидате», и подробно рассказывают им, как все это следует устроить. И никакой другой телеформат, даже самый мифологичный (например, сериалы), такой эффективностью не обладает [Дондурей, 2005].

Рассматривая эту проблему, А.А.Новикова полагает, что «телезритель, не имеющий психических отклонений, так же как читатель формульной литературы и зритель театральных фарсов, не принима-

ет все происходящее за чистую монету и не воспринимает как руководство к действию. Привлекательность реалити-шоу и треш-программ связана с тем, что их просмотр позволяет снять стресс» [Новикова, 2008, с.187]. Но просмотр реалити-шоу - не только развлечение и снятие стресса, это еще и способ осмысления жизни «для тех, кто на это способен и к этому склонен. Это возможность проанализировать фантазии и понять, чего не хватает нашей культуре, в чем она нуждается» [Новикова, 2008, с.189]. Нельзя не признать правоту позиции доктора наук, культуролога Владимира Ко-лотаева, который считает, что сам факт существования и популярности такого проекта как Дом-2 — это «диагноз бедственного состояния общества. Это сигнал, что что-то нужно делать не столько с картинкой, сколько с реальностью» [Ко-лотаев, 2009].

То, что массовая культура имеет огромный обучающий потенциал, уже не нуждается в доказательствах. Массмедиа сегодня - один из важнейших механизмов социализации человека, транслирующий ценности, устанавливающий, что есть норма, а что - отклонение от нее, диктующий образ жизни и стиль поведения. В связи с этим Д. Дондурей подчеркивает, что на создателей медиапродукции лежит большая ответственность, «так как обнаруживаются гигантские возможности ре-алити-шоу. Не меньшие, чем у сериалов, в плане самых разных видов помощи людям, предложения разных техник обучения, психологических тренингов. Это большая психо-

терапевтическая работа, в которой нуждается все население страны» [Дондурей, 2005].

К сожалению, на телевизионном экране мы наблюдаем «процесс приучения зрителей к понижающему стандарту» (по меткому выражению историка и культуролога В.Зверевой). Естественно, что воздействие массмедиа на разные аудитории не одинаково. Его степень зависит от многих факторов, в том числе, уровня образования, интеллекта, доходов и других социальных факторов, от психологических особенностей человека и, конечно же, от его возраста. Например, жизнь и проблемы героев обсуждаемых и осуждаемых «Дома2» или «Каникул в Мексике» вряд ли привлекут внимание человека, который читает журналы «Forbes», «Искусство кино», газету «Коммерсант» и смотрит телеканал «РБК» или «Культура». В то же время, его/ ее ребенок подросткового возраста вполне может смотреть и даже сопереживать поступкам участников шоу Очевидно, что назрела потребность общества в развитии аналитического и критического мышления по отношению к любым медиатекстам, в формировании медиаграмотной личности, способной воспринимать, интерпретировать, анализировать и оценивать продукты массмедиа.

В качестве примера рассмотрим одно из новых реалити шоу на российском телевидении, вышедшее на экран в марте 2013 года (а в США существующее еще с 2002 года) - «Холостяк». Сюжет и цель реалити демонстрирует рекламный текст на сайте телеканала

ТНТ: «Красивый, богатый и знаменитый Холостяк отправляется в путешествие в компании 26 девушек. Его цель - найти среди них свою любовь. Только одна из участниц дойдет до финала и получит предложение руки и сердца от Холостяка. Ради этого каждая из девушек сделает все возможное. И даже больше». Первым «красивым, богатым и знаменитым» Холостяком на российском телевидении стал футболист Евгений Левченко.

Реалити шоу состоит из 15 серий, в структуру каждой серии заложены индивидуальные и «групповые свидания» с конкурсантка-ми, а завершает каждую серию «церемония роз», во время которой девушки, которые продолжают участие в проекте, получают от холостяка розу, а та, которая остается без нее, уходит.

Для герменевтического анализа используем 10 серию шоу когда из 26 осталось только 7 участниц. Напомним, что герменевтический анализ культурного контекста -исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с культурной традицией и действительностью; проникновение в логику медиатекста; анализ медиатекста через сопоставление художественных образов в историко-культурном контексте, когда предмет анализа - система медиа и ее функционирование в обществе, взаимодействие с человеком, язык

медиа и его использование [Федоров, 2012, 2013].

Следуя методологии, разработанной известным исследователем и медиапедагогом А.В.Федоровым, проведем анализ отдельно взятой серии, а затем выделим три «ряда», или «системы» данного медиатекста в целом [Федоров, 2013].

A. Исторический контекст

1. Что медиатекст сообщает нам о периоде своего создания?

Российское телевидение впервые поэкспериментировало с жанром реалити-шоу в 2001 г («Окна»). Постепенно реалити шоу заняли прочное место в структуре телевизионного вещания различных каналов. Реалити шоу «Холостяк» существует в США с 2002 года (более 16 сезонов), также в течение многих лет транслируется во многих странах мира, в России шоу вышло на экране телеканала ТНТ в марте 2013 года. Российский «Холостяк»? выходил на ТНТ по воскресеньям, в 21:00 - время с жестким контр-программированием. Тем не менее, первый выпуск взял рекордную для формата долю - 14,9 (аудитория 14-44) и 28,2? (женщины 18-30). Последняя серия, которая была в эфире, взяла долю 14,1 (14-44) и 25,7 (женщины 18-30) [mediananny.com/intervju/229927].

B. Культурный контекст

1. Медиа и популярная культура: каким образом медиатекст отражает, укрепляет, внушает, или формирует культурные: а) отношения; Ь) ценности; с) поведение; d) озабоченность; е) мифы.

Стамбул (холостяк и три кон-курсантки), Москва (еще 4 девушки). Холостяк и три девушки прогу-

ливаются по Стамбулу Следующий эпизод - встреча Евгения и девушек с его сестрой и двумя ее детьми, рожденными в браке с турком. Темы: роль женщины на Востоке и Западе, семейные ценности, интернациональные браки, воспитание детей. Ценности: заявлены «традиционные» ценности: любовь, брак, семья, дети.

Участницы, оставшиеся в Москве, осваивают азы бокса под руководство тренера, таким образом, борьба за мужчину сублимируется в физическую активность (правда, не в спарринге, а в битье по груше).

Третье место действия - студия радиостанции, куда приглашен Холостяк и 3 участницы для ответов на провокационные вопросы и выполнения такого же рода заданий (Евгений с завязанными глазами должен по поцелую узнать девушку).

С. Структура и приемы повествования в данных медиатекстах

Схематично структуру сюжет, репрезентативность, этику особенности жанровой модификации, иконографии, характеров персонажей можно представить следующим образом:

a) место и время действия медиатекстов: Стамбул и Москва, наши дни

b) характерная для данных медиатекстов обстановка, предметыбыта:«туристический» взгляд на Стамбул, прогулки по улочкам, обед на яхте, и т.п.; роскошный особняк в Подмосковье.

c) жанровые модификации: мелодрама

с1) типология персонажей (черты характера, одежда, телосложение,лексика, мимика, жесты пер-

сонажей, присутствие или отсутствие стереотипной манеры репрезентации персонажей в данных медиатекстах):

- возраст участниц: 23-31 лет;

- уровень образования: высшее (в кадрах интервью с участницами индивидуально в титрах указывается их возраст и профессия;

- социальное положение, профессия: варьируется и зависит от их профессионального статуса: юрист, инженер, специалист по рекламе, журналист, визажист, предприниматель, переводчик.

- семейное положение персонажей: незамужние девушки и холостяк;

- внешний вид, одежда, телосложение персонажа, черты его характера, лексика и пр. Все девушки красивы, выглядят ухоженно и в «повседневных» ситуациях, и особенно на «церемонии роз» (вечерние туалеты, макияж и прически). Черты характера: каждая из 7 девушек к 10 серии уже имеет доминирующую характеристику (романтичная, деловая, забавная, скромная, напористая, серьезная, ревнивая). Креативный продюсер российской версии реалити-шоу «Холостяк» Екатерина Костюкова дает следующую характеристику героиням: «Как можно сравнивать бойкую, девушку- « свой парень» Дашу Пономареву и «нежный цветочек» Вику Веш-кину«Снежную королеву» Марину Бирюкову» и «вечный двигатель» Надю Мазко? [http://

mediananny.com/intervju/ 2299271]. Таким образом, за каждой закреплен определенный стереотип. Но все девушки без исключения позиционируют себя как искренние и ранимые.

е) существенное изменение в жизни персонажей медиатек-стов: по тем или иным причинам (разочарование в прошлых отношениях, дух авантюризма, и пр.) девушки решили использовать шанс найти любовь на телешоу.

I1) возникшая у персонажей проблема: необходимость выбора (у холостяка), любовные переживания и ревность (у участниц), нарушение привычной модели взаимоотношений, осознание того, что мужчина ухаживает одновременно за несколькими девушками, создает чувство фрустрации (главный герой обнимается с одной, через несколько секунд - с другой: «в жизни я бы никогда не допустила такую ситуацию - просто бы ушла без объяснений» - говорит одна из участниц);

д) поиски персонажами решения проблемы: Холостяком: индивидуальные и групповые свидания с участницами шоу, отбор девушек. Девушками: анализ сильных и слабых сторон соперниц, попытки привлечь внимание Евгения на себя (от якобы случайных, но очевидных попыток тактильного контакта (прикоснуться к руке, засмеявшись, уткнуться в плечо и т.п.) до приступов откровенности в состоянии легкого опьянения).

Теперь рассмотрим, какую картину мира рисует реалити шоу «Холостяк» в целом. Какое мировоз-

зрение представляет этот мир

- оптимистическое или пессимистическое? Счастливы ли персонажи этого медиатекста? Несмотря на «церемонию роз», на которой одна из девушек покидает шоу, мир «Холостяка» оптимистичен: в этом мире молодые, красивые, образованные люди, в большинстве уже состоявшиеся в профессии, путешествуют и наслаждаются жизнью. Согласно идеологии шоу, счастье женщины

- быть выбранной мужчиной. Ситуация, когда мужчина окруженный множеством женщин, решает, с кем из них общаться сегодня, а с кем - завтра, вызывает однозначные ассоциативные связи. Шоу своеобразным образом иронизирует над идеями двадцатого века о равноправии полов, феминизме и пр., апеллируя к восточным традициям гарема. Роль женщины сводится к желанию показаться более соблазнительной для мужчины, чем ее соперницы.

Способны ли персонажи управлять их собственными судьбами?

Только главный герой, Евгений, решает, кто из девушек остается, а кто уходит. У участниц шоу зависимое положение. Даже те, кто на камеру говорил, что думает уйти, не дожидаясь решения Евгения, так этого и не делает.

Какова иерархия ценностей согласно данному мировоззрению?

Молодость, красота, любовь, семья, деньги, открывающие возможность путешествовать, заниматься благотворительностью - вот главные ценности персонажей передачи.

Какие ценности преобладают в финале? Что означает

иметь успех в этом мире? Как человек преуспевает в этом мире? Какое поведение вознаграждается в этом в мире?

Холостяк дарит кольцо фина-листке со словами: «я точно знаю, что из всех девушек ты мне ближе всего. Я счастлив, что мы встретились» (т.е. заявленное в рекламе шоу предложение руки и сердца, все таки не прозвучало. Кстати, к концу 16 американского сезона никто из холостяков не женился на женщине, которой подарил последнюю розу). Судя по финальному выбору Евгения, вознаграждается душевность, искренность и скромность. Победительница шоу на всем его протяжении позиционировалась как «настоящая», не играющая, а неподдельно увлеченная Холостяком претендентка, которая готова разделить его образ жизни, и более того, будучи рекламистом по образованию, стать партнером в его работе. Образ же Холостяка изначально строился на его имидже как человека, «которому хочется желать счастья» (по выражению креативного продюсера шоу). Екатерина Костюкова добавляет, что она очень верила в Евгения Левченко: « Женя -потрясающий: и как герой, и как человек. Харизматичный, мгновенно располагающий к себе, разносторонне развитый, дисциплинированный и просто красивый мужчина. При этом он упрямый и самостоятельный - недаром сделал себя сам, без чьей-либо помощи и поддержки . У него закаленный дух спортсмена, это выручало в том графике съемок, о котором я говорила. Нашей задачей было только подчеркнуть эти его грани».

Таким образом, герменевтический анализ (который можно значительно углубить, добавив транскрипт и анализ реплик персонажей, музыкального сопровождения каждого эпизода, операторскую работу и др.) поднял на поверхность наиболее противоречивые вопросы восприятия реалити-шоу «Холостяк», выявив главный, - яркую гендерную стереотипизацию.

Далее, приведем примеры аналитических вопросов для деконструкции реалити шоу разных видов на занятиях со старшеклассниками и студентами.

Какова структура каждой серии? Есть ли повторяющиеся схемы/ситуации?

Аудитория: какие люди являются целевой аудиторией этого шоу? Это однородная аудитория или разные группы людей с различными интересами? Какие фан клубы или интернет сайты образовались вокруг него?

Персонажи: Хотя участники реалити-шоу все чаще оказываются студентами театральных вузов, начинающими актерами/актрисами, тем не менее, они представляются аудитории как «обычные люди». Почему именно они прошли кастинг и были выбраны продюсерами шоу? Кто главные герои? Попадают ли они под определенные стереотипы? Думаете ли вы, что хорошо узнаете людей, участвующих в шоу основываясь на их поведении на телевидении? Учтите возраст, пол, этническую принадлежность, внешность, профессию, социальный статус и пр.социаль-но-демографические характеристики главных героев шоу Какие люди не могут стать его участника-

ми и почему? Как ведут себя участники шоу? Есть ли общие характеристики, какие? Какое поведение считается нормой? Как подбор участников отражает главное послание передачи?

Технология: какие приемы киносъемки и монтажа используются создателями передачи? Проанализируйте диалоги, сюжеты, монтаж, озвучание, музыкальное сопровождение, режиссуру.

Реклама: какие товары рекламируются участниками шоу? Приведите примеры продакт плейс-мента. Какие товары рекламируются во время рекламных блоков? Употребляют ли участники алкоголь и как часто это показывают? Какова связь рекламируемых товаров с тем, какой образ жизни «рекламирует» шоу в целом?

Воздействие: к каким чувствам/ эмоциям апеллирует реалити-шоу? Какие приемы психологического воздействия используются, чтобы вызвать эти эмоции? Как его восприятие может меняться в зависимости от пола, возраста, социального статуса, и пр.?

Как вы воспринимаете это шоу? Какова исходная предпосылка данного шоу о его теме (что по замыслу продюсеров шоу, зрители должны думать, например, об отношениях мужчины и женщины, о богатстве, о риске и пр.)? Какие установки оно транслирует? Какое поведение демонстрирует как норму, а какое, как отклонение от нее? Какие ценности, духовные и этические, несет эта передача? Представь, что шоу посмотрит ребенок - что он узнает о мире из него? Что не включает в себя данное реалити-шоу? Какие

смыслы, характеры, образы категорически неприемлемы в данном медиатексте? Почему вы выбрали его для анализа?

Какие другие телевизионные жанры схожи с реалити-шоу и чем?

В микрогруппах придумайте сценарную заявку для нового реа-лити-шоу о жизни сверстников.

Вспомните, есть ли примеры «интеллектуальных» реалити-шоу («Полиглот», Культура)? В чем его кардинальное отличие от других видов реалити? Придумайте сценарные заявки на другие интеллектуальные, развивающие реалити-шоу

Выводы. Поведение и образы, которые транслируются телевизионными программами в массы, задают определённые нормы поведения в обществе и шире, формируют определенную картину мира. Нормы спорные, иногда асоциальные. Поэтому реалити-шоу как жанр медиатекста должен быть в центре внимания медиапе-дагогов. В данной статье мы предприняли попытку выявить, каким образом медиатекст, относящийся к такому популярному телевизионному жанру как реалити-шоу можно использовать в целях развития медиакомпетентности молодежи.

Литература

Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: Пер. с англ. М.: - Издательский дом «Вильямс», 2004. - 432с.

Википедия: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Реалити-шоу. Дата обращения: 01.08.2013.

Григорова Д.Е. Реалити-шоу: анализ механизма манипуляционных воздействий // Инновации в образовании. 2010. № 7.

Гуцал Е.А. Проблема культурной самоидентификации участников реа-лити-шоу и интерпретация их бытования телезрителями//Медиас-коп.2008.№2// http://mediascope.ru/ node/238. Дата обращения: 10. 08. 13.

Дондурей Д. Б. Реалити-шоу: развитие жанра // Искусство кино: электронный журнал. 2005. № 11// http:// www.kinoart.ru/magazine/11 -2005/media/ reality0511. Дата обращения: 10. 08. 13.

Дондурей Д. Б. Энциклопедия частной жизни. ТНТ: реалити-шоу // Искусство кино: электронный журнал. 2005. № 10.//http://www.kinoart.ru/ magazine/04-2005/media/tnt0504. Дата обращения: 10. 08. 13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зверева В. Российское ТВ:теория и практика. Телевидение понижающего стандарта // Искусство кино: электронный журнал. 2009. №1 // http:// kinoart.ru//archive/2009/1. Дата обращения: 12. 08. 13.

Колотаев В. Забыть «Дом-2»// Искусство кино: электронный журнал. 2009. № 11//http://kinoart.ru//archive/ 2009/11. Дата обращения: 14. 08. 13.

Медианяня [Электронный ресурс]. Интервью с Екатериной Костюковой - Режим доступа: http:// mediananny.com/intervju/2299271. Дата обращения: 05. 09. 13.

Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. - СПб.: Але-тейя, 2008. - 208с.

ТНТ. Официальный сайт телеканала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// holostyak.ru. Дата обращения: 01.09.2013.

Уразова С.Л. Реалити-шоу в контексте современного телевидения. Авто-реф. дис. канд. филол. наук. М., 2008.

Федоров А.В. Опыт герменевтического анализа советских аудиовизуальных медиатекстов антирелигиозной тематики на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2013. № 7. С. 78-94.

References

Bryant, J., & Thompson, S. (2002). Fundamentals of Media Effects, 1st ed. New York: McGraw-Hill Higher Education.432p.

Dondurey D. (2005). Reality show: genre development//Cinema Art/// http:// www.kinoart.ru/magazine/11-2005/ media/reality0511

Dondurey D.(2005). Encyclopedia of private life. TNT: reality show//Cinema Art/ http://www.kinoart.ru/magazine/04-2005/ media/tnt0504.

Fedorov A. (2013). Practice of hermeneutic analysis of soviet audiovisual media texts on anti-religious topic in university classroom//Innovations in Education. 2013. № 7. pp. 78-94.

Grigorova D. (2010). Reality show: analysis of the mechanisms of manipulative impact// Innovations in Education. 2010. № 7.

Gutsal E. (2008). The problem of cultural self-identity of the reality show participants and interpretation of their life by audiences//Mediascope. 2008. №2// http://mediascope.ru/node/238.

Interview with the "Bachelor" creative producer// http:// mediananny.com/intervju/2299271.

Kolotayev V.(2009). To forget "Home2"//Cinema Art//http://kinoart.ru// archive/2009/11.

Novikova A.(2008). Modern television shows: origins, forms and methods of effect. St.Petersburg: Aleteya, 208p.

TNT. Official site of television channel/ / http:// holostyak.ru.

Urazova S. (2008). Reality show in the context of modern television. Ph.D. thesis. Moscow.

Wikipedia article on reality shows// http://ru.wikipedia.org/wiki/PeanMTM-moy

Zvereva V. (2009). Russian TV: theory and practice. Television of decreasing standard//Cinema Art//http:// kinoart.ru//archive/2009/1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.